Главная страница

Томсинов билеты. История и методология юридической науки в. А. Томсинов


Скачать 176.57 Kb.
НазваниеИстория и методология юридической науки в. А. Томсинов
АнкорТомсинов билеты
Дата26.04.2023
Размер176.57 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаKurs_lektsii_774_IMYuN_Tomsinov_V_A.docx
ТипКурс лекций
#1091112
страница6 из 9
1   2   3   4   5   6   7   8   9

Of rights of persons (о правах лиц);

Под лицами (person) Блэкстоун понимал не только индивидов, но и корпорации (государственные органы). Туда же входила и королевская власть и парламент. Духовенство, лордов и так далее. Ввиду чего первая книга более напоминает изложение конституционного права Англии. Он как бы описывает строй Англии используя совокупность этих лиц. Он описывает не только права индивидов, он еще и описывает привилегии парламента. Статус королевской семьи и так далее.

Первая книга таким образом есть изложение не только прав людей, но и полномочий государственных органов.


  1. Of rights of things (о правах вещей);

Данная книга включает в себя не только то, что мы называем Вещным правом, но и включает в себя обязательственное право. Блэкстоун считал обязательства разновидностью вещей.


  1. Private wrongs (частные правонарушения);

Данная книга выбивается из методологии Блэкстоуна. Здесь он описывает именно процедуру разрешения дел по частным правонарушениям, то есть по деликтам. Эта книга единственная из всех посвящена изложению процессуального права.


  1. Public wrongs (публичные правонарушения).

В данной книге он излагает свое представление о преступлениях.
Очевидно, что он заимствует идею Мэтью Хейла, согласно которой в теории Общинного права должны быть представлены не только права, но и средства их защиты.
Самое интересное здесь – это первая книга. Он признает, что Общинное право опирается на разум, что оно является обычаем, но в то же время он считает, что Общинное право – это материал, который выступает в форме судебных решений, а значит законов, исходящих от королевской власти.

Очевидно, что здесь наблюдается некая двойственность, за которую его и будет критиковать его лучший ученик Иеремия Бентам.
Особенность методологии Блэкстоуна заключается в том, что он дает изложения прежде всего исторического развития основных правовых институтов. Он показывает не только настоящее состояние Общинного права, но и процесс его развития. Таким образом, он показывает, что право все время развивается.

Данный трактат это в значительной степени более историко-правовой трактат.

Блэкстоун систематизирует материал common law прежде всего для его преподавания в университетах. То есть он смотрит на свой трактат на самом деле как на учебник, а не как руководство для судей.
Блэкстоун в 1771г. благодаря своему другу Мэнсвилду войдут в состав суда Королевской скамьи. Он станет судьей.
Его трактат будет популярен только в 18в., так как в 19в. Common law очень изменится: особенно после реформы 1854г., когда судопроизводство, опирающееся на приказы, будет заменено на исковое производство.
Для американских правоведов он будет продолжать иметь огромное значение, так как трактат более выражал в себе исторические основания институтов.
ГЛАВНАЯ ИДЕЯ: главная идея Блэкстоуна заключалась в том, что нормальное государство – это государство правовое. Любой нормальный государственный строй можно описать в правовых категориях.

Вопрос №14: Реформация церкви и государства в Германии в XVI веке и ее воздействие на правовую науку.
Начало реформации связывают с событием 31 октября 1517 года. В этот день молодой преподаватель теологии Вюртембергского университета прибил на дверях церкви Саксонии 95 тезисов, содержавших критику отношений, сложившихся между церковью и государством, между церковью и верующими.

Сохранился текст тезисов, которые Мартюн Лютер переслал архиепискому Майнцскому.

95 тезисов были направлены против выдачи индульгенции церковью.

Он не просто осуждает практику выдачи индульгенций церковью, он осуждает саму церковь, он вообще отрицает необходимость её существования – идеологическая революция. Реформация составляла именно идеологическую революцию, но не социальную.

