Главная страница
Навигация по странице:

  • Эней у ворот ада (см. иллюстрацию 2)

  • Из старинных манускриптов. Дар Карла Оскара Борга

  • тест. Изложение герметической, каббалистической и розенкрейцерской


    Скачать 2.28 Mb.
    НазваниеИзложение герметической, каббалистической и розенкрейцерской
    Дата05.10.2022
    Размер2.28 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файла93441452.a4.pdf
    ТипИзложение
    #716694
    страница3 из 9
    1   2   3   4   5   6   7   8   9
    Из книги Томассина «Сборник изображений скульптур, скульптурных групп, тер-
    мов, источников, ваз и других изящных вещей»
    Платон
    Настоящее имя Платона – Аристокл. Когда отец привел его учиться к
    Сократу, великий скептик рассказал, что накануне ночью он видел во сне белого лебедя; такой сон предвещал, что у него будет новый ученик, которому суждено стать одним из самых просвещенных людей в мире. Есть предание,
    по которому бессмертный Платон был продан в рабство сицилийским царем.

    М. П. Холл. «Тайные учения всех времен. Энциклопедическое изложение герметической, каббалистической и розенкрейцерской символической философии»
    21
    Философия Платона основана на разделении бытия на три порядка: то, что движет непо- движное, самодвижущееся и движимое. Последние вещи, которые нужно двигать, уступают по рангу самодвижущимся, а эти, в свою очередь, уступают тем, которые движут. Те, которым движение внутренне присуще, не могут быть отделены от движущих сил, и они, следовательно,
    не могут распасться. Такую природу имеет все бессмертное. Те, которые получают свое дви- жение извне, могут быть отделены от источника движения и поэтому могут распасться. Тако- вой природы существа смертные. Но превосходят и смертных, и бессмертных те, которые сами движут, но остаются неподвижными. Сила, в них пребывающая, внутренне им присуща; это и есть божественная непрерывность, на которой и зиждятся все вещи. Будучи более благород- ным, чем самодвижение, неподвижный движитель стоит первым по достоинству. Платонов- ская доктрина была основана на теории, что учение есть на самом деле воспоминание, или же извлечение знания, которое приобрела душа во время своего предшествующего существова- ния. При входе в платоновскую Академию были написаны слова: «Да не войдет сюда несведу- щий в геометрии».
    После смерти Платона его ученики разделились на две группы. Одна, называемая акаде- миками, продолжала встречаться в Академии, где он когда-то председательствовал, а другая,
    называемая перипатетиками, двинулась в Ликей под руководством Аристотеля (384–322 гг.
    до н. э.). Платон считал Аристотеля своим лучшим учеником и говорил о нем как об «уме школы». Если Аристотель отсутствовал на лекциях, Платон говорил, что разум сейчас отсут- ствует. О поразительном гении Аристотеля Томас Тейлор так писал в своем предисловии к
    «Метафизике»: «Когда мы понимаем, что он не только был знаком со всеми науками, о чем свидетельствуют в изобилии его труды, но и написал труды почти по всем разделам челове- ческого знания, несравненные по точности и умению, мы не знаем, чем восхищаться больше
    – его громадными знаниями или же проникновением в суть вещей». О философии Аристотеля тот же автор говорит: «Цель моральной аристотелевской философии – это совершенство через добродетель, а цель его философии размышления – это союз с принципами или основаниями всех вещей».
    Эней у ворот ада (см. иллюстрацию 2)
    Вергилий описывает часть ритуалов греческой мистерии – возможно, Элевсинской, –
    когда говорит о схождении Энея к воротам ада под руководством Сивиллы. Об этой части ритуала бессмертный поэт пишет такими словами:
    Вяз посредине стоит огромный и темный, раскинув
    Старые ветви свои; сновидений лживое племя
    Там находит приют, под каждым листком притаившись.
    В том же преддверье толпой теснятся тени чудовищ:
    Сциллы двувидные тут и кентавров стада обитают,
    Тут Бриарей сторукий живет, и дракон из Лернейской
    Топи шипит, и Химера огнем врагов устрашает,
    Гарпии стаей вокруг великанов трехтелых летают…
    Меч Эней обнажил, внезапным страхом охвачен,
    Выставил острый клинок, чтобы встретить натиск чудовищ,
    И, не напомни ему многомудрая дева, что этот
    Рой бестелесных теней сохраняет лишь видимость жизни,
    Ринулся он бы на них, пустоту мечом рассекая.
    (Перевод С. Ошерова)

