Главная страница
Навигация по странице:

  • Технология игры-путешествия

  • Общая характеристика игры-путешествия.

  • Участники игры-путешествия.

  • Порядок реализации технологии игры-путешествия.

  • Примерные этапы (станции), определяющие содержание игр-путешествий Игра-путешествие «По тропе Берендея»

  • Игра-путешествие «В мир театра»

  • Игра-путешествие «В Страну этикета»

  • Кашлев С.С. Современные технологии.... Кашлев С. С. Современные технологии педагогического процесса Пособие для педагогов. Мн. Университетское, 2000. 95с. Содержание


    Скачать 472.5 Kb.
    НазваниеКашлев С. С. Современные технологии педагогического процесса Пособие для педагогов. Мн. Университетское, 2000. 95с. Содержание
    АнкорКашлев С.С. Современные технологии....doc
    Дата03.04.2017
    Размер472.5 Kb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаКашлев С.С. Современные технологии....doc
    ТипДокументы
    #4483
    страница5 из 7
    1   2   3   4   5   6   7
    ГЛАВА 7
    ТЕХНОЛОГИЯ КОЛЛЕКТИВНОЙ ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
    Технология коллективной творческой деятельности (КТД) является одной из педагогических технологий, которые подробно описаны в литературе (9; 10; 20; 28) и широко используются в педагогической практике. Авторы этой технологии – педагог-исследователь И.П. Иванов, его ученики, последователи.

    Сущность технологии КТД заключается в такой организации взаимодействия педагога и воспитанников, при которой они, являясь субъектами педагогического процесса, вместе планируют, организуют, осуществляют, анализируют и рефлексируют совместную творческую деятельность.

    Технология КТД целиком и полностью соответствует признакам технологий личностно ориентированного педагогического процесса и строится на его принципах.

    Поясним название технологии:

    - коллективная – планируется, организуется, осуществляется, обсуждается воспитанниками и педагогами в общей совместной деятельности по реализации общих и индивидуальных целей, при отношениях ответственной зависимости;

    - творческая – осуществляется не по шаблону, стандарту, а выступает в новых вариантах, предполагает импровизацию участников, личностную, индивидуальную окраску, поиск новых нетрадиционных способов взаимодействия;

    - деятельность – технология направлена на активное преобразование действительности, себя, своего взаимодействия участниками педагогического процесса; в ее основе лежит разнообразие и смена видов деятельности в педагогическом процессе, деятельностный подход к его организации.

    Подчеркнем, что КТД является способом организации любой деятельности, взаимодействия, внеклассного дела, учебной деятельности. Любой урок (семинар, экскурсия, классный вечер и т.п.) можно превратить в КТД, если следовать определенному алгоритму действий.

    Конкретных организационных форм КТД великое множество (см. книгу И.П. Иванова «Энциклопедия КТД» (10)), но в основе их лежит всего несколько схем-структур построения дела:

    - бой;

    - защита;

    - эстафета;

    - путешествие;

    - ролевая игра.
    Схема «боя»

    Несколько команд предлагают друг другу задания, ставят вопросы, этими вопросами «атакуют», а ответами на них «обороняются». Примеры КТД, в основе которых лежит схема «боя»: КВН, разнобой, пресс-бой и др.
    Схема «защиты»

    Каждая из творческих групп, команд показывает программу, защищающую что-либо (страну, профессию, интерес, имя, растение, науку и т.д.). Примеры КТД, в основе которых лежит схема «защиты»: защита фантастических проектов, защита времен года, защита знаков зодиака и др.
    Схема «эстафеты»

    Команды в строгой последовательности, заботясь о взаимосвязи каких-либо компонентов, представляют содержание дела. Примеры КТД, в основе которых лежит схема «эстафеты»: устный журнал, турнир, ринг и др.
    Схема «путешествия»

    Команды (экипажи), творческие группы «путешествуют от станции к станции» (от этапа к этапу), выполняя задания, отвечая на вопросы. Пример КТД, в основе которого лежит схема «путешествия», - игра-путешествие.
    Схема «ролевой игры»

    Воспроизведение творческими группами деятельности и системы отношений в специально создаваемой условной ситуации. Пример КТД, в основе которого лежит схема «ролевой игры», - пресс-конференция.

