сочинение. Как Вы понимаете слова Г. Х. Андерсена Путешествовать значит жить Великому сказочнику Гансу Христиану Андресену принадлежат слова Путешествовать значит жить
Скачать 80.74 Kb.
|
Как Вы понимаете слова Цицерона: «Величайшее поощрение преступления – безнаказанность»? Безнаказанность является главной причиной того, что преступник становится рецидивистом. Если один раз повезло, почему бы не попробовать еще? Именно так рассуждает нарушитель закона и вновь пускается в авантюру. Бездействие правоохранительных органов, слишком мягкая позиция суда, несовершенство нормативных актов и кодексов, безразличие и даже пособничество близких — все это ведет к увеличению уровня преступности. Рассмотрим характерные примеры, чтобы убедиться в этом. Вспомним повесть М. Горького «Детство». В эпоху, изображенную автором, домашнее насилие не считалось преступлением. Государство никак не контролировало частную жизнь граждан, пока не случался крупный скандал. Но до тех пор судьба детей в неблагополучных семьях мало кого волновала. Поэтому Василий Васильевич каждую неделю бил всех домочадцев, которые, по его мнению, провинились. Особенно тяжело приходилось его внукам, которые получали такие сильные побои, что не могли встать на ноги неделю напролет, а то и месяц. Естественно, повзрослевшие сыновья не оставались в долгу за такое воспитание и нападали на деда Каширина. Почему так происходило из раза в раз? Потому что никто не наказывал Василия Васильевича за его ужасные поступки по отношению к детям. Его сыновья тоже не получали никакого взыскания за свои периодические набеги на Каширина. Безнаказанность поощряла пороки этой среды. Даже сейчас неблагополучные родители осознают вину только за решеткой, лишившись прав на детей. А без этого они вели бы себя, как Каширин. Аналогичную ситуацию мы видим в пьесе А.Н. Островского «Гроза». Купец Дикой обманывал своего племянника и не давал ему причитавшегося наследства. Проблема осложнялась тем, что у Бориса на попечении была сестра, которая тоже нуждалась в средствах. В итоге герою пришлось работать на ненавистного дядю. Но и тут Дикой нарушил современное трудовое законодательство: он не платил племяннику зарплату, лишь время от времени выделял ничтожную сумму. Почему Борис не мог добиться соблюдения своих прав? Потому что подобное нарушение никак не наказывалось в те времена. Дикой мог никому не платить, ведь не было трудового кодекса и трудовой инспекции. Сейчас купцу пришлось бы возместить работнику все до копейки, а также его бы оштрафовали на крупную сумму. А за махинации с наследством можно было бы получить и тюремный срок. Без этого люди вроде Дикого не признают никаких обязательств. Таким образом, величайшее поощрение преступления — это безнаказанность. Люди, которые не получают взысканий и санкций за нарушение закона, никогда не исправятся и не прекратят творить злодеяния, ведь преступный путь до цели всегда легче и короче, чем честный. Мы должны следить за тем, что система права совершенствовалась и оперативно реагировала на новые вызовы. Способно ли явление культуры (книга, музыка, фильм, спектакль) изменить взгляды человека на жизнь? Искусство всегда облегчает процесс самопознания и дает человеку стимул задуматься над теми вопросами, которые расширяют его интеллектуальный диапазон. Поэтому нет ничего удивительного в том, что некоторые явления культуры способны изменить взгляды людей на жизнь. Такие примеры описывали многие авторы. Творчество способно настроить человека на познание себя и открыть ему то, о чем он даже не подозревал. В этом мы убеждаемся, знакомясь с повестью Н.В. Гоголя «Портрет». Главный герой был художником, но заплутал в погоне за богатством и славой. Чартков начал творить исключительно для заработка, подчинив свою музу капризам праздной толпы. Заказчики хотели то, что было модно, и не понимали настоящего искусства. А Чартков ради денег охотно забыл о своем истинном предназначении. Так прошли годы. Он стал признанным мастером портретов для дам, но его однокурсники преуспели в «большом» творчестве. Увидев однажды картину одного из них, Чартков переосмыслил свою жизнь. Одно лишь произведение перевернуло его мировосприятие, свело его с ума. От досады на себя герой начал уничтожать талантливые полотна. Он не мог простить себе и всему миру гибели своего уникального дара. Его пример позволяет нам убедиться, что искусство является средством для очищения души и прозрения. Оно вытягивает нас из рутины дней и дает стимул для развития. В сильном влиянии искусства на человека убежден и Н.