Главная страница
Навигация по странице:

  • 33. Первое белорусское товарищество драмы и комедии. Деятельность белорусской труппы В. Голубка.

  • 34. Деятельность БГТ имени Янки Купалы и БГТ имени Якуба Колоса.

  • ИСТОРИЯ ТЕАТРА ЭКЗАМЕН. История театра экзамен театра как вид искусства


    Скачать 0.63 Mb.
    НазваниеИстория театра экзамен театра как вид искусства
    АнкорИСТОРИЯ ТЕАТРА ЭКЗАМЕН.doc
    Дата14.10.2017
    Размер0.63 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаИСТОРИЯ ТЕАТРА ЭКЗАМЕН.doc
    ТипДокументы
    #9386
    страница12 из 12
    1   ...   4   5   6   7   8   9   10   11   12

    32. Театр И. Буйницкого.

    Театральная жизнь в Беларуси в начале XX века была связана с деятельностью Первой белорусской труппы Игната Буйницкого. Первоначально театр был создан как любительский в родном селе, где проводились «белорусские вечеринки», а позднее он превратился в профессиональный, а сам Буйницкий считается создателем (“бацькам”) белорусского профессионального театра. Гастроли театра, в том числе в Вильне, Варшаве, Петербурге, пользовались у зрителей большим успехом.

    Также в Вильне на любительских основах действовал Белорусский музыкально-драматический кружок под руководством Алеся Бурбиса, который создал первую театральную постановку пьесы Янки Купалы “Паўлінка”.

    Игнат БуйницкийВ сценической реализации постановок важная роль принадлежала формированию национальной интонации, как некоего особого «кода» сценического творчества. Особое место отводилось народному музыкальному творчеству, в первую очередь, песенному фольклору. Достаточно напомнить любимый спектакль 1920-х годов – «музыкальную драму» «На Купалье»

    Несмотря на появление любительских кружков в Минске, Витебске, Гродно, Могилеве к концу XIX века и некоторое оживление музыкально-театральной жизни, качественно новый, более высокий этап развития театра начинается только в начале XX века, когда развернулась культурно-просветительская деятельность Игната Буйницкого (1861 – 1917), знаменовавшая новый этап в истории белорусского драматического и музыкального театра.

    Игнат Буйницкий – выдающийся самородок на ниве белорусского искусства. В своей музыкально-театральной деятельности он продолжал развивать на более высоком профессиональном уровне традиции театра В. Дунина-Марцинкевича. Он широко пропагандировал музыкальное творчество народа, его песни и танцы, стремился к созданию синтетического театра, в котором, кроме драматического искусства, были бы представлены хоровое пение и народная хореография.

    В репертуар театра И. Буйницкого входили популярные пьесы белорусских и украинских драматургов. С большим успехом театр показывал произведения М. Крапивницкого «По ревизии» и «Пошились в дурни», Э. Ожешко «Хам» и «В зимний вечер», К. Каганца «Модный шляхтич».

    Одновременно И. Буйницкий тщательно отбирал для своих выступлений народные песни. В этом ему помогал опытный хормейстер и композитор Л. Роговский, который был близко связан с белорусской литературой, театром, с народной песней, а позже ему удалось составить белорусский песенник для народных и школьных хоров, который сыграл большую роль в пропаганде национальной песни. Сборник был «посвящен артисту Игнату Буйницкому». Вот некоторые песни из этого сборника, которые вошли в репертуар театра Буйницкого, исполнялись хором и производили глубокое впечатление на слушателей: «Дуда-веселуха», «Ах ты дуй», «Подушечка», «За горами, за лесами» и другие.

    Газета «Наша нива», которая всегда с большой теплотой отзывалась о спектаклях театра Буйницкого, так описывает выступление хора: « …После выступает хор человек 30, все в национальной одежде, поплыла белорусская родная песня, то грустная, как доля народная, то веселая и живая, как бывает живой и веселой молодость».

    Наряду с драматическими пьесами, которые занимали главное место в репертуаре театра, Игнат Буйницкий уделял много внимания танцам и народным песням, национальной хореографии. На его родине, в Прозороках, Поливачах и в окрестных селах, Буйницкого знают и помнят, прежде всего, как замечательного танцора-самородка, организатора и постановщика народных танцев. Танцевальное искусство народа было его стихией, его любимым делом, которому он посвятил свою жизнь. «Танцы наши родные белорусские, с живостью которых не может сравниться ни один танец на свете. Танцоры чудеса показывали, а лучше всех первый танцор и организатор театра Игнат Буйницкий со своей танцоркой вязали, раскидывали в круг и соединяли фигуры. А тем временем дударь с цимбалистом емко играли под танец, подпевая…», - писала «Наша нива» в 1910 году.

