Главная страница

Колесникова И. А. 1 О феномене музейной педагогики 1 НекрасоваКаратеева О. Л., 7


Скачать 398 Kb.
НазваниеКолесникова И. А. 1 О феномене музейной педагогики 1 НекрасоваКаратеева О. Л., 7
Дата07.11.2019
Размер398 Kb.
Формат файлаdoc
Имя файлаmuseinaya-pedagogika.doc
ТипДокументы
#94034
страница6 из 7
1   2   3   4   5   6   7

Лысюк В.Г., Ефимов П.Г.




ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ОБРАЗ И ЕГО

ПЛАСТИЧЕСКОЕ ВОПЛОЩЕНИЕ


«Искусство есть знание тех внешних

приемов, которыми раскрываются человеку жизнь,

душа и разум, —умение владеть ими

и свободно направлять их.

Искусство есть нахождение знака,

соответствующего сущности...»

Дельсарт.
Предлагаемая читателю музейно-игровая методика по развитию художественного восприятия для детей старшего дошкольного возраста предназначена как для работы в условиях музейной среды, так и, при наличии в игровой комнате необходимого дидактического обеспечения — слайдов, репродукций, видеоматериалов и т. д., — в дошкольных образовательных учреждениях.

Авторы создавали ЭТУ работу с целью помочь музейному педагогу, воспитателю детского сада, учителю начальных классов в формировании у ребенка основ целостного художественного восприятия через постижение, переживание и моделирование художественных образов с использованием пластической выразительности его собственного тела и возможностей художественного музея, в данном случае — Государственного Русского музея.

Основные задачи занятий:

  • Освоение музейной среды как пространства культуры на основе интеграции музейно-педагогических, дошкольных и театральных методик, соотнесенных с психологическими особенностями старшего дошкольного возраста.

  • Воспитание уважения и творческого отношения к произведению изобразительного искусства и формирование основ зрительской музейной культуры.

  • Формирование навыков произвольного внимания к пластической выразительности окружающего ребенка предметного мира и произведений искусства.

  • Развитие сенсорной сферы (в частности, осязания), познание пластической формы и пластических возможностей ребенка.

  • Развитие воображения и фантазии как основы творческой деятельности ребенка.

Психолого-педагогическая специфика занятий предполагает сотворчество музейного педагога, педагога по театрализованной пластике и музыканта. Интеграция может быть успешной только при условии согласованного взаимодействия всех участников педагогического процесса. При этом деятельность педагогов, проводящих занятия, должна быть построена с учетом психологических особенностей развития детей дошкольного возраста.

Исходя из возможностей художественного музея в воспитании зрительного восприятия, познавательных и творческих способностей ребенка, авторы, в результате многолетней практики, пришли к выводу: использование пластических упражнений в музее, на основе возрастной специфики, способствует лучшему усвоению ребенком визуальных образов изобразительного искусства, а также развивает произвольное (концентрированное) внимание и творческое воображение. «Модель мира любого человека, даже маленького ребенка, доступна для внешнего восприятия только при том условии, что она каким-то образом воплощена, «овнешнена», материализована — в виде рассказа, рисунка, поступка и т. п. Если же взрослый (например, воспитатель) хочет приобщить ребенка к определенной системе мировоззренческих принципов, а значит и определенной модели мироустройства, то он обязательно должен воплотить ее в виде словесного, изобразительного или поведенческого текста (рассказа, песни, басни, картины, модели поведения и т. д.), которые максимально легко и полно могут быть усвоены воспитуемым».

Пластические занятия дают возможность «прожить» увиденное в движении и отобразить художественный образ через свое телесное «Я». Культурно-пространственная среда музея включается в умственное, личностное развитие ребенка совокупностью зрительных, слуховых, вестибулярных, тактильных, кинестетических и других ощущений, которые постепенно становятся неотъемлемой частью модели мира ребенка.

Для запоминания особенностей конкретного произведения и дальнейшего домашнего рисования по впечатлениям от музейного занятия, педагог, обращаясь к зрительной памяти ребенка, подчеркивает индивидуальные отличия, неповторимые качества персонажей, изображенных в произведениях искусства. Затем он просит пластически воспроизвести сложившийся в воображении ребенка образ, выделяя главное, характерное для того или иного явления, персонажа, предмета и т. д., что требует от каждого из них особой концентрации внимания на осмысленном движении тела.

