Главная страница
Навигация по странице:

  • Древние мистерии и тайные общества. Часть II

  • Смерть Симона Мага

  • Абраксас, гностическое божество

  • Из книги Б. Монфокона «Древности»

  • Мистерии Асар-Хапи

  • тест. Изложение герметической, каббалистической и розенкрейцерской


    Скачать 2.28 Mb.
    НазваниеИзложение герметической, каббалистической и розенкрейцерской
    Дата05.10.2022
    Размер2.28 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файла93441452.a4.pdf
    ТипИзложение
    #716694
    страница7 из 9
    1   2   3   4   5   6   7   8   9
    Из книги Б. Монфокона «Древности»
    Рождение Митры
    Митра появился на свет из расколовшегося камня. Это случилось во мраке подземной пещеры. Церковь Рождества в Вифлееме подтверждает теорию о том, что Иисус родился в гроте, то есть в пещере. Согласно Дулию,
    Митра был приговорен к смерти через распятие и воскрес на третий лень.
    Хотя культ Митры не достиг философских высот зороастризма, его воздействие на запад- ную цивилизацию было весьма велико, поскольку одно время почти вся Европа была обращена в митраизм. Рим при столкновении с другими народами внушал им свои религиозные прин- ципы, и позднее многие институты обнаружили митраистские истоки. Упоминание «льва» и

    М. П. Холл. «Тайные учения всех времен. Энциклопедическое изложение герметической, каббалистической и розенкрейцерской символической философии»
    53
    «хватки львиных когтей» в уровне мастера масона имеет явно митраистский привкус и восхо- дит к этому культу. Лестница с семью перекладинами является символом в митраистской ини- циации. Фабер полагает, что эта лестница первоначально была пирамидой с семью уступами.
    Вполне возможно, что масонский символ лестницы с семью ступеньками имеет митраистское происхождение. Женщины никогда не допускались в митраистский орден, но туда допуска- лись мальчики до наступления зрелости. Отказ допускать женщин в масонский орден может быть основан на эзотерических причинах, фигурирующих в тайных учениях митраистов. Этот культ является еще одним отличным примером тех тайных обществ, чьи легенды, по большей части символически, представляют солнце и его путешествие по небу. Митра, возникающий из камня, есть просто солнце, встающее над горизонтом или, как полагали древние, из горизонта во время весеннего равноденствия.
    Джон О’Нейл оспаривает, что Митра был задуман как солнечное божество. В своей книге
    «Сумерки богов» он пишет: «Митра Авесты, язат света, имеет десять тысяч глаз, он высок,
    полон знаний (перетувакаяна), сильный, вечно бодрствующий (джагаурваунгем)». Верховный бог Ахура-Мазда имеет один глаз, и этим глазом, луной, солнцем и звездами он видит все.
    Теория, что Митра поначалу было именем верховного небесного бога, является единственной,
    отвечающей на возникающие тут вопросы. При этом солнце выпадает из этой картины. Оче- видно, что именно здесь мы имеем изобилие свидетельств о «Масонском Оке» и «его недрем- лющем никогда» (nunquam dormio) состоянии.
    Читатель не должен путать персидского Митру с ведическим Митрой. Согласно Алек- сандру Уайлдеру, «митраистские ритуалы вытеснили Вакхические мистерии и стали основа- нием системы гностиков, которая многие века доминировала в Азии, Египте и даже на отда- ленном Западе».

