Главная страница
Навигация по странице:

  • ТЕМА 3. ОБЩЕСТВО КАК СИСТЕМА Ключевые понятия и термины

  • Основная литература

  • Дополнительная литература

  • 1. Принципы системного подхода к изучению общества

  • 2. Традиционные системные модели общества

  • 3. Синергетический подход к исследованию общества

  • Конспект лекций. Конспект лекций екатеринбург 2012 Конспект лекций по дисциплине составлен


    Скачать 0.93 Mb.
    НазваниеКонспект лекций екатеринбург 2012 Конспект лекций по дисциплине составлен
    АнкорКонспект лекций.doc
    Дата04.07.2018
    Размер0.93 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаКонспект лекций.doc
    ТипКонспект
    #21031
    страница6 из 15
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   15

    Основные правила формулировки вопросов


    1. Вопросы должны быть недвусмысленными. Двусмысленный вопрос предполагает наличие у респондента не одного ответа на него, а больше. Это, по сути, два вопроса в одном. Например, вопрос: «Каков размер Вашего дохода?» включает, как минимум, два: вопрос о доходе всей семьи и личном доходе респондента (и за какой период).

    2. Вопрос должен быть, насколько это возможно, коротким и простым.

    3. В формулировке вопросов следует использовать только те слова, которые заведомо хорошо известны респондентам.

    4. Не рекомендуется в вариантах ответа использовать слова «часто», «редко», «много», «мало» и т.д., поскольку для разных людей данные термины имеют различную трактовку и впоследствии не дают возможность содержательной интерпретации.

    5. В вопросах следует избегать двойного отрицания. Например: «Вы бы не стали пользоваться шампунем, который не рекомендован медиками?»

    6. Следует избегать предубежденности в формулировке вопросов. Нельзя использовать «пристрастные» вопросы, которые подсказывают определенный, заранее заданный ответ и могут подталкивать респондента к неточному ответу – манипулировать. Например, «На самом ли деле реклама всегда заставляет Вас покупать тот или иной товар?»

    7. Вопрос не должен превышать возможностей памяти респондента. Вряд ли кто-то в состоянии точно ответить на вопрос: «Сколько пива (в литрах) Вы выпили за последний год?»

    8. Нужно предусмотреть возможности отступления респондента в случае, когда он затрудняется с ответом или некомпетентен в нем, включив такой вариант ответа, как «не знаю», «затрудняюсь сказать» и т.д.

    9. Вопросы в анкете должны быть разных типов: косвенные должны контролировать прямые, открытые проверять искренность ответов на закрытые и т.д.

    ТЕМА 3. ОБЩЕСТВО КАК СИСТЕМА

    Ключевые понятия и термины: общество, система, социальная система, эмерджентные качества, системное качество, суммативные системы, холические системы, стабильные системы, динамичные системы, общественная формация, базис, надстройка, способ производства, производственные отношения, производительные силы, функции и дисфункции социальной системы, синергетика, синергетический эффект, флуктуации, точка бифуркации.

    План

    1. Принципы системного подхода к изучению общества

    2. Традиционные системные модели общества

    3. Синергетический подход к исследованию общества

    Основная литература:

    1. Алтухов, В. Философия многомерного мира / В. Алтухов // Общественные науки и современность. – 1992. – № 1.

    2. Бачинин, В.А. История западной социологии : учебник / В.А. Бачинин, Ю.А. Сандулов. – СПб. : Лань, 2002. – 384 с.

    3. Гомаюнов, С. От истории синергетики к синергетике истории / С. Гомаюнов // Общественные науки и современность. – 1994. – № 2.

    4. Култыгин, В.П. Классическая социология / В.П. Култыгин. – М. : Наука, 2000. – 526 с.

    5. Курбатов, В.И. Современная западная социология. Аналитический обзор концепций : учеб. пособие / В.И. Курбатов. – Ростов-на-Дону : Феникс, 2001. – 416 с.