Занятия по театрализованной пластике проходят в специально оборудованном музейном помещении, имеющем напольное ковровое покрытие и музыкальный инструмент. Это является дополнительным фактором в создании особой атмосферы свободы движения и защищенности ребенка в пространстве музея. Общение с педагогами на пластическом занятии делает возможным восприятие музейной среды как игровой, расширяет психотелесный опыт и дает возможность свободно манипулировать впечатлениями, образами, персонажами в пластических импровизациях.

Роль музыки в этом процессе исключительно велика. Она создает положительный эмоциональный фон, удерживающий непроизвольное внимание и позволяющий ребенку участвовать в выполнении задания или отдыхать, не теряя интереса к конкретному упражнению, выполняемому группой. Использование активной игровой формы в сопровождении «живой музыки» способствует развитию чувства ритма и оригинального творческого мышления. При этом важно помнить, что настройка на ритм движений самый древний, самый универсальный и самый успешный способ психологического присоединения. В отличие от дидактических игр музыкально-пластические занятия не ставят целью усвоение информации, а дают детям возможность приобрести умения в игровой форме воспроизводить персонажи, предметы, явления природы, изображенные в произведениях искусства. В восприятии детей они предстают как живые, трансформирующиеся, развивающиеся во времени. Такие игры мы условно называем символическими.

В условиях художественного музея театрально-пластические игры способствуют развитию эмпатии, то есть воображаемого перенесения себя в ту или иную эпоху, проживанию изображаемых ситуаций, идентификации с персонажами произведений искусства, ощущению сопричастности к ним. Способность к сопереживанию, приобретенная в рамках наших занятий, впоследствии может успешно переноситься ребенком на более широкий спектр ситуаций (в том числе и на ситуации межличностного взаимодействия).
Структура интегрированных занятий и условия их проведения
Предлагаемые двенадцать занятий рассчитаны на учебный год, с периодичностью два занятия в месяц. Продолжительность занятия - два академических часа. Игровой метод и смена видов деятельности позволяют детям сохранять в течение этого времени познавательную и творческую активность.

Темы занятий:

«Мы идем по дворцу».

«Образы скульптуры».

«Что такое живопись».

«Цвет в живописи».

«Мир животных в изобразительном искусстве».

«Боги и герои Древней Греции».

«Чудо-мастера».

«Человек и время.(Портрет)».

«Как люди раньше жили».

«Природа глазами художников».

«Фантастические сюжеты в искусстве».

«Образы минувшего».
Необходимые условия для проведения

комплекса занятий
Результативность зависит от подготовки физического пространства аудитории для занятий по театрализованной пластике, в результате которой оно превращается в «символическое» пространство игровых трансформаций, с особой атмосферой, которая обеспечивается рядом факторов.

Наличие напольного коврового покрытия, игровых кубов и музыкального инструмента повышает состояние комфорта во время пластических игр.

Использование репродукций и диапозитивов, воспроизводящих зрительный ряд экскурсии, способствует накоплению разнообразных переживаний, связанных с образами, проецируемыми в ходе занятий.

Четкие пространственно-временные границы, создаваемые использованием постоянного места и времени проведения занятий, обеспечивают возможность поддержания «психологической дистанции» (отстранения от внешнего мира).

Аналогичные требования предъявляются и к аудитории дошкольного образовательного учреждения.
Особенности проведения занятий
Каждое занятие состоит из двух частей.

I часть — экскурсия на экспозиции музея, где педагог, используя метод диалога и музейно-педагогическую игру, рассказывает о произведении искусства.

II часть — пластические игры-упражнения в музейной студии, направленные на развитие эмоционально-образного восприятия окружающего мира и произведений искусства.

Последовательность частей зависит от темы и задач каждого занятия.
Тема I. «МЫ ИДЕМ ПО ДВОРЦУ»

1 часть. Экскурсия на экспозиции Михайловского дворца.

Задачи:

1. На примере здания Михайловского дворца дать детям первоначальное представление об архитектуре как виде искусства.

