Кашлев С.С. Современные технологии.... Кашлев С. С. Современные технологии педагогического процесса Пособие для педагогов. Мн. Университетское, 2000. 95с. Содержание
Скачать 472.5 Kb.
|
ГЛАВА 5 ТЕХНОЛОГИЯ СМЫСЛОТВОРЧЕСТВА Определяя организацию смыслотворчества учащихся как ведущее условие их развития, необходимо отметить, что это понятие является относительно новым для педагогики. Оно находит свое отражение в монографиях и статьях, посвященных проблемам личностно ориентированного педагогического процесса. Однако в этих публикациях недостаточно полно определена сущность смыслотворчества как педагогического явления, как условия развития участников педагогического процесса. Попытаемся восполнить эти пробелы. При определении сущности смыслотворчества как педагогического явления мы опираемся на толкование этого термина философами, психологами. Понятие «творчество» трактуется в Толковом словаре русского языка как создание новых по замыслу культурных или материальных ценностей (17). В философской литературе творчество определяется как процесс человеческой деятельности, созидающий нечто качественно новое, никогда ранее не бывшее (31; 32). Всесторонне исследуют сущность творчества психологи. Л.С. Выготский характеризует творчество как такую деятельность человека, которая создает нечто новое, независимо будет ли это какой-нибудь вещью внешнего мира, известным построением ума или чувства (6). Психолог А.В. Петровский подчеркивает, что творчество является деятельностью, результат которой – создание новых ценностей (18). Педагог-исследователь А. Матейко отмечает, что сущность творческого процесса заключается в реорганизации имеющегося опыта или формировании на его базе новых комбинаций (15). Психолог Я.А. Пономарев выдвигает гипотезу, согласно которой творчество выступает как механизм продуктивного развития в самом широком смысле этих слов, решающим признаком творческого мышления является эффект новизны (21). Обобщая названные точки зрения, мы рассматриваем творчество как процесс специфической, оригинальной, осуществляемой по своему индивидуальному замыслу (не по образцу, не по шаблону) человеческой деятельности, результатом которой является создание качественно нового, новых материальных и духовных ценностей. Среди ведущих признаков творчества мы выделяем процессуальность, целенаправленность, новообразование. Другое слагаемое смыслотворчества – смысл. Понятие смысла рассматривается, прежде всего, как содержание, значение чего-либо, постигаемое разумом, как цель, разумное основание чего-либо (17). В философии и традиционной логике смысл есть значение, мысленное содержание чего-либо (31; 32). В психологии смысл определяется как явление сознания, как выражение отношения субъекта к явлениям объективной действительности (23); как личностная значимость тех или иных явлений, действий, их отношение к интересам, потребностям и жизненному контексту в целом конкретного субъекта (12); как процесс рефлексии субъектом действительности, своей деятельности, самого себя. По мнению выдающегося психолога А.Н. Леонтьева, личностный смысл порождается отношением мотива и цели деятельности, причем смыслообразующая функция принадлежит мотиву (14). Выявление сущности смысла философы и психологи связывают с термином «понимание». Понимание представляется как выяснение и усвоение смысла того, что понимается. Выясненный смысл становится знанием, понять нечто – значит знать смысл этого. То, что понимается, объект понимания обладает смыслом сам по себе, этот смысл не зависит от понимающего субъекта, а познается им. Объектом понимания (наделения смыслом) может быть любой элемент из сферы человеческого познания, включая и саму эту сферу, и самого субъекта познания. Таким образом, понимание – объективный процесс создания субъектом смысла, обусловленного определенным знанием, системой знаний. Вместе с тем, ряд исследователей природы, психологии человека (И.С. Алексеев, С.О. Гусев, Г.Л. Тульчинский, В.