учебник кп. Конституционное право университетский курс
Скачать 2.15 Mb.
|
Авторитарно-модернизационный режим. Его можно определить как такой порядок осуществления власти национальной элиты, при котором ведущую роль играют высшие исполнительные органы государства, призванные обеспечить, вопреки сложившимся традициям, проведение глубоких политических реформ в целях структурной перестройки экономики, внедрения в производство новейших технологий, повышения эффективности управления всеми отраслями и сферами жизнедеятельности общества, улучшения качества жизни населения страны. Этот режим утвердился в Сингапуре, Республике Корея, Малайзии. В состав правящей элиты стран с авторитарно-модернизационным режимом входят лица, обладающие исключительными качествами, позволяющими им достигнуть наивысших результатов в определенной области государственного управления при наименьших затратах трудовых, материальных и финансовых ресурсов. Процесс формирования правящей элиты в этих странах находится под жестким контролем общества и государства. Если, например, Президентом Российской Федерации может быть избран любой гражданин страны не моложе 35 лет, постоянно проживающий на ее территории не менее 10 лет, то для кандидата на пост главы государства Республики Сингапур таких цензов будет явно недостаточно. В соответствии с Конституцией Сингапура 1963 г. для участия в президентских выборах допускаются лица, отвечающие следующим требованиям: кандидат должен быть гражданином Республики Сингапур; достигнуть возраста не менее 45 лет; его имя должно значиться в текущем списке избирателей; на момент выдвижения кандидатуры для участия в президентских выборах он должен постоянно проживать в Сингапуре не менее 10 лет; являться человеком честным, с хорошим характером и репутацией; не состоять на момент выдвижения для участия в президентских выборах ни в одной политической партии; иметь опыт работы не менее 3 лет в должности министра, верховного судьи, спикера парламента, генерального прокурора, председателя Комиссии по вопросам государственной службы, генерального ревизора, начальника финансовой службы или парламентского секретаря; состоять в должности председателя совета директоров или главой исполнительной компании, оформленной или зарегистрированной согласно Закону о компаниях с уставным капиталом в размере не менее 100 млн долларов или эквивалента в иностранной валюте; занимать не менее 3 лет любую сопоставимую должность по уровню организации, объему функциональных обязанностей и сложности работы в государственном или частном секторе, которая предоставила кандидату возможность обогатиться таким опытом и навыками управления и распоряжения финансами, чтобы эффективно выполнять функции и обязанности в должности Президента Республики Сингапур (ст. 19, 44 Конституции). Соответствие деловых и личностных качеств кандидата на пост Президента Сингапура конституционным требованиям проверяет Комитет по президентским выборам, в состав которого входят председатель Комиссии по вопросам государственной службы, председатель Совета присяжных бухгалтеров, член Президентского совета по правам меньшинств. Его решение является окончательным и обжалованию или рассмотрению в суде не подлежит (ст. 18 Конституции Сингапура). В то же время действующие Президент и Премьер-министр Сингапура не могут назначить по своему усмотрению какого-либо кандидата на должность государственной гражданской, военной или правоохранительной службы. Они должны предварительно проконсультироваться с Комиссией по вопросам государственной службы или получить от не список соискателей на каждую вакантную должность, отвечающих всем квалификационным требованиям (ст. 34-35, 37d, 148f Конституции Сингапура). Это целиком и полностью исключает замещение должностей государственной службы на таких традиционных для России принципах, как родственные или приятельские связи, совместная учеба в вузе, личная преданность руководителю, знакомство и протекционизм. В Сингапуре по существу утвердилась концепция меритократического общества, где превалирует принцип выдвижения на руководящие посты наиболее одаренных граждан, избираемых из всех национальных групп и социальных слоев населения страны. Конституция Республики Корея 1987 г. предъявляет высокие квалификационные требования не только к кандидатам на государственную службу, но и к депутатам Национального собрания (парламента) страны. Депутаты обязаны придерживаться высоких стандартов честности, отдавать предпочтение национальным интересам и исполнять свои обязанности в согласии с совестью, не злоупотреблять своими должностными полномочиями с целью приобретения прав на собственность или иных выгод (ст. 46). Экономическую основу авторитарно-модернизационного режима в Малайзии, Республике Корея и Сингапуре составляют государственная и частная собственность на средства производства. При осуществлении экономической функции государство формирует комфортный инвестиционный климат, участвует в акционерном капитале, финансирует за счет бюджетных средств национальные проекты, обеспечивает доступ коммерческих структур к кредитным ресурсам. Оно регулирует и координирует экономическую деятельность с