Главная страница
Навигация по странице:

  • Месопотамия во 2 тыс. до н.э.

  • Вавилония в конце 2 – первой половине 1 тыс. до н.э.

  • восток. История Древнего Востока


    Скачать 1.88 Mb.
    НазваниеИстория Древнего Востока
    Анкорвосток
    Дата29.04.2023
    Размер1.88 Mb.
    Формат файлаrtf
    Имя файлаDrevny_Vostok_VYeS.rtf
    ТипЗакон
    #1097463
    страница4 из 12
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12

    Первые деспотии в Месопотамии (вторая половина 3 тыс. до н.э.)

    Выход семитских пришельцев на политическую арену связывают с именем царя Саргона Аккадского (24в. до н.э.). Основав город Аккад как собственную резиденцию, Саргон порвал отношения со знатью и жречеством, окружив себя людьми способными, но не знатного происхождения. На основе народного ополчения создал мобильные отряды лучников. Свою завоевательную политику Саргон начал с завоевания Северной Месопотамии, достиг берегов Средиземного моря. Разгромив войска Лугальзагаси, Саргону открылся путь к Персидскому заливу. Затем он совершил успешные походы в Малую Азию и Элам. Саргон провел ряд важных государственных реформ: взял храмовые хозяйства под свое управление. Города-государства получили статус территориальных единиц нового государства. Правители превратились в государственных чиновников, сократил число земельных наделов, предназначавшихся для содержания персоналу государственных хозяйств, заменив их натуральными пайками. Он упорядочил по всей стране систему мер и весов, привел в порядок пути сообщения. В результате правления Саргона советы старейшин и народные собрания утратили свое значение. Царская власть приобрела неограниченный характер. Но несмотря на деспотический характер власти, Саргониды ее не были верховными собственниками земли. Большесемейные родовые общины, “дома” объединялись в крупные территориальные общины, которые выступали продавцами земли, а цари выступали как обычные частные покупатели.

    При внуке Саргона Нарам-Суэне (23в. до н.э.) в зависимость попал Элам. Жители Аккада провозгласили Нарам-Суэна богом, был учрежден его прижизненный культ. В условиях внутренних противоречий между царем и жречеством, с иранского нагорья в страну вторгся горный народ кутиев. В итоге династия Аккада перестала существовать. Власть перешла к кутийским вождям. Страна была разорена, кутии грабили народ под видом сбора дани.

    Нижняя Месопотамия сохранила известную независимость. В правление Гудев (22 в. до н.э.) в Лагаше возросла роль жречества. Было создано единое храмовое хозяйство бога Нингирсу. Переемники не смогли сохранить политической независимости Лагаша. Вскоре вспыхнуло восстание против кутиев и они были изгнаны из страны. Образовалось “Царство Шумера и Аккада” со столицей в Уре, где стала править III династия Ура. Цари Урнамму (22021вв. до н.э.) и его сын Шульги (21в. до н.э.) создали могучее деспотическое государство. Его территория охватывала Нижнюю и часть Верхней Месопотамии, а также часть Элама. Это пространство представляло собой единое государство, чьи земли обрабатывали работники, которые были лично зависимы от государства. Работники находились фактически в рабском положении. Однако квалифицированные ремесленники, служащие, воины получали большие пайки. Представители чиновничества имели за службу наделы.

    Страна была разделена на округа под началом особых чиновников, которые были крупными рабовладельцами. Значительно было число надсмотрщиков, писцов, начальников отрядов и управляющих мастерских.

    Свободные общинники влачили жалкое существование. III династия Ура правила около 100 лет. Был унифицирован государственный религиозный культ. Цари обоготворялись. В это время и был создан “царский список”.

    Конец III династии Ура наступает внезапно. С запада – из Сирийской пустыни – в Месопотамию хлынули аморейские пастухи. Амореи окружили города, отрезая их от внешнего мира. Разбегались подневольные работники, прекратились сельскохозяйственные работы, на юге Месопотамии начался голод. Этим воспользовались эламиты, которые захватили Ур, пленив последнего царя III династии.

    На короткое время возникло царство I династии Иссина, которое пыталось сохранить традиции предыдущего периода, но амореи захватывали в Месопотамии города, и в конце концов установили здесь свою власть.

    Месопотамия во 2 тыс. до н.э.

    Возвышение Вавилона в эпоху старовавилонского царства (19-16вв. до н.э.)

