Главная страница
Навигация по странице:

  • Дерево классической мифологии

  • Из книги У. Хоуна «Описанные древние мистерии»

  • Христианская троица

  • тест. Изложение герметической, каббалистической и розенкрейцерской


    Скачать 2.28 Mb.
    НазваниеИзложение герметической, каббалистической и розенкрейцерской
    Дата05.10.2022
    Размер2.28 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файла93441452.a4.pdf
    ТипИзложение
    #716694
    страница4 из 9
    1   2   3   4   5   6   7   8   9
    Из книги Дж. Хорта «Новый пантеон»

    М. П. Холл. «Тайные учения всех времен. Энциклопедическое изложение герметической, каббалистической и розенкрейцерской символической философии»
    29
    Дерево классической мифологии
    Чтобы оценить глубокий научный аспект греческой мифологии,
    необходимо представить пантеон греческих богов, богинь и различных сверхчеловеческих существ в некотором порядке. Прокл, великий неоплатоник, в своих комментариях к теологии Платона дает неоценимый ключ к иерархии различных божеств в их отношении к первопричине и низших сил, от них исходящих. Когда такое упорядочение проведено,
    божественная иерархия может быть уподоблена ветвям огромного дерева.
    Корни этого дерева твердо держатся в Непознаваемом Бытии. Ствол и крупные ветви дерева символизируют высших богов: отростки и листья, существующие в бесчисленном количестве, зависят от первой и неизменной силы.
    Хотя Кант вышел из школы Лейбница – Вольфа, он, подобно Локку, посвятил себя иссле- дованию мощи и пределов человеческого понимания. Результатом явилась его критическая философия, включающая критику чистого разума, критику практического разума и критику суждения. Д-р У. Дюрант выразил суть философии Канта в точном утверждении, что тот осво- бодил ум от материи. Кант считал ум селектором и координатором всех восприятий, кото- рые, в свою очередь, являются результатом ощущений, группирующихся вокруг некоторого внешнего объекта. В классификации ощущений и идей ум использует определенные категории:
    ощущения времени и пространства, понимания, качества, отношения, модальности, причин- ности и единства апперцепции. Будучи подвержены математическим законам, время и про- странство рассматриваются как абсолютный и достаточный базис для точного мышления. Кан- товский практический разум провозгласил, что в то время как природа ноумена никогда не может быть достигнута разумом, факт существования морали доказывает существование трех необходимых постулатов: свободной воли, бессмертия и Бога. В критике суждения Кант демон- стрирует союз ноумена и феномена в искусстве и биологической эволюции. Немецкий суперин- теллектуализм вырос из чрезмерного упора на деспотичный примат ума над ощущением и мыс- лью. Философия Иоганна Готлиба Фихте была проекцией философии Канта, где он пытался соединить кантовский практический разум с его чистым разумом. Фихте полагал, что извест- ное есть просто содержание сознания познающего, и ничто не может существовать для позна- ющего до тех пор, пока оно не станет частью этого содержания. Ничто, следовательно, не явля- ется реальным за исключением фактов нашего собственного умственного опыта.
    Распознав необходимость определенной объективной реальности, Фридрих Вильгельм
    Йозеф фон Шеллинг, унаследовавший кафедру Фихте в Йене, первым использовал доктрину тождества как основу для полной системы философии. В то время как Фихте считал «я»
    абсолютом, фон Шеллинг рассматривал бесконечный и вечный ум как всепроникающую при- чину. Реализация абсолюта делается возможной благодаря интеллектуальной интуиции, кото- рая, будучи высшим или духовным смыслом, способна отделить себя как от субъекта, так и от объекта. Кантовские категории пространства и времени фон Шеллинг воспринимал как поло- жительное и отрицательное, и соответственно материальное существование понималось как результат взаимного действия этих двух выражений. Фон Шеллинг также считал, что абсолют в процессе саморазвития находится под действием ритма или закона, состоящего из трех дви- жений. Первое – это рефлективное движение, и оно представляет попытку бесконечного вклю- чить себя в конечное. Второе есть попытка абсолютного вернуться к бесконечному после вклю- чения в конечное. Третье представляет нейтральную точку, где осуществляется сплав первых двух движений.

