Главная страница
Навигация по странице:

  • Древняя Месопотамия: общая характеристика региона, периодизация, источники, историография

  • Протогосударства древнего Шумера

  • восток. История Древнего Востока


    Скачать 1.88 Mb.
    НазваниеИстория Древнего Востока
    Анкорвосток
    Дата29.04.2023
    Размер1.88 Mb.
    Формат файлаrtf
    Имя файлаDrevny_Vostok_VYeS.rtf
    ТипЗакон
    #1097463
    страница3 из 12
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12

    Культура Древнего Египта

    Древние египтяне создали высокую по своему уровню, сложную по своей структуре, богатую по содержанию культуру, которая оказала огромное воздействие на культуру других народов Ближнего Востока. Многие культурные ценности, созданные египтянами, вошли в мировую сокровищницу и стали настоящим достоянием человечества.

    Развитие культуры определило особенности социально-экономического строя Древнего Египта. Хозяйственное освоение долины Нила, создание рационального землевладения, общий подъем экономики создали материальную основу для культурного творчества.

    Особенности культуры Древнего Египта.

    1. Ранее зарождение классовых отношений и государства.

    2. Изолированное географическое положение долины Нила, что затрудняло контакты древних египтян, а следовательно, и проникновение культурных заимствований.

    Страх перед грозными силами природы воплотился в свирепых божествах, перед всесокрущающей властью фараона. Человек чувствовал свое бессилие, свою ничтожную малость перед могущественными богами и не менее грозным фараоном (включая исполнителей его воли – чиновников).

    Египетской культуре присущ глубокий консерватизм и традиционализм. Египтяне избегали вносить радикальные новшества в систему культурных ценностей. Их главный принцип – сохранение и подражание канонам и уже известным художественным приемам.

    Религия. Она у древних египтян была фантастична, но в закономерной форме отражала специфику природных условий долины Нила, особенности социально-экономического и политического развития древнеегипетского общества. Объектом почитания был царствующий фараон – организатор ирригационной системы земледелия, повелитель людей и стихийных сил. Присуще обожествление солнца, Луны, реки Нил, пустыни, животных, а также и угрожающих человеку сил. Египетская религия прошла длительный путь развития и ко времени Нового царства превратилась в законченную религиозную систему. Географическая изоляция Египта способствовала самостоятельности религиозного развития, слабости влияния других религиозных систем.

    Язык и письменность. Разговорный язык и литературный менялся на протяжении четырехтысячелетней истории народа и прошел 5 последовательных стадий своего развития. В научной литературе различают: язык Древнего царства – язык древнеегипетский; среднеегипетский – классический язык, т.к. на нем написаны лучшие литературные произведения; новоегипетский язык (16-8вв. до н.э.); демотический язык (8в. до н.э. – 5в. н.э.); коптский язык (3-7вв. н.э.). Соотношение между этими языками было примерно таким же, как между древнеславянским, древнерусским и русским языками. С 7в. н.э. коптский язык стал вытесняться языком завоевателей-арабов и постепенно стал забываться.

    Письменность сложилась на основе пиктографии в конце IV тыс. до н.э. К середине II тыс. до н.э. сложилась окончательно система иероглифического письма. Материал для написания иероглифов: камень, глиняные черепки (остраконы), дерево, кожаные свитки. Широкое распространение получил папирус.

    Обучение различным видам письма происходило в специальных писцовых школах и было доступно лишь представителям господствующего класса.

    Литература. Направление зависело от общего характера религиозного мировоззрения, разработанного в египетской мифологии и организации культа. Абсолютная власть богов, а также и царствующего фараона, подчиненность земной жизни людей их посмертному существованию, сложные взаимоотношения многочисленных богов в египетских мифах – главные идеи и система литературных приемов. Питательной почвой служило и устное народное творчество.

    Жанры: обработанные сказки, дидактические поучения, биографии вельмож, религиозные тексты, поэтические произведения, прозаические произведения (“Рассказ Синухета”). Поучения – дидактический жанр. “Поучение фараона Аменемхета I”, “Поучения Гераклеопольского царя Ахтоя своему сыну Мерикара”. Поучения Нового царства – “Поучения Ани”, “Поучение Аменемоне”, а также особая разновидность – поучения мудрецов “Речение Ипусера”, “Речение Неферти”.

    Собрание сказок “Фараон Хуфу и чародеи”, “Сказка о потерпевшем кораблекрушение”, “Сказка в Правде и Кривде”, “Сказка о двух братьях”.

    Повесть “Рассказ Синухета” и поэтическая “песнь арфиста”.

