Кашлев С.С. Современные технологии.... Кашлев С. С. Современные технологии педагогического процесса Пособие для педагогов. Мн. Университетское, 2000. 95с. Содержание
Скачать 472.5 Kb.
|
ГЛАВА 8 ТЕХНОЛОГИЯ ИНТЕРАКТИВНОЙ ИГРЫ Интеракционизм – направление в современной социальной психологии и педагогике, базирующееся на концепциях американского социолога и психолога Дж.Г. Мида. Интерактивная игра является одной из особенно продуктивных педагогических технологий, создающих оптимальные условия развития, саморазвития участников педагогического процесса. Взаимодействие понимается как непосредственная межличностная коммуникация, важнейшей особенностью которой признается способность человека «принимать роль другого», представлять, как его воспринимает партнер по общению или группа, и соответственно интерпретировать ситуацию и конструировать собственные действия (12). Интерактивный процесс – это процесс целенаправленного взаимодействия и взаимовлияния участников педагогического процесса. В основе этого взаимодействия лежит личный опыт каждого из участников. Интерактивный процесс характеризуется высокой интенсивностью коммуникации, общения, обменом деятельности, сменой и разнообразием видов деятельности, процессуальностью (изменением состояния участников), целенаправленной рефлексией участниками своей деятельности, взаимодействия. Цель интерактивного процесса – изменение и улучшение моделей поведения и деятельности участников педагогического взаимодействия. Анализируя собственные реакции и реакции партнера, участник меняем свою модель поведения и осознанно усваивает ее (25). Ведущими принципами организации интерактивного процесса являются: - организация мыследеятельности; - организация смыслотворчества; - свобода выбора; - организация рефлексии. Предлагаем вам описание некоторых интерактивных игр. Игра «Четыре угла» Общая характеристика игры. Игра «Четыре угла» реализуется в контексте всех названных принципов интерактивной педагогики, ведущими среди которых являются: свобода выбора, смыслотворчество, мыследеятельность. Функционально педагоги могут предложить эту игру учащимся как на уроке, так и во внеклассной работе; как технологию создания благоприятной атмосферы, установления коммуникации; как технологию актуализации знаний, их обобщения, развития положительной познавательной мотивации и т.д. Необходимое оборудование: - просторная аудитория с четырьмя углами, в которой можно свободно перемещаться участникам игры; - четыре листа бумаги разного цвета (например, красный, желтый, синий, зеленый), которые с помощью скотча прикрепляются по одному в каждый угол аудитории так, чтобы их хорошо было видно всем участникам игры; - система вопросов с вариантами ответов, которую будет предлагать педагог участникам игры (например: «Ваш любимый цвет: красный, желтый, синий, зеленый?»; «Ваше любимое время года: лето, осень, зима, весна?»; «Какому цветку вы отдаете предпочтение: роза, ромашка, георгин, гвоздика?»; «Какое дерево вам больше нравится: береза, ель, липа, дуб?» и т.д.). Педагог к каждому вопросу подбирает 4 (по количеству углов) варианта ответов. Каждому варианту соответствует определенный цвет. Когда педагог предлагает участникам игры ответить на вопрос, сделать выбор, то он обязательно каждый вариант выбора связывает с определенным цветом (например: «Ваше любимое время года: красный цвет – лето; желтый – осень; синий – зима; зеленый – весна?»; «Какое время суток более соответствует Вашему душевному равновесию: красный – утро; желтый – день; синий – вечер; зеленый – ночь?» и т.д.). Порядок проведения игры
- каждому предлагается ответить на вопросы, делая тот или иной выбор; - сделав выбор, необходимо пройти в тот угол (тот цвет), который соответствует сделанному выбору; - если из предлагаемых выборов-ответов ни один не устраивает, то следует пройти в центр аудитории; - после того как все участники сделали выбор и разошлись по четырем углам аудитории или собрались в ее центре, они организуют между собой коммуникацию, каждый объясняет другим в своей группе (своем углу) сделанный выбор; обмен мнениями. аргументами по сделанному выбору проводится очень оперативно (по каждому выбору – 2-3 минуты); - далее предлагается сделать следующий выбор, вновь организуется коммуникация. 3. Педагог предлагает участникам игры систему вопросов и вариантов ответов-выборов. Оптимальное количество вопросов – 7-10. 4. Педагог после каждого вопроса и названных четырех вариантов ответов стимулирует выбор участниками какого-либо варианта и организацию ими коммуникации. (Возможна ситуация, когда в одном или двух углах (или в центре аудитории) оказывается только по одному участнику, тогда педагог может выслушать их объяснение сделанного выбора или организовать коммуникацию участников из разных «углов»). 5. После того как участникам предложены все вопросы и состоялась коммуникация по последнему вопросу, педагог организует рефлексию состоявшегося взаимодействия по следующему алгоритму: - зафиксируйте свое эмоциональное состояние по ходу игры; - выразите свое отношение к содержанию и процедуре игры; - какие мысли пробудила игра; - о чем эта игра, чему способствует. Система вопросов игры, проводимой на уроке, может быть составлена в соответствии с содержанием отдельной темы урока, раздела курса, всего курса. Игра может использоваться при проведении семинара, во внеклассной работе с детьми, ее содержание может быть тематическим (например, с экологическим содержанием). Примерный перечень вопросов и вариантов ответов-выборов для учащихся (экологическое содержание)
