История татарстана (учебное пособие)
Скачать 4.14 Mb.
|
ГлаваХП. ТАТАРСКАЯ РЕСПУБЛИКА В 20-е гг. В отечественной истории советского периода свое место заняли 20-е годы. Существенные изменения претерпела социально-экономическая политика теперь уже монопольно правящей партии, которая стала более либеральной. Одновременно произошло ужесточение политического режима. Утвердилась сталинская концепция национально-государственного строительства. Все это самым непосредственным образом сказалось на процессах, происходивших в те годы в республике. §47. В условиях перехода к нэпу. Поворот в национальной политике К концу гражданской войны страна, по характеристике В.И. Ленина, напоминала человека, избитого до полусмерти. В семь раз сократилось промышленное производство, почти на 40 процентов — сельскохозяйственное. В крупных промышленных центрах не хватало продовольствия, из-за отсутствия сырья, топлива останавливались предприятия. Особенно тяжелое положение сложилось на тех териториях, которые были ареной боевых действий. На трети снизился выпуск продукции промышленны-предприятиями Татарии, посевные площади уменьшись в полтора раза. Проявлением острейшего социального экономичес-эго и политического кризисастал целый ряд крестьяновских восстаний. К весне 1921 г. они охватили едва ли всю страну. В феврале того же года вспыхнул мятеж военно-морской крепости Кронштадт, который считался опорой большевиков. Восставшие выступили под зунгом «Власть Советам, а не партиям». Монопольной власти большевиков угрожала реальная опасность. Под воздействием этих обстоятельств В.И. Ленин на съезде РКП(б) в марте 1921 г. провозгласил переход " политики «военного коммунизма» к новой экономи-ской политике (нэп). Была отменена продразверстка ее уменьшили в два раза по сравнению с продналогом), взрешены частные предприятия, введена свобода торговли. В рамках нэпа государственные предприятия стали «рименять хозрасчет, материальное стимулирование тру-». Был взят курс на привлечение иностранного капиталав форме концессий. В деревне допускались частичная аренда земли и использование наемного труда. Большевики переходили к более гибкой экономичес-рй политике. Нэп начал осуществляться и в Татарии, о прежде, чем заработал его механизм, населению мордой республики — а это 2,7 миллиона человек — приходилось пережить страшную беду. Голод 1921-1922 гг. Поволжье, в том числе и Татарская республика, не были единственными районами, по орым прошлась голодная смерть. Голодомор испытало на себе и население Южного Урала, Крыма, пожалуй, именно здесь он принял ужасающие масштабы. Беда пришла не вдруг. К окончанию гражданской войны сельское хозяйство Татарии было обессилено неверными реквизициями. В 1920 г. в счет продразверстки из республики было вывезено более 10 миллионов пудов хлеба. Из уездов и волостей забирали хлеб подчистую, включая и семенной. Под угрозой оказался весенний сев. По предложению председателя Совнаркома РСФСР республике вернули 300 тысяч пудов зерна. Между тем масштабный голод уже надвигался. В деревнях в ход пошли суррогаты. Серьезные трудности переживало население городов. Вот что сообщалось в одним их официальных документов от 21 марта 1921 г. «На ст. Казань голодный люд положительно осаждал вагоны, пытаясь их вскрыть или просверлить отверстие с целью хищений. Здесь борьба с таким явлением была нелегкая, т.к. желающих достать таким способом хлеб было4 очень много. Среди них мы видели стариков, женщин и детей с измождёнными от голодовки лицами, едва державшихся на ногах. Вид этих людей говорил за то, что никакие угрозы им не страшны, ибо они голодны. За четыре дня нашей стоянки в Казани было застрелено военной охраной 30 голодных, застигнутых на месте хищения, но эти суровые меры были бессильны: живой голодный переступал труп убитого собрата, пытаясь достать то, чего не успел взять первый». Ситуация была усугублена засухой. В республике погибла почти половина всех озимых посевов зерна, яровые же просто не взошли. Урожай составил около 4 процентов от уровня 1909 г. В конце июля в Татарии была создана комиссия помощи голодающим (Помгол). Борьба с голодом была признана важнейшей задачей Советов. Зимой 1922 г. голод принял еще большие масштабы. Пустели целые деревни. Во многих селах не осталось ни кошек, ни собак. Участились случаи трупоедства и людоедства. Об этом сообщали многочисленные телеграммы, донесения с мест. Начальник уездной милиции Спасского кантона доносил: «Во вверенном мне районе в деревне Ямкине Алькеевской волости гр. Сапаром Ф. 48 лет зарезана и съедена одножительница Яминсара Г., спустя три дня Ф. зарезал свою дочь 20 лет, через несколько времени зарезал сына 14 лет, трупы которых оказались все съедены. Остальные крупные части костей, скрытые во дворе. Обвиняемый Ф. скрылся неизве-тно куда». К голодомору добавилась эпидемия тифа.