    6. Социология : курс лекций для технических вузов / под ред. Ю.Р. Вишневского, В.Т. Шапко. – Екатеринбург : УГТУ–УПИ, 1994. – 226 с.

    Дополнительная литература:

    1. Аршинов, В. Философия самоорганизации. Новые горизонты / В. Аршинов, Я. Свирский // Общественные науки и современность. – 1993. – № 3.

    2. Афанасьев, В. Г. Системность и общество / В.Г. Афанасьев. – М. : Политиздат, 1980. – 368 с.

    3. Василькова, В.В. Порядок и хаос в развитии социальных систем. (Синергетика и теория социальной самоорганизации) / В.В. Василькова. – СПб. : Лань, 1999. – 480 с.

    4. Князева Е. Синергетика: начала нелинейного мышления / Е. Князева, С. Курдюмов // Общественные науки и современность. –1993. – № 2.

    5. Князева Е. Синергетика как новое мировидение: диалог с И. Пригожиным / Е. Князева, С. Курдюмов // Вопросы философии. –1992. – № 12.
    1. Принципы системного подхода к изучению общества

    Одно из противоречий, вызывающих неизменный интерес социологов, – это противоречие между желанием человека быть независимым, автономным по отношению к обществу и неспособностью и невозможностью жить вне общества. Желание человека выделиться, обрести неповторимые качества естественно. В то же время это невозможно сделать вне общества. Ситуация одиночества для человека не менее страшна, чем потеря своей личности.

    В вопросе – почему люди живут вместе – заключается первый узел проблемы. Второй вопрос вытекает из первого: если люди хотят жить вместе, что поддерживает их совместную жизнь, выступает основанием для интеграции? Различные социологические концепции предлагают свой подход к пониманию обозначенных проблем и вопросов. Однако в любом случае это требует рассмотрения общества в целом, что соответствует системному подходу. Он позволяет взглянуть на общество извне, с внешних позиций и представить его как целостность.

    Прежде чем обратиться к различным вариантам системного видения социальной жизни, рассмотрим понятие и типы социальных систем, а также основные принципы системного анализа.

    Понятие системы было перенесено из естественных наук. Этимологически оно означает «целое», «ассамблея». Первая интерпретация понятия связана с простыми, суммативными системами. Общество определяется как сумма взаимосвязанных и взаимодействующих элементов, отношения между которыми могут изменяться, переходить в новое качество.

    Второй подход предполагает рассмотрение системы не просто как суммы взаимосвязанных и взаимодействующих элементов, но и как целостного образования, имеющего особые качества, которые возникают при объединении элементов. Эти новые качества, которые не присущи элементам в отдельности, получили название эмерджентных. Иногда это качество системы называют синергетическим эффектом. Под это определение попадают целостные, или холические, системы.

    Человек – это сложная биологическая система, состоящая из взаимосвязанных и взаимодействующих клеток и органов. Системным качеством человека является жизнь. Общество подобно человеку. Системным качеством общества является социальная жизнь.

    Системы могут рассматриваться в единстве их изменчивости и устойчивости, в статике и динамике. Характер соотношения изменчивости и устойчивости определяет тип системы. По этому признаку системы делятся на стабильные (относительно устойчивые) и динамичные (в них доминирует изменчивость).

    Для того чтобы проанализировать системное качество общества, определить тип системы, необходимо соблюдать следующие принципы системного анализа:

    1. Учитывать целостность системы, т. е. несводимость свойств системы к сумме свойств ее элементов.

    2. Описывать структурность, т. е. описывать систему через связи, взаимодействия, взаимоупорядоченность ее элементов.

    3. Рассматривать взаимозависимость системы и внешней среды (общество «встроено» в большую по масштабам метасистему, испытывает ее влияние).

    4. Учитывать иерархичность, что означает отношения соподчинения между элементами системы.

    5. Функциональность – требование выявления функций системы в целом и ее отдельных элементов.