    Технология КТД предусматривает три следующих основных этапа:

    - подготовка, организация дела;

    - проведение дела;

    - анализ, рефлексия дела.

    Дадим характеристику каждого из названных этапов.

    Первый этап. Подготовка и организация дела. Реализация данного этапа предполагает следующую последовательность действий, взаимодействий участников педагогического процесса.

    1. Проведение стартовой беседы.

    Педагог обсуждает с детьми вопросы: «Что лучше сделать?»; «Когда?»; «Для кого?»; «Где проводить?»; «Кто будет участвовать?» и т.д.

    Педагог предлагает учащимся какое-либо дело и выясняет отношение детей к его организации и проведению, участники педагогического взаимодействия размышляют о конструктивности дела для себя и способах его организации.

    1. Создание микрогрупп (творческих групп).

    Класс (отряд в загородном оздоровительном лагере) делится на микрогруппы численностью 5-7 человек.

    Варианты деления на микрогруппы:

    - по умениям;

    - по желанию (кто с кем хочет);

    - по интересам;

    - по жребию (разрезать цветные листы бумаги; вырезать геометрические фигуры; разрезать несколько открыток и т.д.).

    Определяется руководитель микрогруппы. Микрогруппы создаются по разным основаниям в зависимости от:

    - цели КТД;

    - особенностей детей (возрастных и т.д.);

    - специфики КТД.

    3. Обсуждение дела в микрогруппах.

    Коммуникация организуется по кругу (по цепочке). Возможность высказаться предоставляется каждому участнику микрогруппы. Руководит организацией коммуникации руководитель микрогруппы. Обсуждаются целесообразность предстоящего дела для участников микрогруппы, способы подготовки и проведения дела, роль в этом микрогруппы (обсуждение должно проходить очень оперативно, в течение 10-15 минут, иногда 5-7 минут, в зависимости от масштабности дела). Если группы не выдвигают своих предложений (не хотят, не знают), то педагог использует различные приемы активизации деятельности группы, например:

    - подсказки (спросите у того-то, посмотрите такую-то книгу, вспомните о том-то и т.д.);

    - «заговоры» с отдельными членами группы;

    - анонсирование деятельности (проговорить с детьми примерный план выполнения дела);

    - эмоциональное поощрение (комплименты, одобрение, похвала);

    - предложение выбора из нескольких вариантов;

    - прямое участие педагога в работе микрогруппы;

    - сюрпризы (выполнение микрогруппой части общего дела по секрету от других);

    - помощь советом;

    - доверие ответственным поручением («Только вы можете это сделать очень хорошо»);

    - обращение с просьбой о помощи;

    - требование коллектива;

    - конструктивная критика и др.

    4. Проведение сбора-старта.

    На сбор-старт собираются все микрогруппы. Идет обсуждение формы, содержания дела, способов его подготовки и проведения. Каждая микрогруппа представляет свои предложения по организации и проведению дела. Сбор-старт заканчивается созданием совета дела. Успех сбора во многом зависит от ведущего (им может быть как педагог, так и кто-то из учащихся).

    1. Создание совета дела.

    В состав совета дела каждая микрогруппа делегирует по одному человеку (это может быть руководитель микрогруппы). Совет дела формирует сценарий дела, определяет задания микрогруппам по реализации этого сценария. Задания микрогруппам могут быть самыми разнообразными, например:

    - оформление дела;

    - приглашение гостей;

    - проведение интерактивной игры;

    - подготовка и представление какого-либо содержания;

    - подготовка и демонстрация концертных номеров и т.д.

