Колесникова И. А. 1 О феномене музейной педагогики 1 НекрасоваКаратеева О. Л., 7
Скачать 398 Kb.
|
С.Б. Маслова , Н.Д. СоколоваМЫ ВХОДИМ В МИР ПРЕКРАСНОГОВ последнее десятилетие в области дошкольной педагогики появилось много различных программ воспитания и обучения, где большим блоком представлен раздел ознакомления с искусством. <…> <…> неподготовленному зрителю «входить» в мир изобразительного искусства очень сложно. Социологические исследования показывают, что для большинства взрослых петербуржцев первое посещение музея оказывается и последним. Естественно, такое посещение не дает «пищи» ни для ума, ни для души. Следовательно, вводить зрителя в мир искусства необходимо постепенно, этап за этапом, раскрывая тайны мироздания и красоты. Как показывает практический опыт, чем раньше начинается работа по приобщению ребенка к музею, чем эффективнее буде педагогический результат. Понятно, что в дошкольном возрасте невозможно ознакомление детей с историей искусства и художественным анализом памятников, а потому главным является сохранение и развитие у ребенка способности целостного впечатления от встречи с искусством. На первом этапе приобщения детей к музею могут быть поставлены следующие задачи: Развитие визуальной грамотности: формирование навыков смотрения, детального рассматривания, выделение главного в изображении, обобщение увиденного. Знакомство с некоторыми элементами языка изобразительного искусства, с видами и жанрами. Приобщение к музейной среде, воспитание бережного отношения к памятнику. Развитие творческих способностей. Формирование навыков взаимного общения по поводу искусства. Эти и другие задачи решает представленный первый раздел музейно-педагогической программы, которая носит название «Мы входим в мир прекрасного». Его материал построен на основе тех знаний и методик, которые накоплены за много лет развития дошкольной педагогики. Являясь парциальным, он сочетается с любой обще развивающей программой. Необходимое условие его реализации – непосредственное общение с подлинником. Раздел «мы входим в мир прекрасного» помогает решению многих педагогических задач дошкольного детства. Воспитание нравственных качеств личности: доброты, отзывчивости, способности к сопереживанию. Развитие психофизических качеств: наблюдательности, умение сосредотачиваться, формирование произвольного внимания, умения ориентироваться в пространстве и временных понятиях, развитие воображения, эмоциональной отзывчивости, сенсорных способностей и т.д. Знакомство с бытованием некоторых народных промыслов, формирование понятия «история» через произведения искусства, побуждение к изучению отечественной истории. <…> <…> В процессе тесной работы музея с детским учреждением музей решает проблему воспитания будущих посетителей, для которых он станет необходимой частью жизни. <…> Раздел III. Первая встреча с музеем. Задачи: Дать доступное понятие младшим дошкольникам о музее как о здании, где хранятся красивые вещи; Помочь детям освоится в музейном пространстве; Вызвать у детей положительный эмоциональный отклик; Привить первоначальные навыки поведения в музее (не шуметь, не бегать, не трогать предметы руками). Практический опыт работы показал, что самую первую экскурсию лучше провести в залах декоративно-прикладного и народного искусства. Продолжительность экскурсии – не более 20 минут. Количество детей в группе – не более 12 человек. Один из важных методических приемов первых экскурсий – это прием узнавания, мак как дети особенно активно реагируют на то, что им уже знакомо. Экскурсии проводятся по залам в форме прогулки, где внимание детей акцентируется на народной игрушке. Педагог предлагает назвать и описать их. Особое внимание следует обратить на игрушки уже знакомые, предложить вспомнить их название и объяснить, почему они так названы. Рассматривая любые игрушки, взрослый предлагает деть их эмоциональные характеристики (лошадки – резвые; матрешка – сердитая, веселая; петушок – драчливый и т.