    Кризис экономической системы, опирающейся на крупные царские хозяйства, падение III династии Ура, разрушение многих шумеро-аккадских центров скотоводами-амореями и их распространение по территории Месопотамии привели к временному упадку централизованного государства и возрождению политической раздробленности страны.

    На юге обособилось царство с центров в городе Ларсе, севернее его возникло царство с центром в Иссине. На севере Месопотамии большую роль играли государства: Мари на Евфрате и Ашшур на Тигре, в районе реки Диялы – государство Эшнунна. В них правили аморейские династии.

    Среди междуусобиц, которые вели эти государства, возвышается Вавилон, где воцарилась I Вавилонская или Аморейская династия.

    Старовавилонский период (1894-1595гг. до н.э.). Расцвет Вавилона приходится на правление 6-го царя I Вавилонской династии Хаммурапи (1792-1750гг. до н.э.) Ему удалось объединить под своей властью Нижнюю и Среднюю часть страны. При сыне Хаммурапи – Самсуилуне – обострение внутренних противоречий, связанных с разорением общинников, воинов, налогоплательщиков и защитников государства, внешнеполитические трудности. На юге вавилонян теснят эламиты, восстает Сиппар. На северо-западе Месопотамии расселяются хурриты, которые отрезают Вавилонию от основных торговых путей.

    При касситской династии. После смерти Хаммурапи, касситский вождь Гандаш вторгся в Вавилонию и присвоил себе титул царя. С начала 16в. до н.э. начинается правление касситской династии (средневавилонский период). В касситский период отмечается регулярное использование в военном деле лошадей и мулов, применение в сельском хозяйстве плуга-сеялки, создание сети дорог, активизация торговых связей. Увеличивается значение родовых объединений или семей, укрепляются сельские общины. Касситы воспринимают высокую вавилонскую культуру.

    Централизация при касситах ослабевает, т.к. самостоятельностью пользовались главы касситских родов, управляющие отдельными областями Вавилонии, независимое положение занимали крупные города (Вавилон, Ниппур, Сиппар).

    Внешняя политика. Совершали дальние походы в центральный и южный Иран. Выступив против Египта, касситский царь Караиндаш заставил египтян заключить мир с Митанни. В результате между Египтом и Вавилоном установились стабильные отношения. Смертельный удар касситской Вавилонии нанесли эламиты во второй четверти 12в. до н.э., совершав несколько опустошительных набегов на Месопотамию и полностью оккупировав Вавилонию. Касситская династия прекратила свое существование. Месопотамские касситы полностью ассимилировались в вавилонянами.

    Хурриты. Государство Миттани. Хурриты – один из народов восточно-кавказской этнической общности, занимавшие в начале III тыс. до н.э. горы к югу и востоку от озера Ван. Отсюда они проникли в Палестину, Загрос и центральный Иран, затем заняли большую часть верхней Месопотамии. В начале 17в. до н.э. хуритские племенные группы и династии приходят к власти на большей части территории Сирии, Палестины и Верхней Месопотамии, Севере Загроса и юго-востоке Малой Азии. Крупнейшее хурритское государства – верхнемесопотамский Хурри-Ханигальбат, основанных на территориях, отторгнутых у амореев. Ожесточенная борьба этого политического образования с Древнехеттским царством истощила силы обоих сторон, и этим воспользовались индоарийские племена, обитавшие на южных окраинах Армянского нагорья. Они захватили власть в Хурри-Ханигальбате, основав тем самым государство Митанни (около 1560-1260гг. до н.э.), которое занимало территорию всей Верхней Месопотамии, долину Среднего Евфрата и области по Среднему Тигру, включая Ниневию. Цари Митанни принимали тронные индоарийские имена и поклонялись индоарийским богам. Основа экономики – аграрное земледелие, скотоводство, ремесло, международная торговля. Общественный строй изучен плохо, делилось на военно-бюрократическую верхушку и землю, т.е. совокупность обложенных податью самоуправляющихся общин. Последние имели единое представительство в масштабах всей страны, частично разделявшие с царями властные полномочия. В хурритских странах существовали крупные дворцовые и храмовые хозяйства. Работниками царского хозяйства были дворцовые рабы (из числа пленников) или привлеченные в порядке выполнения повинности свободные. Существовали территориальные сельские общины и большесемейные домовые. Общинная земля рассматривалась как неотчуждаемая собственность общины. Однако имущественная дифференциация и ростовщичество привело в третьей четверти II тыс. до н.э. к разложению общин. Распространяется долговое рабство. Случаи продажи и самопродажи в долговое рабство. Но рабы не были вполне всеправны и могли вступать в разнообразные правовые отношения со свободными. Среди дворцовых рабов выделялись приближенные к царской семье, получавшие подарки т своих покровителей. Рабы отдавались в наем и покупались. Относительная слабость хурритского государства и государственного хозяйства способствовала бурному развитию частной эксплуатации в пределах общинного сектора экономики. Верховная власть осуществлялась царем и “сингалой” – вторым после царя. Такая конструкция власти отражала как военный, так и архаический родовый характер митаннийской государственности общий надзор на местах осуществляли областеначальники. Основа военного могущества – колесничное войско.

