ИСТОРИЯ ТЕАТРА ЭКЗАМЕН. История театра экзамен театра как вид искусства
Скачать 0.63 Mb.
|
25. Творчество В. Э. Мейерхольда. Все́волод Эми́льевич Мейерхо́льд (настоящее имя — Карл Казимир Теодор Майергольд (нем. Karl Kasimir Theodor Meyergold); 28 января (9 февраля) 1874, Пенза, — 2 февраля 1940, Москва) — русский советский театральный режиссёр, актёр и педагог. Теоретик и практик театрального гротеска, автор программы «Театральный Октябрь» и создатель актёрской системы, получившей название «биомеханика». Народный артист РСФСР (1923). В 1910 году в Териоках Мейерхольд поставил спектакль по пьесе испанского драматурга XVII века Кальдерона «Поклонение кресту». Режиссёр и актёры долго искали подходящее место на природе. Оно было найдено в имении писательницы М. В. Крестовской в Молодёжном (фин. Metsäkylä). Здесь был прекрасный сад, от дачи к Финскому заливу спускалась большая лестница — сценическая площадка. Спектакль, по замыслу, должен был идти ночью, «при свете горящих факелов, с огромной толпой всего окрестного населения». В Александринском театре поставил «У царских врат» К. Гамсуна (1908), «Шут Тантрис» Е. Харта, «Дон Жуан» Мольера (1910), «На полпути» Пинеро (1914), «Зеленое кольцо» З.Гиппиус, «Стойкий принц» Кальдерона (1915), «Гроза» А. Островского (1916), «Маскарад» М. Лермонтова (1917). В 1911 поставил в Мариинском театре оперу Глюка «Орфей и Эвридика»(художник — Головин, балетмейстер — Фокин). 26. Театр «Современник». Творчество О. Н. Ефремова. Московский ордена Почёта государственный театр «Современник» — театр в Москве. Московский театр «Современник» был основан группой молодых актеров в 1956 году. В годы оттепели, разоблачения культа личности Сталина он стал первым в стране театром, рождённым свободным творческим объединением группы единомышленников и сумевшим отстоять себя как целостный художественный коллектив. Основателями театра были Олег Ефремов, Галина Волчек, Игорь Кваша, Лилия Толмачёва, Евгений Евстигнеев, Олег Табаков, Виктор Сергачёв. К ним присоединились и другие выпускники школы-студии МХАТ. 15 апреля 1956 года группа выпускников Школы-студии МХАТ играет спектакль по пьесе Розова «Вечно живые».[2] Зрители были потрясены настолько, что не хотели уходить и всю ночь, пока не открылось метро, говорили с актерами… Через год снятый по этой пьесе фильм «Летят журавли» получит Золотую пальмовую ветвь Каннского фестиваля, трагическая история любви Бориса и Вероники станет визитной карточкой театра «Современник», а дата 15 апреля — его днем рождения.[2] Молодые актёры, все без исключения выпускники МХАТовской школы, создали новую студию Художественного театра — «Студию молодых актеров». В 1958 году было официально объявлено о создании театра-студии «Современник». «Современник» попытался восстановить в своей практике образ старого МХАТовского дома, его художественно-этические идеалы. Был сочинён устав, с надеждой возродить новое товарищество актёров, которое коллективно решало, брать или не брать пьесу в репертуар, выпускать или не выпускать спектакль на публику (демократия). Всей труппой решали судьбу актёров. Со всей строгостью обсуждали деятельность Ефремова. «Современник» во многом определяется характером его лидера. Долгое время художественным руководителем театра оставался Олег Николаевич Ефремов, который окончил Мхатовскую студию в 1949 году. Он учился у Кедрова и Топоркова, непосредственных учеников Станиславского. После окончания Ефремов остался педагогом при студии МХАТ, из выпускников которой потом сформировался «Современник». Ефремова в своё время не взяли в Художественный театр и он оказался в ЦДТ (Центральном Детском театре), там переиграл более 20 ролей, в том числе играл в «Коньке Горбунке». Как будто роль напророчила ему характер ловкий, хитрый, бесконечно русский. Иванушка попадал в немыслимо трудные ситуации и каким-то непостижимым образом находил из них выход. Ранняя программа «Современника» — советский вариант неореализма. В нашей стране он питался собственной историей, но корни были общие: осмысление итогов Второй мировой войны и всех видов фашизма. Студийцы долго искали пьесу