Главная страница
Навигация по странице:

  • Культура эпохи Раннего царства. Письменность и начало знаний.

  • Эпоха Древнего царства

  • Культура Египта Древнего царства. Религия.

  • Письменность и наука.

  • Изобразительное искусство.

  • Литература.

  • Вопросы по истории древнего мира Бунин. История Древнего Мира


    Скачать 1.23 Mb.
    НазваниеИстория Древнего Мира
    АнкорВопросы по истории древнего мира Бунин
    Дата12.02.2020
    Размер1.23 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаIstoria_Drevnego_Mira_s_voprosami_po_distsipline_k_ekzamenu.doc
    ТипДокументы
    #108143
    страница3 из 24
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   24

    Раннее царство — это время правления в Египте I и II манефоновских династий, охватывающих более чем двухсотлетний период истории династического Египта (ок. 3000—2800 гг. до н.э.).

    Манефон считает объединителем Египта царя по имени Менее (Мина), основателя I династии. Его, вероятно, можно отождествлять с царем, носящим в древнейшей египетской летописи тронное имя Хор-Аха («Хор Боец» (Хор, или Гор,— имя одного из главных египетских божеств, солнечного бога, изображавшегося в виде сокола.

    Царь считался воплощением Хора и носил кроме личного особое «хорово» имя.)). Однако он не был первым верхнеегипетским правителем, претендовавшим на власть во всем Египте. Так называемая табличка Нармера, одного из последних додинастических правителей из Верхнего Египта, найденная при раскопках Иераконполя, повествует в символической форме о победе этого царя над жителями Нижнего Египта.

    Нармер представлен на этой рельефной табличке во время своего триумфа увенчанным объединенной короной Верхнего и Нижнего Египта. По-видимому, некоторые предшественники Нармера также склонны были уже считать себя покорителями Севера и претендовать на объединенную корону.

    Менее же возглавил список египетских царей, дошедший до нас благодаря сочинению Манефона, вероятно, потому, что именно с него началась в Египте прочная летописная традиция. Но и при Менесе, так, же как и при его предшественниках, да и последователях, достигнутое единство страны не было еще окончательным. Покоренный Нижний Египет долго не желал признать свое поражение, и там, в течение почти всего Раннего царства происходили кровавые военные столкновения.

    Период Раннего царства — это время сложения общеегипетского государственного аппарата. Надписи I и II династий изобилуют названиями многих ведомств и должностей, существовавших ранее или впервые возникавших в связи с усложнением хозяйственного и административного управления, как в центре, так и в номах, на протяжении всего Раннего царства. Эти изменения связаны, по-видимому, с поисками оптимальных форм управления, производства, учета и распределения производимых материальных ценностей.

    Культура эпохи Раннего царства. Письменность и начало знаний.

    В период Раннего царства египетская письменность уже сложилась. Накануне периода I династии египтяне пользовались всеми основными видами знаков и всеми приемами их сочетания, какими пользовались впоследствии. Греческие писатели назвали знаки египетских надписей на стенах храмов, иероглифами («hieros» – священный и «glypho» – режу, высекаю). По внешнему облику иероглифы представляли собой рисунки живых существ и различных предметов. Иероглифы или прямо «изображали» слово или косвенно намекали на содержание слова.

    Еще до I династии писцы помечали посуду с припасами чернильными надписями. Почерк отличается беглостью и уверенностью. Изображения (иероглифы) письменного прибора доказывают, что уже тогда чернилами писали при помощи длинных тростинок-кисточек. Счетное дело достигло высокого уровня. К началу I династии египетские счетчики пользовались громадными числами (слова и знаки для обозначения 10 000, 100 000, 1 000 000). Летоисчисление велось по годам, подразделенным на месяцы и дни. Каждый год получил свое наименование по имевшим место событиям. Имена царей, названия лет, уровень Нила заносились в летопись.

    Религия.