    Возглавлять совет дела может педагог (или кто-то из учащихся), оно организует коммуникацию, взаимодействие между представителями микрогрупп, корректирует обсуждение дела, выдвигает объединяющие идеи, создает ситуацию успеха в деятельности для участников совета дела.

    1. Выполнение заданий микрогруппами.

    В зависимости от характера и организационных особенностей дела на выполнение задания микрогруппам предлагается от 15-20 минут (например, при подготовке пресс-боя, разнобоя, концерта-молнии, конкурса-ромашки и т.д.) до нескольких дней (например, классный вечер, турнир, игра-путешествие и т.д.). Микрогруппы обсуждают полученное от совета дела задание и организуют работу по его выполнению.

    Решение по распределению заданий в микрогруппе принимают все ее члены, при этом учитываются интересы, потребности, индивидуальные особенности всех участников.

    Второй этап. Проведение дела. На этапе проведения дела в реализации технологии КТД необходимо учитывать некоторые аспекты.

    Основными принципами реализации, проведения дела являются:

    - организация мыследеятельности;

    - организация смыслотворчества;

    - свобода выбора;

    - импровизация;

    - создание ситуации успеха;

    - интеракция и др.

    Проведение дела является итогом всей подготовительной работы микрогрупп, совета дела.

    Содержание КТД соответствует его целям, возрастным и индивидуальным особенностям участников педагогического взаимодействия, социокультурной ситуации.

    Особое значение при проведении дела уделяется эмоциональному настрою его участников через художественное и музыкальное, световое оформление, осуществление некоторых ритуалов (участники дела становятся в круг, чтобы видеть лица друг друга, кладут руки на плечи друг другу и негромко, для себя поют. Закон песни: знаешь – подпевай, не знаешь – слушай, не мешай,) сюрпризам.

    При проведении КТД организаторами целенаправленно предусматривается возможность для импровизации в деятельности, додумывания, придумывания, изображения чего-либо здесь и сейчас.

    Позиция педагога во время проведения дела может быть различной:

    - прямое руководство проведением дела;

    - участие в работе жюри;

    - ведение одной из частей дела;

    - выполнение роли «спасательной команды», если что-то не получается.

    Общая тенденция взаимодействия педагога и учащихся такова: чем больше у детей опыт творческой деятельности, тем больше педагоги отходят от позиции организаторов дела к регулировке настроения, взаимопонимания, интеракции, создания ситуации успеха.

    Третий этап. Анализ, рефлексия дела. Анализ, рефлексия состоявшегося взаимодействия способствуют определению каждым участником личностной значимости дела.

    Подведение итогов дела, его анализ и рефлексия осуществляются сначала в микрогруппах, а замет на общем сборе коллектива.

    Приемами включения каждого из детей в анализ и рефлексию дела являются:

    - рефлексивный круг;

    - рефлексивная мишень;

    - «время на шум» (3-5 минут);

    - анкета-стенгазета;

    - групповая дискуссия;

    - зарядка;

    - острова;

    - допиши тезис;

    - цепочка пожеланий (см. описание этих приемов в гл.8).

    Основными вопросами для обсуждения, коллективного анализа являются следующие.

    1. Что было хорошо в занятии? Почему?

    2. Что не удалось осуществить? Почему?

    3. Что надо учесть на будущее?

    4. Была ли польза от дела тебе, другим?

    5. Была ли группа творческой, деятельной?

    6. Что было главным открытием дела для тебя?

    7. что более всего понравилось в деле?

    8. Как можешь оценить дело?

    9. что хотел бы пожелать себе и другим?

    Коллективный анализ и рефлексия состоявшегося взаимодействия – это не только завершение КТД, но и продолжение, углубление его влияния на участников педагогического процесса.
    Технология игры-путешествия
    Преимущество игры-путешествия в том, что она может быть адаптирована к любому содержанию (различные области знаний, школьные предметы, направления воспитания, виды деятельности, компоненты социального опыта и т.д.), а также с успехом использована во взаимодействии педагога с любой возрастной группой учащихся (будь то учащиеся начальной школы, подростки, старшеклассники, студенты и т.д.).

