Главная страница
Навигация по странице:

  • Южных поэмах

  • Бахчисарайский фантан

  • Борисе Годунове

  • ГОС по литературе ответы. Классицизм Образец для них исвоо античности Действие и поступки героев определяются с т зр разума Конфликт разум и чувства, общее и личное, желания и долг Строгое деление героев на положительных и отрицательных.


    Скачать 3.04 Mb.
    НазваниеКлассицизм Образец для них исвоо античности Действие и поступки героев определяются с т зр разума Конфликт разум и чувства, общее и личное, желания и долг Строгое деление героев на положительных и отрицательных.
    АнкорГОС по литературе ответы.doc
    Дата17.01.2018
    Размер3.04 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаГОС по литературе ответы.doc
    ТипДокументы
    #14411
    страница11 из 51
    1   ...   7   8   9   10   11   12   13   14   ...   51

    «Узник» 1822. Свобода понимается в узнике в духе фольклорных традиций: как безграничная воля, стихийное чувство, родственное проявлением природы. В стих-ии сопоставлены 2 мира-реальный и идеальный, переданные через зримый контраст ссуженного пространства («сижу за решеткой в темнице сырой…»)и вольной широкой жизни, открытой мысленному взору. Пушкин отказывается от жанрового типа поэта, от условных масок лирич.героя, а пишет от своего лица.

    Пушкин тяжело пережил поражение революции в Европе – отсюда дух.кризис.1823г. Разочарованию подверглись не только «толпа», не только «избранные» - П.недоволен собой, своими «ложными» «идеалами», своими «иллюзиями».

    «Демон» 1823. В центре стихотворении «Демона» разочарованная личность, ничему не верящая, во всем сомневающаяся, мрачная и отрицательная, олицетворяющ.душевную пустоту. Разочарованная личность – носитель протеста против господств.порядка- сама оказывается несостоятельной, т.к.не имеет никакого положительного идеала. Результат – омертвление души и неспособность ее к постижению жизни: «Он звал прекрасное мечтою;//он вдохновенье презирал;//не верил он любви, свободе,//на жизнь насмешливо глядел - // и ничего во всей природе//благословить он не хотел».

    Ода «Кинжал» 1821. политическая тема – декабристская. Гражданский романтизм. Посвящено стих-е кинжалу – орудие против политич.тирании. П.рисует историч.ряд тираноборцев-цареубийц. Первым прославляется Брут-убийца Юлия Цезаря, герой, в понимании П. Вторая фигура – Шарлотта Кардэ. третий – немецкий революционер
    Проблема внешней и внутр.свободы в «Южных поэмах», тема столкновений двух культур.

    Южные поэмы – высшее достижение П.-романтика.

    «Кавказский пленник» (1820-1821). Проблематика поэмы заявлена уже в нац.принадлежности героев – русский, «европеец», и черкешенка, «дева гор». Оба героя обрисованы в соответствии с романтич.представлением о «европейце», «русском» - вольнолюбивом и разочарованном, потерявшем вкус к жизни и о Черкешенке, дочери простого народа, обладающей цельностью натуры. Нац.характерность подчинена руссоистской проблематике – столкновению человека цивилизованного общ-ва и общества простого, более примитивного. Черкешенка – цельная и простая натура: полюбив Пленника, она не видит причин, к-е помешали бы их союзу. Она не может понять раздумий и сомнений Пленника, но остается верной своей любви, спасая своего возлюблено ценой собственной гибели. Пленник напротив полон сомнений, не позволяющих ему целиком отдаться чувству и мешающих разделить судьбу Черкешенки, к-я подает ему пример самоотверженности и тем способствует просветлению и возрождению его души.

    Сюжет: В ауле, где вечером на порогах сидят черкесы и говорят о своих битвах, появляется всадник, тащащий на аркане русского пленника, который кажется умершим от ран. Но в полдень пленник приходит в себя, вспоминает, что с ним, где он, и обнаруживает кандалы на своих ногах. Он раб!

    Мечтою летит он в Россию, где провёл молодость и которую покинул ради свободы. Её мечтал он обрести на Кавказе, а обрёл рабство. Теперь он желает только смерти.

