конспект мхк 11 кл Сальвадор Дали. Конспект урока в 11 классе по мировой художественной культуре Форма урока творческая лаборатория. Цель урока
Скачать 35.08 Kb.
|
Конспект урока в 11 классе по мировой художественной культуре Форма урока: творческая лаборатория. Цель урока: дать представление об особенностях развития зарубежной живописи, познакомить учащихся с такими направлениями в искусстве как фовизм, кубизм, сюрреализм. Задачи урока: Образовательные: - познакомить с отдельными представителями новых направлений в искусстве на рубеже веков и их произведениями; Развивающие: - развитие способностей эстетического восприятия и осмысления работ художников зарубежной живописи; - развитие образного, ассоциативного мышления на примере произведений живописи зарубежных художников; - развитие умений анализировать произведение живописи и вырабатывать собственную эстетическую оценку; - развитие коммуникативных умений на основе развития речевой и мыслительной деятельности; Воспитательные: - воспитание художественно-эстетического вкуса и культуры восприятия художественного произведения; - воспитывать чувство такта, взаимоуважения, терпения и взаимопомощи. Средства создания коммуникативной среды: - телевизор; - ПК; - таблицы, полоски бумаги (раздаточный материал) «Живописец должен изображать не то, что он видит, а то, что будет увидено». Поль Валери Ход урока Вступление (историческое время и культурное пространство эпохи). В истории переход из одного века в другой — время всегда загадочное. Для общества это время удивительное и напряженное. История показывает – это время роковых событий и фатальных совпадений. Рубеж веков приносит миру великие открытия в науке, развитие индустрии и технический прогресс, с одной стороны и тяжелый экономический кризис, последствия которого еще не ясны, с другой стороны. Любые перемены - это сложный процесс обновления, как действительности, так и духовного мира любого человека, в том числе человека-искусства. Действительность открывает свои неизвестные стороны и новые аспекты восприятия; складывается новое художественное видение и мышление. Этот процесс несёт с собой неизбежные утраты и создаёт новые художественные ценности. -Учитель: Чем же характеризуется рубеж веков в Европе? -Ученики: Невиданным развитием науки и техники. Изменился быт, жизнь, мировоззрение, пошатнулись казавшиеся незыблемыми устои. Мир лишился стабильности. -Учитель: Влияла ли нестабильная общественная обстановка на развитие художественной культуры? - Ученики: Мироощущение цивилизованного человека начала XX века характеризуются непредсказуемостью и непредвиденными опасностями внешнего мира, которые рождают внутреннюю неуверенность и страх. Вывод: -Учитель: Двадцатое столетие не только принесло художникам невиданные ранее возможности, но и заставило отказаться от привычного взгляда на мир. Уже в начале века наука пересмотрела большую часть «бесспорных» истин. Достижения прошлого казались бесполезными, и человечество осталось наедине с грозным и таинственным миром, словно в первобытные времена. Не случайно огромную популярность в ХХ в. приобрело примитивное и доисторическое искусство. - Скажите, пожалуйста, чем характеризуется конец 19 – начало 20 века в искусстве? -Ученик: Появляется новое течение модернизм. -Учитель: Какие направления включает в себя новое течение? -Ученик: Модерн, импрессионизм, экспрессионизм, абстракционизм, дадаизм, фовизм, кубизм, сюрреализм… -Учитель: Итак – «модерн». Что для него характерно? -Ученик: Модерн (пер. новый, современный) – художественное направление в искусстве конца 19 – начала 20 века. Модерн проявился в рекламах, афишах, фотографиях, цветном стекле витражей, книжных иллюстрациях, предметах быта (мебель, посуда, ткани). -Учитель: Что можете сказать об импрессионизме? -Ученик: Импрессионизм - Течение в искусстве, получившее развитие в конце 19 – начале 20 веков. Название нового направления связано с