Главная страница
Навигация по странице:

  • Communicology.2017.Vol.5. No.4. Р. 45-58 http://www. communicology.us

  • Проблема становления норм этики информационного общества

  • Коммуникология


    Скачать 1.12 Mb.
    НазваниеКоммуникология
    Дата25.03.2018
    Размер1.12 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаCommunicology_5_4_2017.pdf
    ТипДокументы
    #39415
    страница9 из 26
    1   ...   5   6   7   8   9   10   11   12   ...   26
    58
    Communicology.2017.Vol.5. No.4 http://www. communicology.us
    Communicology.2017.Vol.5. No.4. Р http://www. communicology.us
    17. Habermas J. Theory of communicative action (fragments) // Questions of social theory. 2007.
    Vol. 1. Issue. 1. P. 299 – 245.
    18. Sharova E.N., Mulina T.V. Professional self-determination of youth in conditions of sociocultural transformation of Russian society (regional aspect) // The Journal of Sociology and Social
    Anthropology. 2010. Vol. XIII. №1. P. 50 – 68.
    19. Schutz A. Stranger: socio-psychological essay // Schutz A. Selected works: the world glowing with sense. M.: ROSSPAN, 2004. P. 533 – 549.
    20. Hepp A., Krotz F.Mediatized Worlds. Culture and Society in a Media Age. Edited by Andreas
    Hepp and Friedrich Krotz. New-York: Palgrave Macmillan, 2014.
    Communicology.2017.Vol.5. No.4. Р. 45-58 http://www. communicology.us

    59
    Коммуникология. Том 5.№ 4. С.59-70
    
    Этические аспекты влияния Интернет-общения на развитие сознания
    Измагурова В.Л. Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ.
    Аннотация. В результате развития современных ИКТ (инфокоммуникационных технологий) общение ив частности, обмен информацией приобретают не только новую форму, но и новое содержание. Такая трансформация происходит, в первую очередь, под воздействием общения, опосредствованного Интернет. В связи с активным внедрением ИКТ в частную и общественную жизнь актуальным для исследователей вопросом становится влияние современных технологий Интернет- общения на социализацию субъекта, которую можно назвать инфосоциализацией.
    Специфика формы общения в Интернете заключается в следующем невидимость и анонимность субъекта коммуникации слабая регламентированность поведения возможность выбора среды общения, способов самопрезентации, ощущение вседозволенности. Характерно появление социальной неопределенности в отношении ролей, нарушение привычной субординации, возможность знакомиться с информацией частного характера. Очевидно, что новый способ коммуникации – Интернет – глубоко и радикально меняет не только форму коммуникации, но и ее содержание. Открытость человека в сети, причем часто в том случае, когда он выступает инкогнито, скрываясь за ником, позволяет ему заявлять о своих потребностях, эмоциях, непосредственно выражать их, в том числе, игнорируя нормы этики и морали. Продуктивное применение ИКТ предполагает деятельность на основе осознания своей системы ценностей, гармонизации иерархии потребностей. В частности, осознания базовой потребности в общении, в действии для Другого. Это позволяет выбирать и создавать информацию в Интернете, способствующую достижению конструктивных целей определять развивающий круг общения, формировать оптимальные референтные группы. Ключевые слова
    Интернет-общение, Интернет-коммуникация, развитие сознания, информационное общество,коммуникационные риски, контентные риски, сетевая этика.
    Для цитирования Измагурова В.Л. Этические аспекты влияния Интернет-общения на развитие сознания. Коммуникология. Том 5. №4. С. 59-70 DOI Сведения об авторе Измагурова Виктория Леонидовна – кандидат психологических наук, доцент кафедры организационного проектирования систем управления Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ (РАНХиГС), доцент МЭИ (ТУ. Адрес 119571, г. Москва, проспект Вернадского,
    82, стр. Тел +7(499)956-90-21. E-mail: izmagurova@mail.ru.