    В период Раннего царства учение о божественности главы государства служило упрочнению существовавшего классового строя. Воинственная богиня гор. Саиса-Нейт пользовалась при I династии большим почетов и в других частях страны. Земледельческое божество – солнце Ра, упоминается впервые в составе царского имени при II династии.

    Уже при I династии появляется в надписях вера в существование у человека души-двойника, в особое значение имени человека. Забота о снабжении умершего жилищем (гробницею), едой и утварью для загробного существования была унаследована от прошлого и развита дальше. Вера в волшебство обнаруживается в раннеегипетских источниках.

    Искусство.

    Если о раннеегипетских храмах судить по знакам – изображениям в письменности, это были, по-видимому, небольшие постройки внутри оград. Единственная отрасль раннеегипетского зодчества – это гробницы царей, знати. Первоначально они возводились не из камня, а из кирпича-сырца (ступенчатая пирамида). От Раннего царства дошло значительное количество мелких и очень немного крупных круглых скульптур (изображение людей и животных).

    Однако еще при II династии даже крупные каменные изваяния людей иногда отличались несоразмерностью отдельных частей тела. Изображения на плоскости не столько смотрелись, сколько читались. Плоские изображения и письмена составляли при первых династиях неразрывное единство.

    Художник изображал предмет на плоскости не таким, каким он мог его видеть в том или ином случайном положении, под тем или иным случайным углом зрения, а старался изобразить предмет так, чтобы все его характерные признаки были видны одновременно. Предметы изображались, как если бы на них одновременно смотрели прямо и сбоку. Этим объясняется строение на наш взгляд построение человеческого изображения: голова, локти и низ тела повернуты вбок, плечи же и глаз нарисованы прямо. Египетская передача животных – вид сбоку, менее отличное от нашей.

    Египетский способ изображения на плоскости намечался в живописи и резьбе задолго до I династии но последовательность не проводился. В Раннем царстве возникают все виды египетского письма, складывается система счета, появляется первый свиток папируса, делаются первые попытки мумификации, начинают возводиться монументальные гробницы – каменные мастабы и создаются первые характерные статичные статуи официальных лиц.

    В эпоху Раннего царства бог Хор (Гор) становится великим богом – покровителем единого Египетского царства («владыка Обеих Земель»), носитель двойной короны Египта.

    Эпоха Древнего царства (начало XXVIII в. до н.э.— середина XXIII в. до н.э.) — это более чем пятисотлетний период египетской истории, время правления III, IV, V и VI манефоновских династий, эпоха, генетически связанная с Ранним царством, но представляющая собой новый качественный этап развития Египта.

    Новые явления определялись в первую очередь окончательным прочным объединением страны, сплочением ее в одно политическое целое. Это становится особенно ясным, если учесть, что существенных изменений в орудиях производства по сравнению с Ранним царством не произошло — изменения были, по-видимому, в основном количественные. Только резкое увеличение производства медных орудий труда могло привести, например, к большим изменениям в строительном деле — началу невиданного доселе строительства из мягкого известняка.

    Известно, что блоки из этого камня выпиливались медными пилами, которые изготовлялись из слитков, подвергавшихся для прочности специальной проковке. Из гробниц Древнего царства до нас дошло большое количество различных медных орудий и их маленьких моделей, но по-прежнему применялись разнообразные каменные орудия, деревянные мотыги, серпы с кремневыми зубьями, первобытный деревянный плуг.

    Полное объединение Египта и более целенаправленная организация производства в пределах объединенной страны в огромной степени способствовали общему подъему всех отраслей египетского хозяйства.

    Во главе сложившегося египетского государства стоял царь, часто называемый в литературе фараоном — термином, пришедшим из греческого языка, но восходящим к древнеегипетскому иносказательному наименованию царя эпохи Нового царства — пep-'o, что значило «Большой дом» (т.е. дворец); само же имя царя считалось священным, и произносить его возбранялось.

    Египетский царь обладал неограниченной экономической, политической и верховной жреческой властью. Все значительные мероприятия в стране и за ее пределами производились от имени фараона — большие ирригационные и строительные работы, разработка ископаемых и камня в окрестных пустынях, войны и торговые экспедиции, проведение больших религиозных и династийных праздников.

