Главная страница
Навигация по странице:

  • Хеттское царство

  • Фригийское и Лидийское государство

  • Ванское царство (Урарту) и государства Закавказья

  • восток. История Древнего Востока


    Скачать 1.88 Mb.
    НазваниеИстория Древнего Востока
    Анкорвосток
    Дата29.04.2023
    Размер1.88 Mb.
    Формат файлаrtf
    Имя файлаDrevny_Vostok_VYeS.rtf
    ТипЗакон
    #1097463
    страница5 из 12
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12

    Культура народов Древней Месопотамии

    На основе археологических находок можно судить, что древние цивилизации Двуречья представляли собой высокоразвитое общество с городской архитектурой, пиктографическими документами, обширными торговыми связями и религией. Древнейшая история Шумера отражена в легендах и эпосе. Важнейшим культурным открытием Шумеров было изобретение клинописной системы письма. Клинопись развилась из пиктографии.

    Религия. Очень многие письменные тексты имеют религиозное содержание. Религиозные представления были одним из важнейших факторов в развитии мышления населения Двуречья. В них нашли отражение те явления природы, сущность и действие которых люди не могли себе объяснить. Кроме того, в повседневной жизни человека был тесно связан с явлениями природы. Ему приходилось иметь дело с ее животворящими силами, рождением, смертью всего живого, с явлениями природы, имеющими благотворные и губительные последствия.

    Уже с 5 тыс. до н.э. появляется культ вечно плодоносящей и рождающей силы, которую олицетворяла богиня-мать. Ей был подчинен бог-мужчина. Сохранились их многочисленные глиняные статуэтки.

    Для религии Двуречья был свойственен большой консерватизм. Содержание молитв и культовый инвентарь очень мало изменились за 3 тысячи лет. Переход к земледелию и оседлости способствовал формированию пантеона богов. В 3 тысячелетии до н.э. у шумеров были сотни богов. Главное место в пантеоне играла триада: Ан – бог неба, Энлиль – бог земли, Энки – бог воды. 4-е место занимала Нинхурсаг – мать всего живого. Выделялись также 2 большие группы богов: земные Аннунаки и небесные Игиги. С ходом времени функции отдельных богов расширялись.

    С возвышением Вавилона на первые роли выходит бог Мардук. В Ассирии царем всех богов стал Ашшур. В Нововавилонском црстве возвышается Адад, бог погоды. Типично сельскохозяйственный характер носил культ бога растительности – умирающего и воскресающего Думузи. Это божество имело популярность во всей Передней Азии. Было несколько богов подземного мира.

    Мифы и эпос. Из всех месопотамских мифов наибольшего внимания заслуживает миф о сотворении мира и людей как шумерский, так и аккадский варианты. Его называют “Энума Элели”. По этому мифу мы можем судить о космологических представлениях шумеров и аккадцев, которые оказали влияние на античность.

    Значительные фрагменты шумерской мифологии сохранились в библейском тексте. В отрывках дошло до нас шумерское сказание о братьях-полубогах Эмеше и Энтене, сотворенных богом Энлилем, а в отрывках угадывается библейское сказание о Каине и Авеле. Сохранились также несколько месопотамских повествований о всемирном потопе и рассказ о первом рае.

    Из эпических произведений наиболее известна поэма о Гильгамеше, полулегендарном герое и правителе г. Урука. В эпосе отражены многие реалии политической истории Шумера. Существовали и другие литературные жанры: гимны, молитвы, плачи, любовная лирика, дидактические и философские произведения, басни, пословицы, поговорки, сочинения с политической тенденцией.

    Архитектура и изобразительное искусство. Близко к литературе стоит такой редкий вид изобразительного искусства, как резьба на цилиндрических печатях. На них обычно вырезались иллюстрации к наиболее популярным мифам и литературным произведениям. Наука о резьбе на печатях называется глиптика.

    Древнейшими скульптурами являются глиняные культовые статуэтки плодородия и культовые маски. С началом возведения храмов с 4 тыс. до н.э. в их интерьеры непременно помещают скульптуры богов со зримыми пережитками тотемизма, а иногда с фантастической внешностью.

    Для изготовления скульптур в Двуречье привозили из других стран мрамор, гранит, базальт, алебастр, драгоценные и поделочные камни, а также слоновую кость и перламутр. Изображения: крылатые колоссы быков или львов с человеческими головами, крупные рельефы, которыми были облицованы стены дворцов. Обычно изображались сцены из семейной жизни правителей, батальные сцены и мифологические сюжеты.

