Грантхавали. Кабир (1440, Varanasi, Jaunpur, India 1518, Maghar) Грантхавали (Собрание)
Скачать 1.45 Mb.
|
17. Глава о нищенстве (1)17.1. Человек просил [подаяние] у [другого] человека [ради Господа], но Невидимый (2) не появился [в его сердце]. [Он] не встретил Гобинда, не затушил огня [страстей], который разгорается все сильнее и сильнее. 17.2. [Чтобы наполнить] свои живот, [человек] день и ночь просил милостыню, [Но] так и остался опьяненный гордыней власти, не исполнив своего обета. 17.3. Гуру – хозяин тех слуг-учеников, которые прислуживают [ему]. Овцу привели, чтобы снять с нее шерсть, [а она], привязанная, съела весь хлопок (3), [хранящийся в доме]. 17.4. Гуру – богатый купец, держит множество разносчиков [товара] (4). Имя Рамы не произносит устами, а жаждет [только подаяний]. 17.5. Кабир: [гуру] странствует с полной корзиной желаний. Он не волнуется об имени Рамы, а признает только металл. 17.6. Хозяин в век Кали (5) жаден, собирая в чашу медные монеты. Он прогуливается у ворот раджи, словно прожорливая корова [на чужом поле]. 17.7. Хозяин в век Кали жаден, алчность его все возрастает. Его занимают [только] деньги, и все [свое] время проводит, подсчитывая их. 17.8. Кабир: век Кали порочен, [в нем] не встретишь [ни одного] истинного муни. Алчные, обжоры, лицемеры – вот кто в почете! 17.9. Даже прочитав четыре Веды (6), [пандиты] (7) не привязались к Хари. Кабир унес [свой] урожай, а пандиты ищут его в поле (8). 17.10. Пусть брахман – гуру в мире, но он не гуру noдвижников. Запутавшись в четырех Ведах, он губит свою жизнь, несчастный. 17.11. Шакт (9) – словно веревка из конопли, [которая] от влаги становится крепче. Без двоих – Буквы (10) и гуру, связанный, [он] пойдет в Джампур (11). 17.12. Пандит, словно джайн (12), пьет воду, процеживая ее. А сам, ссорясь со своими соседями, по крупице теряет [свое] счастье. 17.13. Пандит без толку болтает [о Боге], [но] сердце [его] не ранено [любовью к Нему]. О[н] дает наставления другим, [а сам] попал в пасть [Ямы]. 17.14. Не выходя из [своих] клеток, попугаи обучают премудростям других. Они дают всем наставления, сами ничего не понимая. 17.15. Следя за чужим урожаем, прозевал [урожай] со своего поля. Поучая других, [остался] со ртом, полным песка (13). 17.16. Среди звезд луна пользуется уважением, Но, когда восходит солнце, [она] скрывается, так же как и звезды. 17.17. С виду кажется красивой, словно крепость из инея, [Но, когда] восходит солнце, [луна] тает, так что не наберешь и горсти воды. 17.18. Совершая паломничество и купаясь в воде, все люди вымерли. [Ибо] имя Рамы повторяли [только губами], смерть увлекла [их за собой]. 17.19. Хоть поселись в Каши (14), хоть пей святую воду [Ганга]. [Все равно] нет [тебе] спасения без имени Рамы, – так говорит Кабир, слуга [Рамы]. 17.20. Кабир: сколько раз я объяснял этому миру: Схватившись за хвост овцы, как переплыть [океан бытия]? 17.21. Кабир: расхаживая с гордым видом, [люди говорят]: "Я соблюдаю свой религиозный долг». Hе осознают своих заблуждений, уходят из мира с миллионом грехов. 17.22. [Весь] мир связан, как жертвенное животное, одной цепью: "мой", "твой". Семья, сыновья, жена, подобно сухой траве, горят снова и снова (15). Комментарий(1) В этом двустишии, как и в последующих, Кабир порицает лжесадху, для которого нажива – главное в жизни, противопоставляя ему бхакта, живущего во имя любви к Богу. (2) В оригинале – Алакх (Alakh), санскр. Alakhya, букв. "невидимый", "незаметный", "неописуемый" – эпитет Всевышнего. (3) Кабир иронически сравнивает жадного и корыстного гуру, собирающего дань со своих учеников ["слуг"], а не дающего истинного духовного наставления, с овцой, которую привели, чтобы снять c нее шерсть, а она съела весь хлопок, который был дома. (4) разносчики [товара] – ученики гуру, которые "продают" мирянам имя Рамы ради процветания своего духовного наставника. (5) См. примеч. 5 (1.5). (6) четыре Веды – четыре древнейших сборника ритуальных гимнов: 1. "Ригведа"; 2. "Яджурведа"; 3. "Самаведа"; 4. "Атхарваведа". См. примеч. 8 (1.11). Кабир отрицает авторитет Вед, противопоставляя Ведам путь бхакти. (7) См. примеч. 1 (9,1). (8) Смысл двустишия в том, что Кабир обрел Бога ("урожай"), в то время как пандиты тщетно ищут Бога, выполняя все обряды, предписанные Ведами. (9) Шакт, или сакат – почитатель Шакти (Дурги, Кали), божества, воплощающего в себе женскую творческую энергию. Культ Шакти в средние века был особенно распространен в Бенгалии, Ассаме, на юге Декана (подробнее о шактизме [31]). У Кабира шакт олицетворяет нечестивца, противопостоящего благочестивому бхакту-вишнуиту. (10) Буква, обозначающая слог, с которого начинается имя Хари или рамы ("ХА" и "РИ"; "РА" и "МА"). (11) См. примеч. 27 (12.54). (12) джайн – последователь джайнизма – индийского религиозно-философского учения, возникновение которого связано с именем Махавиры Джины (VI век до н.э.). Джайны отличаются крайним аскетизмом и бережным отношением ко всему живому. Джайны пьют воду, процеживая ее, боясь, что вода содержит какие-нибудь зародыши, на рот надевают марлевую повязку, чтобы невзначай не проглотить мушку, ходят с веником, очищая себе дорогу, дабы не раздавить какое-нибудь насекомое. (13) остался со ртом, полным песка, т.е. "остался ни при чем". "Адигрантх" [11,98] дает иной вариант: "Кабир: [Пусть] песком наполнится рот у того, кто дает советы другим. Он следит за урожаем чужих, а свой давно проел". Двустишие представляет собой пословицу. (14) Каши (Варанаси, Бенарес) – считается святым городом (штат Уттар-Прадеш). Расположен на берегу Ганга. (15) По представлению индуизма, бренное человеческое тело бесконечно умирает и рождается снова. «Все принадлежит Господу. Смешно, когда человек говорит: «Я карта (делающий), все эти вещи мои» Рамакришна |