    Царь почитался как бог и был, по египетским представлениям, во всем подобен богам, а, возможно, в глазах народа порой и превосходил их могуществом. Так, в период расцвета Древнего царства усыпальницы царей — пирамиды затмевали своим великолепием храмы богов. Длинная, со временем все более расцвечивающаяся эпитетами титулатура египетского царя содержала в себе пять царских имен, в том числе личное и тронное.

    До конца египетской истории фараон выступал как царь Верхнего и Нижнего Египта, что фиксировалось в его титулатуре как воспоминание о некогда существовавших самостоятельных царствах Севера и Юга. Пережитком времен двух додинастических царств была и двойственная система некоторых государственных ведомств страны.

    Важнейшим помощником царя был верховный сановник — чати, осуществлявший от имени царя общее руководство хозяйственной жизнью страны и главной судебной палатой.

    В разные времена чати мог занимать и некоторые другие крупнейшие должности, в частности должность главы столичного управления; известно, однако, что ему в течение почти всей истории Египта не доверялось руководство военным ведомством, во главе которого стоял другой крупнейший сановник — начальник войска.

    Культура Египта Древнего царства. Религия.

    Религия в период Древнего царства была сложным нагромождением верований и представлений, возникших в разное время и в разных местах Египта. Центральное место в религиозном культе Древнего царства занимало освящение существующего классового строя в виде обожествления носителя верховной власти; так фараон объявлялся живым подобием бога Солнца. Богов в Древнем царстве было очень много: у каждого города их могло быть несколько. Эти городские и областные боги были олицетворением различных природных явлений: неба, земли, светил, воздуха, воды и т.д.

    Некоторые из них олицетворяли одновременно явления общего порядка (бог Луны – Тот – покровитель города Гермополя, также он был богом письменности). Как воплощение божества почитались также животные, растения и некоторые предметы; эти верования являлись пережитком тотемизма (вера в происхождение людей от животных) у племен, населявших долину Нила задолго до Древнего царства.

    Олицетворением Тота были собакоголовая обезьяна – павиан и птица ибис, а Солнце в храме города Гелиополя представлял каменный столб. Главной силой объявлялся бог Ситон, отождествленный с богом Солнца Ра в виде Ра-Атона. Тесно связанным с культом царской власти оказался и культ бога Осириса – царя загробного мира, вершителя посмертной судьбы каждого египтянина на суде богов (Солнце – бог живого царя, Осирис – бог умершего).

    В основе почитания бога Осириса лежало обожествление ежегодно умирающих и оживающих сил природы. Осирис олицетворял воду половодья, несущую свежие силы растительности. Почитание Осириса было связано с земледелием. Притязания на посмертное небожительство были свойственны не одним царям, но и вельможам. Чтобы продолжить вести жизнь в гробнице и вне ее, тело умершего должно быть сохранено. Забота о сохранности останков привела к приготовлению мумий.

    В период Древнего царства искусство мумификации находилось еще только в начальной стадии. По учениям, господствовавшим в Древнем Египте, человек наделялся несколькими душами. Одной из душ был «двойник». «Двойник» считался духовным телом человека, соединение с ним означало жизнь.

    Одной из душ египтяне считали имя. Чтобы умершему и его душе-«двойнику» можно было безбедно жить и кормиться гробница, соответственно отделывалась, обставлялась и «навеки» обеспечивалась жертвами и жрецами. Простым людям все это было недоступно. Царь и знать возвеличивались и при жизни и после смерти.

    Письменность и наука.

    Особенности государственного устройства Египта Древнего царства требовали обширной переписки и сложной отчетности. У писцов выработался особый беглый почерк, к иероглифическому письму прибавилось новое письмо, староиератическое (писали на папирусе, от греческого – жреческий, т.к. в поздние времена им пользовались только жрецы). Грамотными были не только писцы, но и вельможи, знатные женщины, сановники.

