Женщина высшего пилотажа. Женщина высшего пилотажа вероника Хацкевичженщина высшего пилотажа редактор Марина ГолубеваКорректор Ольга АнасьеваХацкевич В
Скачать 2.06 Mb.
|
Женщина высшего пилотажа не ждет, пока вы разрешите ей приложить себя. Она опять сникнет, заскучает и погаснет, а вы получите мерзкое послевкусие, которое оставляет момент «как всегда». Не произойдет ничего плохого, но и чудесного ничего не произойдет, вы так и останетесь в ком- натке, среди знакомых стен, а ваша энергия, которая только-только зажглась, погаснет и ускользнет. Вспыхнуть — это важная задача, но гореть — задача посложнее. Так же как влюбиться и реализо- ваться в чувстве — вещи разные, потому что влюбленность — это путь к самореализации, но не есть самореализация. Потому просто загореться недостаточно. Так как энергия быстро закончится, а вы охладеете и не сможете ничего дать ни делу, ни человеку. Следующая причина, которая препятствует возбуждению, это СТРАХ. Нам кажется, что если мы откроемся энергии, позволим чувству завладеть собой, случится непоправимое. Мы потеряем контроль над своими действиями. Погрузимся с головой. А как же все остальное? Поэтому лучше не начинать, не ввязываться. Однако и тут существует техника, чтобы справиться со страхом неизвестности. Как вы уже успели заметить, энергия похожа на маленького ребенка. Он весь в движении и вечно стремится вперед, мы можем только следовать и следить. Какими бы бесцельными ни казались детские порывы, каким бы бессмысленным ни виделся путь, взрос- лые идут следом за малышом, который пальцем показывает, куда хочет идти. Он хочет познавать мир вокруг себя, но недостаточно опытен, чтобы избежать элементарных опасностей. Для этого есть мы. Мы контролируем глупость ребенка, которому не страшно за- глядывать за окно, потому что листва зеленая, а до той ветки мож- но дотянуться. И мы вовремя подхватим его, остановим, не дадим упасть. Выход энергии мы даем, но в разумных пределах, потому что знаем, чем закончится перевешивание через карниз или хождение по перилам моста, или стремление пересечь оживленную дорогу на красный свет. 78 Вероника Хацкевич Энергия, как и малыш, не знает об опасностях, которые под- стерегают на пути самореализации, о том, что можно увлечься и потерять смысл, а то и уйти с головой в процесс, позабыв об окру- жении, которому вы нужны. Ваша задача — не только следовать за энергией, но и направлять ее, помогая избежать самозабвения и растворения личности в бесконечной погоне за совершенством, потому что вы точно знаете, вы самореализуетесь не ради этого. Энергия творца непосредственная, живая, детская. Вы долж- ны наблюдать, куда тянетесь, за что беретесь, в каком направлении движетесь. Только тогда, когда вы осознанно включаетесь в про- цесс поиска, он становится безопасным, и вы можете спокойно из- учать новые идеи, новые виды деятельности, встреченных людей, которые включат вас в процесс самопознания и самореализации. Ведь, согласитесь, в людях, которые встречаются вам на пути, есть то, что вас восхищает, есть черта или умение, которым хотели бы обладать и вы. И непременно будете, если научитесь направлять свою энергию и перестанете обесценивать то, что ценно для вас. Часто обесценивание происходит неосознанно, но от этого не менее горько и тяжело. Ведь ничего другого и не будет ощущать человек, который отворачивается от того, что ему дорого и ценно, но ценность эту он признать не может. Происходит это, скорее все- го, из-за негативного опыта, нередко пришедшего из детства или ранней юности. Если не можете остановиться и не обесценивать, возможно, проблему поможет разрешить психотерапевт, он прора- ботает с вами слабые места, на которых терпит поражение ваше зарождающееся возбуждение и любопытство. Но вот возбуждение есть, а любопытство уже тянет вас за рукав, как нетерпеливый ре- бенок, которому обязательно нужно знать, куда ведет творческий путь, начинающийся, как и все пути, с первого шага. КАК НА ПРАКТИКЕ ИДТИ ЗА ЭНЕРГИЕЙ? Доводилось ли вам испытывать немой восторг, загораться идеей только потому, что вас кто-то восхитил своим мастерством? 