Главная страница
Навигация по странице:

  • Палестина в древности

  • Карфаген в 9-3вв. до н.э.

  • Древние государства Аравийского полуострова

  • восток. История Древнего Востока


    Скачать 1.88 Mb.
    НазваниеИстория Древнего Востока
    Анкорвосток
    Дата29.04.2023
    Размер1.88 Mb.
    Формат файлаrtf
    Имя файлаDrevny_Vostok_VYeS.rtf
    ТипЗакон
    #1097463
    страница6 из 12
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12

    Сирия и Финикия в древности

    Этнические перемены второй половины II тыс. до н.э. в Восточном Средиземноморье не проникли через Ливанский хребет и не коснулись Финикии. Она продолжала оставаться ханаанейской. Финикия – страна крупных и небольших городов. Финикийцы были способными ремесленниками. Некоторые изделия производили только они. Финикия играла уникальную роль в истории Передней Азии и стран Средиземноморья. Здесь заканчивались караванные дороги и начинались морские пути. С упадком Египта в конце эпохи Нового царства финикийские города вновь становятся свободными, но “нарды моря” снова разорили все финикийские города-государства, кроме Тира. Вскоре все финикийские города снова стали набирать силу. Началась колонизация по берегам Средиземного моря. Финикийская колонизация имела несколько этапов. Ее начали тиряне с обычного морского разбоя и грабежа прибрежных жителей. Потом они стали создавать свои опорные пункты на пути главных целей их морских плаваний (золотоносный о. Фарос и богатая серебром и оловом Испания). Затем в конце II тыс. до н.э. возникают города с постоянным населением – Гадес за Гибралтаром и Утика – в Северной Африке. Колонизацию завершает период появления городов с храмами, постоянным торговым и ремесленным населением. Основная масса заморских колоний была основана Тиром. Особенно выросла его роль с начала железного века. Наивысшего расцвета Тир достиг при Хираме (Ахираме) (около 10в. до н.э.). Его власть распространилась на о. Кипр и часть Палестины, началась колонизация современного Туриса. Власть в городе принадлежала торгово-промышленной олигархии, но смуты не были редкостью, т.к. колонии часто использовались как места ссылок преступников.

    Но вскоре время полной независимости финикийских городов закончилось. Со второй половины 8в. до н.э. ассирийцы покоряют все города, исключая Тир. Затем с конца 7в до н.э. финикийцы попадают в зависимость от Египта и Вавилонии, наибольшую самостоятельность финикийские города приобретают в составе Персидской державы. Главные города Финикии разбогатели за счет транзитной торговли (Тир, Сидон, Библ). Торговля у финикийцев сочеталась с пиратством (случаи похищения и продажи свободных людей). Часть рабов доставлялась в Финикию и их направляли в мастерские в качестве чернорабочих, в гавани (грузчики), на корабли (гребцы). Специфическая черта финикийского рабовладения – незначительная роль рабов-военнопленных (финикийцы почти никогда не вели завоевательных войн). Зато практиковалась купля-продажа чужеземцев и незаконное порабощение доверчивых людей, которых финикийцам удавалось заманить на свои корабли. Количество рабов в Финикии в I тыс. до н.э. сильно увеличилось и интенсивность их эксплуатации возросла.

    История континентальной Сирии определялась тем временем арамеями, которые вторглись в этот регион и заселили его во второй половине 11в. до н.э., вотеснив позднехеттских князей к северу. Около 1000г. до н.э. арамеи прорвались через Евфрат и Верхнюю Месопотамию и с этого времени происходит бурная арамейская ассимиляция аморейско-хурритского населения Северной части Плодородного Полумесяца. Главным центром арамеев Сирии стал Дамасский оазис, где в 10-8вв. до н.э. существовало их крупное государство Арам-Дамаск, претендовавшее на гегемонию в сопредельных областях. Экономика: развитое скотоводство, продажа оружия (дамасская сталь) и транзитная торговля шерстью. Во второй половине 9в. до н.э. дамасскому царю Бенхададу III удалось на время объединить 17 правителей Северной Сирии против соперника – Хаматского царства на Оронте. На некоторое время все восточное средиземноморье оказалось по властью Дамаска. Но гегемония Дамасского царства оказалась непрочной. Хамат отразил нападение Бенхадада III и коалиция, возглавляемая Дамаском, распалась. Истощенный тяжелыми и изнурительными войнами Дамаск был в конце 9в. до н.э. взят и разграблен ассирийским царем Адад-Нерари III.