И. Порус, В. Франкл и др.) наряду с объективностью смысла в процессе понимания отмечают его субъективность. Если субъект наделяет смыслом объекты познания, то нельзя отказать ему в праве делать это по собственному усмотрению, сообразуясь со своими идеалами, ценностными ориентациями, мотивами деятельности и т.д. Понимание и смысл тесно связаны между собой, взаимообусловливая друг друга. «Смысла так же нет вне понимания, как и понимание, есть всегда усвоение некоторого смысла», - отмечают С.О. Гусев и Г.Л. Тульчинский (8). Понимание, на наш взгляд, является процессом порождения и усвоения субъектом смыслов в ходе социальной практики. Смыслы не предшествуют пониманию, а порождаются самим пониманием. По мнению философа И.С. Алексеева, человек, создавая смысл, либо повторяет уже имеющиеся в культуре образцы, либо создает новые, ранее не существовавшие. Повторение образца выступает как способ «подключения» индивида к культуре, тогда как создание нового смысла – вклад индивида в культуру, обогащение «смыслового фонда» (3). Когда индивид понимает, создает смысл как все, как большинство, как близкая ему социальная группа, следуя авторитету каких-либо других субъектов или культурных образцов, то отсутствует видимый фактор творчества. Процесс понимания является творческим, когда понимание является уникальным, не совпадающим и даже противоположным обыденному стандартному пониманию. Хотя уже для осознания индивидом возможности применения готовой матрицы смысла к конкретному предмету понимания требуется творческое усилие. Оно может быть настолько значительным, что субъект как бы творит имеющийся образец заново, воссоздает не только сам смысл, но и процесс его возникновения. Такое понимание является наиболее глубоким. Организация такого процесса, его технологизация – актуальнейшие задачи современной педагогической науки. Когда в процессе понимания взаимодействуют субъекты (а это особенно важно для педагогического процесса), то этот процесс является процессам смыслопорождения, в результате которого возникающий смысл обнаруживается не в отчуждаемом знании, а в осознании нерасторжимого совместного духовного существования понимающего и понимаемого (21). Объединяя понятия «творчество», «смысл», «понимание», мы пришли к следующему определению: смыслотворчество – процесс создания субъектом деятельности нового значения, содержания о чем-либо через призму своей индивидуальности. Смыслотворчество есть процесс осознанного создания субъектами педагогического процесса через взаимодействие нового содержания, значения чего-либо в окружающей действительности, оценка явлений действительности, своей деятельности, взаимодействия с позиций своей индивидуальности. Сущность смыслотворчества расширяется при рассмотрении его структуры. Так как процесс создания субъектом смысла в своей основе имеет процесс понимания, который сопряжен с усвоением определенной системы знаний, то структура процесса усвоения знаний будет во многом определять и структуру смыслотворчества. Типичная структура процесса усвоения знаний и способов деятельности состоит из следующих компонентов: восприятие, осмысление, понимание, обобщение, закрепление, применение. В этой связи в структуре смыслотворчества выделяются следующие процессы:
Конечным результатом, целью смыслотворчества является обогащение, появление нового индивидуального смысла, расширяющего границы индивидуального сознания (рис. 2). Рис. 2. Структура организации смыслотворчества участников педагогического процесса. Структура смыслотворчества определяет и технологию организации смыслотворчества на уроках и во внеклассной работе. Важными условиями реализации этой технологии являются: - полилог; - диалог; - мыследеятельность; - позитивность и оптимистичность оценивания; - положительная мотивация субъектов взаимодействия в познавательной деятельности, саморазвитии. ГЛАВА 6 ТЕХНОЛОГИИ СОЗДАНИЯ БЛАГОПРИЯТНОЙ АТМОСФЕРЫ, УСТАНОВЛЕНИЯ КОММУНИКАЦИИ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ПРОЦЕССЕ Создание благоприятной, конструктивной атмосферы в отношениях участников педагогического процесса, установление между ними взаимопонимания – важные условия оптимального развития учащихся в педагогическом процессе. Процессуальной основой любого занятия является «коммуникативная атака», организуемая педагогом для оперативного включения учащихся (учителей, студентов, слушателей) в совместную деятельность, во взаимодействие. Необходима реализация разнообразных технологий, помогающих созданию атмосферы взаимопонимания в группе. Предлагаем читателю описание некоторых из них. Технология «Цветные фигуры» Вам потребуются разнообразные вырезки из цветной бумаги (геометрические фигуры, кораблик, снежинка, елочка, зонтик, бабочка, цветок и т.