Главная страница
Навигация по странице:

  • §34. Крестьянские реформы 60-х гг. Условия и : итоги преобразований

  • Преобразования в удельной и государственной деревне

  • Вопросы и задания

  • §35. Разочарование освобождением. Движения в ответ на реформу 1861 г.

  • История татарстана (учебное пособие)


    Скачать 4.14 Mb.
    НазваниеИстория татарстана (учебное пособие)
    АнкорIstoria_Tatarstana_Uchebnoe_posobie.doc
    Дата09.04.2017
    Размер4.14 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаIstoria_Tatarstana_Uchebnoe_posobie.doc
    ТипДокументы
    #4655
    страница13 из 31
    1   ...   9   10   11   12   13   14   15   16   ...   31
    Глава IX. КАЗАНСКАЯ ГУБЕРНИЯ В ПОРЕФОРМЕННЫЙ ПЕРИОД

    Со второй половины 50-х гг. XIX в. в отечественной истории начинается новая полоса. Поворотным пунктом явились реформы 60-70-х гг., которые охватили раз­личные стороны жизни общества. Их не случайно называют великими: по глубине, масштабности и последствиям равных им реформ не было в предшествующей истории России. Импульс ускорения, которое придали эти реформы социально-экономическому и духовному развитию страны, был очень мощным. Он не был утрачен и в условиях свертывания Александром III либеральных преобразований. Консервативный курс нового императора на сохранение основ самодержавия, как и непоследовательность реформаторских усилий Александра II, не позволили в полной мере решить задачи перехода к индустриальному обществу. Все это наложило неизгладимый отпечаток на развитие Казанской губернии в пореформенный период.

    §34. Крестьянские реформы 60-х гг. Условия и : итоги преобразований

    Накануне отмены крепостного права: настроения и ожидания. Как мы помним, крестьянский вопрос был одним из центральных в социально-экономической, общественной жизни страны в первой половине XIX в. - Правительство не раз подступалось к его решению, предпринимало нерешительные попытки если не отменить, "то изменить крепостное право, облегчить положение крестьян. В числе этих попыток — указ 1803 г. о «вольных хлебопашцах», указ 1842 г. об обязанных крестьянах, идеи М.М. Сперанского наделить крепостных крестьян 'гражданскими правами, планы П.Д. Киселева добиться личного освобождения крестьян. В Эстляндии, Курляндии и Лифляндии крестьяне были освобождены от крепостной зависимости, но без земли. Но скромный опыт так и не вышел за рамки трех прибалтийских губерний. Без отмены крепостного права не мыслили себе достойного будущего страны представители различных направлений общественного движения. За уничтожение крепостного состояния как «дела постыдного, противного человеку» выступали декабристы. Понимание необходимости отмены крепостного права было общим для западников и славянофилов. Предоставить свободу крепостным страстно призывали А.И. Герцен, В.Г. Белинский, петрашевцы. Ожиданием отмены крепостного права жило крестьянство. Эти ожидания были столь велики, что даже слухи о возможном освобождении от крепостной неволи вызывали массовое бегство крестьян от своих господ. В Казанской губернии в 1855-1860 гг. произошло около 30 крупных крестьянских выступлений. В начале 1859 г. офицер VII жандармского округа (в него входила и Казанская губерния) Ларионов сообщал в Третье отделение: «В Казанской губернии почти повсеместно в помещичьих имениях заметно развивается непослушание крестьян и дворовых против владельцев, уклоняются от должных работ под разными предлогами, а если таковые и производят, то небрежно, в ущерб хозяйства; проникнутые духом ожидаемой свободы при подстрекательстве людей неблагонамеренных, приняли смелость часто временно приносить необосновательные жалобы словесно и письменно исполняющему должность военного губернатора генерал- майору Козлянинову».

    После поражения в Крымской войне, которая показала отсталость России, идея освобождения крестьян проникает в более широкие слои образованного общества. Ее уже обсуждают открыто. За отмену крепостного права выступали не только революционеры, либералы, но и часть консерваторов. Активную агитацию за освобождение крестьян развернул «Колокол» А.И. Герцена. Взгляды радикальной части интеллигенции об освобождении крестьян с землей и без выкупа проповедовал со стра­ниц «Современника» Н.Г. Чернышевский.