2. Познакомить их с основами архитектурного языка и сформировать образный строй элементов архитектуры путем перевода зрительных впечатлений в ассоциативно-зримые образы (колонны - как дерево с кроной, коробовый свод - как выгнутая крышка большого сундука и т. д.).

3 Формирование культуры поведения ребенка в музейной среде с помощью постепенного освоения внешнего и внутреннего архитектурного пространства.

4. Снятие физического и психического напряжения в ходе экскурсии путем ввода игровых элементов. Знакомство с основами этикета XIX века, в целях лучшего «проживания» и освоения детьми изучаемого материала.

Маршрут:

1. Парадный двор Михайловского дворца (с видом на главный фасад) — 1820 гг., арх. К. Росси.

2. Нижняя площадка парадной лестницы.

3. Средняя площадка парадной лестницы.

4. Верхняя площадка парадной лестницы.

5. Белый зал.

Занятие проводится в форме беседы с использованием вопросов и ответов, развивающих, помимо наблюдательности, ассоциативно-образное мышление, эмоциональную память.

Ход экскурсии.

1 остановка. Парадный двор Михайловского дворца. Вступительная беседа (5 минут).

Музейный педагог проводит с детьми вступительную беседу и знакомит их с понятиями:

— «Музей» как хранилище красивых, искусно выполненных умелыми мастерами предметов, произведений искусства либо свидетельств жизни природы, которые называют экспонатами. Музеи бывают разные и хранятся в них различные экспонаты. Например, в зоологическом музее хранятся чучела животных, в музее истории артиллерии - орудия прошлых и настоящих времен (пушки, пулеметы и т. д.).

— «Художественный музей» - хранит, собирает и демонстрирует зрителям картины, скульптуру, предметы быта, то есть произведения искусства. Часто музеи размещаются во вместительных и красивых зданиях, которые мы называем дворцами, и они сами являются произведениями искусства;

— «Архитектор» - человек, который проектирует здания. К. Росси — создатель Михайловского дворца и окружающей его территории - площади Искусств, Михайловского сада, принадлежащего ныне Государственному Русскому музею.

Знакомство детей с фасадом здания осуществляется в парадном дворе. Попросите детей постараться выразить общее впечатление от объема, формы постройки через разбор архитектурных деталей фасада, его лепных украшений, цветовой гаммы.

— Какими словами можно описать это здание (большое, прямоугольное, тяжелое, каменное, торжественное, красивое и т.д.)?

—Какого цвета дворец и что его украшает?

Для усвоения детьми понятия «дворец» и активизации образного видения зададим следующие вопросы:

—На что похожи эти нарядные, высокие, белоснежные колонны?

—Что напоминают стройные и строгие ряды вертикалей решетки с позолоченными пиками? и т. п.

Они дают возможность ребятам «раскрепостить» воображение, пробудить ассоциативные связи в образном постижении видимых объектов.

(Из ответов детей: колонны — распустившиеся лилии, пальмы и т. д., звенья решетки — ряды военных; колонны на фасаде — нарядные дамы. Или: пики — ряды солдат; колонны на фасаде — ряды офицеров и т. д.).

Для запоминания всего того, что мы увидели, повторим еще раз архитектурные термины (решетка, пилоны, парадный подъезд, крыльцо, пандусы, сторожевые львы, окна, колонны,

чугунные и лепные украшения).

Для того, чтобы выяснить, как дворец выглядел раньше и кто в нем жил, предложите детям игру на выбор. (Желательно, что бы музейные игры с детьми проводил педагог по пластике).

1 вариант игры.

Игра «Машина времени».

По предложению педагога дети «садятся в машину времени»— выстраиваются, держась руками за плечи друг друга, и проходят несколько кругов назад, чтобы попасть в эпоху создания дворца (каждый круг по времени равен ста годам).

2 вариант игры.

Игра «Мы — волшебники».

Предложите детям вообразить себя «волшебниками» и благодаря воображаемой волшебной палочке перенестись в далекое прошлое.

