Главная страница
Навигация по странице:

  • Из книги Э. Д. Бэббитта «Принципы света и цвета»

  • Атом Бэббитта

  • Из книги А. Кирхера «Искусство большой науки»

  • тест. Изложение герметической, каббалистической и розенкрейцерской


    Скачать 2.28 Mb.
    НазваниеИзложение герметической, каббалистической и розенкрейцерской
    Дата05.10.2022
    Размер2.28 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файла93441452.a4.pdf
    ТипИзложение
    #716694
    страница2 из 9
    1   2   3   4   5   6   7   8   9
    Семейство мировых религий (см. иллюстрацию 1)
    В левой части картины изображен Мухаммед, который держит в левой руке страницы из
    Корана, ногой попирая низвергнутого им идола. За Мухаммедом – Небесный бык из созвездия
    Тельца – раскалывает рогами «Яйцо Года». В правом нижнем углу – барельеф персидского бога солнца Митры, одерживающего победу над Небесным быком, что знаменует весеннее рав- ноденствие. В центре находится первосвященник Израиля, правой рукой обнимающий семи- свечник – символ Моисея для Планетарных правителей мира. По правую руку от него – ста- туя золотого тельца, а по левую руку – фигура греческого мистика у трипода с жертвенным огнем. Позади него – бык Апис, увенчанный лунным шаром. Отец Нила, с рогом изобилия, из которого льется вода жизни. Вдали сияют пирамиды – великие египетские храмы инициации.
    Слева в облаках восседает Юпитер Амон, бросающий пылающие молнии; его рога говорят о том, что он обладает атрибутами зодиакального Овна. На небесах представлена мистерия Апо- калипсиса. Четыре зверя из видения Иезекииля окружают алтарь, на котором лежит Книга,
    запечатанная семью печатями, и Божий агнец. В верхнем левом углу – лента зодиака. Созвез- дия Тельца, Овна и Рыб представляют влияние звезд, которые – согласно древним – воздей- ствуют на установление религиозных и философских институтов.
    Один древний философ сказал однажды: «Тот, кто не имеет знания даже обычных вещей
    – животное среди людей. Тот, чье познание ограничено лишь человеческими условиями суще- ствования, является человеком среди животных. Но тот, кто знает все, чего можно достичь через силу ума, – тот Бог среди людей». Статус человека в естественном мире определяется,
    следовательно, качеством его мышления. Тот, чей ум порабощен звериными инстинктами, с философской точки зрения не превосходит животное; тот, чьи умственные способности обра- щены на дела человеческие, является человеком; и тот, чей интеллект поднимается до рас- смотрения божественной реальности, уже полубог, поскольку существо его соприкасается с великолепием, к которому его подвел его разум. В своем панегирике «науке наук» Цицерон восклицал: «О философия, путеводитель по жизни! О, открывающая добродетели и изгоняю- щая пороки! Кем бы мы и люди любых времен были без тебя? Ты сотворила города и призвала людей, по земле рассеянных, к радостям общественной жизни».
    В нашем веке слово «философия», если оно не сопровождается каким-нибудь дополни- тельным термином, малозначимо. Философия раскололась на многочисленные «измы», более или менее антагонистичные по отношению друг к другу и столь озабоченные опровергнуть своих противников и указать на их ошибки, что подлинные проблемы божественного порядка и предназначения человека остаются в прискорбном небрежении. Идеальная функция фило- софии заключается в том, чтобы служить равновесию человеческого разума, который по своей внутренней природе должен предохранять человека от следования неразумным жизненным установкам. Однако сами философы делают тщетными цели философии, запутывая неиску- шенные умы тех, кого нужно вести по прямой и узкой дороге рационального мышления. Пере- числение и классификация даже наиболее важных и признанных школ философии нашего времени находятся за пределами возможностей данной книги. Огромное число спекуляций,
    охватываемых философией, лучше всего оценивать после краткого ознакомления с выдающи- мися философскими системами, господствовавшими в мире последние двадцать пять веков.
    Греческая школа философии начиналась с семи бессмертных мыслителей, первыми заслуживших звание мудрецов. Согласно Диогену Лаэртскому, ими были Фалес, Солон, Хилон,
    Питтак, Биант, Клеобул и Периандр. Вода, по Фалесу, является первичным принципом или элементом, и на ней плавает Земля подобно кораблю, и землетрясения происходят из-за вол- нений этого вселенского моря. Поскольку Фалес жил в Ионии, школа его была названа ионий- ской. Он умер в 546 г. до н. э., и ему наследовал Анаксимандр, а вслед за ним шли Анаксимен,