    Ночью, когда аул угомонился, к пленнику приходит молодая черкешенка и приносит ему прохладный кумыс для утоления жажды. Долго сидит дева с пленником, плача и не имея возможности рассказать о своих чувствах.

    Много дней подряд окованный пленник пасёт стадо в горах, и каждую ночь приходит к нему черкешенка, приносит кумыс, вино, мёд и пшено, делит с ним трапезу и поёт песни гор, учит пленника своему родному языку. Она полюбила пленника первой любовью, но он не в силах ответить ей взаимностью, боясь растревожить сон забытой любви.

    Постепенно привыкал пленник к унылой жизни, тая в душе тоску. Его взоры тешили величественные горы Кавказа и Эльбрус в ледяном венце. Часто находил он особую радость в бурях, которые бушевали на горных склонах, не досягая высот, где он находился.

    Его внимание привлекают обычаи и нравы горцев, ему нравятся простота их жизни, гостеприимство, воинственность. Он часами мог любоваться, как черкесы джигитуют, приучая себя к войне; ему нравился их наряд, и оружие, которое украшает черкеса, и кони, являющиеся главным богатством черкесских воинов. Он восхищается воинской доблестью черкесов и их грозными набегами на казачьи станицы. В домах же своих, у очагов, черкесы гостеприимны и привечают усталых путников, застигнутых в горах ночной порой или ненастьем.

    Наблюдает пленник и за воинственными играми чеченских юношей, восхищается их удалью и силой, его не смущают даже их кровавые забавы, когда они в пылу игры рубят головы рабам. Сам изведавший военные утехи, смотревший в глаза смерти, он скрывает от черкесов движения своего сердца и поражает их беспечной смелостью и невозмутимостью. Черкесы даже гордятся им как своей добычей.

    Влюблённая черкешенка, узнавшая восторги сердца, уговаривает пленника забыть родину и свободу. Она готова презреть волю отца и брата, которые хотят продать её нелюбимому в другой аул, уговорить их или покончить с собой. Она любит только пленника. Но её слова и ласки не пробуждают души пленника. Он предаётся воспоминаниям и однажды, плача, открывает ей душу, он молит черкешенку забыть его, ставшего жертвой страстей, которые лишили его упоений и желаний. Он сокрушается, что узнал её так поздно, когда уже нет надежды и мечты и он не в состоянии ответить ей на её любовь, душа его холодна и бесчувственна, и в ней живёт другой образ, вечно милый, но недостижимый.

    В ответ на признания пленника черкешенка укоряет его и говорит, что он мог хотя бы из жалости обмануть её неопытность. Она просит его быть снисходительным к её душевным мукам. Пленник отвечает ей, что их судьбы схожи, что он тоже не знал взаимности в любви и страдал в одиночестве. На рассвете, печальные и безмолвные, они расстаются, и с этих пор пленник проводит время один в мечтах о свободе.

    Однажды он слышит шум и видит, что черкесы отправляются в набег. В ауле остаются только женщины, дети и старцы. Пленник мечтает о побеге, но тяжкая цепь и глубокая река — неодолимые препятствия. И вот когда стемнело, к пленнику пришла она, держа в руках пилу и кинжал. Она сама распиливает цепь. Возбуждённый юноша предлагает ей бежать с ним вместе, но черкешенка отказывается, зная, что он любит другую. Она прощается с ним, и пленник бросается в реку и плывёт на противоположный берег. Внезапно он слышит позади шум волн и отдалённый стон. Выбравшись на берег, он оборачивается и не находит взглядом на оставленном берегу черкешенки.

    Пленник понимает, что означали этот плеск и стон. Он глядит прощальным взором на покинутый аул, на поле, где он пас стадо, и отправляется туда, где сверкают русские штыки и окликаются передовые казаки. 

    В романтическом тв-ве П. продуктивны два типа поэм:1.связан с воплощением волевой, сильной личности («Кавказский пленник», «Цыганы»). В поэмах этого типа на первый план выдвигается общественная проблематика. 2.главное внимание- личным мотивам – просветлению, обновлению и возрождению души, освобождающейся от мучительных и противоречивых страстей («Бахчисарайский фантан»). Этому типу поэмы свойствен лирический ход.