    М. П. Холл. «Тайные учения всех времен. Энциклопедическое изложение герметической, каббалистической и розенкрейцерской символической философии»
    22
    Аристотель рассматривал философию как двойственное занятие: практическое и теоре- тическое. Практическая философия объемлет этику и политику, а теоретическая – логику и физику. Метафизика рассматривается как наука о субстанции, которая имеет внутренне при- сущие ей принципы покоя и движения. Душой Аристотель считал то, благодаря чему человек живет, чувствует и понимает. Отсюда душе приписываются принципы и способности питатель- ные, чувствительные и интеллектуальные. Далее, он полагал душу двойственной – рациональ- ной и иррациональной, в некоторых людях поднимающей чувства над разумом. Аристотель определял мудрость как науку о первопричинах. Четырьмя главными разделами его филосо- фии были диалектика, физика, этика и метафизика. Бог определялся им как Первый Дви- житель, лучшая из сущностей, неподвижная субстанция, отделенная от чувственных вещей,
    лишенная телесных количеств, неделимая и не имеющая частей. Платонизм основан на апри- орном мышлении, а аристотелианизм – на апостериорном размышлении. Аристотель учил сво- его ученика, Александра Македонского, что, если тот не сделал доброе дело, день пропал для него. Среди учеников Аристотеля были Теофраст, Стратон, Ликон, Аристон, Критолай и Дио- дор.
    О скептицизме, которому учили Пиррон из Элиды (365–275 гг. до н. э.) и Тимон, Секст
    Эмпирик говорил, что те, кто ищет, должны либо найти, либо признаться, что не могут найти,
    либо продолжить поиски. Те, кто предполагает, что они нашли истину, называются догмати- ками; те, кто думает, что истина непостижима, называются академиками; а те, кто еще ищет ее, называются скептиками. Позиция скептиков по отношению к познаваемому выражена Сек- стом Эмпириком следующими словами: «Но главное основание скептицизма заключается в том, что для всякого резона есть резон противоположный, ему равноценный, что не позволяет нам впасть в догматизм». Скептики были сильнейшим образом настроены против догматизма и были агностиками, поскольку полагали теории относительно Божества противоречивыми и недоказательными. «Как, – говорит скептик, – мы можем не сомневаться в познании Бога, не зная ни Его субстанции, ни формы, ни места: в то время как философы непримиримо рас- ходятся в точках зрения по этому поводу, разве их заключения могут рассматриваться как безусловно истинные?» Поскольку абсолютное познание считалось недостижимым, скептики провозгласили такую цель их дисциплины: «В мнениях – невозмутимость, в страстях – уме- ренность, в тревогах – ожидание».
    Школа стоиков была основана Зеноном (340–265 гг. до н. э.), обучавшимся у Кратеса из школы киников, от которой стоики и взяли свое начало. За Зеноном следовал Клеанф, за ним
    Хрисипп, Зенон из Тарса, Диоген, Антипатр, Панетий и Посидоний. Наиболее знаменитыми из римских стоиков были Эпиктет и Марк Аврелий. Стоики были в основном пантеистами, так как они утверждали, что нет ничего лучше, чем мир, а мир есть Бог. Зенон считал, что миро- вая мысль рассеяна повсюду, как семя. Стоицизм является материалистической философией,
    так как проповедует добровольное подчинение естественному закону. Хрисипп утверждал, что добро и зло, будучи противоположными по отношению друг к другу, являются необходимыми,
    так как поддерживают друг друга. Считалось, что душа имеет физическую форму и распада- ется вместе с телом. Хотя некоторые из стоиков полагали, что мудрость продлевает существо- вание души, настоящее бессмертие не было частью их доктрины. Душа, по их представлениям,
    состояла из восьми частей: пяти чувств, порождающей силы, силы голоса и восьмой, главен- ствующей, части. Природа определялась как Бог, смешанный с субстанцией мира. Все вещи рассматривались либо как телесные, либо как бестелесные.
    Кротость была отличительной чертой философов-стоиков. Однажды Диоген держал речь о том, что не следует гневаться, и один из его последователей презрительно плюнул ему в лицо.
    Униженно приняв оскорбление, великий стоик нашел остроумный ответ: «Я не гневаюсь, но я сомневаюсь, следует мне делать это или нет!»

