Главная страница
Навигация по странице:

  • § 2. Организация и содержание эстетического развития

  • Вопросы и задания для самостоятельной работы

  • Раздел VII. Сотрудничество дошкольных учреждений, семьи и общественности Глава 1. Взаимосвязь детского сада и родителей

  • § 2. Формы работы с родителями

  • Назовите основные формы коллективной работы с родителями в дош­кольных учреждениях.

  • Во время педагогической практики примите участие в организации тема­тической консультации для родителей в группе. Проанализируйте вопросы, которые поступят от родителей.

  • Головчиц дошк сурдопед-ка. Классификации нарушений слуха у детей Причины нарушений слуха


    Скачать 1.57 Mb.
    НазваниеКлассификации нарушений слуха у детей Причины нарушений слуха
    АнкорГоловчиц дошк сурдопед-ка.doc
    Дата14.05.2017
    Размер1.57 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаГоловчиц дошк сурдопед-ка.doc
    ТипДокументы
    #7570
    страница23 из 24
    1   ...   16   17   18   19   20   21   22   23   24
    Глава 3. Эстетическое развитие
    § 1. Задачи и условия эстетического развития

    Восприятие окружающего мира ребенком дошкольного возраста
    носит образный, эмоциональный характер. Эмоциональная сфера
    является средством регуляции поведения и высших психических
    функций, становления личностных качеств дошкольника,
    Эстетическое развитие в дошкольном возрасте способствует формированию
    творчески активной личности, способной воспринимать и оценивать
    прекрасное в природе, искусстве, быту. Работа по эстетическому раз-
    витию глухих и слабослыщащих детей требует специального внимания со стороны взрослых, так как присущее данной категории детей
    своеобразие познавательной, эмоциональной и речевой сферы снижает эмоционально-эстетическое воздействие окружающих предметов и искусства. Вместе с тем эстетическое воспитание имеет важное значение для обогащения различных сторон развития детей с нарушениями слуха и коррекции отклонений (А. А. Катаева, М. Ю. Pay,
    Е. 3. Яхнина и других).

    Понятие эстетическое развития включает в себя формирова­ние эстетического отношения к миру, в том числе и способности к преобразованию окружающего культурного пространства, а так­же художественное развитие детей средствами искусства. Эсте­тическое развитие — длительный процесс становления и развития эстетического восприятия и сознания, отношений и эстетической деятельности личности. Он связан с освоением личностью эстети­ческой культуры общества и осуществляется различными путями и в различных формах. В осуществлении эстетического развития ребенка важнейшую роль играет воспитание, так как оно обеспечи­вает систематическую передачу эстетической культуры общества.

    Можно выделить следующие задачи эстетического развития де­тей с нарушениями слуха, развитие эстетического восприятия, на­копление эстетических представлений и образов, формирование эстетических эмоций и чувств; развитие эстетического вкуса, оце­нок и суждений; освоение различных видов художественной деятель­ности (изобразительной, музыкальной, театрализованной), разви­тие художественных способностей.

    Задачи эстетического развития детей могут быть реализованы с учетом их возрастных и индивидуальных возможностей и создания в дошкольном учреждении условий, способствующих эмоционально-эстетическому воспитаний».

    Важнейшим условием эстетического развития детей является сре­да, которая окружает детей: мебель, игрушки, растения, материалы для организации художественной деятельности в группе; участок детского сада, его оборудование, зеленые насаждения и др. Важное значение необходимо придавать эстетической стороне оформления дошкольных учреждений, которое выдерживается в едином стилет ^Расположение мебели, игрушек, книг, растений, рисунков и поде­лок дошкольников должно обеспечивать разнообразную деятель­ность детей. Следует избегать формального украшательства, исполь­зования игрушек и предметов лишь с целью оформления интерьера, недоступных или ненужных детям. Интерьер группы и детского сада не должен быть статичным, необходимо вносить изменения в расположение мебели, обусловленное возрастом и интересами де­тей, менять некоторые предметы, обновлять имеющиеся в группе произведения искусства. Важным в воспитательном отношении является использование в интерьере индивидуальных и коллектив­ных работ детей, привлечение к ним внимания родителей и других взрослых.

    В группе организуются специальные зоны самостоятельной изоб­разительной деятельности, где располагаются необходимые матери­алы для свободной художественной деятельности.