В январе 1922 г. в республике голодало 2,4 миллиона еловек. Только за семь январских дней от голода и ифа умерло около четырех тысяч. В борьбе с голодом использовались различные меры, юди населения проводился сбор пожертвований, организовывались «недели помощи голодающим», общественные столовые. Было переселено около 200 тысяч человек, более 15 тысяч детей отправили в детские дома других российских регионов. В адрес Помгола республики из других пастей страны поступило свыше 8 миллионов пудов про-овольствия. Более 1,3 миллиона рублей предоставило Российское общество Красного Креста. Весомую помощь оказала международная общественность. На средства, собранные Международным коми-ом рабочей помощи (Межрабпом), было закуплено и направлено в Россию более 33 миллионов пудов продовольствия. По линии Американской администрации по-: (АРА) в республику поступило более трех миллионов пудов продовольствия, в том числе муки, крупы, ги, кукурузы. В сентябре 1922 г. за счет присланных продуктов питалось 150 тысяч детей. Голод оставил в республике страшные отметины. Население Татарии только в результате гибели детей уменьшилось на 326 тысяч человек. Общие людские потери тавили около полумиллиона человек. Огромный урон был нанесен экономике. Особенно но пострадало животноводство. Так, вдвое уменьшилось поголовье коров и лошадей, вчетверо — овец, встало существовать более 16 процентов крестьян-: хозяйств. Последствия голода еще долго давали о себе знать. Однаko многие из них были ликвидированы к концу 1922 г. Национальные проблемы. Укрощение «националов». Одним из политических последствий голода стали извения в руководстве республики. Летом 1921 г. на съезде Советов был снят с поста председателя СНК Татарии Саид Саид-Галиев. В вину ему была поставлена и нерасторопность в деле оказания помощи голодающим. К власти пришло правительство КашафаМухтарова (1896-1937). С именем К.Г. Мухтарова, ряда других руководителей, в том числе председателя ТатЦИКа Рауфа Сабирова, заместителя председателя правительства Гасыма Мансурова, наркома просвещения Микдата Брундукова, наркома земледелия Юнуса Валидова был связан прагматичный подход к решению сложных проблем, стоявших перед республикой. Они пытались проводить в Татарии ту национальную политику, которую поначалу декларировала партия большевиков. Им приходилось преодолевать противодействие части местных коммунистов, считавших существование национальных республик временным явлением. Однако руководители обкома, его секретарь на первых порах в целом поддерживали начинания нового правительства. Большую помощь ему оказывал член коллегии Наркомнаца М.Х. Султан-Галиев. Главное состояло в другом. Начала меняться позиция центра по национальному вопросу. В 1922 г. И.В. Сталин, нарком по делам национальностей, направляет секретное письмо В.И. Ленину. В этом письме говорилось: «За четыре года гражданской войны, когда мы ввиду интервенции вынуждены были демонстрировать либерализм Москвы в национальном вопросе, мы успели воспитать среди коммунистов, помимо своей воли, настоящих и последовательных социал-независимцев, требующих настоящей независимости во всех смыслах и расценивающих вмешательство ЦК РКП, как обман и лицемерие со стороны Москвы». «Социал-независимцы» стали представляться как «национал-уклонисты». Среди поверивших в искренность намерений большевистского руководства справедливо разрешить национальный вопрос были и члены правительства К.Г. Мухтарова. Но наступали иные времена. Одним из первых шагов нового правительства были меры, связанные с возвращением татар на берега Волги и в ближние окрестности Казани. На свободных местах побережья появились деревни и поселки Кызыл Байрак, Бакча-Сарай, Нариман, около Казани — поселок Чингиз и др. Этот акт восстановления национальной справедливости расценили как «национал-уклонизм». Град упреков и доносов вызвало предложение главного идеологияобкома партии и СНК республики Гасыма Мансурова 1894-1955) о необходимости использования лояльных улл в интересах Советской власти. В 1922 г. была развернута работа по объединению «независимых» советских республик, возникших на территории бывшей Российской империи. Всю эту работу «возглавлял И.