Главная страница

Колесникова И. А. 1 О феномене музейной педагогики 1 НекрасоваКаратеева О. Л., 7


Скачать 398 Kb.
НазваниеКолесникова И. А. 1 О феномене музейной педагогики 1 НекрасоваКаратеева О. Л., 7
Дата07.11.2019
Размер398 Kb.
Формат файлаdoc
Имя файлаmuseinaya-pedagogika.doc
ТипДокументы
#94034
страница4 из 7
1   2   3   4   5   6   7

Дети-зрители


Многие педагоги и деятели искусства боролись за создание специального "детского" искусства - детской литературы, детского театра, музыки для детей. Иллюстраторы детских книг нашли специальные - яркие, декоративные, лаконичные, легко "прочитываемые" ребенком приемы рисования. Для многих детей В. Конашевич, Ю. Васнецов, Т. Маврина, Е. и Н. Чарушины, В. Сутеев, В. Пивоваров и другие стали любимыми художниками.

Но оказалось, что специфичность этого "детского" искусства сводится к особенностям интерпретации, адаптации изобразительного языка к психологическим возможностям ребенка. Однако через упрощение сюжетов и языковых форм художник все равно рассказывает ребенку об общечеловеческих, вполне серьезных проблемах добра и зла, справедливости и предательства и т. д.

С психологической точки зрения для полноценного, глубокого, личностного вхождения в искусство важно взаимодействие двух видов деятельности: зрительского восприятия искусства и собственного художественного творчества. Для детей рисование - привычный, большинством любимый вид творческой деятельности, наиболее доступное средство художественного самовыражения и общения. Поэтому создание кружков и комнат для рисования при художественных музеях соответствует реальным нуждам детей-зрителей.

Раннее знакомство детей с "большим" искусством в музее возможно и желательно по следующим причинам.

При правильной организации занятий, создании доброжелательной и творческой групповой атмосферы (если речь идет о студии) или при хороших партнерских контактах со взрослым-провожатым у ребенка создается положительное отношение как к изобразительному искусству, так и к его храму - музею. Он с удовольствием туда идет, воспринимая музей как торжественно-церемониальное место. Он обнаруживает, что в музее много красивых предметов, которые не являются обычными вещами.

"Я заметил: Мадонны всегда улыбаются своим младенцам, а картины почему-то грустные. " (Сережа Д., 7 лет)

"Почему же говорят, что натюрморт - это "мертвая натура", а на картинах все как живое" (Дима К., 7 лет)

Поскольку картина всегда висит на своем месте, у ребенка есть возможность многократного общения с ней и постепенного погружения в ее содержание, медленного "вычерпывания" его. Для детей вообще важен регулярно воспроизводящийся контакт с полюбившимся художественным произведением, будь то картина, сказка, любимая книжка.

Ощущая художественный музей как сказочно прекрасное место, дворец, где живет искусство и красота, ребенок чувствует себя там как свой, воспринимает его как привычное место общения с произведениями, где он имеет право быть активным соучастником.

Как мы уже упоминали, способность "читать" изобразительный текст (картину) состоит из сложного комплекса психических навыков. Начало их формирования приходится на возраст 2-3 лет, они складываются и крепнут к 5-6 годам, но для этого нужен опыт, "насмотренность" глаза.

Контакт ребенка с разнообразными по изобразительному языку и высококлассными по качеству образцами художественного творчества в музее дает ему ценнейший материал, на основе которого выстраиваются психические механизмы обработки зрительной информации, нужные для любых сфер человеческой деятельности.

Кроме того, ребенок открывает для себя язык изобразительного искусства как неподвластное времени средство человеческого общения и культурную деятельность, позволяющие соприкоснуться с миром души давно ушедших и ныне живущих людей разных эпох и культур. Он начинает осознавать изобразительный язык и как средство самореализации личности. Цепкая зрительная память, особая (по сравнению со взрослыми) чуткость к форме, ритму, цвету, образность мышления и личностная открытость детей создают исключительно благоприятную почву для разнообразных развивающих и даже коррекционных форм работы с детьми в художественном музее и формирования их творческой активности.

Возрастные особенности восприятия картины ребенком
Посетителем музея может стать человек любого возраста. Младенца могут принести родители. Сидя у них на руках, ребенок 1-2 лет особо ничего не рассматривает. Он просто погружен в эту новую, необычную для него среду, как в поток впечатлений, и проживает ее в основном через состояние родителей. Однако если родители получают эстетическое удовольствие от посещения музея, находятся в хорошем настроении и при этом сохраняют контакт с ребенком, то и для него этот поход окажется положительно окрашенным новым опытом.