    Храмовое зодчество. Храмы того времени были огромными и величественными зданиями без окон, правильной прямоугольной формы, со стенами, расчлененными нишами. Все сооружения воздвигались во избежание затопления на насыпных платформах. С конца III тыс. до н.э. храмы (зиккураты) приобретают вид ступенчатых башен.

    Жители Месопотамии умели строить благоустроенные и красивые города. Их широкие улицы перекрещивались под прямыми углами и были усажены пальмами и другими растениями. Для регулярного снабжения водой к городам подводили водопроводы и акведуки. К городским гидросооружениям относились также плотины, набережные и каналы.

    Образование и наука. Главными центрами грамотности были школы при дворцах и храмах. Школа называлась “дом табличек”, директора именовались “отцом дома табличек”, а ученики – “сыновья дома табличек”. Кроме обычных школ были и высшие специальные училища. В них принимали только грамотных молодых людей. Здесь изучались такие предметы как богослужение, астрономия, природоведение, физика, химия, медицина. Школы и училища имели при себе библиотеки “глиняных книг”. Знания в области математики, геометрии, астрономии, появление календаря, познания в области медицины.

    Верования Древней Месопотамии оказали влияние на такие религии как христианство, иудаизм, ислам.

    Хеттское царство

    Первым населением Малой Азии были хатты. Их язык родственен современным адыго-абхазским языкам. Индоевропейские племена застали их в последней трети III тыс до н.э. Они восприняли у хаттов название их страны “Хатти” и переняли у хаттов множество элементов материальной и духовной культуры. Особенно сильно хаттское влияние (в религии, государственном культе, придворном обиходе и других сферах жизни) в эпоху Древнехеттского царства (18-16вв. до н.э.). Начало Хеттской государственности восходит к царской династии из города-государства Куссара. Царь этого города Питхана завоевывает Месу и делает в нем царем своего сына – Анитту. Он подчиняет себе города-государства Бурусханду и Хаттуас. К моменту образования Хеттского царства царская династия из Куссара сохранила свое преобладание. Первые цари короновались в Куссаре.

    Связи малоазийцев с представителями более высокой культуры (аккадцы, ассирийцы) ускорили продвижение древних анатолийцев к цивилизации.

    История хеттов делится на 3 периода: Древнее, Среднее и Новое царство. Среднее царство обычно называют “темным периодом” в истории хеттов, из-за отсутствия письменных источников. Но известно, что в “темный период” в жизни государства появилось хурритское политическое и культурное влияние.

    Основатель царства Лабарна начал свои завоевательные походы, создав государство от Черного до Средиземного морей. Мурсилис I покорил Вавилон, тем самым положив конец I Вавилонской династии (переемники Хаммурапи).

    В начальный период хеттской государственности власть царей ограничивало народное собрание и совет знати. Впоследствии, после успешной завоевательной политики наблюдается усиление реальной власти царей. Хеттское царство вело почти непрерывные войны. Они приводили к постоянному притоку в страну военнопленных и угнанного мирного населения. По сравнению с другими странами Передней Азии у хеттов был более высокий уровень использования рабского труда в хозяйстве.

    В последующее время Древнехеттское царство на всех границах подвергалось ожесточенным нападениям хурритов. Они нарушили внешние границы и внутренний порядок в стране. Начались смуты в придворной среде с кровавыми исходами. Стабилизация произошла при 8 царе династии Темпинусе: путем упорядочения законного наследования трона был введен порядок в придворной среде.

    В “смутном” среднем царстве усилилось хуриттское влияние. Цари имели два имени: одно из них тронное хеттское, второе – собственно хурритское.

    Новохеттское царство (около 1400-1200гг. до н.э.) начинается с успешных завоеваний первых малоизвестных царей. А после них очередной узурпатор Суппилулиумас I создает новую мощную Хеттскую державу. К этому времени постоянным сильным противником хеттов становится воинственные племена касков с северо-востока. Хетты установили свое влияние в Северной Сирии и началось хеттско-египетское противостояние. В 1296г. был заключен мирный договор между Рамсесом II и Хаттусилисом III, объединившихся против растущей мощи Ассирии. Самым сильным и опасным врагом на западе были греки-ахейцы.