    В основе технологии игры-путешествия лежит технология коллективной творческой деятельности по И.П. Иванову.

    Общая характеристика игры-путешествия. Игра-путешествие – это занимательный познавательный турнир-викторина, состоящий из ряда этапов 9станций), по которым путешествуют участники игры в определенной последовательности. На каждом этапе (станции) судья-инструктор предлагает участникам игры комплекс вопросов, заданий в соответствии с темой игры и оценивает их выполнение.

    Чаще всего игры-путешествия являются тематическими, т.е. содержание заданий, вопросов всех этапов (станций) определяется единой темой-проблемой (например, охрана окружающей среды, культура поведения, театр, сказки и т.д.).

    Цели игры-путешествия. Игры-путешествия прежде всего направлены на развитие мировоззрения, познавательных интересов и потребностей, ценностных ориентаций, эмоциональной сферы участников педагогического процесса. Они способствуют систематизации знаний, смыслотворчеству, мыследеятельности, коммуникации детей и педагогов.

    Участники игры-путешествия. В игре участвуют команды (экипажи) численностью 5-10 человек, которые создаются на базе одного класса (отряда загородного оздоровительного лагеря). Игра-путешествие может быть проведена как в отдельном классе (отряде), так и в группе (параллели или между параллелями) классов (отрядов).

    Порядок реализации технологии игры-путешествия. Реализация технологии включает следующие этапы.

    Первый этап. Подготовка игры. При подготовке игры ее организаторам необходимо:

    - проложить маршрут игры-путешествия (если игра проводится в школе, то маршрут прокладывается по рекреациям и аудиториям школьного здания; если игра проводится на природе, то протяженность маршрута составляет 1,5 – 2 км; желательно, чтобы маршрут был кольцевым);

    - разделить маршрут на ряд (5-7) этапов (станций);

    - составить содержание (комплекс вопросов, творческих заданий) каждого этапа игры;

    - определить судей-инструкторов для каждого этапа игры;

    - определить места стоянок судей-инструкторов на маршруте игры;

    - разработать критерии оценки выполнения участниками игры заданий;

    - подготовить для каждой команды (экипажа) участников игры маршрутные листы, в которых указываются названия этапов (станций) и порядок их прохождения, судьи-инструкторы на этапах и оценки;

    - закодировать в виде рисунков оценки, которые будут выставлять судьи-инструкторы в маршрутный лист, например: «отлично» - солнышко, «хорошо» - цветок-ромашка, «удовлетворительно» - елочка. тучка, кораблик;

    - оформить транспаранты, плакаты с названиями этапов (станций) игры-путешествия (они должны быть крупными, яркими, броскими, легко читаемыми) и стрелки, указывающие направление маршрута;

    - подготовить награды и призы для победителей игры.

    Второй этап. Проведение игры. Начинается игра-путешествие с общего сбора-линейки, на котором:

    - участникам игры напоминают ее условия;

    - знакомят с порядком проведения игры;

    - называют этапы (станции) игры;

    - представляют судей-инструкторов (сразу же после представления они отправляются на свои места стоянок на маршруте игры);

    - вручают маршрутные листы (закодированные в рисунках оценки не разглашают, сохраняя в тайне);

    - сообщают о вручении победителям игры призов.

    Общий сбор украсят, сделают более привлекательным для детей элементы театрализации. Например, при проведении игры-путешествия «По тропе Берендея» ее участников может приветствовать царь Берендей – владыка леса со своей свитой.

    На маршрут игры команды (экипажи) выходят с временным промежутком в 5 минут (удлинять промежуток не стоит, иначе игра затягивается, теряется динамизм).

    На каждом этапе (станции) команда находится не более 5 минут, 2-3 минуты затрачивается на переход с этапа на этап. За соблюдением временных рамок игры строго следят судьи-инструкторы.