    Один из участников танцевального вечера Буйницкого в Петербурге Язеп Сушинский вспоминает: «…Эта отличная пара (Игнат Буйницкий и его дочь Ванда) произвели на публику огромное впечатление. …Буйницкий так легко и живо вел с Вандой танец, что никто не мог сказать, что ведет его не отец с дочкой, а пара молодых людей». В тот вечер танцевали «Левониху», «Юрку», «Мельника», «Гусачка», «Метелицу» и другие танцы.

    Театр во главе с Буйницким обогащал танцы и, как писал Змитрок Бядуля, наделял их особой живостью и бодростью, бойкостью движений, акцентируя внимание зрителя на оптимистическом содержании, раскрывая внутреннее светлое ощущение жизни, присущее народу. Буйницкий долго и упорно оттачивал каждое движение, каждый жест артиста и добивался четкости и стройности ансамбля, ровности линий, пластичности движений.

    Своей деятельностью Игнат Буйницкий вывел народную хореографию на широкую дорогу жизни, дал путевку на концертную эстраду. Исполнение народных танцев труппой Буйницкого способствовало зарождению в Беларуси профессионального искусства и появлению национального балета.

    Театр Буйницкого пустил глубокие корни. Музыкально-драматические кружки, распространившиеся на территории Беларуси, развивая его традиции, продолжали формирование национального театра.

    Облик профессионального национального театра Беларуси формировался, как известно, с участием самоотверженных подвижников искусства, начиная с “бацькі беларускага тэатра” И. Буйницкого и ряда талантливых драматургов, актеров, музыкантов, постановщиков, часто – в одном лице, как, к примеру, В. Голубок (в Минске работает “тэатральная гасцёўня У. Галубка”).
    33. Первое белорусское товарищество драмы и комедии. Деятельность белорусской труппы В. Голубка.

    ПЕРВОЕ ТОВАРИЩЕСТВО БЕЛОРУССКОЙ ДРАМЫ И КОМЕДИИ. Действовало в 1917— 20. Организатор и первый руководитель Ф. Жданович. В работе товарищества участвовали И. Буйницкий, В. Фальский, В. Голубок. Имело драматич. труппу, хор под руководством В. Террааского, танц. группу под руководством Ч. Родзевича, оркестр нар. инструментов под руководством Д. Захара.

    В составе драматич. труппы: Я. Беларус, О. Вашкевич, Р. Жаковский, И. Жданович, П. Медёлка, Т. Бондарчик, Г. Григонис,

    A. Ильинский, Е. Миронова, Н. Мицкевич, Б. Платонов, Л. Ржецкая, К. Санников, С. Ста-нюта, В. Тарасик и др. Режиссёры Ф. Жданович, В. Голубок. Среди постановок: «Павлинка» и «Разорённое гнездо» Я. Купалы, «Антось Лата» Я. Коласа, «В зимний вечер» и «Хам» по повестям Э. Ожешко, «Писаревы именины», «Последняя встреча» и «Безвинная кровь»

    B. Голубка, «Модный шляхтич» К. Каганца, «Предложение» А. Чехова и др.

    Товарищество проводило культ.-просвети-тельную работу, сыграло важную роль в ста новлении бел. театр, искусства. В 1920 многие актёры вошли в состав Бел. гос. театра (ныне им. Я. Купалы). Работало в городском театре, затем в клубе «Беларуская хатка».

    В 1920 по инициативе В. И. Голубка был создан белорус. передвижной т-р, в задачу к-рого входило художеств, обслуживание р-нов республики. Театр этот ставил пьесы Я. Купалы, В. Дунина-Марцинкевича, К. Каганца. Значительное место в его репертуаре занимали пьесы Голубка («Ганка», «Пан Сурынта», «Плотогоны» и др.) в постановке самого автора. В составе театра были В. И. Дедюшко, К. Ф. Былич и др.

