Главная страница
Навигация по странице:

  • Евгений Онегин

  • Проблемы цели и смысла жизни – ключевые, центральные в романе

  • ГОС по литературе ответы. Классицизм Образец для них исвоо античности Действие и поступки героев определяются с т зр разума Конфликт разум и чувства, общее и личное, желания и долг Строгое деление героев на положительных и отрицательных.


    Скачать 3.04 Mb.
    НазваниеКлассицизм Образец для них исвоо античности Действие и поступки героев определяются с т зр разума Конфликт разум и чувства, общее и личное, желания и долг Строгое деление героев на положительных и отрицательных.
    АнкорГОС по литературе ответы.doc
    Дата17.01.2018
    Размер3.04 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаГОС по литературе ответы.doc
    ТипДокументы
    #14411
    страница12 из 51
    1   ...   8   9   10   11   12   13   14   15   ...   51

    Мазепа – хитрый, коварный и злобный человек. Его аморальность, бесчестие, вероломство, мстительность и лицемерие превращают его в исчадие ада. Он соблазняет свою крестницу, что по всем законам –считалось тяжким преступлением, а отца ее придает публичной казни, и уже приговоренного с смерти подвергает жестокой пытке, чтобы выведать у него признание, куда тот спрятал свои богатства. У П.вызывает отвращение не только Мазепа-человек, но и Мазепа-политик. В политич.деятельности Мазепа так же аморален: он воюет не за свободу Украины, а за личную власть, к-ю он мыслит как деспотизм. Поэтому П.настаивает на том, что Мазепа презирает свободу. Однако, обманывая своих сторонников и привлекая их мечтой о независимости Украины, Мазепа представляет свою измену как борьбу за свободу. Истинные мотивы измены Мазепы чисто личные – они хорошо известны Пушкину: месть оскорбившему его Петру, хоть царь своей щедростью и лаской сделал все, чтобы загладить свою оплошность, ненасытное властолюбие, желание отторгнуть Украину от России, и стать «царем Укайны». Есть и еще одна тайная причина вражды: украинскому гетману ненавистны преобразования рус.царя. мазепа хотел бы направить развитие Украины в прошлое, вспять.

    Поэма запечатлела знаменательный ист.итог: Карл12 и вместе с ним Мазепа терпят поражение и вынуждены бежать. В чем причины победы Петра 1 и его сподвижников? Автор понял, что в истории не все стихийно и подчинено року. В ней есть закономерности: Мазепа может коварно погубить невинного, честного и преданного Кочубея, но в конце концов все встает на свои места, и Петр 1 торжествует над Мазепой так же, как молодая держава, рвущаяся к морю и дружбе с др.европейскими странами, к свету, просвещению и процветанию, празднует победу над Карлом12, к-й хотел задержать ее развитие, оружием помешав намеченным прогрессивным начинаниям.

    Плюс речь идет о явной ошибке Петра1, поверившего Мазепе и не поверившего Кочубею, сообщившему царю об измене гетмана. В историю Мазепы включен рассказ о «бунте» Кочубея, который построен так, чтобы вызвать у читателя ассоциации с недавними событиями декабря 1825 и последующими репрессиями. Богатый и знатный Кочубей, принадлежавший к аристокр.родам Украины, проявил исключительную решимость и организовал нечто вроде заговора против всесильного гетмана, любимца петра1.Он хотел защитить честь, достоинство, собственные права и думал о счастье своей родины. но замысел его был раскрыт, а за этим последовала жестокая и несправедливая казнь его и близких к нему людей. Историей Кочубея «Полтава» включалась в число злободневных пр-ий. Казнь Кочубея – очевидная ошибка Петра1. Пушкин намекал ею на такую же ошибку Николая 1, казнившего декабристов. В «Полтаве» возникает и др.идея – «милости», «прощения» царем своих врагов – учителей. Мстительному и жестокому Мазепе, не умеющему прощать противопоставлен милосердный русский царь, прощающий обиды и поднимающий кубок за врагов, научивших его воевать.Эта идея также связана с побуждением, обращенным к Николаю 1 помиловать декабристов. В дальнейшем тв-ве Пушкина эта идея будет сопряжена с идеей гуманизма.