    В общем, хоре голосов, ратовавших за отмену крепостного права, были слышны голоса и демократической студенческой молодежи. Питательную почву антикрепостнические настроения находили в среде казанского студенчества. Широкое хождение в ней в I860 г. получил сатирический памфлет «Гнездо коробочек». (Вспомните образ помещицы Коробочки из «Мертвых душ».) Всем своим содержанием он был направлена осуждение жестокости, самодурства крепостников, на защиту крестьян, лишенных элементарных прав. Осенью того же года из студентов университета, Духовной академии, старшеклассников 1-й гимназии образовался нелегальный кружок. Его идейным наставником стал профессор русской истории Казанской духовной академии, а затем Казанского университета А.П. Щапов. Уже в первых своих лекциях он стал говорить о С. Разине, Е. Пугачеве, Н. Новикове, А. Радищеве, А. Герцене, декабристах. Щапова не случайно называли «Апостолом свободы».

    Противодействие реформе. Позиция казанского дворянства. Однако на пути к освобождению крестьян было немало и противников. Характерно, что с момента, когда Александр II впервые официально высказался за от мену крепостного права и до подписания им Манифеста «О всемилостивейшем даровании крепостным людям прав состояния свободных сельских обывателей и об устройстве их быта» и «Положения о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости», прошло без малого пять лет. Четыре года заняла непосредственная работа над подготовкой крестьянской реформы.

    Крепостники имели довольно прочные позиции в Негласном (секретном) комитете, затем переименованным в Главный, в Редакционных комиссиях. Но более всего — в губернских комитетах «Об улучшении быта помещичьих крестьян», созданных почти повсеместно к лету 1858 г. Ярыми крепостниками зарекомендовало себя казанское дворянство. Оно явно не торопилось приступить к «крестьянскому делу». Лишь через пять месяцев после подписания соответствующего царского рескрипта, а именно 11 сентября 1858 г., в Казани был открыт дворянский губернский комитет. Восемь месяцев спустя им был представлен проект «Положенияоб улучшениибытапомещичьихкрестьянКазанскойгубернии». Его реакционный характер был очевиден и казанскому губернатору П.Ф. Козлянияову, считавшемуся либералом. В сообщении, направленном министру (внутренних дел С.С. Ланскому, он писал, что некоторые положения проекта — выкупы усадеб, наделы землею, отправление повинностей, не представляя должного улучшения быта, в некоторых случаях кажутся даже стеснительнее прежнего, предоставляя помещикам более выгод, чем в настоящее время при крепостном праве. Такой произвольно мелкий надел (полторы десятины земли и 0,4 лугов на душу) может расстроить, а не улучшить их быт и даже возбудить в них ропот». Разделяя такие оценки, Редакционные комиссии смягчили условия освобождения крестьян Казанской губернии, предусмотренных этим проектом. Реформа 19 февраля 1861 г. В Казанской губернии Манифест об освобождении крестьян был обнародован 11 марта 1861 г. Тогда он был прочитан в соборе и во всех приходских церквах Казани, а на следующий день — на всех торговых площадях города.

    В результате реформы произошло личное освобождение помещичьих крестьян. Таковых в Казанской губернии насчитывалось 212,2 тысячи человек. С момента публикации законоположения 19 февраля 1861 г. крепостные крестьяне становились свободными сельскими обывателями и получали гражданские права.

    Однако до подлинной свободы было еще далеко. Вся земля в имении, в том числе находившаяся в распоряжении крестьян, считалась собственностью помещиков. За пользование своими наделами «свободные сельские обыватели» должны были нести повинности — отбывать барщину или платить оброк. Тем самым устанавливались «временнообязанныеотношения» вплоть до заключения выкупной сделки. Во временнообязанном состоянии крестьян мог находиться в течение девяти лет. В это время он не имел права отказаться от своего надела земли. Это означало по существу при­крепление его наделу. Кроме того, крестьянин не мог выйти из сельского общества без его на то согласия. Ведь крестьяне все выкупные платежи и подати платили сообща, миром, который был связан круговой порукой.

