Коммуникология
Скачать 1.12 Mb.
|
65 Коммуникология. Том 5.№ 4. С.59-70 Современные ИКТ предъявляют достаточно высокие требования, с одной стороны, к этическому уровню личности, ас другой – к уровню владения навыками применения ИКТ. Зачастую человек обладает только одной из двух этих граней, в то время как обе необходимы для того, чтобы стать членом референтной группы в процессе инфосоциализации. Воспитатели, родители, учителя, преподаватели недостаточно часто, по сравнению с младшим поколением, обращаются к ИКТ, и не всегда могут свободно применять их для решения задачи помощи вин- фосоциализации новых поколений. Постфигуративный тип культуры в м веке сменился префигуративным [13]: важные для жизни в современном обществе знания и навыки передаются не от старшего поколения к младшему, а напротив от младшего к старшему. З. Бауман, как известно, применял для описания современного общества метафору текучая современность, обозначая тем самым огромную скорость происходящих изменений. Также для современного социума характерна высокая неопределённость как индивидуальной, таки социальной жизни [Бауман]. В этих условиях для адаптации к постоянным изменениям необходимо наличие специалистов, которые могут способствовать адаптации и легко осваивать новые технологии. Ими становится, как правило, поколение, одновременно с которым возникли эти технологии. Этот факт приводит к определенному снижению авторитета старших, которые уже не могут выполнять роль учителей в такой значимой сфере жизни как виртуальная. В тоже время существует группа специалистов, которая, обладает высокоразвитыми навыками применения современных ИКТ. Некоторые из них имеют выраженные девиант- ные наклонности (например, хакеры, и именно они имеют возможность активно воздействовать на процессы инфосоциализации, вследствие чего формируется низкий уровень информационной культуры и нравственности Сложившиеся в современном обществе противоречия в сфере применения ИКТ обусловили возникновение норм новой этики, которая имеет разные направления информационная этика (исследует моральные проблемы, появляющиеся в связи с развитием и применением информационных технологий компьютерная этика (вопрос о правильном и неправильном использовании информации в информационном обществе киберэтика (философская область этики, относящаяся к компьютерам, охватывающая поведение пользователей, тона что запрограммированы компьютеры, и каким образом это влияет на отдельных людей и общество в целом. Сетевая этика, интернет-этика и нетикет часто используются как синонимы, обозначающие этикет в сети – правила поведения приобщении в Интернете, виртуальная этика – этические нормы и принципы в сфере виртуальной коммуникации [12]. В связи с игнорированием норм виртуальной этики возникают следующие проблемы нарушение прав интеллектуальной собственности, распространение идей насильственного экстремизма в Интернете, проблемы контроля над личной жизнью, приватностью и личной свободой, соответствие поведения индивида в реальном и виртуальном пространствах, создание виртуальных (псев- до) личностей и др 66 Communicology.2017.Vol.5. No.4 http://www. communicology.us Communicology.2017.Vol.5. No.4. Р. 59-70 http://www. В настоящее время существуют принципы информационной этики, но они признаются только желающими. Четыре основных принципа присутствуют практически во всех этических кодексах privacy (тайна частной жизни accuracy (точность в выполнении инструкций по эксплуатации систем и обработке информации (неприкосновенность частной собственности accessibility (право граждан на доступность информации) В. Ши создала один из первых перечней сетевых правил, которые она описала в книге «Нетикет» (1994). Вот некоторые из них помните, что в сети Выговорите с людьми (А сказал бы я тоже самое ему в лицо, придерживайтесь тех же стандартов поведения, что ив реальной жизни, старайтесь не ввязываться в публичные конфликты, уважайте право на частную переписку и др. Проблема информационной этики разрабатывается не только на уровне рекомендаций для пользователей, но также и на государственном и международном уровнях. Так, в 2003 и 2005 годах в Женеве и Тунисе под эгидой ООН состоялись встречи на международном уровне, посвященные формированию Декларации принципов построения информационного общества. Декларация утверждает, что в новых технологических условиях важно обеспечивать свободы и права граждан не только в реальной жизни, но ив виртуальном пространстве В 2011 г. на й сессии Генеральной конференции ЮНЕСКО был рассмотрен Кодекс этики информационного общества, в котором утверждалось, что вин- формационном пространстве, как ив реальной жизни, должны оставаться незыблемыми права и свободы человека [18]. В России существует Лига безопасного Интернета, задачами которой являются противодействие распространению опасного интернет-контента; объединение профессионального сообщества, участников интернет-рынка для выработки механизмов саморегуляции сообщества во избежание введения цензуры оказание реальной помощи детям и подросткам, которые прямым или косвенным образом стали жертвами распространения опасного интернет-контента; помощь государственным структурам в борьбе с созданием и распространением опасного контента: детской порнографии, пропаганды наркомании, насилия, фашизма и экстремизма и т.