Главная страница
Навигация по странице:

  • Индская цивилизация (23-18вв. до н.э.)

  • Становление ранних государств в Северной Индии (13-7вв. до н.э.) Становление ранних государств в Северной Индии (13-7вв. до н.э.)

  • Индия в “буддийский период” (4-3вв. до н.э.)

  • восток. История Древнего Востока


    Скачать 1.88 Mb.
    НазваниеИстория Древнего Востока
    Анкорвосток
    Дата29.04.2023
    Размер1.88 Mb.
    Формат файлаrtf
    Имя файлаDrevny_Vostok_VYeS.rtf
    ТипЗакон
    #1097463
    страница8 из 12
    1   ...   4   5   6   7   8   9   10   11   12

    Древняя Южная Азия: общая характеристика региона, периодизация, источники, историография

    В южной Азии ныне находятся государства: Индия, Пакистан, Непал, Бангладеш и Шри Ланка. В древности эта территория представляла единый регион, который в науке принято называть Индией; так античные авторы называли страну, расположенную к востоку от реки Инд. Основную часть северо-запада занимает долина Инда и его притоков. Именно здесь в V-IV тысячелетиях до н.э. возникли первые земледельческие поселения, а в III тыс. до н.э. – древнейшие города. Северо-восток – обширный бассейн Ганга и его притоков – район повышенной влажности, где в сезон дождей нередки наводнения. Здесь только с началом I тыс. до н.э. происходит освоение земель. В I тыс. до н.э. здесь располагались важнейшие политические и культурные центры Древней Индии.

    Основная масса населения принадлежит к европеоидной расе, однако народности южной части п-ова Индостан и Цейлона по некоторым расовым признакам близки к австралоидам. Встречаются и чисто австралоидные племена (ведды Цейлона).

    На севере преобладают индоевропейские языки (хинди, бенгальский), на юге – дравидийские (тамильский). Носители индоевропейских языков (индийская группа ариев) проникла в Индию во II тыс. до н.э.

    Изучение древней истории народов Южной Азии основывается на сравнительно малом числе источников. Культурное наследие древности в основном сохранялось в средние века и в новое время, многие произведения на древних языках признавались священными, хранились и переписывались. Однако почти все они являются сравнительно поздними записями и их сведения редко могут быть отнесены к определенному времени и району. Не сохранилось государственных или частных архивов с политической или хозяйственной документацией. Поэтому достоверные источники о политической истории Древней Южной Индии довольно скудны, а социально-экономические отношения можно характеризовать лишь в общих чертах, рассматривая крупные исторические периоды и обширные районы. Большое значение имеет сопоставление древнеиндийских источников (религиозная литература “Веды” и эпическая “Махабхарата”, “Рамаяна”) с твердо датируемыми сведениями чужеземцев об Индии (например, участников походов Александра Македонского и китайских буддистов-паломников).

    Научное изучение древностей стран Ю.Азии началось в конце 18в. В 1784г. в Калькутте было основано первое объединение востоковедов – Королевское Азиатское общество, главной заслугой которых был перевод памятников санскритской литературы: “Законов Ману”, драмы Калидасы “Шакунтала”, “Бхагавадгиты”, сборника басен “Хитопадеша”. Уильямом Джонсоном были заложены основы древнеиндийской хронологии. Немецкие романтики начала 19в. братья Шлегели искали в Индии начала всей мировой культуры. В первой половине 19в. Францем Биппом была научно доказана теория о родстве санскрита с древнеперсидским, латинским, древнегреческим языками. В течение 19в. исследователи более всего стремились восстановить язык, религию, мифологию и обычаи народов Ю.Азии. Огромная работа была проделана по переводу и изданию памятников ведийской литературы. В 50-70-х гг. 19в. были опубликованы многотомные словари санскрита.