    Другим важным условием эстетического развития детей служат произведения прикладного искусства, художественная литература. В создании эстетической среды в детских садах используются произ­ведения различных видов и жанров (живопись, декоративные формы изобразительного искусства, литература). Несмотря на сложности восприятия музыки детьми с нарушенным слухом, ее также можно использовать в эстетическом развитии. Музыкальные игрушки ши­роко применяются в быту, в играх детей. Они ориентируются на звуко-высотные характеристики, ритмическую сторону звучаний. Музыка активизирует детей, создает бодрое, веселое настроение. Вос­питатели могут подобрать музыку для проведения утренней заряд­ки, подвижных игр и упражнений. Особое значение можно приобретать музыка во время организации праздников и дней рождения. В группах, где дети могут сочетать восприятие музыки с «танцевальными движениями» Особое эмоциональное состояние возникаем у слабослышащих детей в процессе сопровождения изобразительной деятельности музыкой, подобранной в соответствии с тематикой ри­сования. Однако само по себе наличие эстетической среды не опре­деляет эстетического развития. Основное значение имеет последова­тельная работа педагогов, направленная на формирование активной художественной деятельности детей и интереса и к ней.

    Особое значение в плане эстетического воздействия на детей с нарушениями слуха имеет внешний облик окружающих людей. Так как у дошкольников преобладают зрительные впечатления, они вни­мательны к одежде, прическе, украшениям педагогов, всегда замеча­ют и эмоционально реагируют на новые элементы в одежде взрослых и детей. Поэтому взрослые должны следить за своим обликом и по­ведением, ведь дети подражают им в играх и поведении.

    § 2. Организация и содержание эстетического развития

    Эстетическое развитие детей с нарушениями слуха происходит в разных формах организации деятельности: занятиях, театрали­зованных играх и зрелищах, праздничных утренниках, вечерах раз­влечений, экскурсиях и прогулках, телепередачах.

    Наиболее последовательно эстетическое развитие глухих и сла­бослышащих детей осуществляется на занятиях по изобразитель­ной деятельности, в процессе которых детей учат видеть красивое в природе, в быту и с помощью доступных средств передавать в ри­совании, лепке, аппликации, конструировании. Эстетическое воспи­тание связано с развитием восприятия: чем лучше ребенок воспри­нимает предмет и его свойства, тем быстрее он сможет оценить его красоту. В процессе изобразительной деятельности развиваются чувство цвета и формы, умение воспринимать яркие цветосочетания, ритмичные чередования формы. На занятиях по ознакомлению детей с произведениями изобразительного искусства внимание де­тей привлекается к картинам, скульптурам, народным игрушкам, поделкам. Детей учат эмоционально воспринимать доступные по те­матике картины выдающихся художников, а старших дошкольни­ков — понимать связь содержания с определенными средствами изображения, знать некоторые жанры изобразительного искусства (картина, скульптура, портрет, натюрморт, пейзаж). В ходе фор­мирования изобразительной деятельности детей учат оценивать результаты своей и чужих работ, быть доброжелательным и радо­ваться успехам товарищей.

    Важной формой эмоционально-эстетического развития глухих и слабослышащих детей являются музыкальные занятия. Музыкаль­ное воспитание — важное средство коррекции нарушений в разви­тии, способствует формированию восприятия музыки, ритмических движений и речи, а также развитию слухового восприятия, голоса. Несмотря на значительную ограниченность музыкально-слуховых возможностей глухих и слабослышащих детей, использование и развитие остаточного слуха создает возможности для восприятия музыки, формирования ее эмоционально-эстетической стороны. В процессе формирования восприятия музыки осуществляется до­несение до детей ее образного содержания, воспитывается эмоцио­нальная отзывчивость. Воспитание эмоционального восприятия музыки происходит путем развития эмоциональной готовности к движениям под музыку, желания самостоятельно двигаться под музыку, реагировать на изменения в ее звучании. Внимание старших дошкольников привлекается к красоте музыки, ее ритмичности, свя­зи с образами окружающей природы. Для детей с нарушениями слуха доступно овладение некоторыми приемами игры на музы­кальных инструментах (барабан, бубен, металлофон, гармонь), ис­пользование их в ритмических упражнениях. Важное значение для эстетического развития детей с нарушениями слуха имеет восприя­тие темпо-ритмической стороны музыки, развитие выразительности движений. На музыкальных занятиях дети овладевают приемами хоровой декламации, учатся читать наизусть различные по эмоци­ональной окраске стихи, считалки (торжественные, веселые, озор­ные). Воспроизводя их, дети овладевают эмоциональной стороной речи, учатся чувствовать и передавать различное настроение, что имеет очень большое значение для развития эмоционально-волевой сферы. У детей в процессе последовательной работы развиваются танцевальные движения, они учатся в танцах и движениях переда­вать характер музыки, различные игровые образы.