целью реализации приоритетных планов развития страны и отдельных районов, поддержания сбалансированного роста и стабильности национальной экономики, обеспечения справедливого распределения доходов, предупреждения доминирования рынка и неправомерного использования экономического влияния, а также демократизации экономики путем установления гармонии между субъектами экономической деятельности (ст. 92 Конституции Малайзии, ст. 119 Конституции Республики Корея). Активное участие государства в регулировании и координации экономической деятельности на национальном уровне создает благоприятные условия для модернизации производственных мощностей, внедрения новейших технологий. Оно позволило сформировать в каждой из рассматриваемых стран современную экономику, включая такие высокотехнологичные отрасли промышленности, как производство электроники и информационных систем, радио- и телевизионной аппаратуры, нефтехимия, автомобилестроение и судостроение, биотехнология. Преимущественно за их счет поддерживаются стабильные темпы экономического роста, низкая инфляция, незначительная безработица и высокое качество жизни населения. Оценивая по этим индикаторам уровень развития всех стран, эксперты МВФ поставили Сингапур на 4-е место в мировом рейтинге, а Республику Корея - на 13-е место. Национальной идеологией Республики Корея и Сингапура является конфуцианский динамизм. Эта идеология охватывает такие нравственные требования к личности, как целеустремленность, бережливость, тяга к образованию, трудолюбие, самодисциплина, почитание старших, уважительное отношение к существующей власти. В процессе формирования личности, семейного и общественного воспитания конфуцианские ценности входят в быт, в привычки, передаются от поколения к поколению. Однако в условиях авторитаризма они могут подкрепляться и мерами государственного принуждения. Так, в ст. 9 Конституции Сингапура закреплена свобода личности, но она не распространяется на «чужеземных» врагов и на лиц, арестованных за неуважение к парламентской власти. Таким образом, неуважительное отношение к парламентской власти приравнено в Сингапуре к преступной деятельности «чужеземных» врагов, направленной против безопасности государства. В Государственной Думе Федерального Собрания РФ получила широкое распространение порочная практика принятия законопроектов голосами «многостаночников», то есть тех депутатов, которые пользуются карточками для электронного голосования других парламентариев, отсутствующих на пленарном заседании. В Сингапуре за такие вольности депутаты национального парламента подвергаются штрафу в размере, не превышающем 200 долларов за каждый день, поскольку они своими действиями компрометируют законодательную власть страны (ст. 50 Конституции). В странах с авторитарно-модернизационным режимом обычно декларируется верховенство конституции в национальной системе законодательства (ст. 4 Конституции Малайзии, ст. 4 Конституции Сингапура). Тем не менее высшие органы исполнительной власти Малайзии, Республики Корея и Сингапура могут принимать без одобрения парламента нормативные правовые акты, имеющие силу закона. Наиболее ярким проявлением демократического характера государства может служить конституционное закрепление принципа разделения властей. Как говорится в ст. 16 Декларации прав человека и гражданина 1789 г.: «Общество, в котором не проведено разделение властей, не имеет конституции». Между тем в конституциях стран с авторитарно-модернизационным режимом нет правовых норм, закрепляющих принцип разделения властей, систему сдержек и противовесов. Весь механизм осуществления государственной власти замыкается на президентских и правительственных структурах. И лишь Конституция Малайзии содержит правовую фикцию о верховной власти монарха, «именуемого Янг ди-Пертуан Агонгом» (ст. 32). Во всех демократических странах доминирующие позиции в механизме осуществления государственной власти занимают политические партии. Конституции Малайзии, Республики Корея и Сингапура гарантируют право граждан на объединение, что служит правовой основой формирования многопартийных систем. Тем не менее, ведущая роль в этих странах фактически принадлежит политическим партиям, созданным при непосредственной поддержке властей. В Малайзии - это Объединенная малайская национальная организация (ОМНО), в Сингапуре - Партия народного действия (ПНД), бессменно находившаяся у власти более 50 лет. И лишь в Республике Корея две ведущие политические партии - Демократическая партия и Партия великой страны попеременно чередуются в практике осуществления государственной власти. Однако их программные положения почти не отличаются друг от друга, что лишает граждан свободы выбора. Конституции стран с авторитарно-модернизационным режимом отвергают западные либеральные ценности, абсолютизацию демократии и прав человека. Поэтому они закрепляют преимущественно личные права и свободы граждан, а также их конституционные ограничения (ст. 5-113 Конституции Малайзии, ст. 9-16 Конституции Сингапура). Вместе с тем, на конституционном уровне гарантируется государственная защита прав национальных и религиозных меньшинств. С этой целью в Малайзии установлен