    6. Принцип пространственно-временного существования системы. Все связи, и внутренние и внешние, все элементы существуют в определенных пространственно-временных отношениях, которые влияют на их существование, проявление и функционирование.

    7. Принцип историчности и цикличности существования и развития системы. Этот принцип требует учета тенденций развития системы, предвидение подъемов и спадов в этом развитии.

    8. Принцип разделения системообразующих и системоразрушающих факторов, их флуктуации (взаимопереходов и взаимодействия). В функционировании и развитии любой системы объективно существуют и те, и другие факторы.

    9. Принцип коммуникативности. Он заключается в том, что элементы системы могут составлять целостность только благодаря связям социально-информационного характера.

    Исходя из названных универсальных принципов системного анализа, мы выделяем элементы социальной жизни, выявляем разнообразие связей, отношений между ними, определяем, является ли система суммативной или целостной. Если система целостна, то определяем ее системное качество и тип.

    Системный подход выступает в качестве общенаучного. Принципы системного анализа были реализованы в различных социологических концепциях, предлагающих выделять различные элементы социальной жизни, по-разному выстраивать, подчеркивать те или иные детерминанты, факторы устойчивости общества.

    2. Традиционные системные модели общества

    Одной из самых первых попыток осуществить системный анализ общества является теория Г. Спенсера (1820–1903) и формационная концепция К. Маркса (1818–1883). В теории социальной эволюции Г. Спенсера общество – функциональное единство многочисленных элементов («органов»), или «сверхорганизм». Общество, подобно биологическому организму, растет, увеличивает свой размер, усложняется. Спенсер использовал метод аналогии: по его мнению, земледелие и промышленность выполняют функцию питания, торговля – функцию кровообращения, армия – функцию кожи, транспорт – сосудов. Этот английский социолог впервые ввел понятия системы, функций, структуры, института.

    Создание формационной модели общества связывают с именем немецкого социолога К. Маркса. Для описания общества как системы Маркс использует термин «общественная формация». Первоначально этот термин использовался в геологии и означал комплекс геологических пород, тесно связанных между собой как в вертикальном (возрастном) отношении, так и в горизонтальном (пространственном) отношении.

    Маркс также использовал метод аналогии и сравнивал общественные и геологические формации. Понятие общественной формации содержит в себе указание на многоуровневый характер социальной системы, на тесную взаимосвязь различных уровней, на наличие «остаточных слоев», унаследованных от прежних эпох и т. д.

    По Марксу, общественная формация – это социальная система, состоящая из взаимосвязанных элементов и находящаяся в состоянии неустойчивого равновесия. Развитие этой системы осуществляется в определенных исторических рамках. Структура социальной системы имеет следующий вид (табл. 2.1).

    Таблица 2.1

    Структура социальной системы по К. Марксу

    Религия

    Надстройка

    Вторична, не имеет собственной истории, является отражением экономических отношений

    Искусство

    Мораль

    Политика

    Юриспруденция

    Идеология

    Государство

    Производственные

    отношения

    Производительные

    силы


    Базис

    Экономика,

    производство

    материальных благ

    СПОСОБ ПРОИЗВОДСТВА

    Основание системы (базис) – есть подсистема, образованная диалектическим единством двух элементов: производственными отношениями и производительными силами.

    Способ производства есть способ «добывания» средств к жизни, необходимых для существования и развития общества. Производственные отношения – это различные формы собственности на средства производства. Они устанавливаются между людьми в процессе производства. Производительные силы образованы ресурсами, орудиями производства, людьми, их силами, опытом, образованием, навыками.

    Производственные отношения на определенном этапе стимулируют развитие производительных сил. Однако производственные отношения – относительно устойчивый элемент системы, и наступает момент, когда старые производственные отношения начинают сдерживать развитие производительных сил. Возникает противоречие между двумя элементами базиса, которое разрешается с помощью революции (революционный скачок). Поскольку в сохранении старых производственных отношений заинтересован один из социальных классов (собственники), а в их изменении – другой (пролетариат), то внутрисистемный конфликт обретает форму классовой борьбы.