Примерный перечень вопросов и вариантов ответов—выборов для учителей – участников семинара
Игра «Давай, делай!» Общая характеристика игры. Назначение игры состоит в осознании ее участниками условий своего развития, принципов взаимодействия между собой и педагогом, факторов создания педагогической среды. Необходимое оборудование: - несколько (в зависимости от количества творческих групп) листов белой бумаги формата А2; - набор цветной бумаги; - разноцветные маркеры (5-7 шт.); - ножницы; - скотч, клеящий карандаш. Порядок проведения игры
Каждой из творческих групп предлагается реализовать одно из следующих заданий-ситуаций. Первая ситуация – группе необходимо нарисовать лето, для чего она располагает листом белой бумаги и несколькими цветными маркерами; рисовать могут одновременно все участники; руководителю этой группы дана установка вести себя авторитарно по отношению к членам группы, иронизировать, потешаться над каждым предложением, идеей. Вторая ситуация – группе необходимо нарисовать осень, для чего она располагает листом белой бумаги и несколькими цветными маркерами; все участники сидят на стульях вдоль стены и не имеют права (таковы условия игры) осуществлять другое пространственное размещение; им необходимо выбрать одного человека-художника, который, руководствуясь их советами, будет рисовать; руководителю этой группы дана установка вести себя ровно, тактично по отношению к участникам, но в то же время следить за строгим выполнением условий игры. Третья ситуация – группе необходимо нарисовать весну, для чего ей дается лист белой бумаги, плохо пишущий черный маркер, порванный и смятый листок серой (можно и другой цвет) бумаги и т.п.; группа в отличие от других групп, работающих в аудитории, в разных углах, обязательно должна выйти за пределы аудитории, например в затемненный коридор; лист бумаги, на котором будет изображаться весна, помещается на полу, все участники размещаются вокруг; установка педагогу – создавать ситуацию успеха для каждого участника, сопереживать им, быть внимательным к их просьбам, но в то же время следить за строгим выполнением условий игры (нельзя размещать лист на столе, нельзя использовать другие материалы и т.д.). Четвертая ситуация – группа размещается удобно на стульях вокруг стола; на столе руководитель группы (его роль лучше выполнять педагогу-руководителю игры) не торопясь, раскладывает лист белой бумаги, набор цветной бумаги, несколько разноцветных маркеров, ножницы, скотч, клеящий карандаш и т.п.; после того как все разложено, руководитель обращается к группе с призывам: «Давайте, делайте! Времени очень мало». Фраза «Давайте, делайте!» должна повторяться руководителем каждые 15-20 секунд; вести себя он должен по отношению к группе жестко, строго, его задача – при помощи замечаний, указаний, запретов не дать возможности что-либо делать участникам группы; необходимо подчеркнуть, что какая-либо цель (в отличие от других групп – нарисовать осень, лето, весну) перед группой сознательно не ставится.
По истечении этого времени педагог руководитель игры дает команду всем группам закончить работу.
Первый круг – каждый из участников рассказывает (констатирует без какого-либо анализа) о том, что делала их группа; руководители групп говорят последними, рассказывая и об установке на свое поведение. Второй круг – каждый из участников рассказывает о своем эмоциональном состоянии по ходу игры. Третий круг – каждый из участников анализирует ход и содержание игры, высказывает предположения о целях игры.
Игра «Гостиница» Общая характеристика игры. Игра способствует организации взаимодействия, самоидентификации с различными социальными ролями, развитию мышления, эмоционально-чувственной сферы. Основными участниками игры являются 8-10 человек, все остальные – наблюдатели, которые по условиям игры не имеют права общаться с основными участниками игры. Необходимое оборудование: - аудитория; - 8-10 стульев; - этикетки из бумаги с обозначением (можно написать маркером) социальных ролей; - скотч. Порядок проведения игры
На первом этапе каждому игроку на лоб с помощью скотча будет прикреплена этикетка с обозначением социальной роли (предварительно педагогу необходимо извиниться перед участниками, что этикетки будут прикреплены таким образом, но таковы условия игры, которые необходимо соблюдать); задача участников – через организацию взаимодействия между собой, задавая косвенные вопросы (прямые вопросы-подсказки запрещены, за этим должен следить педагог), помочь каждому как можно скорее определить свою социальную роль. На втором этапе, после того как определены все социальные роли, необходимо расселиться в гостинице, в распоряжении у игроков два 3-х местных номера и один 2-х местный (8 основных участников); поселиться все должны при общем согласии, насильно кого-то с кем-то селить нельзя.