    Театрализованные игры и представления служат одним из важ­ных эстетических средств. Для младших детей это театр игрушек, в котором игрушки движутся, выполняют различные действия в сопровождении рассказывания взрослых с подкреплением вырази­тельной мимикой, жестами. Кукольный театр, игрушки би-ба-бо передают отдельные черты характера персонажей, что в сочетании с динамикой действия углубляет эмоциональное впечатление. Важ­ное значение для развития эстетических представлений детей имеет игра-драматизация. Первоначальное эмоциональное, живое расска­зывание сказки педагогом, подкрепляемое действиями кукольного театра, иллюстрациями, производит на детей очень сильное впечатление. В процессе проведения драматизации дети овладевают образным поведением, пластикой движений, что вызывает у них радость и другие положительные эмоции.

    Эстетические переживания, связанные с проведением утренников, праздников в детском саду, обеспечиваются комплексом разных видов искусства: оформлением зала, нарядными костюмами детей и взрослых, коллективными и индивидуальными танцами, играми, чтением стихов. Дети испытывают большой эмоциональный подъем от участия в празднике, чувствуют ответственность за свои выступ­ления, сопереживают другим детям.

    Большое эмоциональное воздействие на детей оказывают посеще­ния кукольного или детского театра, цирка. Однако это воздействие может быть обеспечено в результате подготовительной работы, в ходе которой педагоги в доступной форме рассказывают о персонажах и сюжете произведения, уточняют значения слов и выражений, ори­ентируют детей на последовательный просмотр. Эмоциональное воздействие может быть усилено в процессе последующих бесед, подготовки рисунков или книжки-самоделки, игр.

    Прогулки, экскурсии при их правильной организации также мо­гут быть одной из форм эстетического развития детей. Знакомство детей с явлениями природы, наблюдения за сменой времен года, за деревьями, цветами, птицами и другими природными объектами обогащают эмоциональный мир ребенка. Внимание детей фиксиру­ется на красивой цветовой гамме, форме предметов. Для формиро­вания представлений надо сообщать детям слова, обозначающие эти явления, следить за уточнением и расширением их значений.

    Возможности эстетического развития детей с нарушениями слу­ха в значительной степени определяются их возрастными особен­ностями и содержанием развивающей и коррекционной работы.

    У детей преддошкольного и младшего дошкольного возраста формируются предпосылки эстетического отношения к окружающе­му миру, которые носят характер эмоционального отклика на яркие игрушки, предметы интерьера, красоту природы. Взрослые фиксиру­ют внимание детей на явлениях природы (распускающиеся цветы, красивые птицы и насекомые), ярких, приятных на ощупь игрушках, предметах интерьера (ваза с цветами, красивые шторы, нарядная скатерть), предметах одежды детей и взрослых. Эмоционально-эстетическое отношение к ним взрослые передают с помощью указании на предметы, естественных жестов, мимики лица, доступных детям слов и выражений (красиво, нарядная), привлекают разные виды чувствительности (коснуться, погладить, понюхать и т. п.), что обогащает сенсорную культуру ребенка. Детей учат отличать красивое от некрасивого, вводя понятия «некрасиво» при соприкосновении с грязью, неубранными одеждой или игрушками.

    В процессе изобразительной деятельности взрослые стремятся вызвать радость, удовольствие при рассматривании ярких народ­ных игрушек, поделок из глины, пластилина. Процесс рассматри­вания игрушек и поделок сочетается с их эмоциональным обыгры­ванием, привлечением детей к игровым действиям (зайчик прыгает по дорожкам). Важное значение приобретает ассоциирование изоб­ражений с реальными предметами и игрушками, их соотнесение, ко­торое сопровождается эмоциональными реакциями взрослых и де­тей. Детей учат испытывать радость от первых рисунков, ярких красок, использования в рисунке ритмических мазков, штрихов (снег падает, идет дождь, летят листья). К рисункам детей привле­кается внимание других взрослых: няни, родителей, которые эмо­ционально реагируют на них, уточняют содержание рисунка и его название («Красиво. Это мишка?»), хвалят и одобряют действия ре­бенка. Детские работы, даже самые простые, размещаются на виду, взрослые часто привлекают внимание детей к ним.

    На музыкальных занятиях малышей учат эмоционально реаги­ровать на звучание музыки, выполнять ритмичные движения, вос­производить образные движения (кошка умывается, бабочка летит).