    Изменение производственных отношений происходит революционным путем и влечет изменение всего базиса, а затем и надстройки. В результате формируется новый тип общественной формации.

    Таким образом, в концепции К. Маркса, экономика является системообразующим элементом общества, который определяет содержание и динамику развития других элементов. Способ производства служит основанием различий между типами формаций: первобытнообщинной, рабовладельческой, феодальной, капиталистической, коммунистической.

    Для Маркса выделенные формации – не просто социальные системы различного масштаба и сложности. Это этапы исторического развития общества.

    Концепция, предложенная К. Марксом, имела ряд привлекательных положений:

    1. В необходимости экономического сотрудничества и в классовой солидарности Маркс видел главное основание для совместного существования людей. Средством, поддерживающим совместную жизнь, по его мнению, выступают материальные факторы и экономические отношения.

    2. Материалистические понимание социальной реальности было достаточно новым для того времени. К. Маркс первым среди своих современников указал на значение экономических факторов в развитии общества.

    3. Плодотворна попытка проанализировать взаимосвязь экономики с другими элементами социальной системы.

    В то же время ошибочно было редуцировать сложную социальную реальность к экономике и утверждать одностороннее влияние экономики на надстройку. Другой немецкий социолог М. Вебер (1864–1920), например, показал, что духовные факторы (ценности протестантской этики) определяют состояние материальной сферы (экономики, качества продукции и пр.)

    Кроме того концепция К. Маркса была привязана к конкретно-историческому контексту. В связи с этим ее создатель не мог предвидеть, что капитализм как тип системы окажется устойчивым и что в XX столетии он приобретет «человеческое лицо». На смену ситуации, когда «пролетариату нечего терять кроме своих цепей», придет социальное государство с развитой социальной политикой, идеей социального партнерства.

    Несмотря на всю привлекательность марксизма и неомарксизма, в середине XX в. данная теория подвергается критике и уступает место другим подходам, в рамках которых продолжала реализовывать системная методология.

    В послевоенный период в. марксизм и неомарксизм постоянно подвергались критике. Возникли другие концепции, предлагавшие новый взгляд на общество в рамках системной методологии. Одной из таких концепций стал разработанный американскими социологами Т. Парсонсом (1920–1973) и Р. Мертоном (1910) структурный функционализм. Структурный функционализм идет от идей Г. Спенсера, представлявшего общество как живую систему, образованную многими элементами (экономическими, военными, политическими, религиозными), выполняющими определенные жизненно важные для всей социальной системы функции.

    Согласно теории структурного функционализма, каждый человек выступает актором (деятелем). Он живет в социальном мире, одновременно адаптируясь к нему (изменяется сам) и влияя на него (изменяя мир). Возникает два вопроса: что удерживает человека от некоторых действий, которые могут привести к изменениям всей социальной системы, и какие изменения могут произойти в обществе вследствие деятельности конкретного человека?

    Теория, разработанная Т. Парсонсом, дает ответ на первый вопрос. Она объясняет, что поддерживает согласованность в действиях многих людей, благодаря чему общество сохраняется как устойчивая система.

    По Т. Парсонсу, общество складывается из множества человеческих действий и взаимодействий, т. е. устойчивых связей взаимно ориентированных социальных действий. Американский социолог исходит из идеи равновесия, которое обеспечивается спонтанным саморегулированием социально-экономических процессов. Стабильность системы действий обеспечивается четырьмя функциями:

    1. поддержание ценностных образцов;

    2. интеграция (внутреннее единство, упорядоченность);

    3. целедостижение;

    4. адаптация (умение приспособиться к внешней среде).

    Перечисленные условия – это функции, которые выполняются основными подсистемами общества (табл. 2.2). Первая – социальная система, образованная человеческими индивидами и коллективами. Вторая – личностная система, состоящая из действующих субъектов, обладающих потребностями, ориентированных на ценности и цели. Третья – культура, включающая ценности, нормы, социальные роли и ожидания. Четвертая – поведенческие организмы.