    В поэме 2 гл.действ.лица – мазепа и петр. 2 линии: 1.любовь Мазепы к Марии Кочубей (он-демонически-романтический герой, девушка влюбляется в гетмана, убегает к нему из дома) 2.Петр-полководец (показан односторонне, как полубог, сверхчеловек. П.закрывает глаза на его минусы, это ода в честь петра).
    Понимание смысла жизни, счастья и долга в романе «Евгений Онегин»; особенности композиции и персонажной системы романа, тема жизненного выбора. «Зимние» мотивы в романе.

    Основной конфликт романа «Евгений Онегин» — глубокое противоречие между запросами пробуждающейся личности и обществом, застывшим в неподвижности.Переходя от романтического восприятия и воплощения действительности к критическо-реалистическому, Пушкин ставит перед собой задачу объективного, трезвого анализа своей современности в присущих ей противоречиях. В романе отражается глухая помещичья провинция, крепостная деревня, барская Москва, высший петербургский свет, губернские города. Границы совершающихся в нем действий: конец 1819 — весна 1825 года.

    Важным сюжетным принципом романа выступает «загадочность» гл.героев – Онегина и Татьяны. Сначала Татьяна, и вместе с ней читатель, стремится понять Онегина, а затем Онегин начинает открывать для себя Татьяну. («То в вышнем суждено совете…//то воля неба: я твоя…»). Восприятие Онегина героиней еще не глубоко, он рисуется воображением Татьяны в романтическом духе. Душа и характер Онегина яснее открываются Татьяне после посещения усадьбы героя. Вглядываясь в обстановку онегинского кабинета, просматривая его книги, она начала прозревать: «Что ж он? уже ли подражанье,// ничтожный призрак, иль еще// москвич в гарольдовом плаще…». Так же и Онегин отгадывает Татьяну. Увидев ее в свете, задумывается: «Ужель та самая Татьяна…». Его занимает не бедная и простая несмелая и влюбленная «девочка», а «равнодушная княгиня». Но оказалось, что под маской «величавой и небрежной законодательнице зал» таится «простая дева» с «с мечтами, сердцем прежних дней». встреча с Татьяной пробуждает любовь в душе Онегина, он пишет любовное письмо замужней женщине и совершает не менее дерзкий поступок – бес приглашения посещает Татьяну, но эта дерзость одновременно и проявление горячности, сердечной откровенности. Онегин забывает о приличиях и любит теперь «как дитя».

    Осн.худ.роль Ленского – оттенить характер Онегина.Они взаимно объясняют др.др. Ленский – приятель, достойный Онегина, он, как и Онегин, один из лучших людей тогдашней России. Поэт, энтузиаст, он полон детской веры в людей, в романтическую дружбу до гроба и вечную любовь. Он благороден, образован, его чувства и мысли чисты, его восторженность искренна. Он любит жизнь. Ленский верит в идеалы. Онегин – безыдеален. Душа Ленского наполнена чувствами, мыслями, стихами, творческим огнем. Все в нем: и свободолюбие германского образца, и стихи, и мысли, и поступки – было наивным, простодушным, заимствованным, и потому смешным. Он совершенно не понимает душевных движений Ольги- она не требует от него жертвы. Онегин же посмотрел на него не сквозь розовые очки, а трезвым взглядом: «В чертах у Ольги жизни нет».
    Проблемы цели и смысла жизни – ключевые, центральные в романе, ведь в переломные моменты истории, каковым стала для России эпоха после декабрьского восстания, в сознании людей происходит кардинальная переоценка ценностей. И в такое время высший моральный долг художника – указать обществу на вечные ценности, дать твердые моральные ориентиры. Лучшие люди пушкинского – декабристского – поколения как бы “выходят из игры”: они либо разочарованы в прежних идеалах, либо не имеют возможности в новых условиях бороться за них, воплощать их в жизнь. Следующее же поколение, - то, которое Лермонтов назовет “толпой угрюмою и скоро позабытой” – изначально “поставлено на колени”. В силу особенностей жанра в романе отражен сам процесс переоценки всех нравственных ценностей. Время в романе течет так, что мы видим героев в динамике, прослеживаем их духовный путь. Все основные герои на наших глазах переживают период становления, мучительно ищут истину, определяют свое место в мире, назначение своего существования.