    В качестве основных методов формирования эмоциональной вос­приимчивости, приобщения детей к изобразительной и музыкальной деятельности используются наблюдения за окружающими предме­тами и явлениями, рассматривание рисунков, поделок, предметов народного творчества, подражание действиям педагога, действия по образцу, по словесной инструкции.

    Эстетическое развитие детей среднего и старшего дошкольного возраста связано с усилением воздействия изобразительной дея­тельности, музыки, художественной литературы, театра. В процес­се рисования подчеркивается создание ребенком нового образа, уточняется его эстетическая сторона. Много внимания уделяется рассматриванию и анализу народных игрушек, репродукций картин известных детских художников. Дети учатся высказывать свои впечатления, проявлять оценочное отношение, выслушивать мне­ния товарищей и педагога, объяснять предпочтение некоторых про­изведений. В работе со старшими детьми важно учить связывать настроение и содержание сюжета со средствами выразительности. Важнейшей стороной эмоционально-эстетического развития явля­ется поддержание творчества детей, стремления к оригинальному исполнению рисунка, постройки, поделки, умению оценить творче­ство других детей. Одним из средств эстетического развития может быть посещение детьми музеев и выставок при условии проведения необходимой подготовительной работы. Большим воспитательным воздействием обладает участие дошкольников в выставках, смотрах детского творчества, где их работы становятся объектами внимания взрослых и детей.

    Важным средством эмоционально-эстетического развития старших дошкольников с нарушениями слуха является чтение и рассказывание. Эмоциональное рассказывание и чтение педагогами сказок, рассказов, сопровождаемое демонстрацией игрушек и других атрибутов, вызывает у детей сопереживание, сочувствие. Полноцен­ное восприятие детской литературы связано с обогащением рече­вого развития глухих и слабослышащих детей, привлечением их внимания к эмоциональной, образной стороне слов и выражений.

    В процессе музыкального воспитания накапливаются и расширя­ются музыкальные впечатления детей, развивается эмоциональность музыкально-ритмических движений, совершенствуются танцеваль­ные движения. Особое значение для детей старшего дошкольного возраста имеет связь музыки с образами окружающего мира. Такие стороны музыки, как ритмичность, изобразительность, оказывают влияние на эмоциональное состояние детей с нарушениями слуха, доставляют им эстетическое удовольствие.

    Вопросы и задания для самостоятельной работы

    1. Каковы задачи эстетического развития дошкольников с нарушениями слуха?

    2. Каковы средства эстетического развития детей с нарушениями слуха в дошкольном учреждении?

    3. Раскройте роль изобразительной деятельности в эстетическом развитии детей.

    4. Проанализируйте содержание раздела «Музыкальное воспитание» в Программе воспитания и обучения глухих детей дошкольного возраста и по­кажите его роль в эмоционально-эстетическом развитии глухих детей.

    Литература

    Ветер А. А. Обучение глухих дошкольников изобразительной деятельнос­ти. - М., 1972.

    Pay М. Ю. Изобразительная деятельность учащихся с нарушениями слуха (1-3-й кл.). - М., 1989.

    Программы для специальных дошкольных учреждений: Воспитание и обу­чение глухих детей дошкольного возраста. — М., 1991.

    Программы для специальных дошкольных учреждений: Воспитание и обу­чение слабослышащих детей дошкольного возраста. —'М., 1991.

    Яхнина Е. 3. Музыкально-ритмические занятия с глухими учащимися. — М., 1997.

    Раздел VII. Сотрудничество дошкольных учреждений, семьи и общественности


    Глава 1. Взаимосвязь детского сада и родителей

    § 1. Задачи работы с родителями

    Успех в воспитании и обучении детей с нарушениями слуха в дошкольном учреждении в значительной мере зависит от объеди­нения усилий педагогов и родителей, от того, как родители пони­мают задачи работы с ребенком и могут участвовать в их реше­нии.

    Работа с родителями — важная сторона деятельности админи­страции и педагогов дошкольного учреждения. В проведении такой работы необходимо проявить не только профессиональную грамот­ность, но и деликатность, такт и сочувствие, а также последователь­ность и настойчивость. Безусловно, работа с родителями варьиру­ется в зависимости от типа дошкольного учреждения, в котором находится ребенок, и возможностей общения с ними. Работа с ро­дителями в условиях ежедневного посещения детского сада будет несколько отличаться от условий пятидневного пребывания детей, тем более от условий работы с родителями в интернатных учреж­дениях, где родители берут ребенка домой только в праздничные дни, на время летних каникул. Желание родителей систематичес­ки заниматься воспитанием ребенка, участвовать в его обучении зависит в значительной мере от того, насколько педагоги смогут установить с родителями контакты личного и делового порядка, увлечь своим примером работы с детьми, в доступной форме объяс­нить и продемонстрировать методы и приемы работы по различным направлениям.

