Главная страница

Лекции СД. История развития сестринского дела. Задачи, цели сестринского дела


Скачать 4.64 Mb.
НазваниеИстория развития сестринского дела. Задачи, цели сестринского дела
АнкорЛекции СД
Дата06.01.2023
Размер4.64 Mb.
Формат файлаdoc
Имя файлаЛекции СД.doc
ТипЛекции
#874565
страница2 из 10
1   2   3   4   5   6   7   8   9   10
Тема № 2: «Медицинская этика и деонтология в практике медицинской сестры»
План лекции № 3:

  • история деонтологии;

  • основные общеисторические категории «долг», «ответственность», «мораль» в деятельности медицинской сестры, биоэтика;

  • кодекс профессиональной этики медицинских сестёр РБ;

  • медицинский этикет, субординация;

  • деонтологические требования, предъявляемые к личности медицинской сестры;

  • понятие термина общения;

  • функции общения в социальной среде;

  • типы и уровни общения;

  • общение как эффективное средство помощи людям;

  • 10 принципов терапевтического общения;

  • факторы, способствующие общению;

  • факторы, препятствующие общению.



Медицинская деонтология ( от греч. «деон» - должное и «логос» - учение) учения о должном в медицине.

Медицинская этика является теоретической основой деонто­логии. Деонтология происходит от греческих слов dеon - долж­ное и logos - учение и, следовательно, в дословном переводе оз­начает учение о долге. Появление термина "деонтология" связа­но с именем английского священника Бентама. Первоначально в это понятие вкладывалось религиозно-нравственное содержание. В сочетании со словом "медицинская" термин "деонтология" очень скоро стал означать комплекс этических норм, принципов, которыми руководствуется медработник, совокупность соответ­ствующих профессиональных, морально-этических и правовых принципов и правил, составляющих понятие "долг медицинско­го работника".

Под этикой следует понимать науку о сущности, законах возникновения, развития и функциях морали, об отношениях между людьми и обязанностях , вытекающих из этих отношений. Термин "этика" был введен Аристотелем, который понимал ее как философию нравственного поведения людей.

Медицинскую этику надо рассматривать, как специфическое проявление обшей этики. Медицинская этика - это учение о ро­ли нравственных начал в деятельности медицинских работников, об их высокогуманном отношении к человеку как необходимом условии успешного лечения. Предметом исследования медицин­ской этики является психоэмоциональная сторона деятельности врача, медицинской сестры, лаборанта, младшего медицинского персонала. Кроме того, в круг вопросов медицинской этики вхо­дят и те, от успешного решения которых зависят жизнь и здоро­вье не только ныне живущих, но и будущих поколений. К ним относятся: борьба против создания и накопления оружия пора­жения (ядерное, химическое, бактериологическое), охрана окру­жающей среды и т. д. Суть медицинской этики очень точно сформулировал акад. А. Ф. Билибин: "Медицина для истинного медика больше, чем профессия, - она образ жизни".

Как отмечалось выше, этика занимается изучением морали, нравственности.

Мораль - это форма общественного сознания людей, которая
определяется общественным бытием, т.е. социально обусловле­на. Она, как и этика, отражает характер отношений людей в процессе производства и, следовательно, структуру конкретной социальной системы.

Одна из категорий морали — долг. Понятие долга в буквальном смысле означает чувство моральной необходимости выпол­нения своих обязанностей по отношению к другим людям, к об­ществу в целом. В долге сосредоточены те нравственные требо­вания, которые общество предъявляет к личности. Долг меди­цинского работника - это комплекс исторически сложившихся норм и требований, регулирующих его отношение с пациентами, коллегами и с обществом. Это не только добросовестное выпол­нение им обязанностей по отношению к пациенту, но и забота о физическом и психическом здоровье людей, проведение профи­лактической и санитарно-просветительной работы, сохранение врачебной тайны, оказание медицинской помощи независимо от национальности и расовой принадлежности, политических и ре­лигиозных убеждений.

Следующей этической категорией является нравственность.

Нравственность — это реальное воплощение морали в жизнь через совокупность обычаев, нравов, поведение людей при опре­деленной системе общественных отношений.

