Главная страница
Навигация по странице:

  • Древние мистерии и тайные общества. Часть I

  • Из книги Б. Монфокона «Древности»

  • Митра в виде Кроноса с головой льва

  • Мистерии друидов Британии и Галлии

  • тест. Изложение герметической, каббалистической и розенкрейцерской


    Скачать 2.28 Mb.
    НазваниеИзложение герметической, каббалистической и розенкрейцерской
    Дата05.10.2022
    Размер2.28 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файла93441452.a4.pdf
    ТипИзложение
    #716694
    страница5 из 9
    1   2   3   4   5   6   7   8   9
    Из книги Дж. Брайанта «Анализ древней мифологии»
    Орфическое яйцо
    Древний символ орфических мистерий – это яйцо, обвитое змеей. Это символ космоса, окруженного огненным творящим духом. Яйцо представляет также душу философа; змея – мистерии. Во время инициации скорлупа разбивается, и человек рождается из состояния эмбрионального физического существования, в котором он пребывал во время внутриутробного философского возрождения.
    Возникает вполне законный вопрос: если эти древние мистические институты были
    «великой сути и важности», то почему сейчас мы так мало знаем о них самих и о той мудрости,
    которой они, по их словам, обладали? Ответ достаточно прост: мистерии были тайными обще- ствами, обязывавшими своих членов к неукоснительному молчанию и обрекавшими на смерть за разглашение священных секретов. Хотя эти школы были истинными вдохновителями раз- личных доктрин, распространяемых древними философами, источник их никогда не откры- вался профанам. Далее, с течением времени эти учения стали неразрывно связаны с именами их распространителей, так что их подлинный, но скрытый источник – мистерии – стал полно- стью игнорироваться.
    Символы – язык мистерий. На самом деле это язык не только мистицизма, но и всей
    Природы, потому что каждый закон и сила, действующие во вселенной, проявляются и ста- новятся доступными ограниченным чувственным восприятиям человека посредством симво- лов. Каждая форма, существующая в разнообразных сферах бытия, – это символ божествен- ной активности, продуктом которой она является. С помощью символов люди искали способы

    М. П. Холл. «Тайные учения всех времен. Энциклопедическое изложение герметической, каббалистической и розенкрейцерской символической философии»
    37
    сообщить друг другу нечто такое, что превосходит пределы и возможности языка. Отверг- нув постижимый человеком диалект как неадекватный и недостойный передачи божествен- ных идей, мистерии, таким образом, выбрали символизм как гораздо более изобретательный и идеальный метод сохранения своего трансцендентального знания. В одной и той же фигуре символ может быть и скрытым, и явным, потому что для мудрого предмет символа ясен, в то время как для профана фигура остается непостижимой. Отсюда те, кто желает постичь тайные доктрины Античности, должны искать их не на страницах книг, которые могли попасть в руки недостойных, а в тех местах, где они были скрыты.
    Далеко вперед смотрели посвященные древности. Они понимали, что народы приходят и уходят, что империи возникают и погибают, что золотой век науки, искусства и идеализма сменится темными веками суеверий. Имея это в виду, мудрецы старых времен пошли на край- ние меры для того, чтобы быть уверенными в сохранности своих знаний. Они выписали их на горных склонах и замаскировали колоссальными размерами изображений, каждое из кото- рых было геометрическим чудом. Знания в химии и математике они скрыли в мифах, кото- рые профаны будут хранить вечно, или в арках и переходах своих храмов, которые пожалело время. Они писали такими буквами, которые ни вандализм людей, ни безжалостность стихий не могли стереть полностью. Сегодня люди с изумлением и почтением смотрят на Колоссов
    Мемнона в песках Египта или на странные террасные пирамиды в Паланке. Эти монументы являются молчаливыми свидетелями утерянных искусств и наук Античности, и мудрость их будет скрыта до тех пор, пока нынешняя раса не научится читать на универсальном языке символизма.
    Книга, введение к которой вы сейчас читаете, посвящена обсуждению скрытого эмбле- мами, аллегориями, ритуалами тайного знания древних. Это знание сохранялось небольшой группой посвященных умов, начиная с момента сотворения мира. Уходя, эти просвещенные философы оставляли свои формулы другим, чтобы те могли достичь понимания. Но даже если эти секреты попадали в руки невежд, великая тайна оставалась скрытой в символах или алле- гориях. И тот, кто сможет сегодня найти утерянные ключи к ней, откроет сокровищницу фило- софских, научных и религиозных истин.

