Главная страница

Колесникова И. А. 1 О феномене музейной педагогики 1 НекрасоваКаратеева О. Л., 7


Скачать 398 Kb.
НазваниеКолесникова И. А. 1 О феномене музейной педагогики 1 НекрасоваКаратеева О. Л., 7
Дата07.11.2019
Размер398 Kb.
Формат файлаdoc
Имя файлаmuseinaya-pedagogika.doc
ТипДокументы
#94034
страница7 из 7
1   2   3   4   5   6   7

Пантелеева Л.В.




МУЗЕЙ И ДЕТИ



Для успешного художественно-эстетического развития детей при ознакомлении с музеями изобразительного искусства, в первую очередь, необходимо:

  • организация соответствующей предметно-пространственной среды (изо-студия, мини-музей и т.д.);

  • специальный подбор художественно-дидактический пособий, материалов и технических средств обучения (ТСО). Особое внимание обращается на качество репродукций и экранно-звуковых пособий;

  • профессионально-грамотная и индивидуально-дифференцированная работа воспитателя и музейного педагога.

<…> предложена система поэтапной работы с детьми, включающая подготовку ребенка в детском саду к посещению музея, экскурсию с ним в этот музей и занятия в детском саду по закреплению музейных впечатлений. Многолетняя практика работы с детьми подтвердила ее целесообразность. В детском саду детям показывают слайдпрограммы и репродукции, рассказывают о музеях. В музее с детьми работаем специалист-искусствовед. Он рассказывает об экспонатах, художниках, самом музее, обращая особое внимание на архитектуру здания, интерьеры залов. В определенных условиях экскурсию может провести воспитатель. После экскурсии в музей в детском саду проводятся художественные занятия, на которых дети выражают свои впечатления: рисуют и лепят, вспоминая картины, которые они видели в музее, рассматривают слайды и репродукции музейных коллекций. Они собирают мини-музей в детском саду, приглашают родителей и гостей на свои развлечения.

Посещение музея – событие в жизни ребенка. Непосредственное знакомство с коллекциями художественных музеев – подлинными историческими экспонатами, а также с архитектурой зданий, интерьерами зданий оказывают огромное эмоциональное воздействие на детей, а это безусловно неоценимо в формировании личности и духовно-интеллектуального потенциала общества в целом. В зрительном (визуальном) контакте ребенка с подлинным произведением искусства – качественное отличие музейной педагогики от вербальных методик образовательных центров. <…>

<…> Специфика учебно-воспитательного процесса на материалах художественного музея состоит в том, чтобы помочь ребенку научиться воспринимать произведения искусства, пробудить потребность в создании прекрасного и в своем быту. Речь идет о приобщении детей к истории искусства (в увлекательной форме «игр-путешествий»); знакомстве с художником (биографией, историй создания произведения), художественными материалами, инструментами, способами создания образа, произведения (техникой); об овладении некоторым искусствоведческим словарным запасом; усвоении навыков устойчивого художественного восприятия (Арнхейм Р., Бакушинский А.В., Ванслова Е.Г., Гибсон Д., Зеленко А., Кульчинская Л.Н., Некрасова-Каратаева О.Л., Рева Н.Д., Столярова Б.А., Юсов Б.П.).

На первом этапе знакомства с художественным музее особое значение имеет внутренняя готовность ребенка к восприятию художественных коллекций, его эмоциональный настрой. Вот об этом, а затем уже об образовательных задачах в первую очередь должен заботиться воспитатель и музейный педагог. <…>

<…> Работа с детьми старшего дошкольного возраста предусматривает тесное сотрудничество детского сада с музейными педагогами (экскурсоводами). Если в детском саду проводится подготовка ребенка к посещению музея и закрепление художественных произведений после посещения музея, то в самом музее организуется целенаправленные экскурсии, посещение лекториев для дошкольников (с родителями), работают изостудии и художественные кружки, предлагается справочная литература и путеводители, книги-пособия и иллюстративный материал (слайды, видеоматериалы).