79 Женщина высшего пилотажа Вы увидели, как другой человек танцует или играет на инструмен- те, как кто-то рисует, и загорелись, возбудились, ощутили прилив энергии. Тот, кто восхитил вас, может стать вашим проводником или учителем. Он может направить вас, если вы живо интересуетесь, где же ваш кумир обучился искусству танца или живописи. Не останавливайте себя, узнавайте, наводите справки, в кон- це концов, обратитесь к всезнающему «Гуглу». Он точно будет знать, какие школы танцев находятся в вашем городе, какие из них вам подойдут, где лучше обучат рисовать акварелью, а где — игре на гитаре. Да, вы, возможно, неумеха и мало смыслите в танцевальном искусстве. И, возможно, нотная грамота для вас сродни китайско- му языку. Но если вы позволите страху помешать вам, затормози- те энергию, перестанете искать и откажетесь выбирать, то энергия вам этого не простит. Отсюда неоправданная, казалось бы, злость, раздражение, ощущение залежалости — энергия бродит, не в со- стоянии преобразоваться в деятельность, а продуктами такого бес- смысленного брожения являются раздражительность, скука, уста- лость, ощущение, что жизнь проживается впустую. За энергодвижением, порывами стоит наблюдать, поддержи- вать себя в начинаниях, постоянно напоминая себе о том, что это ваше желание, и оно законно, имеет право быть, имеет право во- площаться. А ваша энергия может быть пущена вами по какому угодно руслу, если только в нем вы чувствуете участие и интерес. На любой шаг вперед требуется энергия, но изучать и позна- вать нас побуждает не любовь к кому-то или чему-то. Сближени- ем и контактом управляет здоровая агрессия и спортивная злость. Любовь здесь служит скорее охранной системой, в рамках которой мы дозволяем энергии действовать, ведь наша цель в созидании, а не разрушении. Ибо мы, может, и познаем цветок, оборвав его лепестки, вырвав его с корнем из земли, но только взрастив его из семечка, сможем понять, что он такое и как он красив на каждом этапе своего развития. 80 Вероника Хацкевич Так и с любимым делом — здоровая агрессия и спортивная злость побуждают нас действовать, узнавать, углубляться, но не потерять себя, не раствориться в любимом деле на пути к результа- ту, который часто переоценивают. Нужно помнить, что не в резуль- тате кроется суть самореализации, а в самом процессе. Результат приходит, если процесс идет своим, правильным путем, а потоку энергии не препятствует страх. Он все равно присутствует, но по- бедить человека, который изучил и контролирует свой страх, гораз- до сложнее, чем того, кто даже бояться страшится. Как вы относитесь к результату и чем он является для вас? Запомните: таланты сразу не проявляются, сначала запускаем энергию. Результат, хорош он или плох, долгое время был для вас мери- лом ваших достижений? Вы оцениваете себя по результату? Такое отношение к себе зовется «комплексом отличника». Сами того не сознавая, вы перестаете быть собой и на пути саморе- ализации талантов, становитесь зависимым от оценки. То есть за- меняете собственную личность оценкой, своими умениями, знани- ями, стремлениями. Если у вас что-то не удалось, то это ни в коем случае не от незнания, неумения, а потому что вы «плохо старались и не хотели, чтобы у вас получилось»? Вот она, ошибка, которую совершают новички, стремящиеся выразить себя, раскрыть свой потенциал. Не получается — значит, вы плохой. Значит, надо останавли- ваться. И снова звучит привычное: «Эх вы, растяпа, вечно у вас тяп-ляп, а все это от лени, от халатного отношения к предмету». Не будь этого, да разве совершали бы вы ошибки? А ну-ка, что это вы на себя вздумали примерять — белое пальто? Стаскивайте его поскорее. И не вздумайте больше... нет у вас таланта. И старания. И усердия. Вы всего лишь ленивая бестолочь. Вот так бичуют себя те, кто решился попробовать, но прова- лился на первой попытке. Но задумайтесь, знаете ли вы тех, кто су- мел все мастерски с первого раза? Вот так сел за пианино и заиграл? 