Архиепископ направил тезисы в Рим, возмущаясь тем, что его подопечный написал такие вещи, осуждая Лютера. Защищаясь от нападок Лютер сформулировал свою настоящую доктрину, которая окажет огромное влияние на юрнауку.

Доктрина:

  1. Общение верующих с Богом должно осуществляться без каких-либо посредников в лице духовенства – необходимость перевода Библии с латыни на немецкий – Лютер и перевёл;

  2. Церковь, которая сложилась и существует в Европе, она на самом деле ложная, эта церковь наполнена такими же пороками, как любое государство. Настоящая церковь может быть только небесная. МЛ выступает против «доктрины двух мечей» папы Григория 7, он выдвигает «доктрину двух государств»: одно (церковное) на небесах – чистое, свободное от пороков; другое – земное – наполнено пороками. Священники не имеют никакого права препятствовать непосредственному общению верующих с Богом, существующая церковь не имеет права издавать установления, на самом деле, она присвоила себе роль творца права. Каноническое право МЛ объявляет таким образом незаконным – это тоже была революция.

  3. Верующие тоже наполнены пороками, они несовершенны, поэтому сами по себе они не могут достичь рая. Никакие их усилия не позволят им это сделать, они должны просто терпеливо ждать милости, но милость, которая позволит им попасть в рай, даруется только верующим. МЛ не отказывается от понятия веры, он его возвышает, он его очищает от всех церковных примесей. С точки зрения МЛ вера – свойство не церкви, а человека; любой человек должен осознавать своё ничтожество и должен очиститься от пороков с помощью веры.

Что означали эти суждения? Церковь должна стать таким же светским институтом, как и остальные – она не должна возвышаться над государством, она не лучше, она такая же порочная, поэтому церковь не может издавать какие-либо установления, обязательные для всех. Человеческое общество порочно, как оно может жить? Только благодаря законодательным установлениям. Кто их должен издавать – самая могущественная сила – это государство. Основным источником права должен стать закон, исходящий от верховной государственной власти.

Формально против Лютера выступил император СРИ – Карл 5, который при этом в своей политике продвигает идеи Лютера - уголовно-процессуальное установление под названием Каролина. Инквизиционный суд развивается в рамках церкви – Карл 5 его присваивает, делает светским. Он упорядочивает этот инквизиционный процесс. Он оставляет один элемент – пытки, он резко ограничивает применение пыток, оставляя за ними юридическое значение.

Реформация меняла статус канонического права, понимание ius naturalis, понимание римского права, в процессе реформации одновременно меняется вся правовая культура Германии – эти перемены затрагивают прежде всего сферу юридической науки:

  • Тенденция к утверждению позитивизма как основного метода юридической науки.

  • Тенденция к утверждению закона как основного источника права. Юридическая наука ставится на почву законодательства, причём немецкого, а не церковного. Здесь – первые веяния национализации.


Вопрос №15: Труды Иоганна Апеля (1486–1536) и Конрада Лагуса (1499–1546). Их роль в модернизации германской юридической науки.

Вопрос №16: «Наука естественного права в Германии в XVII–XVIII веках. Творчество в области юриспруденции Самуила Пуфендорфа, Готфрида Лейбница, Христиана Томазия».
Пуфендорф. Он работал гувернером сына Шведского посланника в Дании. Однако между странами возник конфликт. И Пуфендорф оказался в плену.

В плену делать нечего и он решил заняться научными исследованиями.

Пребывая в плену он написал учебник «Элементы универсальной юриспруденции». По выходе из плена он издал эту книгу. Этим самым он заявил о своем стремлении создать некую общую науку для всех на основе естественного права.