    Религиозная литература: цикл сказаний о страданиях Осириса и о странствиях по подземному миру бога Ра.

    Изобразительное искусство и архитектура. Использовались как эффективные средства идеологического обоснования существующего строя, его государственности и системы духовных ценностей. Для египетской архитектуры, скульптуры, рельефа характерным является тесная зависимость от религиозного культа, который формировал основной арсенал художественных средств и главных идей. Направления: реализация идеи беспредельного могущества фараона, богов, которая воплощалась в монументальных сооружениях гробниц и храмов, в грандиозных статуях с выражением неземного бесстрашия, величия и всесокрушающей мощи.

    Существовало два типа монументальных гробниц: сооруженных богочеловеку-фараону и мест обитания самих богов – храмов. Но наряду с царскими гробницами и храмовыми комплексами в египетском зодчестве существовало и такое направление как строительство царских резиденций – дворцов.

    Научные знания. Без них невозможно было строительство сложных ирригационных систем. Высокие знания были достигнуты в трех сферах: математика, астрономия и медицина.

    Древняя Месопотамия: общая характеристика региона, периодизация, источники, историография

    Месопотамией греки издавна называли территорию, ограниченную двумя реками: на востоке – Тигр, на западе – Евфрат, имеющими снеговое питание. В месте впадения – заболоченные территории. Реки проходят через несколько климатических зон. Погодные условия менялись часто, земли здесь отличались исключительным плодородием. С древнейших времен здесь занимались ирригацией и мелиорацией. Растительность скудная (камыш, ива). Деревья только на севере. Богата была фауна, изобилие рыбы, птиц. Помимо древесины в Месопотамии были и другие проблемы, она была обделена полезными ископаемыми. На территории Междуречья находят различные предметы иноземного происхождения, очевидно, что через ее территорию или вблизи ее границ проходили торговые пути.

    Неизвестно, кто населял территорию Месопотамии. Известно, что шумеры не были автохтонным населением и были пришельцами. Их родина – современный Бахрейн (о. Дильмун). Судя по всему, шумеры приплыли из Индии. Принадлежали шумеры скорее всего к дравидийской расе (темная кожа, черты лица европейские). Древнейшие археологические культуры – хассуиская, халафская, увейдская имеют не шумерское происхождение. Очевидно, что территория Древней Месопотамии была ранее населена аккадами – восточно-семитскими племенами. В начале II тыс. до н.э. в Месопотамию вторглись западно-семитские племена амореев.

    На рубеже II-I тыс. до н.э. в Месопотамию вторглись арамеи, частью которых были халдеи. Евреи (в буквальном переводе “человек с той стороны реки”), родина – Аравийский полуостров. Издревле Северную Месопотамию населяли хурриты (субареи), страну Субарту. Они были родственны урартам (древнейшее население исторической Армении). Субареи были ассимилированы различными народами, в том числе хеттами, скифами и др. (относились киндоиранским этносам).

    Медяне и персы. Персы создали великое государство, которое называлось Ахеменидская держава. В середине I тыс. до н.э. персы захватывают Месопотамию.

    В IV-III тыс. до н.э. в горах Загрос (восточная Месопотамия) населяли луллубеи. Воевали с жителями Месопотамии.

    На востоке жили касситы. Они воевали с жителями Месопотамии и захватили Вавилонию. В 22в. до н.э. нижняя Месопотамия попала под власть гутиев (кутиев).

    Элам. Население – эламиты. Их происхождение не ясно. Возможно были родственны шумерам. Жили на территории Ирана, который возможно был прародиной шумеров. Скорее всего все эти племена – осколки древнего населения, которое жило на территории Ирана.

    Периодизация. Первые государственные образования начали складываться в начале III тыс. до н.э. в исторической области Шумер.

    Выделяются следующие периоды:

    1. Протописьменный (нач. 29 – сер. 28вв. до н.э.)

    2. Раннединастический (сер. 28- 24 вв. до н.э.), который делится на 3 этапа:

    1)середина 28 – нач. 27вв. до н.э. – гегемония Куша,

    27 – 26вв. до н.э. – гегемония Урука, первая династия Гильгамеш,

    25 – 24 вв. до н.э. – гегемония Ура, затем Лагаша.

    1. Период создания деспотической монархии (конец 24 – 20вв. до н.э.). Существование государства Аккад, гутийское нашествие, Шумеро-Аккадское царство.

    2. Династия Ура – государство погибло под натиском амореев.

    С этого момента (III тыс. до н.э.) берет начало периодизация истории: Ассирия, Митанни, Вавилон.

