учебник кп. Конституционное право университетский курс
Скачать 2.15 Mb.
|
Диктаторская тирания. Этот режим устанавливается только насильственным путем, когда индивидуум узурпирует государственную власть и осуществляет ее методами произвола и тотального террора, способами господства над всем народом. В отличие от древнегреческих тиранов современный диктатор выступает выразителем социальных, политических, национальных или квазирелигиозных идей, которые он считает самыми прогрессивными, подлинно научными, способными в результате насильственного претворения их в жизнь осчастливить все человечество. Диктатор считает себя великим правителем, мудрым вождем и требует от своего окружения неукоснительного исполнения своих приказов и поручений, нередко подкрепляя их угрозой смертной казни. Самовластие современных тиранов сопровождается попранием прав и свобод человека и гражданина, тотальным проникновением в приватную сферу жизни людей, подавлением их малейшей самостоятельности, массовыми политическими репрессиями. В новейшей политической истории можно выделить режимы личной власти Ж. Б. Бокассы (1966— 1979 гг.) в Центральноафриканской Республике, М. Нгуема (1968-1971гг.) в Экваториальной Гвинее, а также И. Амина (1971 - 1979гг.) в Уганде, обладающие всеми характерными признаками диктаторской тирании. Изучение режима диктаторской тирании в ракурсе конституционного права не представляет практического интереса, поскольку он не является правовым и тем более конституционным. Однако отдельные элементы тирании присущи и другим тоталитарным режимам, что дает возможность правильно оценить не только их поразительные совпадения, но и существенные различия. Социализм. В западной политологии и юриспруденции стало общим местом отождествление этого режима с фашизмом. Анализу подвергаются такие сходные между собой формально юридические признаки режимов, как вождизм, монопольное положение в обществе единственной партии, полное слияние партийного и государственного аппарата, наличие чисто декоративных законодательных (представительных) органов власти, внедрение тотального контроля за поведением личности, использование психиатрии в политических целях, учреждение внесудебных карательных органов и упрощенной процедуры судопроизводства, формирование жесточайшей репрессивной системы и массового террора, вплоть до геноцида через сеть концлагерей и тюрем. Выявление совпадающих признаков социализма и фашизма и их научный анализ вовсе не свидетельствует об их тождестве. Социализма можно определить как насильственно навязанный народу порядок осуществления власти партийной номенклатуры методами мобилизации, государственного произвола, социальной демагогии и массовых политических репрессий с целью внедрения в жизнь утопических учений о построении коммунизма, где восторжествуют принципы социальной справедливости, равенства и свободы. Для достижения этой цели использовались способы господства партийной номенклатуры над всем народом, применялись чисто диктаторские приемы осуществления власти с опорой на армию, карательные органы, пропагандистский аппарат, сеть концлагерей. Правящей элитой в социалистических странах является партийная номенклатура, в состав которой входят только представители монопольно господствующей в обществе и государстве политической партии, занимающие все ключевые посты в органах государственной власти и управления, суда и прокуратуры, вооруженных силах, в профсоюзах, на предприятиях, в учреждениях и организациях. При социализме кандидаты на все номенклатурные должности подбираются и утверждаются только партийными органами. Заняв подобранные ими ключевые посты в государственных и общественных структурах номенклатурные работники не могут и освобождаться от своих должностей без согласия этих органов. Политический режим в большинстве социалистических стран не является легитимным, поскольку он насаждается насильственным путем в результате государственного переворота (РСФСР, СССР), оккупации территории суверенных государств (страны Балтии), иностранного вмешательства во внутренние дела других стран (Албания, Болгария, Венгрия, ГДР, Польша, Румыния). Экономическую основу политической власти составляют государственная и кооперативная формы собственности. Как говорится в ст. 10 Конституции СССР 1977 г. «основу экономической системы СССР составляет социалистическая собственность на средства производства в форме государственной (общенародной) и колхозно-кооперативной собственности». В ныне действующей Конституции