Далее он издает трактат «О праве естественном и праве народов». Затем он издает свой основной труд «О должностях человека и гражданина, изложенные в соответствии с естественным правом».
Идеи. Пуфендорф в первую очередь высказывает идею универсальной юриспруденции, основанной на естественном праве. Но это идея требует, чтобы четко были определены отношения между государством и обществом.
Дело в том, в германии государственность была слабая. Монархия возникала на территории отдельных государств (частей немецкой территории). А раз оно слабо, в отличие от Франции, здесь мы наблюдаем, наоборот, желание привязать человека к государству. Показать, что человек обладает не только правами, но и обязанностями в отношении государства.
На общество Пуфендорф смотрит как на естественное образование. Но он при этом и государство считает естественным образованием.
Лейбниц. Эти идеи Пуфендорф были развиты и Лейбницем. Он точно также разрабатывал идею универсальной юридической науки. Но в отличие от Пуфендорфа, который считал, что это наука может быть создана законодательством, Лейбниц считал, что универсальная юридическая наука может быть создана на основе разума.

«Самое совершенное право – это юридическая наука». То есть Лейбниц смотрел на науку как на инструмент создания правопорядка.

Интересно, что он посчитал, что действующее право должно принять форму Кодексов, а они должны выражать идею разума.
Христиан Томазия. Внес огромный вклад в формирование национальной науку права. Он полагал, что необходимо использовать прежде всего немецкий язык как язык юриспруденции.

Труд «Общий план тех основополагающих правил, которые необходимо знать студенту юристу и которым должны учить в университетах»: был посвящен только юридической науке.

Он выдвигают мысль, что юридическая процессия должна быть доступна абсолютно всем сословиям. Он в данной работе предлагает новый вариант изучения юридических наук. Он провозглашает принцип, согласно которому каждый преподаватель должен иметь полную свободу при чтении лекций.

Весь свой курс он делит на три части: частное право, публичное право и каноническое право.

На науку естественного права благодаря этим ученым смотрели как на инструмент создания совершенного законодательства. Интересно, что развитие немецкого варианта естественного права шло одновременно с развитием немецкого языка.

Интересно, что наука естественного права разделяется на разные виды наук: гражданского, уголовного и государственного естественного права.

Вопрос №17: «Наука естественного права во Франции в XVII–XVIII веках. Произведения Жана Дома и Роберта-Жозефа Потье и их значение в становлении национальной юридической науки во Франции».
Ж. Дома. Наука естественного права развивалась во Франции во многом благодаря поддержке Королевской власти.

Дома за свое произведение «Гражданские законы в их естественном порядке» получит пенсион в 2000 лиров. Но оказывается, что пенсион Король начал платить ему, когда тот только начал работу над книгой, а не просто, когда закончил.

Также он написал «4 Книги публичного права».
Считается, что наука естественного права содержала доктрины, которые угрожали королевской власти. А все дело в том (!), что естественное право помимо доктрин содержало в себе идею Всеобщего порядка.
Франция — это условное наименование в средние века, и оно просто обозначало страну, состоящую из многих государств.

Считалось, что король может вмешиваться исключительно в процессуальное право, но не материальное. Нужно тем самым показать, что король вправе издавать и материальные нормы. И естественное право было способно это обосновать.
Дома понял, что для создания единой системы права обычаи не подойдут. Потому он решил изучить римское право, однако ужаснулся его не системности. Он понял, что необходимо взять материал римского права и изложить его в определенном порядке. А порядок этот должен быть обусловлен наукой естественного права.

Благодаря краткости, ясности и системности материала римского права после переработки, его будет гораздо легче изучать. Легко их будет изучать еще и потому, что нормы будут изложены в определенном порядке на основе естественного права потому каждому человеку их будет легче изучать.

Иными словами, грубо говоря он создавал учебник.
Интересно, что многие определения, которые он дает. Например, в частности, понятие договора как соглашения между лицами, которым стороны принимают на себя образность – войдут далее в Гражданский Кодекс Французов в 1804г.

В.А. отмечает, что даже определение «договора продажи» дословно (!) заимствовано у Дома.
Важно отметить, что описание каждого договора он начинает с фразы «исходя из природы».
Язык изучения. Преподавание права происходило во многом на латыне. А потому Дома поставил задачу национализировать юридический язык. Он изложи свой трактат на французском языке. В частности, именно из-за этого Король и вознаградил его.
Его трактат это в значительной мере попытка создать теорию гражданского права из двух материалов: римского права и естественного права.
Сама по себе работа «Гражданские законы в их естественном порядке» касалась исключительно частного права. А вот работа «4 Книги Публичного права» была им недописанная, и скорее всего такое название дал сам издатель.