    В восточном Средиземноморье долгое время существовали и небольшие государства, например, Каркемиш в Северной Сирии, который был богатым торгово-ремесленным центром. После падения Хеттского царства он стал независимым, но сохранил хеттский язык и культуру.

    Палестина в древности

    В начале I тыс. до н.э. положение дел в Палестине определялось тремя силами – Израилем, Иудеей и Филистией. Все они уходят своими корнями в позднебронзовый период.

    Израильский племенной союз пережил в конце 13в. до н.э. серьезные перемены. Его ядро было разгромлено египетским фараоном Мернептахом, вытеснено из Палестины и, возможно, распалось. Другая группа израильтян еще раньше осела в Египте, но в конце 13в. до н.э. покинула эту страну и поселилась на Синае. В смутные для Восточного Средиземноморья времена рубежа 13-12вв. до н.э. израильские группы воссоединились и вновь вторглись в Палестину из-за Иордана. В 12в. до н.э. Израиль окончательно сформировался на территории Палестины как союз 12-ти племен. Выборные вожди – “шофеты” (“судьи”) являлись верховными жрецами, командировали племенными ополчениями, а в мирное время разбирали тяжбы. Культ Израиля носил обычный языческий характер. Верховный бог – Яхве – местное доизраильское божество из горных местностей Южной Палестины.

    В начале 11в. до н.э. в Палестине установилось военная гегемония филистимлян, лидировавших в металлургии железа. Израильская племенная система была неспособна к сопротивлению. В борьбе с филистимлянами выдвигается Саул, которого израильские племена избрали первым царем Израиля (надплеменной наследственный правитель). Становление царской власти было энергично поддержано основной племенной массой вопреки сопротивлению аристократии. Саул назначил своих приближенных военначальниками и наделил их земельными участками, что вело к зарождению служилой знати. При Давиде (зяте Саула) (около 1000-965гг. до н.э.) была проведена политика создания централизованной монархии. Был присоединен Иерусалим, ставший столицей нового государства. Для управления страной был создан центральный государственный аппарат во главе которого стоял верховный сановник. При царе была создана лично ему преданная гвардия, состоявшая из критян и филистимлян.

    Внешняя политика Давида. Заключен мир с филистимлянами, а границы государства на юге продвинулись до Акабского залива. Соломон – младший сын и преемник Давида (965-928гг. до н.э.) – властолюбивый, унаследовал деспотические замашки своего отца. В правление Соломона много внимания уделялось строительству (храмы, дворцы и т.д.). Усиление налогообложения и введение трудовой повинности. К концу царствования Соломона усложняется внешнеполитическое положение государства. Появление у северной границы Дамасского царства. Большинство племен отпало от иудеи и образовало новое Израильское царство со столицей Самария. В Иудейском же царстве (столица Иерусалим) продолжала править династия Давида.

    Ослаблением и раздроблением страны воспользовался Египет. Фараон Шешонк около 925г. до н.э. совершил опустошительный поход в Палестину, разорив Иудейское и Израильское царства.

    Социально-экономические отношения. В древнеизраильском обществе первой половины I тыс. до н.э. бурно развивались частнособственнические отношения и частная эксплуатация, развитие торговли и товарно-денежных отношений, рост ремесла. 4 сословия: светская аристократия (вельможи и князья); духовная аристократия (жрецы и профессиональные пророки); народ земли (основная масса свободного населения); чужеземцы (пришельцы и поселенцы, ограниченные в правах). Низшая ступень социальной лестницы – рабы (меньшинство трудового населения), но количество их неуклонно увеличивалось. Источники рабства: угнанные с вражеских территорий женщины и дети (реже пленные воины), преступники, неплатежеспособные должники. К рабам приближались должники и дети свободного от рабыни. Основной объект эксплуатации – основная масса рядовых общинников.