— Сколько раз нам надо взмахнуть руками, чтобы попасть на сто лет назад, если каждый взмах отправляет нас назад на десять лет? Чтобы не промахнуться, нужно вращать руками очень осторожно. Давайте попробуем.

Завершив игру, покажите репродукцию с акварели К. П. Беггрова «Михайловский дворец» (1832), которая даст возможность детям увидеть облик дворца в прошлом.

Предоставьте детям возможность внимательно рассмотреть изображение, объясните и введите в активный словарь новые для них понятия: карета, кучер, вельможа, брусчатка, будки со шлагбаумом, гвардейцы.

2 остановка. Нижняя площадка парадного вестибюля

Задача — обучение юных зрителей навыкам восприятия интерьера и его декоративного оформления.

Огромное пространство музейного зала, как правило, вызывает у детей чувство растерянности, испуга. Поэтому для постепенного освоения предметно-пространственной среды обращаемся к «кругам внимания» — малому, среднему, большому, концентрируя внимание детей на их внутреннем состоянии в процессе поступательного освоения архитектурного пространства.

«Малый круг внимания» охватывает пространство бывших «Сеней со стороны парадного подъезда». Задайте вопрос: «Вы вошли в зал огромных размеров, страшно ли здесь находиться или вы чувствуете себя удобно и почему?»

Обратите внимание детей на форму свода, который как бы «обнимает» пространство и успокаивает входящего человека; на плавную, полукруглую арку, перегораживающую часть помещения и создающую своеобразный коридор, ранее называемый «сени». Объясните, что, следуя заветам древних греков, — «человек есть мера всех вещей», — архитектор, разделяя пространство таким образом, добивался того, чтобы люди, входя, могли постоять, осмотреться, почувствовать себя уверенно и далее медленно, с достоинством двигаться по лестнице, которая как бы приглашает их наверх.

3 остановка. Средняя площадка парадной лестницы.

«Средний круг внимания» включает в себя парадную лестницу до расходящихся маршей.

Задача — развить у детей эмпатию путем ввода игровых ситуаций и познакомить с элементами этикета, мысленно помещая их в эпоху, атмосферу, ритм жизни XIX века.

Педагог по пластике предлагает детям представить себя гостями, прибывшими во дворец. Рассказывает им о костюмах дам и кавалеров, показывает, как держали руки, стояли и передвигались гости дворца, выстраивает детей парами и, в ритмах персонажей, живших несколько столетий назад, дети плавно поднимаются по лестнице до средней площадки.

Здесь подробно рассмотрите с ними ступени, которые как бы стелятся под ногами.

Обратите внимание на красоту сердобольского гранита, из которого они выполнены; чугунных перил, превращенных руками мастеров в элемент декора (декор - в переводе «украшать»), на элементы узора — розетки, пальметты, на перила из красного дерева — индийского сандала, привезенного из далекой и загадочной страны Индии.

Вновь спросите детей, - как переводится слово «декор» и объясните, что все рассмотренные ими детали называются элементами декоративного искусства, и они настолько красивы, что являются частью дворцового убранства.

Обратите внимание детей, как незаметно и постепенно увеличилось пространство зала.

4 остановка. Верхняя площадка парадного вестибюля.

«Большой круг внимания» охватывает марши лестницы и основную часть вестибюля.

Задача — продолжить раскрытие темы «Мы идем по дворцу».

Расскажите ребятам, что при строительстве любого здания архитектор всегда заботится о трех его качествах: пользе, прочности, красоте.

Спросите: «Какое из этих качеств отличает дворец от других построек?» Добившись ответа (красота), продолжите разбор дворцового интерьера. Обратите внимание на огромные размеры зала, плавно расходящиеся марши лестницы, увеличивающие зрительно зал, как и большие окна, заполняющие его потоками света; нарядные колонны, вновь напоминающие распустившиеся цветы; стены, украшенные скульптурным поясом-фризом с изображением крылатых львов-грифонов; ложные окна, увенчанные скульптурными изображениями с военными атрибутами (шлемами, знаменами, венками, продолжающими тему дворца-памятника воинской славы); потолок с изображением древнегреческих богов и атлантов, как бы поддерживающих небесный свод. Отметьте гармонию цветового решения белых стен, росписи потолка, выполненной в коричневатых тонах, имитирующей объемные изображения.