    60
    Communicology.2017.Vol.5. No.4 http://www. communicology.us
    Communicology.2017.Vol.5. No.4. Р. 59-70 http://www. Интернет как новый опосредствующий компонент в развитии сознания
    Общение определяется исследователями в социальной психологии как многогранный феномен, состоящий из х компонентов коммуникации, интеракции и социальной перцепции. Интеракция – процесс взаимодействия в процессе общения, социальная перцепция – восприятие общающимися друг друга, и коммуникация обмен информацией входе взаимодействия [Андреева]. Все три грани общения тесно взаимосвязаны и взаимообусловены, ив процессе реального взаимодействия их сложно отделить друг от друга, скорее, их различение производится в исследовательских целях. Достаточно часто общение и коммуникацию рассматривают как тождественные понятия. В связи с развитием современных ИКТ (инфокоммуникационных технологий) общение ив частности, обмен информацией приобретает не только новую форму, но и новое содержание. Такая трансформация происходит, в первую очередь, под воздействием общения, опосредствованного Интернет.
    Интернет-общение, в наибольшей мере представленное как коммуникации в социальных сетях, создает новые перспективы для общающихся, так как в этой среде есть возможность взаимодействовать, не раскрывая своей личности, общаться с широким кругом Интернет-знакомых (сетевых друзей) вне территориальных границ, с разными по социальному статусу людьми, и мгновенно распространять появляющуюся информацию. Эти факторы формируют информационно перенасыщенную среду, а человек, постоянно пребывающий в ней, незаметно для себя начинает зависеть от нее социальные сети, возможность постоянно находиться в контакте буквально совсем миром, быстро находить необходимую информацию, обмениваться сообщениями и др, – становятся элементом, опосредствующим в конечном итоге не только процессы общения, но также и развитие сознания. Факт опосредствующего влияния социума на развитие ВПФ (высших психических функций человеческие память, внимание, восприятие, мышление в онтогенезе и филогенезе обосновывает Л. С. Выготский в разработанной им культурно-исторической концепции. Взаимодействие со взрослым, в которое включается ребенок, влияет на его социализацию – врастание в социум через освоение социальных норм и способов взаимодействия. Процесс социализации большей частью осуществляется в детстве и продолжается в течение всей жизни человека под влиянием значимых для него коммуникативных взаимосвязей. Под их воздействием формируются мировоззрение и сознание как система устойчивых смысловых установок. В социальной психологии группа, на чьи нормы и ценности ориентируется субъект в своих поступках и действиях, называется референтной. Члены референтной группы отличаются тем, что их жизненные установки соответствуют основным потребностями ценностям субъекта. Установки и ценности, сформированные в детстве, становятся незаметными для их носителя. Они как бы накладываются на окружающий мир, структурируя его восприятие. Итак, картина мира, создаваемая субъектом, отражает со

    61
    Коммуникология. Том 5.№ 4. С.59-70
    держание и форму коммуникаций, в которые он был включен в течение своей жизни. Все эти факты показывают ведущую роль коммуникаций в формировании и развитии сознания. В связи с активным внедрением ИКТ в частную и общественную жизнь актуальным для исследователей вопросом становится влияние современных технологий Интернет-общения на социализацию субъекта, которую можно назвать инфосоциализацией.
    Практически с самого рождения современные высокие технологии входят в жизнь человека и становятся опосредствующим компонентом в формировании
    ВПФ. Это, конечно, приводит к их значительным изменениям. В частности, меняется структура памяти. Человек запоминает уже не саму информацию, а путь к ней в сети. Меняется восприятие, его темпы значительно ускоряются, вместе стем оно неизбежно становится более поверхностным. Это приводит также к изменению процессов мышления, возникает известный феномен клипово- го мышления [16], заключающийся в поверхностности переработки информации. Изменяется внимание повышается внимание к деталям. Меняются также эмоционально-личностные процессы мировоззрение субъекта во многом выстраивается на основе интерпретации тем, обсуждаемых в Интернете выводы и обобщения часто проводятся в условиях дефицита информации и отсутствия данных относительно ее достоверности, а также достаточно высокого уровня агрессии в киберпространстве. Также необходимо отметить, что информационная среда создает риск исчезновения частной жизни. Действительно, многие пользователи выкладывают в сеть не только места, в которых они побывали, но также и свои переживания, описание частных моментов жизни. Следствием такой сетевойоткрытости становится феномен десакрализации частной жизни, и даже ее глубоко личных моментов. Означает ли это, что человек лишается части своей личности, что у него не остается глубоких сакральных переживаний, а общение становится поверхностным Действительно, вместо общения личностей, обладающих глубоким внутренним миром, происходит обмен впечатлениями с близкими по склонностям к тем или иным впечатлениям знакомыми в Интернете. Подобные условия создают определенный суррогат общения в форме обмена контентом. Пользователь сети относится к информации как потребитель, информация – средство удовлетворения его потребностей. Причем, качество потребностей может не оцениваться сточки зрения морали и этики. В настоящее время Интернет во многом – это среда вседозволенности, поэтому любое проявление пользователя рассматривается как допустимое. Конечно, общение в Сети также регламентируется некоторыми правилами, но это не правила этики, а скорее правила геймера. Подводя итоги, следует отметить, что с одной стороны, Интернет как новое средство коммуникации расширяет познавательные способности человека, скорость переработки информации, и является возможностью для его активного творческого развития. С другой – Интернет определенным образом программирует сознание, в результате чего виртуальный мир сего особыми правила