В. Сталин. Согласно его плану, Украина, иоруссия и Закавказская Федерации входили в состав ФСР на правах автономных республик. По сути дела редлагалось, «поглощение» РСФСР нескольких республик, уже вкусивших самостоятельности. Это могло приюти к серьезным конфликтам. В.И. Ленин расценил всю атею «автономизации» в корне «неверной и несвоевре-ренной» и выдвинул идею «федерации равноправных »еслублик», в которую РСФСР входит «вместе и наравне с другими. В конце октября 1922 г. он писал: «Важно, чтобы мы не давали пищи «независимцам», не уничижали бы их независимости, а создавали еще новый паж, федерацию равноправныхреспублик». В конечном счете получил поддержку ленинский план. В ходе объединительного процесса ряд представителей национально-государственных образований, в том Крсле К.Г. Мухтаров, выступил с предложением сделать вредителями Союза ССР также автономные республики. Однако это предложение было отклонено. Резкие возражения сталинский план автономизации звал у М.Х. Султан-Галиева. Он так же, как и К.Г. Мухтаров считал, что все республики должны иметь одинаковые права в новом союзе. Характерным было его выступление на заседании фракции большевиков X Всероссийого съезда Советов, который принял постановление о заседании СССР. Здесь М.Х. Султан-Галиев предложил очить в состав высших союзных органов власти представителей автономных республик и заявил о недопустисти разделения «национальностей советских республик... пасынков и настоящих сыновей». За расширение прав автономных республик, повышение их статуса он вновь высказался на заседании секции XII съезда РКП(б) 25 апреля 1923 г. К тому времени генеральным секретарем ЦК эта идея была уже названа «мертворожденной, реакционной». Позиция М.Х. Султан-Галиева, других национальных деятелей отражала растущее недовольство республик неравноправным положением. Вот почему было принято решение создать «дело» Султан-Галиева и на его примере запутать приверженцев равноправия. В начале мая 1923 г. член коллегии Наркомнаца был арестован прямо в здании ЦК и препровожден в тюрьму. Через несколько дней в ЦК поступило «Ходатайство руководителей Татарской АССР об освобождении из-под ареста М.Х. Султан-Галиева». Его подписали 15 человек, в том числе К.Г. Мухтаров, Р.А. Сабиров, Г.Г. Мансуров, М.Ю. Брундуков. В срочном порядке в Москве было созвано специальное совещание на уровне ЦК по национальному вопросу, которое проходило с 9 по 12 июня 1923 г. Главным пунктом в повестке дня являлось «дело Султан-Галиева». Позиция члена коллегии Наркомнаца и его единомышленников была квалифицирована как «национал-уклонизм». Сам Султан-Галиев был осужден как враг партии и советского государства, снят со всех постов. Поводя итог, И.В. Сталин сказал: «С человеком покончено, как с политической единицей». По сути, было покончено с либерализмом большевиков в вопросах национально-государственного строительства. Для укрощения местных «националов» подобное совещание было проведено и в Казани во второй половине июля того же года. Попытки К.Г. Мухтарова, заместителя наркома земледелия республики Г.М. Енбаева, члена ТатЦИК Ш.Х. Усманова и М.Ю. Врундукова снять с М.Х. Султан-Галиева хотя бы часть облыжных обвинений были дружно осуждены. Вскоре начался процесс замены кадров. К середине 1924 г. почти все члены правительства республики были освобождены от занимаемых постов. Четверых — К.Г. Мухтарова, Г.М. Енбаева, Р.А. Сабирова, Г.Г. Мансурова — перевели на работу в Москву на незначительные должности. К середине 30-х гг. все 15 «подписантов» будут репрессированы. Во второй половине 20-х годов в республике разгорелись острые дискуссии вокруг проблемы перевода татарского языка на новый алфавит на основе латинской графики («яналиф»). Татарский обком ВКП(б) поначалу занимал умеренные позиции и не требовал форсирования языковой реформы. Но в мае 1927 г. эта позиция резко изменилась. К тому времени в высших партийных инстанциях был принят ряд решений, согласно которым «яналиф» был провозглашен «одним из главных направлений развития культуры народов», а арабская графика объявлена «реакционной помехой на пути к социализму». Особо подчеркивалось, что старый алфавит способствует консервации религиозных настроений у населения». В свою очередь майский пленум Татарского обкома приравнял поддержку «яналифа» к выполнению коммунистами своих партийных обязанностей. Отрицательное же отношение к нему стало рассматриваться как нарушение партийной дисциплины, сочувствие «национал-уклонизму». Введение «яналифа» означало разгром культурных и религиозных традиций татарского народа. По горячим следам группа беспартийной татарской гтеллигенции обратилась с письмом к И.