А. Некрасов. В поэме «Кому на Руси жить хорошо?» автор сетует на то, что русские люди несут домой не те портреты с ярмарки. Вместо «милорда глупого и Блюхера» они могли бы любоваться изображениями Гоголя и Белинского — настоящих народных заступников, которые борются за права простонародья. Поэт уверен, что жизнь крестьян изменится к лучшему, когда они поймут, что «что розь портрет портретику, что книга книге розь». Когда они научатся отличать настоящее искусство от лубочной балаганной подделки, их мировоззрение станет более широким и богатым, они увидят то, чего не замечали раньше. У нас нет причин сомневаться в этом, ведь сегодня среднестатистический россиянин знает эти имена и живет намного лучше. Таким образом, явление культуры может изменить взгляды человека на мир, ведь искусство всегда запускает процесс самокопания и рефлексии. Творчество открывает нашу душу заново и развивает наш интеллект, благодаря чему мы познаем то, что нас окружает, глубже и наиболее полно. Поэтому каждому необходимо найти свою культуру, свое искусство и свое видение всего этого. На каких примерах можно воспитать достойных граждан? Литература позволяет нам понять, что такое настоящий патриотизм. В таких книгах мы находим примеры, которые помогают воспитать достойных граждан — опору государства и гордость родителей. О каких произведениях идет речь? Назову наиболее значимые из тех, которые оказали благотворное влияние на меня. Настоящий патриотизм — это деятельная любовь к своей Родине. Доказательство мы находим в сказе Н.С. Лескова «Левша». В произведении громкие слова о России и ее достижениях произносят многие, но создает эти достижения один Левша вместе со своими товарищами. Пока Платов лишь ругает иностранцев и бьет тех, кто не может ответить ему тем же, Левша усердно работает. Ему удалось подковать блоху и защитить честь русских умельцев. Он удостоился приглашения в Англию и поехал на выставку. Но, несмотря на щедрые посулы, герой и не думал оставаться на чужбине. Он искренне любил Родину и даже узнал секрет, который помог бы России выиграть в войне. Но никто не слушал мастера, ведь большинству чиновников все равно на судьбу России. Они выполняют формальные обязанности и вспоминают о народе только тогда, когда от него что-нибудь нужно. В итоге патриот умер в больнице для нищих от недостатка ухода, а его старания пропали даром. Но именно поведение Левши стало для читателей эталоном патриотизма. Истинный патриотизм — это стремление помочь Родине делом. Говорить о своей любви может каждый, но далеко не все смогут доказать свою преданность. Это подтверждает пример из романа-эпопеи Л.Н. Толстого «Война и мир». В салоне Анны Павловны даже во время боевых действий не утихают высокопарные речи о России на французском языке. Однако многие дворяне не спешат примкнуть к действующей армии. Они лишь обсуждают действия полководца и не устают критиковать их, но сами никак не помогают Кутузову. Такое ощущение, что после прихода Наполеона для них ничего не изменится. Зато такие дворяне, как Безухов, Болконский, Ростов, Денисов, отправляются на передовую и не прячутся за спины солдат. Они рискуют жизнью и дают большие суммы на защиту Родины. В тяжелый момент они не побоялись загрязнить богатые одежды и обнажить шпагу. Такие люди проявляют свою любовь к России в деле и заслуживают право на гордое звание «патриота». Таким образом, достойные граждане находят примеры для подражания в книгах, где воспеты главные нравственные основы патриотизма. Узнавая о подвигах и достижениях наших предков, мы учимся гордиться нашей страной. Помня о ее достоинствах, мы с удвоенным усердием работаем над тем, чтобы ее развитие ускорилось, чтобы наши потомки могли гордиться и нами. Книга как путешествие в прошлое Литература становится для многих из нас настоящей машиной времени. С ее помощью мы видим и прошлое, и будущее человечества. Особенно подробно мы просматриваем картины прошедших эпох, узнавая о нравах и целях наших предков. Например, благодаря книжному путешествию во времени мы можем точно определить, к чему стремились наши предшественники, как менялось их мировоззрение с годами? В 19 веке, в эпоху сентиментализма и романтизма, самое важное, что человек ищет на жизненном пути, — это любовь. Каждый человек стремился к созданию семьи или союза родственных душ. Поэтому в большинстве книг того времени любовные линии были значимой частью сюжета, а то и основной. Поиск любви актуален для всех сословий и каст. В этом мы убеждаемся, читая повесть Н.