КНДР установлено, что государственная собственность является всенародным достоянием и играет ведущую роль в развитии страны (ст. 19). Государственная и колхозно-кооперативная формы собственности складывались в социалистических странах в результате принудительного, безвозмездного изъятия имущества у его законных владельцев и собственников. Экспроприация стала главной причиной разрушения производительных сил, внедрения совершенно чуждых народам форм организации производства и общественных отношений, утраты какой-либо личной заинтересованности и предпринимательской инициативы в реальном секторе экономики. Это повлекло за собой резкое снижение производительности труда, роста объемов производства, качества производимых товаров и услуг. В СССР степень эксплуатации рабочих составляла 86%, а крестьян - 95%, что в три-четыре раза превышало степень эксплуатации в западных странах. Таким образом, социализм не освобождает, да и не может освободить человека от эксплуатации. Лишившись собственности на средства производства, человек лишился какой-либо защиты от посягательств государства на производимую им продукцию и стал послушным исполнителем воли партийно-государственного аппарата, стоящего над народом. Поэтому вопреки учению марксизма- ленинизма частная собственность является не средством эксплуатации человека человеком, а, напротив, средством защиты человека от посягательства государства на его свободу и независимость, гарантом его свободы и человеческого достоинства. Существенные различия между фашизмом и социализмом проявляются и в сфере идеологии. Как уже ранее отмечалось, идеологической основой фашизма является крайний национализм. Поэтому при фашизме политика государства направлена на защиту национальных интересов. При ведении агрессивных, захватнических войн в различных регионах мира ограблению подвергались целые народы, и все богатства вывозились в фашистские государства, которые затем распределялись между их гражданами через сеть специальных магазинов. Так поступали фашистские Германия, Италия, Япония. Марксизм-ленинизм и его азиатские модификации являются интернациональным учением, совершенно чуждым национальным интересам любого народа. При социализме ограблению подвергается народ собственной страны. «Мы утверждаем, - писал В. И. Ульянов (Ленин) в 1918 г., - что интересы социализма выше интересов национальных, выше интересов государства». Практически это означает, что средства, вырученные от продажи российского золота, царских драгоценностей, музейных сокровищ и конфискованного у крестьян хлеба, направлялись на поддержку мировой революции и террористических движений, на содержание близких по духу коммунистических и рабочих партий. Когда в России свирепствовал голод, когда тысячи трупов валялись на улицах городов и сел, Председатель СНК РСФСР В. И. Ульянов (Ленин) увещевал секретаря Коммунистического Интернационала А. Балабанову: «Умоляю Вас, не экономьте. Тратьте миллионы, много, много миллионов». В Советском Союзе вплоть до последних дней его существования львиная доля национального дохода шла на содержание стран мировой социалистической системы, прокоммунистических режимов в Афганистане, Эфиопии, Анголе, Мозамбике и Никарагуа. Достаточно сказать, что только на поддержку одной Кубы СССР в среднем тратил по 20 млн долларов в день. Одной из важнейших составляющих идеологии марксизма-ленинизма стала догма о непримиримой классовой борьбе и установлении диктатуры пролетариата. Возведение ее в ранг объективного закона развития общества обусловило внутреннюю направленность массовых репрессий в социалистических странах, уничтожение собственных народов, национальных святынь и культурных ценностей. По этому критерию социализм отличается от фашизма, поскольку идеология расовой борьбы ориентирует тоталитарное государство на уничтожение народов других стран, объявленных неполноценными. О последствиях классовой борьбы и масштабах преступлений кровавых социалистических режимов против народов своих стран можно судить по численности казненных граждан, не совершавших никаких уголовно наказуемых деяний. В СССР были казнены 20 млн человек, Китае - 65 млн, Северной Корее - 2 млн, Камбодже - 2 млн, во Вьетнаме - 1 млн, в Афганистане - 1,5 млн, социалистических странах Восточной Европы - 1 млн, Африке - 1,7 млн, Латинской Америке - 150 тыс. От рук боевиков коммунистических и рабочих движений, финансируемых Советским Союзом, погибли 10 тыс. человек (Куртуа С, Верт Н. и др. Черная книга коммунизма. М. 