для дебюта и выбрали «Вечно живые» Розова (в ней недавняя война с фашизмом была не только местом действия, но и временем всеобщего нравственного выбора). Рассказывая о войне, студийцы сумели передать судьбу своего поколения. Ефремов сыграл в спектакле Бориса Бороздина, юношу, уходящего добровольцем на фронт. Именно Ефремов произносил фразу, которая стала крылатой и вошла в главный лексикон театрального времени: «Если я честен — я должен». Отношение «Современника» и Ефремова к понятию «театральность» были довольно сложными. Студийцы выступили под знаменем «антитеатральность» как новой правды театра. От правды жизни студия стала двигаться к правде театра. Одним из самых блистательных спектаклей театрального направления стал «Голый король» по пьесе Шварца (1960). Там открылось дарование Евстигнеева, одного из основных спутников по всей творческой жизни Ефремова. В 1964 году «Современник» перестал быть студией и стал обыкновенным советским театром. В 1966 году в театре была поставлена пьеса по роману Гончарова «Обыкновенная история». Спектакль стал во многих отношениях переломным. Поставила спектакль Галина Борисовна Волчек. В 1967 году Ефремов решил осуществить на сцене своего театра трилогию, посвященную русскому революционному движению — от декабристов до большевиков. Время было подходящее, страна готовилась к полувековому юбилею Октябрьской революции. В «Современнике» хотели защитить, очистить идеи революции от накипи и искажений. На этом строилась идеология шестидесятников. В «Декабристах» Зорина Ефремов как режиссёр и актёр открывал сложную этическую загадку декабризма. В «Народовольцах» Александра Свободина проблема цели и средств обретала новый поворот. Ефремов пытался показать изначальную трагедию народовольчества. Народ, именем которого они клялись, был не просто равнодушен, но и враждебен революционерам. «Большевики» Шатрова завершали трилогию и выносили её проблематику в новый исторический контекст. Власть оказывалась в руках большевиков, которые ощущали себя прямыми наследниками декабристов и деятелей «Народной воли». Этот стопроцентно революционный спектакль попытались закрыть. Главное цензурное управление запретило пьесу, но Ефремов успел пригласить на прогон министра культуры E. A. Фурцеву. Та на свою ответственность разрешила спектакль. Он был сыгран 7 ноября 1967 года, в день 50-летия революции. Летом 1970 года Ефремов выпустил свой последний спектакль в «Современнике» — чеховскую «Чайку». Пьеса, когда-то открывшая Художественный театр, на этот раз закрыла одну из его лучших студий. Все внутритеатральные отношения, груз накопившихся разочарований и неприязни, были выплеснуты в чеховский текст, который Ефремов попытался превратить в памфлет. Он внес в «Чайку» идейный разброд конца 60-х гг. В сентябре 1970 г. Олег Ефремов принял предложение возглавить труппу Художественного театра. Вместе с ним из «Современника» ушли многие ведущие актёры; в сложившихся условиях работать театру было трудно; пресса писала об исчерпанности миссии театра и предрекала скорый конец «Современника». В 1972 году художественным руководителем театра стала Галина Волчек. Начался долгий и сложный процесс восстановления. Со временем на афише театра появились новые яркие имена: Валентин Гафт, Лия Ахеджакова, Марина Неёлова, Авангард Леонтьев, Константин Райкин, Елена Коренева, Юрий Богатырёв. 15 апреля 1996 театр был награждён орденом Почёта, за большой вклад в современное театральное искусство, заслуги в эстетическом воспитании молодежи и широкое общественное признание [3] В настоящее время в театре единственной народной артисткой СССР является Г. Б. Волчек. 