сочинение. Как Вы понимаете слова Г. Х. Андерсена Путешествовать значит жить Великому сказочнику Гансу Христиану Андресену принадлежат слова Путешествовать значит жить
Скачать 80.74 Kb.
|
Как путешествия могут изменить человека? Путешествия меняют мировоззрение человека — это факт, который известен с давних пор. Веками люди отправлялись в дорогу, чтобы набраться ума и опыта, узнать много нового и интересного. В пути мы находим себя и новые пути реализации того, что в себе открыли. Подтверждение этому мы находим в литературных произведениях. Изменения в характере путешественника мы можем наблюдать в диалектике души Ивана Флягина, героя повести Н.С. Лескова «Очарованный странник». Персонаж всю жизнь провел в странствиях и извлек много полезного из своих приключений. Сделать это ему помогла феноменальная открытость. Он охотно общался с людьми и был восприимчив к их мудрости. Это и помогло ему усвоить уроки, данные ему дорогой. Он изучал традиции и характеры окружающих, мотал на ус поучительные эпизоды и делал выводы. Несмотря на то, что образования Иван не имел, он стал зрелым и умным собеседником, знающим жизнь не понаслышке. Он побывал и среди татар, и в средней полосе России, и на Кавказе, и в столице. Его богатый опыт был интересен слушателям. Благодаря ему Иван стал хорошим проповедником и состоялся на духовном поприще. В путешествии он приобрел такие качества характера, как открытость, терпимость, любознательность. Метаморфозы характера путешественника мы видим и в образе Макара Чудры, героя одноименного рассказа М. Горького. Он отличается внимательностью, любознательностью и нестандартным мышлением. Его взор проникает в суть вещей. Так, он вовсе не завидует тем, кто ведет оседлый образ жизни. Макар утверждает, что они — рабы своей земли, собственность своей собственности. Они зависимы от зоны комфорта и привязаны к ней так, будто ею ограничивается весь мир. В этом их главная ошибка. Они сознательно лишают себя шанса узнать о том, что происходит вокруг, поэтому в их судьбе ничего не меняется. Они не знают о новых возможностях и перспективах. Совсем по-другому живет Макар. Он счастлив и свободен, ведь странствует по свету и узнает новую информацию каждый день. Это помогло ему стать мудрее. Каждый его день — это открытие, а не рабское преклонение перед материальными ценностями. Таким образом, путешествия могут изменить человека в лучшую сторону. Он приобретает в дороге опыт и уникальные знания, которые развивают его личность. Те, кто повидал мир, отличаются высоким уровнем эрудиции и многочисленными навыками адаптации в иных условиях. Шаги цивилизации: обретения и потери Оценивая прогресс всесторонне, мы должны выделить и плюсы, и минусы этого явления, хотя очевидно, что без развития человечество выжить не может, а значит, выбирать нам не приходится. Понятно, что обретения цивилизации — это высокий уровень медицины, экономики, промышленности и социального благоустройства городов. Но потери — это экологические проблемы и опасность применения нового оружия. Рассмотрим обе стороны медали, опираясь на литературные источники. Прогресс позволяет человеку устранять материальные затруднения и сфокусироваться на духовных ценностях. Высвобождая свою энергию, он направляет ее на большие дела. В этом мы убеждаемся, читая повесть братьев Стругацких «Трудно быть богом». Авторы описали далекое будущее, когда технологии позволили землянам летать в другие галактики и изучать космические пространства. К тому времени люди решили все земные проблемы и смогли протянуть руку помощи другим обитателям мира. Антон и его команда, работники института экспериментальной истории, работают на другой планете под прикрытием и следят за тем, чтобы ее жители не совершили столько трагических ошибок, сколько совершили сами земляне. Благодаря совершенным инновациям герои могут саботировать и перенаправлять все политические или экономические процессы. Они защищают угнетенных ученых, способствуют прогрессу. Казалось бы, какое им дело до других? У самих все хорошо, и слава богу! Но развитие техники помогло людям сосредоточиться на нравственном совершенствовании и гуманитарных миссиях. Теперь темпы личностного роста ускорились, и все это благодаря технологиям, которым можно было перепоручить заботы о хлебе насущном. Стремясь к прогрессу, мы должны помнить о его опасностях, а именно о том, что созданные инновации могут быть применены против мира во всем мире. Современное оружие может уничтожить Землю. Об этом писал Умберто Эко в рассказе «Оно». Ученый создал уникальное