    «Бахчисарайский фантан». Герой поэмы – Гирей – остывает к Зареме и пылает страстью к Марии. Здесь П.ставил себе в заслугу драматизм страстей, к-е вылились в открытое противостояние Заремы и Марии. Сюжет: В своём дворце сидит грозный хан Гирей, разгневанный и печальный. Чем опечален Гирей, о чем он думает? Он не думает о войне с Русью, его не страшат козни врагов, и его жены верны ему, их стережёт преданный и злой евнух. Печальный Гирей идёт в обитель своих жён, где невольницы поют песнь во славу прекрасной Заремы, красы гарема. Но сама Зарема, бледная и печальная, не слушает похвал и грустит, оттого что её разлюбил Гирей; он полюбил юную Марию, недавнюю обитательницу гарема, попавшую сюда из родной Польши, где она была украшением родительского дома и завидной невестой для многих богатых вельмож, искавших её руки.

    Хлынувшие на Польшу татарские полчища разорили дом отца Марии, а сама она стала невольницей Гирея. В неволе Мария вянет и находит отраду только в молитве перед иконой Пресвятой Девы, у которой горит неугасимая лампада. И даже сам Гирей щадит её покой и не нарушает её одиночества.

    Наступает сладостная крымская ночь, затихает дворец, спит гарем, но не спит лишь одна из жён Гирея. Она встаёт и крадучись идёт мимо спящего евнуха. Вот она отворяет дверь и оказывается в комнате, где пред ликом Пречистой Девы горит лампада и царит ненарушаемая тишина. Что-то давно забытое шевельнулось в груди Заремы. Она видит спящую княжну и опускается перед ней на колени с мольбой. Проснувшаяся Мария вопрошает Зарему, зачем она оказалась здесь поздней гостьей. Зарема рассказывает ей свою печальную историю. Она не помнит, как оказалась во дворце Гирея, но наслаждалась его любовью безраздельно до тех пор, пока в гареме не появилась Мария. Зарема умоляет Марию вернуть ей сердце Гирея, его измена убьёт её. Она угрожает Марии...

    Излив свои признания, Зарема исчезает, оставив Марию в смущении и в мечтах о смерти, которая ей милее участи наложницы Гирея.

    Желания Марии сбылись, и она почила, но Гирей не вернулся к Зареме. Он оставил дворец и вновь предался утехам войны, но и в сражениях не может Гирей забыть прекрасную Марию. Гарем оставлен и забыт Гиреем, а Зарема брошена в пучину вод стражами гарема в ту же ночь, когда умерла Мария. Вернувшись в Бахчисарай после губительного набега на села России, Гирей воздвиг в память Марии фонтан, который младые девы Тавриды, узнав это печальное предание, назвали фонтаном слез. 
    Последней романтич.поэмой, начатой на юге стала поэма «Цыганы», в к-й центральный характер, выведенный в первой поэме, и проблематика «Кавказского пленника» получили новое развитие.

