КЛ_ТС (1). Конспект лекций по дисциплине Теоретическая социология Направление подготовки 040100 Социология
Скачать 3.98 Mb.
|
Литература1. Бурдье П. Оппозиции современной социологии // Социс. 1996. №5. 2. Вебер М. Основные социологические понятия / Избранные произведения. М., 1990. 3. Волков Ю. Г., Нечипуренко В. Н., Попов А. В., Самыгин С. И. Социология: Курс лекций: Учебное пособие. – Ростов-н/Д: Феникс. 1999. с. 22-36. 4. Волков Ю. Е. Базисные понятия и логика социологической парадигмы //Социс. 1997. №1. 5. Гиддингс Ф. Основания социологии // Американская социологическая мысль: Тексты /Под ред. В. И. Добренькова. – М.: Изд-во МГУ.1994. 6. Комаров М. С. Введение в социологию. М., 1994. 7. Левада Ю. А. Лекции по социологии. М., 1969. Изд-во АНСССР. с.37. 8. Общая социология: Учебное пособие /Под ред. профессора А. Г. Эфендиева. М.: ИНФРА-М. 2000. 9. Орлов Г. П. Категории социологии: проблема классификации // Социс. 1997. №10. с. 109. 10. Российская социологическая энциклопедия /Под общ. ред. академика РАН Г.В. Осипова. – М.: Издательская группа НОРМА-ИНФРА-М. 1999. 11. Социология. Учебное пособие /Под общ. ред. Э. В. Тадевосяна. М.: «Знание».1995. с.7-9. 12. Тощенко Ж. Т. Возможна ли новая парадигма социологического знания? // Социс. 1991. 13. Формальная логика /Ответ ред. проф. И. Я. Чупахин, доц. И. Н. Бродский. Л., Изд-во ЛГУ. 1977. 14. Харчева В. Основы социологии. Учебник для средних специальных учебных заведений. М.: «Логос». 1997. с. 21-24. 15. Хоменко Е. А. Логика. Учебное пособие. Изд. 2-е, испр. и доп. М.: Воениздат. 1976. 16. Щепаньский Я. Элементарные понятия социологии. М., 1969. Тема 2. Категориально-понятийный аппарат социологии Социология, как уже было сказано ранее, обладает всеми атрибутами вполне конституировавшейся социально-гуманитарной науки. Одним из таких атрибутов, наряду с предметом исследования, является наличие у нее, как и у всякой подлинной науки, своего понятийно-категориального аппарата. Общей характеристике данного аппарата и посвящена настоящая лекция. Кстати, в некоторых литературных источниках раздел, в котором анализируется этот атрибут социологии, озаглавливают как «Понятийный аппарат социологии»[14, с. 22]. Учитывая, что не все понятия, которыми пользуется социология, являются её родовыми понятиями, а также, что не каждое родовое понятие науки может рассматриваться как её категория, мы используем в названии этой главы термин «понятийно-категориальный аппарат». При рассмотрении этой темы иногда обращается внимание на то, что до сих пор не прекращаются споры между социологами по поводу того, нужен ли социологии свой собственный понятийный аппарат[3, с. 22]. Такие высказывания сбивают с толку, и особенно тех, кто только начинает изучать социологию, как учебный предмет, и запутывают дело, подменяя один (весьма актуальный и трудный) вопрос другим, - принципиально давно решенным специалистами: вопрос о характере и специфике понятийного аппарата социологии вопросом о целесообразности социологии иметь свой специфический, характерный только для неё одной, как особой науки понятийный аппарат. Сегодня перед социологами-теоретиками, методологами стоит, прежде всего, задача, связанная с рефлексией данной науки, - задача разработки и обоснования надежного, эффективно работающего понятийно- категориального аппарата. Что же касается вопроса о том, нужен ли социологии такой аппарат – это вчерашний день – пройденный этап в развитии и институционализации социологии как науки. Спорить по поводу данного вопроса, значит идти не вперед, а назад. План 1. О терминах «понятие» и «категория» и их роли в науке. 2. Понятия и категории социологии: особенности, многообразие и развитие. 3. Проблема построения понятийно-категориальной системы социологии. О терминах «понятие» и «категория» и их роли в науке Итак, что такое понятия и категории науки? Однако сначала рассмотрим, что такое «понятие» вообще, понятие как таковое, безотносительно к науке, безотносительно к социологии. Говорят, что первым, кто дал определение понятия, был древнегреческий философ Антисфен (ок. 450 – ок. 360 гг. до н.