В разные исторические эпохи у народов мира существовали свои представления о медицинской этике, связанные с укладом жизни, обусловленным национальными, религиозными, культурными и другими особенностями. История дает множество примеров того, как морально-этические нормы, связанные со здоровьем и жизнью людей, понимались при различных общественно-экономических формациях. При первобытнообщинном строе, например, ослабевших стариков оставляли в одиночестве у потухшего костра, в Древней Греции врачи лечили только сво­бодных граждан, в Древней Индии от медика требовалось не прописывать лекарств людям, которых не любил король или народ, а также лицам, чрезвычайно уродливым, испорченным, опасным, диким и неукротимым, им нельзя было ничего совето­вать и помогать.

В 60-е годы XX в. медицина сделала стремительный рывок в своем развитии. Были синтезированы новые мощные лекарст­венные средства, созданы новые диагностические, лечебные приборы и установки, появилась возможность пересаживать ор­ганы и ткани, искусственно оплодотворять женщин, страдающих бесплодием, лечить генетические болезни и реанимировать умершего человека.

Все это потребовало пересмотра многих принципов медицинской этики, в связи с чем для нее было придумано новое назва­ние - "биоэтика" (этика живого). Этот термин в 1971 г. предло­жил В. Поттер, понимая биоэтику как "науку о выживании и улучшении условий жизни", как дисциплину, "определявшую меру ответственности тех, кто принимает решение о выборе ме­тода лечения и о применении научных знаний на практике".

Человечество ранее не встречалось с правом больных на эвтаназию, дос­тойную смерть при полной информированности о болезни, правами умирающих становиться потенциальными донорами органов, этической допустимостью применения современных методов медико-генетического контроля и др.

Этическая позиция врача определялась девизом: «Благо больного - высший закон». Но при этом характер моральных взаимоотношений врача и пациента был заведомо асиммет­ричным: всю (или почти всю) полноту ответственности за принятие клинических решений врач берет на себя. Что каса­ется пациента, то независимо от того, имеет он профессио­нальную медицинскую подготовку или нет, при принятии клинических решений его считают этически некомпетентным.

Новая биомедиципская этика, или биоэтика - это неопатерпалистическая врачебная этика. Приоритетной ценностью является моральная автономия личности. Пациент признает­ся этически компетентным. Ответственность за принятие ре­шений распределяется между врачом и Пациентом. Система ценностей, определяющая моральный выбор врача и больно­го, не связана жестко с медицинской традицией, поскольку, прежде всего, основывается на приоритете прав пациента, а не врача.

Биоэтика опирается на четыре основных принципа:

  • автономию;

  • безвредность;

  • благодеяние;

  • справедливость.

Общие принципы биомедицинской этики реализуются пос­редством более конкретных этических норм. К ним относятся:

  • правдивость;

  • приватность;

  • конфиденциальность;

  • лояльность;

  • компетентность.

Норма правдивости предполагает обязанность и медицин­ского работника, и врача, и больного говорить правду, чтобы наилучшим образом реализовать идеи уважения личности, создание атмосферы терапевтического сотрудничества и пра­во больного на информацию о своей болезни, лечении и прог­нозе. Вместе с тем норма правдивости не имеет абсолютного характера, поскольку применение ее в определенных ситуаци­ях может причинить больному несомненный вред (ятроге-нии) и вступить в противоречие с соответствующим этиче­ским принципом. Когда этическая норма противоречит эти­ческому принципу, предпочтение следует отдавать принципу. Следует всегда различать этическую разницу между умолча­нием правды во благо больного и прямым обманом его.

Норма приватности подразумевает обязанность медицин­ского работника уважать право больного на личную жизнь и не вторгаться в нее, тем более грубо, без согласия больно­го или строгой необходимости. Нарушение нормы приват­ности, не продиктованное строгой терапевтической необхо­димостью, считается неоправданным нарушением автономии личности.

Норма конфиденциальности предполагает доверитель­ность отношений врача и больного и неразглашение без раз­решения больного информации, сообщенной врачу или полу­ченной в ходе обследования и лечения больного. Полная конфиденциальность практически недостижима, так как в обществе существуют ее ограничения по закону (например, в интересах следствия и суда), и кроме того, она может в опре­деленных обстоятельствах противоречить интересам сохра­нения жизни и здоровья других лиц.