    На каждом этапе судьи-инструкторы предлагают всем командам систему вопросов, творческих заданий, оценивают их выполнение в соответствии с принятыми критериями и выставляют закодированный балл в маршрутный лист.

    На последнем этапе судья-инструктор оставляет маршрутные листы у себя (это необходимо для своевременного, оперативного подведения итогов игры-путешествия).

    Третий этап. Подведение итогов. Проводится анализ игры каждым участником, фиксируется состояние развития (эмоций. чувств, сознания и т.д.), а также определяются причины этого состояния.

    Судьи-инструкторы по каждому маршрутному листу подсчитывают сумму баллов, набранную командой. Определяются победители игры-путешествия – команды, занявшие 1, 2, 3-е места.

    На итоговом общем сборе объявляются окончательные результаты игры, называются победители, вручаются призы.

    Можно подготовить фотовитрину по итогам игры, рассказывающую о ее проведении, победителях.

    Среди критериев выполнения участниками игры предлагаемых судьями-инструкторами заданий могут быть следующие:

    1. полнота и глубина знаний;

    2. эрудиция;

    3. сообразительность, смекалка;

    4. системность знаний;

    5. умение использовать знания на практике;

    6. адекватность сознания и поведения;

    7. развитость воображения, наблюдательности;

    8. творчество в деятельности;

    9. умение организовать коммуникацию между членами команды (экипажа);

    10. взаимодействие всех членов команды (экипажа);

    11. активность всех членов команды;

    12. мотивация участия в игре, выполнения заданий членами команды;

    13. проявление эмоций, чувств;

    14. стремление к анализу, обобщению и другим мыслительным операциям;

    15. самооценка своей деятельности.


    Примерные этапы (станции),

    определяющие содержание игр-путешествий
    Игра-путешествие «По тропе Берендея»


    1. «Викторина деда-природоведа» (народные приметы природных явлений, фенологические наблюдения).

    2. «С природой на Вы» (о правилах поведения на природе).

    3. «Природа задает загадки» или «Поляна чудес» (природные явления, закономерности).

    4. «На лесной опушке» (песни о природе и ее охране).

    5. «Что растет в лесу?» (видовые названия растений).

    6. «Красная книга – крик природы о помощи» (информация о международной и национальной Красной книге).

    7. «Лужайка-поиграйка» (подвижные игры с экологическим содержанием).


    Игра-путешествие «В мир театра»


    1. «Театр уж полон, ложи блещут…» (о правилах этикета в театре).

    2. «Знаменитые театры мира» (информация о ведущих театрах мира).

    3. «балет» (знания о балетах, их авторах, содержании, исполнителях).

    4. «Оперетта» (знания о репертуаре театра оперетты, авторах оперетт, содержании, исполнителях).

    5. «Драма» (знания о драматических театрах, их репертуаре, содержании пьес, исполнителях).

    6. «Опера» (знания о репертуаре оперных театров, композиторах, содержании, исполнителях, истории создания опер).

    7. «Театральный Минск» (история минских театров, их репертуар, исполнители).


    Игра-путешествие «В Страну этикета»


    1. «Здравствуйте» (о культуре приветствия).

    2. «Приятного аппетита» (этикет за столом).

    3. «У всех на виду» (этикет в общественных местах).

    4. «Разрешите пригласить» (этикет на вечере, дискотеке).

    5. «Давайте говорить друг другу комплименты» (культура общения, составление «словарика приятных слов»).

    6. «Я к Вам пишу» (этикет письма).

    7. «Алло? Алло?» (этикет разговора по телефону).

    8. «Дарю тебе» (этикет выбора и преподнесения подарка).

    9. «Гости в доме» (этикет приема гостей).


    Технология игры-путешествия может быть использована педагогом как во внеклассной работе, так и в процессе обучения (на любом уроке, в частности обобщающем по теме, разделу, курсу с соответствующим им содержанием и т.д.).

    1   2   3   4   5   6   7


    написать администратору сайта