1999. С. 37). Наиболее последовательно идеи марксизма-ленинизма были воплощены в Кампучии (Камбодже). За неполных четыре года правления кровавого режима Пол Пота - Иенг Сари страна была превращена в огромный концлагерь. В результате большого террора из восьми миллионов человек населения было уничтожено два миллиона, то есть четвертая часть. Чтобы обеспечить полное равенство всех граждан Кампучии, были упразднены денежная система и внутренняя торговля, отменена зарплата, запрещено свободное перемещение населения, разлучены семьи, ликвидирована система здравоохранения и просвещения, полностью разрушен транспорт. Только Пол Пот оставил себе автомобиль, а Иенг Сари - велосипед. Остальные транспортные средства были превращены в груды металлолома. Таким образом, было достигнуто равенство всех граждан страны, равенство в нищете и смерти. На конституционном уровне марксизм-ленинизм объявлялся в социалистических странах официальной идеологией, единственно верным и всепобеждающем учением, преобразующим мир. Исключением из общего правила является лишь ныне действующая Конституция КНДР, согласно которой государство в своей деятельности руководствуется идеями чучхе, в которых марксизм- ленинизм находит свое творческое применение к реальной действительности страны (ст. 4). Идеология марксизма-ленинизма в социалистических странах насаждалась исключительно насильственными способами, путем террористического внушения, подавления любых проявлений свободомыслия. Идеологическим воспитанием были охвачены детские дошкольные учреждения, учреждения общего и профессионального образования, высшие учебные учреждения, трудовые коллективы и коллективы служащих, воинские подразделения, больницы, собрания граждан по месту жительства и все другие социальные клеточки общества. Издавались только партийные и прокоммунистические газеты, зарубежные радиостанции глушились, цензуре подвергались не только научные и художественные произведения, но и даже наклейки на коробки спичек или бутылки минеральной воды. Партийная номенклатура решала, какие книги читать, какие кинофильмы смотреть, какие песни петь, о чем говорить. Не согласных казнили, бросали в концлагеря, помещали в психиатрические лечебницы, изгоняли за границу, увольняли с работы, подвергали травле в печати. Под давлением всеохватывающего идеологического пресса у людей формировалась полная покорность, слепая вера в скорое пришествие коммунизма, страсть к доносительству, готовность к любой лжи и безнравственности. Марксизм-ленинизм в социалистических странах в результате тотального подавления инакомыслия стал монорелигией, сектантским вероучением, истинность которого не могла ставиться под сомнение. Это придало социализму некоторые свойства теократического режима. В условиях социализма господствующая партия превращается в касту жрецов во главе с верховным жрецом, то есть вождем. Она выступает не только как монопольный держатель власти, но и как обладатель абсолютной истины. Тем самым узурпируется право распускать избранные органы власти, запрещать всякую другую партию, контролировать всю информацию, решать вопросы жизни и смерти человека, сжигать сомнительные книги. В социалистических странах сочинения К. Маркса, В. И. Ульянова (Ленина), С. Джугашвили (Сталина), Мао Цзэдуна, Ким Ир Сена и Хо Ши Мина были превращены в священные писания, житие их авторов, описанное апостолами коммунизма, почитались как священные предания. Все они были готовы уврачевать язвы человечества, пострадать за народ, устроить рай на Земле. Функции средневековой инквизиции выполняли в социалистических странах идеологические структуры партийных и карательных органов государства, которые практиковали облавные охоты на еретиков и ведьм, отступивших от принципов марксизма-ленинизма. Ради торжества вероучения деструктивной секты подавлялись мировые религии, уничтожались священнослужители, подвергались гонениям верующие, по вандальски разрушались культовые здания и памятники архитектуры, символизирующие величие бывшего государства. Сходство социализма с теократическим режимом состоит и в том, что в системе регулирования отношений по осуществлению государственной власти в социалистических странах особое место занимают партийные документы и материалы. Они выступают не только базой текущего законодательства, но и определяют содержание конституционно-правовых норм, а также порядок их реализации. Так, например, в марте 1971 г. было принято постановление ЦК КПСС «О мерах по дальнейшему улучшению работы