Главная страница
Навигация по странице:

  • Древние иранцы. Мидия

  • Ахеменидское государство в 6-4 вв. до н.э.

  • Империя Александра Македонского

  • Средняя Азия в 3-1 тыс. до н.э.

  • восток. История Древнего Востока


    Скачать 1.88 Mb.
    НазваниеИстория Древнего Востока
    Анкорвосток
    Дата29.04.2023
    Размер1.88 Mb.
    Формат файлаrtf
    Имя файлаDrevny_Vostok_VYeS.rtf
    ТипЗакон
    #1097463
    страница7 из 12
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12

    Древний Элам

    Благоприятные природные условия способствовали раннему переходу племён, населявших территорию Западного Ирана к земледелию и скотоводству. В 6 –5 тыс. до н.э. племена оседлых земледельцев и скотоводов широко расселяются на территории иранского плато, минуя лишь пустыни. Наличие месторождений медной руды способствовало раннему развитию металлургии. Вавилоняне и ассирийцы называли Юго-Западный Иран “Эламту” (“Горная страна”).

    К началу 3 тыс. до н.э. Эламе возникли раннегосударственные объединения. Столицей одного из этих объединений стали Сузы, Крупный город в долине Каруна и Керхи. Кроме Суз существовали и небольшие государства (Аван, Аншан, Симаш и др.). Позже все эти области были включены в единое государство, столица которого находилась в Сузах, а в отдельные периоды – в Аншане.

    История Элама на всём своём протяжении была тесно связана с историей Двуречья. В 24 – 22 вв. до н.э. Элам находился в прямой политической зависимости от Аккадского царства. В 22 в. до н.э. весь Элам стал единым независимом государством, но вскоре в страну вторглись племена кутиев, и подчинили её себе. При царях III династии Ура – Элам снова попал в зависимость от Двуручья, но в конце 21 в. до н.э. добился самостоятельности и даже временно подчинил себе Ур. В конце 18 в. до н.э. эламиты вновь вторглись в Месопотамию и превратили Аккад в прах. В конце 14 в. до н.н. Элам был завоёван Касситской Вавилонией. Однако около 1180 г. до н э. Эламский царь Шутрук – Наххунте 1 изгнал вавилонское войско. Около 1150 г. эламиты совершили новый поход против Вавилонии и подчинили себе свою страну. Это было время расцвета Эламского могущества. Однако в 1115 г. до н.э. вавилонское войско нанесло эламитом сокрушительное поражение, после которого Элам на 3 столетия исчезает с исторической арены.

    В 8 в. до н.э. Элам становится союзником Вавилона в борьбе с Ассарией и оказывается втянутым в бесконечные войны с ассирийцами. Лишь в период царствования в Ассирии Асархаддона между Ассирией и Эламом установились кратковременные мирные отношения. После разгрома Вавилона, при царе Ашшурванапале, Ассирия разгромила Элам, захватив его столицу Сузы. Около 595 г. до н.э. вавилонскому царю Навуходоносору II удалось подчинить Эламитов своей власти, затем они оказались под властью мидийских царей, возможно, в конце 549 г. до н.э. были покорены персами. После этого Элам навсегда лишился своей независимости.

    Общество: В III тыс. до н.э. в Эламе преобладали сельские общины, куда входили все свободные люди, независимо от их родственных уз, коллективно владевшие землёй и совместно обрабатывающие её.

    С начало II тыс. до н.э. в Эламе интенсивно развиваются частные хозяйства с использованием рабского труда. Складывание рабовладельческих отношений приводило к имущественной дифференциации, распаду сельских общин и разорению свободных общинников, которые лишались земли и средств производства. Земля стала сосредотачиваться в руках отдельных экономически сильных семей, что привело к возникновению частной земельной собственности. К концу II тыс. до н.э. на смену сельским общинам пришли большесемейные общины, члены которых были связаны родственными узами. Постепенно в домашних общинах началось выделение богатых и бедных. Малоимущим приходилось прибегать к ссуде и многие из них оказывались в долговом рабстве. Постепенно имущественная дифференциация привела к разложению большесемейной общины, что привело к разделу общинного имущества и даже к аренде и продаже земли.