    Межплеменные противоречия в Израиле (израильско-иудейское противостояние), сложности взаимодействия царской власти с военной знать и жречеством, собственно культовые проблемы. На фоне развернувшегося религиозного поиска и усиления противостояния храмов разных божеств друг другу и военной знати и сформировался “жреческий монотеизм” (жрецы Яхве настаивали на необходимости обеспечить этому божеству исключительное положение в израильско-иудейском культе и исключение почитания других богов). Формирование концепции соединения царской власти и высшей жреческой. В то же время социальные противоречия общества вызвали мощный общественно-идеологический процесс – “пророческое движение” 8-6вв. до н.э. Выработалась концепция Яхве как абстрактного, абсолютного и универсального божества. Этот “пророческий монотеизм” составил в процессе ядро иудаизма.

    Карфаген в 9-3вв. до н.э.

    Из всех финикийских колоний наибольшего экономического процветания и политического могущества достиг Карфаген (новый город), основанный выходцами из финикийского города Тира в конце 9в. до н.э. В середине 7в. до н.э. начинается период превращения Карфагена в центр финикийских колоний Западного Средиземноморья. Насильственному объединению финикийских колоний вокруг Карфагена способствовало несколько причин: ослабление политических связей с метрополией, вызванное зависимым положением городов Финикии от Ассирии и Персии; энергичная колонизация южной Италии – Сицилии, Западного Средиземноморья греками, грозившее утвердить их влияние на наиболее выгодных торговых и морских путях; внутреннее развитие финикийских колоний Западного Средиземноморья, требовавшее известной координации и совместных действий.

    Так Карфаген начинает активную внешнюю экспансию. Она выражалась в выведении карфагенских колоний в разные части Западного Средиземноморья и в установлении протектората над существовавшими там финикийскими колониями (г. Эбес – Питиусские острова близ Испании), утверждение власти Карфагена на юге Пиренейского полуострова. Активная политика Карфагена на Сицилии. Таким образом, к середине 4в. до н.э. Карфаген стал центром крупного государственного объединения, владения которого раскинулись на юге Испании, на западе Сицилии, на Питиусских островах и в Северной Африке. Был заключен союз с Персией и племенами этрусков, живших в центральной Италии.

    Наибольший расцвет Карфагена – с середины 5в. до н.э.-3в. до н.э. Потерпев неудачу в Сицилии, Карфаген перенес основное направление своей внешней политики в Северную Африку. Ему удалось победить местные племена и подчинить их себе. Карфагеняне начали колонизацию как побережья современного Туниса и Алжира, так и внутри этих стран, в также территории Марокко и Мавритании. Захват обширных территорий в Африке и вместе с прежними владениями на юге Испании, о. Сардиния и на западе Сицилии превратил это государство в обширную империю с многочисленным населением, создали основу экономического расцвета и политического могущества.

    Социально-экономические отношения. Карфаген – центр посреднической торговли. Крупный ремесленный центр. Имел военно-морской флот, развито кораблестроение. Территории, богатые рудами. Развитие интенсивного сельского хозяйства (хлебопашество).

    Карфагенское общество 6-3вв. до н.э. сочетало элементы рабства античного типа и некоторые особенности, свойственные древневосточному обществу (значительную роль в производстве и социальной организации играло зависимое население, жившее в условиях общинного строя и эксплуатировавшееся как отдельными представителями карфагенской аристократии, так и государством в целом).

    При наличии оформившихся прослоек аристократии и подневольных работников в Карфагене можно выделить также свободных мелких производителей в ремесле, и зависимое сельское население на захваченных территориях. Верхушка общества состояла из крупных землевладельцев, собственников рабских мастерских, оптовых торговцев, жречества. Важная черта – в Карфагене не был развит бюрократический аппарат. Экономическое процветание вело к жестокой эксплуатации многочисленных рабов и зависимого местного населения.