    62
    Communicology.2017.Vol.5. No.4 http://www. communicology.us
    Communicology.2017.Vol.5. No.4. Р. 59-70 http://www. ми может подменять собой духовный мир субъекта. Приоритет в выборе виртуального мира определяется, вероятно, чувством комфорта, которое подкрепляет обращение субъекта к виртуальной среде, способной как джин из бутылки воплотить и удовлетворить любые его желания практически непосредственно в момент их возникновения. В то время как обращение к своему внутреннему миру часто требует усилий интеллектуальных, эмоциональных, моральных, и неизбежно вызванную ими необходимость выйти из зоны комфорта. Оно может привести к осознанию необходимости меняться внутренне – трансформировать свои жизненные установки, в противоположность возможности быстро знакомиться с большим количеством новой информацией, практически не перерабатывая ее. Риски коммуникаций в Интернет-среде
    В процессе исследования феномена Интернет-комуникаций возникают вопросы являются ли современные ИКТ новыми средствами развития или же средствами манипуляции нашим сознанием?
    Специфика формы общения в Интернете заключается в следующем невидимость и анонимность субъекта коммуникации слабая регламентированность поведения возможность выбора среды общения, способов самопрезентации, ощущение вседозволенности. Характерно появление социальной неопределенности в отношении ролей, нарушение привычной субординации, возможность знакомиться с информацией частного характера. Очевидно, что новая форма коммуникации – Интернет – глубоко и радикально меняет не только форму коммуникации, но и ее содержание. Открытость человека в сети, причем часто в том случае, когда он выступает инкогнито, скрываясь за ником, позволяет ему заявлять о своих потребностях, эмоциях, непосредственно выражать их, в частности, игнорируя нормы этики и морали. Общение в Интернете приводит к появлению х видов риска технических, рисков в сфере потребления, коммуникационных и информационных (контент- ных) рисков [15]. Технические риски вероятность повреждения программного обеспечения компьютера и хранящейся на нем информации, нарушения ее конфиденциальности или взлома аккаунтов, хищения паролей и персональной информации посредством вредоносных программ. Риски в сфере потребления вероятность приобретения некачественных товаров и услуг через Интернет, различные виды финансового мошенничества. Коммуникационные риски возникающие в процессе общения и межличностного взаимодействия пользователей в сети интернет – троллинг, кибермоббинг (кибербуллинг), сексуальные домогательства и др. Троллинг – нарушение этики сетевого взаимодействия, проявляющееся в различных формах провокативного: агрессивного, издевательского и оскорбительного – поведения. Прямой троллинг: оскорбления участников, нарушение правил ресурса, подстрекание. Замаскированный троллинг: сообщения не по теме, возвращение к другой острой теме, завуалированные нега

