Колесникова И. А. 1 О феномене музейной педагогики 1 НекрасоваКаратеева О. Л., 7
Скачать 398 Kb.
|
Картина как объект познанияВ любой, даже наилучшей, репродукции картина лишена "живого тела", материального естества, энергетики. Общение с репродукцией аналогично знакомству с фотографией вместо реального человека. В специально организованном пространстве музейного зала картина предстает перед зрителем как требовательный партнер, для полноценного диалога с которым равно важна полнота телесно-психическо-духовного присутствия и активности самого зрителя. Традиционные формы подготовки экскурсоводов и их деятельность в музее страдают натиском педагогической воли в отношении доверчивого зрителя, которого обычно пытаются просветить, сформировать ему историческое сознание, развить у него креативное мышление и другие интеллектуальные способности, привить художественный вкус, воспитать как профессионального зрителя. При этом мало обращается внимания на индивидуальные особенности зрителя и его непосредственные переживания, не поддерживается его собственный поиск контакта с произведением. Что же потенциально может приобрести для себя зритель в музее, что познать, чему научиться? Объем и качество содержания картины определяется, с одной стороны, душевной глубиной и объемом личности художника, с другой стороны, уровнем его художественной одаренности, позволяющим выразить духовно-психологический опыт автора на языке изобразительных форм. Можно сказать, что картина - это послание человека к человеку, которое важно научиться читать. Зачем? Чтобы совершить духовное путешествие в те миры и пределы, которые были открыты автору. Так как в художественном музее обычно стараются собирать лучшие творения человеческого рода, то такое путешествие может оказаться чрезвычайно плодотворным для зрителя. На этом пути зритель, ведомый художником, может сделать индивидуально значимые личные открытия, совсем не предусмотренные автором. Итак, картина как произведение искусства - это особое пространство личностных смыслов, переживаний, установок, мнений, опыта, добытого и воплощенного в художественной форме автором. В это пространство зритель потенциально может проникнуть и вести с автором диалог, когда душа с душою говорит. В любом музее картины существуют обычно в целенаправленно созданном культурно-идеологическом контексте. Это надписи, статьи в каталогах и проспектах, тексты живых экскурсий и их аудиозаписи. Все это погружено в реальную ситуацию музейного зала с его социально-психологической атмосферой, возникающей из явного и скрытого взаимодействия зрителя, других посетителей, сопровождающих экскурсоводов или педагогов и служителей музея. Для музейного педагога, работающего с детьми, важно учесть, что само пребывание в этой ситуации является большой нагрузкой для психики. Медленно и постепенно ребенок учится тому, как "быть" в музее и какие личностные потребности там можно реализовать. Успешность в достижении зрительских целей зависит от нескольких факторов. Это и качество налаживания контакта зрителя с художественным произведением, и социально психологические особенности взаимоотношений с присутствующими людьми (спутниками, экскурсоводом, служителями и т. д.), и, что очень важно, проблема отношения к самому себе. В диалоге зрителя с музеем равно значимы свойства обоих участников общения. Попробуем систематизировать разные виды спонтанно складывающихся форм общения зрителей с картиной. 1 Уровни зрительского восприятия картиныI уровень - Картина воспринимается как вещь, как предмет, находящийся во внешнем мире. В зависимости от возраста и подготовленности зрителей она будет характеризоваться ими по-разному. Один скажет: "Какая-то небольшая темная картина в золотой широкой раме"; для другого это будет "Натюрморт" Ф. Снайдерса. Но объединит их констатация самого факта наличия картины и описание ее через внешние признаки - формат, колорит (темная, яркая), жанр (натюрморт, пейзаж), автор и т. п. На этом уровне восприятия зритель не погружается в мир картины, не воспринимает его как иную реальность, в лучшем случае считывая поверхностную, внешне-событийную информацию. Данный уровень восприятия онтогенетически самый ранний и характерен для маленьких детей, встречается он и у неподготовленных к общению с искусством взрослых, а также у зрителей, испытывающих нехватку времени на обзорных экскурсиях, или при беглом осмотре экспозиции с прагматическими целями (подготовка к экзамену по истории искусств, иллюстрация урока истории, литературы и т. п.) II уровень - Картина воспринимается как аналог предметного мира, его уменьшенная копия. В мир картины зритель смотрит через окно рамы, где другое пространство и масштаб, свои действующие