    Политическое устройство. Олигархия, выражавшая интересы узкой группы богатейших карфагенских семей. В 5-4вв. до н.э. верховными должностными лицами были два суфета, избиравшихся на один год и наделенных высшей гражданской властью. Все государственные дела решались на Совете 30 и совете старейшин. Высшим контрольным органом был совет 104, которому принадлежали судейские функции. Созывалось и народное собрание, состоявшее из лиц, имеющих звание гражданина Карфагена. Но всеми делами вершила карфагенская олигархия. Главная ее задача – не допустить установления единоличного управления в форме тирании. Однако в середине 6в. до н.э. полководец Малх устанавливает свою диктатуру, однако он был изгнан из Карфагена после серии неудачных войн. После к руководству в Карфагене пришла семья знатного аристократа Магона, которому удалось передать свою власть сыновьям. К середине 5в. до н.э. власть карфагенской олигархии полностью восстановлена.

    К 60-м годам 3в. до н.э. Карфаген столкнулся с новым соперником – Римским государством. Между ними началась ожесточенная борьба за господство на Западном Средиземноморье. В ходе Пунических войн 3 – середины 2в. до н.э. Территория Карфагена вошла в состав Римской республики.

    Древние государства Аравийского полуострова

    Североаравийские племена и государственные образования. На периферии крупных государств Месопотамии и небольших княжеств Восточносредиземноморского побережья находилась обширная территория Сирийско-Месопотамской степи и Северной Аравии, населенная в древности племенами: ариби, кедреи, набатеи, самуд и др., ведшие кочевой образ жизни. Главное занятие населения – скотоводство (лошади, ослы, крупный и мелкий рогатый скот, верблюды). Вели кочевое хозяйство. Господствовали родоплеменные союзы и небольшие государства. Возможно, что некоторые из них были княжествами (Набатея). Их правители в ассирийских документах обычно именовались “царями” или что более правильно “шейхами”. У арабских племен постепенно складывались своя военная организация, тактика, элементы военного искусства. У них не было регулярной армии, все взрослые мужчины племени были воинами. Для арабов-кочевников была свойственна своя тактика ведения боя: неожиданные набеги на противника и быстрое исчезновение в безбрежной пустыне. Находясь по соседству с сильными древневосточными царствами – Египтом и Ассирией, а также с небольшими государствами Восточносредиземноморского побережья, часто подвергавшимися нападению со стороны могущественных держав, североарабские племенные союзы и княжества часто вовлекались в международные противоречия того времени (9-7вв. до н.э.) – арабско-ассирийские столкновения (середина 9в. до н.э.). Арабские племена объединялись и вступали в союзы с Египтом и Вавилоном против Ассирии.

    Возвышение Персидского государства и развитие его завоевательных планов привело к установлению контактов персов с арабами северной части полуострова, но арабы никогда не были под игом персов, по словам Геродота они участвовали в греко-персидских войнах на стороне персов (5в. до н.э.), оказывали сопротивление греко-македонским войскам во время похода А. Македонского на восток (4в. до н.э.).

    Южная Аравия. На юге и юго-западе Аравийского полуострова на территории современной Йеменской Арабской и Йеменской Народно-Демократической Республики существовал в древности ряд государственных образований, являвшихся важнейшими центрами древнейеменской цивилизации. Самый северный был Маин (с центрами – городами Иасиль и Карнаву). Южнее Маина располагалась Саба с центром в Марибе. Южнее ее – Катабан со столицей в Тимне. Южнее Катабана – Аусан с центром в Мисваре, а восточнее – Хадрамаут со столицей Шабва.

    Возникновение древнейших государств относится к 10-8вв. до н.э. Государства Маин, Катабан, Асуан, Хадрамаут и Саба в 6-5вв. до н.э. вступают в борьбу за преобладание.

    В 3-1вв. до н.э. – господство Катабана. В 1в. до н.э. – Сабейское царство. В конце 2в. до н.э. выдвинулось новое, Химьяритское государство со столицей Зафар, ранее входившее в состав Катабана. К началу 4в. до н.э. она установила свою гегемонию над всей южной Аравией. С середины I тыс. до н.э. и до середины I тыс. н.э. Аравия находилась в тесных контактах с Грецией, птолемеевским Египтом и Римской империей. Военные столкновения в Аксумом (Эфиопия).