    На рубеже 19-20вв. появляются работы об исключительно деспотическом характере индийского политического строя, о строгости кастовой системы и т.д. Этому способствовало изучение большого количества буддийских, джайнских источников, а также политического трактата “Артхашастра Каутильи” (открыт в начале 20в.). В конце 19в. Рис Дэвидом было основано общество по издани буддийских текстов. Один из мировых центров буддологии в 1880-1930гг. находился в России (И.П. Минаев, Ф.И. Щербатской, С.Ф. Ольденбург).

    В последней трети 19 – начале 20в. началось археологическое изучение Индии. Важнейшие археологические исследования относятся к 20-30-м годам 20в., когда была открыта самая древняя в Ю.Азии Индская Цивилизация. Раскопки в долине Инда поставили проблему доарийского населения Древней Индии.

    Начиная с 30-х годов все большее внимание уделяется проблеме социально-экономических отношений. Важное значение имеют исследования в этой области индологов Германии и индийским ученым (Д.Д. Косамби).

    С конца 50-х годов активизировалось изучение проблем древнеиндийской культуры: дешифровка письменности Индской цивилизации, публикация переводов и исследований древнеиндийской литературы, буддологии.

    Индская цивилизация (23-18вв. до н.э.)

    В V-IV тыс до н.э. на западной окраине Инда возникают первые земледельческие поселения. В IV тыс. племена осваивают длину Инда, складывается система орошения, начинается развитие общин, развивается гончарное ремесло и обработка металлов. Ко второй половине III тыс. здесь складывается раннеклассовое общество, условно называемое Индской цивилизацией или культурой Хараппы (по наиболее крупному центру). Характерные особенности хараппской культуры (система письменности) указывают на ее местный самостоятельный характер.

    Наиболее крупные города занимали территорию до 2,5 км2 и могли иметь до 30000 жителей, улицы пересекались под прямым углом, были окружены мощными стенами, на господствующем над городом холме находилась цитадель, в которой помещались зернохранилище, монументальный дворец правителя, крытый рынок. Главный строительный материал – сырцовый или обожженный кирпич. Система городской канализации была самой совершенной на Древнем Востоке.

    Основа экономики – высокоурожайное поливное земледелие. Выращивали пшеницу, ячмень, горох, дыни, рис, хлопок, ткани из которого вывозились. Развито животноводство. Культура Хараппы была культурой бронзового века. Из бронзы изготавливали мечи, ножи, наконечники копий и стрел, топоры, зеркала и др. Кроме бронзы использовались свинец, драгоценные металлы, а также камень. Ремесла – гончарство, резьба по камню и кости, изготовление печатей, производство кирпича. Важную роль играла торговля – Южная Индия, Белуджистан, Афганистан, Иран, юг Средней Азии, известно о сухопутных и морских путях в Месопотамию.

    Существовала письменность, которую расшифровать пока не удалось, т.к. неизвестен язык, который эта письменность выражает. Данных о религиозных верованиях немного. Предполагается существование культу богини-матери, мифологические сцены на печатях позволяют предположить обожествление некоторых видов растительности и животных. Нет ни одного крупного строения, которое можно было бы уверенно считать храмом.

    Различие в уровне благоустройства жилых позволяет говорить о существовавшем имущественном расслоении; многие работы (строительств больших зданий, производство большого количества кирпича для них и т.д.) требовали большого количества рабочей силы, часть которой наверняка была подневольной. Какая часть населения была подневольной и в какой форме сказать не представляется возможным из-за наличия только материальных памятников.

    Хорошо налаженная городская жизнь, мощные цитадели говорят о сильной административной власти, о вполне сформировавшемся государстве с правительственным аппаратом, предполагается наличие централизованных государственных хозяйств – об этом свидетельствует наличие огромных зернохранилищ в цитаделях.

    Обстоятельства и причины упадка Индской цивилизации остаются не вполне ясными. Видимо, здесь играли многие факторы – климатические изменения, социальные противоречия, нападения других племен. Упадок намечался постепенно, в течение нескольких веков.

    В первой половине II тыс. до н.э. города Индской цивилизации запустевают, исчезает письменность и характерное искусств. В дальнейшем в Ю.Азии складывание классового общества и цивилизации начинается как бы заново, в иной исторической ситуации и на иной цивилизации.

