Главная страница
Навигация по странице:

  • Культура древней Индии

  • Древний Китай: общая характеристика региона, периодизация, источники, историография

  • восток. История Древнего Востока


    Скачать 1.88 Mb.
    НазваниеИстория Древнего Востока
    Анкорвосток
    Дата29.04.2023
    Размер1.88 Mb.
    Формат файлаrtf
    Имя файлаDrevny_Vostok_VYeS.rtf
    ТипЗакон
    #1097463
    страница9 из 12
    1   ...   4   5   6   7   8   9   10   11   12

    Индия в “классическую эпоху” (2в. до н.э. – 5 в. н.э.)

    В 1в. до н.э. в области, где примыкают друг к другу Индия, Афганистан, Средняя и Центральная Азия, возникла Кушанская империя, в которую входила большая часть долины Ганга. Известно также о существовании наместничеств (кшатрапий) с центрами в Варанаси и Матхуре; центрами кшатрапий в северо-западе были Капиша и Таксила.

    Вхождение индийских территорий в Кушанскую империю способствовало развитию экономических связей, но никак не влияло на внутреннюю жизнь населения. Наоборот, индийцы оказали большое культурное влияние на кушан (на монетах кушан появляются индийские боги, цари начинают принимать индийские имена и титулатуру, религию).

    Власть кушан на индийских территориях была недолговечной, постепенно они становятся независимыми, за исключением небольшой территории по среднему течению Инда.

    В начале 4в. н.э. Индия представляет собой множество государств, различных по формам управления и уровню развития. Постепенно в этих условиях возникают предпосылки создания нового государства. Его ядром стала наиболее развитая область Магадха (которая ранее была ядром государств Нандов и Маурьев).

    Возвышение государства Гуптов начинается с Чандрагупты І (320-335гг.). При его приемнике Самудрагупте (335-380гг.) оно превращается в самую мощную политическую силу. Основная часть ее – долина Ганга: прежние династии были истреблены или изгнаны, их владения включены в состав империи в качестве провинций, которые управлялись гуптской администрацией. Державу окружали государства, находящие от нее в различной степени зависимости.

    Период расцвета империи совпадает с царствованием Чандрагупты ІІ Викрамадитьи (380-415гг.), в это время подчиняются новые территории, был открыт прямой выход к Аравийскому морю, возникла возможность установления связей с Ближним Востоком, что способствовало развитию торговли, ремесла и культуры. В это время государство достигает максимальных размеров. Период 4-5вв.н.э. часто именуется “золотым веком Гуптов”. В середине 5в. на эти территории вторгаются гунны-эфталиты, начинаются династийные распри и ослабление центральной власти, затем в начале 6в.н.э. вновь начинается наступление гуннов-эфталитов, борьба с которыми длиться примерно 30 лет и заканчивается оттеснением захватчиков на северо-запад. Однако войны вызвали разорение страны, гибель населения, привели к укреплению самостоятельности местных правителей, и в конечном итоге империя начала быстро распадаться.

    Южная Индия в 1-5вв.н.э. Ранее отстававшая от Северной, в этот период Южная Индия начинает ее догонять. Этому способствовало укрепление внутрииндийских связей, развитие торговли, а также то, что она не подверглась нападениям захватчиков. Совершенствуется с/х, ремесла, развивается денежное обращение, растут города, возникают крупные и относительно прочные государства.

    На развалинах династии Маурьев в Декане возникает государство Андхра с династией Сатаваханов. Оно было крупнейшим до 3в. н.э. Недостаточность данных не позволяет достоверно восстановить даже основные факты истории этого государства. Также мало известно о другом крупнейшем государстве этого региона - Ватаканов, доминировавшем в Декане в 3-5вв. н.э. Известно, что оно было в дружественных отношениях с империей Гуптов и то, что оно немногим ее пережило, распавшись в 565г.

    Известно также о существовании ряда других государств.

    Социально-экономические отношения. Улучшение морского транспорта, что способствует расширению внешней торговли и расцвету экономики. Это также способствует интенсификации земледельческого производства, развитию ремесленных отраслей (металлургия, ткачество, ювелирное ремесло, каменное строительство). Основные предметы вывоза – пряности, благовония, рис, драгоценные камни, хлопковые ткани; ввоза – драгоценные и цветные металлы, лошади, вино, гончарные и стеклянные изделия. Растет монетное обращение. Монеты становятся круглыми, на них изображаются цари, боги или их символы, наносятся надписи.