    М. П. Холл. «Тайные учения всех времен. Энциклопедическое изложение герметической, каббалистической и розенкрейцерской символической философии»
    38
    Древние мистерии и тайные общества. Часть I
    Столкнувшись со сложной проблемой, требующей значительных интеллектуальных уси- лий, умный человек ищет решение, опираясь на факты, взвешивает возможности и находит выход. Человек с незрелым мышлением в такой ситуации теряется. Если первый способен разрешить загадку своего собственного предназначения, то последний, подобно овце в стаде,
    понимает лишь самый простой язык. Он полностью зависит от пастыря. Апостол Павел гово- рил, что младенцев можно питать молоком, но сильных людей нужно кормить мясом. Бездум- ность есть признак детскости; вдумчивость есть символ зрелости.
    Однако в мире весьма мало зрелых умов. Поэтому философско-религиозные доктрины язычников были разными: одни были призваны удовлетворить интересы людей, занимающихся философией; другие – интересы людей, не способных осознать глубочайшие таинства жизни.
    Немногим открывалось эзотерическое или духовное учение, а обычным людям предлагалась буквальная, экзотерическая интерпретация этих духовных учений. Для того чтобы сделать простыми великие истины природы и абстрактные принципы природных законов, жизненные силы вселенной были персонифицированы, стали богами и богинями древних мифологий. В
    то время как невежественные массы оставляли свои приношения на алтарях Приапа и Пана
    (божеств, представляющих энергии размножения), мудрые признавали в их статуях только символическое выражение великих абстрактных истин.
    Во всех городах Древнего мира были храмы для богослужения и приношений богам. В
    каждом городе были философы и мистики, глубоко проникшие в тайны природы. Эти люди обычно собирались вместе, образуя замкнутые философские и религиозные общества. Наибо- лее важные из этих групп известны под названием мистерий. Многие из выдающихся умов
    Античности были инициированы в эти тайные братства через весьма странные и таинственные ритуалы, иногда чрезвычайно жестокие. Александр Уайлдер определяет мистерии так: «Свя- щенные драмы, исполняемые в определенные периоды. Наиболее почитаемыми были мисте- рии Исиды, Сабазия, Кибелы и Элевсинские мистерии».
    После допуска в общество посвященные обучались многовековой тайной мудрости. Пла- тон, посвященный в одно из таких обществ, сильно критиковался за то, что в его сочинениях были открыты широкой публике многие из секретов, в частности философские принципы мистерий.

    М. П. Холл. «Тайные учения всех времен. Энциклопедическое изложение герметической, каббалистической и розенкрейцерской символической философии»
    39
    Из книги Б. Монфокона «Древности»
    Жрица мистерий
    Эта иллюстрация показывает Кибелу, здесь называемую Сирийской богиней, в одеянии жрицы. Монфокон описывает ее так: «На голове у нее епископальная митра, украшенная внизу башнями и шпилями. Над воротами

    М. П. Холл. «Тайные учения всех времен. Энциклопедическое изложение герметической, каббалистической и розенкрейцерской символической философии»
    40
    города месяц, а над стенами корона лучей. Богиня носит стихарь, похожий на тот, который есть у жрецов, а поверх него тунику, ниспадающую до ног. На ризе, по кайме, размещаются знаки зодиака. По обе стороны фигуры сидит по льву. В левой руке у нее тимпан, или систр, прялка, кадуцей. В правой руке она держит средним пальцем молнию, и в той же руке – животных,
    насекомых и, насколько мы можем догадаться, цветы, фрукты, лук с колчаном,
    факел и косу». Местонахождение статуи неизвестно, а копия воспроизведена
    Монфоконом по рисункам Пирро Лигорио.
    Каждый языческий народ имел (и имеет) не только государственную, но и другую рели- гию, к которой обладала доступом только философская элита. Многие из этих древних культов исчезли, так и не раскрыв своих секретов, но некоторые выжили, и их мистические символы сохранились до сих пор. Многие ритуалы масонства основываются на испытаниях, которым подвергались древними жрецами кандидаты при инициации, и только после успешного их про- хождения им вручались ключи мудрости.
    Мало кто осознавал, до какой степени древние тайные школы влияли на современные им умы, а через них и на умы последующих поколений. Роберт Макой, масон 33-й степени,
    в своей книге «Общая история масонства» отдает должное великой роли, которую сыграли древние мистерии в становлении человеческой культуры. Он, в частности, говорит: «Оказыва- ется, все совершенство цивилизации, все достижения науки, философии и искусств древних обязаны тем институтам, которые под покровом тайны пытались описать тончайшие истины религии, морали и добродетели и вложить их в сердца учеников… Их основные усилия были направлены на учение о едином Боге, воскрешении человека к вечной жизни, благородстве человеческой души. Они хотели подвести людей к тому, чтобы те видели отсвет божественно- сти в красоте, величии и совершенстве вселенной».
    С упадком добродетели, который в истории предшествует деградации любого народа,
    мистерии были извращены, Колдовство заняло место божественной магии. В обиход вошла нежелательная практика вакханалий, и извращения достигли предела. Ведь ни один институт не может быть лучше составляющих его членов. В отчаянии немногие пытались спасти тайные доктрины от забвения. В некоторых случаях они преуспели, но по большей части тайна была утеряна, и от мистерий осталась лишь пустая оболочка.
    Томас Тейлор писал: «Человек по сути своей есть религиозное животное». С самого рас- света своего сознания человек обожествлял вещи, поклонялся им как символам невидимой,
    вездесущей, неописуемой Вещи, о которой он практически ничего не мог знать. Языческие мистерии противостояли христианской церкви во время ее становления на том основании, что новое учение не требует добродетели и целостности в качестве предпосылки спасения. Цельс язвительно говорит по этому поводу так: «Что я не обвиняю христиан сильнее, чем того требует истина, может быть видно из того, что крикуны, зовущие людей к другим мистериям, говорят так: «Пусть приблизится тот, чьи руки чисты и слова мудры». Другие же говорят: «Пусть при- близится тот, кто чист, и чья душа свободна от скверны, и кто ведет праведную жизнь». Эти вещи говорятся теми, кто обещает очищение от ошибок. А теперь послушаем тех, кто зовет к христианским мистериям: кого же они зовут туда? – и грешников, и глупцов, и нищих, всех зовут в царство Божие, все убогие будут туда приняты. Разве их не надо называть грешниками,
    ворами, грабителями, святотатцами, гробокопателями? Как же назовут люди того, кто зовет собой в одну компанию грабителей?»
    Цельс нападал не на ранних христианских мистиков, а на ложные формы христианства,
    которые существовали уже тогда. Идеалы раннего христианства были основаны на высоких моральных стандартах языческих мистерий, и первые христиане, сходившиеся на собрания в
    Риме, делали это в подземных храмах Митры, из культа которого современная церковь позаим-