д.; экспертное участие в разработке законодательных инициатив, направленных на ликвидацию опасного интернет-контента (http://ligainternet.ru/). Интернет-коммуникации – индикатор уровня развития сознания Интернет – это новая глобальная фабрика грез, более совершенная и гибкая, чем кинематограф. Она позволяет реализовать человеку любую фантазию, не обращаясь к нравственными этическим нормам. Таким образом, человек становится рабом джина из бутылки – своебразной компьютерной приставкой. Уже неон использует Интернета скорее наоборот, Интернет его посредством умелого манипулирования личностными недостатками человека, безумным стремлением потворствовать любым своим желаниям, склонностью к потреблению недостоверной, но эмоционально стимулирующей или шокирующей информации. 67 Коммуникология. Том 5.№ 4. С.59-70 Интернет становится новой глобальной иллюзией человечества, создавая суррогатный мир счастья. Суррогатный по той причине, что удовлетворение сиюминутных потребностей как правило, не делает человека счастливым, а лишь временно избавляет его отчасти проблем, как бы позволяет забыться, отвлечься. Возможностями, которые предоставляет современная инфокоммуникатив- ная среда, являются творчество, создание своего виртуального пространства, отражающего концепцию жизни человека, взаимное обогащение картин мира в процессе общения. И конечно, ранее небывалые возможности образования и самообразования в Интернете можно быстро найти любую информацию, относительно любого предмета знания, есть формы дистанционного обучения. Помимо этого, интернет выполняет также функцию компенсации в случае коммуникативных трудностей, а также позволяет преодолеть изоляцию людям с ОВЗ. Интернет, социальные сети задают перспективу онтологизации сознания субъекта, то есть возможности вынесения содержаний и структуры сознания вовне. Мечты, желания, опасения, страхи человека, его мировоззрение, картина мира обретают виртуальное воплощение. Этот эффект усиливается в том случае, если происходит частичная подмена реального мира виртуальными даже отказ от предметной реальности. В связи с этим возникает феномен полионтиз- ма – онтологического плюрализма когда вместо одной предметной реальности как бы одновременно сосуществуют несколько реальностей. Какие ресурсы мы выбираем, с кем большей частью общаемся, к какой информации обращаемся в поисковых системах все это является отражением уровня развития нашего сознания, ив этом плане может быть полезным инструментом самодиагностики и дальнейшего самоопределения. Возникает также вопрос развития сознания в филогенезе этот процесс еще не завершился, а перешел на новый уровень в связи с появлением Интернета. Выводы Интернет способен как заострить те личностные черты и эмоциональные особенности, которыми мы обладаем, таки привести к их изменению в желаемом нами направлении. Происходит ускорение развития общественного сознания в силу ускорения обмена информацией и появления новых возможностей взаимного обогащения мировоззрений. Вместе стем, это означает, что ответственность каждого из нас повышается необходимо четко определить, какую информацию мы выбираем и транслируем другим. Она перестает быть частью нашего персонального мира, а становится достоянием общественности, влияет на сознание большого количества других людей. Продуктивное применение ИКТ предполагает деятельность на основе осознания своей системы ценностей, гармонизации иерархии потребностей. В частности, осознания базовой потребности в общении, в действии для Другого. Это позволяет выбирать и создавать информацию в Интернете, способствующую достижению конструктивных целей определять развивающий круг общения, формировать оптимальные референтные группы. 68 Communicology.2017.Vol.5. No.4 http://www. communicology.us Communicology.2017.Vol.5. No.4. Р. 59-70 http://www. Источники. Андреева ГМ. Социальная психология. М Аспект Пресс. 363 с. 2. Баева Л. В. Этика информационного мира проблемы становления и развития Философия и культура 2016. 4(100) С. 514-522 / DOI: 10.7256/1999-2793.2016.4.17665 3. Бауман З. 2008. Текучая современность Санкт-Петербург: Питер. 