    Наряду с общинными, а позднее и частновладельческими хозяйствами в Эламе имелись также царские и храмовые хозяйства, существовали ремесленные мастерские, в которых работали военнопленные, обращённые в рабов, и зависимые от царя ремесленники из местного населения.

    Храмы были собственниками крупных земельных владений, а также занимались торговыми и ростовщическими операциями. Часть храмовых земель отдавалась в аренду, остальная обрабатывалась храмовыми рабами и общинниками.

    Постепенно в системе государственного управления произошли большие изменения. Характерная для Элама система управления с помощью суккалов к 15 в. до н.э. перестала существовать. Начиная с 13 в. до н.э. царский престол стали передавать по наследству от царя к его старшему сыну. Шло формирование централизованной монархии.

    Древние иранцы. Мидия

    Мидия занимала территорию Северо-Западного Ирана. Западная часть страны в античной историографии получила название Мидия Атропатена. К востоку от Атропатены простиралась равнинная часть Мидии.

    В 3-2 тыс. до н.э. на этой территории обитали племена оседлых земледельцев и скотоводов. говоривших на пасситском, кубийском, хурритском и др. неиндоевропейских языках. Собственно эти мидийцы и родственные им персы говорили на различных диалектах иранских языков, принадлежавших к индоевропейской языковой семье. Считается, что предками ираноязычных племен были скотоводы Восточной Европы, откуда часть их направилась через Кавказ и вдоль побережья Каспийского моря в Иран и Среднюю Азию. Во 2-й половине 2 тыс. до н.э. они вторглись в Иран и постепенно распространились по всей территории в начале 1 тыс. до н.э. Повсеместно шел процесс смешения пришельцев с местным населением, которое постепенно становилось ираноязычным. Начиная со 2 половины 8 в. до н.э. Иранцы уже составляли большинство населения во многих областях Западного Ирана, в том числе и в Мидии.

    В 673 г. до н.э., воспользовавшись военными действиями между ассирийцами и киммерийцами, мидийские племена подняли восстание против ассирийского ига. Восстание возглавил один из мидийских вождей по имени Каштарити. В 672 г. до н.э. мидийцы создали независимое государство, изгнав ассирийцев. С Западной части территории Каштарити начал постепенно объединять все мидийские племена, ликвидируя мелкие княжества. К середине 7 в. до н.э. Мидия стала крупным госудаством Древнего Востока. С 653 по 625 гг. до н.э. над страной утверждается господство скифов. В 625 г. до н.э. царем Мидии стал сын Каштарити Киаксар, который нанес поражение скифам и окончательно объединил все мидийские племена в единое государство со столицей в экваторах, создал сильную регулярную армию, реорганизовав ее по родам, а не по племенному принципу. В союзе с Вавилоном, мидийцы в 614г. обратили свое внимание на исконного врага – Ассирию. В итоге мидийцы захватили исконные области Ассирии (Северная Месопотамия и область Харран), Мидия стала крупнейшим государством на Востоке, на ряду с Египтом и Вавилонией. мидийский царь Киаксар расширил границы своего государства за счет южных и восточный соседей. Была лишена независимости Персия, захвачены Парфия и Тиркания, подчинено государство Урарту, ликвидировано скифское царство в Сакасене, покорена Манна. Длившаяся 5 лет война между Мидией и Лидией закончилась заключением мирного договора. В 585 г. до н.э. Киасар умер, оставив в наследство своему сыну Астиагу большую и могущественную державу, подчинившую своей власти также Элам. Это обострило отношение с Вавилонией. Но восставшие в 550 г. до н.э. персы, захватили Мидию.

    Общество: наука еще не располагает достаточными данными для исследования социального строя и государственные структуры мидийского общества, т.к. в археологическом отношении Мидия изучена недостаточно. В начальный период классовое расслоение было невелико, и вооруженные народные классы играли значительную роль в военной и политической жизни страны. В 7 – нач. 6 в. до н.э. здесь еще не было развитых форм рабства, а лишь патриархальное рабовладение. Захват колоссальных богатеев ассирийских царей и знати заметно ускорил классовое расслоение в мидийском обществе, т.к. большая часть добычи доставалась его верхушке. Однако продолжительные войны неблагоприятно сказывались на хозяйстве родовых общинников, составлявших ядро мидийской армии. Когда к середине 6 в. до н.э. значительная часть общинников оказалась порабощенной знатью, страна стала добычей внешних врагов.