    М. П. Холл. «Тайные учения всех времен. Энциклопедическое изложение герметической, каббалистической и розенкрейцерской символической философии»
    54
    Древние мистерии и тайные общества. Часть II
    Вся история как христианского, так и языческого гностицизма окружена глубочайшей тайной и неизвестностью, потому что, хотя гностики и были плодовитыми писателями, почти ничего из написанного ими не сохранилось. Они навлекли на себя враждебность ранней хри- стианской церкви, и когда ее институты достигли мировой силы, церковь уничтожила все доступные материалы о гностическом культе. Слово гностицизм означает мудрость или знание и происходит от греческого «гнозис». Члены ордена, как утверждают многие знатоки, были знакомы с тайными доктринами раннего христианства. Они интерпретировали христианские мистерии в соответствии с языческим символизмом. Свою секретную информацию и фило- софские достижения они скрывали от профанов и учили небольшую группу специально посвя- щенных лиц.
    Симон Маг, волшебник с репутацией, обеспеченной ему Новым Заветом, часто рассмат- ривается как основатель гностицизма. Если это так, то эта секта возникла в I в. н. э. и, вероятно,
    была одной из многих ветвей, может быть, даже первой, произросших из основного ствола христианства. Все, с чем не могли согласиться приверженцы раннего христианства, они при- писывали дьяволу. То, что Симон Маг имел таинственные и сверхъестественные силы, при- знавали даже его противники, но они утверждали, что эти силы даны ему адскими духами и фуриями, которые всегда сопровождали его. Несомненно, самая интересная легенда о Симоне та, где говорится о его теософском диспуте с апостолом Петром, когда они оба проповедовали различные Доктрины в Риме. Согласно легенде, Симон, чтобы доказать свое духовное превос- ходство, вознесся на небо на огненной колеснице. Невидимые силы подняли его в воздух и держали на высоте нескольких метров. Когда св. Петр увидел это, он вскричал громким голо- сом, приказывая демонам (духам воздуха) отказаться от поддержки волшебника. Симон упал с высоты и разбился, что и было доказательством превосходства христианских сил.
    Эта история, несомненно сфабрикованная из какого-то происшествия, является лишь одной из многих версий его смерти, ни одна из которых не согласуется с другими. Поскольку находится все больше свидетельств того, что в это время св. Петра в Риме не было, эта история становится все менее правдоподобной.
    Смерть Симона Мага
    Симон Маг, вызвавший духов воздуха, поднят демонами. Святой Петр заклинает дьявольские силы отпустить волшебника. Демоны были вынуждены подчиниться, и Симон Маг разбился насмерть при падении.
    В том, что Симон был философом, нет никакого сомнения, потому что, когда приво- дятся его подлинные слова, видно, что его синтетические и трансцендентные мысли выра- жены великолепно. Принципы гностицизма, сформулированные Симоном, хорошо переданы
    Ипполитом «Тебе, значит, я пишу то, о чем пишу, и говорю то, что говорю. А пишу я вот о чем. Из вселенских эонов (периоды, плоскости, циклы творения жизни в пространстве и времени, небесные создания) вырастают два побега, без начала и без конца, от одного корня,
    который есть невидимая сила, непостижимое молчание (Бифос). Из этих побегов один пре- восходит другой и, будучи сверху, представляет великую силу, универсальный ум, упорядо- чивающий все вещи; этот побег имеет мужской характер. Второй побег, находящийся снизу,
    великая мысль, является женским, производящим все вещи. Соединяясь друг с другом, они производят Средину, непостижимый Воздух, которому нет начала и конца. И в нем находится
    Отец, поддерживающий все вещи, питающий те вещи, которые имеют начало и конец» (см.