240 с. Белл Д. 2004. Грядущее постиндустриальное общество. Опыт социального прогнозирования. Мс. Винер Н. 2002. Кибернетика и общество. М Тайдекс Кос. Декларация принципов Построение информационного общества – глобальная задача в новом тысячелетии Всемирный саммит по информационному обществу http://www. ifapcom.ru/files/3-Deklaratsiya_printsipov_postr-infobschestva-Zheneva.doc 7. Дракер П. 1999. Посткапиталистическое общество (1995)/ Новая постиндустриальная волна на Западе. Антология Под редакцией В. Л. Иноземцева. Мс. Жилкин В. В. 2007Инфосоциализация – сущность понятия Общество. Среда. Развитие. С. 37-48. 9. Кастельс М. 2000. Информационная эпоха экономика, общество и культура. Гос. унт. Высш. шк. экономики. Мс. Кутырев В. А. 2012. Духовность, экономизм и технология драма взаимодействия Вестник Нижегородского университета им. НИ. Лобачевского. №1 (3). C. 55-63. 11. Леонтьев ДА, Осин Е. Н. 2007. Смыслоутрата и отчуждение Культурно-историческая психология. №4. C. 68-77. 12. Малькова ЕЮ. Принципы виртуальной этики Серия «Symposium». Религия и нравственность в секулярном мире. Выпуск 20/ Материалы научной конференции. 28-30 ноября 2001 год Санкт-Петербург: Санкт-Петербургское философское общество. 2001.C.112-115. 13. Мид М. 1988. Культура и мир детства. М Главная редакция восточной литературы издательства Наука. 285 с. Подписан закон о возрастной маркировке, который должен защитить детей от вредной информации. 2016/ https://news.tut.by/society/496659.html 15. Солдатова Г. В. 2013. Интернет возможности, компетенции, безопасность. http:// detionline.com/internet-project/training-aids 16. Тоффлер Э. 2004. Третья волна. М Издательство ACT. 261 с. Чусавитина Г.Н., Чернова Е.В., Макашова В.Н., Зеркина Н.Н., Кузнецова ИМ. 2015. Этические вопросы применения информационных технологий как компонента предметного содержания подготовки студентов университета Фундаментальные исследования. № 10-2. С. 318-323. 18. Ethical code of Information society. 36 general conference of UNESCO. http://unesdoc. unesco.org/images/0021/002126/212696e.pdf 19. Masyda Y. 1981.The Information Society as Post-industrial Society. Tokio. 20. Shea V. 1994The Core Rules of Netiquette. URL: http://www.albion.com/netiquette/corerules. html 69 Коммуникология. Том 5.№ 4. С aspects of influence Internet communication on the development of consciousness Victoria L. Izmagurova Institute of Public Administration and Management of the Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration (RANEPA). Abstract. As a result of the development of modern ICT (infocommunication technologies), communication and, in particular, the exchange of information acquire not only a new form, but also new content. This transformation takes place, first of all, under the influence of communication, mediated by the Internet. In connection with the active introduction of ICT in private and public life, the actual issue for researchers is the influence of modern Internet communication technologies on the socialization of the subject, which can be called info-socialization. Specificity of the form of communication on the Internet is as follows: the invisibility and anonymity of the subject of communication; Weak regulation of behavior; The choice of a communication environment, ways of self-presentation, a sense of permissiveness. On the Internet we have social uncertainty of role behavior, violation of the usual subordination, the opportunity to get acquainted with information of a private nature. It is obvious that the new way of communication – the Internet – changes deeply and radically not only the form of communication, but also its content. The openness of a person in the network, and often in the case when he appears incognito, hiding behind a nickname, allows him to declare about his needs, emotions, expressing them directly, in particular, ignoring the norms of ethics and morality. Productive use of ICT based on the realization of human value system, harmonization of the hierarchy of needs. Including, awareness of the basic need for communication, in action for the Other. This allows us to select and create information on the Internet that contributes to the achievement of the constructive goals; Determine the developing circle of communication, form optimal reference groups. Keywords: Internet obshenie, Internet communication, development of consciousness, information society, communication risks, content risks, network ethics. For citation: Victoria L. Izmagurova. Ethical aspects of influence Internet communication on the development of consciousness. Communicology. Vol. 5. No. 4. 2017. P. 59-70 DOI 10.21453/2311-3065-2017-2-2-59-70 Inf. about authors: Izmagurova Victoria Leonidovna – the candidate of psychological sciences, the associate professor of department of organizational design of control systems of Institute of Public Administration and Management of the Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration (RANEPA). Address: 84, Vernadskogo prospekt, Moscow, Russian Federation 119571. Ph.: +7(499)956-90-21. E-mail: izmagurova@mail.ru. References: 1. Andreeva G. M. Social'naya psihologiya. M.: Aspekt Press. 