э.) – ученик Сократа, противник Платона. « Понятие есть то, говорил он – что раскрывает, что есть или чем бывает тот или иной предмет». В современной научной литературе по философии, гносеологии, логике понятие трактуется как абстрактный образ (отражение) того или иного предмета, явления, процесса действительности. Это – « … мысль, отражающая в обобщенной форме предметы и явления действительности и связи между ними посредством фиксации общих и специфических признаков, в качестве которых выступают свойства предметов и явлений и отношения между ними». В гносеологии (теория познания) понятие представляет характерную лишь для человека логическую форму познания окружающего мира. В отличие от чувственного образа (ощущения, восприятия, представления) понятие как абстрактный (идеальный) образ лишен всякой наглядности, всякой чувственности. Это, во-первых. Во-вторых, понятие есть обобщенная форма отражения действительности. Если в чувственных формах познания объект воспроизводится в его индивидуальности, то понятие фиксирует лишь общие черты (свойства) многих предметов, образующих особый их класс, группу. Абстрактное, обобщенное отражение действительности играет огромную роль в научном познании, поскольку оно дает возможности проникать в сущность вещей (предметов, явлений и т.д.), что невозможно при чувственном отражении действительности. В-третьих, в понятии отражается сущность вещей. Именно с помощью понятия достигается цель выявления сущности вещей. При этом, как справедливо отмечал К. Маркс, чем выше уровень абстракции, тем глубже мы проникаем в суть вещей, скрытую от простого наблюдения. Оперирование понятиями – необходимое условие существования науки. В каждом понятии различают его содержание и объем. Под содержанием понятия подразумевают ту совокупность признаков или свойств предметов, которые отражаются в данном понятии. Что касается объема понятия, то под ним понимают множество (класс) предметов, каждому из которых принадлежат признаки (свойства), относящиеся к содержанию этого понятия. Так, содержание понятия «малая социальная группа» образует все те существенные признаки, которыми характеризуется любая из этих групп. Объем же этого понятия составят все существующие и известные науке малые социальные группы (семья, учебная группа в ВУЗе, футбольная команда). Некоторые из авторов книг по логике считают, что существует закон обратного отношения между содержанием и объемом понятия. Его суть в следующем: всякое увеличение элементов содержания понятия влечет за собой уменьшение объема, а всякое уменьшение содержания ведет к увеличению объема. Иногда содержание понятия связывают с глубиной, а объем – с широтой знания в какой-либо области. Всё сказанное можно резюмировать так: «… понятие есть мысленное отражение в форме непосредственного единства общих и существенных признаков предметов»[13, c. 25]. Понятия непосредственно закрепляются и выражаются в языковой форме – в виде отдельных слов («элемент», «общество», «социальное» и т.д.) или в виде словосочетаний («элементарная частица», «социальная группа», «семья» и т.д.). Применительно к науке, являющейся отдельной, относительно самостоятельной отраслью научного знания, её специфические собственные понятия фиксируются и выражаются в терминах. То есть в данном случае вместо слова «слово» используется слово «термин». Термин - это имя с оттенком специального (научного) его значения в какой-либо теории или отрасли знания. Поскольку речь зашла о соотношении таких терминов как «понятие», «слово», «термин», считаем целесообразным уже здесь представить также важный и широко используемый в контексте методологической рефлексии науки термин «категория». Категории – это такие понятия, которые являются только родами по отношению к другим понятиям, и которые не могут быть видами. У таких понятий (категорий) наибольший объем и наименьшее содержание по сравнению с остальными понятиями. Применительно к философии, например, категориями являются такие понятия, как «вещь», «сущность», «форма», «причина» и другие. Что касается отдельных (специальных) наук, то здесь также есть такие понятия, которые по отношению к образующим эти науки системам понятий выступают как родовые понятия и которые в этих системах не могут играть роль видовых понятий: «фигура» - в геометрии, «атом» - в химии, «социальное действие» в социологии. Но подчеркнем: только по отношению к той или иной конкретной науке. Применительно же к более широким областям знания категории отдельных, как более частных научных дисциплин, могут рассматриваться как видовые понятия, а не родовые, а, следовательно, и не как категории. Та же социологическая категория «социальное действие» в более широкой системе знания может рассматриваться уже как видовое понятие, то есть как простое понятие, а не как особая категория. Понятие – это всеобщая мыслительная форма. Ими пользуются все люди. Кстати, понятие – это элементарная форма мышления. Из понятий в соответствии с определенными правилами строятся суждения и умозаключения – более сложные мыслительные формы, которые также являются общими для всех людей. В обыденной жизни, вне науки, то есть, на уровне обыденного сознания, люди не задумываются