Для ребенка 2-3 лет в музее уже найдется интересное дело. Во-первых, он будет продолжать осваивать музей как необычную среду, непохожую на бытовые помещения. Взрослые никогда не смогут предугадать, что именно поразит там ребенка, на что упадет его удивленный взгляд - блеск пола, отражение в зеркале, когтистые лапы-ножки кресла или что-нибудь другое. Ему будет важно прожить все это: походить, посмотреть, прокатиться или даже полежать на узорчатом лаковом полу.

Во-вторых, он уже сможет стать зрителем картин, ненадолго и с очень ограниченным кругом задач. Они будут связаны с узнаванием отдельных изображений объектов на картине. Обычно ребенок способен опознать знакомые предметы, находящиеся на переднем плане, крупные и яркие, полностью видные. Иногда он обнаруживает их сам и показывает взрослому: "Птичка!", "Собачка!"

Такое зрительское восприятие соответствует и особенностям собственного графического творчества. В среднем между 2,5-3 годами ребенок переходит от каракульной к изобразительной стадии рисования, когда на листе бумаги появляются пер вые человечки-"головоноги" и другие очень условно изображенные персонажи-объекты. Так появляется знаковая функция детского рисунка12. Ребенку как зрителю картины взрослый может помочь, задавая вопросы, сосредоточивающие его внимание на изображении: "Покажи, где тут домик?", "А что это? Это собачка? А где у нее хвостик?"

Взрослому важно не переборщить, учитывая быструю утомляемость маленького ребенка.

Задачи 3-4-летнего зрителя картины усложняются, хотя ведущей остается тема опознания и называния изображенных объектов. Здесь появляется новый познавательный аспект: важно сделать акцент на выделение значимых признаков, по которым объект опознается. Это уже аналитическая работа, которая параллельно проходит и в собственном изобразительном творчестве ребенка

4-летнего ребенка важно учить рассматривать изображение, узнавая по признакам, выделяя детали, разыскивая изображение в поле картины, например, второстепенных героев, находящихся на периферии: "А найди-ка тут обезьянку!" (в натюрморте Снайдерса). Наводящие, интересные для ребенка вопросы помогают ему вести внимание по картине, "обшаривать" ее глазами.

Часто бывает, что ребенок сразу отмечает в картине неожиданные детали, мелких персонажей, на которых взрослый не обратил внимания. Ребенок легче находит мелочи, чем главное, так как события для него равнозначны. Взрослый же быстро и привычно выделяет главное в ущерб мелочам, из-за чего тоже иногда проигрывает.

Продолжается и проживание ребенком музейной атмосферы, в процессе которого появляются эстетические чувства и понятия "красоты" и "красивого". Они появляются раньше в лексиконе тех детей, которые слышат их от родителей. Алеша, 4,5 года: "Мы ходим с мамой в музей любоваться красотой ".

В 4-5 лет ребенка-зрителя начинают интересовать взаимодействия персонажей, события, сюжет.

В собственном рисовании это проявляется в пространственной организации листа как мира, с линией земли внизу, линией неба наверху и сюжетным разворотом событий в виде фризовой композиции. Герои рисунка индивидуализированы, имеют хорошо читаемые, устойчивые опознавательные признаки, активны и взаимодействуют друг с другом.

В психической жизни ребенка наряду с непосредственными реакциями усиливаются дистанцированные. Впечатления, полученные в залах музея, позже всплывают в играх, фантазиях, собственных рисунках. Развивается умение подражать и перевоплощаться, осваивается ролевая игра как средство познания и проживания нового опыта, что делает очень привлекательными для детей праздники-маскарады по мотивам персонажей и сюжетов картин в музее. Рассматривая картины, дети учатся опознавать действия героев и сюжет, отвечая на вопросы: что происходит? кто что делает? С удовольствием слушают рассказы о мифологических героях.

Однако взрослый может заметить здесь легкое отставание возможностей ребенка-зрителя от его же способностей выражать сложные перипетии событий в собственном творчестве.

Для ребенка 5-6 лет характерно развитие эмоционального переживания событий и образов картин с достаточно широкой и богатой гаммой чувств, с морально-психологической и эстетической оценкой. Сопереживание, сочувствие "другому" опирается на собственный жизненный опыт. Появляется интерес к портретам, анималистической живописи, бытовому жанру.