Биоэтика не отрицает норм и принципов общечеловеческой этики, медицинской этики своих предшественников, наоборот, она обращается к ним, поднимает на новую высоту вопрос о правах человека, каким бы тяжелым недугом он ни страдал. Она защищает пациента от зла, которое мог бы причинить ему меди­цинский работник, забывший, что со времен Гиппократа первым принципом его поведения должен быть: "Не навреди".
КОДЕКС ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ЭТИКИ МЕДИЦИНСКИХ СЕСТЕР РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ.

1. Общие положения.

1.1. Настоящий Кодекс разработан с учетом Европейского кодекса медицинской этики, документов Международного Совета медицинских сестер, Всемирной организации здравоохранения (Декларация о политике в области прав пациента 1994 г.), изучения практики деятельности лечебных учреждений Республики Беларусь и в соответствии с общими нормами этики. Кодекс отражает специфику нравственных начал профессиональной деятельности; рассмотрен и одобрен на заседании коллегии Министерства здравоохранения Республики Беларусь.

1.2. Нормы настоящего Кодекса распространяются на сестринский персонал Республики Беларусь независимо от направлений деятельности лечебных и других медицинских учреждений, где они работают.

1.3. Кодекс профессиональной деятельности принят в целях: повышения ответственности медицинских сестер за оказанную помощь пациентам;

обеспечения роста профессионального мастерства сестринского персонала, повышения уровня нравственных начал в их профессиональной деятельности.

1.4. Выполнение требований настоящего Кодекса является обязанностью медицинских сестер Республики Беларусь.

1.5. Сестринский персонал не может при выполнении профессиональных обязанностей совершать поступки, которые могут привести к снижению престижа их профессии, нарушать требования настоящего Кодекса.
2. Требования, предъявляемые к личности медицинской сестры.

2.1. Необходимым условием выполнения профессионального долга являются высокие личностные качества медицинской сестры.

2.2. Медицинская сестра должна обладать следующими качествами:

моральные качества: сострадательность, доброжелательность, чуткость, терпение, внимательность, самоотверженность, безупречная честность, трудолюбие, исполнительность, вежливость, чувство собственного достоинства, ответственность за порученную работу;

этические качества: опрятность, аккуратность, безупречный внешний вид, отсутствие вредных привычек;

интеллектуальные качества: эрудиция, инициатива, логичность мышления, наблюдательность, стремление к самосовершенствованию и осмысленности в работе.

2.3. Повышение общеобразовательного и профессионального уровня является постоянной обязанностью медицинской сестры.

2.4. Медицинская сестра обязана знать правовые нормы, регулирующие сестринское дело, систему здравоохранения в целом и применение методов традиционной медицины (целительства) в частности.
3. Взаимоотношения медицинской сестры с пациентом

3.1. Медицинская сестра должна уважать неотъемлемое право каждого человека на наивысший достигаемый уровень на получение адекватной психологического и физического здоровья и медицинской помощи.

3.2. Медицинская сестра обязана оказывать пациенту качественную медицинскую помощь, отвечающую принципам гуманности и профессиональным стандартам.

3.3. Основными условиями сестринской деятельности являются: профессиональная компетентность; гуманное отношение к пациенту, уважение его законных прав; уважение человеческого достоинства пациента; неукоснительное выполнение своих функций по защите конфиденциальной информации о пациентах, в каком бы виде она не хранилась, кроме случаев, предусмотренных законодательством Республики Беларусь.

3.4. Обязанностью медицинской сестры является уважительное отношение к праву умирающего на гуманное обращение и достойную смерть. Эвтаназия, то есть преднамеренные действия медицинской сестры с целью прекращения жизни умирающего больного, даже по его просьбе, неэтична и недопустима.
4.Медицинская сестра и общество

4.1. Моральный долг медицинской сестры как члена медицинского сообщества - заботиться об обеспечении доступности и высоком качестве сестринской помощи населению, способствовать ее развитию в Республике Беларусь.