д.). Раздел V. Подготовительные занятия ко второму посещению музея. З а н я т и е 1. Музей и картина. Задачи: Дать понятие о том, что храниться в музее. Дать первое понятие о картине. Зрительный ряд: И.И. Шишкин. Рожь. 1878. Х.., м. В. Вазорелли. Сериография. 1974 – 1976. Давид Бурлюк. Пейзаж. 1912. Х., м. Различные игрушки, представленные в музее. Здание художественного музея (Государственный Русский музей. Михайловский дворец. Арх. Карл Росси. 1819-1825). Содержание: Зрительный ряд занятия включает произведения разного характера: реалистичное абстрактное условно-реалистичное Делается это для того, чтобы дети увидели отличие реальности от изображения. Полезно при этом обратить внимание на цвет и движение. Дать понятие о том, что дети смотрят не настоящую картину, а слайд, объяснить, что это. В ходе рассматривания здания музея вспомнить, что дети там уже были и спросить, сто они там видели. З а н я т и е 2. Мы – художники. Задачи: дать элементарное понятие о художнике и его работе (рассказать о художественном творчестве). Показать разнообразие тематики картин. Зрительный ряд: И.И. Левитан. Золотая осень. 1895. Х., м. А.Г. Венецианов. Захарка. 1925. Х., м. Пиросмани. Косуля на фоне пейзажа. В.М. Васнецов. Аленушка. 1881. Х., м. И.А. Тырса. Букет. 1939. Бум., гуашь. Содержание: Данное занятие развивает представление детей о художниках и художественной деятельности. В связи с этим в ходе занятия необходимо показать живописные произведения разных жанров, не употребляя при этом специальной терминологии (жанр, портрет, пейзаж, анималистическая картина и пр.). Важно, чтобы дети почувствовали богатство и многообразие содержания искусства (в частности, картины), возможность для художника показать все, что он хочет, что привлекает и волнует его в окружающей действительности. С этой целью полезно в конце занятия предложить детям нарисовать свою «картину», где бы они изобразили наиболее привлекательный для них сюжет или мотив. При этом необходимо подчеркнуть то, что дети рисуют сами и те картины, которые они увидят в музее, - настоящие «живое» изображение в отличие от слайдов и репродукций (в связи с чем вводится понятие «репродукция»). Рассказ о работе художника основывается на принципе наглядности, что подразумевает обязательный показ кистей различной величины и мягкости; красок (в тюбиках, баночках, коробочках); кусочка холста, на котором пишут картины, палитры и пр. Полезно разрешить детям потрогать, подержать в руках эти предметы, представить себя художниками, которые пишут картину. За н я т и е 3. Радуга-дуга. Задача: дать представление о разнообразии цвета, о цвете в изображении. Зрительный ряд: А.И. Куинжди. Радуга. 1900-1905. Х., м. Ю.А. Васнецов. Радуга-дуга. Иллюстрация. Радуга - наглядное пособие (или слайд). М.С. Сарьян. Гиены. 1909. Х., темпера. Содержание: Занятие состоит из двух частей. Первая половина – рассматривание слайдов, называние цвета, любование красотой радуги. Вторая половина занятия может проходить в форме практической деятельности. Дети рисуют радугу. Учитывая возраст (3-4 года) и отсутствие опыта работы с красками. Педагогу необходимо постоянно комментировать действия детей, помогать практически и советом. При этом не следует придавать большого значения, если дети не будут располагать цветовые полосы радуги в нужной (или правильной) последовательности. Здесь важен сам процесс, позволяющий ребенку ощутить радость творчества. В с т р е ч а с м у з е е м (2 экскурсии) Задача: Расширить на доступном для детей уровне общее представление о художественном музее: о здании музея; о музейных залах (интерьере); о картине и скульптуре в музее. Продолжительность экскурсии – не более 30 минут. Количество детей в группе – не более 12 человек. Одним из важных методических приемов этой экскурсии остается прием узнавания. Дети особенно активно реагируют на то, что уже видели на слайдах и в репродукциях (это могут быть некоторые картины, здание музея, площадь или улица, где находится музей). Необходимо, чтобы музей произвел яркое зрительное и эмоциональное впечатление, в связи с чем следует ограничить зрительный ряд (не более 4 произведений) и основное внимание обратить на интерьер музея. В одном из залов можно провести «Игру в зрителей». Детям предлагается представить себя взрослыми и пройти самостоятельно по музейному залу (соблюдая правила поведения в музее). В ходе экскурсии дать детям элементарное понятие о картине и скульптуре и показать разницу: плоскостность картины и объемность скульптуры, и что скульптуру в отличие от картины мы смотрим с разных сторон. Раздел VI. Что такое музей. З а н я т и е 1 Задача: формирование понятия художественный музей как хранилища красоты. Зрительный ряд: «Терпсихора» (муза танца) – бронзовая копия с античного мраморного оригинала, хранящегося в Ватиканском музее в Риме, выполнена в 1794 г. П.П. Соколовым и Э. Гастеклу. Павловский парк. Апполон из Пьембино. Древняя Греция. Около 475 г. до н. э. Храм Аполлона в Бассах. Древняя Греция. Около 430 г. до н. э. Здание Государственного Русского музея (бывший Михайловский дворец). Арх. К.И. Росси, 1819-1825 гг. Михайловский дворец. Арх. К.И. Росси. 1819-1825 гг. Государственная Третьяковская галерея. Фасад здания. 1904. В.Г. Петров. Портрет П.М. Третьякова. 1876. Х., м. Содержание: Предложить вспомнить, что знают дети об античных богах. Рассказать: о дочерях Зевса и Мнемосины (богини памяти); о девяти музах-покровительницах искусств и наук. С этой целью показать музу танца – Терпсихору с музыкальным инструментов в руках, наслаждающуюся хороводами. Эта бронзовая античная копия выполнена с древнего (античного) оригинала и находится сейчас в Павловском парке. о боге муз – Аполлоне (Аполлон из Пьембино); о храмах, которые строили древние греки для своих богов (храм Аполлона в Бассах). Раскрыть содержание слова «музей» (мусейон) – жилище, храм муз. Так, слово «музей» пришло к нам из Древней Греции и является для людей хранилищем прекрасного, храмом искусства. Музеев в нашей стране очень много, они очень разнообразные. Предложить детям назвать музеи, где они были, что там представлено. В ответах детей обратить внимание на художественные музеи. Спросить, почему эти музеи называются художественными. (В них хранятся художественные произведения – картины, скульптура, народное искусство и т.д.). Показать вид Михайловского дворца (здание Государственного Русского музея). Спросить (если дети не посещали раньше музей, то воспитатель сам должен об этом рассказать): почему он так называется? (В нем представлена коллекция русского искусства: народное искусство, картины, скульптура, иконы, выполненные русскими мастерами.). Сказать, что музей находится во дворце (Михайловский дворец), который строился для великого князя Михаила Павловича – сына царя Павла I - архитектором Карлом Ивановичем Росси и получил название Михайловского. Спросить: кто такой архитектор? В Русском музее – самая большая коллекция произведений русского искусства. Спросить: что такое коллекция? Но есть еще один музей. Он находится в Москве – Государственная Третьяковская галерея, где тоже представлена коллекция русского искусства. Эта галерея больше ста лет назад была частной коллекцией, которую на свои деньги собирал (т.е. покупал у художников их картины, скульптуры, рисунки) богатый купец Павел Михайлович Третьяков (В.Г. Петров «Портрет П.М. Третьякова»). Здание для этой галереи было построено специально, проект создал Виктор Михайлович Васнецов, тот самый художник, что написал знакомы вам картины – «Аленушка», «Царевна-лягушка» и т.