    Становление ранних государств в Северной Индии (13-7вв. до н.э.)

    Становление ранних государств в Северной Индии (13-7вв. до н.э.)

    Наличие прямой преемственности между Индской цивилизацией и последующей историей Индии установить трудно. Это объясняется изменением характера источников: для конца ІІ – первой половины І тыс. до н.э. решающее значение приобретают данные литературных памятников, которые принадлежат у другой историко-географической области – Гангской (сборники религиозных и магических формул, описаний ритуалов и т.д., которые объединяются в понятие “веды”; древнейшая из вед – “Ригведа”). Этот период (конец ІІ – первая половина І тыс. до н.э.) иногда называют ведийским.

    Прародиной индоевропейских народов считают степные пространства к северу от Черного моря. С ІІІ тыс. до н.э. индоевропейские племена распространяются на Балканы, в Малую Азию, Иран и Среднюю Азию, а затем проникают в Индию. Видимо, предки индийцев и иранцев некоторое время представляли собой индоиранскую этническую обіность. Среди индоиранцев был широко распространен термин “арий” – “благородный”, поэтому эти племена часто называют арийскими. Таким образом, термин “арий” этнический и социальный, а не расовый. Разделение индоиранской общности произошло во ІІ тыс. до н.э., когда одна ее часть осела в Иране и Средней Азии, а другая продолжала продвижение в Индию (индоарии); они и были создателями вед.

    Основные занятия – земледелие, обработка металлов, преобладало животноводство. По ведийским гимнам войны велись обычно ради коров. Война играла в жизни индоарией большую роль. Военную силу составляли колесницы, запряженные лошадьми.

    Еще до распадения индоиранской общности возникло социальное неравенство, произошло выделение жречества и военной знати, вероятно, тогда же появились и рабы. Термин “рабы” в ведах нередко смешивается с термином, обозначающим врага, чужеземца. Это позволяет говорить о том, что рабами были преимущественно военнопленные.

    Просачивание индоарийских племен в Индию было медленным и постепенным. В конце концов они были ассимилированы, передав местному населению свой язык.

    Важнейшим достижением в истории Индии ІІ-первой половины І тыс. до н.э. было освоение долины Ганга, что было связано с развитием металлургии железа. К середине І тыс. до н.э. земледелие в долине Ганга стало основной отраслью хозяйства. Применялось искусственное орошение, известно водочерпательное колесо. Культуры: ячмень, пшеница, рис, хлопок, сахарный тростник (слово “сахар” – индийского происхождения). Важное значение у скотоводства – крупный рогатый скот, лошади использовались только в военном деле.

    Ремесла: кузнечное, ювелирное, гончарное, изготовление телег, колес. Это свидетельствует о разделении труда и специализации в ремесле. Есть сведения о торговцах и ростовщиках; мерило стоимости – коровы и шейные украшения. В конце 6в. появляются первые монеты.

    Веды позволяют судить о развитии частной собственности. Вероятно, распространены были большие семьи. Поздние веды делят людей на “лучших” (пользующихся богатством и почетом) и “скверных” (бедняки).

    Источники содержат множество терминов для обозначения военной знати. Государства складывались на племенной основе; вожди племени – “раджа” – становятся царями, которые называют себя царями не страны, а племени или народа. Династии неустойчивы. Добровольные взносы на содержание вождя и поддержание племенного культа постепенно становятся обязательным налогом (обычно в шестую долю урожая).

    К концу ведийского периода сложилось около 20 довольно крупных государств, некоторые из них были монархиями (Магадха, Кошала), другие – республиками (Вриджи, Малла).

    Существовали жреческие роды, однако храмов а Индии не было до конца І тысячелетия до н.э. Жертвы богам приносились под открытым небом на специально построенных алтарях. Большая часть богов олицетворяла природные явления: огонь – Агни, ветер – Ваю, гроза – Парджанья. Некоторые обряды были довольно сложными и их могли проводить только специально подготовленные люди – наследственные жрецы-брахманы. Брахманство делилось на местные и родовые группировки, школы, имевшие различия в деталях совершения обрядов, в порядке чтения священных текстов вед и т.д. Организации жречества не было.