    В конце XII в. до н.э. с Балкан и островов Средиземноморья на страны Передней Азии хлынули полчиа “народов моря”. После разрушения ими хеттской столицы Хаттуаса последний царь Суппилулиумас II был вынужден бежать на остров Кипр. Так перестало существовать Хеттское царство. В итоге эгейского переселения народов этнический состав Малой Азии значительно изменился. Остатки хеттского населения отступили на юго-восток, в Северную Сирию, где образовали небольшие государства. Часть населения отступила на северо-восток в области Закавказья.

    Социально-экономический строй. Основой хеттской экономики было производящее сельское хозяйство. Широкое распространение получило животноводство. Развито ремесло.

    Главное общественное богатство – земля – принадлежала государству, либо общинным коллективам городов и сел, чье землевладение уходило уорнями в доклассовую эпоху. Значительную долю государственной земли составляли крупные царские хозяйства. Храмовые земли контролировались царем, но на деле представляли собой автономные корпоративные хозяйства. Основными видами государственной эксплуатации были обязательная служба царю, уплата натурального налога и трудовых повинностей. В общинном же секторе свободно осуществлялась купля-продажа земли. Общины носили территориальных характер, а их старейшины наделялись судебной и административной властью. В частно-общинном и в государственном секторах широко применялся труд рабов, наемников и др.

    Хеттское сословное деление не совпадало с классовым. Все население страны делилось на 2 группы, различавшиеся по свободному или принудительному характеру труда. В первую группу – сословие “свободных” – входили лица, освобожденные от повинностей в пользу государства и храма (чины общин коренных хеттских городов). Вторая группа – “несвободные” – включала всех лиц, на которые распространялась государственная и храмовая эксплуатация (непосредственные производители, сидящие как на государственной, так и на общинной земле или занятые в ремесле). Но в то же время к этой группе относилось и множество должностных лиц, для которых сахханом являлось непосредственно служба царю или храму.

    Положение “несвободных” непосредственных производителей вне общины было разнообразным: среди них находились и рабы, и кабальные должники, и наемники, и крепостные землепользователи, а также крепостные землевладельцы, богатые и имеющие по нескольку рабов. Государственный строй хеттов отличался известной рыхлостью и некоторыми чертами конфедеративности. Существовала система удельных царств, связанных с центральной властью вассально-союзными договорами. Верховную власть представлял “великий царь”. Важную и самостоятельную роль играла царица, приобретавшая полноту своего статуса лишь после смерти матери своего супруга. Государственности приписывалось сакральное и космическое происхождение.

    Фригийское и Лидийское государство

    Фригийское царство – самое значительное образование в Малой Азии после падения Хеттского царства. Основное население Фригии – это жители северо-западной части полуострова, переселившиеся с Балкан. Расцвет Фригии относится к 10-8вв. до н.э. В это время возникло много городов. Столица – Гордион. Ее основание древние греки связывают с именем легендарного царя Гордия. Его сын Мидас был покровителем наук и искусств. Но в годы правления Мидаса Фригия была покорена ассирийским царем Саргоном II и Мидас стал данником ассирийцев. В 7в. до н.э. Фригийское царство распалось под натиском орд кочевников – киммерийцев и треров. Впоследствии его территория перешла под власть Лидийского царства, а в 547г. была включена в Персидскую державу.

    Основа экономики – продуктивное земледелие и скотоводство. Процветали различные виды ремесла.

    В религии был распространен культ Великой Матери богов и ее возлюбленного – бога Аттиса. Фригийцы создали собственное алфавитное письмо, внесли вклад в развитие музыки (“фригийский лад”), изобрели флейту.

    Лидийская держава занимала центральный район западной части Малой Азии. Сначала Лидия входила в состав Фригийского царства. Здесь были плодородные почвы и много небольших рек. Недра страны содержали много золота, серебра, железа, цинка. Особенно были развиты коневодство и металлургия, ткачество, изготовление качественных минеральных красок, пошив одежды. Местоположение Лидии было удобно для международной торговли. Господствующее положение в обществе занимали крупные рабовладельцы, богатые земельные собственники, жречество, а также состоятельные купцы. Основную массу населения составляли свободные мелкие землевладельцы, пастухи и ремесленники. Социальные низы были представлены храмовыми и частновладельческими рабами. Лидия была монархией, где власть царей в основном опиралась на армию. Расцвет Лидийского царства приходится на 7-6вв. до н.э. В правление царя Гигеса (692-654гг. до н.э.) в состав Лидии вошли часть Фригии, Кария, Гроада и Мисия. Во время нашествия киммерийцев Лидия вошла в союз с Ассирией, Египтом и Вавилонией.

