учебник кп. Конституционное право университетский курс
Скачать 2.15 Mb.
|
Клерикально-демократический режим. Он характеризуется всеми признаками либерально- демократического режима. Но его главное отличие заключается в том, что национальная конституция определяет статус традиционной для державообразующего народа религии в качестве государственной или официальной. В этой связи церковь и религия начинают играть ведущую роль в политической и культурной жизни общества, в осуществлении государственной власти. В настоящее время клерикально-демократический режим утвердился в таких европейских странах, как Греция, Дания, Лихтенштейн, Мальта, Монако и Норвегия. В этих странах посредством конституционных норм лишь урегулировали исторически сложившиеся отношения между государством и церковью. Наглядным подтверждением тому могут служить нормы Конституции Дании, согласно которым «Евангелическая лютеранская церковь является официальной церковью Дании и как таковая пользуется поддержкой государства. Король должен быть членом Евангелической лютеранской церкви» (п. 4 ч. I и п. 6 ч. II). Конституция Мальты не только закрепляет католическую религию в качестве государственной, но и определяет основные функции церкви. Как сказано в ст. 2 Конституции, органы Римской Католической Апостольской Церкви обязаны и имеют право учить, какие принципы справедливы и какие ошибочны. Религиозное учение католической веры должно преподаваться во всех государственных школах как часть обязательного образования (п. 2-3). Клерикально-демократический режим по своей сути является либеральным. Он не ущемляет свободу совести и вероисповедания, не ограничивает права и свободы человека и гражданина по религиозным мотивам. При нем совершенно свободно действуют не только государственная или официальная церковь, но и все другие конфессии и деноминации. Последние из них не могут лишь рассчитывать на поддержку государства. На этот существенный признак клерикально-демократического режима сделан акцент в Конституции Лихтенштейна. В соответствии с нормами ст. 37 Конституции «каждому гарантируется свобода вероисповедания и совести. Римско-католическая церковь является государственной церковью и будет пользоваться в качестве таковой полной поддержкой государства. Другим религиозным культам гарантируется исповедание соответствующих верований и выполнение церковных служб с соблюдением публичного порядка и требований нравственности». Вторую группу политических режимов составляют тоталитарные режимы. В отличие от демократических режимов все они характеризуются полным контролем государства над всеми областями жизни общества, абсолютным монополизмом одной идеологии, фактической ликвидацией демократических прав и свобод человека и гражданина, массовыми политическими репрессиями в отношении оппозиции и инакомыслящих, возведением личной свободы в статус преступной и наказуемой. Сущность тоталитарного режима состоит во всеохватывающем объеме государственного регулирования общественных отношений, в насильственном пресечении любых проявлений социальной саморегуляции, местного и профессионального самоуправления, самостоятельности в личных и семейных делах, в области науки и культуры. Во взаимоотношениях государства и гражданина требуется руководствоваться общим правилом: все не предписанное властью - запрещено. В тоталитарных государствах вся полнота власти сконцентрирована в одних руках. Она принадлежит или одной партии или узкой группе лиц, или вождю. Разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную ветви теряет всякий смысл. Право утрачивает социальную ценность, оно становится средством проведения политики правящей верхушки, по воле которой пишутся законы, осуществляется управление страной, творится судебный произвол. В странах с тоталитарным политическим режимом происходит распад личности, превращение народа в толпу. Как справедливо подметил французский социолог М. Моос, в толпе нет индивидуумов. Они становятся деталями одной машины, спицами одного колеса, магическое кружение которого завораживает людей, парализует их волю, способность мыслить. В толпе все люди приходят в одинаковое движение, на всех лицах одна и та же маска, все голоса сливаются в одном крике. Каждый хочет видеть в толпе отражение своего желания, слышать из всех уст подтверждение своей убежденности, чувствовать себя захваченным без малейшего сопротивления всеобщей уверенностью в правоте великого дела, в достижении конечной цели. Навязать народу тоталитарный режим, по мнению И. А. Ильина, возможно только при осуществлении «самой последовательной диктатуры, основанной на единстве власти, на единой исключительной партии, на монополии работодательства, на всепроникающем сыске, на взаимодоносительстве и на беспощадном терроре». Без этих атрибутов диктатуры тоталитаризм вообще не может утвердиться ни в одной стране. Тоталитарные режимы неоднородны по своему составу. Всемирной истории известны фашистский, монократический, военно-диктаторский, расистский, теократический, диктаторская тирания и социалистический политические режимы. Фашистский тоталитарный режим. Он представляет собой открытую террористическую диктатуру наиболее шовинистических и расистских кругов общества, направленную на ликвидацию демократии внутри страны, обеспечение исключительного положения титульной нации, проведение агрессивных войн, порабощение или полное уничтожение других народов. История свидетельствует, что фашизм возникает