81 Женщина высшего пилотажа Спросите любого мастера своего дела, что помогает стать ма- стером? Правда ли, что для мастерства необходим исключительно талант? И только? А как же знаменитая фраза о том, что талант — это всего лишь один процент одаренности, а все остальные достаются на долю ад- ского упорного труда? Рисунок обретает гармонию, рука уверенно выводит контуры, глаз улавливает перспективу не за три пробных занятия рисовани- ем. О нет, этому учатся — постепенно и не ради результата, а пото- му что увлечены перспективой, образами, искусством. Вспомните строчки песни Волшебника из фильма «Обыкно- венное чудо». «Из миража, из ничего, из сумасбродства моего вдруг возникает чей-то лик и обретает цвет и звук, и плоть, и страсть». Именно таковым является творчество. Нелепый, смешной, безрас- судный процесс, которым надо уметь наслаждаться, не задумыва- ясь о том, каков будет результат и чей это лик возникнет в процессе творения. Если процесс вам «невкусен», вы не умеете наслаждаться про- сто течением, талант останется от вас скрытым, потому что творче- ство, реализация энергии прежде всего заключена в интуитивном действии, умении следовать и наблюдать. Если вам интересно рисовать, и неважно, что у персонажа ле- вый глаз косит, а правый гораздо больше, то вскоре ваши рисо- ванные персонажи будут смотреть живее, обретут тот самый цвет и звук, о котором упоминается в песне. Люди талантливы, когда они увлечены. Им просто хочется танцевать, петь, рисовать. Они делают это не ради результата. Ради увлечения, радости, ощущения наполненности, возможности по- грузиться в процесс, оставив рутину и бытовые проблемы за бор- том реального мира. Потому пойдите и купите, наконец, эти чертовы кисти или маркеры. Выберите холст. И дайте краскам жить. Кисть в вашей руке всего лишь продолжение вашей энергии, которая проливается 82 Вероника Хацкевич на холст живыми образами, говорит с миром через вас, заявляет о себе. Потому наслаждайтесь процессом. Хоть это и не так просто — порой мы перестаем что-то делать, потому что смотрим на кривую каракулю или на себя в зеркале и испытываем глухое раздраже- ние. Чтобы избежать этого чувства, мы готовы на все. И, в первую очередь, мы прерываем то, к чему стремились. «Рисовать? Да раз- ве вы можете рисовать? Что это вы себе возомнили?» — гундосит злобный критик, но вы рисуйте. Представьте себя караваном, который идет, даже когда собака лает. Но вот уж вы и решились, и продолжаете рисовать, пусть даже нарисованное вами «могло быть раз в сто лучше», но вы и об этом уж не думаете, просто учитесь быть в процессе... И все же нет-нет да и взглянете на результат, мысленно перенесетесь туда, где ваши картины наконец правильны и совершенны. Такое ожидание отнимает, гасит порывы энергии, потому что энергия не умеет ждать результата, не ждите его и вы. Не стоит со- мневаться в своих силах, копаться в воспоминаниях своих прежних неудач. Пусть ваше творчество развивается само собой, дайте ему свободу и позвольте созидательной энергии принести вам плоды. КАК НАУЧИТЬСЯ НЕ ЖДАТЬ РЕЗУЛЬТАТА? «Не ждите чуда. Чудите сами». Нечто похожее можно сказать и об ожидании результата. Почему? Да потому что результат в про- цессе, и он все время меняется. Не верите? Взгляните на раннего Пикассо. Результаты хоро- ши, но как разительно отличаются они от его позднего творчества. Вы не Пикассо, но вам этого и не надо. Все, что необходимо на пути реализации, — это не превращать результат в некоего идо- ла. Ибо идолы кровожадны и не прощают ошибок. А вы вправе испортить, совершить ошибку, упасть, затем, что- бы научиться, подняться и следовать дальше. 