    М. П. Холл. «Тайные учения всех времен. Энциклопедическое изложение герметической, каббалистической и розенкрейцерской символической философии»
    23
    Эпикур с Самоса (341–270 гг. до н. э.) был основателем эпикурейской школы, которая во многих отношениях напоминала школу киренаиков, но была выше в своих этических стандар- тах. Эпикурейцы полагали удовольствие наиболее желательным состоянием, но оно, по их мне- нию, достигается через отречение от тех умственных и эмоциональных противоречий, которые производят боль и печаль, и является серьезнейшим и благороднейшим состоянием. С точки зрения Эпикура, боль ума и души более серьезна, чем боль и печаль тела, поэтому радость ума и души превышает радость тела. Киренаики полагали, что удовольствие зависит от дей- ствия или движения: эпикурейцы провозглашали, что покой или отсутствие действия равно продуктивны для удовольствия. Эпикур принял философию Демокрита относительно природы атомов и основывал свою физику на этой теории. Философия Эпикура может быть изложена кратко так:
    «(1) Чувства никогда не обманывают, и, следовательно, каждое ощущение и каждое вос- приятие является истинным. (2) Мнения, следующие из ощущений, способны быть истин- ными или ложными. (3) Подтвержденные мнения, не противоречащие свидетельствам чувств,
    являются истинными. (4) Противоречивое мнение, не подтвержденное свидетельством чувств,
    ложно». Среди видных эпикурейцев можно назвать Метродора из Лампсака, Зенона из Сидона и Федра.
    Эклектика может быть определена как практика конструирования сложной философ- ской системы из несовместимых меж собой доктрин антагонистических школ. Эклектика вряд ли может рассматриваться как философски или логически значимая практика, потому что различные школы приходят к своим заключениям различными методами размышления, и поэтому философский результат, основанный на отрывках из разных философских школ,
    необходимо должен быть построен на шатком фундаменте конфликтующих посылок. Эклек- тика, соответственно, являлась уделом неспециалистов. В Римской империи философской мысли уделялось мало внимания, и поэтому большинство ее мыслителей были эклектиками.
    Цицерон был великолепным примером раннего эклектизма, и его произведения – воистину попурри из бесценных фрагментов ранних школ. Эклектизм появляется как раз тогда, когда человек сомневается в возможности достижения окончательной истины. Рассматривая все так называемое знание в лучшем случае как мнение, менее усердные приходят к заключению, что самым мудрым курсом является принять то, что кажется разумным в учении любой школы или индивида. Из такой практики, однако, возникает псевдокругозор, при котором исчезает точность, присущая истинной логике и философии.
    Неопифагорейская школа процветала в Александрии в течение I в. н. э. Только два имени следует упомянуть здесь в этой связи: Аполлоний из Тианы и Модерат из Гадеса. Неопифаго- реизм является соединительным звеном между старыми языческими философиями и неопла- тонизмом. Из первых он заимствовал много точных элементов мысли, особенно у Пифагора и Платона. Из второго – метафизические спекуляции и аскетические привычки. Поразитель- ное сходство обнаруживается некоторыми авторами между неопифагореизмом и доктринами ессеев. Характерным для обеих школ является упор на таинство чисел, и вполне возможно,
    что неопифагорейцы знали об истинном учении Пифагора гораздо больше, чем мы сейчас.
    Даже в I в. Пифагор считался скорее богом, нежели человеком, и возрождение его философии осуществлялось в надежде, что его имя будет стимулировать интерес к глубоким системам мысли. Но греческая философия прошла зенит своей славы, и человечество сделало упор на важность физической жизни и физических феноменов. Упор на делах земных, несмотря на вмешательство неоплатонизма, доминирует с тех пор, достигнув максимума в материализме и коммерциализме XX века.
    Хотя основателем неоплатонизма долгое время считался Аммоний Саккас, по-настоя- щему школа началась с Плотина (204–269 гг. н. э.). Центрами неоплатонизма были Алексан- дрия, Сирия, Рим и Афины, а достойными упоминания именами были Порфирий, Ямвлих,

    М. П. Холл. «Тайные учения всех времен. Энциклопедическое изложение герметической, каббалистической и розенкрейцерской символической философии»
    24
    Саллюстий, император Юлиан, Плутарх, Прокл. Неоплатонистские произведения представ- ляли собой наивысшее усилие уходящего язычества в сохранении для потомства своих тай- ных (или неписаных) доктрин. В этом учении древний идеализм нашел самое совершенное выражение. Неоплатонизм касался исключительно проблем высокой метафизики. Он осозна- вал существование тайных и важнейших доктрин, которые со времен самых ранних цивилиза- ций были скрыты ритуалами, символами, аллегориями религий и философий. Уму человека,
    незнакомого с основаниями неоплатонизма, он может показаться массой спекуляций, смешан- ных с экстравагантными полетами фантазии. Эта точка зрения, однако, игнорирует институт мистерий – тех тайных школ, которые инспирировали глубинный идеализм первых философ- ских школ.
    Из старинных манускриптов. Дар Карла Оскара Борга
    Птолемеевская схема вселенной
    При осмеянии геоцентрической системы астрономии Клавдия Птолемея современные астрономы упускают из виду философский ключ к