    В период наибольшего могущества Митанни включало в сферу своего влияния Ашшур и ряд городов-государств Северной Сирии и Малой Азии. Уже с конца XVIв. До н.э. во время своих военных походов в Северную Сирию, египтяне вступают в вооруженные столкновения с Митанни. Войны шли с переменным успехом. Но вскоре при митаннийском дворе начались междоусобицы, в них вмешались сильные державы. В итоге победа оказалась на стороне хеттов. При Хеттском царе Суппилуимусе самый большой город Митанни Кархемиш юридически сохраняя самостоятельность, становится резиденцией боковой ветви Хеттской династии.

    Ассирия. История города-государства Ашшура теряется в туманных началах. Известно, что только в 21в. до н.э. здесь преобладало влияние царства Шумера и Аккада. В 20в. до н.э. здесь была республика, во главе которой был выборной правитель ишшаккум, равнозначный шумерскому верховному вождю эну. Изначально небольшой г Ашшур управлялся амореями. Из их среды выделился Шамши-Адад, который получил хорошее образование. Опираясь на поддержку родственников и единомышленников он овладел Ашшуром и прилегавшей территорией. После очередных военных успехов он создал централизованное государство. На местах перестали действовать народные собрания, представители советов старейшин получили статус обычных чиновников. Реальная власть перешла к царю, опиравшемуся на систему военных округов. Все находилось под строгим царским контролем. Шамши-Адад унифицировал письменность и местные языки для канцелярского обихода, пытался монополизировать торговлю.

    История Ассирии как влиятельного государства начинается в 15в. до н.э. В условиях возвышения Вавилонии, Митанни и Хеттского царства она устанавливает дипломатические отношения с Египтом. При поддержке египтян Ассирия активизирует свою внешнюю политику. Она подчиняет себе Митанни. В 13в. до н.э. Тукульти-Нинурта I совершает успешный поход в Сирию. Этот царь разрушает и сжигает Вавилон, Ассирия успешно воюет на Кавказе.

    В 12в. до н.э. Ассирия переживает временный упадок, который оканчивается в правление Тиглатпаласара I, который совершил 30 походов в Сирию и Финикию, захвати Вавилон. Нашествие арамеев ослабило Ассирию. Но внешняя торговля по-прежнему процветала. Сведения о социальной структуре общества, землевладении и ремесле содержатся в среднеассирийских законах 15-14вв. до н.э.

    Верхушку ассирийского общества составлял класс рабовладельцев, который был представлен крупными землевладельцами, купцами, жречеством, служилой знатью, имевшими обширными частные наследственные владения, ненаследственные участки за службу, получавшие дары и вознаграждения от царя. Именно права “великих” строго охраняли среднеассирийские законы. Основная масса населения – класс мелких производителей – свободные землевладельцы – общинники. Сельская община обладала правом собственности на землю, держала в своих руках систему орошения, во главе – староста. Все общинники выполняли повинности в казну, несли воинскую службу. Во второй половине II тыс. до н.э. развивается и частная собственность, происходит купля-продажа земли на условиях, ограниченных договором. Институт ростовщичества вел к разорению общинников и возникновению долгового рабства. Большое значение приобретает обращение в рабство военнопленных, используя их в царском хозяйстве. Положение рабов – приниженное. Система государственного управления в среднеассирийский период претерпевает изменения. В руках правителя сосредотачивается военная и административная власть. Правитель – царь, ему подчиняется административный аппарат: от областеначальников до старост и советов “великих” каждой общины. Роль ашшурского совета старейшин постепенно уменьшается.

    Великое Ассирийское государство в 1 тыс. до н.э.