    Ахеменидское государство в 6-4 вв. до н.э.

    Впервые персы упоминаются в ассирийских надписях 9 в. до н.э. в области Парсуа к югу и юго-запада от озера Урмии, откуда на рубеже 9-8 вв. до н.э. они передвинулись на юг и к 7 в. до нэ. заняли исконную территории на юго-западе и юге Ирана, которая по их имени получила название Персия (от древнеиранского Парса). Уже в конце 8 в. до н.э. персы составляли племенной союз, возглавляемы вождями из знатного рода Ахеменидов. Постепенно персы стали расширять свою территорию, занимая все новые эламские области. Но в 639 г. до н.э. ассирийцы нанесли поражение Эламу, царь Персов Кир 1 признал власть Ассирии. С 600 по 559 гг. до н.э. в правление Камбиза 1, Персия находилась в зависимости от Мидии. В 558 г. до н.э. Кир стал царем персидских земледельческих племен. Он основал г. Пасаргады, ставший первой столицей Персии. В 553 г. до н.э. Кир выступил против мидийского владычества. Война длилась 3 года и закончилась в 550 г. до н.э. полной победой персов. Экватаны стали резиденцией Кира.

    Кир II подошел к греческим городам – государствам Малой Азии, которые были вынуждены признать его власть. С 545 до 539 гг. до н.э. Кир раздвинул свои владения далеко на восток и юго-восток, присоединив себе почти всю Среднюю Азию и дошел до Северной границы Индии. Затем Кир II двинулся на Вавилон и захватив его, двинулся на Сирию, Палестину и Финикию. Возникло огромное государство, Персидская держава, или держава Ахеменидов.

    В конце 530-х гг. до н.э. Кир II решил двинуться на Северовосток, чтобы покончить со вторжениями массаитов, кочевавших в степях на Севере Средней Азии. Но в 530 г. до н.э. армия была разбита, а Кир II погиб. Персидским царем стал его старший сын Камбиз. Он продолжал завоевательную политику отца и пошел войной на Египет. В мае 525 г. до н. э. персы разбили египтян и захватили Египет, однако в походе Камбиз скончался, не оставив наследника, в результате чего царем Персии становится маг Гаумата, объявивший себя отравленным братом Камбиза, Смердисом. Между магами и членами царской фамилии началась междуусобица. В это время произошло ослабление великой Персидской державы. Наконец, в результате переворота Гаумата был убит, а один из военачальников Дарий стал царём Дарием 1. К 519 г. до н.э. держава Кира и Камбиза полностью восстановлена в прежних границах, и в 519 г. до н.э. Дарий двинул войска в Среднюю Азию против саков, и покорил значительную часть их. Затем в 519 – 512 гг. до н.э. персы захватили Фракию, Македонию, вышли к берегам Инда. Но неудачен был поход на скифов. Неудача была война с греками в первой четверти 5 в. до н.э. Реформы Дария 1: если Кир II разделил страну на административно-податные округа и создал институт сатрапов. Сатрап при Кире и Камбезе – военный и гражданский наместник царя в одном лице, стоявший во главе сатрапии, то Дарий 1 провёл административно-финансовые реформы, в результате которых было образовано 20 собраний, а власть сатрапов была сведена к исполнению чисто гражданских обязанностей (суд, финансы, хозяйственная жизнь и т.д.), а для управления военными делами сатрапии вводилась новая должность военачальника, подчиняющегося только царю. Это ограничивало власть сатрапов, и их самостоятельность. Для центрального управления государством был создан при царе вольный центральный аппарат во главе с царской канцелярией. В державе Ахеменидов было 5 столиц, каждая из которых имела своё назначение: Сузы – весенняя административная столица, где постоянно находилась царская канцелярия; Вавилон – осенне-зимняя административная столица; Экбатани – летняя административная столица; Пасаргады и Персеполь являлись праздничными столицами. Для перевода документов на местные языки в каждой сатрапии существовали специальные чиновники-писцы.