    В общественно-экономических отношениях также происходят изменения. Увеличиваются и расширяются права землевладельцев (которым земля пожалована) как на территорию, так и на податное население. Пожалование земли закреплено в дарственных грамотах, которые составляются не только царями, но и частными лицами; в них часто оговариваются иммунитеты для землевладельцев (налоговый, административный и т.д.).

    Одновременно происходит и феодализация общин, когда верхушка захватывает органы управления, распоряжения земельным фондом, превращая основную массу общинников в неполноправных крестьян. Кабальное должничество и кабальная аренда превращаются в формы наследственной зависимости.

    Продолжается процесс образования каст, усиливается кастовая замкнутость, эндогамия, строже соблюдается кастовая иерархия. Складывается кастовая община, просуществовавшая до нового времени.

    Культура древней Индии

    Религия. Появление буддизма связывают с именем кшатрия (монаха) из племени шакьев Сидхартхи Гаутамы (566-486гг. до н.э.). Он бродил по долине Ганга, излагая свое учение. Последователи называли его Будда (“умудренный”), отсюда и название “буддизм”. В буддизм много перешло из ведийской религии: переходы из одного состояния в другое, учение о карме, не отрицалось и существование ведийских богов. Особые положения буддизма: признание непостоянства мира и отсутствие вечной души, определение жизни как страдания. Суть учения содержится в четырех “Благородных истинах”:

    1. Жизнь, не только дурная и несчастная, а всякая жизнь вообще – зло, страдание.

    2. Причиной жизни и новых возрождений являются жажда жизни, наслаждения, власти, богатства.

    3. Провозглашает возможность спасения от зла жизни.

    4. Путь к этому спасению через состояние полной уравновешенности, подавления всяких эмоций, желаний и т.д.

    Высшей целью, к которой должен стремиться верующий, является состояние нирваны, после смерти такой человек уже не возрождается. Для этого человек должен был отрешиться от всего земного, вступить в монашескую общину, монаху не разрешалось иметь собственность и работать, а жить он мог только милостыней. В раннем буддизме не было обращения к богам или к самому Будде. Достигший нирваны – выше богов. В буддизме все люди равны, и это способствовало превращению его в мировую религию.

    Постепенно в буддизме происходят изменения. Выдвигается течение махаяна (широкий путь спасения) в отличие от господствовавшей ранее хинаяны (узкий путь спасения). В хинаяне достижение “спасения” требовало ухода в монахи, в махаяне нирваны мог достичь любой человек, старательно исполняющий моральные предписания. Происходит обожествление Будды, создается пантеон святых, а следовательно возникают обряды, ритуалы, заклинания, амулеты. Появляются и служители культа. Это сближает буддизм махаяны с традиционными религиями и способствует его успеху в других странах.

    Однако буддизм преобладает лишь в крупных городах, остальное население поклоняется прежним богам. К началу новой эры можно говорить о возникновении индуизма, в котором сохраняются основные черты ведийской религии, однако появились и новые моменты (боги превращаются в объекты безусловной преданности, главные боги ведийского пантеона теряют свое значение, наиболее почитаемыми становятся Брахма (творец мира), Шива (разрушитель, объединял образы богов грозных, преисполненных таинственной энергией), Вишну (хранитель, объединял богов, олицетворяющих благодетельные силы природы). Священные тексты, кроме вед, “Махабхарата” и “Рамаяна”, главные герои которых – Кришна и Рама – являются воплощением Вишну. В средние века одним из таких воплощений признан и Будда. Большое значение имел также культ богини-матери (Парвати, Махадэви – в благожелательном аспекте, Дурга, Кали – в грозном). Для индуизма характерны архаические черты: почитание животных, рек, гор, деревьев и растений. Храмовое богослужение в индуизме не приобрело большого значения. Жречество играло роль в общественной и культурной жизни, но не в политической.