    63
    Коммуникология. Том 5.№ 4. С.59-70
    тивные сообщения. Кибермоббинг (кибербуллинг) – агрессивные, умышленные действия, совершаемые одним человеком или группой лиц систематически на протяжении длительного времени с ИКТ, в отношении того, кто не имеет возможности защитить себя в актуальной ситуации.
    Контентные риски вероятность столкновения с противозаконной, неэтичной и вредоносной информацией. Источники контентных рисков плюрализация этических норм в условиях нестабильности мира избыток информации несфор- мированность навыков по выбору необходимой в данный момент информации. Виды контентных рисков в сети, воздействие которых опасно для детей информация, вызывающая желание употреблять наркотические средства, психотропные вещества, табачные изделия побуждающая к совершению преступления или иного общественно опасного деяния содержащая порнографические материалы и (или) эротику дискредитирующая институт семьи и брачно-семейные отношения и др. [14]. Современные исследователи изменений, происходящих в нашем обществе и культуре под воздействием ИКТ, отмечают, что приросте уровня информированности, интеллекта людей, уровня достатка, происходит снижение способности к сопереживанию и любви, духовного отношения к миру. Ядро духовности выход человека за пределы индивидуальной жизни, ориентация на общее благо, направленность на Другого, а не на себя. В условиях современной цивилизации традиции, идеи и ценности, не взаимосвязанные с выгодой и эффективностью, теряют свое значение [10]. По сути, духовность означает саму способность человека ориентироваться на ценности и руководствоваться ими в своих действиях, вопреки необходимости действовать в соответствии с требованиями ситуации, стремясь к личной безопасности и комфорту [11]. Именно эта способность отличает человека от животного Сведи к необходимостям всю жизнь, и человек сравняется с животным (У. Шекспир Король Лир. Акт 2, сцена 4. Пер. Б. Пастернака. Индивидуализм членов современного информационного общества, который неизбежно возрастает в связи со снижением ценности действовать для других, преодолевается технологически – практически вынуждая людей стать постоянными пользователями ИКТ, стать членами Сети. Сама востребованность ИКТ в этом контексте выражает одну из ведущих потребностей человека наряду с познавательной, это – потребность в общении. Возрастающий индивидуализм, ив тоже время присутствующая у человека потребность в общении, потребность в Другом создают внутреннее напряжение, внутренний конфликт, для разрешения которого должны быть выработаны социокультурные механизмы. Во многом эти механизмы вырабатываются стихийно. В результате происходит формирование мира, где нет ярких границ не только между человеком и техникой, но также размываются нравственные, этические ориентиры. Насколько мы можем считать такую реальность миром возможностей Скорее, это мир виртуальности, где возможности человека управлять своей жизнью, свобода делать те или иные выборы на основе значимых ценностей замещается псевдосвободой практически

    64
    Communicology.2017.Vol.5. No.4 http://www. communicology.us
    Communicology.2017.Vol.5. No.4. Р. 59-70 http://www. мгновенного удовлетворения возникающих сиюминутных желаний – в силу развития высоких технологий, чутко настраивающихся на нужды потребителя. При этом человек не замечает оборотной стороны этого процесса – он все больше привязывается к виртуальному источнику своих удовольствий, пока в итоге реальная личность не замещается виртуальным образом соцсетей. Виртуализа- ция образа жизни приводит кряду нежелательных последствий [Баева] снижению ценности реального мира в сознании и жизни человека ослаблению реальных коммуникаций, снижению личной ответственности за действия в виртуальном мире незащищённости личности в информационном пространстве утрате доверия к научному знанию, мифологизации мировоззрения (в силу появления проблемы невозможности отличить ложную информацию от достоверной, усилению этического и нравственного плюрализма, замене моральных регуляторов правилами пользователя. Помимо социальных проблем, возникающих в условиях информационной культуры, появляются также проблемы на личностном уровне утрата границ реальности, одиночество в сети, зависимость от виртуального взаимодействия. Еще в конце х годов го века Норберт Винер предугадал, что интеграция в общество новых информационных технологий повлияет на все сферы жизни человека, понадобится не одно десятилетие направленной деятельности для формирования и утверждения осознанной и принимаемой большинством системы ценностей нового общества [Винер].
    Проблема становления норм этики информационного общества
    Можно констатировать, что наше общество является информационным, так как в нем виртуальный образ жизни если и не преобладает над реальным, то занимает значимое положение. Развитие информационного общества неизбежно ведет к появлению новых этических проблем. В силу того, что значительная часть коммуникаций переместилась в киберпространство, появляется необходимость в новом виде этики, задача которой состоит в том, чтобы обеспечивать права и свободы граждан в виртуальной сфере деятельности. В настоящий момент этические правила информационного общества находятся на этапе становления, в то время как постоянно осуществляемое виртуальное взаимодействие во многом происходит вне общепринятой этики или имеет свою специфику и правила. Теоретики постиндустриализма и информационной волны Д. Белл, Э. Тоф- флер, М. Кастельс, П. Дракер, Й. Масуда Белл, 16, Кастельс, 7, 19], изучая специфику морали современного общества, отмечали такие ее черты как эклектичность, плюралистичность и ситуативность, а также определили следующие тенденции современного общества преобладание гедонистических ценностей над социальными и нравственными культ потребления, удовольствия и нарциссиз- ма. Исследователи характеризуют ситуацию, связанную с современным развитием информационного общества как нормативный кризис, когда максимальная свобода не оборачивается высокой степенью ответственности, а создает вызовы морали и этике нового мира [Баева, Жилкин, 10].

    1   ...   5   6   7   8   9   10   11   12   ...   26


    написать администратору сайта