    М. П. Холл. «Тайные учения всех времен. Энциклопедическое изложение герметической, каббалистической и розенкрейцерской символической философии»
    13
    Анаксагор, Архелай, на ком ионийская школа и закончилась. Анаксимандр, в отличие от своего учителя Фалеса, провозгласил неизмеримую и неопределяемую бесконечность принципом, из которого порождаются все вещи. Анаксимен главным элементом объявил воздух, из которого состоят души и даже само божество.
    Анаксагор, чьи доктрины имели привкус атомизма, рассматривал Бога как «бесконечный самодвижущийся ум, и этот ум, который находится в любом теле, и есть действенная причина всех вещей; из бесконечного количества частичек материи божественным умом может быть сотворено все; этот ум привел в порядок все вещи, которые были сперва смешаны вместе».
    Архелай провозгласил принцип всех вещей двуединым: ум, являющийся бестелесным, и воз- дух, являющийся телесным, разрежение и сгущение которого приводит соответственно к огню и воде. Звезды рассматривались Архелаем как горящие железные диски. Гераклит, который жил в 536–470 гг. до н. э., некоторыми исследователями включается в ионийскую школу. В
    своей доктрине потока и вечного изменения он говорил об огне как о первом элементе, как о стихии, которая в конечном счете поглотит мир. Душа мира рассматривалась как испарение его влажных частей, а приливы и отливы объяснялись влиянием солнца.
    Эмпедокл, Эпихарм, Архит, Алкмеон, Гиппас, Филолай и Эвдокс были выдающимися представителями италийской, или пифагорейской, школы, берущей свое название от Пифа- гора из Самоса. Пифагор (580–500 гг. до н. э.) рассматривал математику как священную и точнейшую из всех наук и требовал от всех, кто к нему приходил учиться, знания арифме- тики, музыки, астрономии и геометрии. Он делал особый упор на философскую жизнь как обязательное условие мудрости. Пифагор был одним из первых учителей, кто учредил секту,
    все члены которой оказывали друг другу взаимную помощь в постижении высших наук. Он также ввел дисциплину размышления о прошлом как необходимую для развития духовного разума. Пифагореизм может рассматриваться как система метафизических спекуляций, каса- ющихся соотношений между числами и причинными силами сущего. Эта школа впервые раз- работала теорию небесной гармонии, или «музыку сфер». Джон Рехлин говорит, что Пифагор не начинал учить своих учеников ничему до тех пор, пока они не освоят дисциплину молчания,
    поскольку оно необходимое условие размышления. В своем «Софисте» Платон приписывает
    Эмпедоклу открытие риторики. Оба, Пифагор и Эмпедокл, принимали теорию переселения душ. Эмпедокл говорил: «Сначала я был мальчиком, потом девушкой, затем растением, пти- цей, рыбой и плавал в безбрежном море». Архиту приписывают изобретение винта и подъем- ного крана. Удовольствие он объявлял чумой, потому что оно является противоположностью умеренности ума; он считает, что человек без обмана так же редок, как рыба без костей.
    Школа элеатов была основана Ксенофаном, жившим в 570–480 гг. до н. э., который вызы- вал подозрения своими нападками на теогонические и космологические представления Гомера и Гесиода. Ксенофан говорил, что Бог субстанционально един и бестелесен, и по форме кругл,
    и никоим образом не напоминает человека; что Он все видит и слышит, но не дышит, что
    Он воплощает в себе все вещи, ум и мудрость, что Он не порожден, но вечен, что мир не имеет ни начала ни конца, а все, что порождено, обречено на уничтожение. Ксенофан дожил до преклонного возраста и, говорят, похоронил своих сыновей собственными руками. Парменид учился у Ксенофана, но никогда не принимал его доктрин. Парменид объявил чувства неопре- деленными, а разум единственным критерием истины. Он первый сказал, что земля круглая,
    и разделил ее поверхность на зоны тепла и холода.
    Мелисс, который включался в элейскую школу, имел много общего во взглядах с Пар- менидом. Он говорил, что вселенная неподвижна, занимает все пространство, и поэтому ей некуда двигаться. Далее он отверг теорию пустого пространства. Зенон Элейский также гово- рил, что пустого пространства не существует. Отвергая движение, он утверждал существова- ние одного Бога, который вечен и является несотворенным Бытием. Подобно Ксенофану, он воображал божество сферическим по форме. Левкипп полагал, что вселенная состоит из двух