районных и городских Советов депутатов трудящихся». В развитие его положений Президиум Верховного Совета СССР издал 19 марта 1971 г. два Указа: «Об основных правах и обязанностях районных Советов депутатов трудящихся» и «Об основных правах и обязанностях городских и районных в городах Советов депутатов трудящихся». Эти акты лишь детализировали постановление ЦК КПСС. Во всех социалистических странах принимались совместные постановления центрального комитета монопольно правящей партии и правительства. В них сочетались качества правового акта и партийной директивы, придающей по существу нормам права более высокую юридическую силу. В конституциях демократических государств закрепляется принцип верховенства конституции и закона на всей территории страны. Благодаря этому обеспечивается единство, согласованность и стабильность национальной правовой системы. Между тем в конституциях социалистических стран даже не упоминается столь важный правовой принцип. В лучшем случае лишь говорится, что государство управляется в точном соответствии с конституцией и законами страны (ст. 8.1 Конституции Болгарии 1971 г.). Наличие такого пробела в правовом содержании всех социалистических конституций нельзя признать случайным, обусловленным недостатками законодательной техники. Тоталитарный социалистический режим опирается не на конституцию и закон, а на партийные директивы и инструкции, ведомственные акты, которые произвольно наделяются свойством верховенства. Так, в Конституции СССР 1936 г. были закреплены неприкосновенность личности, жилища и тайны переписки, право обвиняемого на защиту (ст. 127-128). Однако протоколом № 57 заседания Политбюро ЦК ВКП(б) от 31 января 1937 г. были утверждены лимиты ликвидации без суда и следствия «антисоветских элементов» по всем союзным и автономным республикам, городам Москва и Ленинград, краям и областям, по всем концлагерям СССР. Порядок уничтожения «врагов народа», заточения их близких и родных в тюрьмы и концлагеря, изоляции малолетних детей был урегулирован оперативными приказами Наркома внутренних дел СССР (30.06.1973 г. № 00447; 15.08.1937 г. № 000486). Таким образом, протоколы Политбюро ЦК ВКП(б) и оперативные приказы Наркома внутренних дел СССР обладали в тоталитарном государстве верховенством и высшей юридической силой по отношению к Конституции СССР и действующим законам. В. соответствии с догмами марксизма-ленинизма подлинное народовластие несовместимо с устройством государственного механизма на основе принципа разделения властей. Считалось, что в социалистических странах единственными органами государственной власти могут быть только представительные органы народа, соединяющие в своей деятельности законодательные, распорядительные и контрольные функции. В ст. 2 Конституции СССР 1977 г. сказано: «Вся власть в СССР принадлежит народу. Народ осуществляет государственную власть через Советы народных депутатов, составляющие политическую основу СССР. Все другие государственные органы подконтрольны и подотчетны Советам народных депутатов». В КНДР власть принадлежит рабочим, крестьянам, солдатам и трудовой интеллигенции. Они осуществляют ее через свои представительные органы - Народные собрания всех ступеней (ст. 7 Конституции КНДР). Однако в социалистических странах вся полнота власти принадлежит партийной номенклатуре, которая ни с кем ее не делит и никому не передает. Представительные органы государства при социализме являются чисто декоративными учреждениями, которые созываются на сессии только для парадного оформления решений, принятых партийными органами. Даже проекты выступлений депутатов на сессии Совета готовятся при непосредственном участии аппарата исполнительных органов государственной власти, находящихся под жестким партийным контролем. Первооткрыватель Советов В. И. Ульянов (Ленин), развенчивая буржуазные парламенты, распространял досужие домыслы, что там «только болтают со специальной целью надувать «простонароды». Но только ему и его последователям в социалистических странах удалось в лице Советов создать не только не работающие, но и самостоятельно не говорящие учреждения. В конституциях социалистических стран закрепляется разветвленная система политических институтов. В качестве ее основных элементов обычно выделяются монопольно правящие коммунистические и рабочие партии, марионеточные партии и национальные фронты, выступающие как их союзники, профсоюзы, коммунистические молодежные организации, трудовые коллективы, общественные объединения. Однако в