    М. П. Холл. «Тайные учения всех времен. Энциклопедическое изложение герметической, каббалистической и розенкрейцерской символической философии»
    30
    Георг Вильгельм Фридрих Гегель рассматривал интеллектуальную интуицию фон Шел- линга как философски необоснованную, и поэтому сосредоточил внимание на системе фило- софии, основанной на чистой логике. О Гегеле говорят, что он начинает с ничего и показы- вает с логической необходимостью, как из ничего в логическом порядке получается все. Гегель поднял логику до невероятных высот, до высоты самого абсолюта. Бога он рассматривал как процесс развертывания, который никогда не приходит к состоянию завершения. Подобным же образом мысль не имеет ни начала, ни конца. Гегель верил, что все вещи обязаны существо- ванием своим противоположностям и что все противоположности в действительности тожде- ственны. Таким образом, единственно существующим является отношение противоположно- стей друг к другу, посредством которого возникают новые вещи. Поскольку божественный ум есть вечный процесс никогда не завершающейся мысли, Гегель оставил основания теизма и его философские пределы бессмертия только лишь всеобъемлющему божеству. Развитие есть последовательный, никогда не кончающийся поток божественного сознания из самого себя;
    все творение, хотя непрерывно совершенствующееся, никогда не прибывает к какому-то опре- деленному состоянию, отличному от состояния вечного потока.
    Философия Иоганна Фридриха Гербарта является реалистической реакцией на идеализм
    Фихте и фон Шеллинга. Для Гербарта истинный базис в философии есть огромная масса фено- менов, непрерывно проходящих через человеческий ум. Тщательное рассмотрение этих фено- менов, однако, показывает, что большая часть их нереальна, по крайней мере, не способна обеспечить ум истиной. Для исправления ложных впечатлений, данных феноменами, и для получения истины, по мысли Гербарта, необходимо разъять феномены на отдельные элементы,
    потому что реальность существует в элементах, а не в целом. Он утверждал, что объекты рас- падаются на три класса: вещь, материя и ум. Первая есть единство некоторых свойств. Вто- рая представляет существующий объект. Третий есть самосознающее существо. Все три поня- тия, однако, приводят к определенным противоречиям, разрешением которых и занят Гербарт.
    Например, рассмотрим материю. Способная заполнить любое пространство, она сама состоит из непостижимо крошечных единиц божественной энергии, не занимающих вообще никакого физического пространства.
    Истинным предметом философии Артура Шопенгауэра является воля. Цель его фило- софии состоит в том, чтобы поднять ум до такого состояния, когда он сможет контролировать волю. Шопенгауэр уподобляет волю сильному слепому человеку, несущему на своих плечах интеллект в виде хромого зрячего. Воля есть неутомимая причина проявления всего, и каждая часть природы есть продукт воли. Мозг есть продукт воли к познанию. Рука есть продукт воли к хватанию. Вся интеллектуальная и эмоциональная конституция человека подчинена воле и по большей части связана с усилиями в оправдании диктата воли. Таким образом, ум создает разработанную систему мысли просто для того только, чтобы доказать необходимость диктуе- мых волей вещей. Гений, однако, представляет такое состояние, в котором достигается господ- ство интеллекта над волей и жизнь управляется разумом, а не импульсами. Сила христианства заключается в его пессимизме, говорит Шопенгауэр, и в подчинении индивидуальной воли.
    Собственно его религиозная точка зрения напоминает скорее буддийскую. Для него нирвана представляет подчинение воли. Жизнь – это проявление слепой воли к жизни, и он рассматри- вал это как несчастье, говоря, что истинным философом является тот, кто, осознав мудрость смерти, сопротивляется настойчивым попыткам воспроизвести себя.
    О Фридрихе Вильгельме Ницше говорят, что его вклад в человеческую надежду заклю- чается в принесенной им радостной новости о том, что Бог умер от жалости. Выдающейся особенностью философии Ницше является доктрина вечного возвращения, а также огромный упор на волю к власти – проекция воли к жизни Шопенгауэра. Ницше полагал целью существо- вания воспроизведение определенного типа всемогущего индивида, названного им сверхчело- веком. Этот сверхчеловек будет продуктом тщательного отбора, потому что, если он не будет