    Для связи внутри огромного государства была создана эстафетная почта, проложены дороги. Особо важное значение имели гарнизоны и укрепления. Дарий 1 провёл налоговую реформу. Для каждой сатрапии, в зависимости от её экономических условий – количества, обрабатываемой земли и степени её плодородности, устанавливались строго установленная денежная подать в казну в серебряном эквиваленте плюс какая-то подать натурой.

    Дарий 1 ввёл единую денежную единицу. Огромная Персидская держава просуществовала в почти неизменном виде до последней трети 4 в. до н.э., когда её сохранил и завоевал А. Македонский.

    Экономика и социальные отношения: основа – сельское хозяйство, развитое скотоводство, высокоразвитые центры ремесла.

    По мере захвата все новых и новых стран персидские цари отбирали у покоренного населения самые плодотворные земли. Их раздавали большими поместьями в полновластное наследственное владение членам царской семьи, представителям персидской знати, крупным чиновникам и т.д., освобождая от уплаты государственных податей. Владельцы таких земель (благодетели царя) имели право суда над людьми, жившими в принадлежавших им областях. Владельцы крупных земельных владений располагали собственным войском, судебно-административным управлением и целым штатом управляющих начальников сокровищниц писцов, счетоводов и т.д. Часть земель находилась в фактической собственности царя. Эти земли обычно сдавались в аренду. Царю принадлежали также и ирригационные системы. Широко была распространена практика землепользования. Царь сажал на землю своих воинов, которые обрабатывали эти наделы коллективно, отбывали воинскую повинность и платили определенную денежную и натуральную подать.

    В экономике древних обществ большое значение имел труд рабов. В наиболее развитых областях Персидской державы рабы наравне со скотом, являлись главным предметом движимой собственности, их продавали, передавали по наследству, дарили и т.д. Храмовые хозяйства имели сотни рабов. Основной источник рабства – военные захваты.

    В обширном царском хозяйстве в Иране были заняты работники (курташ). Большинство курташ состояло из чужеземцев, обращенных в рабство, но было и некоторое число людей из низов общества, работавших добровольно за плату. Часть курташ являлись также подданными государства, которые в течение года отбывали повинность в царском хозяйстве. Это были подневольные работники, близкие рабам.

    По сравнению с западными сатрапиями державы рабство в Персии имело ряд своеобразных черт. Ко времени возникновения своего государства персы знали только патриархальное рабство и труд рабов еще не имел серьезного экономического значения. В результате мировых завоеваний в Персии произошел скачок от примитивного патриархально рабства к интенсивному использованию труда чужеземных рабов в сельском хозяйстве и ремесле. Но широко применялся он только в царском хозяйстве и в имениях знати.

    Империя Александра Македонского

    В 338 г. до н.э. македонский царь Филипп II подчинил Грецию власти Македонии. Вскоре Филипп был выбран командиром объединённой греческой армии и начал подготовку к походу на Восток. В 336 г. до н.э. Филипп был убит заговорщиками, а царём стал его двадцатилетний сын Александр. Принимая, что для войны с Персией нужна хорошая подготовка, он отозвал из Малой Азии македонское войско, и усыпив бдительность персов, стал готовиться к войне. Персия получила передышку на 2 года.

    Весной 334 г. до н.э. македонская армия выступила в поход. Первое столкновение с персами произошло летом 334 г. до н.э. в устье реки Граник и закончилось победой Александра. Затем македонские войска двинулись на Киликию и Сирию. Осенью 332 г. до н.э. Александр захватил Египет. Затем – Вавилонию, а в феврале 330 г. до н.э. вступил в Сузы, Дарий III бежал в Восточный Иран, где был убит бактрийским сатрапом. Персидская держава перестала существовать, и все её владения стали частью Империи А. Македонского.

    Средняя Азия в 3-1 тыс. до н.э.