социалистических странах все политические институты должны были участвовать в укреплении тоталитарного режима. В ГДР Национальный фронт и массовые общественные организации объединяли в своем составе «все силы народа для совместных действий в целях развития социалистического общества» (ст. 3.2. Конституция ГДР 1968 г.). Согласно Конституции Венгрии 1949 г. профсоюзы были обязаны защищать и укреплять народную власть, защищать и представлять интересы трудящихся (§ 4.3). При малейшем отклонении от политики монопольно правящих коммунистических и рабочих партий социалистических стран, их курса на укрепление тоталитарного режима все другие партии и общественные объединения запрещались, а их активисты подвергались репрессиям. Именно так поступила большевистская власть советской России со всеми демократическими партиями страны, в том числе и социал-демократической ориентации. Специальные главы или разделы в структуре конституций социалистических стран посвящены правам и свободам граждан, их обязанностям и гарантиям реализации. Однако в них даже не упоминаются такие важнейшие права и свободы, как право человека на жизнь, на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, право свободно выезжать за пределы страны и в любое время возвращаться на Родину, право частной собственности, свободного использования своей способности и имущества для предпринимательской деятельности, право обвиняемого не свидетельствовать против себя самого, своего супруга и близких родственников и др. Кроме того, социалистические конституции исходят из реальности обязанностей граждан и условности их прав и свобод. В СССР, например, граждане имели право объединяться в общественные организации, пользоваться свободой научного, технического и художественного творчества, но только в целях коммунистического строительства (ст. 47, 51 Конституции СССР 1977 г.). Исключительно в соответствии с интересами народа и в целях укрепления и развития социалистического строя гражданам СССР гарантировались свободы слова, печати, собраний, митингов, уличных шествий и демонстраций (ст. 50 Конституции СССР 1977 г.). Положение с правами и свободами граждан в социалистических государствах усугубляется тем, что они не признают на конституционном уровне естественных прав человека, нормативно подтвержденных международным сообществом, не предоставляют им возможности обращаться в межгосударственные органы по их защите. Граждане обладают лишь правами и свободами, провозглашенными национальными конституциями и действующими законами (ст. 33 Конституции СССР 1977 г., § 54.3 Конституции Венгрии 1949 г.). В этой связи граждане социалистических государств не могут пользоваться важнейшими правами человека, что не позволяет им стать в условиях тоталитарного режима свободными людьми. Уникальность социализма по сравнению с другими тоталитарными режимами заключается в том, что партийная номенклатура не учитывает в ходе принятия политических решений ни интересов подавляющего большинства населения своей страны, ни интересов меньшинств. Она выражает интересы собственной корпорации, сформировавшиеся в условиях абсолютной монополии на власть и закрытой распределительной системы. По этому существенному критерию социализм сближается вплоть до полного совпадения с диктаторской тиранией с одной стороны, и с расизмом - другой. До октябрьского переворота Россия представляла собой преимущественно крестьянскую страну с глубоко религиозным населением. В этой связи государственный террор Советской власти обрушился по законам диктаторской тирании прежде всего на явное большинство населения страны - крестьян и верующих. В результате большевистской политики в деревне в 1921-1922 гг. от голода погибли 5 млн крестьян. Кроме того, жертвами насильственной коллективизации крестьян с уничтожением наиболее крепких хозяйств, стали в 1929-1930 гг. около 15 млн человек, высланных в гиблые места Севера и Сибири. Еще 6 млн крестьян умерли голодной смертью. Коллективизация привела к отчуждению крестьянина от земли, от заинтересованного труда, к полному захирению земледелия и запустению деревень. С тех пор СССР начал закупать хлеб за рубежом. В целях насаждения в России совершенно чуждой ее народам новой монорелигии было к началу 1920 г. уничтожено Советской властью 320 тыс. священнослужителей разных религиозных конфессий. В годы большого террора было дополнительно казнено или брошено в концлагеря еще 40 тыс. священнослужителей. Одновременно были закрыты 4 духовные академии, 58 семинарий, 