В. Сталину, пленуму обкома. Письмо подписали 82 человека, которые расценили курс на латинизацию как «дорогую и унизительную массовую жертву». Особую тревогу у них мзывала опасность отрыва татарского народа от своих гховных корней, многовековой культурной традиции. Решение обкома по поводу «письма 82-х» гласило: «По существу вопроса суждения не иметь, считая вопрос разрешенным. Факт подачи подобного заявления является Показателем роста активности буржуазно-националисческих элементов, направленной против ВКП. Поручить бюро обкома сделать выводы и провести соответ-гвующие и необходимые общественно-организационные разъяснительные мероприятия». Многие стали снимать свои подписи. Вскоре «яналиф» был принят в качестве официального алфавита татарского языка. Но история на этом не закончилась. Еще предстоял ревод татарской письменности на кириллицу. В середине30-х гг. сам факт подписи стал поводом для серьезных политических обвинений, которые нередко влекли за собой репрессии. Таким образом, «дело Султангалиева», судьба правительства К.Г. Мухтарова, курс на латинизацию свидетельствовали о повороте национальной политики большевиков в сторону ее ужесточения. Этот поворот вскоре проявится и в широко развернутой борьбе с «национал-уклонизмом», «султангалиевщиной», жертвами которой станут десятки партийных и государственных деятелей, представителей интеллигенции республики. Вопросы и задания 1. Охарактеризуйте состояние экономики республики после окончания гражданской войны. 2. Что вы знаете о голоде 1921-1922 гг. в Татарии? С чем он был связан? 3. Каким образом велась борьба с голодом? Каковы были его последствия? 4. Представьте политику правительства К.Г. Мухтарова. Кто и почему противодействовал проведению этой политики? 5. В чем состояла суть изменений политики большевиков в вопросах национально-государственного строительства вскоре после окончания гражданской войны? 6. Проследите последствия этих изменений на примере судьбы М.Х. Султангалиева, правительства К.Г. Мухтарова. 7. Можно ли утверждать, что М.Х. Султангалиев и его сторонники добивались придания Татарии статуса союзной республики? Свой ответ обоснуйте. 8. Оцените последствия перевода татарской письменности на латинскую графику. §48. Восстановление народного хозяйства Несмотря на различные политические потрясения, в республике шло восстановление народного хозяйства. Этот процесс происходил, как мы помним, в условиях новой экономической политики. Первые шаги. Постепенно начали работать рыночные механизмы. Полки магазинов стали заполняться товарами. Происходила перестройка промышленности, которую перевели на хозрасчет. Было создано 10 трестов, семь кантонных объединений (кантонами по новому административному делению назывались укрупненные уезды), несколько синдикатов. К 1923 г. в аренду было сдано 41 предприятие, причем более половины из них — частным лицам. Это означало частичную денационали зацию промышленности. В управлении Татсовнархоза остались Кукморские мастерские по производству валяной обуви для армии, 10 винокуренных заводов и еще три производства. Разрабатывались меры материального и морального поощрения работающих. Ударникам производства вручали премии, грамоты, значки, ордена, имена наиболее выдающихся из них заносили на республиканскую Красную доску. Наград удостаивались и целые предприятия. В 1922 г. в числе 18 российских заводов и фабрик, отмеченных орденом Трудового Красного Знамени, были и Паратские судоремонтные мастерские (ныне судостроительный завод им. A.M. Горького в Зеленодольске). Героический подвиг совершили казанцы на строительстве железнодорожной ветки от Бакалды (Дальнего Устья) до вокзала. Казань осталась без топлива, а 22 тысячи кубометров древесины с берега Волги вывезти было нечем. В октябре, под дождем и мокрым снегом, лопатами и кирками рабочие и служащие за три недели построили эту ветку. Трудовой энтузиазм в целом был приметой того времени. В числе первых были восстановлены льнопрядильная фабрика им. В.