    Голубок Владислав Иосифович [3(15).5.1882—1937], белорусский советский режиссёр, актёр, драматург, театральный художник, народный артист БССР (1925). Родился на станции Лесная под Барановичами в семье железнодорожника. С 1906 занимался литературной деятельностью. В 1917—20 актёр и режиссёр «Первого товарищества белорусской драмы и комедии». В 1920 создал театр, называвшийся «Труппой Голубка», в задачу которого входило художественное обслуживание районов республики (впоследствии Белорусский передвижной театр, 1926—32, 3-й Белорусский государственный театр, 1932—37). Автор сборника «Рассказы» (1913), ок. 40 драм и комедий на исторические, историко-революционные и бытовые темы, ставившихся в белорусских театрах: «Последняя встреча», «Писаревы именины» (обе поставлены в 1917), «Невинная кровь» (1918), «Безродный» (1919), «Ганка» (1921), «Суд» (1920), «Душегубы» (1921), «Пан Сурынта», «Плотогоны» (обе в 1923), «Пинская мадонна» (1927) и др. Был ярким исполнителем драматических и характерных ролей: Овечка («Суд»), Сурынта («Пан Сурынта»), Гусак («Диктатура» Микитенко), Андрон («Мой друг» Погодина) и др. Ставил и оформлял как художник все свои пьесы в возглавляемом им театре. Драматургическое, режиссёрское и актёрское творчество Г. является связующим звеном между дореволюционным и советским белорусским театром. Воспитал многих белорусских актёров: (В. И. Дедюшко, А. А. Згировский, К. Ф. Былич и др.).
    34. Деятельность БГТ имени Янки Купалы и БГТ имени Якуба Колоса.

    Национальный академический театр имени Янки Купалы (белор. Нацыянальны акадэмічны тэатр імя Янкі Купалы) (Минск, Республика Беларусь) — старейший театр Белоруссии.

    В 1887 г., после пожара, который произошел в бывшем городском театре Минска, прошло заседание городской думы в поддержку инициативы Минского губернатора князя Н.Н. Трубецкого о проекте нового здания театра. Архитекторами проекта были назначены К. Козловский и К. Введенский.

    Торжественная закладка прошла 26 июня 1888 г. (по старому стилю). Великий князь Владимир Александрович и Великая княгиня Мария Павловна, как отметил историк А. Смородский, бросили на место фундамента несколько золотых монет и положили на них по кирпичу. Протоирей Петропавловской церкви Смолич отслужил молебен. Губернский театр открылся 5 июня 1890 г.

    Минская сцена в то время принимала лучшие петербургские и московские труппы, целое созвездие артистов, среди которых М. Савина, ученица М. Щепкина, Г. Федотова, известные В. Долматов, В. Комиссаржевская, К. Варламов, В. Давыдов, А. Южин, М. Петипа. Зрителям посчастливилось наблюдать за творческими исканиями режиссера-новатора В. Мейерхольда, который в 1908 г. поставил на сцене губернского театра пьесу А. Блока «Балаганчик». Не раз театр посещали украинские труппы М. Старицкого, М. Крапивницкого, П. Саксоганского, еврейские и польские бродячие актерские группы.

    Торжественное открытие Белорусского государственного театра (БГТ) прошло 14 сентября 1920 г. в помещении Минского городского театра. В программе открытия первого театрального сезона - инсценировка повести Э. Ожешко «Рысь» в исполнении белорусской труппы, пьеса Шолом-Алейхема «Люди» (еврейская труппа), «Свадьба» А. Чехова (русская труппа).

    С 1926 г. БГТ стал называться БГТ-1, белорусские государственные театры были также открыты в Витебске - БГТ-2, позже в Гомеле - БГТ-3.

    Первоначально в БГТ под одной крышей работали три труппы: белорусская, русская и еврейская, которые впоследствии получили самостоятельность; при театре существовал хор, балетная труппа и симфонический оркестр (в 1933 отделились в Национальный театр оперы и балета). Основу белорусской труппы составили актеры «Первого товарищества драмы и комедии» Флориана Ждановича, который и возглавил молодой коллектив. Среди первых постановок - спектакли с ярко выраженной национальной тематикой (сюжеты на исторические темы, обращение к белорусскому фольклору).

    С приходом режиссера, драматурга и художественного руководителя Евстигнея Мировича (1921-1931) начинается стремительный профессиональный рост коллектива. В театре работает целая плеяда артистов, впоследствии гордость национальной актерской школы: Г. Глебов, Б. Платонов, Л. Ржецкая, В. Крылович, В. Владомирский, С. Бирилло, В. Дедюшко. В режиссуру приходят Л. Рахленко, М. Зорев, К. Санников, Л. Литвинов.