М. Карамзина «Бедная Лиза». Все герои ищут спутника жизни, хотя их разделяют социальные барьеры. И Эраст озадачен обретением истинного чувства в мире светской мишуры. И Лиза хочет связать свою душу с близкой и родной душой. И мама Лизы страдает после смерти мужа, думает лишь о нем и о дочери. И даже богатая вдова жаждет вступить в брак с тем, кто пришелся ей по сердцу. Все люди — и богатые, и бедные — стремятся к одному и тому же. В их бытии любовь играет главную роль. Без нее им тоскливо жить. Поэтому Эраст раскаялся в своем решении и тяготился роскошью, доставшейся дорогой ценой. Отношения с Лизой стали наиважнейшей вехой его судьбы. И каждый из наших предков считал личную жизнь наиболее значимой сферой применения себя. Благодаря книгам того времени мы увидели это своими глазами и как будто окунулись в прошлое А что присходит в 20 веке? Каждый человек ищет на своем жизненном пути то призвание, которое придаст его жизни смысл. Чтобы убедиться в этом, обратимся к рассказу И.А. Бунина «Чистый понедельник». Главная героиня молода, богата, свободна и красива, но все ее время уходит не на пустые развлечения или самолюбование. Каждый ее шаг посвящен изучению себя и поиску места в мире. Она много читает, путешествует по святым местам, посещает курсы при университете и культурные мероприятия. Все это для того, чтобы лучше понять, как применить свои силы. Даже ее отношения с главным героем — это проба себя, попытка выяснить, не в любви ли ее предназначение? Но после ночи страсти девушка осознает, что все соблазны мирской жизни она готова променять на тихое уединение монастыря. И она бросает все, чтобы пойти по пути религиозного служения. Ее пример доказывает, что человек 20 века, прежде всего, ищет свое призвание. Благодаря нашему путешествию мы поняли это и смогли изучить ментальность наших предков. Таким образом, книга и правда позволяет нам путешествовать во времени и сравнивать разные эпохи на таком глубоком уровне, как будто мы сам жили в те годы. Авторы открывают нам дорогу от века к веку, благодаря чему мы постигаем наиважнейшие проявления мысли и чувства того, кого давно уже нет среди нас. Такое путешествие уникально и всегда в высшей мере познавательно. Польза и вред технического прогресса С каждым днем рассуждения и споры на тему роли технического прогресса в жизни человека набирают обороты: одни доказывают, что прогресс и тяга людей к изучению нового точно приведут наш мир к исчезновению; другие же уверены, что развитие новых направлений науки поможет в спасении человеческих жизней и создании комфортных условий. И как тут разобраться, кто прав и что именно принесет нам технический прогресс? На эту противоречивую тему еще и итоговое сочинение нужно написать! Какой позиции придерживаться и как ее аргументировать? Многомудрый Литрекон уже здесь для того, чтобы помочь Вам подобрать примеры из литературы и успешно написать итоговое сочинение! Дэниел Киз «Удивительная история Билли Миллигана». Изучение и развитие средств массовой информации, а также способов связи между людьми благоприятно влияют на осведомлённость общества и его возможность в нужный момент попросить о помощи. Так, в указанном произведении никто не верил в межличностное расстройство Билли Миллигана: все хотели усадить его за решетку и уличить во лжи и притворстве. Однако его государственные защитники Гари Швейкарт и Джуди Стивенсон смогли связаться с Дороти Тернер — психологом общественного центра психического здоровья. Женщина уже имела опыт в изучении и лечении подобного рода заболеваний, что было известно практически всем. Поэтому именно с ней связались отчаявшиеся защитники и попросили помощи. Приезд Дороти Тернер в клинику спасли Миллигана от тюрьмы и поспособствовали его дальнейшему переводу в психиатрическую больницу для лечения и оказания нужной помощи. Таким образом, связь между людьми как никогда играет роль в экстренных и стрессовых ситуациях, когда необходим сиюминутный отклик на появившуюся проблему. В этом людям и помогает технологический прогресс. Е. И. Замятин «Мы». В произведении все люди, проживающие в Едином Государстве, обезличены: у них нет имен и точного описания внешности, у них отсутствует чувство прекрасного, они не видят красоты вокруг себя, заменяя это запрограммированным поведением, лишенном волевого сознания личности. В Государстве отсутствуют особенности и отличительные черты людей. Например, любой человек может создать музыку простым взмахом руки, так как для этого не требуется таланта, слуха и умений. Все равны и имеют ряд правил-законов, которые нельзя нарушать. Так, Д-503 называется