И. Ленина (бывшая Алафузовская), мыловаренный, свечной и химический завод им. М. Вахитова (бывшее предприятие Крестовниковых), Волжский стекольный завод «Победа труда», фанерная фабрика «Красный Октябрь». На выпуск запасных частей для сельскохозяйственной техники отчасти сориентировался завод «Серп и молот». Одним из крупнейших в стране стал Бондюжский химзавод. Во второй половине 20-х гг. здесь производилась значительная часть химической продукции СССР. Государственные предприятия довольно быстро, если брать за точку отсчета начало нэпа, заняли доминирующее положение в крупной промышленности республики. Так, в 1924 г. частные предприятия производили более половины валовой продукции этой промышленности Татарии. Через два года их доля не превышала и 8 процентов. В мелкой промышленности и сфере услуг вытеснение частных владельцев шло медленнее. В середине 20-х гг. принадлежавшие им предприятия выпускали 80 процентов валовой продукции. Предприятия постепенно набирали обороты хозяйственной деятельности. Если в 1922 г. объем промышленной продукции составлял 25 процентов довоенного уровня (имеется в виду канун первой мировой войны), то через год — уже 35 процентов. В восстановительный период экономика республики в основном имела аграрный характер. На долю сельского хозяйства приходилось три четверти всей производимой в Татарии продукции. Реализация Декрета о земле привела к увеличению удельного веса середняков. В 1925 г. середняки составляли более 58 процентов, бедняки — 32,4 и зажиточные крестьяне (кулаки) — 7,6 процента. В деревне доминировали индивидуальные хозяйства. Они и были основными поставщиками сельскохозяйственной продукции. Но вновь были предприняты попытки создания коллективных хозяйств. Таких хозяйств — товариществ по совместной обработке земли, артелей, коммун, совхозов — в середине 20-х гг. в республике насчиталось несколько сотен. Отдельные коллективные хозяйства при поддержке властей и при наличии талантливых организаторов добивались заметных успехов. Так, уже в 1926 г. сумели встать «на ноги» артели «Агрокультура» в Чистопольском кантоне «Луч» в Челнинском, «Дружба» в Мензе-линском, «Ярдам» в Тетюшском кантонах и некоторые другие. Более были распространены различные формы кооперации, в том числе производственной. В середине 20-х гг. более трети крестьянских хозяйств были вовлечены в потребительскую кооперацию. Общественно-политическая жизнь. В восстановительный период общественно-политическая жизнь республики уже. Почти целиком была связана с деятельностью партийных, общественных организаций — профсоюзов и комсомола, Советов, а также репрессивных органов. Партийные ячейки имелись во всех производственных и учрежденческих структурах, а фракции коммунистов в различных руководящих органах по сути дела решали все вопросы. Эту пирамиду венчали на местах республиканские (областные) комитеты партии, первые секретари которых практически стали единовластными руководителями территорий. Без утверждения обкома не производилось ни одно крупное кадровое назначение. Любой областной, районный комитет партии имел список должностей, которые могли занимать только коммунисты и только после утверждения этими комитетами. В целях подготовки кадров для партийных и советских органов республики был создан Татарский коммунистический университет. К началу 1926 г. в республике число коммунистов по сравнению с 1922 г. увеличилось более чем в два раза. В 367 партийных ячейках насчитывалось более 10 тысяч коммунистов. Прием в партию строго регулировался по классовому, производственному, национальному составу и другим показателям. Важное значение придавалось расширению партийной прослойки среди татар и женщин. В результате к 1925 г. удельный вес коммунистов-татар в областной парторганизации составлял более одной трети, а женщин — около 10 процентов. Два года назад эти показатели не превышали соответственно 26 процентов и 1,5 процента. Коммунистов из чувашей, марийцев, удмуртов и мордвы было 7,4 процента. Вместе с тем положение дел в областной парторганизации не отличалось стабильностью. Характерно, что в республике чуть ли не ежегодно сменялись партийные секретари как не справившиеся с ситуацией. В этот же период все более серьезное внимание уделяется комсомолу как «третьему приводному ремню, сочиняющему класс с партией». Так определил назначение союзов молодежи И.