    «Цыганы»1824. Если в «Кав.пленнике» «русский» возраждается душой, то здесь о просветлении души романтич.героя уже не могло быть и речи. Конфликт преобретает отчетливо выраженный трагический хар-р, а идеал свободы оказ.недосягаем. Разочарование теперь испытывает не только герой, но и сам автор. Оно осмысленно как исторически «роковая» судьба, и причина ее лежит не столько в личности, сколько вне ее. Философская проблематика – идея о превосходстве «естественного» общества над цивилизованным. Но среда, в которую помещен Алеко, иная: не дикие и хищные черкесы, а мирные цыганы. Принципиальной разницей в мотивировке отчуждения и «бегства» в сравнении с первой поэмой П.в цыганах нет. Алеко изгоняется обществом: «его преследует закон», а с др. – «он хочет быть, как мы, цыганом». Изгнание Алеко и вынужденно и добровольно. В отл.от Пленника, Алеко в цыганском обществе свободен и счастлив. Вторжение героя в «естественную» среду влечет гибель героини, однако, если в Черкешенке торжествует цельность чувства и самоотверженная любовь, то в Земфире – вольная любовная страсть. Событийная фабула заключена между двумя параллельными картинами – в начале повествования Алеко приходи в табор, в конце его – табор уходит от Алеко. Внутренний сюжет заключен в трагической игре страстей, владеющих человеком, в переходе от внешнего спокойствия к грозному противостоянию. В ходе игры страстей решается проблема свободы и счастья человеческой личности. Однако не герои владеют страстями, а страсти героями. И Алеко и Земфира выступают несвободными. Алеко не может противиться охватившим его чувствам ревности и мести. Земфира также не может противиться внезапно пришедшей к ней новой любви, она во власти рока, принимающего форму слепого стихийного чувства. И вот тут вольная Земфира неожиданно сближается с гордым Алеко. Роковая, фатальная предопределенность страстей выдвинута в качестве причины трагедии. Ведущий романтический тезис, согласно которому историч.процесс совершается благодаря усилиям отдельных личностей, появлению индивидуальных воль, потерпел полный крах.П.пришел к выводу об ограниченности индивидуальной воли, в ее предопределенном характере, о зависимости событий человеческой жизни от внеположенных ей роковых сил. Это означало также, что прорыв романтической личности из историч.времени во внеисторич., за пределы исторически определенного невозможен. Следовательно, обретение абсолютной свободы непостижимо. «бегство» современного человека в «естественную» среду не только чревато катастрофой, но и бессмысленно. Цыганский коллектив тоже не индивидуален – он не свободен от страстей, от противоречий, а потому лишен счастья. Сюжет: Цыганский табор кочует по степям Бессарабии. У костра цыганская семья готовит ужин, невдалеке пасутся кони, а за шатром лежит ручной медведь. Постепенно все умолкает и погружается в сон. Лишь в одном шатре не спит старик, ждущий свою дочь Земфиру, ушедшую гулять в поле. И вот появляется Земфира вместе с незнакомым старику юношей. Земфира объясняет, что встретила его за курганом и пригласила в табор, что его преследует закон и он хочет быть цыганом. Зовут его Алеко. Старик радушно приглашает юношу остаться так долго, как он захочет, и говорит, что готов делить с ним хлеб и кров.

    Утром старик будит Земфиру и Алеко, табор просыпается и отправляется в путь живописной толпой. Сердце юноши сжимается от тоски при виде опустевшей равнины. Но о чем он тоскует? Земфира хочет узнать это. Между ними завязывается разговор. Земфира опасается, что он жалеет об оставленной им жизни, но Алеко успокаивает её и говорит, что без сожаления оставил «неволю душных городов». В той жизни, что он бросил, нет любви, а значит, нет веселья, и теперь его желанье — всегда быть с Земфирой. Старик, слыша их разговор, рассказывает им старинное преданье о поэте, который когда-то был сослан царём в эти края и томился душой по родине, несмотря на любовь и заботу местных жителей. Алеко узнает в герое этого преданья Овидия и поражается превратности судьбы и эфемерности славы.

    Два года кочует Алеко вместе с табором, вольный, как сами цыганы, не сожалея о покинутом. Он водит по деревням медведя и тем зарабатывает на хлеб. Ничто не смущает покоя его души, но однажды он слышит, как Земфира поёт песню, которая приводит его в смятение. В этой песне Земфира признается, что разлюбила его. Алеко просит её перестать петь, но Земфира продолжает, и тогда Алеко понимает, что Земфира неверна ему. Земфира подтверждает самые страшные предположения Алеко.

    Ночью Земфира будит отца и говорит, что Алеко рыдает и стонет во сне, зовёт её, но его любовь постыла Земфире, её сердце просит воли. Просыпается Алеко, и Земфира уходит к нему. Алеко хочет знать, где была Земфира. Она отвечает, что сидела с отцом, потому что не могла перенести вида душевных мучений Алеко, которые он испытывал во сне. Алеко признается, что видел во сне измену Земфиры, но Земфира уговаривает его не верить лукавым сновидениям.