    М. П. Холл. «Тайные учения всех времен. Энциклопедическое изложение герметической, каббалистической и розенкрейцерской символической философии»
    55
    «Симона Мага» Дж. Р. Мида). При этом мы должны понимать, что всякая манифестация есть результат позитивного и негативного принципов, когда один действует на другой, и это про- исходит в срединной плоскости, или в точке равновесия, называемой плеромой. Эта плерома есть особая субстанция, произведенная из смеси духовных и материальных эонов. Из плеромы выделился демиург, бессмертный смертный, которому мы обязаны нашим физическим суще- ствованием. Обязаны мы ему и страданиями. В системе гностиков есть три пары противопо- ложностей, называемые Сизигиями, т. е., эманации Вечного. Они вместе с Ним составляют семерку. Шесть (три пары) эонов (живые, божественные принципы) были описаны Симоном в его работе «Философумена» следующим образом. Первые два – Ум (Нус) и Мысль (Эпи- нойя). Затем идут Голос (Фон) и его противоположность Имя (Онома) и, наконец, Причина
    (Логисмос) и Размышление (Энтумезис). Из этих начальных шести, соединенных Вечным Пла- менем, происходят эоны (ангелы), которые, направляемые демиургом, организуют низший мир
    (см. работы Е. Блаватской). Следует рассмотреть, каким образом был развит этот первый гно- стицизм Симона Мага и его ученика Менандра, а затем искажен последующими привержен- цами этого культа.
    Школа гностицизма разделилась на две главные части, называемые александрийским и сирийским культами. Эти школы были согласны по существенным проблемам, но александрий- ская склонялась к пантеизму, в то время как сирийская – к дуализму. Сирийский культ следо- вал Симону, а александрийская школа развивала философское творчество умного египетского христианина по имени Василид, который говорил, что воспринял основные свои мысли от апо- стола Матфея. Подобно Симону, он был приверженцем концепции эманации с уклоном в нео- платонизм. На самом деле вся гностическая мистерия основана на гипотезе эманации как логи- ческой связи между несоединимыми противоположностями, абсолютным духом и абсолютной субстанцией, которые, согласно гностикам, сосуществовали в вечности. Некоторые исследо- ватели предполагают, что Василид был подлинным основателем гностицизма, но есть много свидетельств того, что это направление было все-таки основано Симоном веком раньше.
    Абраксас, гностическое божество
    Имя ABRAXAS, запущенное Василидом, египетским гностиком,
    представляет собой словесную конструкцию из семи букв, которые выражают семь творческих сил или планетарных ангелов древней мудрости. Сэмпсон
    Арнольд Макей выдвинул теорию, согласно которой это имя составлено из двух древних слов – ABIR, означающее быка, и AXIS, означающее полюс. Для подтверждения своей теории он обращает внимание на тот факт, что смена полюсов происходит во время равноденствия, в созвездии
    Тельца, небесного быка. Четыре белые лошади, влекущие колесницу
    Абраксаса, символизируют четыре эфира, посредством которых солнечная сила, ABRAXAS, циркулирует по всем частям вселенной. Имя из семи букв
    ABRAXAS
    обретает символическое значение силы семи лучей. Тому, что современный мир хоть что-то знает о символизме античных гностиков,
    мы обязаны скаредности тех людей, которые целью своей жизни ставили замалчивание какого-либо разумного изложения гностической философии;
    дело в том, что из-за коммерческой ценности гемм с выгравированными на них гностическими символами эти фанатики предпочли хранить их,
    а не уничтожать. Представленная картина есть увеличенное изображение гностического драгоценного камня, размер которого немного больше 2,5
    сантиметра. Кольца и другие драгоценности с гностическими геммами без