    Жречество и аристократия в Индии постепенно оформились в замкнутые сословия – варны брахманов и кшатриев. Особыми варнами считались также вайшьев (первоначально, видимо, члены полноправных родов) и шудр (представители подчиненных племен, люди, занимающиеся занятиями, считавшимися низкими и т.д.). Кшатрии, брахманы и вайшья в детстве проходили обряд посвящения, который рассматривался как “второе рождение”, поэтому их еще называли “дваждырожденными”.

    Каждой варне были традиционно присуи занятия – жертвоприношения и обучение чтению вед для брахманов, военное дело и управление – для кшатриев, хозяйство – для вайшью, услужение – для шудры. Однако, к концу ведийского периода четкую грань между представителями варн уже трудно проследить, и отнесение того или иного рода к определенной варне зависело от местных традиций. В то же время происхождение человека во многом определяло его место в обществе и изменение варновой принадлежности отдельного человека было невозможно.

    Индия в “буддийский период” (4-3вв. до н.э.)

    В середине I тыс. до н.э. в Северной Индии насчитывалось несколько десятков небольших и около 16 более крупных государств. В конце 4в. до н.э. Персидская держава захватила области по течению реки Инд, тем самым Индия испытала некоторое персидское влияние.

    Наиболее сильными государствами в долине Ганга были Кошала и Магадха. Между ними в основном и развернулась борьба за политическую гегемонию, которую выиграла Магадха, ставшая ядром державы Нандов.

    Сведения об империи Нандов скудны и сбивчивы. Создание единой державы, по-видимому, сопровождалось жестокой борьбой с аристократическими родами. Некоторые источники говорят о принадлежности основателя династии к низшим слоям.

    Значительные изменения происходят в области идеологии. По стране скитались многие вероучителя, защищающие разные точки зрения – адживики (фаталисты), чарваки (материалисты), джайвы (спасение посредством аскетизма). Некоторые религиозные течения создали свои организации – общины верующих или монахов. Постепенно ведущей становится буддийская община. Со временем “шрамана” (странствующие учителя) начинает обозначать именно буддийского монаха.

    В конце 4в. до н.э. внутрь страны вторгается Александр Македонский (327г. до н.э.), подчинив некоторые государства. Другие государства оказали ему сопротивление, из-за чего Александр отступи, оставив в завоеванной части подчиненных правителей и гарнизоны, однако уже в 317г. они покинули страну. Причиной этого были войны между полководцами Александра после его смерти, а также борьба индийцев против завоевателей. По преданию, возглавил эту борьбу Чандрагупта, свергнувший династию Нандов и основавший династию Маурья.

    Наивысшего расцвета империя Маурьев достигла при внуке Чандрагупты Ашоке (около 268-231гг. до н.э.). В это время она охватывает почти всю Индию, за исключением крайнего юга. Главная задача – сплочение в единое целое большого числа народов. Вся империя была разделена на 5 основных областей – наместничеств, управляемых членами царского рода. Наместничества были разбиты на более мелкие административные единицы.

    Необходимым было создание единой религии. Постепенно Ашока особенно выделил наиболее влиятельное течение – буддизм – и начал способствовать его распространению. Государственная и религиозная политика Ашоки встретили сопротивление со стороны местного правительства и жречества (брахманского). После его смерти (около 231г. до н.э.) началось ослабление империи. Около 180г. до н.э. последний представитель династии Маурьев был свергнут своим военачальником, основавшим династию Шунга. Государство Шунгов вело тяжелые войны с греко-бактрийцами, некоторые области на северо-западе страны попали под сласть иноземных правителей.

