Уммуль барахин. 'Уммуль Барахин'-1. Конспект смыслов цикла уроков по вероубеждению ахлю сунна валь джамаа
Скачать 1.88 Mb.
|
через увеличение качеств объекта не увеличивается число объектов. Поэтому Аллах Един своей Сущностью, обладает бесконечным множеством атрибутов совершенства, и это не говорит о увеличении сущности в количестве. А это то, что и требовалось доказать. Атрибуты Аллаха неотделимы от Него. Ибо они не что-то отдельное от Аллаха. И вместе с этим атрибуты не есть сам Аллах - это правило Ахлю Сунна. * * * Уммуль Барахин имама Сануси - 16 - 7 атрибутов магьани (смысловые атрибуты) Атрибуты ─ Могущество и Воля. Они распространяются исключительно на всѐ рационально допустимое, но не на абсурдное и не на обязательное. Например, Могущество Аллаха не может распространяться на то, чтобы Аллах Сам себя уничтожил. Ибо это абсурд. Они также на обязательное не распространяются, ибо обязательное всегда существует и не может не существовать. То есть, обязательное всегда так, и не может быть иначе. Поскольку Могуществом Аллах вводит что-либо в бытие, то, получается, что нужно было бы ввести в бытие то, что и так было. Оно же и так было, потому что обязательное – это то, что всегда так и всегда есть. Не может быть иначе. А достижение уже и так достигнутого - абсурд. Что касается невозможного, то, если предположить, что если Могущество и Воля распространялись бы на невозможное, то из этого вытекало бы, что невозможное переквалифицировалось в возможное. А невозможное – это то, что априори не может существовать. Пример: абсурдно пребывание одного и того же объекта в движении и покое в один момент времени. Это невозможно. А в противном случае произошло бы искажение реальности. Невозможно, чтобы Аллах сотворил камень, который сам не может поднять, потому что это означало бы, что Он своим Могуществом лишит себя Могущества и сделает себя немощным. А это невозможно, потому что Могущество Аллаха - обязательно существующее, а уничтожить можно лишь допустимо существующее . Если предположить, что Могуществом можно уничтожить Могущество, то это привело бы неизбежно к тому, что Могущество допустимо существующее, но не обязательное, а это - искажение реальности. Ибо вещь не может быть одновременно Уммуль Барахин имама Сануси - 17 - безначальной и начальной, обязательной и допустимой, и так же невозможно, чтобы что-то обязательное меняло свою сущность и перевоплощалось в допустимое, а допустимое - в обязательное, ибо это приводит к искажению реальности и отмене рациональности. Ведь если 2+2=4, и это обязательно так, то мы же не можем сказать, что теоретически может быть и 5. Атрибут ─ Знание. Это реально существующий атрибут, который распространяется на всѐ обязательное, допустимое и невозможное. Объяснение: 1. На всѐ обязательное ─ Аллах знает, что Он – Аллах, что Он – Вечный и т.д.; 2. На всѐ допустимое ─ Аллах знает, каким является Зейд, каковы его параметры, каким он был бы, если бы Аллах пожелал сотворить его иным и т.д., а формулировка «каким он был бы» распространяется только на допустимое; 3. На всѐ невозможное ─ в том смысле, что Аллах знает, что невозможное это невозможно, а не в том смысле, что Аллах знает детализацию, что бы вытекало из абсурда того, что, например, кто-то может спросить «Знает ли Аллах, как Он выглядел бы, если бы был телом?. Детализацию этого невозможно знать, и Знание Аллаха на это не распространяется. Почему? Потому что знание этого означает быть джахилем (невежественным), то есть, не знать действительность. Аллах не описывается невежеством. Аллах уже знает, что невозможное невозможно, а потому как можно знать то, что, если бы это было возможным, то