    М. П. Холл. «Тайные учения всех времен. Энциклопедическое изложение герметической, каббалистической и розенкрейцерской символической философии»
    14
    частей: одна заполненная, а вторая пустая. Из бесконечности сонм фрагментарных тел опус- кается в пустоту, где через постоянное возбуждение они сами организуются в сферические субстанции.
    Великий Демокрит расширил атомистическую теорию Левкиппа. Демокрит провозгла- сил двоякий принцип существования всех вещей: атомы и пустота. Они бесконечны – атомы в числе, а пустота по величине. Таким образом, все тела должны состоять из атомов и пустоты.
    Атомы обладают двумя свойствами – формой и размером, которые бесконечно варьируются.
    По Демокриту, душа также состоит из атомов и подлежит распаду вместе с телом. Он полагал, что ум составлен из духовных атомов. Аристотель считал, что Демокрит пришел к атомистической теории через пифагорейскую доктрину Монад. К элеатам также принадлежали
    Протагор и Анаксарх.
    Сократ, живший в 469–399 гг. до н. э., основатель собственной школы, по сути своей был скептиком, но не вынуждал других принимать свою точку зрения, а специально поставленными вопросами подводил каждого человека к осознанию своей собственной позиции. Согласно
    Плутарху, Сократ рассматривал подходящим для учения любое место, поскольку весь мир является школой добродетели. Он учил, что душа существует до тела и перед погружением в тело наделяется всем знанием. Когда душа входит в материальную форму, она притупляется,
    но последующими рассуждениями о чувственных объектах она пробуждается и восстанавли- вает свое исходное знание. На этих посылках основана его попытка стимулировать мощь души через иронию и индуктивное размышление. О Сократе говорили, что единственным предме- том его философии был человек. Он сам провозглашал философию дорогой к истинному сча- стью, а цель философии – двойною: размышление и постижение Бога и освобождение души от материального плена.

    М. П. Холл. «Тайные учения всех времен. Энциклопедическое изложение герметической, каббалистической и розенкрейцерской символической философии»
    15
    Из книги Э. Д. Бэббитта «Принципы света и цвета»

    М. П. Холл. «Тайные учения всех времен. Энциклопедическое изложение герметической, каббалистической и розенкрейцерской символической философии»
    16
    Атом Бэббитта
    Со времени постулирования атомистической теории Демокритом много усилий было потрачено на установление структуры атома и способов,
    которыми атомы соединяются и дают различные элементы. Даже наука не чурается спекуляций и представляет детальные и тщательно разработанные схемы этих крошечных тел. Одной из наиболее примечательных концепций атома, которые возникли в последнее время, является идея д-ра Эдвина
    Д. Бэббитта, которая иллюстрируется здесь. Диаграмма не требует особых пояснений. Нужно иметь в виду, что эта кажущаяся массивной структура на самом деле столь мала, что не поддается анализу. Д-р Бэббитт предложил не только форму атома, но и метод, коим эти частицы могут быть сгруппированы и упорядочены, что приводит к возникновению молекул.
    Он полагал тремя принципами всех вещей Бога, материю и идеи. О Боге он говорил так:
    «Что Он есть, я не знаю; я знаю, чем Он не является». Материю он определял как субстанцию,
    возникающую и уничтожающуюся: идеи – как неразложимую субстанцию – мысли Бога. Муд- рость он рассматривал как сумму добродетелей. Среди видных членов школы Сократа были
    Ксенофонт, Эсхин, Критон, Симон, Симмий, Кебет. Профессор Целлер, великий специалист по античной философии, недавно заявил, что сочинения Ксенофонта о Сократе являются под- делкой. Когда «Облака» Аристофана – комедия, высмеивающая теории Сократа, – была впер- вые поставлена на сцене, великий скептик сам присутствовал на представлении. Во время дей- ствия, когда он был карикатурно изображен сидящим в корзине, подвешенной в воздухе, и изучающим солнце, Сократ спокойно поднялся с сиденья, чтобы афинские зрители лучше уви- дели, насколько маска изображающего его актера не похожа на его собственные черты.
    Элидская школа была основана Федоном из Элиды, отпрыском знатной фамилии, выкуп- ленным из рабства по инициативе Сократа и ставшим его преданным учеником. Платон так восхищался умственными способностями Федона, что назвал в его честь один из своих диало- гов. Федону наследовал Плистен, а затем Менедем. О доктринах этой школы мало что известно.
    Говорят, что Менедем был привержен больше учению Стильпона из мегарской школы. Когда
    Менедема спрашивали о его взглядах, он говорил, что свободен, подразумевая, что человек обычно является рабом своих мнений. Менедем был буйного нрава и часто возвращался после своих лекций не в лучшем состоянии. Наиболее знаменитое его утверждение таково: «Если одно отлично от другого, значит, одно не есть другое». Допустив это, он продолжал: «Выгода не есть благо, стало быть, и благо не есть выгода». После Менедема эта школа стала известна под названием эретрийской. Ее приверженцы выступали против всех отрицательных утверждений,
    всех сложных утверждений и говорили, что только утвердительные и простые доктрины явля- ются истинными.
    Мегарская школа была основана Евклидом из Мегар (не путать со знаменитым математи- ком), огромным почитателем Сократа. Афиняне постановили предавать смерти любого граж- данина из Мегар, который окажется в Афинах. Ничуть не испугавшись, Евклид переоделся женщиной и пошел на встречу с Сократом. После жестокой смерти своего учителя ученики
    Сократа, опасаясь для себя такого же исхода, бежали в Мегары, где они с огромными поче- стями были приняты Евклидом. Мегарская школа приняла сократовскую доктрину, что благо есть мудрость, добавив к этому доктрину элеатов, что божество есть абсолютное единое и изменение есть иллюзия чувств. Евклид утверждал, что добро не имеет противоположности,
    и поэтому зло не существует. Когда его спрашивали о природе богов, он говорил, что не знает о них ничего, за исключением того, что они ненавидят любопытных.