В. Сталин в своем выступлении на XII съезде РКП(б) в апреле 1923 г. При создании (республики комсомольцев в ней было немногим более рдной тысячи человек. К концу же 1925 г. их число выросло в 20 раз. Из общественной жизни активно вытеснялись религиозные учреждения. Власть стремилась любыми способами устранить возможного конкурента в политической идеологической сферах. В ход шли аресты, конфискации имущества, самовольное закрытие церквей, мечетей. В религиозные структуры внедрялись агенты ГПУ. Была использована и ситуация, возникшая в связи с голодом начала 20-х гг. 23 февраля 1922 г. издается декрет ВЦИК «О порядке изъятия церковных ценностей, находящихся в пользовании групп верующих». Через месяц Ленин пишет сверхсекретное письмо членам Политбюро ЦК. В нем есть такие строки: «Мы должны именно теперь дать самое решительное и беспощадное сражение черносотенному духовенству и подавить его сопротивление с такой жестокостью, чтобы они не забыли этого в течение нескольких десятилетий». В 1925 г. в стране была создана массовая организация «Союз воинствующих безбожников» (СВБ). Ее члены не только участвовали в пропаганде атеистических знаний, но и выступали инициаторами закрытия и разрушения церквей. В 1927 г. СВБ был организован и в республике. Через пять лет эта республиканская организация объединяла более 50 тысяч человек. Завершение восстановительного периода. К концу 1925 г. промышленные предприятия республики выпускали уже 70 процентов продукции от уровня довоенного времени. Через два года был достигнут и этот уровень. На производстве увеличилось число рабочих-татар. Вместе с тем большинство рабочих не имело высокой квалификации, оборудование фабрик и заводов сильно износилось и устарело. Несколько иными были итоги восстановительного периода в аграрном секторе экономики республики. Если в 1926 г. посевные площади несколько превысили довоенные, то общий сбор хлебов составлял всего 80 процентов. Урожайность ржи и овса не превышала 7 центнеров с гектара. Чрезвычайно низкой была и продуктивность животноводства. На полях использовались все те же примитивные орудия — сохи, мотыги, серпы и косы. В 1922 г. был принят Кодекс законов о труде. Он закреплял 8-часовой рабочий день, оплачиваемые отпуска, ограничения на применение детского труда и т.д. В жизнь входили право на труд, бесплатное медицинское обслуживание, социальное страхование. Реальная зарплата рабочих ряда отраслей промышленности республики превысила довоенный уровень. Однако весьма значительной была безработица. Безработных в Татарии насчитывалось около 10 тысяч человек. В целом, на фоне ужасов гражданской войны и последующей разрухи, общее состояние дел к концу восстановительного периода было удовлетворительным. Ожесточение классовой борьбы несколько спало, и люди стали увереннее смотреть в будущее. Культура. Достаточно ощутимые успехи были достигнуты в области культуры. Речь идет о развитии народного образования, науки и отчасти — литературы и искусства. Первоначально одной из важнейших задач «культурной революции» являлась ликвидация безграмотности. В конце 1919 г. был принят специальный декрет «О ликвидации безграмотности среди населения РСФСР». Проблемы образования были острыми среди русских, чувашей, мордвы и других народов края. В начале XX в. кудельный вес грамотных в Казанской губернии не превышал 18 процентов. По материалам земской статистики за 1905 год, грамотность татар по-русски составляла 4 процента. На родном языке она была во много раз выше. В первый год существования республики работало 5,6 тысяч школ для взрослых. Здесь научились элементным навыкам письма и чтения около 48 тысяч человек, за пять последующих лет — еще 152 тысячи. Действовало добровольное общество «Долой безграмотность». Общее число грамотных к 1927 г. возросло в 1,5 раза, их удельный вес в общей численности населе- Татарии составил более 44 процентов. Всеобщей и доступной стала школа. В 1926 г. в рес-элике работало более двух тысяч начальных и средних школ, половина из которых являлась татарскими, них обучались 158 тысяч учеников. Существенно было облегчено поступление в высшие тебные заведения. Так, отменялись вступительные экзамены и представление ряда документов об образовании. В вузы в первую очередь принимали юношей и девушек рабоче-крестьянского происхождения. Для этой же категории лиц при вузах были созданы рабочие факультеты (рабочие фабрикики). В республике рабфаки действовали при Казанском университете и Казанском политехническом институте. Кроме того, был создан Татарский рабочий факультет. В начале 20-х гг. в Казани был открыт ряд новых учебных и научно-исследовательских заведений. Это прежде всего Государственный институт для усовершенствования врачей (ГИДУВ), Институт сельского хозяйства и лесоводства, трахоматозный институт, политехнический институт. Ранее организуется Восточногпе-дагогический институт. Духовная академия была закрыта в 1918 г. Казанские вузы вели большую работу по подготовке кадров высшей квалификации. За период 1924-1927 гг. их выпускниками стали две тысячи человек. В создании новой системы высшего образования и советской науки участвовали десятки ученых, но рассказать подробно об их работе в рамках школьного пособия невозможно. Большой популярностью в те годы пользовались имена медиков А.