нарушением закона обычную бессонницу, ведь, как постановлено, ночью нужно спать, чтобы днем работать на благо Единого Государства. Все действия и планы должны быть точно регламентированы, от чего возникает ощущение, что в произведении речь идет не о людях, а роботах. Таким образом, технологический прогресс обезличивает людей: всем нам преподносится одна и та же информация, которая отучает читать книги, открывать мир, создавать нечто новое во всех сферах и проявлять свою индивидуальность. Люди в этом бесконечном беге за прогрессом теряют своё собственное «Я». Достоин ли преступник сочувствия? У каждого преступления есть свои мотивы и свои обстоятельства, которые неповторимы. Поэтому нельзя сказать, что все правонарушители одинаковы. Соответственно, мы не можем дать универсальный ответ на вопрос, достойны ли они сочувствия? Кто-то совершил ошибку и еще сможет раскаяться, а кто-то никогда не исправится и будет вести себя аморально до конца дней своих. Один должен получить поддержку общества, а второй — нет. Чтобы разобраться в этом сложном вопросе, проанализируем литературные примеры. Обратимся к роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание». Родион Раскольников, вдохновленный и обманутый теорией о «право имеющих» и «тварях дрожащих», убил двух женщин и ограбил их, что направить скопленные ростовщицей деньги на благое дело. Безусловно, этот поступок ужасен и непоправим, но сам преступник вовсе не был циничным душегубом. До этого инцидента Родион был добрым, сострадательным и благородным юношей. Он вытащил двоих детей из горящего дома и спас девушку от насильника. Последние деньги он готов был пожертвовать беднякам, хотя сам жил небогато. Родион внушает читателю сочувствие, потому что он мучается от укора совести и признает свою вину. У него есть будущее, ведь он способен на раскаяние и исцеление. Вот такие преступники нуждаются в поддержке общества и должны ее получить. Но совсем другого убийцу, беспринципного и эгоистичного, мы встречаем на страницах рассказа М. Горького «Старуха Изергиль». Ларра убил девушку не потому, что хотел кому-то помочь, а просто так. Она отказала ему, он разозлился и решил отомстить. Вот и все мотивы, стоившие жизни жертве. Когда люди обрушились на Ларру с гневом и обвинениями, он спокойно возразил, что может брать любую женщину силой, потому что может это делать. А вот мнение племени ему безразлично, каждый за себя. За такое аморальное поведение Ларру изгнали из общества, и даже Бог наказал его бессмертием, дабы он познал все муки одиночества и стал для других назиданием. Этот человек не нуждается в сочувствии, оно его не изменит, а значит, незачем тратить время на его переубеждение. Если преступник отказывается от других, не стоит навязывать ему поддержку и давать шансы, которые все равно будут истрачены зря. Таким образом, есть убежденные в своей правоте преступники, которых не исправит никакое сочувствие. Им нужно только наказание. А вот те, кто оступился и еще желает найти правильный путь, достойны руки помощи. Их еще можно спасти и сделать ответственными членами общества. Приобщаясь к культуре (читая, или смотря, или слушая), лучше познаёшь мир… Культура всегда была лучшим средством познания мира. Приобщаясь к ней, люди получали новые знания и расширяли кругозор. Поэтому сегодня человек осознает важность изучения искусства. Понимали это и наши предки, в чем мы убеждаемся, изучая литературные источники. Музыка воплощает в себе национальные черты народа, это великое искусство, отражающее самобытность страны. Подтверждение этому мы находим в рассказе И.А. Бунина «Косцы». Рассказчик сразу же обращает внимание на песню, которую исполняют работники. Они пели «свободно и вольно», как окружающий их березовый лес. Их мелодия подчеркивала бесконечные русские просторы, где она раздавалась. Прелесть их пения выражалась в родстве их душ с полями, голубым небом, пестрыми березками. В нем отражалась чистота их помыслов и красота их восприятия мира. Труженики были счастливы наедине с природой и своим ремеслом. Искусство помогло им выплеснуть эту радость жизни и русскую удаль. Слушая их напевы, рассказчик почувствовал близость Родины и свое торжество с нею. Музыка всегда объединяет людей и сближает их, несмотря на социальные или иные барьеры между ними. Благодаря ней мы познаем мир во всем его многообразии, ведь избавляемся от предрассудков. Это доказывает пример из романа-эпопеи Л.