    В работе с родителями можно условно выделить следующие задачи:

    • формировать у родителей правильное понимание целей воспи­тания и обучения ребенка с нарушенным слухом;

    • осуществлять совместную с коллективом дошкольного учреж­дения работу по всестороннему развитию детей;




    • распространять знания по различным направлениям педагоги­ческой деятельности, знакомить с приемами и методами коррекционной работы;

    • изучать опыт семейного воспитания, распространять его среди родителей, использовать в деятельности дошкольного учреждения.

    Одним из условий решения этих задач является знакомство с со­ставом семьи каждого ребенка, характером воспитания ребенка. Информация о семьях детей должна быть многоплановой. Как пра­вило, она накапливается и пополняется в течение всех лет пребы­вания ребенка в дошкольном учреждении. В процессе знакомства с условиями воспитания в семье ребенка-дошкольника с нарушен­ным слухом педагогам необходимо иметь информацию по следую­щим вопросам:

    • состав семьи, род занятий взрослых, материальное обеспече­ние, санитарно-гигиенические условия, наличие в семье других детей и лиц с нарушениями слуха;

    • отношения в семье, уровень общей культуры родителей, отно­шение родителей к детям, в том числе к ребенку с нарушенным слу­хом, привязанность ребенка к членам семьи;

    • поведение и занятия ребенка дома, любимые занятия, игруш­ки, формы общения с ребенком в семье, отношение к ребенку со сниженным слухом, предъявление к его поведению и деятельнос­ти требований со стороны членов семьи, выполнение режима дня, участие ребенка в домашнем труде;

    • отношение родителей к проведению общеразвивающей и спе­циальной работы, консультирование у специалистов, раннее слу­хопротезирование ребенка, организация занятий в семье, участие членов семьи в проведении работы с ребенком, оценка своих педа­гогических возможностей, оценка эффективности работы с ребен­ком, вера в его возможности;

    • характер трудностей, испытываемых родителями в воспитании ребенка;

    • знания родителей о содержании воспитания и обучения ребен­ка в дошкольном учреждении, методах работы по различным на­правлениям, желание и заинтересованность родителей в участии в совместной с педагогами коррекционно-развивающей работе.

    Полученная педагогами информация при поступлении ребенка в группу и дополняемая по мере знакомства с родителями являет­ся основанием для построения модели работы, выбора форм и ме­тодов взаимодействия. Как правило, состав родителей, имеющих детей с нарушениями слуха, очень разнообразен как по социальной характеристике, общекультурному уровню, так и по отношению к ребенку, оценке его возможностей. Поэтому, безусловно, педагоги должны определить стиль общения с родителями, формы общей ра­боты. Со стороны педагогов важно не формальное осуществление плана работы с родителями, а участие в жизни ребенка и его семьи. Желание родителей участвовать в общей работе часто объясняется не жесткостью предъявляемых им требований, а увлеченностью сур­допедагога и воспитателей своей работой, любовью к воспитанникам, желанием добиться максимально возможного результата в развитии детей. Конкретная демонстрация развития некоторых дошкольников в результате обучения в детском саду, возможности их речевого об­щения со своими сверстниками, а также с незнакомыми людьми нередко производят значительно большее впечатление на родите­лей, чем лекции и рекомендации.

    § 2. Формы работы с родителями

    Индивидуальные формы работы с родителями имеют важней­шее значение для установления взаимопонимания с ними, лучше­го понимания педагогами особенностей развития ребенка с нару­шенным слухом. К таким формам относятся беседы с родителями, консультации, посещение педагогами семьи, посещение родителями занятий в детском саду, подготовка заданий и рекомендаций для детей на выходные и праздничные дни, переписка с родителями ино­городних детей. Беседы с родителями и другими членами семьи можно проводить утром или вечером, если дети посещают детский сад ежедневно; в понедельник и в пятницу, если ребенок находит­ся в дошкольном учреждении в течение пяти дней; во время при­ездов иногородних родителей. Особенно нуждаются в индивидуаль­ном общении родители, дети которых только поступили в детский сад. Такое общение требует выделения специального отрезка вре­мени, потому что поспешность и торопливость в общении с роди­телями не могут вызвать родителей на откровенный разговор, не дают возможности получить полные ответы на возникшие вопро­сы. От педагогов требуются не только профессиональные советы, но и такт, сочувствие к родителям, многие из которых очень тяже­ло переживают нарушение слуха у ребенка.