            Поиск смысла жизни проходит в разных плоскостях существования. Сюжет романа строится на любви основных героев. Поэтому проявление сути человека в выборе возлюбленного, в характере чувства – важнейшая черта образа, определяющая все его отношение к жизни. Лирические отступления отражают изменения чувств автора, его способность и к легкому флирту (свойственному “ветреной младости”), и к истинному глубокому преклонению перед возлюбленной.

            Для автора одним из важнейших критериев духовного изменения человека становится отношение к браку, к долгу. Олицетворением долга в романе является супружество. Отношение к браку для Пушкина всегда было критерием зрелости человека. Юность не приемлет скучного постоянства:

    мы, враги Гимена,
    В домашней жизни зрим один
    Ряд утомительных картин…
    Супруг воспринимается как объект для насмешек:
    …рогоносец величавый,
    Всегда довольный сам собой,
    Своим обедом и женой.
    Но необходимо обратить внимание на противостояние этих стихов и строк “Отрывков из путешествия Онегина”:
    Мой идеал теперь – хозяйка,
    Мои желания – покой…


    То, что в юности казалось признаком ограниченности, духовной и умственной скудности, в зрелые годы оказывается единственно правильным, нравственным путем. И ни в коем случае нельзя заподозрить автора в ханжестве: речь идет у мужании, о духовном взрослении человека, о нормальной смене ценностных критериев:

    Блажен, кто смолоду был молод,
    Блажен, кто вовремя созрел.


    Ведь и трагедия главных героев проистекает из неумения Онегина “вовремя созреть”, из-за преждевременной старости души:

    Я думал: вольность и покой
    Замена счастью. Боже мой!
    Как я ошибся, как наказан.


    Любовь для автора и для его героини Татьяны – огромная, напряженная духовная работа. Для Ленского – необходимый романтический атрибут, потому-то он и выбирает лишенную индивидуальности Ольгу, в которой слились все типичные черты героини сентиментальных романов. Для Онегина любовь – “наука страсти нежной”. Истинное чувство познает он к концу романа: когда придет опыт страданий.

    Сам автор обретает смысл жизни в исполнении своего предназначения. Весь роман насыщен глубокими размышлениями об искусстве, образ автора в этом смысле однозначен: он прежде всего поэт, жизнь его немыслима вне творчества, вне напряженной духовной работы. В этом ему прямо противоположен Евгений. И вовсе не потому, что он на наших глазах не пашет и не сеет. У него нет потребности в работе. И образование Онегина, и его попытки погрузится в чтение, и его усилие писать (“зевая, за перо взялся”) автор воспринимает иронически: “Труд упорный ему был тошен”.

            Особенно важна в “Евгении Онегине” проблема долга и счастья. По сути, Татьяна Ларина – не любовная героиня, это героиня совести. Появившись на страницах романа 17-летней провинциальной девушкой, мечтающей о счастье с возлюбленным, она на наших глазах вырастает в удивительно целостную героиню, для которой понятия чести и долга – превыше всего. Ольга, невеста Ленского, скоро забыла погибшего юношу: “младой улан ее пленил”. Для Татьяны смерть Ленского – трагедия. Она проклинает себя за то, что продолжает любить Онегина: “Она должна в нем ненавидеть убийцу брата своего”. Обостренное чувство долга доминирует в образе Татьяны. Счастье с Онегиным для нее невозможно: нет счастья, построенного на бесчестии, на несчастье другого человека. Выбор Татьяны – высший нравственный выбор, смысл жизни для нее – в соответствии высшим моральным критериям.