особый статус штатов Сабах и Саравак, населенных коренными малайцами (ст. 153 Конституции), в Республике Корея сформирован Консультативный совет политических старейшин (ст. 90 Конституции), а в Сингапуре создан Президентский совет по правам меньшинств (ст. 68-90 Конституции). Они вносят предложения и рекомендации в исполнительные органы государственной власти, специально уполномоченные принимать политические решения по защите прав и законных интересов национальных и религиозных меньшинств. В странах с авторитарно-модернизационным режимом сформировались институты политической и конституционной ответственности высших должностных лиц государства. В частности, в ст. 43 Конституции Малайзии установлена коллективная ответственность Кабинета Министров перед национальным Парламентом, а в ст. 68 Основного закона Республики Корея предусмотрена в качестве меры конституционной ответственности дисквалификация Президента страны по решению суда. Методами осуществления государственной власти в странах с авторитарно-модернизационным режимом являются убеждение и принуждение. С концептуальных позиций главным из них является убеждение, направленное на создание благоприятных условий для формирования единства народов страны, справедливого распределения национального богатства, построение прогрессивного общества, ориентирующегося на современную науку и технику, для постепенного перехода к демократическому образу жизни. Государственное принуждение в рассматриваемых странах Азии не преследует цель укрепления режима личной власти, удержания правящей элитой собственности, полученной в ходе криминальной приватизации. Оно призвано поддерживать стабильность экономической, политической и социальной систем общества, подавлять коррупцию, создавать условия для проявления творческой инициативы граждан во всех областях жизни, свободного развития человека. В Малайзии запрещены пропаганда расизма, религиозная нетерпимость, распространение коммунистических идей, все формы забастовок с политическими требованиями, не допускается проведение несанкционированных властями митингов и демонстраций, создание экстремистских организаций, деятельность которых может подорвать устои государства. За соблюдением установленных законом запретов осуществляется жесткий административный контроль. В Сингапуре, где коррупция была одной из важнейших черт азиатского образа жизни, ввели презумпцию виновности чиновников в получении взяток и использовании коррупционных схем. Суды наделили правом считать законным доказательством вины чиновника в совершении преступления несоответствие размеров зарплаты его имуществу и образу жизни. В качестве наказания были установлены такие меры уголовной ответственности, как лишение свободы на длительный срок, крупный денежный штраф, обязательная конфискация имущества. Для расследования коррупционных преступлений был создан орган государственной власти специальной компетенции, наделенный исключительно широкими полномочиями. Им стало независимое Бюро по расследованию коррупции в высших эшелонах власти Сингапура. В среднем и низовых звеньях государственной власти борьба с коррупцией проходила главным образом путем упрощения процедур принятия управленческих решений, издания ясных и простых правил, вплоть до отмены разрешений и лицензирования в менее важных сферах общественной жизни. В результате принятых мер в Сингапуре была почти полностью ликвидирована коррупция. По ее уровню он вошел в мировые лидеры, уступив лишь Новой Зеландии и Дании. В странах с авторитарно-модернизационным режимом власть осуществляется способами влияния. В их число можно включить патернализм государства по отношению к гражданам страны, вовлечение коренных народов в большую политику, формирование у людей уважительного отношения к власти. Это расширяет социальную базу поддержки власти, делает государство более сильным, создает объективные предпосылки для трансформации авторитарного режима в развитую демократию. Авторитарно-патриархальный режим. Этот режим представляет собой порядок осуществления власти феодально-монархической аристократии с применением на основе права религиозных и нравственных норм методов убеждения и принуждения, использования способов влияния и господства с целью воздействия на волю и сознание подданных, выраженных в традиционных для народа формах. Он утвердился в Бахрейне, Кувейте и Объединенных Арабских Эмиратах (ОАЭ), которые по форме государственного правления являются монархиями. В состав правящей элиты в странах с авторитарно-патриархальным режимом входят все лица монаршей династии, родоплеменная аристократия и мусульманское духовенство. Они играют ведущую роль в осуществлении государственной власти. Экономическую основу авторитарно-патриархального режима составляет многообразие форм собственности, среди которых выделяются государственная, частная и родо-племенная формы собственности. Вместе с тем в исключительной собственности государства находятся природные ресурсы, поскольку они согласно доктрине ислама созданы Всевышним Аллахом и предоставлены всей мусульманской общине (умме) лишь в пользование. Поэтому каждый подданный монарха имеет право на долю доходов, получаемых от