    Сумма выкупа примерно в 16 раз превышала сумму ежегодного оброка. У большинства крестьян не было необходимых для выкупа средств. В таких условиях правительство оплачивало помещику 80 процентов стоимости их земли, отошедшей под крестьянские наделы. Крестьяне же должны были в течение 49 лет погасить свой долг государству ежегодными взносами выкупных платежей.

    Размеры крестьянских наделов и повинностей опре­делялись в уставныхграмотах. Высший и низший размер надела устанавливался законоположением реформы. При превышении норм высшего надела помещик имел право отрезать излишек. Прихватить часть крестьянской землицы он мог и в ряде других случаев. Например, если после наделения крестьян землей у него оставалось менее одной трети общего количества удобной земли. Широкие возможности для обезземеливания бывших крепостных предоставляли так называемые дарственныенабелы. Они давались крестьянам с их согласия и бесплатно. Но размер таких наделов вместе с усадьбой не превышал 0,5-1,5 десятины на душу. В числе отрезанных земель могли оказаться прогоны и выгоны для скота, леса, луга и другие необходимые крестьянам угодья. Какие же результаты принесла с собой крестьянская реформа 1861 г. в Казанской губернии? Помещичьи земли увеличились на 11,6 процента, а крестьянские — сократились на 23,6 процента (в Воронежской, Курской, Орловской, Рязанской, Тамбовской, Тульской губерниях помещики отрезали у своих крестьян 16,3 процента их дореформенных наделов). Более 11 тысяч крестьян вообще остались без земли. Каждый седьмой крестьян согласился получить дарственный надел — так велико было стремление крестьянства немедленно порвать отношения с помещиком. Но утраченные дарственниками земли составили более трех четвертей общих земельных потерь, которые понесли бывшие крепостные Казанской губернии. Средний душевой надел сократился; 3 до 2,7 десятины. Вместе с тем у определенной части Крестьян надел мог увеличиться или остаться прежним. Сак, в Свияжском уезде земельный надел увеличился у ,4 процента бывших крепостных, не изменился у 13,4, в, Казанском — соответственно у 3,8 и 40,6 процента. Находясь во временнообязанном состоянии, крестьяне должны были нести повинности в виде барщины или -оброка. За высший душевой надел оброк составлял 8-9 рубей. Преобладала барщина, на которой в дореформенный период находилось 86 процентов крестьян помещичьей деревни. Теперь крестьянин должен был в течение года отрабатывать в имении со своим инвентарем 40 мужских и 30 женских дней. Весьма обременительными оказались выкупные плачеи. Стоимость одной десятины надельной земли в Казанской губернии для бывших помещичьих крестьян составляла более 22 рублей. За предоставленные этим крестьянам земли они заплатили вместо 3,4 миллиона рублей 6,8 миллиона.

    Преобразования в удельной и государственной деревне.

    В 1863 г. основные положения крестьянской реформы были распространены на удельных крестьян, а в 1866 г. — на государственных крестьян. В Казанской губернии к разряду удельных крестьян относилось 35,5 тысячи человек, государственных крестьян — 1,1 миллиона человек.

    Удельные крестьяне получали права свободных сельских обывателей. Для них вводился обязательныйвыкупземельных наделов, что исключало для них временнообязанное состояние. В крестьянские наделы не могли включаться леса, оброчные статьи, рыбные ловли и все земли, которые удельное ведомство считало для себя необходимыми.

    В ходе реформы 1863 г. находившиеся в пользовании удельных крестьян Казанской губернии земли сократились на семь тысяч десятин. Средний душевой надел уменьшился с 4,4 до 3,9 десятины. Средняя цена десятины земли, отведенной крестьянам в надел, составляла более 13,5 рубля, а годовые платежи с души — свыше 3,2 рубля.

