Главная страница
Навигация по странице:

  • vx = dx

  • Нормальное (центростремительное)

  • Кинематика. Кинематика-ядерная. Кинематика материальной точки и поступательного движения твердого тела


    Скачать 1.4 Mb.
    НазваниеКинематика материальной точки и поступательного движения твердого тела
    АнкорКинематика
    Дата27.01.2022
    Размер1.4 Mb.
    Формат файлаpptx
    Имя файлаКинематика-ядерная.pptx
    ТипДокументы
    #343656
    страница2 из 8
    1   2   3   4   5   6   7   8

    t

    v = a * dt = a * t

    0



    v = v0 + ∆v= v0 + a * t

    Векторный способ


    Найдём радиус-вектор: за промежуток времени dt элементарное приращение радиус-вектора dr:
    dr = v * dt.
    Интегрируем это выражение с учётом зависимости v(t) и найдём приращение радиус-вектора за время от 0 до t:

    t

    r = v(t) dt = v0 t+ a t2/2

    0


    Векторный способ


    Тогда сам радиус вектор r:
    r = r0 + ∆r= r0 + v0 t+ a t2/2
    Пример: рассмотрим камень, брошенный под некоторым углом к горизонту с начальной скоростью v0. Камень движется с постоянным ускорением a=g, его положение относительно точки бросания (r0=0) определяется радиус-вектором:
    r = v0 t+ g t2/2,

    r –сумма двух векторов:

    Начальные условия нужны!


    Координатный способ


    С выбранным телом отсчёта жестко связывают определённую систему координат, например, декартову. Запишем в момент времени t положение точки А относительно начала координат О через проекции радиус – вектора r (t) – x, y, z:
    x = x(t) y = y(t) z = z(t) – кинематические уравнения движения точки
    Зная зависимость этих координат от времени – закон движения точки, можно найти положение точки в каждый момент времени, её скорость и ускорение.

    Координатный способ


    Проекции векторов скорости и ускорения:

    vx =dx/dt vy =dy/dt vz =dz/dt

    ax =dvx /dt = d2x/dt2 ay =dvx /dt =d2y/dt2

    az =dvz /dt =d2y/dt2

    Модуль вектора скорости v = v2x+ v2y+ v2z
    Направление вектора v определяется направляющими косинусами:

    cos 𝛼 =vx/v cos 𝛽 = vy/v cos 𝛾 = vz/v ,

    где 𝛼, 𝛽, 𝛾 – углы между вектором v и осями x, y, z, соответственно.

    Таким образом x(t), y(t), z(t) полностью определяют движение точки.


    При прямолинейном движении векторы скорости и ускорения совпадают с направлением траектории. Рассмотрим движение материальной точки по криволинейной плоской траектории. Вектор скорости в любой точке траектории направлен по касательной к ней.


    Введём единичный вектор 𝜏, связанный с движущейся точкой А и направленный по касательной к траектории в сторону возрастания дуговой координаты l.
    Вектор скорости v движения точки направлен по касательной к траектории, тогда можем записать:
    v = v𝜏*𝜏, где v𝜏 =dl/dt – проекция вектора v на направление вектора 𝜏.
    Тангенциальное ускорение:
    a =dv/dt = d (v𝜏*𝜏)/dt = (dv𝜏/dt )𝜏 + (d𝜏/dt) v𝜏
    Тангенциальное (касательное) ускорение – это составляющая вектора ускорения, направленная вдоль касательной к траектории в данной точке траектории движения.


    Преобразуем:
    v𝜏(d𝜏/dt) = v𝜏(d𝜏 * dl/dt * dl)= v𝜏2 d𝜏 /dl= v2d𝜏 /dl (1)


    Траектория 1-2 стремится к окружности с центром в некоторой точке О, называемую центром кривизны траектории в данной точке, а радиус ρ – радиусом кривизны траектории в точке 2.


    dτ

    Угол δα = ׀d/ ρ
    Введём единичный вектор нормали n к траектории в точке 1, тогда
    ׀d/ ρ = ׀dτ׀ / n
    ׀dτ׀/ ׀d= n / ρ (2)


    Подставим (2) в (1) и получим:
    a= 𝜏(dv𝜏 / dt) /+ n (v2/ ρ )
    Полное ускорение есть сумма тангенциального и нормального ускорений.


    Тангенциальное ускорение a характеризует быстроту изменения скорости по модулю, его величина:

    aτ= 𝜏(dv𝜏 / d𝜏)

    Нормальное (центростремительное) ускорение направлено по нормали к траектории к центру ее кривизны O и характеризует быстроту изменения направления вектора скорости точки.
    1   2   3   4   5   6   7   8


    написать администратору сайта