    Как правило, в конце недели педагоги готовят задания и рекомен­дации для родителей по различным разделам. При встрече с роди­телями ребенка уточняется характер задания для каждого ребенка с учетом его возможностей. Родители получают советы, как связать усвоение материала ребенком с использованием различных бытовых ситуаций, привлечь игровые приемы, использовать другие виды де­ятельности (лепку, аппликацию, конструирование, ручной труд), как организовать экскурсии в различные учреждения. В некоторых случаях не понимающих содержание заданий или не умеющих правильно воспользоваться советами педагогов родителей приглашают на занятия, в ходе которых раскрывается методика работы по какому либо разделу работы, например по развитию слухового восприятия.

    В тех случаях, когда родители ребенка живут далеко и не могут часто приезжать в дошкольное учреждение, педагог организует переписку с ними, отвечает на все вопросы, в том числе и прямо не связанные с обучением ребенка, например о его здоровье, услови­ях жизни в дошкольном учреждении и др. Очень важно привлекать детей к участию в переписке с родителями: на глазах ребенка под­писать конверт, показывать фотографии родителей. Дети могут делать рисунки, писать короткие тексты, подписывать с помощью педагога поздравительные открытки. Важно, чтобы педагог вместе с ребенком обсуждал каждое полученное письмо, в доступной фор­ме рассказывал о жизни в семье, о том, что родители заботятся о своем малыше. Необходимо хранить все письма родителей, потому что дети любят рассматривать и читать их многократно.

    Важным событием для ребенка и его семьи могут стать посеще­ния сурдопедагогом или воспитателем их дома. К таким посещени­ям педагог готовится заранее, продумывает вопросы к родителям, предложения и советы. Целесообразно связывать приход в семью с какими-либо событиями в жизни ребенка: отсутствием в детском саду из-за болезни, днем рождения и др. В процессе посещения се­мьи целесообразно провести наблюдения за укладом жизни ребен­ка, средствами общения родителей с ним, организовать обсуждение актуальных для данной семьи проблем воспитания ребенка. Педагог должен объяснить родителям важность соблюдения дома режима дня, идентичного порядку дня в детском саду, необходимость рече­вого общения, расширения представлений об окружающем; расска­зать о проведении развивающей работы с ребенком в процессе его участия в бытовой деятельности, прогулках, посещении театра, цирка и др. Во время посещения семьи также необходимо выяснить характер некоторых трудностей ребенка в саду, например неопрят­ность ребенка, плохое владение навыками самообслуживания. В таких случаях целесообразно выяснить у родителей, что ребенок делает сам в семье, как использует помощь взрослых, дают ли ему какие-либо поручения. Педагог дает родителям необходимые сове­ты по воспитанию трудолюбия, культурно-гигиенических навыков. Во время последующих посещений нужно выяснить, как родители выполняют эти рекомендации.

    В работе дошкольных учреждений помимо индивидуальной ра­боты с родителями используются и коллективные формы. К ним относятся проведение общих и групповых родительских собраний, лекториев, тематических собраний, организация «круглых столов», конференций для родителей, семинаров по обмену опытом работы с детьми, групповых консультаций, дней открытых дверей, органи­зация выставок детских работ, утренников и праздников, участие в мероприятиях детского сада и группы и т. д.

    Родительские собрания являются одной из распространенных форм работы с родителями. Собрания могут быть общими для всех родителей детского сада или групповыми. Общие собрания роди­телей проводят 2—3 раза в год, групповые — один раз в квартал. На общих собраниях родителей знакомят с содержанием работы дет­ского сада, определяют линии взаимосвязи дошкольного учреждения и родителей, заслушиваются отчеты администрации о деятельности в течение определенного периода времени, отчеты родительского комитета. На родительских собраниях заслушиваются доклады по тематике, интересной всем родителям. Например, «Роль игры в воспитании детей с нарушениями слуха», «Наследственность и слух» и др.