    Расширяется и становится более разнообразным репертуар, усложняется уровень постановок. Официальное признание и всесоюзную славу театру приносит Декада белорусского искусства в Москве (1940). Актерская труппа театра признается одной из лучших в СССР.

    Поэзия и драматургия Я. Купалы с первых дней существования театра является источником творчества и вдохновения. В трагическом 1942 г., когда погиб поэт, было принято решение все внимание сконцентрировать на доскональном изучении его творчества.

    Тогда и родилась идея осуществить на сцене глубоко поэтические народные пьесы: драму «Раскиданное гнездо», комедии «Примаки» и «Павлинка». Премьера «Павлинки» состоялась в 1944 г. в Томске, где во время войны театр находился в эвакуации. Поставленный режиссером Львом Литвиновым, спектакль до сих пор любим зрителями и актерами.

    В 1944 г. театру присваивается имя великого белорусского поэта и драматурга Я. Купалы. Еще через десятилетие - звание «Академический» (1955).

    Современный период Купаловского театра берет начало в 1960-е гг. и тесно связан с именем режиссера и художественного руководителя u1090 театра Валерия Раевского. Ученик Ю. Любимова, В. Раевский предлагает театру новый стиль, основанный на философии свободы - свободы убеждений и свободы выражения. Яркая и поэтическая театральная речь, раскрепощенная форма, острая проблематика постановок сочетаются с высоким классическим стилем возглавляемого им театра. На стыке академизма и эксперимента рождается неповторимость Купаловского театра, его своеобразие и индивидуальность.

    Метафоричность спектаклей В. Раевского во многом определяется его творческим содружеством с художником Борисом Герлованом, который идет по пути стилизации сценического пространства и предлагает художественные решения, в основе которых - единый изобразительный образ спектакля, выражение его главной идеи.

    Среди широкой репертуарной палитры театра - современные пьесы, жанровые постановки, русская и зарубежная классика - особую роль играет национальная драматургия, на основе которой созданы лучшие спектакли. Имена выдающегося белорусского писателя Василя Быкова, драматургов Андрея Макаенка, Ивана Чигринова, Алексея Дударева прочно вошли в историю Купаловского театра. Постановки белорусских драматургов «Рядовые», «Князь Витовт» А. Дударева, «Страсти по Авдею» В. Бутромеева, «Тутэйшыя» («Здешние») Я. Купалы, «Идиллия» В. Дунина-Марцинкевича и др. - яркие творческие удачи купаловцев.

    Репертуар театра за последние сезоны пополнился новыми названиями: масштабное драматическое полотно в постановке В. Раевского «Эрик ХІV» А. Стриндберга, драма молодого белорусского драматурга А. Курейчика «Потерянный рай», спектакль «Чичиков» по бессмертной поэме Н. Гоголя «Мертвые души». Признание за пределами Беларуси получил пластический спектакль «С.В.», созданный по произведению А. Чехова «Вишневый сад» (спектакль - участник и призер фестивалей «Балтийский Дом» (Санкт-Петербург), «Зимняя сказка» (Таллинн). Попыткой расшифровать и переосмыслить драматургию В. Гомбровича явился премьерный u1089 спектакль «Ивонна, принцесса Бургундская» (в прошлом году был показан на Международном фестивале в Люблине). Репертуар Малой сцены представлен драматургией В. Быкова, Я. Борщевского, современных белорусских авторов, среди которых и признанные мастера, и начинающие молодые авторы.

    В 1993 г. постановлением Совета Министров Республики Беларусь театру присвоено звание «Национальный».

    В 2004 г. театр имени Янки Купалы при финансовой поддержке государства стал учредителем и организатором Первого международного фестиваля «Панорама», в котором принимали участие театральные коллективы из Беларуси, России, Украины, Польши, Литвы, Сербии.