картиной К. Моне «Впечатление. Восход солнца». -Учитель: Что такое экспрессионизм? -Ученик: Экспрессионизм (с лат. «выражение») - течение в Европейском искусстве эпохи модернизма получившее развитие в начале 20 века в Германии и Австрии. Эдвард Мунк «Крик». Актуализация темы. -Учитель: Каков наш мир? Открытый, изученный, понятный каждому, кто хочет его понять и принять, или непостижимый, не поддающийся не только нашим чувствам, но и нашему разуму. То же самое, наверное, можно сказать и о произведениях искусства. Сегодня на уроке мы познакомимся с произведениями зарубежных художников 20 века: Сальвадором Дали, Анри Матиссом, Пабло Пикассо. Каждый их них творил в своей манере, каждый их них развивал своё направление живописи., каждый их них создал уникальные творения, которые получили широкую известность в мире. Итак, рубеж веков – время потрясений, катастроф, революций, войн, экономических кризисов. Научные открытия освободили человека от физической нагрузки. Но возросли скорости. В искусстве появилось множество течений, много свободы и право на ошибку. Сегодня мы вместе с вами узнаем, как решает эпоха вечные вопросы. Для работы по теме Вам потребуется таблица. 1. Фовизм Анри Матисса (краткие биографические сведения – подготовлен. ученик). Фовизм – направление из Франции, родоначальником является Анри Матисс. Фовизм в переводе «дикий» - яркий цвет полотен художника. «Дикий по отношению к цвету» А. Матисс «Красные рыбки». В центре картины красные рыбки. Цвета: красный, зелёный, фиолетовый. «Танец» - движение людей, динамичность, пластика. «Музыка» - статичность. 3 основных цвета: синие, коричнево-красные, жёлтый цвет в картинах. Мир яркий, контрастный, детский. 2. Кубизм Пикассо (краткие биографические сведения – подготовлен. ученик). Основоположник Пабло Пикассо. Стиль сформировался в начале 20 века. Пикассо испанец, но долго жил во Франции (Пикассо - ударение на посл. слог (франц) или Пикассо – ударение на «а» (испанск.). Два ударения верны. 2 периода в творчестве Голубой период – мрачные картины (потеря, горечь). «Старый еврей с мальчиком», «Трапеза слепого» Розовый период (использует тёплые тона, тема цирка). Серия картин, посвящённых комедиантам «Девочка на шаре» - атлет и девочка; контраст хрупкого и крупного. «Авиньенские девицы» - изображает девушек авиньёнских проституток (глаза миндалевидные, руки похожи на цилиндры, торсы на треугольники, изображены обнажёнными). «Герника» (1937), сюжет 1937 года – страшный год для Испании. Герника – это испанский город: фрагменты тел людей, лошадей. Довоенное время – нападение. Использует геометрические сегменты (искажённые лица, страдающие угловатые формы, миндалевидные глаза. Образ лошади, корриды – символ Испании). Пикассо был реалистом, кубистом и графиком. 3. Сюрреализм Дали (краткие биографические сведения – подготовлен. ученик). Сюрреализм - направление в искусстве XX века. Дословно переводится как «сверхреальность». Игра «Изысканный труп». Механический автоматизм (4 мин) Учитель: Отдохните немного. Поиграем в слова. На листе бумаги ученик пишет любое слово, лист сгибает, передаёт другому. Когда все напишут по 1 слову, читаем фразу. Любимая игра сюрреалистов, для них характерно коллективное творчество. Литераторы и художники очень любили игру слов и образов. Вот так играя, однажды поэты составили фразу, которая восхитила и потрясла участников игры: «Изысканный труп будет пить прекрасное вино». С тех пор игру назвали «Изысканный труп». А со временем её видоизменили и стали не писать, а рисовать. Учитель: На каком уровне человеческого сознания могут возникать такие последовательности? (На уровне подсознания). Сальвадор Дали (испанец), направление сформировалось в начале 20 века. «Сюрреализм – это я» - говорил он. Учитель: Мнения людей о творческой манере этого художника самые разные, зачастую звучат слова «абсурд», «непостижимый», «непонятный». Мы попытаемся заглянуть в мир художественных