    Экономика связана с развитием ирригационного землевладения и кочевого скотоводства, а также ремесла. Направления развития торговли: обмен между земледельческими и скотоводческими племенами Аравии; международная торговля благовониями со многими странами древневосточного и античного мира; транзитная торговля с Ближним Востоком индийскими и африканскими товарами. Но в конце I тыс. до н.э. ряд факторов привел к сильным потрясениям в экономике южной Аравии: изменение торговых путей (установление прямых морских путей между Египтом, Турцией, Персией, Индией), а также изменение климата в сторону большей засушливости и наступление пустынь на плодородные оазисы и земледельческие зоны, разрушение ирригационных сооружений, стихийные бедствия (неоднократные прорывы Марибской плотины). Усилилась инфильтрация бедуинов в оседлые земледельческие зоны. Таким образом, усложнение внутре- и внешнеполитической обстановки и постоянные войны привели к упадку южноаравийских государств.

    Общественные отношения и политический строй. В середине II тыс. до н.э. и южноарабской языковой и племенной общности началось выделение крупных племенных союзов: минейского, катабанского, сабийского. В конце II тыс. – начале I тыс. до н.э. в результате развития производительных сил стали меняться производительные отношения. На территории Древнего Йемена возникли классовые раннерабовладельческие общества. Выделились знатные роды, которые постепенно сосредоточили в своих руках политическую власть. Образовались социальные прослойки: жречество и купечество. Земля, как средство производства, находилась в собственности сельских и городских общин, которые регулировали водоснабжение, осуществляли раздел между общинниками, владевшими участками земли, выплачивавшими налоги и выполнявшими повинности в пользу государства, храмов, общинной администрации. Основной хозяйственной ячейкой была большая патриархальная семья (большесемейная община).

    Особую категорию земель составляли весьма обширные храмовые владения. Много земли было в руках государства. На государственных землях работало покоренное население, выполнявшее целый ряд повинностей и являвшееся по существу государственными рабами. В храмовых владениях работали в порядке выполнения повинностей свободные люди, лица, посвященные тому или иному божеству, храмовые рабы. Рабы были в основном из числа военнопленных, долговое рабство было распространено слабо. Документы говорят о наличии рабов в частных и храмовых хозяйствах, в хозяйстве правителя и его рода, в больших патриархальных семьях они приравнивались к младшим членам семьи.

    Систему политического устройства южноаравийских народов можно показать на примере Сабейского царства. Оно состояло из 6 “племен”, из которых 3 принадлежали к числу привилегированных, а 3 других занимали подчиненное положение. Каждое племя делилось на крупные ветви, последние – на более мелкие, а они, в свою очередь, на отдельные роды. Племена управлялись вождями-кабирами, происходившими из знатных родов, возможно, при племенах были советы старейшин.

    Привилегированные племена выбирали из представителей знатных родов на определенный срок эпонимов – важных должностных лиц государства, выполнявших жреческие обязанности, связанные с культом верховного бога Астара, осуществляли также астрономические наблюдения, составление календаря. Высшими должностными лицами, обладавшими исполнительной властью и осуществлявшими управление государством были до 3-2вв. до н.э. мукаррибы. Во время войны мукаррибы могли присваивать себе функции предводительства ополчением, и тогда они получали на время титул “малик” - царь. Постепенно мукаррибы сосредоточили в своих руках прерогативы царской власти, и в конце I тыс. до н.э. их должность фактически превратилась в царскую. Верховным органом государства был Совет старейшин. В него входили мукарриб и представители всех 6 сабийских племен, причем непривилегированные племена имели право лишь на половинное представительство. Совет старейшин имел сакральные, судебные и законодательные функции и административно-хозяйственные. Аналогичное устройство имели и другие южноарабские государства.

    Постепенно в южноарабских государствах, наряду с племенным возникло и территориальное деление. Основу его составили города и поселения с примыкающей к ним сельской округой, имевшие свою автономную систему управления. Каждый сабейский гражданин принадлежал к одному из кровно-родственных племен и в то же время входил в состав определенной территориальной единицы.
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12


    написать администратору сайта