    М. П. Холл. «Тайные учения всех времен. Энциклопедическое изложение герметической, каббалистической и розенкрейцерской символической философии»
    41
    ствовала систему государственного управления, в которой придавалось особое значение роли духовенства.
    Митра в виде Кроноса с головой льва
    «На вершину божественной иерархии, – пишет Франц Кюмон, –
    и в начало всех вещей митраистская теология, наследник церванистских магов (модифицированной формы зороастризма), ставила безграничное
    Время. Иногда оно называлось Αίών или Saeculum, Κρόνος или Satumus;
    но эти имена были условными и случайными, потому что он считался невыразимым, лишенным имени, пола и страстей» (см. «Мистерии Митры»),
    Фигуры означают неизбежную победу безграничного Времени (Вечности)
    над любым созданием и бытием. Все существа достигают завершения во Времени; во Времени все неправильное становится правильным; во
    Времени всем гарантировано спасение. Голова льва означает, что беспощадная концепция Времени является деспотическим хозяином животного – или иррационального – создания. Сила Времени превосходит все, что она поглощает все меньшие силы, существующие внутри него. Кольца змеи представляют движение небесной сферы через зодиак, который показан в виде человеческого тела. Золотой ключ показывает, что Время есть ключ к таинству существования. Меч – это инструмент, которым демон сотворенного человеком Времени повержен, и его тело рассечено на прошлое и будущее, в то время как богам дано править над вечным сейчас. Двойные крылья означают полет Времени над нижними мирами четырех элементов, а восемь звезд – это сферы, удерживаемые
    Временем. Купол митраистской пещеры украшен звездами, означающими универсальность божественного культа, а сияющий шар со стоящими на нем фигурами представляет вселенную. Воскрешенная фигура из мрака гробницы открывает освобождение безграничной длительности от узких рамок постижимого человеком Времени. Три коленопреклоненные фигуры являются ограничениями трехмерного мира – длины, ширины и толщины, –
    которые склоняются перед неограниченным Эоном.
    Древние философы верили, что ни один человек не может жить разумно без фундамен- тального знания законов природы. Прежде чем повиноваться, человек должен понимать, и мистерии были посвящены обучению человека с тем, чтобы он мог оперировать божественным законом в земной сфере. Лишь немногие ранние культы действительно боготворили антро- поморфные божества, хотя их символизм свидетельствует как раз об этом. Они были ско- рее моральными, нежели религиозными, скорее философскими, нежели теологическими. Они учили человека использовать его способности более разумно, быть терпеливым при неблаго- приятном ходе событий и превратностях, смелым в опасности, стойким перед искушениями,
    учили считать праведную жизнь лучшей жертвой Богу, а тело – алтарем, посвященным Боже- ству.
    Поклонение солнцу играло важную роль почти во всех ранних языческих мистериях.
    Это, возможно, указывает на их происхождение от атлантов, поскольку обитатели Атлантиды поклонялись солнцу. Солнечное божество обычно персонифицировалось в виде прекрасного юноши с длинными золотыми волосами, символизирующими солнечные лучи. Золотой бог солнца был убит злыми негодяями, которые персонифицировали злой принцип вселенной.
    Посредством определенных ритуалов и церемоний, символического очищения и возрожде-