    М. П. Холл. «Тайные учения всех времен. Энциклопедическое изложение герметической, каббалистической и розенкрейцерской символической философии»
    17
    Мегарцев иногда рассматривали как диалектических философов. Евклид умер около
    377 г. до н. э., уступив место Евбулиду, учениками которого были Алексин и Аполлоний Кро- нус. Евфант, доживший до глубокой старости и написавший много трагедий, был среди самых преданных учеников Евбулида. В мегарскую школу обычно включался Диодор, поскольку он слушал лекции Евбулида. Существует легенда о том, что Диодор умер от огорчения, вызван- ного тем, что он не смог немедленно ответить на вопрос, заданный ему Стильионом, бывшим одно время главой мегарской школы. Диодор считал, что ничто не может двигаться, потому что при этом вещь должна перейти с места, где она была, на место, на котором ее не было, что невозможно, потому что вещи должны быть там, где они есть.
    Школа киников была основана Антисфеном из Афин, жившим в 444–347 гг. до н. э. Он был учеником Сократа. Доктрины киников могут быть описаны как крайний индивидуализм,
    по которому человек живет лишь для себя. Окружение человека рассматривалось ими как причина дисгармонии, страдания, что и заставляло человека все больше уединяться и сосре- доточиваться на внутренней своей природе. Киники отрицали все земные приобретения, жили в самых грубых жилищах и питались только самой простой пищей. Предполагая, что богам ничего не нужно, киники утверждали, что жаждущие благ в меньшей степени ближе к боже- ственности. Когда его спросили о том, что ему дает жизнь философа, Антисфен ответил, что он понял, как изменить себя.
    Диоген из Синопа знаменит главным образом из-за бочки, которая долгое время служила ему домом. Афиняне любили философа-нищего, и когда бочка прохудилась, город предоста- вил Диогену новую и наказал мальчишек, провертевших дырки в старой. Диоген утверждал,
    что все в мире принадлежит мудрости, и доказывал это с помощью такой логики: «Все вещи принадлежат богам, а боги – друзья мудрецов, все вещи являются общими среди друзей, сле- довательно, все вещи принадлежат мудрым». Среди киников числились Онесикрит, Кратет,
    Метрокл, Менипп, Менедем.