лица, но для него этот мир живет по законам и правилам реальной жизни. Главное значение имеет принцип узнаваемости, похожести на реальность: "Все как живое!" Здесь зрителя занимает сюжет картины, а изображенные события оцениваются с позиции его собственного жизненного опыта. На этом уровне наблюдается склонность к соучастию в событиях, погружение в картину, отождествление с героями, проживание ситуации: "Вот бы мне туда, хотел бы там оказаться" (о пейзаже), "Вот бы съесть!" (о натюрморте), "Чувствую свежесть этого сада и запах сирени". Непосредственное восприятие картины дополняется размышлениями и переживаниями об изображенных объектах и персонажах, имеющимися у зрителя и полученными от экскурсовода знаниями о сюжете, о жизни автора, его эпохе и т.д. На этом уровне восприятия зритель может достичь интеллектуального (узнал, понял, согласен, могу поспорить) и даже эстетического удовлетворения (красиво, нравится) при условии внимательного рассматривания полотна, понимания и переживания сюжета, возникновения симпатии или антипатии к нему, обретения новых знаний. Но художественное решение картины он воспринимает только как способ усилить характеристику изображенной ситуации. Психологическое значение этого уровня состоит в том, что зритель приумножает свой жизненный опыт, знакомясь с новы ми событиями; расширяет свои психологические возможности, отождествляясь с героями и эмоционально проживая с ними различные ситуации; проверяет свой опыт и знания. Эту стадию контакта с картиной обычно дети начинают проживать в до школьном возрасте, но растянуться она может на долгие годы. В большинстве случаев посредники-экскурсоводы строят работу со зрителями (детьми и взрослыми) на этом описательно-событийном уровне, толкуя произведение искусства как иллюстрацию (аналог) жизни. При этом они активизируют зрительское восприятие наводящими вопросами, вызывая сочувствие к сюжетному содержанию картины и дополняя рассказ-описание новыми сведениями об авторе и истории создания картины. Такая организация контакта с произведением искусства имеет узкие и конкретные границы, определяемые исходной установкой: мир картины - аналог мира предметного. На этом уровне восприятия остаются вне обсуждения проблемы художественного языка изображения, оказываются недоступными для понимания абстрактные, сюрреалистические сложно формальные произведения. III уровень - Картина воспринимается как пространство творчества художника. Для зрителей этого уровня картина не фотографическое отражение, не окно или замочная скважина, сквозь которую можно увидеть кусок реальной жизни. Картина для него - авторское создание, продукт художественного творчества, где автор не пассивно отражает то, что видит, а создает новый, особый мир, и делает это по-своему, как только он один хочет, может, умеет. Итак, здесь художник воспринимается как творец новой реальности. Картина сделана человеком - мастером своего дела. Зритель обнаруживает, что сюжет для художника часто лишь повод к выражению чего-то большего, что важно не только, что изображено, но и как это сделано. Художник материализует свою художественную идею, используя формальные языковые средства: изобразительные формы, цвет, тон, контрасты и нюансы, фактуру мазков, динамику линий, ритмы пятен, свойства материала и технологию. Даже факт деформации изображения становится способом достижения выразительности художественного текста. В абстрактной, беспредметной живописи, где объекты теряют свою вещность, изоморфность (подобие) реальности, тоже есть свои "персонажи", которые выражают художественный смысл, их взаимоотношения подчиняются определенной драматургии. На этом уровне контактов с картиной зритель открывает для себя, что художник - это создатель собственного мира, мастер делания картины, режиссер и организатор ее пространства, создатель собственного метода и изобразительного языка (авторская манера, стиль, почерк). Здесь зритель входит в картину как в мастерскую художника, где можно увидеть, как тот работает, понять его индивидуальные особенности и секреты мастерства. При таком восприятии картины зритель часто бывает потрясен оригинальностью видения и творческого мышления художника, смелостью и неожиданностью его действий: "Как здорово сделано!" Этот уровень восприятия картины становится доступен обычно в подростковом возрасте и позволяет сделать серьезные открытия относительно творческих возможностей человека. К зрителю, находящемуся на этой ступени, приходит понимание индивидуально-личностной ценности художника как творца. Ему открываются возможности изобретения средств выражения своих внутренних переживаний как языка межличностного общения, а также технического изобретательства в различных видах