1250 монастырей, уничтожено 55 173 православных храмов и 25 000 часовен, 4200 католических костелов, 25 000 мечетей, 6000 синагог и более 4000 молитвенных домов. Социализм совершил чудовищные преступления против свободы совести и выражения мнений, покрывших страну позором. Вместе с тем в социалистических странах проводилась политика геноцида и в отношении национальных меньшинств. Так, например, в СССР целые народы объявлялись изменниками Родины, в результате чего они подвергались депортации. Таковая судьба постигла немцев Поволжья, чеченов, ингушей, карачаевцев, калмыков, крымских татар, балкарцев, турок-месхетинцев, которых выселяли из исторических мест обитания в казахстанские степи, в пустыни, тайгу и в тундру. Примерно 75% этих народов погибли по пути следования к местам выселки и в новых поселениях. В СССР проводились и чисто расистские процессы против Еврейского антифашистского комитета, «безродных космополитов», «врачей-убийц», направленные на разжигание межнациональной розни, на возбуждение низменных инстинктов и предрассудков. В социалистическом Китае массовые репрессии проводились в отношении тибетского народа, в результате которых было уничтожено около 800 тыс. человек коренного населения. В социалистических странах не существует никаких механизмов привлечения к политической или конституционной ответственности высших должностных лиц государства, даже в случае совершения тягчайших преступлений против человечности. Отстранение их от должности возможно лишь в результате внутренних разборок в среде партийной номенклатуры, осуществляющей государственную власть. Власть при социализме осуществляется только насильственными методами, в числе которых можно выделить методы мобилизации, государственного произвола, социальной демагогии и массовых политических репрессий. Мобилизация в данном случае означает насильственное объединение государством людских и материальных ресурсов в целях удержания партийной номенклатурой монополии на власть, построения в стране социализма, оказания финансовой и военной помощи родственным тоталитарным режимам, международным коммунистическим и рабочим движениям. Теоретическое обоснование мобилизации в условиях социализма дал Л. Д. Бронштейн (Троцкий). Выступая в 1921 г. на IX съезде РКП(б), он изложил программу партии о мобилизации рабочих и крестьян в трудовые армии. «С бродячей Русью, - говорил он, - мы должны покончить. Мы будем создавать трудовые армии, легко мобилизуемые, легко перебрасываемые с места на место. Труд будет поощряться куском хлеба, неподчинение и недисциплинированность караться тюрьмой и смертью». Организационной формой трудовых армий стали советские концлагеря, покрывшие густой сетью всю территорию страны. По данным О. Платонова в «в тюремном секторе экономики» было занято 10 млн. человек, или 15% от общей численности самодеятельного населения, работающего в народном хозяйстве. В 1940 г. доход этой отрасли составил в ценах тех лет 30-35 млрд рублей, то есть десятую часть национального дохода страны. Однако мобилизация людских и материальных ресурсов в России и в СССР осуществлялась не только в форме концлагерей, но и в других организационных формах. Среди них можно выделить: введение всеобщей трудовой повинности населения; изъятие хлеба у крестьян карательными продовольственными отрядами; обеспечение мобилизации рабочих и крестьян в Красную Армию путем взятия заложников из числа их близких и родных; изъятие музейных и церковных ценностей; насильственное обобществление имущества крестьян в период сплошной коллективизации; закрепощение в колхозах крестьян путем запрета выдавать им паспорта и учета количества и качества выполняемой работы посредством ничем не обеспеченных трудодней; введение запрета на смену места работы в области промышленности, перехода из одного предприятия на другое; установление натуральных налогов на продукцию сельского хозяйства, получаемую крестьянами с приусадебных участков; объявление ударными комсомольскими стройками страны возведение крупнейших производственных объектов в условиях, не пригодных для жизни человека; использование дарового труда рабочих и служащих, студентов и школьников города на сельхозработах; превращение в постоянную практику организацию и проведение коммунистических субботников и воскресников, во время которых выполненная работа не подлежала оплате. Мировой опыт развития государств с различными социально-экономическими системами убедительно свидетельствует, что социализм без массовой