2017. 363 s. 2. Baeva L. V. E'tika informacionnogo mira: problemy stanovleniya i razvitiya/ Filosofiya i kul'tura/ 2016. 4(100) S. 514-522 / DOI: 10.7256/1999-2793.2016.4.17665 70 Communicology.2017.Vol.5. No.4 http://www. communicology.us Communicology.2017.Vol.5. No.4. Р. 59-70 http://www. communicology.us 3. Bauman Z. Tekuchaya sovremennost'/ Sankt-Peterburg: Piter. 2008. 240 s. 4. Bell D. Gryadushchee postindustrial'noe obshchestvo. Opyt social'nogo prognozirovaniya. M.: Academia. 2004. 788 s. 5. Viner N. Kibernetika i obshchestvo. M.: Tajdeks Ko. 2002. 186 s. 6. Deklaraciya principov «Postroenie informacionnogo obshchestva – global'naya zadacha v novom tysyacheletii»/ Vsemirnyi sammit po informacionnomu obshchestvu/ http://www.ifapcom. ru/files/3-Deklaratsiya_printsipov_postr-infobschestva-Zheneva.doc 7. Draker P. Postkapitalisticheskoe obshchestvo (1995)/ Novaya postindustrial'naya volna na Zapade. Antologiya/ Pod redakciej V. L. Inozemceva. M.: Academi. 1999. 640 s. 8. Zhilkin V. V. Infosocializaciya – sushchnost' ponyatiya/ Obshchestvo. Sreda. Razvitie (Terra Humana). 2007. №1. S. 37-48. 9. Kastel's M. Informacionnaya e'poha: e'konomika, obshchestvo i kul'tura. Gos. un-t. Vyssh. shk. e'konomiki. M.: 2000. 606 s. 10. Kutyrev V. A. Duhovnost', e'konomizm i tehnologiya: drama vzaimodejstviya/ Vestnik Nizhegorodskogo universiteta im. N. I. Lobachevskogo. 2012. №1 (3). C. 55-63. 11. Leont'ev D. A., Osin E. N. Smysloutrata i otchuzhdenie/ Kul'turno-istoricheskaya psihologiya. 2007. №4. C. 68-77. 12. Mal'kova E.YU. Principy virtual'noj e'tiki/ Seriya «Symposium». Religiya i nravstvennost' v sekulyarnom mire. Vypusk 20/ Materialy nauchnoj konferencii. 28-30 noyabrya 2001 god Sankt- Peterburg: Sankt-Peterburgskoe filosofskoe obshchestvo. 2001.C.112-115. 13. Mid M. Kul'tura i mir detstva. M.: Glavnaya redakciya vostochnoj literatury izdatel'stva «Nauka». 1988. 285 s. 14. Podpisan zakon o vozrastnoj markirovke, kotoryi dolzhen zashchitit’ detej ot vrednoj informacii. 2016/ https://news.tut.by/society/496659.html 15. Soldatova G. V. «Internet: vozmozhnosti, kompetencii, bezopasnost'». 2013. http://detionline. com/internet-project/training-aids 16. Toffler E'. «Tret'ya volna». M.: Izdatel'stvo ACT. 2004. 261 s. 17. Chusavitina G.N., CHernova E.V., Makashova V.N., Zerkina N.N., Kuznecova I.M. E'ticheskie voprosy primeneniya informacionnyh tehnologii kak komponenta predmetnogo soderzhaniya podgotovki studentov universiteta/ Fundamental'nye issledovaniya. 2015. № 10-2. S. 318-323. 18. Ethical code of Information society. 36 general conference of UNESCO/http://unesdoc. unesco.org/images/0021/002126/212696e.pdf 19. Masyda Y. The Information Society as Post- industrial Society. Tokio. 1981. 20. Shea V. The Core Rules of Netiquette (1994). URL: http://www.albion.com/netiquette/ corerules.html Communicology.2017.Vol.5. No.4. Р. 59-70 http://www. communicology.us 71 Коммуникология. Том 5.№ 4. С.71-81 Информационная безопасность как антропосоциотехнический феномен Кривоухов А.А. 1 , Зотов В.В. 2 1. Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Курская государственная сельскохозяйственная академия имени И. И. Иванова». 2. Государственное образовательное автономное учреждение высшегообразования Курская академия государственной и муниципальной службы. Аннотация В статье подробно рассматриваются сложившиеся в данный момент в научной среде подходы к определению информационной безопасности. В качестве основного метода исследования применяется логический и содержательный анализ определений информационная безопасность, опубликованных научных изданиях. По мнению авторов, понятие информационная безопасность необходимо связывать с развитием информационно-коммуникационной среды и рассматривать как антро- посоциотехнический феномен. Авторами выделены три основных похода – технико- технологический, гуманитарный (психологический) и социокультурный, каждый из которых имеет соответственно свой объект – информацию, личность и информационную сферу. Авторы считают, что информационную безопасность необходимо связывать с понятием риска. Поэтому информационную безопасность, по мнению авторов, можно определить как состояние защищённости от негативных информационных воздействий информационной сферы и её субъектов, циркулирующей информации, при котором риск ухудшения функционирования и развития социума и его элементов минимален. Ей составляющими являются безопасность информационной сферы, личности, информации и информационно-телекоммуникационной инфраструктуры. |