изобразительного творчества (в использовании разных материалов, инструментов и т. п.). Контакт с содержанием картины на этом уровне отличается более широкими возможностями и распространяется как на сочувствие сюжетным событиям, так и на понимание формально-языковой стороны изображения, а также усилий художника в поиске способов выражения собственных открытий и переживаний. Поэтому такое восприятие картины типично для профессиональных художников, очень чутких к тому, как сделана вещь. Экскурсовод, активизирующий этот уровень восприятия произведения, будет формировать у зрителя понимание картины как реальности, сконструированной художником. Ведь даже натурная сцена, кажущаяся непосредственно взятой из жизни, все равно была по каким-то причинам выбрана художником как объект и скомпонована по законам логики изображения. Этот выбор был обусловлен внутренней задачей (идеологической, психологической, творческой), поставленной себе художником. Экскурсовод пробудит интерес зрителя к тому, как разные художники переводят живые впечатления от реального объекта на язык изображений, работая линией, штрихом, мазком, цветом, тоном, фактурой. В его речи будут мелькать выражения: "для этого художника характерно то-то...", "его излюбленный прием такой-то...", "его всегда можно узнать по...". IV уровень - Восприятие пространства картины как аналога духовно-психического мира художника. Это уровень наиболее полного контакта с содержанием художественного произведения, где зритель и художник находятся в партнерском диалоге двух душевных миров. Новизна психологической проблемы, которую решает зритель, состоит в том, чтобы понять, что каждый изображенный на картине объект (человек, предмет, явление природы и даже формальнографический элемент) имеет значение как сам по себе, так и является одновременно символическим выразителем особого смысла. За внешне-событийным фасадом лежит второй слой значений - смысловое пространство картины, с которым и входит в контакт зритель. Через видимый образ открывается для него вход в многослойное пространство смыслов душевного мира художника. Методы анализа продуктов деятельности в современной психологии позволяют говорить о том, что человек всегда в явной или скрытой форме выражает в творчестве основные особенности своей душевной жизни и даже телесных состояний. Действительно, в картине автор вольно или невольно выступает во многих ипостасях. Он выражает в ней свое миропонимание и идеологию, а также раскрывается как индивидуальность с особым мироощущением и переживаниями. Одновременно он присутствует в своей работе как личность со своими проблемами, пристрастиями, страхами, надеждами, борьбой. При этом он всегда является представителем определенной культурно-исторической эпохи, школы, направления в искусстве и, как художник, создателем собственного изобразительного языка. Именно на этом языке автор рассказывает о мире и о себе. Задача зрителя состоит в том, чтобы присоединиться к художнику и понять его. Для этого зрителю надо знать правила "чтения" изобразительного текста, учиться которым он начинает в детстве, рассматривая и обсуждая с родителями картинки в книжках. Кроме того, важно его желание присоединиться к художнику и понять его, что, к сожалению, бывает не всегда. Помешать зрителю могут и его собственные личностные проблемы, которые нередко актуализируются и становятся препятствием в диалоге с художником как раз в тот момент, когда открываются сокровенные замыслы. Как ни удивительно, такие проблемы - непонимание и страх соприкоснуться с глубиной, открывающейся в произведении, - равно бывают свойственны и профессиональным зрителям (искусствоведам, музейным сотрудникам), которые предпочитают говорить о формальном языке картины и мастерстве автора, но даже не пытаются погрузиться в ее духовно-психологическое содержание. Уровень восприятия картины как отражения пространства смыслов душевного мира художника - самый глубокий и полный. Предыдущие три уровня, которые мы описали, входят туда как вспомогательные. Когда же этот уровень становится доступен ребенку? Теоретически он возможен с того момента, когда в психике ребенка закладываются основы символического мышления, способного улавливать смысл, спрятанный за фасадом изображения-символа. Лакмусовой бумажкой здесь будет собственное изобразительное творчество ребенка. Уже в пять лет в детских рисунках формируется система психологической символики изобразительного языка, которая и является выразителем глубинных смыслов. Здесь лежит начало, но впереди у ребенка будет еще долгая дорога, где взрослые спутники могут его укрепить в способности проникать душой под поверхность вещей, а могут запугать и даже отбить охоту что-либо понимать. |