    Таблица 2.2

    Основные функции подсистем общества

    Подсистемы общества

    Основные функции

    Социальная

    Интеграция

    Поведенческий организм

    Адаптация

    Личностная

    Достижение целей

    Культурная

    Поддержание и воспроизводство

    образца

    Структура социальной системы образована нормами, ценностями, коллективами и ролями. Каждый из перечисленных элементов, в свою очередь, поддерживается определенными социальными институтами: ценности – семьей, школой, религией; коллективы – политическими институтами; социальные роли – экономическими институтами; нормы – социальным контролем и культурой (табл. 2.3).

    Таблица 2.3

    Структура социальной подсистемы общества

    Структурные элементы

    социальной системы

    Социальные институты

    Нормы

    Социальный контроль

    Культура

    Роли

    Экономика

    Коллективы

    Политика

    Политические учреждения

    Ценности

    Религия

    Семья

    Школа

    Индивиды действуют, исходя из собственных побуждений и представлений и руководствуясь ценностями и нормами, существующими в данном обществе. Действие этих ценностей и норм проявляется после того, как они будут усвоены (интериоризованы) индивидом. Согласие людей относительно ценностей и норм – основа совместной жизни людей. Каждый индивид соотносит свои личные цели с общественными нормами и ценностями, обеспечивая, таким образом, целостность и интегрированность социальной системы. Факторами, которые способствуют этому, выступают различные социальные институты.

    В 60-е гг. стало очевидным, что модель общества, предложенная Т.  Парсонсом, имеет недостатки. Например, с помощью ее трудно объяснить противоречия, конфликты, происходящие в обществе, т. е. все, что связано с деструктивными явлениям социальной реальности.

    В связи с этим концепция Т. Парсонса была дополнена Р. Мертоном. Этот исследователь использовал понятие дисфункции социальной системы для того, чтобы объяснить негативные явления. По мнению Мертона, одно и то же социальное явление может иметь как положительные, так и отрицательные последствия. В первом случае реализуются функции, во втором – дисфункции явления или объекта. Функции способствуют установлению и поддержанию социального порядка, а дисфункции создают напряжение и противоречия. Функции – это наблюдаемые последствия, способствующие адаптации данной социальной системы. Дисфункции – наблюдаемые последствия, которые уменьшают приспособляемость или степень адаптированности системы. Кроме того Р. Мертон широко использует понятия явных (осознаваемых, предугадываемых последствий) и латентных (скрытых) функций.

    Исходя из этих представлений, Р. Мертон предлагает ответ на второй вопрос: почему социальные системы могут находиться в кризисном, нестабильном состоянии. Он утверждает, что люди могут принимать или не принимать те или иные ценности и нормы в качестве целей деятельности и выбирать или отрицать способы их достижения. Соответственно вырабатываются следующие стратегии поведения (табл. 2.4).

    Таблица 2.4

    Типология способов адаптации к целям и средствам

    Тип поведения

    Ценности и цели,

    одобряемые обществом

    Способы достижения целей,

    одобряемые обществом

    Конформизм

    +

    +

    Инновация

    +



    Ритуализм



    +

    Ретритизм





    Мятеж

    Новые

    Новые

    Первый тип означает конформное поведение. Второй тип связан с деформациями в поведении, когда значимость некоторых ценностей (например, статуса, богатства) и невозможность их достижения законными способами провоцируют использование запрещенных средств (коррупции, мошенничества). Третий тип означает либо использование социально одобряемых средств для реализации эгоистических интересов, либо превращение этих средств в самоцель. Четвертый тип может быть назван «бегством» или «эскапизмом» и реализуется в поведении бомжей, алкоголиков, наркоманов. Пятый тип означает отрицание устоявшихся ценностей и средств и достижения и стремление к утверждению новых, то есть стремление к преобразованию системы.