83 Женщина высшего пилотажа Потому не уподобляйтесь своим родителям, которые призы- вали вас не марать альбомы или не мучить инструмент. Портите, марайте, мучьте. Пусть блины выйдут комом. Ваши руки начинающего творца могут дрожать, они несовер- шенны, возможно, но вот энергия, идущая через вас, совершенна. Если вы верующая, представьте, что это Бог творит через вас, и «не мешайте Творцу делать свое дело». Штука в том, что умение доверять процессу влияет на резуль- тат. Недоверчивый творец не может быть творцом в полной мере. Если человек не доверяет окружению, миру, то он не верит и в себя и, значит, не сможет стать проводником. Говорите себе: «Мне не важно, получится ли, как получится и что именно». Просто творите, как живете... просто делайте. СЛЕДУЮЩЕЕ ПРЕПЯТСТВИЕ Но вот вы уже достаточно окрепли в процессе и слова «просто делайте, не ждите результата» больше не являются для вас нонсен- сом. Вы научились действовать, не заботясь о результате. Но все еще не стали мастером. Что-то у вас получается, что-то по-прежнему идет туговато. Велик соблазн остановиться на достигнутом. Зачем вам учить- ся мастерству? Зачем вам вообще учиться, когда вы распробовали деятельность и теперь вам ясно — вы можете этим заниматься. Но не собираетесь более углубляться, ведь это ваше умение не будет вас кормить. У вас уже есть профессия. И неважно, что она нелюбима и учились вы по настоянию родителей. А теперь можете учиться для себя. Не затем, чтобы зарабаты- вать умением, но затем, чтобы совершенствовать навыки, потому что вас увлекает сам процесс самосовершенствования. К тому же по-настоящему увлеченный человек не задается во- просом, что же будет, когда я окончу образование. Он вкладывает в себя знания и умения, приобретает опыт, который помогает ему познавать. И деньги пока не играют в этом особой роли. 84 Вероника Хацкевич Наиболее ценный здесь ресурс — ваше время, которое вы уде- ляете хобби, будь то изготовление удивительных подарков или во- лонтерство. Профессионалом вы не станете, у вас наверняка нет такой цели, но каждый раз, осваивая новый уровень деятельности или знаний, вы продвигаетесь на пути к профессионализму. А профес- сионализм, прежде всего, означает способность не бойко зарабаты- вать, но вовремя и к месту применить свои навыки. Оценка окружающими вашего таланта и профессионализ- ма — это хороший, но внешний стимул. Гораздо важнее и сильнее стимулы внутренние, в первую очередь увлеченность самим про- цессом, интерес к развитию своих навыков, совершенствованию и самореализации. Если в процессе вы скучаете, то какой бы мощ- ной ни была энергия, она погаснет. Конечно, возникновение препятствий и затруднений неизбеж- но. Но изучить препятствия можно только в процессе деятельности, поэтому, чем больше вы испробуете, тем более серьезным против- ником станете для всякого рода препон. Иными словами, никакое препятствие не сможет убедить вас бросить то, что вам по душе. Другая хитрость состоит в том, чтобы заниматься не только любимым делом. Разбавляйте свою деятельность разными заняти- ями. Только не пробуйте заниматься двумя делами одновременно. Наш мозг к такому не приспособлен, от такого обращения и он зачахнет, и энергия будет скорее расплескиваться, чем сохранит структурированный поток. Однако, если вы замечаете, что сами не чините препятствий энергии, а она замирает как вкопанная на одном месте, независи- мо от рода вами выбранной деятельности, то это повод обратиться