    Митанни существовало недолго. Его история не делится на периоды.

    Северо-Западная часть Месопотамии населялась субареями (16-13вв. до н.э.)

    Вавилон:

    1 период – старовавилонский (аморейский) – 19-16вв. до н.э.

    2 период – средневавилонский (касситский) – 16-12вв. до н.э.

    3 период – политическое ослабление Вавилона, борьба за независимость – 12.7вв. до н.э.

    4 период – нововавилонский (халдейский) – 7-6вв. до н.э., завершившийся завоеванием страны Персией.

    Ассирия:

    1 период – староассирийский – 20-16вв. до н.э.

    2 период – среднеассирийский – 15-11вв. до н.э.

    3 период – новоассирийский – 10-7 вв. до н.э. – период существования Великой Ассирийской державы, которая под натиском вавилонян и митаннян в 7в. до н.э.

    Источники. Библия – “Ветхий завет” - источник первостепенной важности. Наиболее интересна информация в Библии, содержащая сведения об Ассирии и Нововавилонии.

    Наиболее важное значение имеют источники месопотамского происхождения – “Глиняные таблички”. Глина – основной источник для письма. Климат сырой, влажный, и поэтому папирус не мог сохраниться. Таблички находят целыми библиотеками в храмах или государственных учреждениях. Практически во всех раскопанных городах были найдены подобные библиотеки или архивы. Это главным образом хозяйственные документы. Не все документы можно прочесть, не поддаются чтению и пиктограммы. Письменность изобретена шумерами. Со временем она видоизменялась. Персы были наследниками шумерской клинописи. Знаки выражали идею, язык не известен. Из письменных документов на первом месте – хозяйственные документы. Они малосодержательны. Юридические документы (законы, правовые акты) – отражение экономики, политики, культуры.

    Древнейшее законодательство – законы царя Шульги (23в. до н.э.), судебник Ур-Намму (основатель III династии Ура – 22-21вв. до н.э.), судебники Ларсы, законы города Эшнунны, законы царя Хамурапи (18в. до н.э.).

    Дипломатические документы. Международные договоры – I договор относится к периоду существования Аккадского царства – договор между Аккадским царем Нарам-Суэном с царем Элама, закрепляющий результаты войны между ними. К таким документам относятся также письма Аменхотепу III и эхнатону, а также документы, относящиеся к периоду правления ассирийского царя Асархаддона (7в. до н.э.).

    Надписи исторического содержания высекались на скалах, камнях.

    Историография. Дешифровка клинописи: 18в. – путешествие в Месопотамию и Персию датского ученого К. Нибура, который снял копии надписи персидских царей, выполненные клинописью, и пришел к выводу о наличии в них трех систем письменности с различным количеством знаков и разной степенью сложности. 1802г. – дешифровка клинописи немецким ученым Г.Ф. Гротефендом. 30-30гг. дешифровка клинописи английским офицером и дипломатом Г. Раулинсоном. Конец 19в. – немецкий ученый Делич – грамматика и словарь аккадского языка. Создание учебников и словарей шумерского языка учеными Ф. Тюро-Данжен, А. Пебель, А. Даймель, А. Фолькенштейн.

    Археология. Раскопки в Месопотамии начались в середине 19в. 1842г. раскопки Ботта (французский дипломат) – руины резиденции ассирийского царя Саргона II. Так была открыта ассирийская коллекция Луврского музея.

    1845-1847 – Г.А. Лэйярд (английский дипломат) – раскопки Ниневии. Коллекция для Британского музея в Лондоне.

    Х. Рассам – раскопки дворца ассирийского царя Ашшурбанапала, развалины г. Сиппара.

    Во второй половине 19в. английскими археологами были открыты г. Урук, Ур, Ларса, Эреду.

    19в. – раскопки французских археологов г. Лагаша.

    Американская экспедиция – г. Ниппур.

    Начало 20в. – немецкая экспедиция под руководством Р. Кольдвея – открытие древнего Вавилона.

    Б. Андре – раскопки г. Ашшура (древнейшая столица Ассирии).

    Кольдвей и Андре – раскопки г. Шуруппака.

    Развитие зарубежной ассирологии. В 19в. – использование ассирологических памятников для опровержения или подтверждения данных Библии. Развитие ассирологии как части библейской критики.