    Классические системные теории предлагают объяснительные схемы, валидные для описания общества XIX и XX вв. В конце XX столетия человеческое общество стало более сложным и динамичным, его развитие стало трудно предсказуемым и менее управляемым. Это был своеобразный вызов науке, в ответ на который ученые предложили новый вариант системного видения общества – синергетический.

    3. Синергетический подход к исследованию общества

    В 70-е гг. системный подход был дополнен теорией синергетики. Этимология слова «синергетика» восходит к греческому – «совместное действие», «сотрудничество».

    Синергетика – междисциплинарное научное направление, цель которого – изучение универсальных закономерностей самоорганизации и спонтанного порядкообразования. Название новой дисциплине дал профессор Штуттгардского университета Г. Хакен. В книге «Кооперативные явления в сильно неравновесных и нефизических системах» (1973) он рассматривал ряд различных по своей природе явлений (динамику биологических популяций, образование макромолекул, астрофизические явления, образование циклонов) и зафиксировал, что при переходе от неупорядоченности к порядку во всех явлениях возникает сходное поведение элементов, которое он назвал кооперативным или синергетическим эффектом.

    Синергетика – наука, исследующая совместные действия многих элементов системы. Синергетика начала формироваться как научное направление в 70-е гг. XX в. благодаря усилиям ученых самых разных специальностей: в области теоретической физики ее разрабатывал Г. Хакен (исследование лазера) и И. Пригожин, в советской математической школе – В.И. Арнольд и Р. Тома (разработка математического аппарата для описания катастрофических процессов) и др.

    Всех этих исследователей объединяло то, что они были заняты отысканием универсальных закономерностей возникновения порядка из хаоса, описанием причин и механизмов относительно устойчивого существования структур и их распада. Одни из них изучали физические системы, другие – биологические или химические, третьи – социальные системы. В связи с тем, что синергетика имеет междисциплинарный характер, она использует категориальный аппарат разных наук. Во-первых, понятия конкретных точных и естественных наук – математики, физики, биологии (бифуркация, флуктуация, гомеостаз-неподвижность, энропия-рассеяние, превращение энергии, метаболизм-обмен вещества, равновесие, неравновесность). Во-вторых, понятия общенаучных направлений – теории систем, кибернетики, теории управления, теории информации (система, структура, организация, саморегуляция). В-третьих, философские категории (хаос, порядок, случайность и необходимость, изменчивость и устойчивость, мера и скачок, часть и целое, внутреннее и внешнее). В связи с тем, что синергетика осуществила своего рода научную экспансию, она широко использует метод аналогий.

    Синергетика стала не только научным направлением, но и научной парадигмой, то есть специфической моделью изучения мира, построения новой картины мира. Она возникла как ответ на вопросы, которые не смогла разрешить классическая наука (табл. 2.5).

    Таблица 2.5

    Сравнительная характеристика классической и синергетической парадигм социального знания

    Классическая картина мира

    Синергетическая картина мира

    1. Мир – это машина, которую можно объяснить с помощью законов классической механики.

    Общество – это социальный механизм, состоящий из «деталей» – индивидов.

    1. Мир – «организм» – сложен, многомерен. Предпосылки появления такого понимания: резкое ускорение социальных процессов, уплотнение темпов социальных изменений. Сформировалась установка на релятивность истины: истина многомерна, или истин много.

    2. Общество – это простая, закрытая система с периодическим поведением, имеющим обратимый характер. Знание законов существования общества предохраняет от неожиданностей, так как в классической, ньютоновской картине мира судьбу того или иного явления можно вычислить с определенной точностью, если знать, какие начальные условия ему заданы.

    2. Замкнутые системы существуют, но они составляют незначительную часть мировых явлений. В основном мир состоит из открытых систем, которые интенсивно обмениваются энергией, веществом, информацией с окружающей средой. Они характеризуются такими принципами, как:

    • разупорядоченность,

    • разнообразие,

    • неустойчивость,

    • неравновесность,

    • нелинейность.