    Купаловский театр всегда славился своими актерами - Стефания Станюта, Павел Кормунин, Галина Макарова, Виктор Тарасов, Татьяна Алексеева, Лилия Давидович, Галина Федорова, Николай Еременко-старший... На сцене театра имени Янки Купалы играли Александр Денисов, Александр Лабуш. Сегодня у зрителей есть возможность наслаждаться игрой Геннадия Гарбука, Марии Захаревич, Геннадия Овсянникова, Галины Орловой, Зинаиды Зубковой, Зои Белохвостик, Арнольда Помазана, Александра Подобеда, Елены Сидоровой, Тамары Мироновой, Виктора Манаева, Владимира Роговцова, Игоря Денисова, Николая Кириченко, Августа Милованова, Олега Гарбуза, Романа Подоляко, Александра Молчанова, Анны Хитрик, Светланы Зеленковской и многих других талантливых артистов. Ныняшняя труппа насчитывает 70 артистов, треть из них - молодежь, выпускники Белорусской академии искусств.

    С 1984 г. при театре существует оркестр под руководством композитора Владимира Курьяна.

    Купаловский театр - это живой творческий организм, который сохраняет свою позицию в общественной и культурной жизни страны и в то же время активно ищет творческую форму существования в сложном, изменчивом мире.

    Художественный руководитель: лауреат государственной премии Республики Беларусь Николай Николаевич Пинигин.

    Текущий репертуар

    Главная сцена
    Вечер

    Дети Ванюшина

    Любовь в стиле барокко

    Пинская шляхта

    Поминальная молитва

    Свадьба

    Сымон-музыка

    Ужин с придурком

    ХАМ

    Чёрная панна Несвижа

    Я не оставлю тебя

    Малая сцена
    Апельсиновое вино

    Баллада о любви

    Беларусь в фантастических рассказах

    Варшавская мелодия

    ГендельБах

    Дамское танго

    Дикая охота короля Стаха

    Мать

    Остров Сахалин

    Откройте Контролеру!

    Старомодная комедия
    Национальный академический

    драматический театр

    имени Якуба Коласа

    21 ноября 1926 года на базе выпускного курса Белорусской драматической студии при МХАТ (Москва) в Витебске открылся БГТ-2 (Второй белорусский государственный театр). Имя Народного писателя Беларуси Якуба Коласа было присвоено ему в 1944 году, а статус Национального - в 2001-м.
    Однако независимо от названия, на протяжении всей своей истории театр предлагал зрителю лучшую драматургию (Я. Купала, Я. Колас, В. Вольский, К. Крапива, А. Макаенок, В. Короткевич, А. Дударев, Н. Гоголь, А. Островский, Л. Толстой, А. Чехов, В. Набоков, В. Шекспир, Ф. Шиллер, Б. Брехт, Т. Уильямс, А. Стриндберг, К. Абэ), постановки самых интересных режиссеров (Р. Талипов, Н. Пинигин, В. Бароквский, В. Мазынский, В. Маслюк), в которых, естественно, играли и играют самые яркие актеры - Геннадий Шкуратов, Владимир Кулешов, Федор Шмаков, Светлана Окружная, Валентина Петрачкова, Тамара Скворцова, Григорий Шатько, Валентин Соловьев, Тамара Кобяк, Виктор Дашкевич, Георгий Лойко, Петр Ламан, Анжелика Барковская, Артем Бородич...
    Спектакли театра удостаивались Государственных премий СССР и БССР, Ленинского комсомола, становились призерами и лауреатами Республиканских и Международных фестивалей, а гастроли коласовцев - это всегда значительное событие в культурной жизни любого города, любой страны и настоящий праздник для истинных любителей театрального искусства.

    Национальный академический драматический театр имени Якуба Коласа (ул. Замковая, 2) открыт 21 ноября 1926 г. как белорусский второй государственный театр (БГТ-2) постановкой спектакля И. Бэна «В былые времена». Труппа театра сформирована на базе выпускного курса Белорусской драматической студии при МХАТ в Москве.

    С 1965 года работал художником-постановщиком, а позднее (вплоть до 1995 года) — главным художником театра А. А. Соловьёв.

    В 1985 году при театре создана кукольная группа (первый спектакль 20 апреля 1986 г.), в 1990 г. выделившаяся в самостоятельный коллектив — Белорусский театр «Лялька».

    21 декабря 1994 года театру присвоено имя Якуба Коласа. В 1976 г. театр награждён орденом Трудового Красного Знамени, в 1977 г. присвоено звание академического, в 2001 г. — национального.

    Директор театра — заслуженный артист Беларуси Григорий Шатько.

    Художественный руководитель — залуженный деятель искусств Беларуси Виталий Барковский.
    1   ...   4   5   6   7   8   9   10   11   12


    написать администратору сайта