Важным условием художественного развития детей (на занятиях в детском саду и музее) является правильно выстроенный зрительный ряд, грамотно организующий художественное восприятие детьми произведений искусства. Отбирая материалы, прежде всего следует руководствоваться высокими художественными качествами произведений, их доступностью для ребенка (в этом помогут рекомендации музейного педагога, работающего с дошкольниками). Яркая образность, декоративность художественных произведений, узнаваемость содержания помогаю привлечь внимание ребенка. Вместе с тем установлено, что старший дошкольник наиболее эффективно воспринимает зрительную информацию в первые 15-20 мин., поэтому на занятии лучше всего демонстрировать не более 7-9 произведений, разных по характеру (контрастных по форме и содержанию).

Метод парных сравнений помогает педагогу оптимизировать общение с детьми. В целом занятие в детском саду не должно превышать 25-30 минут, а в музее 50-45 минут.

Зрительный ряд представляют в основном, произведения искусства – картины, скульптура, изделия и предметы прикладного искусства, а также вся материально-культурная обстановка, помогающая художнику-мастеру создавать свои произведения. На художественных занятия в детском саду и в музее (на выставке, в мастерской художника) очень полезно показать интерьер этой мастерской (живописца, графика, скульптора, ковроткача, гончара, модельера, игрушечника и т.п.), оборудование (мольберт, палитра, кисть, стакан, манекен и т.п.) и материалы (краски, карандаши, глину, камень, пряжу, лоскут). Важно также познакомить детей с понятиями, с которыми они встретятся в художественных музеях. <…>

Приведем возможные приемы организации работы с детьми:

  • беседа-диалог (педагога, экскурсовода). Важно определить, как поставить (сформулировать) вопрос детям, чтобы получить содержательный ответ; как продолжить диалог в контексте темы; как произвести итог занятия, стимулируя детей вербально и зрительно объединить свои впечатления и т.п.

  • рассматривание произведений искусства. Важно определить, что в произведении главное, а что второстепенное для запоминания, на что обращают внимание сами дети и каков разброс зрительских симпатий к одному и тому же произведению; отмечают ли они средства выразительности (цвет, узор, ритм, фактура изделия, колорит, декоративность, композиция, содержание картины и т.п.);

  • итоговая беседа-игра для закрепления усвоенного детьми. Предпочтительна живая беседа или игра «В художника», «В зрителя», в основе которых – художественные наблюдения, впечатления, зрительные ассоциации, связанные с представлениями детей «об образе музея». Эти беседы должны приносить детям радость, чувство самодостаточности от общения с прекрасным. Например, педагог может поставить вопросы по содержанию произведения (Что изображено? Что хотел сказать художник? и т.п.); по изобразительно-выразительным средствам (как это художник сделал? Какие краски в картине не главные, почему такая композиция? и т.п.); по настроению (какое чувство вызывает эта картина?); в связи с жизненным опытом ребенка (знакомо ли тебе то, что изобразил художник? Как бы ты поступил на месте главного героя? и т.п.); по технике исполнения (как называются краски, которыми рисовал художник? Какими материалами пользуется скульптор? и т.п.). ответы детей могут многое рассказать педагогу, помогут ему уточнить методику проведения занятий в музее и детском саду. <…>

Процесс вхождения ребенка в мир искусства индивидуален. Первые впечатления – самые сильные и глубокие, поэтому так необходима тщательная подготовка к первой экскурсии в музей – празднику для ребенка. От воспитателя во многом зависит, захочет ли ребенок пойти с ним, и в какой музей.

Первый этап имеет свою специфику. Поскольку музейная экспозиция консервативна, ознакомление ребенка с экспонатами лучше начинать в детском саду. Метод «динамичной автономии» - локальное выделение показываемого образца-эталона (здание, зал, экспонат) – эффективный педагогический прием концентрации зрительного внимания ребенка. Это возможно с помощью полиграфии (репродукции, иллюстрации) и экранных средств (слайд и видеопрограммы), а также натурных образцов народной игрушки, предметов быта и искусства. Локализация, например, кустарного изделия из группы экспонатов того же художественного промысла оказывает на детей наибольшее воздействие. В детском саду это изделие ребенок может внимательно рассмотреть с разных сторон, оценить его форму, узор, окраску и т.п. В музейной витрине внимание лучше обратить на подлинность, уникальность этого же изделия в группе однотипных (по функции, названию, сюжету, материалу, промыслу). Нельзя торопить ребенка, пусть он посмотрит экспонат (репродукцию, слайд): эмоциональный контакт-пауза, раздумье малыша важнее слов. <…> Специалист музея привлечет детей «искусствоведческой беседой» – диалогом в ауре подлинника, а воспитатель в детском саду проведет занятие-беседу по слад-программе и репродукциям или музейным образцам. <…>
Мини-музей в детском саду
Тематические мероприятия по музейной художественной педагогике и Международный День Музея (18 мая) детские сады проводят в своих так называемых мини-музеях. Это обычные помещения (часть комнаты), где хранятся оригинальные образцы-экспонаты «домашнего музея» и детские работы, выполняемые до и после посещения художественных музеев. Здесь же, как и в изостудии, проводится с детьми «искусствоведческие беседы» и занятия-«путешествия» музейного содержания.