Н. Толстого «Война и мир». В сцене, когда Наташа начала двигаться в такт народной мелодии, отчетливо видно, что даже знатные господа становятся простыми людьми, когда их завораживает мелодия. Они забывают о чопорности и надуманных приличиях, отдаваясь общему веселью. Наташа впервые танцевала народный танец, но у нее получалось так красиво и органично, будто она всегда была крестьянкой и участвовала в гуляньях и празднествах народа. Накинув шаль, она так поводила плечами и прыгала, что ею залюбовались все присутствующие. И пока играла заводная русская народная песня, все присутствующие позабыли о рангах и регалиях. Они были одной компанией, соединенной магией аккордов. Вот какова магия музыкального искусства! Приобщаясь к национальной культуре, герои глубже понимали русскую душу и ее тайну. Таким образом, познание культуры открывает перед нами широкие горизонты изучения мира. Читая книги или слушая музыку, люди глубже понимают красоту всего, что их окружает. Поэтому каждому из нас нужно приобщиться к искусству и раскрыть свой творческий потенциал. Это необходимо для полноценного развития личности. Можно ли быть счастливым, когда вокруг несчастные? Судя по уровню коррупции в России, многие люди убеждены, что могут стать счастливыми, когда вокруг будут толпы несчастных. Однако это заблуждение, ведь все в мире взаимосвязано, и эмоциональное состояние человека зависит и от настроя его окружения. Если один будет богат, свободен и знаменит, а остальные будут прозябать в нищете и бесправии, то никакой гармонии на чужом несчастье он не построит, так как будет физически чувствовать напряжение вокруг себя и свою мнимую или реальную вину за происходящее. Чтобы убедиться в этом, обратимся к литературным источникам. Вспомним роман А.С. Пушкина «Евгений Онегин». Автор описал экзистенциальную тоску дворянина, который при всем своем богатстве и всех своих возможностях не может чувствовать себя счастливым в России, порабощенной бедностью и бесправием масс. Евгений не может понять, почему его одолевает хандра. Однако оценивая историко-культурный контекст, изображенный писателем, мы можем сделать вывод за него: реалии крепостнического государства с империалистическими амбициями не предоставляют подданным шанса проявить себя. После декабристского восстания 1825 года такие юноши, как Евгений, чувствуют себя лишними в России, ведь они никак не влияют на ее исторический ход. Их мнение никому не интересно, их инициатива никому не нужна. Царь все решает один, и его подданным остается только сидеть тихо и проматывать капитал, если таковой имеется. Но Онегин умнее и совестливее своего окружения, он читает передовую литературу, поэтому его не устаивает прозябание в светских играх. Он жаждет показать себя, но незачем и негде. Поэтому он так и не добивается счастья в жизни, когда вокруг него столько несчастных людей. Проблему счастья затронул и Н.А. Некрасов в поэме «Кому на Руси жить хорошо?». Кудеяр был разбойником и жил богато. Ему было все позволено, все доступно. Много злодеяний было на его совести. Однако в какой-то момент все эти прелести жизни ему наскучили. Он потерял интерес к происходящему. Кудеяр не смог дальше жить с таким грузом на душе и раскаялся в прегрешениях. Почему же так произошло? Зачем герою это раскаяние? Ответ мы находим в описании России того периода. Кудеяр не мог чувствовать себя хорошо, когда все остальные люди жили в бедности, невежестве, бесправии. Он же становился частью репрессивной действительности, которая только угнетала русского человека. И Кудеяр понял, что даже баснословные богатства его не порадуют, пока все вокруг будут несчастны. Интересно, что очищение души от греха он получил только тогда, когда убил душегуба пана Глуховского, то есть облегчил жизнь других людей. Этот пример заставляет задуматься о том, что человек не может быть счастливым, когда вокруг сплошное несчастье. Таким образом, наше счастье во многом зависит от того, как себя чувствуют другие люди. Если мы находимся в депрессивной атмосфере горя и бесправия, то даже наши успехи перестанут нас радовать, ведь мы одиноки в своем наслаждении. Нам не укрыться в башне из слоновой кости. Даже до верхнего этажа доносятся крики тех, кто взывает о помощи и сострадании. Какие путешествия могут изменить взгляд на человека? Многие из нас воспринимают путешествие исключительно в качестве отдыха. Однако бывают такие поездки, которые способны перевернуть наше мировоззрение, изменив взгляд на человека и его место в мире. В дороге мы получаем шанс узнать другие народы и традиции, переосмыслить свое нравственные устои и ориентиры. Такие примеры описывали русские писатели. Человек ищет в путешествиях