    К концу II тыс. до н.э. прекращают существование основные соперники Ассирии – Хеттская держава и Митанни, приходят в упадок Вавилония и Египет. Но с Аравийского полуострова в Месопотамию и соседние страны двинулись полчища арамеев, вследствие чего около 200 лет Ассирия прибывает в состоянии упадка. Новый подъём Ассирии начинается с почти непрерывных войн за сырьё, рабов, за одноразовые и регулярные дани с соседей, за контроль на торговых путях. Ассирийские правители с помощью военачальников обрели перевес над консервативным жречеством, они смогли продолжить успешные завоевательные походы, характеризующие следующий период в истории Ассирии. Новоассирийский (Х в. до н.э. – 605 г. до н.э.).

    Первые правители этого периода и особенно Салманасар III (858 – 824 гг. до н.э.) укрепили восточные границы страны, потеснив Вавилон, добились ряда успехов на севере в войнах с Урарту, но основной удар был направлен в сторону Восточно-Среднеземноморского побережья. После Салманасара III Ассирия вновь вступила в полосу стагнации, вызванный внутренними противоречиями и лишь с воцарением Тигматпаласара III (745 – 722 гг. до н.э.) ситуация резко изменилась.

    Новый царь провёл ряд важных реформ, направляемых на усиление власти центра. Жители подвластных окраин массами перемещались на новые земли, руководителями вновь создавшихся областей назначались ответственные перед царём сановники; была создана крепкая регулярная армия, хорошо организованная. Именно она обеспечивала Тигматпаласару III победы: на востоке был разгромлен Вавилон, на севере – потеснено Урарту, на западе – Мидия. Границы империи достигали Средиземного моря.

    Для усиления своей власти на завоёванной территории Тигматпаласар III отказался от системы вассально-даннических отношений и перешёл к практике наместничеств. Завоёванные регионы превращались в провинции. При Саргоне II ассирийцы нанесли сокрушительное поражение Урарту, разгромили Израиль, потеснили Мидию, и достигли Египта. При Асархаддоне был покорён Египет.

    В середине 7 в. до н.э. при Ашшурбанапале Ассирия достигал зенита своего могущества. Границы её простирались от Египта до Мидии и от Средиземноморья до Персидского залива. Была построена новая столица Кигневил. После смерти Ашшурванапла начался период смут и упадка, который и закончился в конце 7 в. до н.э. гибелью империи, павшей под ударами сил Мидии и Вавилона.

    Социальная структура: в общине раннего Ашшура не было даже наследственной власти правителя – он был выборным и распоряжался царско-храмовым хозяйством, налогами и повинностями с населения. Приток пленных создавал базу для появления слоя неполноправных работников, обрабатывающих отделившиеся от общины земли государства храмовых хозяйств. За свой труд неполноправные получали в этих хозяйствах наделы. Чиновники и воины получали за службу наделы, обрабатывавшиеся чаще всего теми же неполноправными работниками царско-храмовых хозяйств.

    К рабам ассирийцы относились различно: квалифицированных использовали в сфере ремесла в царско-храмовых хозяйствах, остальные были заняты обработкой земель. Статус рабов существенно отличался от статуса полноправных. Однако рабы обладали определёнными имущественными и социальными правами (право жениться и иметь семью и хозяйство). Это вело к повышению их статуса и их потомков до положения неполноправных.

    Развитие Ассирии на рубеже II - I тыс. до н.э. вело к появлению и упрочнению – частнособственнических отношений. Возникали залог, долговое рабство, даже продажа имущества – в начале через институт “усыновления”. Появилась практика отработки зависимыми повинностей их патронов из числа разбогатевших. Расширение границ Ассирии, приток дани и иных богатств, способствовали укреплению государственного хозяйства, в которое вливались десятки тысяч иноплеменников, но параллельно усиливалось влияние и роль частного сектора, но в целом государственное хозяйство в экономике страны преобладало. Развитие товарно-денежных отношений и ростовщичества в начале 1 тыс. до н.э. вело к сближению разорявшихся полноправных с неполноправными и переселенцами в единое сословие подневольных производителей, плативших ренту-налог, и несших повинности. В то же время высшая прослойка полноправных и причастных к власти, получали от разбогатевшего правительства привилегии и иммунитеты, особенно налоговые. Это не касалось разбогатевших представителей частного сектора, торговцев и ростовщиков. Где-то уступая им, государство, тем не менее, активно им противостояло, всячески ограничивая их реальные возможности.

    Вавилония в конце 2 – первой половине 1 тыс. до н.э.