Сделайте вывод: для дворцового зала характерны торжественность, нарядность, благородство и единство всего внутреннего убранства.

Анфилада парадных залов дворца диктует особенное поведение детей. Пространственное решение экспозиции отвечает потребности ребенка в игре, материалом которой становятся элементы архитектуры. Поэтому проведите с ними дальнейшую экскурсию в формах:

«Игра-путешествие»,

«Игра-поиск».

Сообщите детям, что им предстоит пройти по парадным залам бельэтажа (объяснив, что «бель» — в переводе с итальянского - «лучший»), переходящим один в другой, что такое размещение залов, входы которых совмещены по одной оси, называется анфиладой и предложите им в процессе прохождения найти предметы старинного убранства дворца.

Проход по залам под руководством педагога по пластике осуществляется детьми, представляющими себя персонажами XIX века, что служит лучшему освоению музейной среды.

Проходя, музейный педагог обращает внимание на бронзовые люстры, люстры с хрустальными украшениями, зеркала, оформляющие камины.

Особо выделите отличия фактуры люстр и их образного содержания. (Люстры бронзовые, позолоченные, тяжелые, торжественно-помпезные, как олицетворение богатства и незыблемости российской империи. Люстры с хрустальными подвесками - нарядные, искрящиеся переливающимся светом, напоминающие фонтаны с льющимися капельками воды - отражение блеска и праздника придворной жизни). 5-я остановка. Белый зал

Задача — раскрыть темы: «Дворцовая гостиная» и «Что та кое искусство интерьера».

Для удобства рассматривания и общения, детей желательно рассадить на полу.

Объясните назначение зала, рассмотрите и обсудите вместе с ними:

— форму и размеры зала;

— почему зал разделен двумя парами колонн;

— почему при преобладании трех ведущих цветов в его оформлении — белого, голубого, золотого, зал кажется одновременно и необычайно нарядным и торжественно-спокойным, в его цветовом решении нет пестроты;

— какое ощущение вносит строго симметричная расстановка мебели, размещение зеркал и каминов, геометрическая форма паркета.

Путем разбора орнаментики и форм кресел, диванов, светильников, подведите детей к понятию «предметы декоративно-прикладного искусства». Объясните, что к каждой из этих вещей мастер руки «приложил», да не просто руки, а руки «золотые» и создал их не только удобными, полезными, но и красивыми, художественными.

Отметьте, что все внутреннее убранство зала имеет особое значение, отвечает назначению его как музыкальной гостиной, . где гости слушали музыку, пение.

Покажите, как образ музыкальной гостиной претворен архитектором в декоре зала — в живописном фризе с изображением танцующих путти, в росписи потолка с плавно кружащимися грациями, в ободе бронзовой люстры с фигурками гениев музыки, держащими в руках музыкальные инструменты, в форме спи нок кресел в виде лир и т. д.

Предложите детям игру «Кто самый наблюдательный».

—Найдите в этом зале элементы оформления, которые напоминают нам о том, что это была музыкальная гостиная. Так дети лучше запомнят как зал в целом, так и элементы дворцового убранства.

Для закрепления материала дайте несколько вариантов домашнего творческого задания:

— нарисуйте наиболее понравившиеся архитектурные детали дворца, либо предметы его внутреннего убранства;

— кто из вас не умеет или не хочет рисовать, попробуйте цветом на бумаге передать свои ощущения от Белого зала (чаще всего листы закрашивались розово-голубым, оранжево-красным цветом, и объяснялось, что этот зал «как солнышко в сердце»);

— нарисуйте дворец царевны-лягушки;

— нарисуйте хрустальный дворец девицы-красы.

II часть. Занятие в студии. (Музыкально-пластические импровизации по архитектурным образам).

Игровое занятие, которое проводит педагог по театрализованной пластике с участием музейного педагога и музыканта, состоит из трех частей.

Все игры и упражнения обязательно проводятся на ковре, в мягкой обуви.

Разминка (10—15 мин.)

Задачи:

1. Введение в содержание предмета «пластика». Знакомство с разными видами движения.