каким оно было бы? Ведь знать о том, что оно было бы возможным противоречит знанию о том, что всѐ-таки это невозможно. Например, нас спросят «Знает ли Аллах сейчас, что мои правнуки живые?» Уммуль Барахин имама Сануси - 18 - Допустим, у нас ещѐ нет правнуков. И тогда ответом будет, что Аллах не знает, что мои правнуки сейчас живые. Почему? Потому что они сейчас не живые. Если бы Аллах знал, что они сейчас живые, тогда как правнуков у нас ещѐ нет, и они не живые, то тогда Знание Аллаха противоречило бы действительности и, следовательно, Он был бы джахилем (невежественным). А Аллах не описывается невежеством. Знание – это то, что соответствует действительности. Атрибут ─ Жизнь. Аллах является Живым, Он не является мертвым. Жизнь – это атрибут, который не распространяется на что-то, он ни с чем не связан. Например, мы сказали, что Могущество и Воля распространяются только на допустимое, Знание – на всѐ допустимое, обязательное и невозможное, а вот Жизнь – нет. Жизнь – это Аллах Живой, и всѐ. Атрибуты – Слышание и Видение. Нельзя эти атрибуты переводить как «Слух» и «Зрение» - это неправильно. Слышание и Видение распространяются на всѐ существующее. Нужно понимать, что Аллах видит и слышит всѐ существующее. Нельзя видеть и слышать то, чего нет, как, например вчерашний гром и завтрашний снегопад. Но это не означает, что Аллах не знает об этом. Атрибут – Речь. Это предвечный (несотворенный), безначальный, бесконечный атрибут, который не состоит из букв и звуков. Речь Уммуль Барахин имама Сануси - 19 - Аллаха не является звуком или буквой – это абсурд, а религия Аллаха не может быть абсурдом. Хашавиты и некоторые ханбалитские учѐные распространяют серьѐзнейшее заблуждение, говоря, что Речь Аллаха состоит из букв и звуков, и это заблуждение передаѐтся из поколения в поколение. Они неправильно поняли имама Ахмада (рахимахуллах). Имам Ахмад никогда не был на этом заблуждении. Речь Аллаха распространяется на всѐ то, на что распространяется Знание, то есть на всѐ обязательное, допустимое и невозможное. Как это понимать? Атрибут Аллаха Речь указывает на все категории; то есть - на бесконечное множество смыслов. Например, Аллах указывает на самого себя, описывая себя в Коране Живым ─ это обязательная категория; Аллах также указывает на невозможное, говоря в Коране «Аллах не рождал и не был рождѐн» ─ это из абсурдной категории, ибо Аллах пречист от недостатков; Аллах также указывает и на допустимые вещи, как, например, сотворение Адама и т.д. Мы перечислили 7 реально существующих безначальных смысловых атрибутов – сыфатов магьани: Могущество, Воля, Знание, Жизнь, Видение, Слышание и Речь. * * * Уммуль Барахин имама Сануси - 20 - 7 атрибутов магьнавия (умозрительные, абстрактные атрибуты, которых в реальности не существует) Эти атрибуты неразрывно связаны с 7 сыфатами магьани (реально существующими смысловыми атрибутами). Сыфаты магьнавия. Аллах [является]: 1. Могущественный 2. Волеизъявляющий 3. Знающий 4. Живой 5. Слышащий 6. Видящий 7. Говорящий Обращаем внимание на то, что эти слова отличаются от слов в 7 сыфатах магьани. Например: сыфат магьани Могущество – сыфат магьнавия ─ Могущественный. Тем самым опровергаются заблуждения мугьтазилитов, которые отрицали сыфаты магьани, но утверждали сыфаты магьнавия, потому что в реальности сыфатов магьнавия не существует – это умозрительные понятия. Ахлю Сунна же утвердили и сыфаты магьани, и сыфаты магьнавия. Уммуль Барахин имама Сануси - 21 - Урок 3. Невозможное и допустимое в отношении Аллаха. Мы также обязаны познать 20 невозможных вещей в отношении Аллаха. Опять же, эти 20 вещей – не единственные, что невозможно применить к Аллаху. Просто эти 20 невозможных по отношении к Аллаху атрибутов мы обязательно должны познать. 