    После господства касситов Вавилония вступила в длительную полосу упадка. Вторжения Элама и Ассирии, нашествие арамеев на рубеже II-I тыс. до н.э. сильно ослабили могущество Вавилона, который еще оставался важнейшим торгово-ремесленным центром и источником культурного влияния. Вторжение арамеев сыграло существенную роль в изменении этнической характеристики Вавилона. Значительную часть его населения стали составлять говорившие на арамейском языке халдеи (группа арамейских племен). После падения Ассирии именно халдейский Вавилон вновь вышел на передний план, претендуя вместе с Мидией и Египтом на раздел ассирийского наследства. Правитель Вавилона Навуходоносор II (халдейская династия) подчинял себе Сирию и Палестину. Он разгромил иудеев и увел несколько тысяч евреев в вавилонский плен. Вавилония при этом правителе стала наиболее могущественным государством, а ее столица была превращена в неприступную крепость. Там были собраны люди из разных стран (вавилонское столпотворение). После смерти Навуходоносора среди его преемников началась жестокая борьба за власть, в результате которой правителем стал Набонид. Он выступил с рядом социально-религиозных реформ, суть которых сводилась к ослаблению вавилонского жречества вместе с культами старых богов, начиная с Мардука, и выдвижению на передний план арамейского божества Луны – Сина. Развернувшаяся в связи с этими реформами внутриполитическая борьба сильно ослабила Вавилон и сделала его сравнительно легкой добычей персов, когда в 539г. до н.э. победоносный царь Кир II подошел к стенам Вавилона. Кир сохранил статус Вавилона, его права и привилегии. Иноплеменное население (иудеи) было освобождено и получило возможность вернуться на родину. Вавилонские боги и культы были восстановлены.

    Социальная структура Нововавилонского царства была весьма сложной, что было вызвано высоким уровнем развития товарных отношений и частно-предпринимательской деятельности. Юридически вавилонское общество делилось на полноправных вавилонян, неполноправных (прежде всего иноплеменников), живших наподобие пленных иудеев – на правах поселенцев и преимущественно находившихся на службе в качестве чиновников и воинов; зависимых земледельцев, обрабатывавших земли царско-храмовых хозяйств на правах потомственных арендаторов (т.е. лишенных собственных участков или прав на общинный надел) и рабов, многие из которых, однако, имели не только права, но и подчас собственное имущество, определенные привилегии, а то и собственных рабов (оставаясь при этом рабами хозяина, получавшего от них немалый оброк – пекулий). Что касается долгового рабства, то оно после реформ Хаммурапи в Вавилонии пошло на убыль. Практика самопродажи и самозаклада почти исчезла (сохранилась только изредка в экстремальных ситуациях, случаи продажи детей). На смену долговому рабству пришла практика наемного труда. Неимущие различного правового и социального статуса объединялись в трудовые отряды, диктовавшие и добивавшиеся хорошей оплаты труда. Возможно эта практика была вызвана к жизни тенденцией к монополизации – в частных руках больших финансово-экономических возможностей (в Вавилоне были крупные торгово-ростовщические дома, которые вели широкую транзитную торговлю, осуществляли крупномасштабные банковские операции, финансировали коммерческие предприятия). Все эти процессы протекали в рамках традиционной восточной структуры. Храмовые и царские хозяйства были важным элементом хозяйственной деятельности, равно как трудовой повинности, но надо заметить, что в условиях развития частнособственнических отношений, которые были свойственны нововавилонскому царству, власть- собственность несколько трансформировалась: храмовые хозяйства подчас выступали на рынке в качестве совокупного собственника, имевшего юридическое лицо, но конкретно эта тенденция остановилась в 6в. до н.э. во время персидского завоевания. С включением Вавилона в империю Ахеменидов экономическое значение и финансовая мощь вавилонских богатых домов стали ослабевать, хотя и не сразу.

    Правление царя Хаммурапи (конец II тыс. до н.э.). Он основал 6 династию, наиболее выдающийся правитель с истории Древнего Востока. Успел добиться грандиозных результатов в области внешней и внутренней политики. Он искусно использовал как дипломатические, так и силовые приемы, умел беспощадно расправляться с непокорными городами-государствами. Сначала Хаммурапи завоевал Иссин и Урук, а также восточные местности по нижнему течению реки Тигр. После победы над своим сильным противником Римсином, эламским правителем в Ларсе, он провозгласил себя “царем Аккада и Шумера”. Утвердив свое влияние в Ашшуре и Ниневии, Хаммурапи напал на своего союзника Зимрилима, правителя города-государства Мари. Сломив сопротивление Эшнунны, он обеспечил безопасность границ на востоке. Так Хаммурапи удалось создать сильную державу, простиравшуюся от Персидского залива до Сирии. Хаммурапи заботился о процветании страны и ее столицы Вавилона. При нем велось грандиозное строительство, сооружались каналы, дороги. Он привел в порядок управление страной, которой дал свод законов.