    Новый образ мира: мир открыт и сложно организован, он не «ставший», а «становящийся», непрерывно возникающий и изменяющийся.

    3. Общество как система развивается линейно, без альтернатив, ориентируясь на какую-либо высшую, уже известную, цель. Социальное развитие предсказуемо и ретросказуемо. Настоящее определяется прошлым, а будущее – настоящим и прошлым (пример – формационная модель общества)

    3. Общество как система развивает нелинейно. Развитие многовариантно и альтернативно как в перспективном, так и ретроспективном плане. Темп и направление развития не заданы однозначно. Поэтому управление должно ориентироваться не на желания управляющего, а на собственные тенденции развития этих систем.

    4. Главный фактор социального развития – закономерности. Значение случайности или совершенно исключается, или сводится к минимуму. Случайность – второстепенный, побочный фактор, не имеющий значения.

    4. Так как мир развивается нелинейно, он полон неожиданных поворотов, связанных с выбором путей развития. Фактор случайности имеет большое значение особенно в момент выбора. В это время область предсказуемого сужается и увеличивается в период устойчивого существования системы.

    5. Предмет изучения – общие, повторяющиеся процессы и явления. Поэтому интерес к проблемам устойчивости, равновесности, порядку, однородности – тем параметрам, которые характеризуют замкнутые системы и линейные отношения.

    5. Предмет изучения – не только общее, повторяющееся, но и случайное, индивидуальное, неповторимое. Поэтому интерес к нестационарным состояниям, динамике, развитию системы, взаимопереходам от разрушения к созиданию, от порядка к хаосу.

    6. Все неравновесное, неустойчивое – негативно, разрушительно (пример – теория Т. Парсонса).

    6. Не нужно игнорировать и опасаться хаоса – он может быть не только разрушительным, но и конструктивным.

    7. Изучается «правильный» мир, образ которого – часы.

    Изучается «неправильный» мир, символ которого – статуэтка Танцующего Шивы, в которой передан трудноуловимый переход от покоя к движению.

    С точки зрения синергетики, общество – это сложноорганизующаяся система, обладающая такими характеристиками, как:

    1. открытость,

    2. неравновесность,

    3. нелинейность.

    Раскроем последовательно все характеристики.

    1. Общество как открытая система. Открытая система способна постоянно обмениваться веществом с окружающей средой. Веществом может быть энергия, информация, природные ресурсы, потоки капитала, культурные блага и др. Открытая система способна усваивать внешние воздействия и находится в постоянном изменении. Поэтому, когда общество «открывается» миру, интенсифицирует свои контакты с другими сообществами, оно изменяется и делает рывок в своем развитии.

    В определенные периоды общество может функционировать и как относительно замкнутая система. Замкнутость в данном случае имеет искусственный характер и сохраняется не постоянно, а временно. Например, это ситуация страны при чрезвычайном положении, ситуация «железного занавеса», «робинзонада» религиозных сект (старообрядцы), изоляция некоторых примитивных племен. Замкнутость системы препятствует ее развитию, доведение ее до абсолюта означает гибель системы.

    2. Общество как неравновесная система. Поскольку общество подвержено влиянию внешних факторов, оно не может находиться в устойчивом, равновесном состоянии – оно постоянно изменяется, приспосабливается. Такие изменения называют флуктуациями. Флуктуации – случайные отклонения мгновенных значений величин от средних значений (от состояния равновесия). Флуктуации могут оказаться столь сильными, что возникает необратимость развития: прежняя система либо качественно меняется (рождается новая структура, новый порядок), либо вообще разрушается. Такой переломный, критический момент неопределенности будущего развития получил название точки бифуркации. Зона бифуркации характеризуется принципиальной непредсказуемостью. В этой точке происходит «разветвление» возможных путей эволюции системы: неизвестно, станет ли развитие системы хаотичным или родится новая, более упорядоченная. Необходимо подчеркнуть, что именно в переходные эпохи проявляется созидательный характер хаоса и особенно сильно влияние фактора случайности. В более спокойные периоды, когда система относительно устойчива, господствуют законы, способные погасить флуктуации.