27. Театр на Таганке. Творчество Ю. Любимова. Теа́тр на Тага́нке (Московский театр драмы и комедии на Таганке) — московский драматический театр, основанный в 1946 году, преобразованный в 1964-м Юрием Любимовым. Московский театр драмы и комедии был основан в 1946 году; главным режиссёром стал Александр Плотников, труппу составили воспитанники московских театральных студий (в их числе был Готлиб Ронинсон) и актёры периферийных театров[1]. Первой премьерой нового коллектива стал спектакль «Народ бессмертен» по роману Василия Гроссмана. В начале 60-х годов Театр драмы и комедии оказался одним из наименее посещаемых театров столицы, — в январе 1964 года Плотникову пришлось уйти в отставку, новым главным режиссёром был назначен Юрий Любимов, в то время более известный как актёр Театра им. Вахтангова. В театр Любимов пришёл со своими учениками по Щукинскому училищу и их дипломным спектаклем — «Добрый человек из Сезуана» по пьесе Б. Брехта[3]. Спектакль стал дебютом на профессиональной сцене для Зинаиды Славиной, Аллы Демидовой, Бориса Хмельницкого, Анатолия Васильева[4]. Любимов значительно обновил труппу, произведя дополнительный набор молодых артистов, — в театр пришли Валерий Золотухин, Инна Ульянова, Вениамин Смехов, Николай Губенко, Владимир Высоцкий, актёр и режиссёр Рамзес Джабраилов[5], и в дальнейшем Любимов постоянно пополнял труппу молодыми актёрами, преимущественно выпускниками Щукинского училища: из вахтанговской школы пришли в театр в конце 60-х Леонид Филатов, Феликс Антипов, Иван Бортник, Виталий Шаповалов и многие другие[5][6]. Из прежней труппы Театра драмы и комедии ко двору пришлись Татьяна Махова, Готлиб Ронинсон, Юрий Смирнов, Всеволод Соболев[5][6]. К прежнему наименованию Любимов добавил уточняющее «на Таганке», и очень скоро московские театралы сократили официальное название коллектива до «Театра на Таганке» и просто «Таганки»[3]. Юрия Любимова увлекли идеи «эпического театра» Брехта: «В этом драматурге, — писал он, — нас привлекает абсолютная ясность мировоззрения. Мне ясно, что он любит, что ненавидит, и я горячо разделяю его отношение к жизни. И к театру, то есть меня увлекает эстетика Брехта. Есть театр Шекспира, театр Мольера, есть и театр Брехта…»[7] Возглавив Театр драмы и комедии, Любимов повесил в фойе три портрета: Б. Брехта, Е. Вахтангова и Вс. Мейерхольда; позже, по настоянию райкома партии, добавил и К. С. Станиславского[8]. Родство любимовской «Таганки» с театром Станиславского для специалистов так и осталось проблематичным[9][10], но уроки Мейерхольда, Вахтангова и особенно Брехта легко узнавались во всех спектаклях так называемой «классической» «Таганки» (до 1981 года)[11]. Под руководством Любимова «Таганка» сразу же приобрела репутацию самого авангардного театра страны. Как ранний «Современник», театр обходился без занавеса и почти не использовал декорации, заменяя их различными сценическими конструкциями. В спектаклях активно применялись пантомима, теневой театр, по-брехтовски использовалась музыка. В 60—70-х годах это был один из самых посещаемых театров столицы. Среди спектаклей в первые годы преобладали поэтические представления: «Товарищ, верь…» (по А С. Пушкину), «Послушайте!» (по В. Маяковскому), «Антимиры» (по А. Вознесенскому), «Павшие и живые» (о поэтах, погибших на войне), «Под кожей статуи Свободы» (по поэме Е. Евтушенко). Позже им на смену пришли многочисленые инсценировки прозаических произведений: «Мать» М. Горького, «Что делать?» Н. Чернышевского, «…А зори здесь тихие» Б. Васильева, «Мастер и Маргарита» М. Булгакова, «Дом на набережной» Ю. Трифонова и др. Разделение В 1980-х годах театр пережил ряд кризисов, вызванных отъездом за границу главного режиссёра Любимова и последовавшим лишением его гражданства СССР. В 1992 году театр распался надвое. Часть труппы под руководством Губенко образовала новый театр «Содружество актёров Таганки» и заняла новое здание театра на Таганке, оставшаяся часть труппы во главе с Любимовым осталась в старом здании, которое перестроено из кинематографа (электротеатра), построенного в 1911 года архитектором Г. А. Гельрихом. В 2011 году в результате конфликта с актёрами Юрий Любимов покинул театр. В течение полутора лет «Таганку» в качестве директора и художественного руководителя возглавлял Валерий Золотухин; 4 марта 2013 года он подал в отставку по состоянию здоровья, и новым директором на следующий день был назначен Владимир Флейшер, ранее возглавлявший Центр имени Мейерхольда[12] 28. Белорусская батлейка. Белорусский народный театр батлейка является одним из древнейших видов белорусского искусства. Название "батлейка"происходит от города Вифлием, где, согласно библейскому сказанию, родился Иисус Христос. Про связь происхождения батлейки с библейской темой свидетельствуют каноничные сюжеты постановки "Царь Ирод". Другие варианты названия этого древнего театра - вертеп, батлеемка, остмейка или жлоб. Принято считать, что театры батлеечного типа появились в Европе в XVв. Для белорусского батлеечного театра характерны те же особенности, что и для европейских батлеечных театров средневековья. Батлеечные спектакли своими сюжетами обычно изображали социальные и религиозные процессы, которые имели место в обществе. Надо отметить, что репертуар батлеек можно было разделить на 2 жанра: "высокий" - религиозная тематика и "низкий" - сатиричные сценки из народной жизни. В связи с этими особенностями корпуса батлеек также строились по несколько разным типам. И каждое место батлеечного ящика имело свой особый символизм: с левой стороны верхнего яруса обычно находился "рай", с правой стороны нижнего яруса - "ад". В Беларуси бытовало несколько типов батлеечных театров: - одноэтажные; - двухэтажные с движущимися куклами; - двухэтажные с башней; - батлейки по принципу теневого театра; - батлейки с прозрачными декорациями, которые менялись во время спектакля; - батлейки-"звезды". Одноэтажная батлейка по своей конструкции напоминала дом белорусского крестьянина. Передняя стенка была из полотна, которое опускалось и подымалось как завеса в театре. Репертуар такой батлейки обычно составляли мистериальные сюжеты о Рождестве Христа и поклонении волхвов. Сама батлейка имела довольно простой вид, чтобы не отвлекать внимания зрителей от происходившего на сцене. Двухэтажные батлейки с подвижными куклами и каноничным оформлением бытовали на Полесье (Мозырь, Бобруйск, Копоткевичи, Березина). Батлейка такого типа представляет собой большой, часто выше двух метров, ящик с двумя этажами. Конструкция имела от одного до трех куполов. Верхний ярус - "небо" - символизировал место, где родился Иисус, тут проходили представления, связанные с библейскими темами. В центре верхнего яруса находилась ниша, где помещались ясли с младенцем Иисусом. Нижний ярус - "земля" - представлял собой дворец Ирода и тут же демонстрировались сцены бытового характера. Этот ярус оформлялся более скромно, здесь находился трон царя Ирода, обклеенный золотой бумагой. Также на этом ярусе могла находиться голова дьявола над символическим входом в "ад". На Минщине в конце XIX в. была распространена двухэтажная батлейка со специальной башней. Такая батлейка имела круглую, квадратную или шестиугольную башню, где находились двери. Стол был сделан в виде диска, который двигался по вертикали, по краям его были фигурки женщин и мужчин, которые держались за руки. Батлейка по принципу теневого театра была найдена в г.Сурож Витебской губернии. Этот тип театра объединяет в себе черты одноэтажной батлейки и теневого театра. Он имел вид трехкупольной церкви. Сцены были из промасленной бумаги. Внутри купола размещались металлические кольца с фигурами героев, которые принимали участие в спектакле, а также свечка. Батлеечник открывал створки батлейки, зажигал свечку и крутил кольца согласно действиям спектакля. Батлеечный театр жлоб был распространен на Витебщине в XVIII-XIXвв. Он имел вид двухъярусной трехкупольной церкви. Первый ярус состоял из трех отделов. За стеклом посередине находились неподвижные куклы (сцена поклонения волхвов), силуэты их от света свечи падали на заднюю стену. Стены двух других отделов были заклеены промасленной бумагой-экраном и использовались для показа сцены Рождества. В этих отделах были верхушки, каждая из которых состояла из пропеллера в виде диска и обруча, скрепленных между собой вертикальными пластинками. По краям обруча прикреплялись металлические или бумажные фигурки, которые представляли собой композицию на одну из библейских тем. Вся конструкция размещалась на остром шпиле, посередине которого находилась свечка. Воздух, который нагревала свеча, поднимался вверх к башне и таким образом помогала двигаться обручу вместе с прикрепленными к нему фигурками