к психотерапевту. Он поможет осознать программу под кодовым названием «энергия не пройдет» и исправить ситуацию. Любое умение, опыт нуждается не только в том, чтобы их признали, но и в передышках. Вот вы научились чему-то ново- му, возьмите тайм-аут, переключитесь. Вы не студент, которому необходимо выучить китайский за одну ночь. Если вам доводи- 85 Женщина высшего пилотажа лось усваивать информацию в подобном темпе, вы знаете, сколько из выученного остается у вас в голове уже день спустя. Поэтому, помимо деятельности, нужно заниматься и осоз- нанием, и подведением итогов. Иначе вы так и не поймете, чего вы достигли, не прочувствуете послевкусия, если будете бездумно реализовываться. Любой профессионал отличается от любителя тем, что не за- бывает об обратной связи, которую необходимо давать самому себе, чтобы определить, в какой точке пути он находится и куда же двигаться дальше. ПЕРЕВОД ЗАНЯТИЙ НА ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ Так вы можете прийти к мысли, которая может показать- ся кощунственной. Что вашим творчеством можно зарабатывать на жизнь. Вот этим-то? Да разве найдется желающий приобрести то, что вы предлагаете? Да и как такое предложить? А как стыд- но перед настоящими профессионалами, ведь вы, по сравнению с ними, всего лишь волшебник-недоучка, самозванец, можно сказать. Что ж, этот комплекс так и называется комплексом само- званца. «Да кто ты такой, Пушкин, что ли?» «Тоже мне, Леонардо да Винчи нашелся». «Но-но, ты, может, и хорошо танцуешь, но до артистов Большого тебе как до Луны». Но вы — это вы. Не артист, не да Винчи, не Пушкин, да и не надо. Они уже или есть, или были. И только ваше место остается вашим. Потому не спешите прогонять мысль о том, чтобы попробо- вать перевести вашу энергию в русло профессиональное. Рань- ше она приносила только радость, ныне она может принести еще и прибыль, и в этом нет ничего дурного. Поддержите себя. Можете обратиться к тем, кто уже занимается чем-то подоб- ным. Как дела обстоят у них? Полюбопытствуйте. Вам необязатель- 86 Вероника Хацкевич но принимать решение прямо сейчас. Но вот изучить проблемати- ку вопроса, углубиться и развить мысль — это совсем другое дело. Начните читать и спрашивать тех, кто практикует подобную деятельность. Посещайте мероприятия, посвященные развитию бизнес-идей. Ознакомьтесь с полем, в котором вам придется действовать. Если бы вы решились, то кто были бы ваши клиенты, каков уровень спроса на то, что вы можете предложить аудитории, как заинтере- совать потенциальных покупателей, прорекламировать ваши уме- ния. Если вы почувствуете возбуждение, значит, попали в точку и ваша энергия нуждается в движении именно в этом направлении. Ведь бизнес — это тоже творчество, хотя у большинства он ассоциируется с двумя операциями «купи-продай». Но это да- леко не так. Поинтересуйтесь, с чего начинались все великие бизнес-идеи. Например, владелец «Старбакс» просто желал создать место, где было бы приятно посидеть и выпить чашечку кофе. А Dolce & Gabbana изначально являлась не чем иным, как протестом против официального строгого дресс-кода — основатели марки загорелись желанием создать одежду, которая была бы и красива, и удобна. Вот так энергия бунтарства и творчества вылилась в нечто гранди- озное, живущее и процветающее по сей день. Профессия — это не просто мастерство, а осмысление, изуче- ние своего дела и понимание бизнес-процесса. Если вас увлекают обе эти составные, то у вас получится найти свое место в мире про- фессионалов и зарабатывать на жизнь любимым делом. В конечном итоге вы можете отказаться от идеи заработка. Но пройдя данный этап, выстроив в голове цепочку воплощения бизнес-идеи, вы почувствуете себя намного опытнее, сильнее и увереннее, чем были до того, как решили попробовать. |