    Письменность, литература, театр. Древнейшие памятники индийской литературы – веды – в течение многих столетий оставались незаписанными, и до сих пор не обнаружено самой письменности ведийского периода. В Индии рано начали развиваться такие дисциплины, как фонетика, этимология, грамматика (это связано с традицией заучивания древних текстов наизусть, язык которых становился все менее понятным). В 5-4вв. до н.э. была создана грамматика санскрита Панини, некоторые идеи которого были развиты в структурной лингвистике 20в.

    В последние столетия до н.э. широко распространяется грамотность. Точно датированные памятники письменности относятся лишь к 3в. до н.э., однако она настолько совершенна, что предполагает несколько веков предварительного развития. Алфавит брахми, возможно, возник на основе какого-то вида семитского письма. В это же время возникает и литература, главным образом на санскрите. Значительная ее часть является записью произведений устного происхождения. Складываются два цикла сказаний, позже переросшие в эпические поэмы: “Махабхарата” (борьба за престол двоюродных братьев) и “Рамаяна” (похождения царевича Рамы). В них включены многие мифы и сказания, а также трактаты в стихах (“Бхагаватгита”). Записываются также буддийские наставления, трактаты об управлении государством (“Артхашастра”), сборники правил и правовых норм (“Законы Ману”), нравоучительные рассказы. Используется фольклорный материал (“Панчатантра”, рассказы о перерождении Будды). К началу новой эры относится ряд произведений тамильской литературы (сборник стихотворных изречений “Тирукурал”). Первое художественное произведение с фактическим авторством относится к 1-2вв. н.э. (ранее они приписывались богам или древним мудрецам), это жизнеописание Будды, принадлежащее автору Ашвагхоше. Самым прославленным является Калидаса, автор “Шакунтала”, живший вероятно, во времена Чандрагупты ІІ Викрамадитьи.

    Индийский театр имеет самостоятельное происхождение. В источниках с середины 1 тыс. до н.э. упоминаются профессиональные рассказчики, певцы, плясуны, труппы бродячих актеров. Сюжеты – героические или любовные истории. Не полагалось изображать на сцене убийства, сражения, мятежи, пьесы должны были иметь счастливый конец.

    Об архитектурном и изобразительном искусстве мы получаем возможность судить довольно поздно (в ведийский период крупных культовых сооружений не возводилось, дворцы Чандрагупты и Ашоки были деревянными и не сохранились). Известны главным образом буддийские каменные памятники – храмы и монастыри, а также ступы – сооружения для хранения святынь. Затем появляются и первые наземные храмы (индуистские храмы имели плоские крыши, были приземисты и массивны, только к концу гупского периода они устремляются в высоту и приобретают величественный вид). Основной элемент храма – башня, возведенная над маленьким темным святилищем.

    Буддийские памятники – резная ограда вокруг Большой ступы (г. Санчи), рельефы Бхархута, памятные колонны.

    Живопись известна главным образом по настенным росписям, сохранившимся в буддийских пещерных храмах.

    Мыслители Индии внесли большой вклад в развитие философии. Памятники – упанишады (созданы в конце ведийского периода), оказали большое влияние на большинство религиозных учений и философских систем древней и средневековой Индии. Философы развивали идеи постоянной изменчивости мира и атомистического строения Вселенной. Также в Индии существовало и материалистическое направления (признавали единственной реальностью материю, а единственным источником познания – чувственное восприятие; весь мир считали состоящим из 4-х основных элементов – воздуха, огня, воды и земли).

    Известны достижения в области математики и астрономии (создание десятичной позиционной системы с применением нуля, общепринятой в настоящее время – заимствована арабами; индийские математики знали извлечение квадратных и кубических корней, решение квадратных и кубических уравнений, пользовались таблицами синусов, знали, что земля – шар и вращается вокруг своей оси и т.д.).

    Относительно познаний в других науках можно судить в основном по практическим достижениям в строительстве храмов, каналов, плотин, по успехам в металлургии, в приготовлении красок, лекарств, ядов и противоядий. Хорошо известна индийская медицина. Многие достижения были восприняты сирийцами и арабами.