образов Сальвадора Дали и решить для себя: так ли уж непостижим и непонятен этот художник. На открытие выставки художник мог придти обнажённым. Был женат. Гала́ (с фр. праздник, торжество) (настоящее имя Елена Дмитриевна Дьяконова (26 августа 1894, Казань — 10 июня 1982, Фигерас, Испания) — жена Поля Элюара, любовница Макса Эрнста, позднее жена, муза и модель Сальвадора Дали. Жене Гала посвящалась серия картин: «Покорение Америки», «Леда и лебедь», «Похищение Европы». Писал жену в обнажённом виде. «Постоянство времени, постоянство памяти» (расплывающиеся часы по веткам, столу, время тянется, он ждал когда придёт Гала). Соединяет фантастическое с реалистичным (образ пылающего жирафа на фоне пустыни – пылающий жираф – сюрреализм, пустыня – реальное) «Загадки Гитлера» (блюдо, фото Гитлера) «Сон, навеянный полётом пчелы вокруг граната за миг до пробуждения» «Мягкая конструкция с варёными бобами (предчувствие гражданской войны)» -Учитель: Сопоставьте ваши высказывания с высказыванием художника-сюрреалиста Рене Магритта: «Сюрреализм - это реальность, освобожденная от банального смысла». Вывод, понять произведения сюрреализма невозможно и не нужно. Для того чтобы разобраться в истине этого утверждения, проанализируем картину С.Дали « Пылающий жираф ». (На экране появляется изображение картины). Учитель: Какие вопросы возникли у вас при первом взгляде на эту картину? Ученики: - Почему жираф такой маленький по сравнению с другими персонажами картины, если она называется « Пылающий жираф? - Почему жираф пылает? Учитель: Прозвучали первые вопросы. Давайте попробуем найти на них ответы. Обсуждение. - Почему Сальвадор Дали изобразил жирафа? - Почему не оленя, не лошадь, не льва? Ведь в природе достаточно красивых и благородных животных, достойных того, чтобы их изобразить на картине. Жираф единственное животное, которое является обладателем такой длинной шеи, оно грациозно и гармонично поэтому, возможно, именно он и привлек художника. Жираф является символом индивидуальности, неповторимости, оригинальности. На картине мы видим столкновение серости, безликости с оригинальностью, яркостью, индивидуальностью. - Но почему же жираф пылает? - Что может символизировать собой огонь? Огонь - это символ жизни, духовного горения, но в то же время огонь уничтожает, сжигает дотла. И поэтому картину можно понять двояко: жираф сгорает под натиском серых сил, как все безликое уничтожает индивидуальность; серость жизни наступает, однако жираф под натиском безликости продолжает пылать все ярче. Учитель: Таким образом, мы с вами стали свидетелями того, как безликий на первый взгляд холст, наполненный «странными» символами, вдруг заговорил с нами. Самостоятельная работа в группах. Учитель предлагает работать в парах, представить свое видение других картин Сальвадора Дали: «Постоянство памяти». «Загадка Гитлера». «Сон, навеянный полётом пчелы вокруг граната за миг до пробуждения» «Мягкая конструкция с варёными бобами (предчувствие гражданской войны)» Выводы учащихся: Учитель: Что объединяет эти произведения и что отличает их от искусства прошлых эпох? Учащиеся делают вывод, учитель обобщает: Отказ от норм классического изображения Деформация формы Экспрессия Это искусство рассчитано на диалог художника со зрителем. Подведение итогов. Учитель: Сегодня мы вновь убедились в правоте известной истины: в искусстве нет единого мнения, каждое имеет право на существование. Одно бесспорно - любое произведение искусства, каким бы странным и непостижимым на первый взгляд оно нам ни казалось, - неразрывная часть единого культурного пространства. Домашнее задание: Занести в таблицу ещё одно произведение одного из трёх рассмотрен. нами художников. Итог урока – оценки. А теперь я предлагаю Вам посмотреть видеоряд живописных картин сюрреализма в музыкальном сопровождении, это направление актуально и сейчас. Наслаждайтесь. (Вкл. видеозапись). Для ученика
Итоговый вариант
|