    М. П. Холл. «Тайные учения всех времен. Энциклопедическое изложение герметической, каббалистической и розенкрейцерской символической философии»
    31
    отделен от масс и не посвятит свою жизнь стремлению обладать властью, индивид утонет в море смертельной посредственности. Любовью, говорит Ницше, надо пожертвовать для выве- дения сверхчеловека, и только те должны жениться, кто способен воспроизвести этот выдаю- щийся тип. Ницше также верил в господство аристократии, поскольку для выведения сверх- человека важным является как кровь, так и племенные соображения. Доктрины Ницше не служат освобождению масс: они скорее ставят над ними сверхчеловека, для которого смерть его низших братьев и сестер вполне приемлема. Этически и политически сверхчеловек есть закон для самого себя. Для тех, кто понимает истинное значение силы, добродетели самообла- дания и преследования истины, идеальность ницшеанской теории становится сомнительной.
    Для утонченных, однако, это есть философия бессердечия и расчётливости, оправдывающая только лишь выживание приспособленных.
    Из других немецких школ философии из-за недостатка места можно указать лишь неко- торые, да и то лишь назвав их. Недавними школами являются фрейдизм и релятивизм (часто называемый теорией Эйнштейна). Первая есть система психоанализа психопатических и нев- рологических явлений; вторая рассматривает точность механических принципов в зависимо- сти от скорости движущихся тел.
    Рене Декарт стоит у основания французской школы философии и разделяет вместе с сэром Фрэнсисом Бэконом честь основания систем современной науки и философии. Если
    Бэкон основывал свои заключения на наблюдении внешних вещей, то Декарт основывал свою метафизическую философию на наблюдении внутренних вещей. Картезианство (философия
    Декарта) сначала элиминировало все вещи и заменило их предпосылками, без которых суще- ствование невозможно. Декарт определил идею как то, что является содержанием ума, когда мы размышляем о вещи. Истинность идеи должна определяться критерием ясности и отчет- ливости. Отсюда Декарт заключает, что ясная и отчетливая идея должна быть истинной. Под- ход Декарта отличался также и тем, что в нем не было места апелляции к авторитету. Следо- вательно, его заключения строятся из простейших посылок и становятся все более сложными.
    Позитивная философия Огюста Конта основана на теории, согласно которой человече- ский интеллект развивается через три стадии мысли: первая и низшая стадия – это теология,
    вторая – метафизика и третья, высшая, – позитивизм. Таким образом, теология и метафи- зика являются слабыми интеллектуальными усилиями детского ума человечества. А позити- визм представляет собой взрослый интеллект. В своем «Курсе позитивной философии» Конт пишет: «В финальной стадии, позитивной, ум оставляет погоню за абсолютными понятиями,
    целью и назначением вселенной, причиной явлений и применяет себя к изучению их зако- нов, то есть их неизменяемых отношений следования и сходства. Размышление и наблюде- ние, должным образом соединенные, являются средством этого познания». Теория Конта часто описывается как «чудовищная система материализма». Согласно Конту, раньше говорили, что небеса поют славу Богу, а теперь они поют славу Ньютону и Лапласу.
    Среди французских философских школ следует назвать традиционализм (часто прила- гаемый к христианству), где чтимые традиции являются достаточным основанием философии;
    социологическую школу, которая рассматривает все человечество как гигантский социальный организм; энциклопедистов, чьи усилия по классификации знания по системе Бэкона револю- ционизировали европейскую мысль; вольтерианство, которое поставило перед божественной верой христианства много трудных вопросов и заняло чрезвычайно скептическую позицию по отношению к теологическим проблемам; и неокритицизм – французскую версию доктрин
    Канта.
    Анри Бергсон, интуитивист, безусловно, является величайшим из современных фран- цузских философов. Его теория является мистическим антиинтеллектуализмом, основанным на понятии творческой эволюции. Быстрый подъем его популярности обязан тому, что фило- соф апеллировал к утонченным чувствам человека, которые восстают против безнадежности

    М. П. Холл. «Тайные учения всех времен. Энциклопедическое изложение герметической, каббалистической и розенкрейцерской символической философии»
    32
    и беспомощности материалистической науки и реалистической философии. Бергсон рассмат- ривает Бога как жизнь, постоянно борющуюся с ограничениями материи. Он даже предвидит возможную победу жизни над материей и в свое время уничтожение смерти.
    Из книги У. Хоуна «Описанные древние мистерии»