    М. П. Холл. «Тайные учения всех времен. Энциклопедическое изложение герметической, каббалистической и розенкрейцерской символической философии»
    25
    Птолемеевской системе. Во вселенной Птолемея представлены соотношения между различными божественными и стихийными частями каждого создания,
    а этого современная астрономия как раз и не касается. На приведенной выше фигуре специальное внимание уделено трем кругам зодиаков, окружающим орбиты планет. Эти зодиаки представляют тройную духовную конституцию вселенной. Орбиты планет являются Правителями Мира, а четыре сферы стихий в центре представляют физическую конституцию как человека, так и вселенной. Схема вселенной Птолемея есть просто срез вселенской ауры,
    а планеты и стихии, которые упоминаются в схеме, не имеют отношения к поискам современных астрономов.
    Когда прекратило физическое существование материальное воплощение языческой философии, была сделана попытка воскресить ее форму, влив в нее новую жизнь, раскрыв ее мистические истины. Эти попытки были бесплодными. Вопреки антагонизму между прими- тивным христианством и неоплатонизмом многие из доктрин последнего были приняты хри- стианами, что и легло в основу философии патристики. Неоплатонизм, в двух словах, есть философский код, с помощью которого любое физическое или конкретное тело доктрины, про- стая оболочка духовной истины, может открыть через размышление и медитацию свою мисти- ческую природу. В сравнении с эзотерическими духовными истинами, которые они содержали,
    материальное воплощение религии и философии рассматривалось как весьма малозначащее.
    Подобным же образом не обращалось никакого внимания на практические науки.
    Термин «патристика» использовался для обозначения философии отцов ранней хри- стианской церкви; эта философия разделялась на два этапа: доникейский и посленикейский.
    Доникейский период был посвящен главным образом атакам на язычество, защите и апо- логии христианства. Вся структура языческой философии была поставлена под вопрос, и вера возобладала над разумом. В некоторых случаях были сделаны попытки примирить оче- видные истины язычества с христианским откровением. Среди отцов доникейской эпохи можно назвать св. Иринея, Климента Александрийского и Юстина Мученика. В постникейский период упор был сделан на разработку христианской философии в платонистском и неопла- тонистском направлениях, в результате чего появилось большое число длинных, несвязных и неясных сочинений, философская значимость большинства из которых была невелика. Среди посленикейских философов надо отметить Афанасия, Григория из Нисс и Кирилла Алексан- дрийского. Школа патристики известна приматом человека над вселенной. Человек рассматри- вался в ней как отдельное и божественное создание – венчающее достижение божества, непод- властное естественному закону. Для патристики представлялось невероятным, чтобы могло существовать другое создание, столь благородное, столь удачное и столь способное, как чело- век; ради него, и только ради него, были созданы все царства природы.
    Философия патристики имела кульминацию в августинианстве, которое может быть определено как христианский платонизм. В противоположность пелагианству, доктрине, по которой человек есть сам творец своего спасения, августинианство поднимало церковь и ее догмы до положения абсолютной непогрешимости, успешно защищавшегося вплоть до Рефор- мации. Гностицизм, появившийся во второй половине I в. н. э., интерпретировал христианство в терминах греческой, египетской и персидской метафизики. Почти вся информация относи- тельно гностиков и их доктрин, пригвожденных как ересь доникейской церковью, получена от тех, кто обвинял гностиков, в частности от св. Иринея. В III в. появилось манихейство, дуали- стическая система персидского происхождения, которая учила, что добро и зло находятся в непрерывной борьбе за господство над вселенной. В манихействе Христос рассматривался как принцип искупления добра в противоположность человеку Иисусу, который рассматривался как злая личность.