    В 7в. до н.э. Лидия была захвачена полчищами киммерийцев. Новый царь Ардис избавил Лидию от киммерийцев ценой подтверждения власти Ассирии, вел осторожную внешнюю политику. 590-585гг. до н.э. – ожесточенная пойна между Лидией и Мидией, закончившаяся миром 585г. до н.э. Внешнеполитический расцвет Лидии приходится на время правления Креза (562-547гг. до н.э.). Он покорил греческие города в Малой Азии, заставив их платить дань. Опасаясь Персидского царства, Лидия охотно пошла на контакты с наиболее крупными греческими центрами: Спартой, Афинами и Самосом, заключила дружественные союзы с Египтом и Вавилонией. Персидский царь Кир вторгся в Лидию в 547г. до н.э. Так закончилась 150-летняя история независимого Лидийскго царства. Лидия вошла в состав Персидской державы в качестве одной из ее сатрапий.

    Лидийцы заимствовали у греков алфавит, славились музыкой (“лидийский лад”), монументальным зодчеством, хорошо развитыми медициной и фармакологией. Здесь получили распространение культы умирающих и воскресающих божеств.

    Как Лидия, так и Фригия заимствовали лучшее из культуры Древней Малой Азии и способствовали передаче этих достижений античным цивилизациям.

    Ванское царство (Урарту) и государства Закавказья

    Особенно интенсивным процесс разложения первобытных порядков был у племен урартов, обитавших в районе озера Ван. Плодородные земли в Ванском районе способствовали развитию земледелия, и скоро эта область становится центром нового государственного образования Древнего Востока. В XI-Xвв. До н.э. здесь идет объединение мелких владений в более крупное образование, носящее уже характер государства. Центром были земли по восточным и северным берегам озера Ван. Другое государственное объединение урартских племен под названием Муцацир сложилось к юго-западу от озера Урмия. Здесь находился общеурартский культовый центр, храмы и святилища.

    Консолидация первых урартских государственных образований в середине 9в. до н.э. была вызвана необходимостью объединения усилий в борьбе с ассирийской агрессией. Первым правителем объединенного Урарту был царь Араму (864-845гг. до н.э.). При Сардури I (835-825гг. до н.э.) окончательно происходит становление Урартской государственности. Соперничество с Ассирией.

    С целью идеологического сплочения разноплеменной державы проводится религиозная реформа с выделением трех главных божеств: Халди – бога неба, Тейшебы – бога грома и дождя, Шивини – бога солнца. Строятся храмы. Урартские войска проникают в царство Манна. Подлинным создателем Урартского царства был царь Менуа (810-786гг. до н.э.). Основное внимание уделял организации армии. Совершает военные походы в сторону Сирии и Закавказья. Организация зависимых владений, назначались представители центральной власти – областеначальники. При сыне Менуа – Аргишти I (786-764гг. до н.э.) Урартское государство вступило в схватку с Ассирией за лидерство в Передней Азии и господство на основных торговых путях. Правление Аргишти – расцвет Урарту. Урартские войска доходят до границ Колхиды и овладевают территорией вплоть до озера Севан. На месте Еревана возводится город Эребуни, а в районе Армавира - Аргиштихинили. Выполнение строительной и хозяйственной программы государства обеспечивали огромные массы военнопленных. Военные успехи Урартского государства были теснейшим образом связаны с функционированием всей социально-экономической системы урартского общества, что и объясняет его расцвет в 8в. до н.э. Противостояние между Урарту и Ассирией усиливается во время правления Русы I (735-713гг. до н.э.). Вступив на престол, Руса I энергично взялся за ликвидацию смут и вскоре полностью овладел ситуацией. Во избежание дальнейших неурядиц царь разукрупнил административные единицы Урартской державы, стремясь не сосредотачивать в руках областеначальников больших территорий и воинских сил. Во внешней политике Руса I старался избегать открытого противоборства с Ассирией, поддерживая, однако, где возможно антиассирийские настроения. Большое значение придавалось хозяйственному развитию страны. В 714г. до н.э. ассирийская армия во главе с Саргоном II двинулась в области к востоку от озера Урмия. В этом сражении Урарту терпит поражение. Узнав о падении Муцацира, Руса I покончил с собой. Таким образом государство Урарту окончательно потерпело поражение в борьбе за политическую гегемонию в Передней Азии, уступив эту роль Ассирии. Почти столетнее урартско-ассирийское соперничество закончилось победой Ассирийской державы.