спасение от жизненных невзгод и тяжелых впечатлений. Очистив душу от негативных воспоминаний, он открывает ее для новых чувств и уже по-другому воспринимает людей вокруг себя. Это доказывает пример из романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин». Главный герой, совершив ужасную ошибку, отправляется в длительную поездку, чтобы забыться. Евгений убил на дуэли своего друга, хотя их ссора никак не оправдывала подобного исхода. После этого его мучила совесть, ведь только боязнь общественного мнения побудила Евгения пойти на роковой поединок. Он очень страдал и не мог больше оставаться в деревне. А потому он уехал в путешествие по России, чтобы найти хоть какое-то утешение в перемене мест. Он посетил Крым, Астрахань и Кавказ, увидел множество достопримечательностей и смог отвлечься от тяжелых раздумий, ведь оказался в Москве на балу, а значит, оправился настолько, чтобы получать удовольствие от развлечений. Именно там он встретил Татьяну Ларину и нашел в своей душе любовь к ней. Он изменил отношение к героине и полюбил ее. Его пример убеждает нас в том, что путешествия способны переиначить наши взгляды на людей и их место в нашей жизни. Путешествие может разнообразить жизнь и внести в нее новые смыслы. Благодаря ему мы меняем наше мнение о людях. Это подтверждает пример из романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». Григорий испробовал многочисленные развлечения светского общества и пресытился ими, ведь любовь, дружба и призвания высшего света были искусственными. И настоящие чувства, острые впечатления и новые открытия Печорин смог найти только за пределами больших городов. Путешествуя по России, он обрел смысл опостылевшего существования и встретился с людьми, которые сильно отличались от его столичного окружения, а значит, могли его развлечь. Григорий интересовался чужими судьбами, активно влиял на них, получал удовольствие от этих манипуляций. Только в поездках он мог себе позволить такие рискованные игры. И его пример убеждает нас в том, что путешествие дает личности новые шансы проявить себя и увидеть мир. В каждой главе Печорин делает новые открытия, и постепенно его отношение к людям меняется: от легкомысленного пренебрежения к серьезному пониманию их сущности. Осознав свою роль в их жизни, герой принимает решение уехать в горячую точку и больше никому не вредить. Таким образом, длительные путешествия, обогащенные новыми знакомствами и приключениями, способствуют изменению мировоззрения людей и их оценки человеческой сущности. Когда поездка представляет собой глубокое проникновение в местную среду, она становится важным жизненным впечатлением, влияющим на восприятие себя и других. Неизбежен ли конфликт природы и цивилизации? Цивилизация, как и красота, требует жертв, но не столько от человека, сколько от природы, которая очень страдает от пагубного влияния прогресса. Леса вырубают, болота осушают, реки отравляют отходами. И самое ужасное, что избежать этого нельзя, ведь даже самое экологичное производство приносит ущерб окружающей среде. Чтобы убедиться в этом, рассмотрим литературные примеры. Данную проблему поднял В. Распутин в повести «Прощание с Матерой». Чтобы построить гидроэлектростанцию, власти решили затопить поселок Матера. Людей принудительно переселяли в другие места, их кладбище, дома, объекты инфраструктуры безжалостно ровняли с землей, чтобы вынудить их уехать. Но если жителями хоть как-то интересовались, то природа острова была осуждена на казнь. Никто не спасет животных, птиц, насекомых, вековые деревья. Все погибнет под водами реки, которая будет питать целые города и производства. И самое ужасное, что винить некого: электричество региону нужно, без него развития не будет. Альтернативных методов питания нет. Мы видим, что Матера неизбежно деградировала, ведь в ней не было работы и институтов для молодежи. Не было условий, которые как раз создаст новая электростанция. Конфликт, к сожалению, неизбежен, так как приходится выбирать между своим выживанием и состоянием окружающего мира. Многие открытия науки призваны менять законы природы и взламывать систему. Человеку не дано летать, но он изобретает самолет. Ему не дано побывать в космосе, но он и этого добивается. Поэтому сама суть прогресса противостоит естественным законам мироздания. В связи с этим вспоминается повесть М.