    Древний Китай: общая характеристика региона, периодизация, источники, историография

    Древнекитайская цивилизация возникла на основе неолитических культур, сложившихся в 5-3 тыс. до н.э. в среднем течении реки Хуанхэ. Лишь к середине 1 тыс. до н.э. начинается процесс расширения территории, освоенной древними китайцами. На грани нашей эры древнекитайское государство выходит далека на юг за пределы Хуанхэ, хотя северная граница остается практически неизменной.

    Мягкие почвы в долине Хуанхэ и ее притоков создавали благоприятные условия для земледелия, поэтому до 1 тыс. до н.э., поселения располагались в непосредственной близости от русла рек (наличие примитивных орудий не позволяло обрабатывать другие земли), хоты часты были разливы. Только с середины 1 тыс. до н.э., когда широкое распространение получило железо, древние китайцы вышли за пределы речных долин.

    Древнейший человек появился в бассейне Хуанхэ около 500000 лет тому назад (ланьтяньский человек близ Сиани и пекинский человек в Чжоукодяне). Верхнепалеолитическое население Северного Китая обладало чертами восточных монголоидов. Нет прямых данных о том, на каких языках говорили эти люди: можно лишь предполагать, что создатели культуры крашенной керамики Яншао (5-4тыс. до н.э.) были протосинотибетцами. Вероятно, иньская этническая общность (2тыс. до н.э.) возникла в результате смешения одной из групп протосинотибетцев с племенами южного происхождения; другая, более западная группа протосинотибетцев стала основой формирования чжоуской этнической общности. На базе взаимодействия этих двух групп в 1 тыс. до н.э. в среднем течении Хуанхэ складывается древнекитайский этнос.

    Хронология и периодизация. Как и в других странах древнего мира, в Китае не существовало единой системы летоисчисления. Начиная с 1 тыс. до н.э. даты обозначались по годам правления верховного правителя (вана), поэтому установление хронологии наталкивается на определенные трудности. Лишь с 341г. до н.э. в истории Древнего Китая начинается вполне достоверная хронология.

    С 1в. н.э. древние китайцы начали использовать знаки 60-ричного цикла, до того служившие для наименования дней. Этот цикл с тех пор используется непрерывно, что устранило возможности серьезных ошибок в датах.

    Для традиционной китайской истории была характерна периодизация древней истории по династиям. Так, за эпохой мифических “пяти императоров” следовало время правления “трех династий” (Ся, Шан-инь и Чжоу). Эпоха Чжоу делится на две части – Западное Чжоу (11-8вв. до н.э.) и Восточное (8-3вв. до н.э.), включающее периоды Чуньцю и Чжаньго. На смену династии Цинь (3в. до н.э.) приходит династия Хань, время правления которой делится на Западный и Восточный.

    По археологической периодизации эпоха, предшествующая “трем династиям”, относится в неолиту, с шань-инского времени начинается эпоха бронзы; в конце периода Чуньцю (6-5вв. до н.э.) начинается эпоха железа.

    По общеисторической периодизации:

    1. Разложение первобытнообщинного строя и возникновение классового общества и древнейших государств (2 тыс. до н.э.).

    2. Древний Китай в 8-3вв. до н.э.

    3. Первое централизованное государство в Китае – империя Цинь (221-207гг. до н.э.).

    4. Империя Хань (3-1вв. до н.э.).

    5. Древний Китай в 1-3вв. до н.э.).

    Источники. По древней истории Китая имеются чрезвычайно многочисленные и в большинстве достаточно надежно датированные письменные памятники (исторические сочинения, дошедшие до нас в виде книг). Большое значение имеют древнекитайские летописи – летопись “Чуньцю”, составленная в царстве Лу и освещающая события 8-5вв. до н.э. Ее авторство приписывают Конфуцию. С летописями тесно связан другой жанр древнекитайских исторических сочинений – записи речей правителей и их приближенных (“Шаншу”). Особое место занимает “Шицзин” – свод песен, в большинстве своем фольклорного происхождения.