4.2. Медицинская сестра должна:

активно участвовать в информировании и медико-санитарном просвещении населения;

участвовать в меру своей компетенции в разработке и осуществлении коллективных мер, направленных на совершенствование методов борьбы с болезнями;

предупреждать пациентов, органы власти и общество в целом об экологической опасности;

вносить свой вклад в дело организации спасательных служб;

знать историю медицины.
5. Гарантии и защита законных прав медицинской сестры

5.1. Гуманная роль медицинской сестры в обществе создает основу требований законной защиты чести и достоинства медицинской сестры, физической неприкосновенности и права на помощь по исполнению обязанностей, как в мирное, так и военное время.

5.2. Медицинская сестра вправе рассчитывать на то, что Белорусское бщественное объединение медицинских сестер (БелООМС) окажет ей полноценную помощь по:

защите личного достоинства, если ее доброе имя будет кем-либо необоснованно опорочено;

своевременному получению квалификационной категории в соответствии с достигнутым уровнем профессиональной подготовки;

созданию и применению процедур страхования

профессиональных ошибок, не связанных с небрежным или халатным исполнением профессиональных обязанностей;

профессиональной переподготовке при невозможности выполнения профессиональных обязанностей по состоянию здоровья;

своевременному получению льгот, предусмотренных

законодательством Республики Беларусь для медицинских работников.

5.3. Медицинская сестра вправе обращаться за поддержкой

в государственные органы здравоохранения, предпринимать меры по защите интересов больного от сомнительной медицинской практики.

6. Медицинская сестра - врач - коллеги

6.1. Высокий профессионализм медицинской сестры - важнейший моральный фактор товарищеских, коллегиальных отношений медицинской сестры и врача.

6.2. Неслужебный характер взаимоотношений врача и медицинской сестры при исполнении должностных обязанностей недопустимы.

6.3. Попытки завоевать себе авторитет путем дискредитации коллег не этичны и достойны осуждения.

6.4. Медицинская сестра должна отдавать дань заслуженного уважения своим учителям, наставникам, помня давнюю традицию своей профессии - оказывать коллеге безвозмездную помощь.
7. Ответственность за нарушения Кодекса и порядок его пересмотра.

7.1. Ответственность за нарушения этического Кодекса медицинской сестры Республики Беларусь определяется в соответствии с трудовым, административным и уголовным законодательством Республики Беларусь.

7.2. Право пересмотра настоящего Кодекса и толкование его отдельных положений, принадлежит Белорусскому общественному объединению медицинских сестер (БелООМС).
Медицинский работник, выполняя свои профессиональные обязанности и требования медицинской этики, обязан придерживаться медицинского_этикета_- порядка поведения в той или иной обстановке, во взаимоотношениях с коллегами и пациентами. Медицинский этикет основывается на требованиях медицинской деонтологии. Нормы этикета в медицине тесно переплетаются с этическими и деонтологическими нормами, этикет невозможно соблюдать, не зная норм общей этики.

Следует выделить две стороны медицинского-этикета: этикет взаимоотношений в трудовом коллективе и этикет взаимоотно­шений медицинского работника и пациента.

Этикет в трудовом коллективе призван повысить эффективность профессиональных контактов между медицинскими работниками, придать им деловую и товарищескую направленность, проявляющуюся в уважении к своим коллегам, взаимопомощи в работе и вместе с тем в нетерпимости к профессиональной недобросовестности или другим поступкам, порочащим медицинскую профессию.

Медицинский этикет предусматривает строгое соблюдение субординации, т. е. системы служебного подчинения младшего по должности старшему. Субординация в работе имеет принципиальное значение, дисциплинирует, обеспечивает преемственность в лечении и уходе за пациентами, охраняет авторитет руководителя, старшего по должности, званию. Это касается взаимоотношений между опытными фельдшерами, акушерками, медицинскими сестрами и молодыми врачами. Средний медработник не должен демонстрировать в присутствии врача свое пре­восходство в умении выполнять диагностические и лечебные процедуры.

ДЕОНТОЛОГИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ, ПРЕДЪЯВЛЯЕМЫЕ К ЛИЧНОСТИ МЕДИЦИНСКОЙ СЕСТРЫ

Необходимым условием выполнения профессионального долга являются высокие личные качества каждого медицинского работника. Их можно разделить на три основные группы:

моральные - сострадание, доброжелательность, чуткость, нежность, внимательность, терпение, самоотверженность, честность, трудолюбие, скромность, принципиальность, чувство собственного достоинства;

эстетические - опрятность, безупречный внешний вид, отсутствие вредных привычек;

интеллектуальные - эрудиция, наблюдательность, инициатива, логичность мышления, стремление к самосовершенствованию.
ОБЩЕНИЕ.

Общение – это взаимоконтакт между несколькими людьми.

Функции общения:

  1. Коммуникативная функция – это обмен информацией между медсестрой и пациентом.

  2. Перцептивная функция – это восприятие партнерами друг друга и установление определенного уровня общения.

  3. Интерактивная функция – организация взаимодействия между медсестрой и пациентом.



В общении, как в процессе, условно может быть выделена вербальная (словесная) часть и невербальная (бессловесная). Основу вербального общения составляет диалог, невербальное общение обеспечивают:

  • разговорная дистанция – расстояние между собеседником и их расположение по отношению друг к другу. Оно зависит от принадлежности собеседников к определённой культуре, от социального статуса, пола, возраста, темы разговора;

  • положение по вертикали, которое отражает социальный статус (начальник стремится занять возвышенное положение);

  • поза – расположение тела по отношению к собеседнику. Раскрепощённая поза более свойственна человеку, занимающему главенствующее положение, копирование позы говорящего свидетельствует о согласии и подчинении;

  • жесты – движения, сопровождающие речь. Они отражают темперамент, характер собеседника, могут служить одним из признаков болезни;

  • взгляд – кратковременное или продолжительное заглядывание в глаза друг другу. Люди, не чувствующие во взгляде собеседника признаков заинтересованности, внимания испытывают дискомфорт;

  • мимика – даёт окружающим информацию об эмоциональном состоянии индивида;

  • прикосновения – могут отражать различные формы чувств, желаний.

В реальной жизни вербальное и невербальное общение составляют две стороны одного процесса – общения.

В процессе общения можно выделить несколько уровней общения:

  • примитивный – самый низкий. Для человека, осуществляющего общение и примитивном уровне, собеседник представляется не партнёром а предметом, нужным для слушания его речей или мешающим ему;

  • манипулятивный – строится на том, что для субъекта его партнёр является как бы соперником в игре, которого надо обыграть;

  • стандартизированный – характеризует ситуацию, когда у людей нет подлинного желания контакта. В общении подчёркивается стремление к скорейшему его прекращению;

  • игровой – свойственен людям, знающим друг друга и проявляющим взаимный интерес. Общение строится на стремлении обоих принести друг другу радость, пользу;

  • конвенциональный – (конвенция – согласие) присущ людям высокой культуры. Он позволяет решать любые личностные и межличностные проблемы, глубже понимать душевное состояние партнёра;

  • деловой уровень – общающиеся стремятся разрешить деловые вопросы, затрагивающие интересы каждого из них;

  • духовный – является наивысшим. Партнёр воспринимается как носитель духовных ценностей, которые вызывают у вас чувства обожания, восторга.


Имеется ряд приёмов, помогающих правильно строить разговор. К ним относят:

  • поощрение – словами и поведением показываете свой интерес;

  • рефлексия – побуждения к сообщению дополнительных подробностей повторением слов, сказанных пациентом;

  • пояснение – просьба пациента пояснить непонятые слова, ассоциации;

  • сопереживание – выражается через мимику, действие, внимание, с которым вы слушаете человека;

  • противопоставление – уточнение моментов в беседе с пациентом, в которых он был непоследователен;

  • истолкование – промежуточные заключения из слов пациента для уточнения их правильности;

  • выяснение переживаний пациента – того, как он относится к симптому, болезни.


Оказывая помощь пациентам, медсестре необходимо использовать целый арсенал личных качеств и навыков, примеров и методов общения для установления доверия с пациентом и членами его семьи с целью поиска эффективного решения проблем пациента.
Факторами, способствующими общению, являются и навыки по оказанию помощи, которые могут помочь пациенту разобраться в своих проблемах и рассказать о них.