    Поземельное устройство государственных крестьян оп­ределялось законом от 24 ноября 1866 г. За этими крестьянами закреплялись существующие наделы. Однако они не могли превышать 8 десятин на ревизскую душу в малоземельных уездах и 15 десятин — в многоземельных. Средний душевой надел практически не изменился и составлял 5,2 десятины. Государственные крестьяне были объявлены собственниками наделов. Однако земля оставалась лишь в их пользовании, за что они должны были, как и прежде, вносить в казну оброчную подать. Размер этой подати на душу составлял более 3,7 рубля. Обязательный выкуп казенных наделов был предусмотрен только двадцать лет спустя. Государственные крестьяне, как и бывшие удельные, передавались в ведение уездных и губернских учреждений. Они уравнивались в правах с другими категориями сельского населения.

    Известно, что в государственной деревне основную массу составляли нерусские крестьяне. Они получили земли гораздо меньше, чем русские государственные крестьяне. Так, русские земледельцы получили в среднем

    по 6,4 десятины на ревизскую душу, мордовские и удмуртские — по 6 десятин, марийские по 5,7 десятины, чувашские — по 5, татарские — по 4,7 десятины. Да и Аналоговое бремя среди них распределялось весьма неравномерно. Больше всего налогов с одной десятины земли заплатили татарские, затем русские, Чувашские, марийские и мордовские крестьяне. Государственные нерусские крестьяне северных и восточных уездов Казанской губернии лишились значительной части лесных угодий.

    Итоги аграрных преобразований в помещичьей, государственной и удельной деревне, таким образом, во многом были различны. Бывшие государственные крестьяне получили больше земли, чем бывшие удельные, а. тем более — помещичьи крестьяне. В государственной деревне оброчные платежи были намного ниже выкупных платежей помещикам и уделу.

    Вопросы и задания

    1. Почему со второй половины 50-х гг. XIX в. проблема отмены крепостного права начинает открыто обсуждаться в различных слоях российского общества и за ее решение выступает даже часть его консервативных кругов? 2. Соотнесите взгляды по этому вопросу казанских помещиков, с одной стороны, и либе­ральных профессоров Казанского университета, демократической студенческой молодежи — с другой. 3. Что вы можете ска­зать о настроениях крестьянства Казанской губернии, судя по донесению офицера Ларионова? 4. Охарактеризуйте проект «Положения об улучшении быта помещичьих крестьян Казанской губернии», подготовленный дворянским губернским комитетом. Чьи интересы он выражал? 5. Почему так много бывших помещичьих крестьян согласилось получить дарственный надел? 6. Какие прежние повинности сохранялись за временнообязанными крестьянами? Уменьшились ли эти повинности? При ответе на этот вопрос используйте материалы 31-го параграфа. 7. Сопоставьте размер оброка и выкупного платежа. Какие выводы из этого сопоставления можно сделать? 8. Какие крестьяне — бывшие помещичьи, удельные или государственные — оказались в результате реформ в более выигрышном положении? Подтвердите свой вывод конкретными примерами. 9. Почему нерусские крестьяне из бывшей государственной деревни получили гораздо меньше земли? 10. Дайте общую оценку крестьянским реформам 1861,1863,1866 гг.

    §35. Разочарование освобождением. Движения в ответ на реформу 1861 г.

    Уже весной 1861 г. стало очевидным, что крестьяне ждали совсем не такой воли. В их представлении совершенная воля — немедленное прекращение любых отношений с помещиком и получение всей удобной земли. Этого не произошло. К тому же им предстояло выплачивать высокие выкупные платежи. Крепло убеждение в том, что господа спрятали настоящую, царскую волю. Выражая настроения крестьян, «Колокол» писал, что в действительности крепостное право не отменено. Революционеры надеялись, что в стране вспыхнет массовое крестьянское восстание.

    Крестьянские волнения. В марте-мае 1861 г. в великорусских губерниях России произошло в 3-4 раза больше крестьянских выступлений, чем за весь 1860 г. Крестьяне выражали свое недовольство несправедливыми условиями реформы, добивались настоящей воли.