над тем, что такое понятия, как понятия образуются, что такое содержание и объем понятия и как они соотносятся между собой, какие типы соотношения между понятиями существуют; что такое классификация понятий и зачем она нужна, как определяются понятия. Существует множество других вопросов, связанных с понятиями, неосознаваемых на уровне обыденного сознания и не имеющих для него какого-либо важного значения. Однако на уровне научного сознания все эти вопросы крайне важны. От их правильного понимания зависит успешное функционирование и развитие науки, её эффективность, а, следовательно, и целесообразность. Дело все в том, что понятия являются мощнейшим средством теоретического (научного, систематического, целенаправленного) освоения человеком окружающего его мира, делающим возможность перейти от простой регистрации и констатации фактов, простого описания предметов и явлений, состояний и процессов к разгадке и объяснению их сущности, возможности их практического использования. Понятия – это узловые моменты (точки) науки, особенно в той её части, которую принято называть теорией. Хотя, конечно же, понятия являются важным средством и прикладных исследований. Без операционализации понятий (об этой операции с понятиями в социологии мы будем еще говорить особо) нельзя провести ни одного сколько-нибудь стоящего исследования по сбору первичных данных (фактов) в социологии. Понятия и взаимосвязи между ними образуют своего рода «ткань» науки, особенно если иметь в виду её систему, науку как определенный итог, результат познания такого процесса. Графически это можно представить следующим образом: см. рисунок 1. Рис. 1 Упрощенная модель научной теории Более сложной является модель, при которой учитываются исходные и базисные категории науки. См. рис. 2. Рис. 2. Модель научной теории Между прочим, изучая ту или иную научную дисциплину теоретического характера как особый учебный предмет, необходимо выяснить все, по крайней мере, основополагающие её понятия, а также разобраться, в каком отношении эти понятия находятся между собой, скажем «общество», «семья», «личность» и т.д. При этом каждое из основных родовых понятий (категорий), может рассматриваться как своего рода точка, двигаясь из которой можно построить представления об изучаемом наукой предмете в целом. Теперь остановимся, конечно же, совсем коротко, на означенных немногим ранее вопросах, связанных с тем, какие типы понятий существуют, с моделями соотношения понятий, с процессом их образования, а также с операциями с понятиями, имеющими существенное значение для науки вообще и для каждой из отдельных наук в частности. Виды понятий Существуют различные виды понятий. Регистрирующие и нерегистрирующие. Примеры первых: «западная социология», «социологический опрос», «малая социальная группа». Примеры вторых: «группа», «человек», «семья». Пустые и непустые. Пустым понятиям не соответствует ни один предмет в объективном мире. Примеры первых: «человек, проживший 1000 лет», «вечный двигатель». Примеры вторых: «наука», «социальное действие», «страна». Конкретные и абстрактные. Первые из них являются понятиями о предметах («человек», «общество»), вторые – о свойствах и отношениях («порядочность», «толерантность»). Абсолютные и относительные. Если в содержании относительного понятия имеется признак, фиксирующий отношение одного предмета к другому, то в содержании абсолютного понятия такой признак отсутствует. Примеры абсолютных понятий: «искусство», «армия»; относительных – «отец», «структура». Положительные и отрицательные. Скажем, «порядочный человек» и «непорядочный человек»; «социальное поведение» и «асоциальное поведение». Существуют также другие виды понятий: «собирательные» и «несобирательные», «всеобщие» и «особые» («частные») и т.д. Знание того, какие существуют виды понятий необходимо, чтобы эффективно их использовать как инструмент научного познания действительности. Отношения между понятиями Между различными понятиями, в том числе между понятиями науки с точки зрения их содержания и объема существуют различные формально-логические отношения. Знание различных типов соотношения понятий весьма важно для эффективного оперирования ими в науке (при построении теорий, их аргументации и изложения). По содержанию любые два понятия отличаются друг от друга. В этом плане они могут быть абсолютно различными и относительно различными (эти последние в свою очередь различаются на зависимые, однородные, сходные). Бывают понятия соединимые и несоединимые (эти последние различаются на противоречащие и противоположные); сравнимые и несравнимые. Что касается объема понятий, то между ними могут быть