    М. П. Холл. «Тайные учения всех времен. Энциклопедическое изложение герметической, каббалистической и розенкрейцерской символической философии»
    56
    всякого сомнения использовались членами культа в качестве опознавательного знака. Поскольку орден представлял собой секретное общество, камни были весьма малого размера, дабы не вызывать подозрений.
    Василид Александрийский внедрил в гностицизм египетский герметизм, восточный оккультизм, халдейскую астрологию и персидскую философию. Его доктрина стремилась объ- единить школы раннего христианства с древними языческими мистериями. Ему приписыва- ется формулировка любопытной концепции о божестве под названием Абраксас.
    При обсуждении происхождения этого имени Годфри Хиггинс в своей книге «Кельт- ские друиды» продемонстрировал, что числовая сила букв, образующих слово «Абрак- сас» (Abraxas), равна 365. Тот же автор указывает, что имя Митра при подобном анализе дает то же самое число. Василид учил, что вселенная разделена на 365 эонов, или духовных циклов,
    и что их сумма является Верховным Отцом, которому он дал каббалистическое имя «Абрак- сас», что означает числовой символ Его божественной силы, атрибутов и эманаций. Абраксас обычно изображается как сложное существо: с человеческим телом, головой петуха, и каждая из его ног оканчивается змеей. К. У. Кинг в своей книге «Гностики и их наследие» дает следу- ющее краткое описание гностической философии Василида, цитируя раннего христианского епископа и мученика св. Иринея: «Он утверждал, что Бог, несотворенный, вечный Отец, сна- чала породил свой Нус, или Ум, Логос – Слово; это Фронезис – Разум; от Фронезиса произо- шли София – Мудрость и Динамис – Сила».
    Описывая Абраксаса, Ч. У. Кинг говорит: «Беллерман рассматривает сложный образ,
    нареченный именем «Абраксас», как божество из гностического пантеона, представляющее верховное существо с пятью эманациями, отмеченными подходящими символами. От челове- ческого тела, обычной формы, которую принимает божество, отходят две опоры – Нус и Логос,
    представленные змеями, символами внутреннего чувства и живого мышления. Именно на этом основании греки сделали змею атрибутом Паллады. Голова петуха, то есть птицы, олицетво- ряющей предвидение и бдительность, представляет Фронезис. Его две руки держат символы
    Софии и Динамиса – броню Мудрости и метлу Власти».
    Гностики разделились в своих мнениях относительно демиурга, творца низших миров.
    Демиург сотворил земную вселенную с помощью шести сыновей, или эманаций (возможно,
    планетарных ангелов), которых он произвел из себя и внутри себя. Как уже говорилось, деми- ург отделился от низшей субстанции, называемой плеромой. Одна группа гностиков считала,
    что демиург был ответствен за все зло и был дьявольским созданием, построившим свой низ- ший мир, отделив при этом души людей от истины и заточив их в смертные оболочки. Дру- гая секта полагала, что демиург был вдохновлен невидимым повелителем и выполнял его волю. Некоторые гностики полагали, что еврейский бог Иегова был демиургом. Эта концепция,
    правда, под другим названием, повлияла на средневековых розенкрейцеров, которые рассмат- ривали Иегову как повелителя материальной вселенной, а не как верховное божество. Мифо- логия полна историй о богах, разделяющих ту и другую природу. Один, скандинавский бог,
    может служить примером смертного божества, склоняющегося перед законами природы и все же являющегося, по крайней мере в некотором смысле, верховным божеством.
    Достойны рассмотрения воззрения гностиков относительно Христа. Этот орден претен- довал на то, что только он обладает подлинным изображением Божественного Сирийца.
    А другие изображения были, по всей вероятности, идеализированными концепциями
    Спасителя, основанными на скульптурах и изображениях языческого бога солнца.

    М. П. Холл. «Тайные учения всех времен. Энциклопедическое изложение герметической, каббалистической и розенкрейцерской символической философии»
    57
    Из книги Б. Монфокона «Древности»
    Сила света с львиным лицом
    Эта гностическая гемма изображает змеиное тело проходящего по небу
    Солнца. Львиная голова есть прохождение солнечной орбиты в созвездии
    Льва.
    Для гностиков Христос был персонификацией Нуса, божественного ума, эманацией выс- ших духовных эонов. Нус вошел в тело Христа при крещении и оставил его при распятии.
    Гностики заявляли, что Христос не был распят, поскольку Божественный Нус не может уме- реть, но что Симон из Киринеи предложил отдать свою жизнь, и Нус своей властью придал
    Симону сходство с Христом.
    Ириней относительно космической жертвы Христа утверждает следующее: «Когда несо- творенный и безымянный Отец увидел порчу человечества, Он послал Своего первенца по имени Нус в мир в форме Христа для искупления всех тех, кто верил в Него, для освобож- дения сил, которые сотворили мир (демиург и шесть его сыновей, планетарных творцов). Он появился среди людей как Иисус и творил чудеса» (см. «Гностики и их наследие» Ч. У. Кинга).