В. Вишневского, B.C. Груздева, математика Н.Н. Парфентьева, биологов Н.А. Ливанова, А.Я. Гордягина, химиков А.Е. Арбузова, А.Я. Богородского, геолога М.Э. Ноинского, историка Н.Н. Фирсова, физиологов Н.А. Миславского, А.Ф. Самойлова, языковеда В.А. Богородицкого. Первые шаги в науку сделали М.В. Марков, Б.М. Гагаев, Е.И. Тихвинская, Г.Х. Камай, О.Д. Курмаев, А.В. Кибяков, Г.С. Губайдуллин, М.Г. Худяков. Вскоре они стали видными учеными, обогатившими науку значительными открытиями. Особо следует отметить заслуги в исторической науке Михаила Худякова и Газиза Губайдуллина. В числе первых советских историков они начали раскрывать драматические страницы жизни татарского народа. Речь, прежде всего, идет о таких их трудах, как «Очерки истории Казанского ханства» (1923) и «История татар» (1925). В 1936 г. М.Г. Худяков был расстрелян, а его «Очерки» оказались под запретом. Через год такая же участь постигла Г.С. Губайдуллина. Многие видные ученые — Н.Н. Фирсов, Г.Г. Ибрагимов, М.Г. Худяков, Дж. Валиди, Г.С. Губайдуллин, Г.Ш. Шараф и другие — являлись членами Научного общества татароведения, созданного в 1923 г. Общество действовало в составе Академического центра (председатель — Г.Г. Ибрагимов) наркомата просвещения ТАССР и занималось изучением татарской культуры и истории. В июле 1928 г. СНК республики принимает постановление об организации Общества изучения Татарстана. Общество имело отделения в Лаишеве, Мензелинске, Набережных Челнах, Кукморе, Теньках, Алькееве и вело работу по изучению истории районов ТАССР. Научная деятельность протекала в весьма сложных условиях. Дело заключалось не только в нехватке необходимого оборудования, стесненном материальном положении ученых, лиц интеллектуального труда. Со вто-' рой половины 1922 гг. власть ужесточила контроль над интеллигенцией. Под надзором оказались вся печатная продукция, репертуар театров. Ранее были упразднены автономия высших учебных заведений, историко-филологические факультеты университетов. Не стало юридического, историко-филологического факультетов в Казанском университете. С лета 1922 г. по решению Политбюро ЦК стала практиковаться высылка инакомыслящих за границу. Среди высланных 160 представителей российской интеллигенции были профессора Казанского университета — автор многочисленных работ по статистике и ректор университета А.А. Овчинников, историк, один из основателей архивного дела И.А. Стратонов, психиатр Г.Я. Трошин. Начала формироваться система среднего специального образования. Так, для подготовки учителей в Казани, Чистополе, Тетюшах, Елабуге, Спасске было открыто 8 педагогических техникумов. Во многом противоречивую страницу являло собой развитие татарской литературы в первые годы Советской власти. Революция и гражданская война стали сложным и драматическим периодом в ее истории. Если свержение самодержавия приветствовали все деятели культуры, то последующие события развели многих из них по различным политическим лагерям. Самой крупной потерей для татарской советской литературы стала эмиграция Гаяза Исхаки. Он не принял большевистскую модель развития страны и покинул родину. В ходе гражданской войны погибли Ш. Бабич, Ш. Фидаи. Это были талантливые, подающие большие надежды поэты. Некоторые видные литераторы, как поэт Дэрдменд, прозаик Ф. Карими, не сумели приспособиться к новым условиям и создать произведения, воспевающие революцию. Многие же деятели художественной культуры восприняли революционные идеалы. В первой половине 20-х гг. были изданы романы ГалимджанаИбрагимова«Наши дни», «Дочь степи», драмы и рассказы. В публицистической книжке «Черные маяки или белая литература» он саркастически обличал эмигрантов. В ряде своих выступлений по вопросам развития татарской культуры Г. Ибрагимов предостерегал от поспешности при внедрении нового латинского алфавита, говорил о необходимости полнее использовать прогрессивные традиции прошлого. В середине 20-х гг. продолжали свой творческий путь в литературе Г. Камал, Ш. Камал, М. Гафури, К. Тинчурин. Большой популярностью пользовались театральные произведения Н. Исанбета. В это же время заявили о себе молодые писатели, чье мировоззрение сформировалось уже в годы революции и гражданской войны. Новые литературные силы представляли, прежде всего, поэты X. Такташ, Б. Сирин(С.