    Старый цыган просит Алеко не печалиться и уверяет, что тоска погубит его. Алеко признается, что причина его печали — равнодушие к нему Земфиры. Старик утешает Алеко, говорит, что Земфира — дитя, что женское сердце любит шутя, что никто не волен приказать сердцу женщины любить одного, как приказать луне застыть на месте. Но Алеко, вспоминая часы любви, проведённые с Земфирой, безутешен. Он сокрушается, что «Земфира охладела», что «Земфира неверна». В назидание старик рассказывает Алеко о самом себе, о том, как был молод, как любил прекрасную Мариулу и как наконец добился взаимности. Но быстро миновала молодость, ещё быстрее — любовь Мариулы. Однажды она ушла вместе с другим табором, бросив маленькую дочь, эту самую Земфиру. И с тех пор «все девы мира» постыли старику. Алеко спрашивает, как смог старик не отомстить обидчикам, как мог не вонзить кинжала в сердце похитителя и неверной жены. Старик отвечает, что ничто не в силах удержать любовь, ничто нельзя вернуть, «что было, то не будет вновь». Алеко уверяет старика, что сам он не такой, что он не может отказаться от своих прав или хоть насладиться мщением.

    А в это время Земфира на свидании с молодым цыганом. Они условливаются о новом свидании нынешней ночью после захода луны.

    Алеко тревожно спит и, пробудившись, не находит рядом Земфиры. Он встаёт, выходит из шатра, его объемлет подозренье и страх, он бродит вокруг шатра и видит едва приметный в звёздном свете след, ведущий за курганы, и Алеко отправляется по этому следу. Внезапно он видит две тени и слышит голоса двух влюблённых, которые не могут расстаться друг с другом. Он узнает Земфиру, которая просит своего возлюбленного бежать, но Алеко вонзает в него нож... В ужасе Земфира говорит, что презирает угрозы Алеко, и проклинает его. Алеко убивает и её.

    Рассвет застал Алеко сидящим за холмом с окровавленным ножом в руке. Перед ним два трупа. Соплеменники прощаются с убитыми и роют для них могилы. В задумчивости сидит старый цыган. После того как тела влюблённых были преданы земле, он подходит к Алеко и говорит: «Оставь нас, гордый человек!» Он говорит, что цыганы не хотят жить рядом с убийцей, с человеком, который «для себя лишь» хочет воли.

    Трагедия власти и трагедия народа в «Борисе Годунове»; усложнение юношеских представлений поэта о справедливом общественном устройстве.