    М. П. Холл. «Тайные учения всех времен. Энциклопедическое изложение герметической, каббалистической и розенкрейцерской символической философии»
    58
    Из книги Б. Монфокона «Древности»
    Символический лабиринт
    Лабиринты были излюбленным местом инициации во многих древних культах. Остатки этих мистических лабиринтов сохранились у американских индейцев, индусов, персов, егип- тян и греков. Некоторые лабиринты представляли собой просто хитросплетения дорожек,
    выложенных камнями; другие лабиринты были буквально милями мрачных пещер под хра- мами или же внутри гор. Знаменитый Критский лабиринт, в котором обитал Минотавр с голо- вою быка, был, без всяких сомнений, местом инициаций в Критские мистерии.
    Гностики делили человечество на три части: дикарей, которые боготворили только види- мую природу; тех, кто, подобно евреям, боготворил демиурга; и, наконец, самих себя или тех,
    кто исповедовал сходные культы, включая некоторые христианские секты, кто боготворившие
    Нуса (Христа) и истинному духовному свету, исходящему от высших эонов.
    После смерти Василида ведущей фигурой гностического движения стал Валентин. Он еще больше усложнил систему гностической философии, добавив бесконечное количество деталей. Он увеличил число эманаций от одного Величайшего (Бездна) до пятнадцати пар, а также сделал упор на Непорочную Софию, или Мудрость. В «Книге Спасителя», части которой известны под названием «Пистис София», можно найти много материала относительно этой странной доктрины эонов и их странных обитателей. Джеймс Фримен Кларк говорит о док- трине гностиков так: «Эти доктрины, которые кажутся нам странными, имели большое влия- ние на христианскую церковь». Многие теории античных гностиков, особенно в отношении научных вопросов, подтверждаются современными исследованиями. От главного направления отделилось несколько сект, такие, как валентинианцы, офиты (почитатели змеи) и адамиты.

    М. П. Холл. «Тайные учения всех времен. Энциклопедическое изложение герметической, каббалистической и розенкрейцерской символической философии»
    59
    После III в. деятельность гностиков резко пошла на убыль, и они практически исчезли из фило- софского мира. В Средние века делались попытки воскресить гностицизм, но, поскольку все материалы гностиков были уничтожены, для этого предприятия не хватило данных.
    Даже сейчас можно видеть следы гностических концепций в современном мире, но они носят другие названия, а об их подлинном происхождении даже не подозревают. Многие из гностических концепций были встроены в догматику христианской церкви, и наши новые интерпретации христианства часто преподносятся в духе гностического эманационизма.