    3. Общество развивается нелинейно. Нелинейность – это свойство системы иметь в своей структуре различные состояния, одно из которых актуально, а остальные содержаться потенциально и могут актуализироваться при определенных условиях.

    Математически таким объектам соответствует возникновение спектра решений вместо одного единственного решения системы уравнений. Если говорить о нелинейности развития общества, то это означает: в переходные, бифуркационные эпохи открываются альтернативы развития общества, осуществляется выбор из спектра возможностей. Например, общество 1) приобретает новую конфигурацию, 2) сохраняет прежний порядок, 3) сохраняет неустойчивость до новой бифуркационной точки.

    Возникает ситуация, когда малая случайность может иметь радикальное значение для судьбы общества. В этом плане роль отдельной личности или социальной группы, их воли может стать решающим фактором истории.

    Представим основные положения синергетической концепции:

    1. Общество развивается циклично: от хаоса – к порядку и наоборот. Хаос и порядок – два режима поведения социальной системы. Общество как открытая система развивается пульсообразно. Неравновесность делает ее очень чувствительной к флуктуациям (внутренним и внешним), которые создают поле вариаций для выбора будущего пути развития.

    2. Общество – это самоорганизующаяся система, способная находить свое оптимальное состояние при любых изменениях внешней среды автоматически, способная самостоятельно переходить из произвольного начального состояния в определенное конечное.

    3. Общество – совокупность структур разных «возрастов» (находящихся на разных стадиях развития). Эти структуры имеют разные типы эволюции. Общество может существовать за счет взаимного согласия всех его подсистем и элементов, синхронизации темпов их развития. Функцию синхронизации выполняет Хаос, который может замедлять или, наоборот, ускорять темпы развития подсистем.

    Хаос, таким образом, можно понимать как совокупность разнонаправленных воль, а порядкообразование – процесс их согласования. Общество возникает в ответ на потребность выживания во внешней среде, с целью получения жизненно важных для человека ресурсов. Основой общества становится постоянный процесс согласования смысложизненных ориентиров отдельных людей и социальных групп, согласование индивидуального бытия и с универсальным процессом самоорганизации общества.

    4. Идея нелинейности социальной среды как важнейшего условия ее самоорганизации объясняет многообразие социального мира: существование социальных систем с различным уровнем цивилизационного развития и поликультурность (то есть разнообразие социальных систем с близкой эволюционной моделью).

    Можно сделать также три практических вывода:

    1. Хаоса бояться не нужно, необходимо понимать его роль в развитии общества. Переходные эпохи – это особое неравновесное состояние социальной системы, когда осуществляется бифуркационный перелом, рождаются новые социальные структуры, меняется соотношение социальных сил.

    2. Невозможно существование единого, идеального, универсального социального порядка «для всех времен и народов».

    3. Требуется переосмысление роли социального управления. Традиционно принято понимать управление обществом как стремление выстроить его по законам человеческого разума или по желанию управляющего. В этом смысле термин «самоорганизация» выступает антитезой социальному управлению, поскольку за ним стоит способность социальной системы к самовыстраиванию и самовоспроизведению в соответствии с имманентными ей законами, а не по воле управляющего. За счет взаимодействия элементов социальной системы запускается внутренний механизм самоорганизации.

    Это означает, что в обществе можно лишь сохранять и поддерживать порядок, осознавая его спонтанность. Управление обществом скорее напоминает не инженерное конструирование, а искусство садоводства, и даже не европейское, а японское.

    Завершая разговор о различных теориях, объясняющих возникновение и развитие общества как системы, необходимо вспомнить известный принцип дополнительности Бора. Представленные концепции не противоречат друг другу и все вместе создают целостное представление об обществе.

    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   15


    написать администратору сайта