1. Правительство и Общая политика государства;

2. О должностных лицах и других персонах, которые выполняют публичные функции;

3. О преступлениях и деликтах;

4. О порядке юрисдикции.
В этом трактате Дома выражал идею Конституции. Он полагал, что этот самый публичный порядок должен обязывать не только народ, но и Короля. Может быть поэтому он не спешил с выпуском данного трактата, так как он предлагал идею Конституции, которая не создается Королем, а покоится на естественно-правовых основаниях.

Вряд Эта идея понравилась бы Людовику 14.
Р-Ж. Потье. Он родился в семье государственного служащего (скорее всего мэр Орлеана). Интересно, что эту должность занимал его дед. Да и он сам.

Занимая эту должность он занялся Римским правом. В 1748г. он выпустил труд под названием «Пандекты Юстиниана, разделенные по новому порядку». Спустя год он был избран профессором Орлеанского университета и оставался на этой должности до конца жизни.
Первым значительным вкладом во французскую науку был его трактат «Об обязательствах». Потом он также выпустил целую серию работ по отдельным видам договоров. Также он пишет Трактат «О праве собственности на имущество» и «О Владении».

Эти трактаты предлагали новый взгляд на многие институты французского права.
Трактат об обязательствах показывает, что он хотел соединить нормы обычного права, методологию науки естественного права и материал французского законодательства.

Его труд на самом деле имел унифицирующее значение. Он понимал, что прежде чем создать единое право для Франции, необходимо создать единую науку.

Потье как бы продолжил работу Дома. Трактаты, которые он пишет скорее можно отнести к теории права.
Новое понимание договора Потье. Даже во времена Дома договор понимался как обмен материальными благами, а Потье придает договору другой характер. Он придает ему смысл «обмена обещаниями», а не благами.

Соответственно, отсюда очень важно было проанализировать природу общения. Ведь лишь то обещание может составить характеристику договора, которое соответствует определенным признакам.

Помимо дачи обещания, ведь должен быть еще и акцепт этого обещания.

Именно идеи Потье и стали основанием формирование волевой теории договора.
Вопрос №18: «Естественно-правовые доктрины и принципы государственного, гражданского, уголовного и уголовно-процессуального права в Декларациях прав человека и гражданина 1789, 1793 и 1795 годов».
Эти декларации показывают, что наука естественного права во французском варианте приобрела разрушительный характер. Он превратилась в некий правовой идеал, который противопоставлялся существующему правопорядку.
Во французском варианте естественного права перевес получили доктрины прав человека и доктрина общественного договора. Обе эти доктрины подрывали существующий правопорядок.

Так как эти доктрины выражали существования правовых ценностей не созданные государством. Существующих помимо него. И обязывающих его к определенному поведению. То есть они представляли собой ценности, которые превалировали над существующим правом.

Доктрина общественного договора, помимо этого, утверждала, что существующая монархическая власть на самом деле может быть свергнута вследствие того, что нарушает договор с народом.

Доктрина прав человека также содержала возможность свержения короля, но уже в том случае, если она нарушала права человека.
А что же понималось под этими правами человека?

Доктрина 1789г. давала следующий перечень прав человека: свобода, собственность, безопасность, сопротивление угнетению.

Эти права и назывались правами человека, но на самом деле, они имели социальный характер, потому что свобода предполагала делать все, что не приносит вреда другому. Соответственно, мы видим роковое противоречие в данном случае. Права человека предполагаются существующими без участия государства, но в то же время данная доктрина не учитывала, что человек «существо полисное».
Эти декларации содержали истины более не научного, а идеологического характера.
Наука естественного права в ее французском варианте буквально выродилась в идеологию разрушения государства. Она перестала быть наукой, а стала идеологией.
Уголовное право.

Нет наказания/преступления без указания на то в законе.

Никто не может быть арестован необоснованно.
1   2   3   4   5   6   7   8   9


написать администратору сайта