    Одним из районов, где наиболее ярко проявился протест крестьян, стала Казанская губерния. Вскоре после обнародования Манифеста, в марте, волнения произошли в деревнях Кармачи и Карташиха Лаишевского, Тень-ки, Полянки и Мурасы Спасского уездов. Общим для них был отказ от выполнения барщинных или оброчных повинностей. Крестьяне считали оглашенные им документы подложными, не подлинными. С марта и до конца мая 1861 г. в губернии были отмечены многочисленные выступления, в которые были вовлечены жители более чем 130 деревень. «Взбунтовавшихся мужиков», как правило, приводили к покорности силой.

    «Бездненское побоище». Особым драматизмом отличались события в селе Русская Бездна Спасского уезда. Здесь крестьянам, разочарованным условиями реформы, принялся растолковывать «Положение» от 19 февраля 1861 г. их односельчанин Антон Петров (Сидоров). Сам он в течение двух дней читал документы, но «ничего хорошего не вычитал». Затем его внимание привлекла первая статья Уставной грамоты с фразой из них отпущено на волю ». К тому же в «Положении» он вычитал слова: «После ревизии отпущены на долю». Это он и принял за «изъяснение воли».

    Открытую им волю Петров объявил крестьянам. Он эворил, что крестьяне, как люди отныне вольные, ни одного дня в неделю работать на помещика не обязаны. Им должны отойти и почти вся помещичья земля. Слова: Петрова побуждали крестьян к действиям. Крестьяне рбили помещичьи леса, угоняли господский скот, пришли, как сообщалось в официальных документах, в «полное неповиновение властям». В Бездне, Болховке, в ряде ругих деревень Спасского уезда насильственно были заменены неугодные представители сельской админи-грации — старосты, выборные, сотские. Чтобы услыхать о «настоящей воле», в Бездну приходили целые элпы крестьян из Спасского, Чистопольского, Лаишевского и других уездов. Только в Спасском уезде волнения охватили крестьян 75 сел и деревень. Не без влияния бездненских событий начали волноваться срестьяне Самарской, Симбирской и Саратовской губерний. В сознании помещиков возник образ пугачевщины.

    10 апреля на Бездну по приказу П.Ф. Козлянинова были двинуты войска, в том числе из Тетюш, Лаишевский, Чистополя и Казани. Всего двенадцать рот с более ем 1,2 тысячами солдат, при двух орудиях. На следущй день в Бездну прибыл свиты его императорского вличества генерал-майор, граф А.С. Апраксин. В селе эгда находилось около пяти тысяч крестьян. На тре-эвания выдать Антона Петрова толпа ответила генерал майору отказом. Был отдан приказ открыть ружейный огонь. В промежутках между залпами из толпы раздавались крики: «Не бойтесь!», «Пугают!», «Не сходитесь!», «Не выдадим, в царя стреляли!» По последнему залпу безоружные крестьяне дрогнули и стали разбегаться. В это время появился Петров, державшие на голове «Положение». Он был схвачен и отправлен в острог.

    В Бездне было устроено настоящее побоище. 350 раненыx и убитых крестьян — таков кровавый итог расправы с возжелавшими настоящей воли. А Антон Петров по приговору полевого военного суда был расстрелян 19 апреля вблизи своего села.

    13 апреля весть о расправе над крестьянами в селе Бездна дошйа до Казани. Большинство дворян не скрывало своей радости. По свидетельству современника, «13 апреля Воскресенская улица в 1 час дня представляла вид необыкновенный: по ней катались коляски, дорожки и тарантасы помещиков, ехавших к губернатору. Только что было получено известие «о победе графа». Примечательная и резолюция Александра II, наложенная им на рапорте главного усмирителя о событиях в Бездне. Она весьма определенна: «Не могу не одобрить действий графа Апраксина; как оно не грустно, но нечего было делать другого». Граф был награжден орденом св. Владимира 3-й степени.