    С конца 19в. стали выходить многотомные издания клинописных документов, хранящихся в музеях Европы, создание общих трудов по истории Месопотамии (Бецольд, Майснер, Олмстэд, Оппенхейм). Изучаются вопросы политической истории и государственного устройства (работы датского шумеролога Якобсена). Изучение права Древней Месопотамии (законы царя Хаммурапи). Изучение культуры и религии, проблем этногенеза на территории Месопотамии, проблем экономики данного региона. За последнее время появляются капитальные исследования социальной структуры, организации хозяйства, формирование городов, ремесла, торговли, храмового хозяйства.

    Отечественная наука. Основатель “русской” ассирологии – М.В. Никольский (Документы “Хозяйственной отчетности древнейшей Халдеи” - 1908г.; работы по истории общины, рабства и вавилонской культуры в Двуречье – 1915г).

    Б.А. Тураев – “История Древнего Востока”, В.К. Шилейко – переводы литературных, мифологических и исторических произведений Древней Месопотамии.

    После революции: А.И. Тюменев – проблемы земельной собственности и социальных отношений в Месопотамии III тыс. до н.э. (монография “Государственное хозяйство древнего Шумера”).

    В.В. Струве – “История Древнего Востока”.

    Основные задачи: исследование проблем земельной собственности, социально-экономических отношений, исследование рабства и других форм зависимостию

    Протогосударства древнего Шумера

    В первой половине III тыс. до н.э. в Южной Месопотамии уже существовало более десятка значительных городов-государств: Эреду, Ур, Ларса, Лагаш, Умма, Шуруппак, Иссин, Ниппур, Киш. Во главе города-государства стоял “эн”, который официально признавался супругом богини Инанны. Верховная власть принадлежала “собранию воинов”, которое избирало эна и решало вопросы войны и мира. Обыденными текущими делами ведал “совет старейшин”. О таком государственном устройстве рассказано в героическом эпосе. Судя по нему эн в мирное время был главным администратором и руководителем общественной жизни, в военное время командовал армией, отправлял дела культа. Рост народонаселения и связанная с этим нехватка посевных площадей предопределяют почти непрерывные войны между городами-государствами за жизненное пространство. Это привело к повышению роли эна в системе власти в этих небольших государствах. Пройдет время и в Междуречье будет официально заявлено, что сначала царей избирали не воины, а боги. Нет сомнений, что шумерский “царский список” отражает определенные политические реалии. Согласно этому списку легендарный Гильгамеш, принадлежавший к I династии Урука, стал одним из царей-лугалей, которые, опираясь на реальную поддержку зависимых от них номовых армий, могли в некоторых случаях не считаться с волей народных собраний и советов старейшин. Сильные цари-лугали имели возможность склонить на свою сторону соседние и отдаленные номовые государства не только военным путем. Первым историческим правителем на юге страны был лугаль Киша Месилим (около 2600г. до н.э.). Он покорил большую часть Шумера, овладел важным городом-государством Лагаш.

    В середине III тыс. до н.э. благодаря военным успехам и активной торговле возвышается город Ур в правление его династии. Характерной чертой этого периода являются постоянные войны между местными городами-государствами из-за земли, каналов, материальных богатств. На политическое господство в регионе претендовали города Киш и Лагаш.

    Храмовое хозяйство. Храм был крупным земельным собственником доходы с одной части этой земли шли собственно на содержание храма. Другая часть делилась на наделы, которые давались за службу части персонала храма – мелким администраторам, ремесленникам, земледельцам, военной храмовой дружине и т.д., и еще одна часть земли отдавалась в издольную аренду всем желающим. Вне храма была земля большесемейных общин, а правитель города-государства, жрецы, крупные должностные лица получали в свое распоряжение имения, которые обслуживались зависимыми людьми.

    В состав храмового хозяйства входили и купцы, которые принимали и частные заказы на покупку заморских товаров.

    Состояние почти непрерывных войн отразилось на социальной жизни городов. Содержание большого штата армии сопровождалось увеличением налогов и сборов с населения, поэтому росло недовольство в Лагаше. В этой обстановке царем становится Уруинимгина (24в. до н.э.), который провел реформу, упразднившую чрезмерные поборы с населения. С победой Лугальзагеси и подчинением города-государства Киш создалось значительное по территории государство. Открылись торговые пути в Индию, Сирию, Малую Азию. При Лугальзагеси, который сохранил традиционные власти на местах, страна представляла собой подобие союза городов-государств. Около середины III тыс. до н.э. в Двуречье приходят семитские народы – аккадцы и определенное время сосуществуют с шумерами. Постепенно они поглотили шумеров, сохранив их культуру. Но до I в. до н.э. продолжал жить шумерский язык, как язык исторических памятников, науки и школы богослужения.
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12


    написать администратору сайта