отношения совпадения (тождества) (См. рис.3); включения (См. рис. 4); исключения (См. рис.5); пересечения (См. рис.6); соподчинения (См. рис.7). Образование понятий Понятия имеют исторический характер: они возникают, развиваются и могут трансформироваться. Они вовсе не абсолютны и не вечны, как полагал Платон. Процесс образования понятий предполагает целый ряд мыслительных действий, которые и позволяют установить общие признаки предметов, выделив среди них существенные. Под данными действиями принято понимать следующие методы или способы мыслительных операций с предметами: а) анализ – мысленное расчленение предмета на составляющие его свойства или признаки; б) сравнение – установление сходства и различия между рассматриваемыми предметами по их свойствам и признакам; в) синтез – мысленное соединение частей (признаков, свойств) предметов, в нечто целостное, характеризующее их как таковые; г) абстрагирование – выделение признаков, составляющих содержание понятия, из всей совокупности признаков предметов; д) обобщение признаков присущих конкретным предметам; е) отвлечение общих и существенных признаков различных предметов, фиксация их совокупности (единства) в том или ином понятии. Речь идет о типичных общенаучных методах исследования применяемых в самых различных областях теоретического знания. Это – методы работ (оперирования) с понятиями, в данном случае методы их образования. Определение понятий Данный термин употребляется, по крайней мере, в двух различных смыслах. Им обозначают и (1) определенный логический прием (процедуру), имеющий целью раскрыть содержание понятия, и (2) результат применения данного приема – утверждение (суждение), раскрывающее сущность понятия, а, следовательно, и сущность самого объекта фиксируемого в определенном понятии. «… Определение есть логическая операция, посредством которой раскрывается содержание того или другого понятия, или есть указание существенных, характерных признаков предмета, отображаемого в понятии»[13, с.150]. В данной дуальности термина «определение понятия» - отражается тот факт, что наука, с одной стороны, является процессом познания человеком действительности, а, с другой, - она представляет собой определенный результат процесса познания, его итог, зафиксированный в систематически оформленной системе знаний о том или ином фрагменте действительности. Определение в собственном смысле этого слова, т. е. строго логическое определение с указанием достаточного набора существенных признаков, образующих содержание определяемого понятия, позволяющего отличить фиксируемый в нем предмет от других предметов, называют еще дефинициями (от лат. definitio). В каждой дефиниции имеется определяемое понятие (дефиниендум) и определяющее понятие (дефиниенс). Распространенным видом дефиниции является определение через указание рода и видового отличия. Определение в данном случае делается так: определенное понятия подводится под более широкое понятие, и указываются его видовые отличия. Например, «Квадрат есть геометрическая фигура, у которой все стороны и углы равны». Существуют различные виды определений: полные, неполные, реальные, номинальные, вербальные. Для того чтобы эффективно оперировать понятиями науки, устанавливая отличия одного понятия от других, необходимо строго соблюдать правила определения, знать возможные при этом ошибки. Для того чтобы определение понятия было правильным, требуется: а) чтобы оно было соразмерным, т.е. не было слишком широким или наоборот слишком узким; б) чтобы оно не заключало в себе круга, т.е. не было тавтологичным ; в) чтобы определение положительных понятий не было отрицательным; г) чтобы определение было кратко и точно. От определений необходимо отличать сходные с ними, но не могущие заменить их приемы: указание, описание, характеристика, различение, пояснение, сравнение. Значимость определений состоит, во-первых, в том, что в них подытоживается главное в наших знаниях об исследуемых объектах, а, во-вторых, в том, что они являются основой для дальнейшего развития знаний. Без них невозможно обойтись в любой науке. Определения, соответствующие сути предметов, стремится сформулировать каждый ученый в области своей науки. Разумеется, содержащиеся в определениях знания – это далеко не все знания, образующие науку. И все же их роль в науке чрезвычайно велика. Они предохраняют нас от смешения понятий и дают возможность устанавливать отличие одних понятий от других, а, следовательно, и одни предметы от других, фиксируемые в понятиях. Они ценны и тем, что являются средством сокращения сложных рассуждений в научных теориях. Всё это в полной мере относится и к социологии. |