1. Небытие, несуществование; 2. Начальность; 3. Исчезновение, конечность; 4. Подобие творениям. Это значит, что невозможно, чтобы Аллах являлся трехмерным физическим телом (или любым другим) в воображаемом пространстве. Невозможно, чтобы Аллах также являлся акциденцией, то есть качеством, который реализует своѐ бытие в других объектах, как, например, цвет, движение, покой и т.д. Также невозможно применение сторон по отношению к Аллаху. Стороны неприменимы к Нему, и Он не описывается стороной. Невозможно также, чтобы Аллах был ограничен местом или временем: «Был Аллах, и не было ничего [и времени тоже]…» Невозможно, чтобы сущность Аллаха описывалась чем-то возникающим в Его сущности. То есть, невозможно, чтобы какой- то атрибут отсутствовал, а потом он появился. Невозможно, чтобы Аллах описывался размером. Невозможно, чтобы Аллах имел мотивы и цели в своих действиях. Так, например, почему Аллах запретил кушать свинину? Ответ лѐгок и прост: Аллах так пожелал. Зачем Аллаху нужно, чтобы люди голодали, держали пост? Уммуль Барахин имама Сануси - 22 - Аллах не описывается целями и мотивами. Мотив – это всегда либо привлечение пользы, либо устранение вреда. А как нам известно, Аллах Самодостаточен, и ничто и никто не способно принести Аллаху пользу или вред. Аллах делает, что пожелает, и Его действия не лишены Мудрости. А что такое мудрость? Мудрость в отношении Аллаха – это не то, что известно многим из нас: мол, старец знает, как правильно поступить, знает ответы на многие вопросы и т.д. Мудрость – это когда результат действия соответствует знаниям об этом действии. То есть, например, Аллах знал, каким образом сотворит этот мир, и Аллах сотворил его именно в соответствии с тем, как Он знал. Другими словами, знание реализовалось идеально точно. Поэтому Аллах всегда Мудрый. Также, благие или греховные деяния не являются сами по себе причиной для награды или наказания. Для Аллаха причины нет. Грех человека не вредит Аллаху, а послушание Аллаху не приносит Ему пользы. То есть, у Аллаха нет мотива, Он награждает, кого пожелает, по своей Щедрости (а не потому, что человек заслужил), и наказывает, кого пожелает, по своей Справедливости. А что такое справедливость? Справедливость ─ это распоряжаться в своѐм царстве своими вещами; а всѐ ведь принадлежит Аллаху, следовательно, Аллах всегда Справедлив. Ещѐ нужно понимать то, что, в ком Аллах сотворит грех, то это будет меткой, признаком того, что этот человек будет наказан. А в ком сотворит благодеяние, то это будет признаком того, что Он его наградит. Например, вы изучаете эти уроки. Вы – помечены. Аллах сотворил в вас тауфик (тауфик – успех или помощь от Аллаха, без Уммуль Барахин имама Сануси - 23 - которого никто не может совершать благие деяния). Это признак того, что вы будете вознаграждены. Следовательно, нужно воздать хвалу Аллаху за это, потому что Аллах это делает просто так, по своей Щедрости, ибо сами по себе мы это не заслужили. Ну а за что тогда Аллах наказывает нас, если выбора нет? Что же, Он до этого за что-то наказывал нас? У него разве были мотивы? Аллах наказывает, кого пожелает, и награждает, кого пожелает. Вне зависимости от того, в ком Он сотворит благодеяние, а в ком – грехи. Эти вещи не являются причиной, в результате которой Аллах будет творить то или иное. Однако Аллах установил определѐнный порядок. Например, если ты будешь делать намаз (следуя своему чувству произвольности, ощущению свободы воли), тогда тебе будет награда. А в действительности, в ком Аллах сотворил намаз, то он на хорошей стезе, это признак того, что