Х. Батыршин), прозаики Ш. Усманов, К. Наджми, А. Кутуй. На основе татарских театральных трупп «Сайяр» и «Hyp» в 1921 г. был сформирован Первый показательный татарский театр имени Красного Октября (с 1926 г. — Татарский академический театр), продолжал Государственный татарский театр. Большим успехом пользовались его постановки по произведениям М. Файзи «Галиябану», К. Тинчурина «Казанское полотенце» и «Голубая шаль». Названия этих пьес и сейчас не сходят с афиш Татарского академического театра имени Г. Камала. Своей популярностью в 20-е гг. театр во многом был обязан таланту актеров 3. Султанова, Ш. Шамильского, Г. Болгарской, Ф. Ильской, X. Уразикова и других. Постоянного зрителя имел Казанский большой драматический театр, который тогда носил имя наркома просвещения А.В. Луначарского. Наиболее популярными актерами в те годы были И.А. Слонов и Е.Е. Жилина. После Октября 1917 г. возникли профессиональная татарская музыка и живопись. И это безусловная заслуга большевистской культурной революции. Одними из наиболее ярких музыкальных дарований были Салих Сайдашев(1900-1954), СултанГабаши(1891-1942), ГазизАльмухамедов(1895-1938), ВасилийВиноградов (1874-1848). С. Габаши, Г. Альмухамедов и В. Виноградов написали первую татарскую оперу «Сания», премьера которой состоялась в 1925 г. В конце 20-х гг. наиболее крупным художником из татар был БакиУрманче(1897-1990). Он родился в семье муллы, получил блестящее профессиональное образование, преподавал в Казанском художественно-театральном техникуме. Его подпись стояла под «письмом 82-х». В 1929 г. Б. Урманче был репрессирован, I сослан в Соловецкие лагеря. Но впереди у него была долгая и чрезвычайно плодотворная жизнь в искусстве. Он станет народным художником ТАССР, РСФСР. Учителями Б. Урманче были живописец, график Н.И. Фешин, скульптор В. С. Богатырев. Оба являлись преподавателями Казанской художественной 1колы, основанной в 1895 г. Здесь же работали живо-зсцы П.П. Беньков, архитектор Ф.П. Гаврилов, молодыe педагоги К.К. Чеботарев, А.Г. Платунова и другие астера изобразительного искусства. В начале 20-х гг. в Казани были проведены две крупные государственные художественные выставки. На прежних художественных собраний, национализи-эванных частных коллекций, работ казанских художников советского времени, даров Третьяковской галереи и Русского музея была создана картинная галерея Центрального музея ТАССР (на ее базе в 1959 г. был создан Музей изобразительных искусств ТАССР). Таким образом, к концу 20-х гг. на основе нэпа в основном были решены задачи восстановительного периода. Значительные результаты принесла с собой «культурная революция». Однако на общественно-политическую, духовную жизнь республики неизгладимый отпечаток накладывал формировавшийся тоталитарный режим. Вопросы и задания 1. Какие изменения произошли в экономике республики с началом нэпа? 2. Попытайтесь объяснить, почему в 20-е гг. крестьянство республики отдавало предпочтение различным формам кооперации, нежели коллективным хозяйствам? З.Что изменилось в общественно-политической жизни республики в восстановительный период? О чем свидетельствовали эти изменения? 4. Охарактеризуйте основные итоги восстановительного периода в промышленности и сельском хозяйстве. В каком из этих секторов экономики и почему были достигнуты наибольшие успехи? 5. Расскажите о социальных итогах нэпа? 6. Назовите проблему, которая являлась первоочередной в сфере образования в 20-е гг. Удалось ли решить ее полностью? 7.В чем проявилась перестройка средней и высшей школы ввосстановительный период? Представьте ее основные итоги? 8.Что вы знаете о развитии науки, в том числе гуманитарной, вТатарии периода 20-х гг.? 9. Назовите новые имена, которыепоявились в татарской литературе. Составьте рассказ о творчестве кого-либо из писателей, поэтов республики этого времени. 10. Представьте театральное, музыкальное и изобразительное искусство республики периода 20-х гг. |