Педагог корректирует ход взаимодействия, следя за тем, чтобы не задавались прямые вопросы-подсказки. Социальная роль считается раскрытой, когда сам участник (ее носитель) назовет ее.
Педагог напоминает участникам, что расселение необходимо провести при общем согласии всех.
Проводится рефлексия результатов и хода игры (сначала организуется рефлексия основных участников игры, а затем – наблюдателей) по следующему алгоритму: - зафиксируйте свое эмоциональное состояние на период игры и его причины; - о чем вас заставила задуматься игра; - чему посвящена, чему способствует игра; - дайте оценку своего участия в игре. Игра может быть широко использована в учебном процессе по любой школьной дисциплине. В соответствии со спецификой содержания того или иного школьного предмета изменится и содержание игры (например, в курсе литературы вместо социальных ролей будут литературные герои из одного или нескольких произведений; в химии – химические элементы; в биологии – животные или растения и т.д.). Игра «Букет» («Икебана») Общая характеристика игры. Игра способствует через организацию взаимодействия, мыследеятельности, смыслотворчества развитию сознания, мышления, эмоционально-чувственной сферы, «Я-концепции», самооценки участников. Игра «Букет» имеет такую же процессуальную характеристику, как и игра «Гостиница», во многом повторяет технологию ее реализации. Основными участниками игры «Букет» являются 9 человек, все остальные участники – наблюдатели, которые по условиям игры не должны общаться с основными участниками игры. Необходимое оборудование: - аудитория; - 9 стульев; - этикетки из бумаги с обозначением цветов (социальных ролей); - маркеры или фломастеры; - скотч. Порядок проведения игры
На первом этапе каждому из основных игроков на лоб приклеивается с помощью скотча этикетка с названием цветка (предварительно педагогу необходимо извиниться перед участниками, что этикетки будут прикреплены таким образом, но таковы условия игры, которые необходимо соблюдать); все участники игры будут видеть этикетки и знать, кто есть кто, но по условиям игры нельзя вслух произносить названия цветов, записанные на этикетках; название своего цветка никто не будет знать, так как этикетка помещена на лоб; через взаимодействие между собой основные игроки, задавая косвенные вопросы и осуществляя косвенные подсказки (прямые вопросы и подсказки недопустимы, за этим должен следить педагог), должны как можно скорее помочь каждому определить свое «цветочное имя»; название считается отгаданным тогда, когда сам участник правильно назовет цветок. На втором этапе, после того как определены и названы все цветы (этикетки с названиями цветов находятся на лбу у участников до конца игры), педагог предлагает участникам создать три цветочные композиции, включив в них по три цветка из имеющихся на этикетках (японская традиция оранжировки цветов икебана предполагает наличие в композиции нечетного количества цветов от 1 до 7); создавая цветочные композиции, участники должны сесть рядом по три человека и сделать обоснование объединения в цветочную композицию именно этих трех цветов; на обоснование дается 5-10 минут. 6. Педагог прикрепляет на лоб каждому основному игроку этикетки с названиями цветов. Например, роза, гвоздика, ромашка, георгин, гладиолус, астра, хризантема, лютик, лилия. 7. Основные участники игры организуют общение между собой с целью определения названий цветов, написанных на этикетках, задавая косвенные вопросы и предлагая косвенные подсказки (порядок общения, взаимодействия определяют сами участники, но лучше это делать по кругу, поочередно помогая каждому отдельному участнику угадать название своего цветка). 8. Педагог корректирует ход взаимодействия, следя за тем, чтобы не задавались прямые вопросы и подсказки, констатирует правильно определенное название цветка. 9. После того как все названия цветов определены, участники обсуждают варианты создания цветочных композиций и объединяются в эти композиции по три человека – три цветка. 10. Каждая тройка участников подбирает аргументы, объясняющие создание композиции именно в таком составе (возможны варианты, когда участники, создав, к примеру, две композиции по три цветка, третью тройку разобьют на отдельные цветки, доказывая их несовместимость в одной композиции и т.п.). 11. Участники игры называют созданные цветочные композиции и обосновывают их состав. 12. Проводится рефлексия результатов и хода игры (сначала организуется рефлексия основных участников игры, а затем – наблюдателей) по следующему алгоритму: - зафиксируйте свое эмоциональное состояние в течение игры; определите причины этого; - какие мысли вызвала у вас игра; - о чем эта игра; - дайте оценку своего участия в игре. |