Аллах наградит его. 5. Невозможно, чтобы Аллах был несамодостаточным. То есть, абсурд, чтобы Он являлся качеством, который реализует своѐ существование в каком-либо объекте. Например, красный цвет реализует своѐ существование в розе и т. д. А к Аллаху это неприменимо. Невозможно, чтобы Аллах нуждался в определителе. Например, если бы у Аллаха было два Могущества (а это невозможно), то, получается, одним Могуществом Он делал бы одни вещи, а другим – другие. В таком случае появилась бы нужда в определителе. Кто именно определит, каким Могуществом делать одно, и каким – иное? То есть, одним могуществом, например, творить материю, а другим – акциденции. В чѐм проблема, спрашивается? Уммуль Барахин имама Сануси - 24 - На самом деле тут есть большая проблема. На основе чего первое могущество закрепилось за материями, а второе – за акциденциями? Кто это определил? Даже если сказать, что Аллах сам себе это определил, то в любом случае определить (сделать «тахсыс») можно только то, что является начальным. Потому что определить что-то чему-то можно только после того, как оно таковым не являлось. А всѐ, что не являлось таковым, а потом стало таким – указывает на начальность. То есть изменяемость. А Аллах не меняется. Следовательно ─ не нуждается в мухассысе, определителе. 6. Невозможно, чтобы Аллах был неЕдиным. Не может быть такого, чтобы Он был составлен из частей – это абсурд. Или чтобы наряду с Аллахом был идентичный Его сущности, или подобная, или другая, сущность с такими же атрибутами. Невозможно, чтобы в бытии существовал кто-то, способный влиять на вещи, кроме как Аллаха. Не может быть так, чтобы Аллах наделял кого-то способностью вводить что-либо в бытие, творить. Наряду с Аллахом не может быть другого, кто способен влиять на вещи, творить, вводить в бытие. Не может быть другого Создателя. Как мы помним, Могущество Аллаха распространяется только на допустимое. Абсурдно, чтобы Аллах сделал кого-либо Создателем. Это абсурд. 7. Невозможно, чтобы Аллах был немощным в отношении чего-либо. Пример: зернышко. Не может быть так, чтобы Аллах мог всѐ сотворить, а вот, например, зернышко - нет. Это абсурд. Аллах – творец всякого творения. Уммуль Барахин имама Сануси - 25 - 8. Невозможно, чтобы Аллах чего-то не волеизъявил, а оно появилось. Или чтобы случайно сделать что-либо – это абсурд. Ибо сделать что-то случайно – это из-за отсутствия воли. Невозможно также, чтобы Аллах сделал что-то по забывчивости. Невозможно, чтобы Аллах творил вещи по принципу причинно-следственной связи или по принципу природы. Аллаху не нужны причины или материалы, чтобы вводить что-то в бытие. Классификация убеждений: 1. Человек, который исповедует, что огонь сжигает сам по себе (по своей природе); нож режет сам по себе; еда утоляет голод сама по себе – является неверующим (кафиром). Единогласно. 2. Человек, который исповедует, что это происходит с помощью некой силы, вложенной в эти вещи Богом – является нововведенцем и нечестивцем. Есть мнение о куфре исповедующего такое. 3. Человек, который исповедует, что между огнем и сжиганием есть логическая связь, где наличие огня гарантирует наличие сжигания, наличие пищи всегда гарантирует ощущение сытости, что такая причинно-следственная связь не может быть нарушена – является невеждой, однако иногда это приводит к неверию, потому что такой человек может отрицать чудеса пророков . 