    М. П. Холл. «Тайные учения всех времен. Энциклопедическое изложение герметической, каббалистической и розенкрейцерской символической философии»
    33
    Христианская троица
    Чтобы создать наиболее адекватную фигуру или схему христианской
    Троицы, необходимо изобрести образ, в котором три личности – Отец, Сын и
    Святой Дух – раздельны и в то же время едины. В различных частях Европы можно видеть фигуры, подобные приведенной, где три лица объединены одной головой. В символизме этот метод понятен, потому что способным осознать священный смысл головы с тремя ликами открывается великая тайна. Однако наряду с христианской традицией аналогичная символика присутствует и в других верах, например в индуизме – трехликий Брахма, у римлян – двуликий
    Янус.
    Применяя метод Бэкона к уму, Джон Локк, величайший английский философ, провоз- гласил, что все проходящее через ум является допустимым объектом ментальной философии и что эти ментальные феномены столь же реальны и значимы, как и объекты любой другой науки. В своих исследованиях происхождения феноменов Локк отошел от требования Бэкона,
    согласно которому предварительно надо написать естественную историю фактов. Ум считается
    Локком чистой доской, на которую опыт наносит письмена. Таким образом, ум построен из воспринятых ощущений плюс размышление. По Локку, душа не способна к постижению боже- ства, и осознание человеком Бога есть просто вывод в рамках размышления. Давид Юм был самым последовательным и способным из учеников Локка.
    Атакуя сенсуализм Локка, епископ Джордж Беркли заменил его философией, основан- ной на локковских фундаментальных посылках, но развитой в виде идеалистической системы.
    Беркли полагал, что идеи являются реальными объектами познания. Он говорил, что невоз- можно привести доказательство того, что ощущения вызываются материальными объектами;
    он также пытался доказать несуществование материи.
    Берклианство есть учение о том, что вселенная пронизана и управляется умом. Таким образом, вера в существование материальных тел есть просто некоторое умственное состоя- ние, а сами объекты являются фабрикацией ума. В то же время Беркли считал, что сомнение в точности чувств хуже сумасшествия, потому что если будут поставлены под сомнение вос- принимающие способности человека, то человек будет низведен до создания, неспособного к познанию, оценке или пониманию чего-либо вообще.
    Ассоцианизм Хартли и Юма есть теория, по которой ассоциации идей являются фунда- ментальным принципом психологии и объяснением всех ментальных феноменов. Хартли пола- гал, что если ощущение повторяется несколько раз, то имеется тенденция к его спонтанному повторению, которое может быть разбужено ассоциацией с некоторой другой идеей, даже в отсутствие объекта, вызвавшего исходную реакцию. Утилитаризм Иеремии Бентама, архидиа- кона Пэйли и Джона Стюарта Милля утверждает, что благо заключается в наибольшей полезно- сти для наибольшего числа людей. Милль полагал, что если возможно через ощущение прийти к знанию свойств вещей, то возможно через высшее состояние ума – интуицию или разум
    – получить знание и об истинной сути вещей.
    Дарвинизм есть доктрина о естественном отборе и физической эволюции. О Чарльзе
    Роберте Дарвине говорят, что он решил убрать дух из вселенной вообще и сделать бесконеч- ный и вездесущий ум синонимом вездесущих сил безличной природы. Агностицизм и нео- гегельянство также достойны упоминания как продукты философской мысли этого периода.
    Первое есть вера в то, что природа вселенной непознаваема: второе есть английское и амери- канское возрождение гегельянства.