    В конце III нач. II тыс. до н.э. на Юге Средней Азии складывается местный вариант древневосточного общества, получивший по наиболее хорошо изученному памятнику наименование культуры Алтын-Депе. Имеющиеся материалы свидетельствуют о социальном неравенстве, общества Алтын-Депе. Здесь чётко выделяются 3 группы населения, различающиеся и уровнем благосостояния, и характером жилья, и продуктами питания. Рядовые общинники жили в больших многокомнатных домах, а также ремесленники и земледельцы. Общинная знать жила в домах, рассчитанных на индивидуальную семью, ведущую собственное хозяйство. Дома вождей и жрецов имеют правильную планировку, с площадью в 80 – 100 кв. м. Возможно, что в хозяйстве крупной знати уже применялся труд рабов. Таким образом, общество равноправных сельских тружеников сменяет социальная система, основанная на неравенстве и эксплуатации.

    В середине II тыс. до н.э. культура Алтын-Депе приходит в упадок, возможно, этому способствовало засоление полей. Произошло перемещение основных жизненных центров на Восток. Так, в дельте реки Мураб, по среднему течению Амударьи, на территории современного Северного Афганистана и Южного Узбекистана, складываются новые оазисы оседлых земледельцев. Широкое освоение земледельцами долины Мургаба и среднего течения Амударьи привело к формированию новых важных центров среднеазиатской культуры в областях, которые в 1 тыс. до н.э. стали именоваться соответственно Маргианой и Бактрией.

    Историческая ситуация на рубеже III тыс. до н.э. в Средней Азии была сложной. Во второй половине 2 тыс. до н.э. идет формирование классового общества и государств в крупных оседлых оазисах Бактрии и Маргианы. Одновременно на равнинах от Восточного побережья Каспия до отрогов Тянь-Шаньских гор распространяются степные скотоводческие племена, расселяющиеся из северных областей. По ряду признаков, их культура близка памятникам степняков, обитавших в это время в Поволжье и Западном Казахстане. Очевидно, что с расселением по территории Средней Азии степных племен связано и распространение здесь населения индоиранской языковой ветви. В этих условиях взаимодействия степняков и оседлых земледельцев Юга идет развитие классового общества и формирование государств в первой трети 1 тыс. до н.э. Прогресс в орудиях труда был в это время связан с появлением железа.

    В 10-7 вв. до н.э. в Юго-восточной Прикаспии и в дельте Мургаба появляются сложные ирригационные системы. Среднеазиатское общество 10-7 вв. до н.э.: упоминаются сословные группы общества – жрецы, воины – колесничие, крестьяне – скотоводы, ремесленники. Существовало социальное неравенство. Неоднократно упоминаются и рабы, но рабство еще носило патриархальный характер.

    Многочисленные общинные поселения объединялись в отдельные области – "страны", видимо, соответствующие тем оазисам, которые четко вырисовывались по данным археологии. Во главе "страны" – оазиса стоял правитель, являвшийся также и религиозным главой, при чем складывается административный аппарат управления. Прослеживается тенденция к объединению разрозненных "стран" – оазисов в более крупные объединения, во главе которых стоит "владыка над всеми областями". Упоминается совет старейшин такого объединения и общий религиозный глава, бывший одновременно и высшим судьей. Таким образом, все что указывает на формирование классовых отношений и государства. Завершение формирования классового общества в Средней Азии приходится на время вхождения ее областей в состав державы Ахеменидов. Длительная и упорная борьба с Бактрией завершилась признанием бактрийцами власти Ахеменидов. После присоединения главных оседлых оазисов Средней Азии персы столкнулись со второй военно-политической силой края – союзом кочевых племен (массагеты). Области Средней Азии были объединены Ахеменидами в сатрапии, которыми управляли члены царской фамилии. Среди этих областей – Парфия (часть южных районов Туркмении и некоторые области северо-восточного Ирана), Маргиана с её ирригационными системами, Бактрия. Над присоединёнными областями Средней Азии. Ахемениды осуществляли контроль через административно-фискальный аппарат и расположенные в ряде мест военные гарнизоны. Сатрапии выплачивали центральному правительству налоги и выставляли воинские контингенты. Власть местной аристократии ложилась дополнительным гнётом на народ. Слияние местной аристократии и ахеменидской администрации содействовало усилению социальной дифференциации и нарастанию классовых противоречий.