            Кульминационный момент сюжета – 6-ая глава, дуэль Онегина и Ленского. Ценность жизни проверяется смертью. Трагическую ошибку совершает Онегин. В этот момент особенно ярко противопоставление его понимания чести и долга тому смыслу, который вкладывает в эти слова Татьяны. Для Онегина понятие “светской чести” оказывается значительнее нравственного долга – и он платит страшную цену за допущенную смещение нравственных критериев: на нем навеки кровь убитого им приятеля.

            Автор сопоставляет два возможных пути Ленского: возвышенный и приземленный. И для него важнее не то, какая судьба реальнее – важно, что никакой не будет, Ленский убит. Для света, не ведающего истинного смысла жизни, сама человеческая жизнь – ничто.

    Время написания романа совпало с периодом интенсивных нравственных исканий поэта, серьезной переоценки ценностей, определения новых жизненных ориентиров. Стремление к философскому осмыслению мира, главных этических проблем бытия и современного общества с необыкновенной полнотой отразилось в романе, в котором все события реальной жизни и сюжетного существования героев преподносятся сквозь призму авторского восприятия. Судьбы героев романа дают пищу для размышлений о взаимосвязи личности и мира, в том числе о проблеме счастья и долга. 
        Ни у кого нет сомнений в том, что Онегин несчастлив. Счастливым человека не может сделать ни происхождение, ни богатство, ни природная одаренность. Все это у Евгения есть. “Наследник всех своих родных”, принадлежащих к высшему петербургскому обществу, наделенный такими качествами, как “резкий, охлажденный ум” и “счастливый талант” коммуникабельности, Онегин обделен чем-то важным, необходимым для счастья. Автор, рассказывая о Евгении как о своем приятеле, дает нам понять, что Онегина отличает удивительная душевная неразвитость. Рассказчик постоянно предлагает Онегину обстоятельства, которые для самого автора связаны с ощущением упоения жизнью, восторга и счастья. Онегин в этих обстоятельствах остается равнодушным. 
        Для автора театр — “волшебный край”, о котором он говорит с огромным воодушевлением, показывая себя подлинным знатоком и ценителем русской театральной культуры. Но “почетный гражданин кулис” остается равнодушен и к “блистательной” Истоминой, и к “прелести необыкновенной” постановок Дидло. Автор как бы предлагает Онегину полюбить вместе с ним “бешеную младость, и тесноту, и блеск, и радость” балов, но Онегин появляется в гостиных, “как Child Harold, угрюмый, томный”. Автор хотел ввести Онегина в круг своих друзей-литераторов, научить его наслаждаться “горячкой рифм”, потому что в творчестве находит поэт спасение от душевных невзгод: “Пишу, и сердце не тоскует”. Но из этого ничего не вышло, как они “ни бились”, к тому же оказалось, что вообще Евгению “труд упорный... был тошен”. “Счастье юных лет” автора составляла любовь, которая так преображала окружающий мир, что счастливыми становились даже предметы: “счастливое стремя”. Но Онегин не умеет любить, для него любовь — “наука страсти нежной”,-рассудочная игра. Показательно, что с первых страниц романа много говорится об уме героя, душа же упоминается только в связи с его “душевной пустотой”. Большое значение для развития души могут иметь книги, что подтверждает пример Татьяны, но Онегин читал книги, чтобы “присвоить ум чужой”. О душевной “глухоте” Евгения говорит и отсутствие родственных привязанностей. Узнав о смерти отца, он оказывается “довольный жребием своим”, а дядя, по его мнению, когда умер, “лучше выдумать не мог”. 
        Автор ведет Онегина по жизни, предлагая ему все новые 
        возможности счастья. Он как будто ждет, когда же Евгений, как Фауст, воскликнет: “Остановись, мгновение! Ты прекрасно!” — и посылает героя в “мир деревенской тишины”, где сам автор провел “счастливейшие дни”. Но “его Евгений” и здесь остается бесчувственным, его все так же, “как тень”, преследует “хандра”. Онегин не смог погрузиться в покой сельского однообразия, найдя “замену счастью” в привычке, как иной “деревенский старожил”. Тогда автор умышленно сталкивает героя с миром душевности и сердечности, знакомя Онегина с людьми, у которых есть то, чем обделен Евгений. 
        “Душа” — первое слово, характеризующее Ленского. Оно присутствует во всех строфах, знакомящих нас с юным поэтом: “с душою прямо генетической”, “дух пылкий”, “его душа была согрета...”, “...душа родная соединиться с ним должна”, “...поэтическим огнем душа воспламенилась в нем”. В душе живет и “доверчивая совесть” и счастье. Ленский — единственный герой романа, для которого счастье — естественное сиюминутное состояние. Для автора мгновения счастья были разлиты в воспоминаниях. 