    Общество и культура. Основа экономики были земледелие в районе плодородных равнин и низменностей и специализированные ремесла, связанные с металлургией и обработкой металлов. Государство уделяло большое внимание поливному земледелию (проведение каналов, устройство водохранилищ). Значительное место в экономике стали занимать царские хозяйства. Строительство 4-х оросительных каналов (Тейшебаини – канал, идущий через тоннель в скале). Меньшее значение имели храмовые хозяйства.

    Значительную часть урартского общества составляли общинники (“вооруженные свободные люди племени”), община сохраняла самоуправление и выступала в структуре Урарту, как особая единица, игравшая важную роль в сельском хозяйстве страны. Иногда в распоряжении общины имелись рабы.

    Верхушку урартского общества представляла военная знать и служилая. Это были члены правящей династии, родственники царя, часть племенной знати. Все большее значение приобретала прослойка, связанная с военно-административным аппаратом: главный военачальник, его помощники, наместники провинций – областеначальники.

    Многочисленным в Урарту был класс рабов и лиц подневольного труда, близких к рабскому состоянию. Основным источником рабства были многочисленные войны. Жестокая эксплуатация и бесправие рабов характерны для Урарту. Политический строй Урарту был направлен на осуществление основных задач, стоявших перед государством. Организация непрерывного притока рабов-военнопленных, борьба за политическую гегемонию в Передней Азии, необходимость держать в смирении эксплуатируемые группы своей страны требовали особого внимания к армии. Значительное внимание урартское правительство уделяло организации централизованной административно-хозяйственной системы. Государство было разделено на наместничества, во главе каждого стоял областеначальник, располагающий воинскими силами и административным аппаратом. Ядро Урартской державы окружали многочисленные и полузависимые союзные государства и владения. Урартская держава объединила области, различные в этническом отношении. Сформировалось два экономических центра – ванский и закавказский. Успешное функционирование царских хозяйств во многом зависело от постоянного притока рабов-военнопленных. В этом были основные причины внутренней слабости Урарту.

    Упадок Урарту. Отказавшись от борьбы за лидерство в Передней Азии, Урартские цари продолжали вести антиассирийскую политику. Однако подлинная угроза государству Урарту крылась не в Ассирии, а в скифских кочевых племенах, проникших в Переднюю Азию вслед за киммерийцами. в конце 7в. до н.э. Урарту попадает в зависимость от Мидии, а к 590г. до н.э. полностью прекращает свое существование. Значительная часть владений Урарту достались Мидии.

    Вместе с тем в конце 7в. до н.э. отмечается развитие бывшего позднехеттского царства – Лилид-Камману. В предшествующий период оно было одним из центров формирования армянской народности. С приходом к власти армянской династии оно превратилось в первое древнеармянское царство (Армина, Армения). впоследствии Армина вошла в Мидийскую и Персидскую державы. В начале 6в. до н.э. здесь образуется независимое древнеармянское, вошедшее вместе с другими областями бывшего Урартского государства в Персидскую державу. Столица – Армавир. В сатрапии, управляемой Ервандидами продолжалось развитие рабовладельческих отношений. Различались рабы-пленники и доморощенные рабы, рожденные от несвободных родителей. После крушения Персидского царства в 4в. до н.э. правитель Армении Ерванд III объявил себя царем. В результате образовалось самостоятельное древнеармянское государство.

    Интенсивно развивались западные области Закавказья. Здесь меньше ощущалось влияние Персии. Влияние оказывали греческие города-колонии, возникшие в 6-4вв. до н.э. на Черноморском побережье. На первое место в 6-4вв. до н.э. выдвигается местное государство в Колхиде. Основа хозяйства: разнообразные ремесла, развитая торговля. В административном плане Колхида была поделена на провинции, во главе которых стояли лица, носившие титул “скипетроносцев” (потомки местных племенных вождей). Важная черта – взаимодействие местной и греческой культур.

    В Восточной Грузии в 6-4вв. до н.э. – формирование государства Иберия (столица Мцхета). В прикаспийских областях на территории современного Азербайджана в 4-3вв. до н.э. складывается ее одно государственное образование – объединение албанских племен. Таким образом, Древнеармянское государство, Колхида, Иберия и Албания характеризуют развитие рабовладельческого общества Закавказья в послеурартскую эпоху.
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12


    написать администратору сайта