    М. П. Холл. «Тайные учения всех времен. Энциклопедическое изложение герметической, каббалистической и розенкрейцерской символической философии»
    34
    Д-р Дюрант свидетельствует, что величайшая работа Герберта Спенсера «Первые прин- ципы» сразу сделала его самым знаменитым философом своего времени. Спенсерианство есть философский позитивизм, который описывает эволюцию как возрастание сложности и наступление равновесия в качестве высшего состояния. По Спенсеру, жизнь есть непрерыв- ный процесс перехода от однородного состояния к гетерогенному и обратно от гетерогенного к однородному. Жизнь есть непрерывное приспособление внутренних соотношений к внеш- ним. Наиболее знаменитым из всех афоризмов Спенсера является его определение божества:
    «Бог есть бесконечный разум, бесконечно разнообразный в бесконечном времени и бесконеч- ном пространстве, проявляющий себя через бесконечное число возникающих индивидуаль- ностей». Спенсер утверждал универсальность законов эволюции, которые были применимы не только к формам, но и разуму, стоящему за формами. В каждом проявлении бытия он распознавал фундаментальные тенденции развертывания от простого к сложному, утверждая при этом, что после достижения точки равновесия всегда следует процесс распада. Однако,
    согласно Спенсеру, за распадом последует вновь интеграция на более высоком уровне бытия.
    Первое место в итальянской философии должно быть отдано Джордано Бруно, с энту- зиазмом встретившего теорию Коперника, по которой Солнце является центром Солнечной системы, провозгласил Солнце звездой, а все звезды солнцами. Во времена Бруно Земля счи- талась центром всего творения. Следовательно, после того как он поместил мир и человека в забытый уголок пространства, эффект был подобен катаклизму. За ересь, заключавшуюся в том, что он утверждал множественность миров и считал космос столь большим, что никакое кредо не может охватить его, Бруно поплатился жизнью.
    Викоизм есть философия Джамбатисты Вико, который полагал, что Бог управляет миром не через чудеса, а через естественный закон. Законы, по которым люди правят собой, гово- рит Вико, обязаны духовному источнику человечества, и соответствуют они Божественному закону. Отсюда материальные законы являются божественными по происхождению и отражают волю Духовного Отца. Философия онтологизма, развитая Винченцо Джоберти, которого счи- тают больше теологом, нежели философом, полагает Бога единственным бытием и источни- ком всего познания, при этом познание тождественно самому Богу. Бог, следовательно, есть
    Бытие; все другие проявления есть просто существование. Истина постигается в размышлении об этой тайне.
    Наиболее известным из современных итальянских философов является Бенедетто
    Кроче, гегельянский идеалист. Кроче полагает идеи единственной реальностью. В своих воз- зрениях он настроен против теологии, не верит в бессмертие души и пытается заменить рели- гию этикой и эстетикой. Среди других ветвей итальянской философии следует упомянуть сен- сизм (сенсуализм), который рассматривает чувственные ощущения как единственный способ передачи знания; критицизм, или философию точного суждения; и неосхоластику, возрожде- ние томизма, поощряемое Римско-католической церковью.
    Двумя выдающимися школами американской философии являются трансцендентализм и прагматизм. Первый представлен трудами Ральфа Уолдо Эмерсона и утверждает власть трансцендентального над физическим. Многие сочинения Эмерсона несут видимый отпеча- ток восточного влияния, в частности его эссе о сверхдуше и законе компенсации. Теория прагматизма, хотя она и не возникла лишь трудами профессора Уильяма Джеймса, обязана огромной популярностью в качестве философской доктрины именно его усилиям. Прагма- тизм может быть определен как доктрина о том, что смысл и природа вещей раскрываются через их последствия. Истина, согласно Джеймсу, «есть только целесообразный способ нашего размышления, точно так же, как «правильно» есть целесообразный способ нашего поведе- ния» (см. его «Прагматизм»), Джон Дьюи, инструменталист, который применял эксперимен- тальный философский подход ко всем жизненным целям, должен рассматриваться как ком- ментатор Джеймса. Для Дьюи рост и изменение являются безграничными, и не может быть

    М. П. Холл. «Тайные учения всех времен. Энциклопедическое изложение герметической, каббалистической и розенкрейцерской символической философии»
    35
    постулировано никакого окончательного состояния. Долгое пребывание в Америке Джорджа
    Сантаяны ставит этого великого испанца в ряд американских философов. Защищая себя пан- цирем скептицизма, отмежевываясь от иллюзий чувств и накопившихся за века ошибок, Сан- таяна ищет такой путь для человечества, где доминировало бы состояние жизни разума.
    После того как сделан более или менее последовательный обзор развития философских спекуляций от Фалеса до Джеймса и Бергсона, самое время обратить внимание читателя на обстоятельства возникновения философского мышления. Хотя эллины показали себя весьма способными в науке философии, все-таки не им принадлежит изобретение этой науки наук.
    «Хотя некоторые из греков, – пишет Томас Стэнли, – и считали себя создателями философии,
    более просвещенные из них признавали, что она пришла с Востока». Великолепные институты мудрости Индии, Халдеи и Египта должны рассматриваться как подлинный источник грече- ской мудрости. Последняя вторила тем священнодействам Эллоры, Ура и Мемфиса, которые оказали столь большое влияние на формирование мысли примитивных народов. Фалес, Пифа- гор и Платон в своих путешествиях много узнали о далеких культах и принесли с собой муд- рость Египта и непостижимого Востока.
    Из приведенных выше неоспоримых фактов становится ясно, что философия возникла из религиозных мистерий Античности и не была отделена от религии до тех пор, пока не угасли мистерии. Поэтому тот, кто хочет проникнуть в глубины философской мысли, должен ознако- миться с учениями тех инициированных жрецов, которые были первыми хранителями боже- ственного откровения. Мистерии были хранителями трансцендентального знания, непостижи- мого для всех, кроме наиболее возвышенных интеллектов, столь глубокого и столь мощного,
    что открывать его можно было только тем, чьи личные амбиции были мертвы и кто посвятил свою жизнь бескорыстному служению человечеству. Благородство этих священных институтов и обоснованность их утверждений об обладании универсальной мудростью присущи наиболее прославленным философам Античности, которые сами были посвящены в глубины тайных учений и были свидетелями их действенности.

    М. П. Холл. «Тайные учения всех времен. Энциклопедическое изложение герметической, каббалистической и розенкрейцерской символической философии»
    36
    1   2   3   4   5   6   7   8   9


    написать администратору сайта