    Для автора и “его милой Тани” любовь — напряженная работа души. 
        Душа Татьяны была готова к этому труду. Ее сформировали здоровый уклад деревенской жизни, близость к народной обрядности христианских устоев, вольная русская природа, чтение книг. Поэтому любовь к Онегину не разрушила душу Тани, а укрепила ее нравственное совершенство. Между прочим, воспитание Ольги складывалось из тех же составляющих, кроме чтения книг. Вот какова роль мировой культуры в формировании “Татьяны милого идеала”! За эту высоту души автор награждает Татьяну тем, что впоследствии сам признавал высшими ценностями бытия, альтернативами счастья: “...она сидит покойна и вольна”. Онегину же в этих ценностях отказано:
        Я думал: вольность и покой 
        Замена счастью. Боже мой! 
        Как я ошибся, как наказан.
        Любовь охватила душу Онегина после того, как он узнал, что такое раскаяние. Но этот душевный опыт пришел к нему поздно. Когда Евгений давал суровый урок Татьяне и говорил: “Не обновлю души моей...” — он не знал, что будет влюблен, “как дитя”. Для этой не готовой к труду детской души “сердечное страданье” оказалось “невмочь”, поэтому Онегин чахнет: “...век уж мой измерен...” А Татьяна опять оказывается мудрее и выше, принимая Онегина “без гнева”, не скрывая слез, откровенно говоря о своей любви и отказываясь от счастья ради чести и долга. В романе “Евгений Онегин” А. С. Пушкин дал нам всем урок такой высокой нравственности, что, как писала М. И. Цветаева, “между полнотой желания и исполнением желаний, между полнотой страдания и пустотой счастья мой выбор был сделан отродясь — и дородясь”. Этот выбор был сделан всей русской литературой.
    Лирика П.1830х, особый хар-р воплощения филос.размышлений.

    В поле зрения П.-общечеловеческие и современные темы и проблемы: любовь, тв-во, забвение и бессмертие, соотношение социального и общечел. жизнь и смерть.

    «Бесы»1830. Близость к балладе. В иносказательной форме выразилось подавленное душевное состояние поэта. народная фантастика часто видела в метели что-то бесовское, завораживающее и губительное. С помощью ритма П.воссоздает страшную картину метели, в к-й заблудились ямщик и барин, их охватывает общее чувство: «страшно, страшно по неволе//средь неведомых равнин». П.,привыкший светлым разумом постигать смысл жизни, передает здесь внезапное бессилие ума, к-й не может понять представшую его глазам хаотич.действит. Угроза непонимания мира равносильна угрозе сойти с ума.
    1   ...   8   9   10   11   12   13   14   15   ...   51


    написать администратору сайта