    Экономика и социальная структура. В с/х происходит освоение новых земель, развитие искусственного орошения, расширение набора возделываемых культур. В наиболее передовых областях Сев.Индии в это время развивается частная собственность на землю, которая переходит по наследству. Хозяйствование ведется силами одной (большой или малой) семьи. Внутренняя жизнь деревни регулировалась общинной организацией. Часть земли была в коллективном владении. Споры решались в основном родственниками и соседями, лишь в крайних случаях доходило до царского суда. Во главе деревни стояли деревенские старейшины, которые представляли общину перед государственной властью. В деревне жили также пастухи, ремесленники, обслуживающие нужды общины, арендаторы, наемные работники рабы. Связи деревни с городом были слабыми. Как и в городе в деревне существовало неравенство. Государство не вмешивалось в дела общины, ограничиваясь лишь сбором налогов. Часто государство награждало чиновников тем, что давало им право на получение налогов с определенной территории в свою пользу. Это право давалось как на время, так и на постоянное взимание налогов. Такие пожалования могли переходить по наследству.

    С середины I тыс. начинается рост городов. Многие из этих городов существуют и теперь (Паталипутра – совр. Патна, Уджаяни – совр. Уджайн, Варанаси, Матхура). Городские ремесленники расселялись по специальностям и имели свои союзы (шрени), работали в основном на заказ. Происходит рост торговли, намечается также естественная областная специализация: Магадха – рис и металлы, северо-запад страны – ячмень и лошади, юг – драгоценные камни, жемчуг и пряности и т.д. Государство способствовало росту торговли, так как имело от этого немалые доходы, некоторые товары под монополией государства. Развитие торговли привело к расширению монетного обращения. Имеются данные о ростовщичестве, что влекло за собой частичное или полное лишение должника свободы, обращение в рабство.

    Основные классы: господствующий класс землевладельцев, придворная и военная знать, жречество, верхушка общинников и классы мелких производителей и рабов. И господствующий класс и класс свободных мелких производителей делились на несколько варн, а внутри варн – на множество каст. Например, в состав господствующего класса входили как представители брахманов и кшатриев, так и вайшьи и шудры. Сословная принадлежность (варна) не всегда совпадала с реальным положением человека в обществе.

    Постепенно разница между варнами начинает стираться, идет процесс образования каст (обособление местных групп родов, объединенных общими наследственными профессиональными занятиями, этническим происхождением, социальным положением). Члены каждой касты имели свои обычаи и обряды, могли заключать браки только с представителями своей касты. Почти все касты считались входящими в какую-либо из древних четырех варн. Однако, существовали касты, занимавшие настолько низкое положение, что их считали стоящими ниже шудр, т.е. вневарновыми (чандалы, занимавшиеся уборкой трупов и нечистот, исполнявшие обязанности палачей). Они жили за пределами деревни или на окраинах города, чтобы не осквернять жителей, их по-другому называют “неприкасаемыми”. Рабы не входили в систему варн и каст.

    Происходит развитие рабовладельческих отношений (рабы были детьми рабынь, военнопленными, существовала продажа и самопродажа детей). Рабов проигрывали, дарили, продавали, закладывали, передавали по наследству. Однако, у рабов были некоторые права (хозяин не мог присвоить наследство раба, если у того оставались родственники). Рабы составляли значительную часть прислуги, в государственных хозяйствах использовались на полях. К рабам причисляли и попавших в долговую кабалу, однако их нельзя было продать или заложить, наказывать, заставить выполнять нечистые работы, такой человек не терял принадлежности к своей варне. Однако постепенно положение кабальных приближается к положению рабов. Государство принимало меры по ограничению рабства для индийцев: так, в полное рабство можно было обращать только чужеземцев, представителей низших каст и лесных племен. Источники выделяют также отдельную группу наемных работников – батраков, поденщиков, бродячих ремесленников, художников, лекарей и т.д. Их положение было не лучше, чем у рабов и кабальных. Их можно было нанять на определенный сезон, оплачивали их труд только за это время, что было выгодно господствующему классу. Многие наемные работники принадлежали к низшим кастам и могли выполнять те работы, которые не могли выполнять кабальные более высоких каст.
    1   ...   4   5   6   7   8   9   10   11   12


    написать администратору сайта