д.), которые необходимо заранее изготовить. Каждая фигура должна быть представлена в 2-3 экземплярах разного цвета. Реализация технологии начинается с объяснения педагогом (игротехником) правил ее проведения. Педагог раскладывает все цветные фигуры на столе или на полу по центру круга, в котором расположились участники. Каждому из них предлагается выбрать и взять в руки одну из фигур, которая по форме и цвету соответствовала бы индивидуальности участника, его сегодняшнему душевному, эмоциональному состоянию. Выбирает одну из фигур и педагог. Через 2-3 минуты учитель предлагает каждому из участников объяснить свой выбор: что символизирует для него цвет и форма выбранной фигуры. Начинает обычно педагог, задавая своим рассказом определенный алгоритм объяснения выбора. Впоследствии каждый из участников объясняет свой выбор, демонстрируя всем выбранную фигуру. По окончании педагог подводит определенный итог, подчеркивая индивидуальность каждого участника. Технология «Прогноз погоды» Необходимым атрибутом реализации этой технологии является «технологическая карта»: лист бумаги большого формата, на котором изображена система координат: вертикальная ось – t*С эмоционального состояния, душевного настроя; горизонтальная ось – участники педагогического взаимодействия (рис. 3). Рис. 3. Образец технологической карты при реализации технологии «Прогноз погоды» Осуществление технологии начинается с предложения педагога (руководителя технологии) ко всем участникам рассказать о своем эмоциональном, душевном состоянии на данный момент через «прогноз погоды», т.е. сказать о том, какими погодными признаками можно охарактеризовать собственное внутреннее состояние: «Какому времени года соответствует ваше настроение?»; «Пасмурно или ясно?»; «Ветрено или тихо?»; «Есть ли осадки?»; «Какое время суток?»; «Какая температура?» (при определении температуры задается жесткое условие – определить температуру в интервале от 0 до +10 С). Каждый участник по цепочке рассказывает о своем душевном. эмоциональном состоянии, последний признак этого состояния (температуру) руководитель технологии по каждому участнику фиксирует маркером на технологическом карте. После того как высказались все участники, руководитель технологии (он первым рассказывает о своем состоянии) соединяет все отметки температуры в график (рис. 4). Р Участники ис. 4. Вариант заполнения технологической карты при реализации технологии «Прогноз погоды» Когда график построен, руководитель предлагает участникам проанализировать его, высказать свое отношение к нему. Подводя итог, педагог отмечает, что каждый из участников взаимодействия является индивидуальностью, каждый имеет право на свое эмоциональное состояние, мироощущение; построенный график подтверждает это. Технология «Дюжина вопросов» Для реализации этой технологии необходимо большое свободное пространство аудитории (если классная комната или учебный кабинет, то необходимо будет разместить мебель вдоль стен). Всем участникам педагог (руководитель технологии) предлагает выйти на середину аудитории и задает несколько вопросов, на которые каждый участник отвечает про себя, осуществляя соответствующие передвижения по свободному пространству аудитории. Существует три варианта ответа на вопросы: «да», «нет», «ни да, ни нет». Если участник отвечает на вопрос утвердительно, он должен пройти налево, если дается отрицательный ответ, то нужно пройти направо, если ответ «ни да, ни нет», то участник остается в центре аудитории. Предлагаются следующие варианты вопросов.