    Письменные указания на камнях, адресованные строителям, также свидетельствуют об относительном распространении грамотности вне правящих кругов. Во времена Раннего и Древнего царств египтяне накопили известную сумму знаний. Развитию вычислительного дела способствовало строительство (точность строительных промеров и совершенная разметка краской углов наклонов, глубины и уровней уступов на пирамидной кладке).

    Необходимость вычислять периоды разлития Нила создала египетскую астрономию. Год состоял из трех времен, каждое время из 4 месяцев, каждый месяц из 30 дней; сверх 360 дней в году имелось 5 добавочных, високосных лет не было, так что календарный год опережал природный, состоящий из 365 суток, каждые 4 года на 1 день. Грандиозное древних египтян было сделано в области физики – для уменьшения силы трения рабы лили масло под полозья тележек (строительство пирамид).

    В пору Древнего царства египтяне сделали открытие в области химии – изобретают цветные пасты, которыми покрывают крупный бисер или делают его из цветных смальт. Из этого бисера на протяжении всей истории Древнего Египта изготовляли много различных украшений.

    Значительными были успехи врачебной науки, различались врачи «утробные», глазные, зубные (стоматология – зуб, прикрепленный к другому золотой проволокой, челюсть, просверленная при операции). Начиная с Древнего царства, существовало в Египте своеобразное высшее научное учреждение – «дом жизни». Оно имело такое значение, что доставлять все необходимое ему должны были даже номы Верхнего Египта.

    Изобразительное искусство.

    Изобразительное искусство Древнего царства служило в основном религиозным целям. При III и IV династиях в изваяниях стремились к точному воспроизведению подлинника. При V и VI династиях изготовляли и более условные подобия. Раскраска и принятые цвета - красноватый для мужчин и желтоватый для женщин.

    Глаза, вырезанные из цветных камней или фаянса, иногда вставлялись в изваяния, и так искусно, что выглядели совсем живыми. Изображения царей должны были выражать их божественность. Перед пирамидой Хефрена лежал большой сфинкс – естественная скала высотой в 20 м., обработанная в виде льва с головой этого царя.

    Плоских изображений дошло до нас от Древнего царства очень много – преимущественно гробничных, меньше - храмовых. К началу IV династии изображения были различны по технике исполнения. В пору «великих» пирамид и увлечение величавой простотой, отпадала необходимость в украшении гробничных стен. При V династии художники окончательно остановились на изображениях, выполненных низким рельефом и затем расписанных. Лишь кое-где такие изображения чередовались с рельефом внутри врезанного контура.

    Настенные изображения в гробницах служили религиозным целям. Умерший, как считали древние египтяне, действительно должен был переживать изображенное (богатые трапезы, производство и доставка приношений, развлечения и т.д.).

    Плоские изображения Древнего царства обыкновенно выполнены мастерски: четко, складно, просто. Художник мастерски передавал настроение человека (горе, отчаяние, нежность, тревога и т.д.). Если на большинстве изображений Древнего царства телодвижения несколько угловаты, то на некоторых рельефах они замечательно гибки.

    Литература.

    В виду гибели литературных рукописей Древнего царства судить о его художественных произведениях приходится больше по надписям (жизнеописание сановников IV династии, высеченное на их гробницах – это по существу перечни занимавшихся ими должностей, и только лучшее из них, жизнеописание Метена, дополнено сообщениями об имущественных делах сановника).

    К концу IV – началу V династии описываются достоинства умершего и царские к нему милости (рассказы об отдельных событиях жизни вельмож). При VI династии встречаются уже подробные большие жизнеописания, победная песня возвращающегося их похода войска, поэтическое словословие в честь египетской богини неба Нут, распорядок мемфисского храмового представления, в котором дано предписание для отдельных участников.

    Данный распорядок свидетельствует о зарождении драматического искусства в Египте периода Древнего царства. Таким образом, уже в III тысячелетии до н.э. древние египтяне добились больших достижений в области не только материальной, но и духовной. Обстоятельные декреты царей, биографические надписи вельмож и сложные религиозные тексты («Тексты пирамид», «Мемфисский богословный трактат»).