4. Человек, который исповедует, что между этими вещами есть условная связь в соответствии с принятым ходом вещей в этом мире, что допустимо существование огня без сжигания, приема пищи без последующей сытости, что и причину и следствие творит Бог – является истинно верующим и спасшимся от огня ада. Уммуль Барахин имама Сануси - 26 - Дополнение: «Причины влияют на возникновение следствий независимо от Аллаха и мы сами строим свою судьбу», – мугьтазилиты (нельзя исповедовать). «Причины влияют на возникновение следствий по вложенной силе от Аллаха и мы верим в предопределение по своему» – (нельзя исповедовать). «Причины не могут влиять ни на что, и все предопределено, однако мы чувствуем чувство произвольности (ةرد ق ة ثداح)», – Ахлю Сунна (истина). «Причины не могут влиять ни на что, все предопределено, и мы не ощущаем чувства произвольности», – джаббариты (нельзя исповедовать). Мнение Ибн Таймии и саляфитов (ваххабитов) - это 2 пункт. Итого нельзя исповедовать, что Аллах наделяет что-либо или кого-либо силой/способностью влиять на вещи влиянием создания или уничтожения. Это является серьезным заблуждением, нововведением, и выводит за рамки Ахлю Сунна Валь Джамаа. Истина заключается в том, что влиять способен только один Аллах. 9. Невозможно по отношению Аллаха невежество (то есть отсутствие знания) в отношении чего-либо познаваемого. Знание Аллаха на самом деле распространяется на всѐ познаваемое. 10. Невозможно, чтобы Аллах описывался смертью. Уммуль Барахин имама Сануси - 27 - 11. Невозможно, чтобы Аллах описывался неслышанием. 12. (12-13) Невозможно, чтобы Аллах описывался невидением и немотой. Обратите внимание, что атрибуты Слышание и Видение распространяются на всѐ существующее. То есть, слышать можно запах, движение, покой, физические объекты, цвета – именно СЛЫШАТЬ, то есть постигать. Это же применяется и к Видению – увидеть можно и звуки, и движение, покой, саму температуру, любовь, гнев, обиду. Всѐ, что существует – можно увидеть и услышать. А Видение и Слышание Аллаха распространяются на всѐ существующее и не ограничиваются каждый своей группой элементов. То есть, Аллах может видеть слышимое, а также слышать – видимое. Аллах и видит и слышит всѐ видимое, слышимое и вообще всѐ существующее. И не надо забывать тот факт, что Аллах видит сам себя, свои атрибуты, слышит сам себя и свои атрибуты. 13. Аллах не может быть немогущественным, то есть слабым. 14. Аллах не может быть неволеизъявляющим. 15. Аллах не может быть незнающим. 16. Аллах не может быть неживым. 17. Аллах не может быть неслышащим. 18. Аллах не может быть невидящим. 19. Аллах не может быть неговорящим. Уммуль Барахин имама Сануси - 28 - Допустимое в отношении Аллаха Из допустимого в отношении Аллаха одно: Аллах не обязан ничего делать из допустимых вещей. Например, посылать посланников, награждать рабов (даже если он 1000 лет поклонялся). А наградит ли Он за поклонение? Да. А почему? Потому что Аллах обещал, а Речь Аллаха не содержит в себе лжи. Но Аллах награждает не потому, что обязан, а потому, что Аллах проявил свою Милость, из Щедрости пообещал награду тому, в ком Он сотворит благодеяние. Обязан ли Аллах наказать кафира? Не обязан. Накажет ли кафира? Да. Почему? По своей Справедливости, потому что Аллах сообщил нам об этом. Мотивов и целей нет. Справедливость – это распоряжаться своим царством как пожелаешь. А в чѐм вина кафира, ведь Аллах сам в нѐм сотворил куфр (неверие)? Аллаха не спрашивают о том, что Он делает со своими рабами. В ком пожелает, сотворит куфр, в ком пожелает – веру. А кто посчитает, что это несправедливо, то такой человек на самом деле считает, что он не принадлежит Аллаху, или что у него есть права перед Аллахом. То есть Аллах, по его мнению, обязан или должен что-либо этому человеку. Аллах – подлинный Властелин, Царь царей, наш Создатель и Владыка, чем мы и гордимся, чему мы довольны. Он – лучший из Покровителей и лишь на Него мы уповаем. |