2. Снятие физического напряжения, оставшегося от первой части занятия, «разогрев» мышц, раскрепощение тела, подготовка психофизического аппарата к различным играм-импровизациям, соответствующим теме занятия.

3.Психофизическое освоение музейного пространства с помощью развития эмоциональной и двигательной активности ребенка.

В ходе разминки дети выполняют комплекс упражнений разной степени сложности (вводные, общеразвивающие, ритмические, музыкально-пластические импровизации).

Рекомендуемые упражнения.

1. Правильно ли мы сидим? (Правильная осанка человека).

Дети сидят на стульях.

Ноги сомкнуты, ступни ног находятся рядом, носки несколько развернуты наружу. Спина прямая, внутренние углы лопаток прижаты к ребрам. Плечи развернуты, небольшой прогиб в поясничной части.

Педагог: «Я кланяюсь вам, легко наклоняя голову, вы также должны поклониться мне. Если вы сделаете это сдержанно, не меняя позы, тогда вы сидите правильно, красиво (так в карете сидят короли и королевы, принцы и принцессы)».

2. Правильно ли мы ходим?

Дети произвольно идут по кругу.

— Ставим пятки на линию движения, носки чуть врозь. Идем свободно, плавно, без толчков, спокойно переносим свое тело.

— Как сделать походку легкой, «летящей», непрерывной?

— Представьте, что ковер, по которому вы идете, лежит на огромном шаре, который вращается под вашими ногами, идите удерживая равновесие.

3. Упражнения для рук:

Построение стайкой. Дети свободно размещаются на площадке на некотором расстоянии друг от друга лицом к педагогу

— Вытянуть руки вперед ладонями вверх. Все пальцы как бы смотрят на педагога - «да».

— Предложим пальчикам «посмотреть в потолок» (ладони поднимаются), «друг на друга» (ладони поворачиваются друг к другу), «посмотреть вниз» (ладони опускаются) и снова в потолок (ладошки смотрят на педагога - «нет»).

— «Веер» — локти сгибаем и опускаем вниз, кисти рук поднимаем на уровень плеч. Большой палец прижимаем к ладони, второй палец кладем на первый, третий — на второй, четвертый — на третий, пятый— на четвертый, то есть поочередно, веером собираем к большому пальцу все остальные. Затем постепенно раскрываем «веер», начиная с мизинца, в обратном порядке. Заканчивает движение большой палец руки.

— «Волна» (вариант 1) — руки вытягиваем вперед, кисти повернем ладонью вниз, пальчики вытягиваем, но не напрягаем. Медленно и свободно опускаем руки вниз, затем медленно их поднимаем одновременно с предплечьем вверх до горизонтального положения. Затем движение начинаем сначала.

— «Волна» (вариант 2) — руки вытягиваем в сторону по горизонтали, кисти рук опущены ладошками вниз. Поочередно совершаем руками волнообразные движения, вовлекая в них локтевые суставы.

— (Игровой вариант «Море волнуется раз...» Комбинации «волновых» движений под музыкальное сопровождение с остановками ).

4. Упражнения на выборочное напряжение и расслабление отдельных групп мышц.

«Пройдемся» по собственному телу и мысленно разделим его на голову — шею — грудь — талию — таз — ноги.

—Поочередно совершаем движения каждой частью отдельно — вправо, влево, вперед, назад.

«Наклоны» — наклоняем вперед, поочередно, голову—шею—грудь—талию—таз—ноги. Возвращаемся в исходное положение выпрямляя эти части тела в обратном порядке.

«Вращения» — начинаем вращать одно плечо вперед по кругу, другое в это время в свободном, как бы выключенном положении, меняем направление вращения плеча, затем то же упражнение проделываем с другим плечом, затем два плеча вращаем одновременно. Такие движения могут проделывать и другие части тела. Правая рука — вперед, вверх, в сторону, вниз. Левая рука—вдоль туловища.

— Комбинации поворотов частей тела относительно друг друга.

5. Мимические упражнения.

Поднимание и опускание бровей дает возможность менять выражение лица — хмуриться, удивляться и т. д. и развивают понимание взаимосвязи физического и психического.