мобилизации людских и материальных ресурсов, без введения принудительного труда существовать не может. Государственный произвол понимается как самовластное правление партийной номенклатуры, полное игнорирование конституции и закона в ходе осуществления политической власти, проявление необузданности и деспотизма в отношении народа своей страны. Допустимость произвола как метода осуществления государственной власти в советской России была официально признана в 1919 г. на заседании СНК РСФСР. «Сущность революции, - записано в протоколе заседания, - состоит в открытом попрании всякого права, включая и собственные декреты революции». В условиях произвола тягчайшие преступления режима становятся формой жизни человека, который превращается из субъекта властеотношений в один из их объектов, в безликое существо. Как и во всяком тоталитарном государстве в социалистических странах используется с целью удержания власти партийной номенклатурой такой метод нравственного и психологического насилия над личностью, как социальная демагогия. Она направлена на формирование в общественном и индивидуальном сознании образа вождя как выдающегося партийного и государственного деятеля современности, о единстве интересов партии и народа, о неизмеримом превосходстве подлинно народной демократии над загнивающей демократией Запада, о смертельной угрозе внутренних и внешних врагов социалистическим завоеваниям, о необходимости надрывного труда, тягот и лишений ради построения коммунизма, о счастливой и зажиточной жизни грядущих поколений, наших детей и внуков. Как говорил Мао Цзэдун: «Десять лет упорного труда и десять тысяч лет счастья». Социальная демагогия при социализме служит прикрытием, дымовой завесой массовых политических репрессий против всего народа страны, призванных посеять всеохватывающий страх перед государством, сформировать у человека полную покорность властям, согласие жить и работать в условиях тоталитарного режима, безропотно терпеть беспредельное вмешательство партийных органов во все сферы жизнедеятельности общества, в том числе в частную жизнь. В социалистических странах партийная номенклатура возвышается над народом, что позволяет ей осуществлять государственную власть способами господства над всеми областями жизни общества, заботиться о самосохранении, распоряжаться по собственному усмотрению судьбой полностью зависимых от нее людей. Для народа каждой страны характерна не поддержка социалистического режима, а фатальная покорность ему, абсолютное повиновение принятым на политическом уровне решениям, вынужденное согласие жить во лжи и безнравственности. В социалистических странах государственная власть осуществляется диктаторскими, силовыми приемами. Они включают внедрение в жизнь общества системы всепроникающего сыска и взаимодоносительства, инквизиционные допросы ни в чем неповинных людей, упрощенную процедуру судопроизводства, избирательное применение закона, принятие на политическом уровне произвольных решений, устранение из органов государства или физическое уничтожение руководящих кадров, террористическое внушение правил поведения граждан, тотальный контроль за их соблюдением. В период правления В. И. Ульянова (Ленина) и С. Джугашвили (Сталина) в Советской России и СССР, Мао Цзэдуна - в Китае, Ким Ир Сена - в КНДР, а также Пол Пота - Иенг Сари - в Камбодже социалистический режим по существу трансформировался в диктаторскую тиранию. Власть в социалистических странах осуществляется с помощью таких материальных средств насилия, как огромный пропагандистский аппарат, предварительная цензура всей распространяемой информации, карательные органы государства, включая суды и прокуратуру, армию и полицию, психиатрические лечебницы, сеть тюрем и концлагерей, специально приспособленных мест ссылки и высылки. Промежуточное положение между демократическим и тоталитарным режимами занимает авторитарный режим, представляющий собой установленный национальной конституцией порядок осуществления публичной власти, при котором гипертрофированная роль отводится главе государства или главе исполнительной власти страны. Он является либерализованным видом тоталитарного политического режима или разновидностью демократии, которая постепенно утрачивает свои наиболее характерные свойства. Современный авторитаризм представлен на политической карте мира следующими видами: 1) авторитарно-консервативный режим; 2) авторитарно-модернизационный режим; 3) авторитарно-патриархальный режим; 4) авторитарно-этнический режим. [1] |