    М. П. Холл. «Тайные учения всех времен. Энциклопедическое изложение герметической, каббалистической и розенкрейцерской символической философии»
    60
    Мистерии Асар-Хапи
    Происхождение греко-египетского Сераписа (известного грекам как Серапис и египтя- нам как Асар-Хапи) окружено непроницаемой завесой таинственности. Хотя это божество часто встречается среди символов секретных египетских ритуалов посвящения, его тайная природа была открыта только тем, кто исповедовал культ Сераписа. По всей вероятности, егип- тяне, за исключением инициированных жрецов, сами пребывали в неведении относительно его истинного характера. Насколько известно, не существует аутентичного описания подлин- ных ритуалов культа Сераписа, но анализ различного рода символов раскрывает его основные черты. В послании царю Кипра Серапис описывает себя так:
    Как бог я таков, каким я тебе кажусь.
    Звездные небеса – моя голова, мое туловище – море.
    Земля – это мои ноги, мои уши – это воздух.
    Лучи солнца, бриллиантовые стрелы – это мои глаза.
    Было сделано несколько неудачных попыток объяснить этимологию слова «серапис».
    Годфри Хиггинс заметил, что у египтян каменный саркофаг назывался Сорос, а священного быка, воплощение Осириса, они звали Апис. Эти два слова комбинируются в одно – сорос- апис, или сор-апис – «гробница быка». Но невероятно, чтобы египтяне поклонялись гробу в форме человека.
    Некоторые древние авторы, включая Макробия, утверждали, что Серапис – это имя
    Солнца, потому что в его изображениях часто видно гало над головой. В своем «Гимне вели- кому Солнцу» Юлиан говорит о божестве следующее: «Юпитер, Плутон, Солнце – это все
    Серапис. В еврейском языке Серапис есть сараф, что означает «сверкать». По этой причине евреи назвали одного из своих духов Серафимом.
    Общепринятой, однако, является теория, согласно которой истоки имени Серапис нужно искать в сочетании Осирис-Апис. Одно время египтяне верили, что мертвые поглощаются сти- хией Осириса, богом мертвых. Хотя существует сходство между Сераписом и Осирис-Аписом,
    египтологи все-таки считают, что Серапис есть просто имя, данное мертвому Апису, священ- ному быку Египта. Эта теория притягательна в свете трансцендентальной мудрости, которой обладали египетские жрецы, по всей вероятности, использовавшие бога для символизации души мира (anima mundi). Материальное тело природы было названо Аписом; душа, покида- ющая тело после смерти, но опутанная формами физической жизни, была названа Сераписом.
    Ч. У. Кинг полагает Сераписа божеством брахманического происхождения. Имя его является греческим искажением двух имен, приписываемых Яме – индуистскому богу смерти, – Сер-Адах или Сри-Па. Это кажется разумным, если вспомнить легенду о том. что
    Серапис в облике быка был привезен Вакхом из Индии в Египет. Первичность индуистских мистерий является существенной поддержкой этой теории.
    Среди других значений имени Серапис есть и такие: «Священный Бык», «Солнце в
    Быке», «Душа Осириса», «Священная Змея», «Ушедший на покой Бык». Последняя интер- претация связана с церемонией утопления быка – священного Аписа – в водах Нила каждые
    25 лет.
    Есть свидетельства тому, что знаменитая статуя Сераписа в Серапеуме в Александрии сначала была объектом поклонения в Синопе под другим именем, и только позднее ее пере- везли в Александрию. Есть также легенда о том, что Серапис был царем египтян в совсем древ- ние времена, и именно ему они обязаны философскими и научными достижениями. После

    М. П. Холл. «Тайные учения всех времен. Энциклопедическое изложение герметической, каббалистической и розенкрейцерской символической философии»
    61
    смерти этот царь был возведен в ранг бога. Филарх говорит, что слово Серапис означает «силу,
    которая привела вселенную в прекрасное состояние порядка».
    Плутарх в «Исиде и Осирисе» дает следующее объяснение происхождения статуи Сера- писа в Серапеуме (Александрия): египетский фараон Птолемей Сотер увидел однажды стран- ный сон, в котором гигантская статуя ожила и приказала ему доставить ее в Александрию как можно скорее. Поскольку Птолемей не знал, что это за статуя, он не знал, как ее найти. Когда
    Птолемей рассказывал о сне своему окружению, великий путешественник по имени Сосибий вспомнил, что такая статуя есть в Синопе. Птолемей немедленно снарядил Сотелеса и Диони- сия устроить перевоз статуи в Александрию, заручившись согласием жителей Синопа. Прошло три года, и наконец посланники фараона сумели выкрасть статую, а для того чтобы скрыть преступление, ими был распущен слух о том, что статуя ожила и сама прошагала от храма по улицам, ведущим к кораблю, приготовленному для ее транспортировки в Александрию. По прибытии туда статуя в присутствии двух египетских посвященных – Эвмолпида Тимофея и
    Манефона из Себеннита – тут же была названа Сераписом. Жрецы объяснили, что это был эквивалент Плутона. Это был мастерский ход, потому что в лице Сераписа греки и египтяне получили общего бога, что в значительной степени приблизило страну к религиозному един- ству.

    М. П. Холл. «Тайные учения всех времен. Энциклопедическое изложение герметической, каббалистической и розенкрейцерской символической философии»
    62
    1   2   3   4   5   6   7   8   9


    написать администратору сайта