    1. Проблемы социально-экономических отношений в Египте в период Среднего Царства.


    В эпоху Среднего царства социальные противоречия значительно усложнились и обострились. Развивается рабовладение; не только знать, располагавшая обширными полями, владела рабами, но даже мелкие чиновники и просто рядовые свободные имели небольшое количество рабов. Притоку рабской силы способствовали войны, в результате которых в Египет пригоняли пленников из Сирии, Палестины и Эфиопии. При централизованном распределении «царских людей» в первую очередь учитывались интересы царских, храмовых и вельможных хозяйств, представителей царской администрации. В этих условиях устойчивое существование средних хозяйств возможно было лишь с использованием рабского труда, хотя в них были заняты и другие категории работников. Рабы требовались во многих средних хозяйствах, где применялись интенсивные методы хозяйствования, укреплялись товарные связи с рынком, частнособственнические отношения.

    Однако основная масса египетского населения – земледельцы-общинники – ничего не выигрывала ни от увеличившегося благосостояния всего государства, ни от ослабления гнёта царских податей и повинностей, ибо в связи с установлением автономии номархов земледельцы оказались под двойным гнётом – царя и номархов. В связи с этим начинается резкое обнищание общинников. Такова же горькая участь и ремесленников: ткачей, кузнецов, каменщиков – все они были осуждены на тяжёлый труд, на бедность и голод.

    В Переходный период почти не встречаются в письменных источниках характерные для Древнего царства сведения об огромных латифундиях столичных придворных с впечатляющими данными о поголовьях скота и полученных урожаях. В стране появляется большое количество мелких хозяйств. Для документов Переходного периода (вплоть до ХIХ династии) становится привычным частое упоминание термина «малые люди» (неджес). В Египте периода распада «малые люди» чаще всего встречаются в одном ряду с «большими людьми», то есть высшей знатью, и не смешиваются с работным и торговым людом.

    «Малые» Среднего царства нередко вообще оказываются богатеями, крупными сановниками с высоким придворным или государственным званием. Они претендуют на особое положение в обществе, положение людей, достигших успеха и процветания своим собственным трудом и (нередко) воинской доблестью. Образ подобного «малого», выбившегося в верхи ценою неимоверного напряжения и за счет неординарных личных качеств, обретает в Египте на время особую притягательность. Даже номархи времен правления XI династии охотно величают себя «сильными малыми». Уже этот факт позволяет судить о степени влияния на события в стране прослойки деятельных владельцев относительно небольших поместий, которые называют себя «малыми людьми». Причем основное направление их усилий к исходу Ш тысячелетии до н.э. — объединение Египта.

    Таким образом, общественные отношения, которые существовали в период Среднего царства, говорят о напряжённости общественной атмосферы. Рабовладельцы боялись восстания рабов, угнетенных землевладельцев, ремесленников. Несмотря на это отдельные части общества процветали. Стоит отметить, что категория жречества существовала также за счёт подневольного труда крестьян и рабов и за счёт обязательных налогов в пользу храмов.

    Благодаря объединению страны появилась возможность восстановить осушительно-оросительную сеть, оставшуюся в наследство от Древнего царства. Постепенно земледельцы отнимают у природы потерянные за годы развала территории и начинают освоение новых.. Известия о голоде перестают встречаться в древнеегипетских хрониках. Но урожайность земель повысить пока не удается — технология землепользования во многом еще находилась в стадии формирования. Приходится в связи с ростом народонаселения Египта задумываться о резервах повышения сбора зерна и плодов. Легкодоступных земель в долине Нила к этому времени практически не осталось, и в период XII династии ведется вынужденное наступление на грандиозные болота Дельты и неглубокие озера в различных частях страны.