д., используя мотивы древнерусской архитектуры. В последствие свою большую коллекцию вместе со зданием П.М. Третьяков подарил городу Москве. Сейчас это Государственная Третьяковская галерея – тоже музей русского искусства. Спросить: что значит «музей русского искусства»? Рассматривая слайд, обратить внимание на памятник перед зданием. Спросить: в память какого человека он поставлен? Почему он находится пред зданием музея? В конце занятия вопросы: Как называются два крупных музея русского искусства? Где они находятся, в каких зданиях, кто их создавал? З а н я т и е 2. Рекомендация: это занятие хорошо провести перед первой экскурсией в Государственный Эрмитаж. Задачи: дать общее представление о музее Эрмитаж, особенностях его коллекции. Объяснить название музея «Эрмитаж». Зрительный ряд: Здание Государственного Эрмитажа (бывший Зимний дворец). Арх. Ф.Б. Растрелли. 1762. Малый Эрмитаж. Арх. Ж. Валлен – Деламот. 1767. Л.О. Премацци. Новый Эрмитаж. 1861. Акварель. Ф.Б. Растрелли, В.П. Стасов. Парадная лестница. Акварель К.А. Ухтомского. 1860-е гг. А.И. Штакеншнейдер. Павильонный зал. Акварель Э.П. Гау. 1864. Павильонный зал в малом Эрммитаже. 1850-1858. Арх. А.И. Штакеншнейдер. Малахитовый зал в Зимнем дворце. 1838. Арх. А.П. Брюлов. Старый Эрмитаж. Зал Леонардо да Винчи. Арх. А.И. Штакеншнейдер. 1850-е гг. Э.П. Гау. Зал Итальянской школы в Новом Эрмитаже. Около 1853. Акварель. Э.П. Гау. Зал Русской школы. 1856. Акварель. Арх. Иоганн Дролингер, Д.И. Иенсен. Зал Русской школы. Акварель Э.П. Гау. 1856. Содержание: В начале занятия вспомнить тему предыдущего: спросить: откуда «пришло» слово «музей»? какие музеи называют художественными? Какие два художественных музея дети знают? Почему они так называются? В каком здании находится Русский музей, кто архитектор и для кого он строился? В каком еще музее нашего города есть большая коллекция произведений искусства (картин, скульптуры и т. д.)? Это тоже художественный музей (Дети смогут ответить, если ранее посещали государственный Эрмитаж.) Показывая здание Зимнего дворца (здание Государственного Эрмитажа), рассказать, что оно строилось как дворец русских царей архитектором Ф.Б. Растрелли. По приказу Екатерины II к Зимнему дворцу было пристроено здание Эрмитажа (Малый Эрмитаж) (с французского – «место уединения»), для коллекции произведений искусства, находившихся в Зимнем дворце. Позднее здание получило название Малый Эрмитаж. Со временем к Зимнему дворцу и Малому Эрмитажу были пристроены еще три здания и одно из них Новый Эрмитаж (Л.О. Примацци. Новый Эрмитаж). Это здание было специально построено как музей для зрителей, так как долго до этого коллекция, находившаяся в Эрмитажных зданиях, не выставлялась для людей. Позднее все здания вместе с Зимним дворцом стали одним большим музеем. Эрмитаж сейчас один из самых больших музее мира, здесь представлены произведения искусства со всего мира (подчеркнуть, что в этом заключается своеобразие его коллекции и ее отличие от коллекции Русского музея). Работа со слайдами: Ф.Б. Растрелли, В.П. Стасов. Парадная лестница. А.И. Штакеншнейдер. Павильонный зал. Павильонный зал в Малом Эрмитаже. Малохитовый зал в Зимнем дворце. 1839. Арх. А.П. Брюлов. в представленных выше слайдах обратите внимание на красоту интерьера; Э.П. Гау. Зал Русской школы. 1856. Акварель. Иоганн Дролингер, Д.И. Иенсен. Зал Русской школы. Акварель Э.П. Гау. 1856. сказать, что в этих залах находились картины русских художников, с образованием музея русского искусства они были переданы туда, и сейчас мы их можем видеть в залах Русского музея. В конце сделать выводы: какая разница между коллекциями Русского музея и Эрмитажа, почему их можно назвать художественными? Сколько зданий имеет музей Эрмитаж? Имя архитектора Зимнего дворца? Маслова С.Б., Соколова Н.Д. Мы входим в мир прекрасного. - СПб., 2000. |