Музей можно организовать и в свободном пространстве (ниша, угловая зона вестибюля, коридора и т.п.), но для этого нежелательны проходные помещения. Если в изостудии дети занимаются разнообразной изобразительной деятельностью, то в мини-музее они готовятся к посещению музея. Повторно «проживают» свои впечатления, рассматривая музейные материалы. Возможно и объединение помещений изостудии и мини-музея в одно. Воспитатель (музейный педагог) приобщает детей к созданию в детском саду своего мини-музея, рассказывает об увлекательной деятельности коллекционеров-собирателй предметов красоты, поощряет активность и любознательность ребенка. Дети делятся своими соображениями: какой музейчик можно было бы создать, из каких коллекций (рисунки, календарики, открытки, значки, марки, этикетки, игрушки, изделия старины, книжки, солдатики, мелкая пластика, картинки и т.п.). Они охотно участвуют в создании своих небольших «уголков красоты» в групповых, отбирая для мини-музея самое интересное и ценное. Возникающий интерес после экскурсий к собирательству «предметов красоты» – один из показателей эстетической активности ребенка. Склонность к собирательству со временем может перерасти в дифференцированный интерес к предметам искусства, к коллекционированию. Важно, чтобы уже в детском саду ребенок осознал понятие «образ музея».

Сотрудничество детского сада с музеями и семьями, имеющими домашние коллекции, способствуют формированию у детей эстетического отношения к жизни. У ребенка пробуждается потребность в созидательной деятельности, уважение у деятелям культуры и искусства. Создавая свой наивный мир со своими сюжетами, образами, яркой палитрой чувств и представлений, дети всегда делятся своими открытиями с друзьями и близкими.

Пантелеева Л.В. Музей и дети. –

М.: Изд. Дом «Карапуз», 2000. – 256 с.


1 Авторы опираются на результаты проведенного ими анализа разновозрастной зрительской аудитории.


3 Ю. Б. Гиппенрейтер. Глаз как двигательный орган. / Восприятие и деятельность. - М., 1976.


4 А. Л. Ярбус. Роль движений глаз в процессе зрения. - М., 1965


5 Р. Бедлер, Дж. Гриндер. Структура магии. - СПб., 1993.


7 Р. М. Грановская, И. Я. Березная. Запоминание и узнавание фигур. - Л., 1974.

9 К. Риччи. Дети - художники. - СПб., 1912.

10 А. Анастази. Психологическое тестирование. В 2 тт. - М., 1982.

11 Е. Ю. Петрова. Проблема использования сюжетов народных волшебных сказок в психокоррекционной педагогической работе. / Журнал практического психолога. - М., 1996, №2.

12 Л. Ф. Чертов. Знаковость. - СПб., 1993.

 С. Волконский. Выразительный человек. - СПб., 1912. С. 35.


 Образовательная деятельность художественного музея. Вып IV. - СПб.,1995; Художественный музей в образовательном процессе. - СПб., 1998

 М. В. Осорина. Секретный мир детей в пространстве мира взрослых. - Спб.,1999.С.12.

 Путти (итал. — амур, ангелок) — изображения амуров в виде обнаженных детей.

 Более подробно с подобными упражнениями и их вариантами можно познакомиться в кн. Основы сценического движения. Ред. И. Э. Коха – М.: 1976.-С.28-35,95-103.

 Последовательность и варианты данной группы упражнений наиболее пол но изложены в кн. И. Рутберг. Пантомима. Первые опыты. - М., 1972. С. 13-33.


 На примере этих упражнений дети учатся находить физические проявления состояний души, созвучных понятиям - «злой», «добрый».

1   2   3   4   5   6   7


написать администратору сайта