    На групповых родительских собраниях обсуждаются вопросы, актуальные для родителей детей данной группы. Сурдопедагог и воспитатели знакомят родителей с задачами и содержанием рабо­ты по различным направлениям воспитания и обучения детей, де­лая это в доступной и понятной для родителей форме. Важным является участие воспитателей, выступающих с сообщениями по вопросам воспитания детей в семье. Например, «Организация ре­жима дня детей трехлетнего возраста», «Воспитание культурно-ги­гиенических навыков у детей» и др. На групповых родительских собраниях педагоги сообщают родителям о результативности обу­чения, результатах работы по различным направлениям. Важно, ха­рактеризуя эффективность работы с детьми, показать возможности ребенка, его продвижение в обучении, а не акцентировать внимание на трудностях, негативных сторонах его развития, сопровождая ха­рактеристику всевозможными «не» — не знает, не умеет, не пони­мает и т. д. Трудности, возникающие в работе с ребенком, лучше рас­крыть в индивидуальной беседе и, главное, показать, как родители могут содействовать их устранению. Проведение групповых собра­ний требует тщательной подготовки педагогов. Сюда включается подготовка сообщения, подбор наглядно-иллюстративного мате­риала (таблички, книжки-самоделки, дидактические игры, фото­графии, рисунки, поделки детей и т. д.). Педагоги также должны порекомендовать доступную родителям литературу по обсуждае­мым вопросам, уточнить, на чем необходимо заострить внимание при ее чтении. К родительским собраниям целесообразно приуро­чивать выставки детских работ, а также поделок, рисунков, подго­товленных совместно родителями и детьми.

    Конкретные вопросы обучения детей, чаще всего связанные с проведением коррекционной работы, обсуждаются на тематических родительских собраниях, при организации «круглых столов», лек­ториев для родителей.

    Университет или лекторий для родителей предполагают система­тическое знакомство родителей с общими вопросами сурдопсихологии и сурдопедагогики по заранее составленному администра­цией плану. Лекции для родителей, с которыми выступают врач, методист, психолог, сурдопедагоги, как правило, проводятся один раз в месяц.

    Тематикой «круглых столов» часто являются конкретные пробле­мы обучения и воспитания дошкольников с нарушениями слуха: вопросы слухопротезирования, правильное использование звуко­усиливающей аппаратуры, взаимосвязь различных форм речи в обучении языку, работа по развитию слухового восприятия в семье, контроль за произношением детей и др.

    Консультации для родителей. При проведении общих или груп­повых тематических консультаций родители заранее могут оставить вопросы в письменной форме. По мере накопления их по одной те­матике формируется содержание групповых консультаций для ро­дителей. На общих консультациях обсуждаются интересующие родителей проблемы охраны здоровья детей, лечения заболеваний органов слуха, проблемы подбора и правильного использования слуховых аппаратов и многое другое.

    Консультации для родителей в группах посвящаются конкретным вопросам воспитания и обучения детей данного возраста. Сообщения педагогов должны носить конкретный характер, быть доступными для родителей, сопровождаться демонстрацией примеров, привле­чением различных дидактических средств. Тематикой консультаций могут быть такие вопросы, как «Работа по развитию речи в семье», «Использование письменной формы речи», «Работа по развитию слухового восприятия», «Ознакомление детей с природой». Формы работы могут быть разнообразными — как в виде докладов сурдопе­дагогов, воспитателей, так и в вопросно-ответной форме.

    Важной и полезной формой работы является организация роди­тельских конференций, целью которых является распространение опыта работы родителей по воспитанию и обучению детей в семье. Такие конференции проводятся 1—2 раза в год. Их подготавлива­ют администрация детского сада, родительский комитет, педагоги. На этих конференциях родители делятся опытом воспитания детей в семье, раскрывают формы и содержание работы по различным направлениям, например воспитание трудолюбия, формирование взаимоотношений с ребенком в семье, физическое воспитание. Очень часто наиболее активные родители стремятся передать свой опыт по наиболее трудным и специфическим разделам работы: по развитию речи, развитию слухового восприятия и по другим акту­альным вопросам. Как правило, родители демонстрируют много интересных пособий, игр, фотографии, видео- и аудиозаписи, знаком­ство с которыми полезно как другим родителям, так и педагогам. Такие конференции имеют значительное влияние на родителей, ко­торые прежде сомневались в своих педагогических возможностях или не верили в способности своего ребенка. На родительских кон­ференциях создается теплая дружеская обстановка, формируется единый коллектив родителей и педагогов. К проведению родитель­ских конференций в дошкольном учреждении разворачиваются вы­ставки детских работ. Интересным продолжением конференций яв­ляются детские концерты, на которых дети выступают с танцами, чтением стихов, инсценировками.