изобретение, сочетающее в себе невероятную мощь и легкость управления. Но пришедший к нему генерал сразу же определил назначение вещи — убийство врагов. Он не хотел направлять это открытие во благо, он жаждал власти любой ценой. И его пример должен заставить нас задуматься о том, чего делать ни в коем случае нельзя. Когда ученый воспротивился и решил не отдавать свое детище, военный убил его и прошептал: «Первый!». Судьба оружия была предрешена. Вместо пользы оно принесет лишь вред. И мы не должны допустить, чтобы лучшие умы человечества работали на войну, иначе прогресс станет нашим приговором. Тлим образом, нужно принимать во внимание и обретения, и потери прогресса. Благодаря нему мы имеем все те возможности для счастливой жизни, которыми располагает каждый из нас. Но нельзя забывать о том, что этот комфорт дорого обходится нашей планете и нашей безопасности в глобальном смысле этого слова. Поэтому важно стремиться к минимизации рисков нашего движения вперед. Можно ли заставить человека раскаяться? Раскаяние — это добровольный нравственный выбор человека. Его нельзя выбить или выторговать. Если вынудить личность к признанию вины, она все равно не примет это всерьез и не осознает ошибку. Поэтому заставить людей раскаяться невозможно. Подтверждение этому мы находим в литературе. Вспомним роман-эпопею Л.Н. Толстого «Война и мир». Анатоль Курагин отличался скандальным и аморальным поведением. Он соблазнял невинных девушек и не женился на них, обрекая своих жертв на бесчестье и безбрачие в суровом патриархальном обществе. Но однажды ему не повезло: отец несчастной оказался человеком упорным и значимым. Он нашел управу на ловеласа и заставил его жениться на своей дочери. Казалось бы, оскорбленный отец может заставить соблазнителя раскаяться и признать вину. Однако Анатоль всего лишь выполнил формальное требование закона — взял девушку в жены. Но брак оставался в тайне, и Курагин не прекратил своих занятий. Он попытался увезти Наташу Ростову и сорвал ее свадьбу с Андреем Болконским. Как бы на него ни давили, Курагин не раскаялся и изменился. Заставить его сделать это невозможно, ведь он просто делал вид, что все понял, а на деле ничуть не исправился. Не менее яркий пример описал Ф.М. Достоевский в романе «Преступление и наказание». Родион Раскольников едва не сошел с ума от мук совести после убийства старухи-процентщицы и ее сестры. Эти ощущения убедили его в том, что он не принадлежит в высшей касте вершителей судеб. Как бы ни было горько это сознавать, Родион признал проигрыш. Он сдался полиции и подробно рассказал о преступлении. Но на этом этапе герой все еще был уверен в правомерности и истинности своей вредоносной теории. Даже каторга не заставила его раскаяться в содеянном. Но сам персонаж смог очистить свою душу и без постороннего нажима. Он читал Библию, много думал и пришел к выводу, что ошибся более глобально. Не он был плохим, а его идея. Но к этому открытию он пришел сам, никто его не вынуждал к этому. Только тот, кто работает над собой и делает это добровольно, может прийти к раскаянию. Таким образом, человек может признать свою вину только тогда, когда сам, без постороннего вмешательства и давления, осознает ошибочность своих действий и мыслей. Это следствие его волевого усилия и внутренней работы. Никто и ничто не в силах заставить личность по-другому видеть мир и свое место в нем. К какому произведению (литературному, музыкальному, театральному, кинематографическому) я возвращаюсь снова и снова? У каждого человека есть любимые произведения искусства, к которым он возвращается снова и снова. У меня, например, есть книги, которые я прочитал уже не один раз. Я нахожу их особенно поучительными и важными в контексте современного мира, где людям так не хватает моральных ценностей и нравственной опоры. Я охотно расскажу о них подробнее. Литература учит нас быть добрее и отзывчивее, чего так не хватает в окружающем мире. Эту мысль подтверждает повесть Н.В. Гоголя «Шинель». Автор начинает повествование с характеристики маленьких людей. По его мнению, окружающие часто насмехаются над ними, в то время как осудить несчастного и поиздеваться над ним — это самое простое, но отнюдь не самое благородное дело. Этот человек не даст отпор, не защитит свою честь, а смирится с унижением. Но заслужил ли он его? Неужели за то, что он не очень красив и не очень успешен, его можно презирать? Он старается в меру сил и служит честно, так зачем же его травить? Башмачкин никому не делает зла, однако получает наказание, но лишь за свою слабость. Он явно не достоин пренебрежительного отношения, которое столь беспочвенно. Однако окружающие намеренно доводят его до расстройства, а их равнодушие к его бедам приводит к трагическому финалу. Гоголь, описывая это, надеется, что читатель извлечет урок и не станет так поступать. Литература заставляет нас задуматься о том, как важно ценить свою семью и помогать близким. Эта мораль читается между строк в произведении К.