    Законы распадаются на 3 части – введение, заключение и основная часть из 282 параграфов. Первые 5 параграфов кодекса относятся к процессуальным предписаниям. Последующая часть регулирует имущественные отношения. Почти ј часть сборника посвящена семейным наследственным отношениям. В заключительной части сборника многие параграфы посвящены уголовным преступлениям, приводятся тарифы оплаты труда, несколько параграфов посвящены положению рабов, в законах отсутствуют такие обобщающие юридические термины как кража, договор купли-продажи, завещание, собственность.

    Социальная структура. Преобладающую часть полноправных граждан составляли свободные люди, которые занимались сельским хозяйством, ремеслом или торговлей и именовались “авилум”, т.е. человек. Они могли в большей или меньшей мере использовать рабский труд. К верхушке социального строя относились царь со своим двором и высшими должностными лицами. Первый “авилум” в стране – сам Хаммурапи, который стоит во главе централизованной державы. Он верховный правитель, судья, законодатель и военачальник. Он подчинил своему влиянию храмовое хозяйство, царскому двору принадлежали обширные латифундии. Правитель или управлял сам ими, или поручал это дело высшим бюрократам. По наделам они раздавались воинам, ремесленникам за выполнение различных повинностей. Некоторые земельные участки правитель предоставлял земледельцам для обработки за часть урожая. Это давало царю большие доходы. Царские чиновники появлялись и на общинных землях для определения размеров налога.

    Среди авилумов стало отчетливо проявляться неравенство, ставшее следствием их различного положения в сельском хозяйстве, ремесле и торговле. Это неравенство нашло отражение в законодательстве. Законы Хаммурапи защищают авилумов и регламентируют отношения между ними. Начиная с древнешумерского времени, в месопотамских текстах встречается одна социальная категория, упоминаемая в законах Хаммурапи. Ее нельзя отнести ни к авилумам, ни к рабам. Это “мушкенумы” – от слова “склоняться, преклоняться”. Это зависимое лицо, преклоняющееся перед лицом, занимающим более высокое социальное положение. В источниках мушкенумы приводятся после авилумов, но перед рабами. Не владея собственными средствами производства, т.е. землей, мушкенумы обрабатывали землю, полученную на определенных условиях от дворца или храма. Они обязаны были возделывать этот надел и отдавать ее собственнику часть урожая. Они не имели права покидать эту землю в мирное время, а в военное – выступать в походах царя. Полученная недвижимость могла быть со всеми обязанностями передана по наследству. Очевидно, что мушкенумы – люди, стоящие вне общины, что и объясняет их неполноправное положение в различные периоды древней истории. В нововавилонское время их называли “шушане”.

    Наряду с мушкенумами были ее люди, которые на определенных условиях получали в надел царскую землю. Это были воины и “платящие налог”. Пользователям этой земли запрещалось продавать ее, отдавать за долговую расписку, завещать. Но эти лица могли иметь и собственную землю, которой распоряжались по своему усмотрению.

    Вавилон под властью касситов. С севера в Вавилонию хлынули горные племена касситов. Время господства касситов в Вавилонии ранее называли “вавилонским упадком”. Однако по новым источникам это не совсем соответствует истине. Касситы восприняли вавилонское письмо, язык, религию.

    Хорошие отношения касситы установили с Ассирией. Но в 14в. до н.э. Ассирия нападает на Вавилонию и захватывает часть ее территории. Ассирийцы дошли до самого Вавилона, разорили его. После прекращения существования Хеттской державы касситская Вавилония медленно восстанавливается. В течение последнего десятилетия – усиливается. Подъем продолжался до 12в. до н.э., затем с востока на страну напали эламиты, а в 1155г. до н.э. они нанесли вавилонянам сокрушительное поражение. Но власть все же оказалась не в руках касситов, а местной династии из Иссина, которая освободила страну от последних остатков касситского господства. Вскоре Вавилонию поглотила Ассирия.
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12


    написать администратору сайта