    М. П. Холл. «Тайные учения всех времен. Энциклопедическое изложение герметической, каббалистической и розенкрейцерской символической философии»
    42
    ния, этот восхитительный бог добра возвращался к жизни и становился спасителем своего народа. Секретный процесс, посредством которого происходило воскрешение, символизиро- вал те культуры, в рамках которых человек способен преодолеть свою низшую природу и про- явить высшую. Мистерии были организованы с целью оказания помощи человеку в пробужде- нии духовных сил, которые, окруженные пылающим кольцом похоти и вырождения, спят в его душе. Другими словами, человеку предлагалось учение, позволявшее ему вернуть утерянное его достояние (см. «Зигфрида» Вагнера).
    В античном мире почти все тайные общества были философскими и религиозными. В
    Средние века они были религиозными и политическими, хотя оставалось и несколько фило- софских школ. В Новое время тайные общества в западных странах являются политическими или духовными организациями, хотя в некоторых из них, как, например, в масонстве, древние религиозные и философские принципы выжили.
    Здесь нет места для подробного обсуждения тайных школ. Существует несметное число древних культов, рассеянных по всему миру, на Востоке и на Западе. Некоторые из них, напри- мер пифагорейцы или герметисты, явно демонстрируют восточное влияние, в то время как розенкрейцеры, судя по их заявлениям, заимствовали многое в своей мудрости от арабских мистиков. Хотя мистические школы обычно ассоциируются с цивилизованными временами,
    есть свидетельства о том, что люди и в доисторические времена знали о них. Обитатели отда- ленных островов, даже находящиеся на низшей стадии развития, имеют мистические ритуалы и тайную практику, которые, как бы примитивны они ни были, определенно носят масонский оттенок.

    М. П. Холл. «Тайные учения всех времен. Энциклопедическое изложение герметической, каббалистической и розенкрейцерской символической философии»
    43
    Мистерии друидов Британии и Галлии
    «Первобытные обитатели Британии в некоторый отдаленный период времени возродили и реформировали свои национальные институты. Их жрец, или наставник, до сих пор носив- ший имя Гвидд, вынужден был разделить свой приход между высшим национальным жре- цом и другим жрецом, чье влияние должно было бы быть меньшим. Первый стал называться
    Друид (Дер-Видд), или высший наставник, второй – Го-Видд или Оват (О-Видд), меньший наставник. Оба они носили общее имя Бард (Бейрд), или мудрый наставник. По мере того как система росла и созревала, орден Бардов стал подразделяться на три класса: Друидов, Бейрд
    Брейнт, или привилегированных Бардов, и Оватов» (см. книгу Сэмуэля Мейрика и Чарльза
    Смита «Первые обитатели Британских островов»).
    Происхождение слова «друиды» до сих пор дискутируется. Макс Мюллер полагает, что,
    подобно ирландскому слову «друи», оно означает «люди Дубовых деревьев». Он далее при- влекает внимание к тому факту, что лесные боги и древесные божества в Греции назывались дриадами. Некоторые полагали это слово тевтонским по происхождению; другие считали его принадлежащим валлийскому языку. Кое-кто возводит это слово к галльскому «друидх», что означает «мудрец» или «волшебник». На санскрите слово «дру» значит «лес».
    Во времена римского завоевания друиды расселились повсеместно по всей Галлии и Бри- тании. Их власть над людьми никем не оспаривалась, и бывали такие случаи, когда армии,
    готовые ринуться друг на друга, слагали оружие по воле одетого в белые одежды друида. Ни одно важное предприятие не начиналось без помощи или содействия этих патриархов, кото- рые были посредниками между богами и людьми. Орден друидов заслуженно почитался за глу- бокое понимание законов природы. Энциклопедия «Британника» утверждает, что география,
    физические науки, естественная теология и астрология были их любимыми занятиями. Дру- иды хорошо знали медицину, особенно травы и лекарственные растения. В Англии и Ирлан- дии находили грубые хирургические инструменты. В старых английских трактатах по древней медицине каждому практикующему лечение предписывалось иметь у себя сад с необходимыми для его практики растениями.

    М. П. Холл. «Тайные учения всех времен. Энциклопедическое изложение герметической, каббалистической и розенкрейцерской символической философии»
    44
    1   2   3   4   5   6   7   8   9


    написать администратору сайта