Г. Паустовского «Телеграмма». Настя уехала в большой город, чтобы сделать карьеру. Ее мать осталась одна в глухой деревне. И дочь не уделяла ей должного внимания. Настя готова была тратить все время на работу, но старушке-матери писать забывала. По телефону она говорила мало, не понимая, что Катерине Ивановне было очень одиноко, и она хотела побеседовать дольше. Из-за очередного хлопотного дела Настя отложила срочную телеграмму из деревни на потом. А там содержались сведения о ее матери. Женщина находилась при смерти. Не удостоив сообщение вниманием вовремя, героиня опоздала: мать умерла, так и не попрощавшись с дочерью, так и не получив от нее любви и заботы. В финале Настя осознала, что потеряла единственного родного человека. Этот пример учит нас быть более благодарными и ответственными детьми. Мы должны ценить семью и стараться поддерживать близких, пока они не ушли навсегда. Таким образом, настоящее искусство всегда учит нас хорошему, светлому, доброму, поэтому мы так любим вновь открывать его для себя. Проходят годы, мы находим новые смыслы в книгах или картинах, музыке или фильме. И уже другие вопросы будоражат наш ум. Все ценнее и ценнее становится для нас выбранный шедевр. Является ли богатство необходимым условием счастья? Многие люди думают, что богатство является необходимым условием счастья. Однако это заблуждение. Даже в шалаше может быть рай, даже во дворце человек может чувствовать себя несчастным. Все зависит от нашего восприятия мира, от наших духовных ценностей и моральных приоритетов. И богатство тут ни при чем. В этом можно убедиться, проанализировав литературные примеры. Проблему счастья раскрыл Н.А. Некрасов в поэме «Кому на Руси жить хорошо?». Автор пришел к выводу, что настоящим счастливцем на Руси является Гриша Добросклонов. Этот герой не отличается большим богатством. Более того, он беден. Его мать умерла от голода и нищеты, а отец от горя спился. Сам Григорий учится в семинарии и не рассчитывает на выгодную должность. Так что же делает его счастливым? А то, что он нашел свое общественно значимое призвание народного заступника. Он сочиняет песни, которые облегчают простым людям жизнь. В стих стихотворениях они обретают национальную идентичность. Благодаря им крестьяне расправляют плечи и учатся смотреть на жизнь с гордо поднятой головой. В новых реалиях им необходимо осознать, что они имеют свои права, за которые могут постоять. И Гриша способствует распространению этого жизнеутверждающего открытия. Судьба готовит ему чахотку и Сибирь — пусть так! Он готов многим пожертвовать, чтобы реализовать свой потенциал. Счастлив на Руси тот, кто находит свое призвание в общественно важном деле и вкладывает силы в процветание страны. Например, Мария Нарышкина из рассказа А. Платонова «Песчаная учительница» нашла свою судьбу в бедном и замученном жаждой краю пустынь. Туда молодая учительница попала по распределению. Вскоре она поняла, что ее наука в этом месте никому не интересна. У людей совсем другие желания и потребности, им не до просвещения. Каждый день песок засыпает их жилища и отнимает скудные посевы. На борьбу с ним брошены даже детские силы. Но Мария не отчаялась. Напротив, она решила помочь местным жителям. Преподавательница изучила узкоспециальную литературу и выяснила, что нужно сделать, чтобы село преобразилось. И ей удалось обучить обитателей Хошутово новым навыкам. Они оградили поселение и смогли модернизировать сельское хозяйство. Теперь школа была центром общественной жизни деревни, а Мария осознала свою значимость и силу. Она счастлива, ведь ее вклад спас сотни людей и показал, что один в поле все-таки воин, когда на его стороне целеустремленность и знания. У Марии не было роскоши и богатства, однако она живет в гармонии с собой и целым миром. Таким образом, каждый человек может найти свое счастье и без богатства. Оно вовсе не является основным или неотъемлемым его атрибутом. Люди должны ценить себя больше денег, и тогда в их жизни будет нечто, что куда важнее роскоши. Реализация себя в общественно значимом деле — вот что принесет личности моральное удовлетворение, которое нигде не купишь. |