    1825г. Замысел исторч.драмы возник при чтении 9 и 11 томов «Истории государства российского» Карамзина. Отказался в трагелии от социального дидактизма, наследия просветительской лит-ры, и усвоил свойственное романтикам историч.и диалектич.мышление. Трагелия П.демонстрировала принципы «истинного романтизма», по всем признакам она порывала с предшествующей классицистич.традицией (нет ни единства места(действие перемещалось из России в Польшу, из палат москюкремля в трактир…), ни единства времени (между сценами большие хронологич.разрывы). Сцены написанные стихами, сменялись сценами, написанными прозой, драматич.эпизоды чередовались с комическими в духе Шекспира. Гл.задача, стоявшая перед П., - понять действие ист.процесса, его механизм, законы, им управляющие. Эти законы формируются как интересы различных социальных групп, представленных различными персонажами. Одни действующие лица виновны в смуте, вызывая ее (царь-узурпатор Б.Г., Дмитрий Самозванец), другие становятся их соучастниками, содействуют ее разжиганию (Шуйский, Марина Мнишек, люди из толпы, равнодушные к избранию Б.Г., затем убивающие детей царя), третьи участвуют в ист, но не знают, что делают или не имеют личного умысла (патриарх, пленник Самозванца, сын князя Курбского…), четвертые выступают свидетелями событий, и, не участвуя в ист.зле, обсуждают его (люди из народа), пятые - невинные жертвы (дети царя). Народ представлен в трагедии как некая совокупная надличная сила. с одной стороны, история – это столкновение интересов различных социальных групп: царская власть стремится урезать права подданных, боярство хочет разделить управление страной с царем и добиться для себя привилегий, дворянство, использующее в своих целях самозванца, надеется завоевать для себя место под солнцем, народ же колеблется между этими тремя группами и представляет собой самостоятельную силу, к-я, однако, ограничивается сферой морального суда, одобрения или неодобрения с нравственной т.зр. В ходе худ.анализа П.пришел к выводу, что один из гл.законов ист. – ее стихийность, иррациональность, зависимость от рока, судьбы, выступающая в различных формах, в т.ч. и в религиозной. Б.Г.мог бы легко справиться и с польским нашествием, и с самозванцем, и со всякой др.бедой, но он – жертва рока, судьбы, бессознательным исполнителем воли которого выступает народ. В «мнении народном» есть «голос» рока и есть «голос» бессмысленности. народ мыслится П.иррациональной стихией. хотя народ берет на себя право морального суда, его оценки и правильны, и ошибочны. в них чрезвычайно слаб сознательный элемент, народ осуждает Бориса за убийство царевича Дмитрия и себя за избрание цареубийцы. П. не идеализирует народ. мнение народное изменчиво. ему нельзя безусловно доверять: совсем недавно народ умолял Бориса дать согласие на царство, теперь он отказывает ему в своей поддержке. Приглашая на царство самозванца, он жестоко ошибается. его волнение приходит вовсе не к благосостоянию государства, а к новым бедам, и он в растерянности и недоумении «молчит». казалось бы, он выполнил высшую волю: борис лишился трона и умер, но народ снова несчастлив. Значит, моральные критерии, к-ми руководствуются народ, не могут претендавать на абс.истину. Народ знает, что Дмитрий убит и верит в «воскресение» царевича. он убежден, что Борис послан ему в цари в наказание за грехи, и чтобы их искупить, надо избавиться от царя-узурпатора. П.воспользовался религиозной идеей «воскресения» царевича.Он организует действие вокруг тени убиенного Димитрия, к-я появляется во всех значимых сюжетных сценах. погибший Димитрий присутствует то убитым царевичем, то в виде святых мощей, то неожиданно спасшимся и воскресшим. интрига трагедии завязывается в тот момент, когда становится известно о бегстве Гришки Отрепьева из монастыря и принятии им имени царевича, т.е.когда тень Димитрия обрела новый лик и «материализовалась в самозванца». Б.Г.вынужден вести борьбу не столько с реальным противником, сколько с тенью Димитрия, с народной религиозной верой и суевериями, слухами. Борис в трагедии недоумевает, почему народ не ценит его заботу и попечение о нем. Посчитав Бориса фальшивым государем и потому морально отвергнув его, нард поверил в возврашение истинного государя и воскрешение убиенного Дмитрия Иоанновича. кровавый отсвет тени убитого царевича лежит на всех поворотах сюжета, на всех событиях трагедии. тем самым трагич.начало связано не только с Борисом, но и со всем народом и государством.

    П.понял самый жанр трагедии, как жанр трагедии не «персональной», а «народной», втягивающей в себя так или иначе все действующие лица. П.наметил выход из возникшей историч.ситуации. первоочередная задача закл.в просвещении народа. после «Б,Г,» он пишет несколько крупных статей на тему народного просвещения и воспитания. тогда же у П.появляется иллюзия, будто оппозицией самодержавию может стать древняя родовая аристократия, к к-й принадлежал он сам. Надо сохранить принцип монархич.правления и приблизить к трону представителей древних родой, к-е станут при царях полномочными советниками, «представителями» и защитниками интересов разных социальных групп. выходцы из знатных боярских родов, призванные самими царями будут из благородства, чести, бескорыстно и по совести наперстниками государей. У П. наметился рост исторического сознания.