Рассмотрим наиболее существенные из них:

  • навыки общения;

  • навыки реагирования и постановки вопросов;

  • навыки планирования целей;

  • навыки моделирования, демонстрации с целью обучения пациента;

  • консультирование, практические занятия с целью овладения новыми навыками (например: пациент думает, что он никому не нужен, а медсестра, установив хорошие отношения с родственниками, проявляющими заботу о пациенте, убеждает пациента в обратном);

  • поддержка;

  • молчание (например: смерть больного человека вызывает у пациента сильные эмоции, слёзы);

  • прикосновение.


Факторы, препятствующие общению:

    1. Советы пациенту, высказывание своего мнения медсестрой, особенно если совет медсестры отличается оттого, что хочет слышать пациент. Может вызвать чувство противоречия.

    2. Резкая смена предмета разговора может прервать нить взаимопонимания. Рекомендуется делать частые паузы во время разговора.

    3. Защита людей, которых критикует пациент.

    4. Преуменьшение чувства пациента.

    5. Обещания пациенту.

    6. Поспешные заключения.

    7. Культурные отличия: язык, нормы общения.

    8. Стиль общения.

    9. Различия в возрасте.

Знания основных психологических механизмов общения необходимо медицинскому работнику для понимания причин конфликтов, возникающих между здоровыми и больными.
ДЕСЯТЬ ПРИНЦИПОВ ТЕРАПЕВТИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ


  1. ОБРАЩАЙТЕСЬ К ПАЦИЕНТУ ПО ИМЕНИ-ОТЧЕСТВУ И НА «ВЫ».

  2. НАЧИНАЙТЕ БЕСЕДУ С УКАЗАНИЯ ВАШЕГО ИМЕНИ-ОТЧЕСТВА И ДОЛЖНОСТИ.

  3. СМОТРИТЕ ПАЦИЕНТУ В ГЛАЗА НА ОДНОМ УРОВНЕ, УЛЫБАЙТЕСЬ; ЕСЛИ ПАЦИЕНТ ЛЕЖИТ, ПРИСЯДЬТЕ НА СТУЛ, СТОЯЩИЙ РЯДОМ.

  4. ОБЕСПЕЧЬТЕ КОНФИДЕНЦИАЛЬНОСТЬ ВАШЕЙ БЕСЕДЫ. ПОМНИТЕ, ЧТО КОНФИДЕНЦИАЛЬНОСТЬ ЯВЛЯЕТСЯ УСЛОВИЕМ СОЗДАНИЯ ДОВЕРИТЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ С ПАЦИЕНТОМ.

  5. ПООЩРЯЙТЕ ВОПРОСЫ ВАШЕГО ПАЦИЕНТА.

  6. ГОВОРИТЕ НЕТОРОПЛИВО, ДОХОДЧИВО, ПОЛЬЗУЙТЕСЬ ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО ПОЛОЖИТЕЛЬНОЙ ИНТОНАЦИЕЙ ВАШЕГО ГОЛОСА.

  7. СОБЛЮДАЙТЕ ПРИНЦИПЫ ЭФФЕКТИВНОГО УМЕНИЯ СЛУШАТЬ.

  8. ПРОЯВЛЯЙТЕ МАСТЕРСТВО ОБЩЕНИЯ МЕДИЦИНСКОЙ СЕСТРЫ С ПАЦИЕНТОМ.

  9. ПРОЯВЛЯЙТЕ НЕПРЕРЫВНУЮ ИНИЦИАТИВУ В СОЗДАНИИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО МИКРОКЛИМАТА ПРИ ОБЩЕНИИ С ПАЦИЕНТОМ.

10. БУДЬТЕ ЕСТЕСТВЕННЫ ПРИ РАЗГОВОРЕ, СОЗДАЙТЕ АТМОСФЕРУ ВЗАИМОПОНИМАНИЯ ДОВЕРИЯ.

1   2   3   4   5   6   7   8   9   10


написать администратору сайта