использования природных богатств страны. Национальной идеологией стран с авторитарно-патриархальным режимом является ислам. Коран и законы шариата определяют содержание правовых норм, выступают в качестве составных частей многих конституционных положений. В современных условиях ислам отождествляется с государственностью, служит основой единства нации и важнейшей гарантией идентичности мусульман. Конституции Бахрейна (ст. 2), Кувейта (ст. 2) и ОАЭ (ст. 7) декларируют, что шариат является главным и фундаментальным источником всего национального законодательства. Согласно положениям Корана и Сунны все правоверные равны, для Аллаха нет бедных и богатых и все имущество должно распределяться в равной мере между мусульманами. В этой связи государство должно обеспечивать на основе национальной экономики гармоничное взаимодействие между государственным и частным сектором, утверждать социальную справедливость, регулировать отношения между работодателями и рабочими, земледельцами и арендаторами (ст. 20, 22 Конституции Кувейта). В соответствии с предписаниями ислама все государства с авторитарно-патриархальным режимом принимают меры по обеспечению развития экономики и улучшению социальных условий жизни коренного населения. Устранению возникающих диспропорций между объемом инвестиций в производственный сектор экономики и оказанием государственных услуг населению служат налоговые и бюджетные механизмы перераспределения доходов от экспорта нефти, газа и нефтепродуктов. В результате в этих странах за короткий исторический период создана современная экономика с развитой производственной и социальной инфраструктурой, обеспечено высокое качество жизни народа, по основным показателям которого они приближаются к уровню самых развитых государств мира. Так, например, в Кувейте каждому подданному, включая грудных младенцев, перечисляют, как совладельцу нефтяных богатств, на текущий счет в банке по 800 долларов США в месяц. Среди работников, занятых в реальном секторе экономики, каждый одиннадцатый кувейтец стал миллионером. В стране полностью решена жилищная проблема, введено для всех подданных бесплатное образование, здравоохранение и социальное обеспечение. Студенты и школьники получают бесплатно форму, учебники и трехразовое питание. Клиники Кувейта оснащены лучшим в мире оборудованием, имеют высококвалифицированный персонал, один участковый врач приходится на 800 жителей. Однако при необходимости больной отправляется за государственный счет для лечения за границу. Строгое соблюдение исламских принципов справедливости повышает авторитет монархической власти у населения страны, расширяет социальную базу поддержки сложившегося политического режима. В общественном сознании монарх воспринимается как мудрый правитель, верный старым обычаям и традициям, призванный творить добро для народа, по-отечески опекать каждого из своих подданных. Ради сохранения верховной власти монарха, единства мусульманской общины (уммы) и традиционного образа жизни населения стран с авторитарно-патриархальным режимом вводятся на государственном уровне определенные конституционно-правовые ограничения демократических институтов. В конституционной практике Бахрейна, Кувейта и ОАЭ под запрет попали принцип разделения властей, политические партии, учреждения СМИ, пропагандирующих чуждые для народа западные ценности. Отмеченные признаки авторитарно-патриархального режима как бы сближают его с теократическим политическим режимом. Однако конституции Бахрейна, Кувейта и ОАЭ не только закрепляют ислам в статусе государственной религии, но и предоставляют религиозным меньшинствам свободу вероисповедания, что совершенно исключается в теократических государствах. Так, например, в ст. 22 Конституции Бахрейна сформулирована правовая норма, согласно которой свобода вероисповедания является абсолютной и государство гарантирует неприкосновенность мест отправления культов, а также свободу соблюдения религиозных ритуалов в религиозных процессиях и собраниях в соответствии с существующими в стране обычаями. Оценивать степень демократизма авторитарно-патриархального режима по мифическим западным стандартам совершенно недопустимо. Скорее всего, прав аятолла Р. Хомейни, когда писал: «Исламское правление не может быть тоталитарным или деспотичным, оно конституционное и не волей народа, а лишь Кораном и традициями пророка». Своеобразной модификацией авторитарно-патриархального режима является политический режим, утвердившийся в таких странах Полинезии и Океании, как Кирибати, Самоа, Тонга и Фиджи. Согласно патриархальным, пережившим свое время обычаям и традициям, ведущую роль в осуществлении государственной власти в этих странах продолжают играть вожди племен, родо-племенная знать, советы вождей при главе государства. В своей деятельности они руководствуются не только нормами конституции и законов, но и предписаниями обычаев и традиций, собственными представлениями о власти, иерархическом устройстве общества, правах и свободах человека и гражданина. Тем не менее, авторитарно-патриархальный режим остается наиболее приемлемым и понятным для стран Полинезии и Океании, народы которых привержены традиционному образу жизни. |