    Таким образом, 6-4 вв. до н.э. формирование классового общества и государства завершилось в условиях пребывания ее основных областей в составе огромной монархии Ахеменидов. С одной стороны, чужеземное завоевание нарушило естественный ход исторического развития. Вместе с тем усиление налогов в пользу центральной власти и тенденция к слиянию местной знати и ахеменидской администрации привели к дальнейшей классовой дифференциации. В Среднюю Азию направлялись порабощенные жители из других стран, и на новом месте они обязаны работать на ахеменидов. Целый ряд категорий подчиненных лиц работали в крупных имениях местной знати и представителей персидской администрации. Все это делало классовую структуру среднеазиатского общества сложной и пестрой. Наряду с рабами несомненно имелась категории зависимого населения, эксплуатируемого как государством, так и частными лицами. Основное земледельческое население, объединенное в общины, сохраняло патриархальные традиции, но также было обременено разнообразными налогами и повинностями.

    Кушанское государство (1-4вв. н.э.)

    На развалинах Греко-Бактрийского царства постепенно складывается одно из крупнейших политических объединений древнего мира – Кушанская держава. В пору своего расцвета она занимала огромную территорию от границ Ханьского Китая до парфянских владений в Восточном Иране. Основным ядром Кушанского государства первоначально была территория Бактрии . Здесь после падения Греко-Бактрии существовали мелкие политические образования, а также владения, подчинявшиеся вождям кочевых племен, уничтоживших власть греко-бактрийских царей.

    В 1 в. до н.э. на территории Бактрии проводятся новые каналы, создаются земледельческие оазисы. Вскоре один из правителей по имени Герай помещает на монетах свое изображение, символизирующее тесную связь с кочевниками. Этническое самоназвание этого правителя – он именует себя Кушанцем. Дальнейший рост этого небольшого владения Герая привел в итоге к созданию огромной Кушанской державы. Ее основателем был Кадфиз I, который подчинил 4 небольших княжества кочевых племен, располагавшихся на территории Бактрии, а затем и владения мелких греческих династов. В результате вся Бактрия оказалась объединенной под властью правителя, который принимает титул царя "Царей". Новая держава направила свои устремления за перевалы Гиндукуша .Дальнейшее расширение кушанских границ произошло при сыне и переемнике основателя государства – Кадфизе II. Он присоединил к Кушанской державе значительную часть Северо-Западной Индии. Территория Кушанской державы охватывала значительную часть Средней Азии, Северного Афганистана, Пакистана и север Индии. Наиболее известен из числа кушанских правителей – Канишка (первая треть 2 в. до н.э.). При нем произошло смещение главного центра Кушанской державы в сторону Индийских владений. Столица – Пешавар. Канишка был известен как покровитель буддизма (определенный политически расчет). Не редки были столкновения на западе с Парфией, а на востоке – с Ханьским Китаем. В 3 в. н.э. кушаны потерпели поражение в столкновении с Сасанидским государством, пришедшим на смену Парфии. Некоторые возрождения кушан отмечается в 4 в. до н.э., но они уже не достигли былого могущества.

    Экономика и общество: кушаны унаследовали развитое сельское хозяйство Бактрии, основанное на поливном земледелии. Развита как внешняя, так и внутренняя торговля.

    Кушанская держава представляла собой централизованное государства во главе с "царем царей", личность которого иногда обожествлялась. Глава государства опирался на разветвленный административный аппарат, в котором существовало множество рангов и градаций. С ослаблением центральной власти, роль и значение правителей отдельных областей возрастали, что и привело к распаду единой державы.

    Основной производственной единицей в сельском хозяйстве являлась сельская община налогоплательщиков. Но вместе с тем существовали крупные централизованные хозяйства, принадлежавшие храмам и крупным собственникам. Можно предполагать, что в этих хозяйствах значительную роль сыграл труд рабов: скорее всего формы эксплуатации в кушанском обществе были весьма разнообразные, включая различные варианты рабского и полу рабского состояния.