А. Булгакова «Собачье сердце». Профессор Преображенский тоже идет против природы: он создает человека искусственным путем, пересадив органы Клима Чугункина псу по кличке Шарик. Эта операция противоречит всему тому, что создала эволюция. Но Филипп Филиппович скоро понял, что проиграл в этом столкновении. Ему не удалось повторить успех природы, ведь его детище не прошло через все этапы становления личности, а потому не имело даже способностей к полноценному развитию. Переспорить природу профессору не удалось, он признал поражение и вернул Шарика к прежней форме. Все-таки люди должны появляться на свет так, как заведено. И цивилизации в лице ученых приходится с этим мириться. А мы убеждаемся в неизбежности конфликта естественного и человеческого миров. Таким образом, цивилизация вынуждает природу меняться в угоду человеку, но стоит ей оступиться, как естественный мир берет свое. Это вечное противостояние неизбежно, потому что две стороны противоположны друг другу. Однако мы можем минимизировать вред своего прогресса, чем сейчас озадачены ведущие ученые современности. Что такое преступление против самого себя? Преступление против самого себя — это аморальный поступок, который приводит личность к нравственному падению и деградации. Когда люди идут против совести и чести, когда они предают свои принципы в угоду выгоде или ради спасения жизни, они переступают через то, что дорого душе. И после этого им очень тяжело жить. Чтобы раскрыть проблему глубже, обратимся к литературным источникам. Порой преступники оправдывают себя тем, что получили приказ и обязаны его выполнить, несмотря на всю чудовищность поручения. Такую ситуацию мы видим в рассказе Л.Н. Толстого «После бала». Красивый и любезный полковник покидает светский праздник и отправляется на службу, где проявляет свою истинную сущность. Он жестоко наказывает беглого татарина, приказав солдатам бить его по спине шпицрутенами. Он даже ударяет исполнителя этой экзекуции, чтобы вынудить его бить сильнее. Лицо полковника, такого благодушного и милого, искажается от гнева. Герой с жаром применяет насилие, упиваясь властью. А ведь он совсем не считает себя виноватым, глядя на истерзанную спину беглеца. По его мнению, приказ обнуляет все счеты. Раз есть распоряжение сверху, ответственность с нижестоящего снимается. И это заблуждение приводит к тому, что даже сегодня люди при чинах издеваются над теми, кто попал под их власть, и не думают о своей вине, ведь всемогущий приказ заменяет все моральные мерки. Однако жестокость полковника — это его преступление против самого себя, ведь он предает все те качества, которые так высоко ставит и проявляет в кругу семьи. Преступление против себя часто является следствием психологической деформации на фоне военных действий. Это подтверждает пример из романа-эпопеи Л.Н. Толстого «Война и мир». Автор с осуждением описывает поведение Федора Долохова на войне. Герой проявляет первобытную жестокость по отношению к пленным. Он просто так убивает людей и даже получает удовольствие от своей удали. Для него борьба — естественная среда, а не необходимость. Он наслаждается агрессией и звуком пальбы. На поле боя Федор охотится за медалями и славой, и ради этого готов убивать всех, кто играет роли врагов. Он не жалеет замерзших французов и охотно расправляется с ними. Ничем не мотивированное насилие, по мнению автора и гуманного читателя, является преступлением против себя и всех вокруг, ведь оно сеет горе на Земле и мешает человечеству развиваться. Долохов своим поведением лишает себя шанса на нравственное исцеление и полноценную жизнь. Он не вернется с войны прежним. Более того, он не вернется с войны никогда. Она останется в его сердце навечно. Таким образом, преступление против самого себя — это потворство низменным инстинктам и порокам, которое приводит людей к нравственному падению. Такие поступки оседают грузом на совести и деформируют личность. Хороший человек постепенно проникается злом и становится тем, кому он в лучшие годы не пожал бы руку. Мои личные открытия в мире культуры В детстве бабушка часто водила меня на спектакли. Со временем я полюбил посещать представления и сам выбирал то, что по вкусу. Театральная жизнь, яркая и удивительная, захватила мое воображение в плен. Меня не покидают мысли о карьере артиста или режиссера, ведь творческая атмосфера сцены не может надоесть. Это мое самое значимое открытие в мире культуры. И не у меня одного. Многие литературные герои разделили бы мои мечты. Театральное искусство служит развлечению человека и его культурному просвещению. В формате яркого представления проще понять мораль пьесы и задуматься о важных вопросах. Это подтверждает пьеса А.