История зарубежной литературы конца XIX начала XX века
Скачать 2.37 Mb.
|
Тема 2. Эстетизм в Великобритании. Оскар Уайльд (2 часа). В О П Р О С Ы 1. Идеологи эстетизма Дж.Рескин и У.Пейтер 2. Прерафаэлиты 3. Личность и жизнь Оскара Уайльда 4. Статьи Уайльда об искусстве и литературе 5. Особенности сюжета и расстановка героев в романе «Портрет Дориана Грея» 6. Мифологизм романа «Портрет Дориана Грея» 7. Тема искусства и красоты в романе «Портрет Дориана Грея» 8. Авторская позиция в романе «Портрет Дориана Грея» К О М М Е Н Т А Р И И Последние десятилетия 19 века в Великобритании принято называть кризисом викторианства. Королева Виктория была еще жива, но ее эпоха, которая характеризовалась экономической стабильностью и ростом международного авторитета Англии, уходила в прошлое. Идеология викторианства - это верность Богу, королеве и своей семье – крепкие моральные устои. Яркими критиками викторианства стали английские писатели-искусствоведы второй половины 19 века Джон Рескин и Уильям Пейтер. Для них викторианство было прежде всего буржуазной эпохой с ее философией практической выгоды и пользы, главным же критерием истины стал критерий к р а с о т ы (отсюда и название всего движения - эстетизм). Джон Рескин (1819 – 1900) получил пуританское воспитание, учился, а затем и преподавал в Оксфорде (здесь слушал его лекции молодой Оскар Уайльд). Первые книги Рескина («Современные живописцы», «Камни Венеции», «Семь светильников архитектуры») посвящены живописи (он и сам рисовал акварели). Его интересуют проблемы «искусство и натура», «человек и общество», которые он рассматривает с позиции этических ценностей. Позже он пишет о пагубности машинной цивилизации и приобретает славу «социолога-проповедника». Рескин был резким критиком идеи «диктатуры пролетариата» и «классовой борьбы», но также выступал и против несправедливого распределения богатств, безудержной роскоши высших классов. Джон Рескин верил в силу знаний, образования, просвещения, необходимость совершенствования человека при помощи искусства. Свой идеал Рескин видел в средневековье: ручной труд и религия, по его мнению, были более благоприятными условиями для развития личности, чем капиталистический промышленный конвейер. Искусство возвышает человека, играет огромную роль в деле нравственного воспитания человека - считал Рескин. Переживание прекрасного, впечатлительность - вот основная функция искусства, по Рескину. Рескин был очень добрым и благородным человеком: свое немалое состояние он раздал бедным и умер нищим. Уильям Пейтер (1839 – 1894) – также преподаватель Оксфорда. Его книга «Ренессанс» была направлена против позитивизма и натурализма с их принципом «видеть вещи как они есть», он считал, что мы их видим по-разному; задачей искусства и является умение выразить индивидуальное видение; ему близок литературный импрессионизм (в статье «Критик как художник» Оскар Уайльд поддерживает эту позицию своего учителя). При всей близости воззрений Рескин и Пейтер по-разному подходили к проблеме морали: для Рескина нравственность значила многое, для Пейтера – искусство – вне морали. Что касается Оскара Уайльда, то в одних произведениях (сказках) он ближе Рескину, в других (драме «Саломея») - Пейтеру. Видным явлением эстетизма было объединение художников и поэтов Великобритании в середине 19 века, получившее название Прерафаэлитское Братство. В него входили писатель и философ Уильям Моррис, поэты Россетти и Суинберн, художники Миллес и Хант. Название это общество получило от «эпохи до Рафаэля» (т.е. предвозрождения) или позднего средневековья, которое они ценили больше, чем зрелый Ренессанс. Братство, члены которого были очень молоды, видело свою цель в преобразовании английского искусства; в поисках вдохновения они обратились к идеям доблести и чести, которые можно было найти в средневековых легендах и сказаниях и в живописи, предшествующей Рафаэлю (их любимым художником был Джотто). Россети в своей поэзии использовал жанр средневековой баллады и привнес в нее элементы декадентского эстетизма и бодлеровского эстетизированного католицизма. Чарльз Суинберн писал баллады и прославился смелыми экспериментами в стихосложении. Он также часто использовал античные мотивы и был близок к поэзии французской школы «Парнас» (Теофиль Готье, Леконт де Лиль). Его произведение «Поэмы и баллады» прославляли чувственность и языческий гедонизм (последний нашел отражение и в творчестве Уайльда – в речах лорда Генри, героя «Портрета Дориана Грея»). Уильям Моррис - мечтатель-эстет («dreamer of dreams»), представитель утопического социализма, автор фантастического романа «Вести ниоткуда» (1891). Герой этого произведения просыпается в далеком будущем после коммунистического переворота, где нет ни богатых, ни бедных. Моррис рисует патриархальную утопию: нет частной собственности, нет никаких противоречий, царит гармония и примитивный труд «творцов-ремесленников», техники нет никакой. Люди будущего отказались и от профессионального искусства, осталось только народное творчество. Но, пожалуй, наибольших успехов прерафаэлиты добились в живописи. Они создали свой неповторимый стиль – простоту образов, яркость красок, изысканность жестов и интерьеров. Они часто прибегают к литературным, библейским и античным сюжетам и дают их необычную интерпретацию. На знаменитом полотне Миллеса «Офелия» на фоне стилизованного грота изображена утонувшая девушка – очень бледная, утонченная и красивая – сложив на груди руки, она неподвижно лежит на воде. Натурщица, с которой писалась картина, лежала в ванне, вода которой подогревалась свечами – процесс создания полотна представлял собой целый ритуал-священнодействие. На картине «В плотницкой мастерской» мы видим ребенка-Христа в предельно простой, узнаваемой обстановке, среди простых, бедных людей. Его обнимает мать – не иконописная Дева Мария - а обыкновенная молодая женщина. Кто-то из критиков назвал это «эстетическим христианством» - стремление приблизить евангельские объекты к зрителю сочетались со стилизацией и поиском необычных решений. С этой точки зрения интересна картина «Благовещенье», также изображающая Деву Марию, получившую Благую Весть от Архангела Гавриила. Дева забилась в угол и выглядит очень испуганной, в ней нет ничего от византийского условного канонического изображения. Особую роль играет цвет – здесь голубовато-белый, а также детали, которые становятся символами (Лилия в руках Архангела, огонь под его ногами). Но для прерафаэлитов характерна и другая тенденция - роковые мотивы, романтизация женственного, стремление к изображению роскоши, к сложной символике, вычурность поз и жестов, необычность композиции. Примерами таких произведений могут служить «Огонь», «Пандора», «Пигмалион», «Монна Ванна» Россетти и другие. На всех этих полотнах особое значение придается рукам персонажей. Этот стиль во многом повлиял на Уайльда; в некоторых случаях он предлагает нам литературный аналог прерафаэлитства. |