    Протест против введения уставных грамот. Безднен-ское побоище лишь на время приглушило недовольство крестьян. Оно вышло наружу при введении уставных грамот осенью 1861 г. Введение этих грамот сопровождалось сокращением крестьянских наделов, ростом повинностей в пользу помещиков. Тогда произошло около 30 крупных выступлений бывших помещичьих крестьян, подавленных с помощью воинских команд. Крестьяне протестовали против введения уставных грамот, требовали «дарственного надела». Так было в селах Любимовка Тетюшского, Сокуры Лаишевского, Старая Киреметь Чистопольского уездов. Крестьяне деревни Арпаяз-Янасалы Лаишевского уезда отказывались принимать земельные наделы, исполнять повинности. Пущенные властями в ход розги не сломили их упорства. За дело взялся военный суд. Около сорока человек понесли тяжелое наказание. В конце концов янасальских крестьян перевели на выкуп, снизив выкупную сумму, освободили от издольщины.

    Не скрывали своего недовольства и государственные крестьяне. Так, в связи с несправедливым рекрутским набором в декабре 1862 г. прокатились волнения по ряду сел Казанского уезда.

    Отклики на бездненские события. Куртинская панихида. Крестьянские выступления находили широкий отклик в демократической среде. Особенно глубокий след в общественном движении оставили события в селе Бездна.

    Кровь жертв бездненского побоища взывала не только к состраданию, но и к протесту. С получением известий о событиях 12 апреля, кружок казанских студентов начал вырабатывать план действий. Студенты решили направить своих представителей в Бездну, провести сбор средств в пользу семей убитых и раненых, организовать демонстрацию.

    В Бездну выехали С. Клаус и М. Элпидин, но там были арестованы и доставлены в Казань. Здесь их лично допросил губернатор Козлянинов. Другие члены кружка 14-16 апреля занялись сбором средств среди профес-Цеоров, учителей, студентов, гимназистов, чиновников, купцов. То, что удалось собрать, было отправлено семьям юстрадавших.

    Во второй половине дня 16 апреля на Куртинском тадбище в приходской церкви состоялась панихида по битым в Бездне крестьянам. Ее инициаторами стали. Н. Умнов, И.К. Олигер, Н.В. Копиченко, А.Х. Хрисэров, А.М. Темников, составлявшие ядро кружка. Пе-собравшимися — а их было около 450 человек — шхиду служил священник И.В. Яхонтов. Он прибывал помянуть «убиенных за свободу и любовь к отечеству». В конце панихиды с краткой и страстной вчью выступил А.П. Щапов. Заключая ее, он произнес: «Земля, которую Вы возделывали (речь идет о Кертвах бездненского побоища), плодами которой пи-рал и нас, которую теперь желали приобрести в собстенность и которая приняла Вас мучениками в свои недра, — эта земля воззовет народ к восстанию и свободе... Мир праху Вашему и вечная историческая память Вашему самоотверженному подвигу. Да здравствует демократическая конституция!» На следующий день Казань была полна разговорами о Щапова. О ней незамедлительно телеграфировали яександру П. Императорская резолюция на телеграмме сила: «Щапова немедленно арестовать, а двух монахов очить в Соловецкий монастырь». В монастырь должен был отправиться и Щапов, но под давлением общественного мнения царь отменил это решение. В 1864 г. профессора русской истории сослали на родину в село Анга Иркутской губернии. Ранее из университета исключили девять, а из академии — троих студентов.

    В мае на события в Бездне откликнулся «Колокол». Через два месяца на его страницах было опубликовано письмо либерально настроенного профессора русской литературы Казанского университета Н.Н. Булича. Называлось оно «Граф Апраксин Бездненскии» и начиналось следующими словами: «Манифест и Положение об освобождении крестьян облились уже невинною кровью». Специально для «Колокола» предназначалась большая статья «Сказание о Бездненском побоище в Казанской губернии по случаю освобождения крестьян», опубликованная в нем в марте 1862 г. Одним из ее авторов был К.П. Перцов, советник Казанского губернского правления, назначенный после событий 12 апреля председате­лем следственной комиссии по делу «О волнениях срочно обязанных крестьян Спасского уезда Казанской губернии».