    М. П. Холл. «Тайные учения всех времен. Энциклопедическое изложение герметической, каббалистической и розенкрейцерской символической философии»
    26
    Смерть Боэция в VI в. ознаменовала конец греческой школы философии. Девятый век увидел подъем новой школы философии – схоластики, которая примиряла философию с тео- логией. Схоластическими школами были эклектика Иоанна Солсберийского, мистицизм Бер- нара Клервоского и св. Бонавентуры, рационализм Абеляра и пантеистический мистицизм
    Майстера Экхарта. Среди арабских аристотелианцев были Авиценна и Аверроэс. Схоластика достигла зенита в лице Альберта Великого и его блестящего ученика Фомы Аквинского.
    Томизм (философия Фомы Аквинского, часто называвшегося христианским Аристотелем)
    искал примирение различных школ схоластики. Томизм был в основном аристотелевской философией с добавлением концепции веры как проекции истины.
    Доктрина волюнтаризма распространялась Иоанном Дунсом Скоттом, францисканским схоластом, делавшим упор на силу и действенность индивидуальной воли в противополож- ность томизму. Характернейшей чертой схоластики было ее стремление переписать всю евро- пейскую философию под Аристотеля. Как следствие, схоласты опустились до уровня фразе- ров, которые затерли слова Аристотеля до такой степени, что от них остались только кости без всякой плоти. Это была декадентская школа бессмысленного жонглирования словами, против которой сэр Фрэнсис Бэкон направил свою иронию, и которую он характеризовал как беспо- лезную возню с отброшенными за ненадобностью понятиями.
    Система индуктивной мысли Бэкона (где к фактам приходят через процесс наблюдения и проверки экспериментом) расчистила путь для школ современной науки. Бэкону наследо- вал Томас Гоббс (некоторое время – его секретарь), который считал математику единствен- ной точной наукой, а мысль – существенно математической процедурой. Гоббс объявил мате- рию единственной реальностью, а научное исследование – ограниченным лишь материальными телами, явления рассматривал в связи с их причинами и следствия из причин обусловливал разнообразием обстоятельств. Гоббс делал особый упор на значение слов, объявив понимание способностью восприятия соотношения между словами и объектами.
    Порвав со схоластическими и теологическими школами, философия после Реформации,
    или новая философия, развивалась в различных направлениях. Гуманизм провозгласил чело- века мерой всех вещей; рационализм делает способность к размышлению основой всего позна- ния; политическая философия полагает, что человек должен осознавать свои естественные,
    социальные и национальные привилегии; эмпиризм объявляет единственной истиной экспе- римент; морализм утверждает важность правильного поведения как фундаментальной фило- софской доктрины; идеализм утверждает, что реальность вселенной является сверхфизиче- ской – либо умственной, либо психической. Реализм, наоборот, говорит о том, что реальность является только физической. Феноменализм ограничивает познание фактами и событиями,
    которые имеют научное обоснование. Новейшими школами в философской мысли являются бихевиоризм и неореализм. Первая рассматривает внутренние характеристики человека через поведение; последняя может считаться результатом полного вымирания идеализма.
    Барух де Спиноза, знаменитый голландский философ, рассматривал Бога как субстанцию абсолютно самодостаточную и не нуждающуюся в других концепциях, за исключением себя самой. Природа этого существа постижима, согласно Спинозе, только через его атрибуты: про- тяженность и мышление. Они комбинируются и образуют бесконечное разнообразие аспектов или модусов. Ум человека есть один из модусов бесконечной мысли; тело человека есть один из модусов бесконечной протяженности. Через размышление человек может подняться над иллюзорным миром чувств и найти покой в совершенном союзе с божественной сущностью.
    Говорят, что Спиноза лишил Бога всякой личностной характеристики, сделал божество сино- нимом вселенной.
    Германская философия началась с Готфрида Вильгельма Лейбница, чьи теории были пронизаны оптимизмом и идеализмом. Лейбницевский критерий достаточного основания открыл недостаточность теории протяженности Декарта, и Лейбниц сделал вывод, что сама

    М. П. Холл. «Тайные учения всех времен. Энциклопедическое изложение герметической, каббалистической и розенкрейцерской символической философии»
    27
    субстанция содержит внутренне присущую ей силу в форме бесчисленных отдельных и все- достаточных единиц. Материя, сведенная к окончательным единицам, перестает существо- вать как субстанциональное тело и становится массой нематериальных идей, которые Лейбниц назвал монадами. Таким образом, вселенная состоит из бесконечного числа отдельных мона- дических сущностей, спонтанно развертывающихся через объективацию внутренне активных качеств. Все вещи рассматриваются как состоящие только из монад, которые варьируются в зависимости от величины этих тел и могут существовать как физические, эмоциональные,
    умственные или духовные субстанции. Бог есть первая и величайшая из монад; дух человека является пробужденной монадой в противоположность низшим царствам, чьи монады нахо- дятся в дремлющем состоянии.

    М. П. Холл. «Тайные учения всех времен. Энциклопедическое изложение герметической, каббалистической и розенкрейцерской символической философии»
    28
    1   2   3   4   5   6   7   8   9


    написать администратору сайта