П. Чехова «Чайка». Вдохновившись театральным искусством, Нина стала пробовать себя на актерском поприще. Дочь богатого помещика поняла, что реализация таланта намного важнее, чем сытость и довольство праздной жизни взаперти. И она решилась убежать из дома, чтобы найти свое призвание. Театральное искусство, которое она восприняла всей душой, помогло ей нащупать путеводную нить и убежать из золотой клетки. Да, ее побег не был радужной сказкой об успехе и счастье с первого шага. Нина испытала много разочарований и горестей. Зато она узнала настоящую жизнь и проявила себя. Мораль многих поучительных спектаклей вдохновила ее на творчество. Я видел «Чайку» на сцене и проникся ее трагическим очарованием. Это одна из лучших пьес, которые я видел в постановке. Театральное искусство вдохновляет людей на проявление лучших человеческих качеств. Они черпают в пьесах мудрость. Это доказывает пример из пьесы А.Н. Островского «Лес». Артисты приходят в поместье, где разыгрываются драматические события. Анфиса не может рассчитывать на брак с возлюбленным, потому что не имеет приданого. А ее покровительница сама не прочь выйти замуж и не спешит обеспечивать счастье девушки. Но один из артистов, Геннадий Демьяныч Несчастливцев, имеет законную долю в наследстве и получает ее. Он мог забрать деньги себе и открыть свою труппу, взяв с собой и Анфису. Но он великодушно отдает тысячу рублей ей, чтобы она благополучно вышла замуж. Своими интересами он жертвует ради счастья героини. Из пьес артисты усвоили моральные устои, которые помогли им правильно расставить приоритеты в жизни. Увидев запись этой пьесы на экране, я понял, что театр обладает властью над душами. Артисты возвышаются благодаря тесной связи с искусством. Таким образом, театральное искусство — это мое самое грандиозное открытие в творческом мире. Смотря на сцену, я каждый раз открываю для себя новый мир впечатлений и чувств. Свою жизнь я хотел бы связать с этой сферой, ведь в ней душа обретает небо для полета. Как Вы понимаете слова писателя Ф. Искандера: «У человека есть ещё одна возможность быть счастливым – это умение радоваться чужому счастью»? Великий советский писатель Фазиль Искандер однажды сказал: «У человека есть ещё одна возможность быть счастливым – это умение радоваться чужому счастью». С ним нельзя не согласиться, ведь положительно настроенные люди всегда находят источник позитива в том, что у окружающих все прекрасно. Нужно учиться искусству видеть счастье там, где для него есть нравственное основание, а именно в общении с окружением и обмене приятными эмоциями. Чтобы глубже раскрыть эту тему, обратимся к литературным источникам. Вспомним рассказ А. Платонова «Юшка». Главный герой не мог обрести личное счастье: он был смертельно болен, беден и одинок. Этих обстоятельств он уже не мог исправить. Однако он нашел положительные эмоции в благом деле — в помощи сироте. Девочка осталась без родителей и каких-либо перспектив. Но Ефим взял на себя содержание ребенка, пусть и совсем чужого. Он обделял себя во всем, лишь бы помочь сироте. Герой экономил на еде и одежде, укорачивая свою жизнь, но прокладывая путь девочке, которая имела все шансы на успех. Юшка получал наивысшее моральное удовлетворение, когда отдавал свои деньги на благое дело и видел, что ребенок растет в хороших условиях и получает образование. Ефим научился быть счастливым, радуясь чужому счастью. Не менее яркий пример описал Л.Н. Толстой в повести «Детство». Наталья Савишна всю жизнь была няней в господском доме. У нее не было мужа и детей, потому что барин не позволил ей завести семью. Она была нужна в качестве няни, так что с мечтой о материнстве героине пришлось распрощаться. Однако она научилась умению находить счастье в том, как его переживают другие люди. Она материнским взором следила за становлением юной барышни, вместе с ней радовалась браку по любви и первенцу, вместе с ней делила заботы о детях и тревоги. Наталья Савишна была для Николеньки, Володи и Любочки ближе родной бабушки. Она принимала участие во всех значимых событиях из жизни семьи. Свое моральное удовлетворение она обретала в близости к чужим детям. Она настолько была привязана к воспитаннице, что умерла после ее преждевременной кончины. Героиня была счастлива при жизни, но счастьем других людей. Таким образом, человек, нравственность которого находится на высоком уровне, вполне может найти моральное удовлетворение в том, что окружающие испытывают веселье и наслаждение. Свое счастье они видят в радости от того, что другие счастливы. Это редкое умение окрашивает их жизнь в светлые тона, какие бы трудности они не испытывали. |