    Также был прорыт магистральный канал, соединивший фаюмскую впадину с Нилом, а ранее заболачиваемое озеро стало колоссальным водохранилищем, из которого через систему дополнительных каналов орошалась окрестная территория.

    Фаюм стал цветущим сельскохозяйственным районом Египта с многочисленным населением. Одним из центров оазиса стал новый город Иллахун, построенный по всем правилам градостроительного искусства, с широкими, пересекающимися под прямым углом улицами. Чтобы обезопасить вновь освоенный район Фаюма от набегов ливийцев, на его западных границах была возведена мощная крепость с постоянным гарнизоном. Во времена Среднего царства в районе Меридова озера были произведены масштабные осушительные в ирригационные работы, и площадь озера с 2 тысяч кв. км уменьшилась до 233 кв. км. На освободившихся площадях не только зазеленели всходы ячменя, но и были возведены пирамиды царей Сенусерта II и Аменемхета III.

    В Египте Среднего царства существовал уже достаточно развитый регулярный рыночный обмен, хотя о деньгах как всеобщем эквиваленте говорить ещё рано. Мерилом ценности обычно выступало зерно, иногда одежда, реже медь, ещё реже серебро или золото. Товарно-денежные отношения в условиях жёсткой государственной регламентации развивались крайне медленно, что хорошо видно при сопоставлении с Двуречьем. Но всё-таки развитие шло. Увеличивалась роль городов как торгово-ремесленных центров, о чём можно судить, в частности, по раскопкам города Кахуна.

    В это время египтяне освоили бронзу — металл, который по своим качествам намного превосходит более мягкую медь. Нужно сказать, что многие народы Месопотамии, Малой Азии, Восточного Средиземноморья применяли бронзу значительно раньше египтян. Это отставание было вызвано прежде всего отсутствием в долине Нила и окружающих его странах олова, необходимого компонента для получения бронзо-сплава, и известной удаленностью Египта от источников добычи олова. Из других важных достижений следует отметить появление принципиально новой отрасли — производства пастового стекла «изделия из него не выдуваются мастером через трубки, а изготовляются путем разлива расплавленной массы-пасты в специальные формы).

    Восстановление единого и сильного Египетского государства способствовало дальнейшему развитию египетской торговли. Все больше укрепляются связи Египта с соседними областями, например, западными оазисами, откуда в Египет поставляли минералы, соль, дерево, кожи, птиц, в частности голубей. Египетские товары стали проникать и в более далёкие страны. Судя по данным раскопок, некоторые города Палестины и Сирии постепенно превратились в передовые пункты египетской торговли, экономического и культурного влияния. Все больше укрепляются и связи Египта с южными странами, с Нубией и с той далёкой страной Пунт, которая была расположена в восточной части Африки.

    Широкого распространения достигло ткацкое дело. Из льна умели изготовлять несколько видов тканей: плотную, грубую парусину, мешковину, платьевую ткань различной толщины вплоть до тончайшей, шедшей на изготовление одеяний жрецов. Научились делать ткани плиссированные. Работа велась обычно на низких горизонтальных станках, изображения и модели которых попадались не раз археологам. В Египте Среднего царства развивается также плетение корзин и циновок из тростника, камыша и папируса, обработка кожи. Однако основным занятием египтян по-прежнему остается земледелие. Введение новых освоенных площадей способствовало подъему всего сельского хозяйства: появляется более удобный плуг, облегчающий труд пахаря, выводятся новые породы крупного рогатого скота (о его состоянии можно сказать в основном по изображениям домашних животных на фресках и рисунках той поры и отчетам управляющих поместьями), а также тонкорунных овец, дающих ценную шерсть.

    Однако, несмотря на довольно широкое распространение торговли, хозяйство Египта сохраняло примитивный натуральный характер. Крестьяне, входившие в состав сельской общины, платили повинности натурой, в частности отдавая долю своего дохода из «первинок урожая». Бедняки вынуждены были брать у богатых землевладельцев ссуды зерном.


    1. Основные проблемы политической истории Египта в период Среднего царства.

    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   24


    написать администратору сайта