героев. Вся эта секция закрывалась промасленной бумагой. Батлеечник к экрану прикреплял надпись, которая разъясняла характер и действие сюжета. Еще одним видом батлейки является театр с прозрачными декорациями. Такая батлейка была распространена на территории Беларуси в конце XIX-начале XXвв. Это была простая двухэтажная коробка с двумя отделами. Размеры ее были приблизительно 1,5х1,5м. В верхней части коробки находились два петуха. Коробка подсвечивалась свечами, которые находились по краям батлейки. Декорации были прозрачные, их рисовали на папиросной бумаге. Кроме перечисленных видов встречались на территории Беларуси и другие виды батлеек. Например, могилевская батлейка, которая была трехъярусной, были театры с перчаточными куклами, куклами-марионетками. Самой распространенной на территории Беларуси была двухъярусная батлейка с простыми декорациями. Встречались батлейки, которые напоминали церковь. Но чаще всего батлейки были похожими на шкафчик с дверьми в виде домика или церковки с куполом и крестом. Батлейка имела горизонтальные ярусы, каждый из которых имел пространство для вождения кукол. Оформлению батлейки придавалось большое значение. С давних времен сохранились ее типичные особенности. Батлейка украшалась цветной бумагой, геометрическими фигурками из соломы, бумаги, резьбой, вышивкой. Сама батлейка изготавливалась из фанеры толщиной около 3мм и деревянных реек (,5х2,5 или 3,0х3,0мм). На верхнем ярусе двухъярусной батлейки показывались библейские сюжеты, часто связанные с Рождеством. Поэтому украшение этого яруса было богатым с элементами церковной атрибутики. На задних стенках размещались иконы, звезды, кресты и композиции библейской тематики. В центре находилась высокая, обклеенная золотой бумагой, арка, в глубине которой был алтарь. По бокам были две меньшие арки, которые служили для входа и выхода кукол. Потолок был усыпан звездами из цветного стекла. Нижний ярус оформлялся как дворец Ирода - в нем проходили бытовые сцены. В центре размещался трон Ирода. Белорусская батлейка конца XIX-начала XXвв. имела семейные традиции. В состав хора входили и дети и взрослые. В постановках принимал участие небольшой музыкальный ансамбль, который зачастую также состоял из членов семьи батлеечников. Использовались обычно скрипка, цимбалы, дудка, бубен, гармонь. Обычно труппа батлеечников приезжала в центр города, местечка, села и размещалась в людном месте. После кто-нибудь звал батлейку к себе домой. Батлейку ставили на стол, зажигали свечки, музыканты играли, кукловоды доставали кукол и размещали их в батлейке. Когда все было готово, спектакль начинался. Для мещан хождение с батлейкой было любительским занятием, и также средством дополнительного заработка. Вообще, представления батлейки можно поделить на 3 вида: - библейско-мистериальные - сцены из библейской истории; - шутки и комедийные сценки - в них находили отпечаотк политические и общественные события. В них герои говорили от своего имени, чаще это имело вид монолога и раскрывало смешные стороны актеров; - сценки-диалоги - это бытовые зарисовки, иногда с социальной направленностью. Что касается кукол, то они также были разных видов. Условно можно выделить некоторые из них: - перчаточные; - механические; - марионетки; - кукла на твердом стержне; - плоские, для теневого театра. На территории Беларуси наибольшее распространение получили куклы на твердом стержне. Стержень и тело куклы обычно изготавливались из мягких пород дерева, набивались ватой, тряпьем или бумагой. Размеры кукол обычно были в среднем 23-27см. Но встречались размеры и до 35см. - обычно такими делались отрицательные персонажи. Подводя итог можно сказать, что батлейка, за свою уже довольно немалую историю развития, оказала влияние на формирование традиционного кукольного театра, а также на белорусскую культуру и драматургию в частности.Традиции батлеечного театра используются и сегодня в профессиональном сценическом и декоративно-прикладном искусстве, в постановках кукольных театров. Да и само битлеечное искусство обретает новую жизнь во все большем количестве новых батлеечных театров. |