«Погружение в себя» — («закрытая поза»),

«Собираемся в горошину» — сдвигаем брови, насупимся, прищурим глаза, подожмем губы, уйдем шеей в плечи, сожмем кулаки, напряжем корпус. Как мы себя ощущаем? Сконцентрированными, замкнутыми в себе, как закрытые коробочки. Мы никого к себе не подпустим, мы закрылись от мира, «ушли в себя». Находим в себе «зерно»—то место, откуда начинается рост.

«Распространение» или «Цветок» — («открытая», экспрессивная поза).

Наше тело — своеобразное «растение». Представим, что наше «зерно» тянется к теплу, солнцу, к свету — поднимаем брови, открываем широко глаза, растягиваем губы в радостную улыбку, раскрываем объятия, как бы обнимая весь мир. Нам хорошо жить в этом мире. Мы его любим и радуемся ему. Мы растем изнутри наружу.

Основной раздел занятия. Музыкально-пластические импровизации.

Задачи:

1. Словесно, а затем пластически помочь детям сопоставить музейные предметы, с которыми они сталкивались во время первой части занятия с движением тела.

2. Найти игровые формы для воспроизведения предметов и архитектурных элементов, использованных в качестве зрительного ряда.

3. Создать положительный эмоциональный фон.

Чрезвычайно важно музыкальное сопровождение, так как музыка организует детей ритмически, погружает их в атмосферу праздничной приподнятости, торжественности. Педагог по пластике предлагает пластически выразить следующие действия:

— ступени парадной лестницы — «разлеглись», «распластались», «распростерлись»;

— колонны «стоят» — стройные, неподвижные, напряженные от тяжести (они держат потолок), но торжественно-красивые (руками дети воспроизводят формы капителей);

— дворцовые двери — «распахиваются» и «закрываются» (в этом случае дети делятся попарно и в каждой паре каждый из них играет одну половину двери);

— камины - неподвижные, мраморные, но внутри у них горит огонь - «горячее сердце», согревающее людей теплом и светом (дети, стоя неподвижно, играют руками, изображая пламя огня горящего внутри камина);

— бронзовые люстры - «висят», покачиваясь, - округлые, величавые, тяжелые, строгие, помпезные (дети поворачиваются вокруг себя в медленном, плавном, горделивом ритме, как бы демонстрируя свою значимость);

— хрустальные люстры —«висят», сверкая, изысканные, трепетные, издающие мелодичный звон, как капельки дождя, ниспадающие в причудливых формах фонтана (дети легко подпрыгивают, изображая с помощью рук струящиеся капельки воды).

Педагог должен напомнить, что дворец - памятник воинской славы и предложить детям послушать «мелодию дворца», исполняемую музыкантом, представив себя стоящими перед фасадом здания и марширующими в гвардейских мундирах. Дать понятие «архитектура» - застывшая музыка».

Заключительный раздел занятия. Ввод игровой ситуации.

Предоставить детям возможность поиграть в придуманных обстоятельствах, связанных с запомнившимися предметами и впечатлениями от знакомства с дворцом.

Игра «Мы приглашены на бал во дворец». Дети строятся парами на игровой площадке:

— «въезд» на каретах;

— вход во дворец;

— восхождение по парадной лестнице;

— проход в ритме менуэта по воображаемой анфиладе дворцовых залов;

— танец.

В третьей части занятия музыка активизирует память детей и направляет ассоциативный ряд.

Основные музыкальные произведения.

Тема дворца - Э. Григ. «Свадебный день в Трольхаугене».

Шествие по дворцу - Ю. Слонов. «Полонез».

Ступени лестницы - А. Дворжак. «Юмореска».

Хрустальные люстры - А. К. Лядов. «Музыкальная табакерка»

Фонтаны - В.-А. Моцарт. Вальс.

Дворцовые двери - Э. Григ. «Танец эльфов».

Дворцовая охрана (солдаты) - Ш. Гуно. Марш из оперы «Фауст».

Приглашение к балу - Л. Боккерини. «Менуэт».
Лысюк В.Г., Ефимов П.Г. Художественный образ и его пластического воплощение .- СПб., 2001. – 201 с.

1   2   3   4   5   6   7


написать администратору сайта