    Парфянское государство (3в. до н.э. – начало 3в. н.э.)

    Формирование Парфии как независимой державы по времени совпало с отделением от Селевкидов Греко-Бактрии и относится к 250 г. до н.э. Первоначально царем Парфии объявил себя ее бывший селевкидский сатрап. Но вскоре страна была захвачена кочевавшими поблизости племенами под предводительством Арилака. В своем развитии окраинных владений до могущественной державы, выступившей наследником селевкидов и соперником Рима. Таким образом, первый правитель Парфии Аршак приложил немало усилий для увеличения своих владений и присоединил к ним Гирканию (область на Юго-востоке от Каспия). В 209 г. до н.э. при Антиохе III была предпринята попытка вернуть восточные сатрапии. Исход военных действий был неудачен для Парфии. Страна сохранила фактическую независимость признав верховенство селевкидов. При Митридате I (171-138 гг. до н.э.) была присоединена Мидия, - власть также распространилась и в Месопотамии, где в 141г. до н.э. был признан "царем" в Вавилоне. Митридату II (123-87гг. до н.э.) удалось локализовать угрозу продвижения кочевых племен в восточной области Парфии, выделив для сакских племен особую провинцию на востоке – Сакастан (сов. Сеистан). Таким образом Парфия превратилась в довольно крупную державу, в состав которой помимо парфянских земель вошла вся территория современного Ирана и Месопотамия. Продвижение на запад неминуемо вело к столкновению с Римом. В результате этих столкновений (сер. 1 в. до н.э.) парфяне были оттеснены к Ефрату, а римский поход на Мидию (в 38 г. до н.э.) закончился неудачей. Начавшиеся в Парфии междуусобицы привели к появлению на парфянском престоле римских ставленников. Но в 11 г. н.э. представители, стремящиеся к стабилизации обстановки приводят к власти младшего Аршакида – Артабана III, который выступает за развитие собственных парфянских традиций, делает попытку централизации власти. ограничивает управление крупных городских центров в Месопотамии и Эламе. С конца 1 – нач. II в. н.э. происходит ослабление Парфянской державы из-за роста самостоятельности отдельных провинций, возрастает тенденция к сепаратизму отдельных провинций, борьба с Римом. Военные поражения ослабляли Парфию. Былые провинции и вассальные царства превратились в самостоятельные государства. В этих условиях возвышение одного из вассальных царств – Персиды – было лишь внешним проявлением давно назревавшего взрыва. В 20-х гг. III в. аршакидская Парфия покорится силам, сплотившимся вокруг нового претендента на верховную власть – Арташира Сасанида из Персиды.

    Общество: Интенсивное развитие Парфии не могло не отразиться на общественных отношений достигших значительного классового антагонизма. Большую роль в хозяйстве играл труд рабов. Причём дети рабов также оставались рабами. Формы эксплуатации работ были весьма различны. Их труд использовали на рудниках, в с/х поместьях, домашнем хозяйстве. Тяжёлым было и положение рядовых общинников, плативших больше налоги государству. Социальную верхушку общества образовывали царский род Аршакидов, владевший обширными землями и парфянская знать, экономическая самостоятельность, которой во многом обусловила её значительную роль в державе.

    Существующая система эксплуатации требовала чёткой работы административного и фискального аппарата центрального правительства. Однако, внутренняя структура Парфянского государства отличалась противоречивостью. В ней отразились тенденции, связанные со стремлением создать прочную централизованную державу, и некоторая аморфность политических органов, несущих черты архаического общественного уклада. Царская власть рассматривалась, как принадлежавшая роду Армакидов в целом, а царя выбирали два совета – племенной знати и жрецов. С расширением границ Парфянской державы в её состав вошли небольшие полузависимые царства с местными правителями, греческие города, Месопотамии и других областей, имеющих по существу, автономию. В результате этого, Парфия не представила мощного централизованного государства, что и было источником её внутренней слабости.
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12


    написать администратору сайта