В собственном изобразительном творчестве увеличивается сложность и разнообразие тем и сюжетов рисунков, а также становится заметна личная эмоциональная и морально-оценочная позиция ребенка-автора по отношению к персонажам собственных произведений, ответственность за свои создания и их поведение.

Новым важным, ключевым вопросом взрослого к 5-летнему зрителю картины в музее будет: какой? какая? какие? Он побудит описывать и давать разнообразные характеристики героев, что, как мы помним, соответствует третьей стадии психологического общения зрителя с картиной. Самому ребенку будет интересно слушать рассказы взрослого о событиях, изображенных на картине, о переживаниях героев. В этот период уже важно обогащать ребенка знаниями, понятиями, расширять словарь, вовлекать в беседы. Можно сказать, что в этом возрасте ребенок уже становится полноценным зрителем искусства в музее, потому что у него появляется эмоциональная, эстетическая и духовно-нравственная оценка событий картины.

6-7-летнего зрителя продолжает увлекать сюжетное содержание картины и его оценка, ему хочется самому фантазировать, расширяя поле картины. Интересно ответить на вопросы: что было? что есть? что будет? почему? Ребенок проживает события вместе с героями картин.

Алеша М., 7 лет: "Я люблю музей за то, что в нем можно фантазировать. Смотришь на картину и представляешь себя по-разному: хочешь - рыцарем, хочешь - моряком, хочешь - в Древней Греции, хочешь - в Японии ".

Боря Ц., 7 лет: "А почему, когда я смотрю на картины, мне кажется, что я там был? Вот в Венеции, например!"

В этот период педагог может предложить творческие игры "Что было бы, если б ты... (остался на ночь в Эрмитаже, оказался в Древней Греции, попал в стан первобытных людей)".

Собственные рисунки 6-7-летних детей становятся более повествовательными, свободными в выразительных средствах, композиционно усложняются. Это "золотой век" детского рисования, когда ребенок чувствует себя хозяином листа и практически все может, что хочет.

Во время занятий в музее детям 6-7 лет важно вводить разговор о событиях, связанных с картиной, в более широкий историко-культурный план. Интеллектуальная активность ребенка в это время направлена на осознание причинно-следственных связей, ему важны логические объяснения событий. Его интересуют различные сюжеты - мифологические, исторические, батальные и т. д., - которые становятся излюбленными и в собственном творчестве ребенка. Картина начинает волновать не только непосредственными событиями, но своей внутренней атмосферой и состояниями, о которых ребенок готов судить и выражать свое отношение к изображенному миру.

А мы в завершение нашей статьи попробуем сформулировать некоторые базовые принципы, психологически важные для организации процесса художественного восприятия детьми произведений изобразительного искусства в музее.

1. Принцип введения детей в мир искусства в соответствии с их личностными и возрастными психологическими возможностями, чтобы, не пропуская необходимых ступеней, вести их в "зону ближайшего развития" и не перегружать несвоевременными задачами (об этом мы подробно говорили в разделе "Дети-зрители").

2. Принцип обеспечения непосредственных контактов детей с оригиналами (важность этого мы доказывали в разделе "Картина как объект познания").

3. Принцип стимулирования самостоятельности, личного продвижения ребенка-зрителя к сути воспринимаемого произведения, чтобы подготовить его к дальнейшему активному собственному общению с искусством, а также принцип опоры на жизненный опыт зрителя.

4. Принцип подкрепления процесса восприятия искусства собственным художественным творчеством ребенка: собственный опыт ребенка в рисовании позволяет ему приблизиться к адекватному восприятию произведения ("подобное познается подобным"), формирует понимание специфики языка искусства и целостного единства содержания и формы в произведении.

5. Принцип достаточности времени: фактор времени должен быть рассчитан для разных форм зрительского восприятия, необходимо определить оптимальное время для каждого уровня восприятия разных произведений искусства.

6. Принцип корректности помощи в осуществлении процесса восприятия картины: активизируя воображение ребенка-зрителя, не навязывать собственного видения ее. Направляя логику анализа произведения, помочь ему при непосредственном живом контакте и целенаправленном считывании заключенной там многоплановой информации. Давая специальные искусствоведческие и технологические знания, следить, чтобы эти знания не блокировали эмоций и не искажали восприятия картины ребенком и т. д.
Некрасова-Каратеева О.Л. , Осорина М.В. Психологические особенности восприятия картины зрителем-ребенком в музее // Художественный музей в образовательном процессе.

- СПб., 1998.- С.127-169.

1   2   3   4   5   6   7


написать администратору сайта