В зависимости от организационной формы педагогического взаимодействия (урок, вечер, семинар, заседание предметного кружка, классный час и т.д.) содержание вопросов может быть тематическим. Как показывает практика, оптимальным количеством вопросов является 12-15. После последнего вопроса и ответа на него участников педагог благодарит всех за участие в игре. Технология «Аллитерация имени» Лучше, если участники взаимодействия сядут в круг. Реализация этой технологии начинается с объяснения педагогом (руководителем технологии) ее названия и правил осуществления. Аллитерация (от лат. ad к, при и lit(t)era – буква) – при букве, к букве; аллитерация имени – дополнительная характеристика к имени участников на ту же букву, с которой начинается имя (например, Сергей серьезный, Оксана обаятельная, Михаил мудрый и т.д.). Каждому участнику предлагается в течение 2-3 минут придумать аллитерацию своего имени. Желательно, чтобы аллитерация отражала индивидуальность, особенность личности участника взаимодействия. После того как придуманы аллитерации имен, педагог, начиная с себя, говорит: «Хочу представиться вам – я Сергей серьезный!» - и передает эстафету (эстафетным атрибутом может быть ручка, маркер, открытка и т.д.) следующему участнику. Следующий участник сначала представляет предыдущего, называя его аллитерацию имени, а затем представляется сам. Таким образом, последнему из участников необходимо назвать аллитерации имен всех участников взаимодействия и завершить это представление собой. Технология «Имя и жест» Участники садятся в круг, чтобы хорошо видеть друг друга. Педагог объясняет условия игры: каждый представляет предыдущих выступавших и себя, называя их имена и повторяя (демонстрируя) жесты, которыми сопровождались имена. Реализация этой технологии начинается с педагога, который называет свое имя, сопровождая его каким-либо жестом. Следующий участник сначала называет имя педагога и показывает его жест, а затем представляет свои имя и жест. Так продолжается до последнего участника, которому соответственно необходимо назвать имена и продемонстрировать жесты всех участников взаимодействия. Технология «Поменяемся местами» Все участники взаимодействия садятся в круг. Педагог предлагает участникам быстро меняться местами, таки образом отвечая на вопросы и выражая свое отношение к каким-либо предметам, событиям, явлениям. Оптимальное количество вопросов – 10-15. Например, педагог предлагает поменяться местами тем, кто: - уже проснулся; - жаждет деятельности; - пил на завтрак чай; - пил на завтрак кофе; - добирался до школы пешком; - добирался до школы на общественном транспорте; - хотел бы узнать что-то новое; - хочет общаться; - у кого хорошее настроение; - у кого есть что-то серое (черное и т.д.) в одежде; - у кого черная обувь и т.д. Данная технология может быть использована и в целях рефлексии состоявшегося взаимодействия. В этом случае педагог предлагает поменяться местами (соответственно оценить) тем участникам, кто: - удовлетворен состоявшейся работой; - не удовлетворен; - чему-либо научился; - высоко оценивает содержание урока, внеклассного занятия; - доволен состоявшимся общением; - работал творчески; - устал; - хотел бы продолжить работу; - кому трудно определить свое эмоциональное состояние и т.д. Те участники, которые отвечают на вопрос удовлетворительно, должны быстро подняться со своего места и пересесть на какое-либо другое, освободившееся, если участники отвечают на вопрос отрицательно, то они остаются на своих местах. Технология «Заверши фразу» Каждому участнику педагогического взаимодействия предлагается завершить какую-либо фразу. Например: - «Я пришел сюда…»; - «А знаете ли вы, что…»; - «А еще хочу сказать, что…»; - «Если бы я был учителем, то я…» и т.п. Можно предложить какую-либо фразу, требующую воспроизведения содержания по предмету или индивидуальный смысл ученика о чем-либо. Например: - «Охрана природы в моем представлении – это…»; - «Главным героем этого произведения, на мой взгляд, является…»; - «Значение этого события в том, что…» и т.п. Завершает реализацию этой технологии обычно педагог, произнося свое окончание предложения фразы. |