    Во всех областях тв-ва – лирике, поэме, трагедии – ясно наблюдается интерес к обыкновенному и простому, связанный со свободой выражения, с конкретной и точной передачей внутр.и внешнего мира с помощью стилевыс словесных красок. Слово, не теряя индивидуальности чувства, основывается на предметном, словарном, объективном значении.
    Борис Годунов с точки зрения Карамзина узурпатор и Пушкин уверен в этом. Для Годунова самодержавие – это некоторая опора. Образы Годунова и Отрепьевы заняты у Карамзина. Стремясь подчеркнуть народность. Он говорит, что это историчность, употребление старо-русских слов, это и достоинство..«Образ правления, вера дают каждому народу особую ориентацию, которая более или менее отражена в зеркале поэзии.Борис Годунов- царь-убийца. Это русский национальный характер. Его антипод Дмитрий Самозванец. Личные качества Дмитрия очень привлекательны. Он проявляет истинную любовь к Марине Мнишек.Пушкин определяется со своим политическим мировоззрением. Он считает, что власть должна измениться.По Пушкину трагедия этого человека в том, что он хотел помочь России, человека поставили в невыносимые условия – принести благо людям, пролив кровь.23 сцены в "Борисе Годунове" переплетаются две трагедии: трагедия власти и трагедия народа.Пушкин избрал Бориса Годунова — правителя, стремившегося снискать народную любовь и не чуждого государственной мудрости. Борис Годунов у Пушкина лелеет прогрессивные планы и хочет народу добра. Но для реализации своих намерений ему нужна власть. А власть дается лишь ценой преступления, — ступени трона всегда в крови. Борис надеется, что употребленная во благо власть искупит этот шаг, но безошибочное этическое чувство народа заставляет его отвернуться от "царя-Ирода". Покинутый народом, Борис, вопреки своим благим намерениям, неизбежно делается тираном. Венец его политического опыта — циничный урок: Милости не чувствует народ:Твори добро — не скажет он спасибо;Грабь и казни — тебе не будет хуже.Но и путь народа трагичен. Народ присутствует на сцене в течение всей трагедии. Более того, именно он играет решающую роль в исторических конфликтах.Однако и позиция народа противоречива. С одной стороны, народ у Пушкина обладает безошибочным нравственным чутьем, — выразителями его в трагедии являются юродивый и Пимен-летописец.С другой стороны, народ в трагедии политически наивен и беспомощен, легко передоверяет инициативу боярам.Встречая избрание Бориса со смесью доверия и равнодушия, народ отворачивается, узнав в нем "царя-Ирода". Но противопоставить власти он может лишь идеал гонимого сироты. Именно слабость самозванца оборачивается его силой, так как привлекает к нему симпатии народа. Негодование против преступной власти перерождается в бунт во имя самозванца.Народное восстание победило. Но Пушкин не заканчивает этим своей трагедии. Самозванец вошел в Кремль, но, для того чтобы взойти на трон, он должен еще совершить убийство. Роли переменились: сын Бориса Годунова, юный Федор — теперь сам "гонимый младенец", кровь которого с почти ритуальной фатальностью должен пролить подымающийся по ступеням трона самозванец.Жертва принесена, и народ с ужасом замечает, что на престол он возвел не обиженного сироту, а убийцу сироты, нового царя-Ирода.Финальная ремарка: "Народ безмолвствует" о многом говорит. Эта фраза символизирует и нравственный суд над новым царем, и будущую обреченность еще одного представителя преступной власти, и бессилие народа вырваться из этого круга
    Дальнейшее развитие политич.взглядов П. Тема «человек и ист» в поэме «Полтава».

    Принцип «реалистического историзма». Содержание формулы «самостоянье человека».

    Образ петра1 возник в эту пору в связи с надеждами автора на просвещенного монарха, каким поэту казался Николай1. Поэма «Полтава» посвящена победе рус.армии над шведами в 1709. Композиционный центр поэмы – торжество рус.оружия в знаменитой полтавской бытве. Гл.достоинств Петра1, обеспечивающее свободу, - выражение общенациональных интересов. Царь далек от узкокорыстных узколичных устремлений, вследствие этого он единственный, кто навеки личными усилиями и трудами вписал себя в ист.как великий гос.деятель: «лишь ты воздвиг, герой полтавы,//огромный памятник себе».

    Антипод Петра1 украинский гетман Мазепа. основу сюжета составляет история его измены, переплетенная с историей его любви к Марии, дочери его ближайшего друга и сподвижника Кочубея, оставшегося верным России и Петру1, и казненного царем по навету Мазепы.
    1   ...   7   8   9   10   11   12   13   14   ...   51


    написать администратору сайта