    Одной из форм работы с родителями являются также дни от­крытых дверей, в течение которых родители могут посетить фрон­тальные и индивидуальные занятия в старших группах, понаблю­дать за общением детей и их занятиями на прогулках, во время проведения режимных моментов, встретиться и побеседовать с пе­дагогами, старшим воспитателем, заведующей. Открытые занятия в ясельной и младшей группах можно организовать таким обра­зом, чтобы дети не видели родителей, т. е. родители могут наблю­дать за детьми из смежной комнаты, из-за ширмы. Целесообразно также приглашать на дни открытых дверей тех родителей, кото­рые недавно получили путевку в данное дошкольное учреждение. Такие посещения, наблюдения за детьми позволяют родителям составить представление об обстановке в детском саду, стиле и методах педагогической работы с детьми. Нередко посещения до­школьного учреждения в день открытых дверей позволяют родите­лям утвердиться в своем желании воспитывать ребенка в специаль­ном дошкольном учреждении, а в некоторых случаях - наоборот, мобилизовать свои силы и организовать воспитание и обучение ребенка в семье.

    Важнейшей задачей сотрудников детского сада является созда­ние единого коллектива в лице детей, педагогов и родителей. Фор­мирование доверия, общего участия в судьбе ребенка лучше всего обеспечивается в организации таких неформальных событий, как проведение общих праздников в детском саду, празднование дней рождения детей дома или в детском саду, организация выставок работ детей, совместных экскурсий и поездок.

    Полезной и интересной формой работы с родителями является проведение утренников, праздников в детском саду, к участию в которых приглашаются родители. Важно, что родители ВИДЯТ СВОИХ детей в праздничной обстановке, могут оценить результаты работы по музыкальному воспитанию, развитию речи, получают положительные впечатления. Наиболее интересны для детей праздники, когда родители вместе с ними участвуют в играх, танцах. Помимо участия в праздниках родителей можно привлекать к организации экскурсий, походов, фото- и видеосъемке детей. Родители могут по­могать педагогам в подготовке дидактического материала (табли­чек, книжек-самоделок, наборных полотен, дидактических игр), раз­множении методических материалов.

    Одной из форм работы с родителями является использование раз­личных наглядных материалов: выставок детских работ, оформление информационных стендов, так называемых уголков для родителей. Знакомство с продуктами детской деятельности — рисунками, леп­ными поделками, панно и аппликациями и др. — производит на ро­дителей положительное впечатление, а советы воспитателя в свя­зи с обсуждением работы ребенка позволяют организовать работу в данном направлении дома. Демонстрация работ детей без коммен­тария воспитателя не дает большого эффекта, так как родители не всегда понимают задачи работы, степень самостоятельности ребенка при ее выполнении. При обсуждении работы ребенка важно пока­зать продвижение ребенка, сравнить ее с предыдущими рисунками или поделками, которые хранятся в группе.

    В уголках для родителей содержится полезная для них информа­ция. Целесообразно иметь данные организационного порядка: со­став детей группы, точные имена и фамилии педагогов, режим дня, расписание занятий. Такая информация позволяет родителям вла­деть точными сведениями о жизни детей в детском саду. Как пра­вило, в уголках для родителей содержатся педагогические рекомен­дации по различным направлениям воспитания, подготовленные педагогами группы или представленные в виде материалов статей из журналов, газет. Особенно часто в уголках для родителей поме­щаются статьи из журналов «В едином строю» (рубрика «Универси­тет для родителей»), «Дефектология», «Дошкольное воспитание». Целесообразно размещать в уголках для родителей новые книги по вопросам воспитания и обучения детей дошкольного возраста, но­винки специальной литературы. Здесь же могут размещаться инте­ресные пособия, дневники, записи родителей по воспитанию детей в семье.

    В проведении работы с родителями важны последовательность, систематичность, учет их реальных возможностей. От взаимопони­мания педагогов и родителей, совместного участия и активности в проведении развивающей и коррекционной работы зависит общий результат.

    Вопросы и задания для самостоятельной работы

    1. Какое значение имеет работа с родителями для повышения уровня эффективности обучения и воспитания дошкольников с нарушенным слухом?

    2. Каковы формы индивидуальной работы с родителями?

    1. Назовите основные формы коллективной работы с родителями в дош­кольных учреждениях.

    2. Во время посещения детского сада для глухих или для слабослышащих детей ознакомьтесь с содержанием уголков для родителей.

    3. Во время педагогической практики примите участие в организации тема­тической консультации для родителей в группе. Проанализируйте вопросы, которые поступят от родителей.

    Литература

    Воспитание дошкольника в семье: Вопросы теории и методики / Под ред. Т. А. Марковой. - М., 1979.

    Урбанская О. Н. Воспитателю о работе с семьей. — М, 1977.

    1   ...   16   17   18   19   20   21   22   23   24


    написать администратору сайта