    Большую ценность представляют труды древнекитайских философов 5-3вв. до н.э., которые постоянно апеллировали к событиям исторического прошлого в полемике с противниками. В 1в. до н.э. в Древнем Китае появляется историческое сочинение “Исторические записки” Сыма Цяня (145-90гг. до н.э.) – всеобщая история страны с древнейших времен до 1в. до н.э. “Исторические записки” состоят из пяти разделов; три из них построены по принципу жизнеописания: “Основные записи” - рассказ о важнейших деяниях правителей различных династий; “Истории наследственных домов” – биографии крупнейших представителей наследственной аристократии; “Жизнеописания” - биографии исторических личностей. Также в “Исторические записки” включены разделы “Трактаты”, посвященные отдельным сторонам жизни, культуры, науки и “Таблицы”, в которых рассматриваются проблемы хронологии.

    Метод жизнеописания Сыма Цяня был использован Бань Гу (32-92гг. н.э.) в “Ханьской истории”, которая посвящена истории одной династии – Западная Хань (206г. до н.э. – 8г. н.э.). Бань Гу является основоположником жанра “династийных историй”, к числу которых принадлежит “История поздней династии Хань” Фань Е (398-445гг. н.э.), освещающая события 1-3вв. н.э.

    Большое значение имеют эпиграфические источники и в первую очередь “гадательные надписи” 14-11вв. до н.э., впервые открытые в 1899г. Лю Те-юнем и Вн И-жуном. По своему содержанию они отражают социальную и политическую историю эпохи Шан-Инь.

    Ценные сведения содержатся и в эпиграфических источниках 10-7вв. до н.э. – чжоуских надписях на ритуальных бронзовых сосудах. К 3в. до н.э. – 3в. н.э. относятся весьма разнообразные по характеру и содержанию надписи, сделанные преимущественно на деревянных планках и представляющие собой различные категории официальных документов.

    Историография. Для традиционной китайской исторической науки характерны две особенности:

    1. представление о превосходстве китайской культуры над культурой соседних народов,

    2. отождествление мифа с историческими событиями.

    Лишь в 20в. складываются предпосылки для развертывания подлинно научного исследования древней истории Китая. В 40-50-х гг. китайскими историками созданы серьезные исследования по истории Древнего Китая (Ху Хоу-сюань – иньское общество; Ян Куань – период Чжаньго; Цзянь Бо-изянь, Хэ Чан-цюнь – важнейшие проблемы истории Ханьского Китая).

    История Древнего Китая изучалась и в Японии. В начале 20в. Хаяси Тайсуке одним из первых обратился к анализу иньских гадательных надписей как исторического источника. Кайдзука Сигеки – автор капитальных исследований, касающихся формирования и развития древнекитайского государства.

    В Европе большой вклад в историю Древнего Китая сделан французской синологической школой. Э. Шаванн предпринял перевод “Исторических записок” Сыма Цяня, М. Гране посвятил ряд работ проблемам древнейшей истории, Г. Билленстейн опубликовал работы, посвященные различным аспектам политической и социальной истории ханьского общества, он одним из первых обратил внимание на проблемы демографии в Древнем Китае.

    В США изучение Древнего Китая получило развитие не так давно, причем со стороны ученых китайского происхождения, живущих в Америке. В конце 60-х гг. в США было создано международное “Общество по изучению Древнего Китая”.

    В советской историографии Древнего Китая можно выделить 3 периода:

    1. 20-е – начало 30-х гг. – М.П. Жаков, Е.С. Иолк и др. В 1930гг. появилось первое советское монографическое исследование М.Д. Кокина и Г.К. Папаяна “Цзин-тянь. Аграрный строй Древнего Китая”.

    2. 40-50-е гг. – можно назвать очерковым периодом. Л.В. Симоновская, Л.И. Думан и др. Была предложена периодизация истории Древнего Китая.

    3. 60-е гг. появляется ряд монографий, посвященных отдельным периодам истории Древнего Китая (Л.В. Васильев “Проблемы генезиса китайской цивилизации”, М.В. Крюков, М.Ф. Сафонов, Н.Н. Чебоксаров “Древние китайцы: проблемы этногенеза”, Л.С. Васильев “Аграрные отношения и община в Древнем Китае”, М.В. Крюков “Формы социальной организации древних китайцев”, Л.С. Переломов “Империя Цинь”).

    Большое внимание советские историки уделяли изучению и переводу на русский язык древнекитайских письменных памятников.
    1   ...   4   5   6   7   8   9   10   11   12


    написать администратору сайта