    Попытки поднять крестьян на восстание. Во второй половине 1861 г. в среде казанских разночинцев появляется собственная рукописная прокламационная литература радикального содержания. Так, в нелегальном рукописном журнале «Студенческий голос» публикуется стихотворение-прокламация «Полилася кровь горячая...». Студент Казанского университета А. Курбаковский пишет прокламацию «Побатухи», студент того же университета И. Пеньковский — прокламацию «Бью челом народу православному...». Все они содержали призыв крестьян к восстанию.

    Задача подготовки «повсюдного» крестьянского восстания входила в планы российской революционной организации «Земля и воля», возникшей в 1862 г. В ее казанское отделение входили П. Ровинский, И. Умнов, Г. Иловайский, Н. Шатилов, А. Христофоров. Н. Копиченко и другие. Казанский комитет имел тесные связи с Московским, Нижегородским, Саратовским комитетами «Земли и воли». Своеобразной частью этого комитета стал организованный в Казанском университете «Студенческий клуб». Была подготовлена и типографским способом размножена прокламация «Долго давили вас, братцы...», одним из авторов которой являлся И. Умнов. Однако призывы революционных демократов подняться на восстание не нашли поддержки среди крестьянства.

    Весной 1863 г. Казанский комитет начал распространять прокламацию «Земли и воли» — «Свобода вероисповедания», содержащей такие же призывы. Тогда прибывшие в Казань представители польских революционеров изложили свои планы организации в Поволжье восстания в поддержку повстанческих отрядов в Царстве Польском. В апреле студент Казанского университета И. Глассон донес о существовании «Казанского заговора». В Казани, как писал Г. Иловайский, «была страшная суматоха. С 9 на 10 апреля ждали революцию... Губернатор ходил с такой таинственной мордой, окружил свой дом казаками, вытащили откуда-то пушки и выдали солдатам боевые патроны. И этим перепугали весь народ». Участники заговора были выслежены и арестованы, пятеро из них казнены. Свыше 20 членов «Студенческого клуба» (с этой организацией польские революционеры вели активные пере­говоры) были приговорены к ссылке в Сибирь и на каторжные работы. Однако руководящее ядро Казанского комитета «Земли и воли» удалось сохранить. Таким образом, в ходе крестьянских реформ все крестьянство обрело права свободных сельских обывателей. Крепостное право пало. Однако произошло земельное утеснение крестьян. Малоземелье выдвинулось в число важнейших вопросов экономической, общественной жизни. Еще большую остроту ему придавало то, что в деревне сохранились феодальные пережитки, прежде всего помещичье землевладение. Недовольство крестьян условиями реформы 1861 г. не вышло за рамки стихийных и разрозненных выступлений. Попытки революционеров разжечь пламя крестьянского восстания не встретило сочувственного отношения в среде тех, чьи интересы они стремились защитить.

    Вопросы и задания

    1. Что в представлении крестьян означала полная, совершенная воля? Дала ли им крестьянская реформа 1861 г. такую волю? 2. Используя часть ответов на вопросы по материалу предыдущего параграфа, подумайте над тем, почему волнения охватили, прежде всего часть помещичьих крестьян? 3. Почему крестьяне села бездна, а затем и многих других деревень поверили словам А. Петрова об открытой им воле? 4. Как отнеслись различные слои общества к расправе над бездненскими крестьянами? Чью позицию вы заняли бы в данном случае? 5. Почему на открытый протест против «бездненского побоища» решилось только казанское студенчество? 6. Как вы относитесь к тому, что сказал профессор А.П. Щапов во время Куртинской панихиды? 7. Почему революционерам не удалось поднять крестьян на восстание, хотя они и не были довольны условиями реформы? Кем и когда предпринимались такие попытки? Если бы вам довелось выступить на защиту интересов крестьян, то какой способ действий вы бы избрали?
    1   ...   9   10   11   12   13   14   15   16   ...   31


    написать администратору сайта