    М. П. Холл. «Тайные учения всех времен. Энциклопедическое изложение герметической, каббалистической и розенкрейцерской символической философии»
    18
    Из книги А. Кирхера «Искусство большой науки»
    Проблема разнообразия
    В этой диаграмме Кирхер построил восемнадцать объектов в два вертикальных столбца и определил различные сочетания, которые могут из них получиться. Тем же методом Кирхер вычислил, что пятьдесят объектов могут быть упорядочены комбинациями, число которых 1 273 726 83 8

    М. П. Холл. «Тайные учения всех времен. Энциклопедическое изложение герметической, каббалистической и розенкрейцерской символической философии»
    19 815 420 339 851 343 083 767 005 515 293 749 454 795 473 408 000 000 000 000. Отсюда видно, что бесконечное разнообразие вообще возможно,
    потому что бесчисленные части вселенной могут соотноситься друг с другом бесчисленным количеством способов. И через различные комбинации этих субстанций получаются бесконечные индивидуальности и бесконечные разнообразия. Отсюда следует, что жизнь никогда не может быть монотонной и никогда не исчерпывает возможностей.
    Школа киренаиков, основанная Аристиппом из Кирены (435–356 гг. до н. э.), пропове- довала доктрину гедонизма. Услышав о славе Сократа, Аристипп пришел в Афины и заявил тому, что хочет учиться у него. Сократ, удрученный чувственными и корыстными устремлени- ями Аристиппа, тщетно пытался изменить молодого человека. У Аристиппа теория и практика совпадали, потому что жил он в полной гармонии с собственной философией, которая главной целью жизни считала поиск удовольствия. Доктрина киренаиков может быть изложена следу- ющими словами. Все, что действительно известно по поводу некоторого объекта, представляет собой чувства, пробуждаемые собственно человеческой природой. В сфере этики то, что про- буждает наиболее приятные чувства, расценивается как величайшее благо. Эмоциональные реакции расцениваются как приятные или мягкие, грубые и средние. Крайность в приятных эмоциях – наслаждение, в грубых – несчастье, в средних – ничто.
    Из-за умственных отклонений люди иногда не желают наслаждений. В реальности,
    однако, чувственные наслаждения (особенно физической природы) являются истинным смыс- лом существования и во всем превосходят умственные и духовные наслаждения. Наслаждение ограничено одним моментом, оно есть только сейчас. Прошлое не может рассматриваться без сожаления, а будущее не может ожидаться без опасений; следовательно, ни одно из них не ведет к наслаждению. Ни один человек не должен горевать, поскольку горе есть худшее из несчастий.
    Природа позволяет человеку делать все, что он пожелает, и ограничен он только собственными законами и привычками. Философ свободен от зависти, любви, суеверий и целые дни проводит в наслаждениях. Потворство своим желаниям было вознесено Аристиппом до высшей из доб- родетелей. Он говорил далее, что философы отличны от остальных людей в том, что они одни не изменили бы своим законам, если бы все законы людские были отменены. Среди видных философов, на которых повлияли доктрины киренаиков, можно указать Гегесия, Анникерида,
    Феодора и Биона.
    Школа академических философов, основанная Платоном (427–347 гг. до н. э.), разде- лялась на три части – Древнюю, Среднюю и Новую Академии. Среди «древних» академиков числились Спевсипп, Ксенократ, Полемон, Кратет и Крантор. Аркесилай основал Среднюю
    Академию, а Карнеад – Новую. Главным среди учителей Платона был Сократ. Платон много путешествовал и был инициирован египтянами в таинства герметической философии. Много он также позаимствовал из учения Пифагора. Цицерон рассматривает философию Платона как триединство этики, физики и диалектики. Платон определял благо трояким образом: благо в душе, выраженное через добродетели, благо в теле, выраженное через симметрию частей, и благо во внешнем мире, выраженное через социальное положение в обществе. В книге Спев- сиппа «О платонистских определениях» этот великий философ так определяет Бога: «Суще- ство, бессмертие которого заключается в Нем самом, само по себе благословенно, является вечной сущностью и причиной своего собственного блага». Согласно Платону, Единое есть наиболее подходящий термин для определения абсолютного, так как целое превосходит части,
    и разнообразие зависит от единства, а не наоборот. Единое, больше того, существует до бытия,
    потому что бытие состоит в приписывании свойств Единому.

    М. П. Холл. «Тайные учения всех времен. Энциклопедическое изложение герметической, каббалистической и розенкрейцерской символической философии»
    20
    1   2   3   4   5   6   7   8   9


    написать администратору сайта