в промышленно развитых странах, переживающих тяжелейший социально-экономический, политический и духовный кризис. В условиях хаоса и растерянности к власти могут прийти путем свободных, демократических выборов харизматические, склонные к демагогии, безответственные политики, предлагающие самые простые решения сложнейших экономических и социальных проблем, урегулирования международных споров. Так было в Италии, Германии и Японии, когда на смену старой аристократической элите пришли представители мелкобуржуазных и люмпенизированных слоев населения, гуманитарной интеллигенции. Экономической основой фашизма является частная собственность на орудия и средства производства, которая обеспечивает простор для развития производительных сил в рамках тоталитарного режима, повышение жизненного уфовня населения страны. При фашизме отношения собственности в экономике страны остались без каких-либо внешних изменений. Политические лидеры фашистских стран понимали преимущества частной инициативы и частной собственности в сфере производства и оказания услуг населению, но в то же время отводили государству более важную роль в экономике, чем оно играло в условиях буржуазной демократии. «Вмешательство государства в производство, - говорилось в фашистской «Хартии труда» Италии (1927 г.) может иметь место лишь тогда, когда отсутствует частная инициатива или когда она является недостаточной, или когда в этом замешаны политические интересы государства. Вмешательство это может принять форму контроля, поощрения или непосредственного управления». Еще более откровенно высказался на этот счет А. Гитлер: «Если частное хозяйство покажет себя неспособным выполнять поставленные перед ним задачи, то нацистское государство сможет решить эту проблему собственными средствами». Государственной идеологией фашизма стали крайний национализм, расизм и апология агрессивных войн. Вполне естественно, что в каждой фашистской стране эти свойства идеологии проявлялись по своему, в разных пропорциях. Аксиомой идеологии национализма служит утверждение, что нация является высшей социальной ценностью и естественной формой существования и развития этнической общности, сохранения и преумножения ее жизненных сил. Согласно Программе Национальной партии фашистов Италии (1921 г.) «нация является средоточием всех материальных и духовных ценностей народа». Поэтому функции государства должны быть сведены к опеке и заботе о титульной, державообразующей нации. Социальная политика должны быть направлена на укрепление семьи, воспитание здорового подрастающего поколения, улучшение материальных условий жизни рабочих, крестьян, молодежи, многодетных и неполных семей. Идеи национализма находили свое нормативное выражение в фашистских законах. В Германии, например, социальным содержанием были пронизаны буквально все статьи Закона «Об ослаблении безработицы» (1933 г.), Закона «Об изменении налога на автомобили» (1933 г.), Закона «О налоговых льготах» (1933 г.), принятых сразу после прихода фашистов к власти. Национальные задачи решались также за счет ограбления народов других стран. Все это расширяло социальную базу фашистского режима, гарантировало его прочность. Следует признать, что в Германии режим А. Гитлера поддерживали все немцы, за исключением ортодоксальных коммунистов. Во всех фашистских государствах национализм подкреплялся идеей расового превосходства и расовой исключительности титульной нации, что придавало ему окраску откровенного расизма. В печально знаменитой книге А. Гитлера «Майн кампф» сформулирован постулат, согласно которому арийцы образуют новое иерархическое государство, основанное на расовой теории. В нем займут достойное место потомственная аристократия, люди труда и созидательный капитал. Расширение жизненного пространства нового государства станет благом для всего человечества, ибо только истинные арийцы приносили с собой наивысшую культуру, подчиняя другие народы и превращая их в слуг. «Ариец, - писал А. Гитлер, - является прототипом того, что мы понимаем под словом «человек». Первые культуры возникли там, где арийцы встретились с низшими народами, завоевали их и подчинили своей воле». В Германии идеями расизма было проникнуто и содержание теории государства. В нем государство определялось как инструмент, машина насилия над внутренними врагами и разрешения противоречий между соперничающими державами. Для партии и фюрера государство - не более чем средство для достижения цели, а цель - расширение «жизненного пространства» на Востоке и защита расовой чистоты, не исключая и уничтожения цыган и евреев. «Государство, - поучал А. Гитлер, - всего лишь сосуд, который хранит в себе расу... Сосуд может иметь какое-то значение лишь в том случае, если он сохраняет и охраняет свое содержимое. В противном случае он просто бесполезен». Экономическая функция государства должна служить сохранению фашистского режима и подготовке захватнических войн. В едином, мощном государстве, созданном на основе расовых законов, не должно быть «демократического мусора». В идеологии фашизма особое место отводилось апологии силы и войны. В индивидуальное и общественное сознание каждый день вдалбливался стереотип: «Сильному все дозволено; для него мораль - химера». Он в любое время может начать войну, которая является движущей силой общества, способной встряхнуть топкое болото. Для фашистской Германии война должна была стать средством расширения жизненного пространства для арийской расы, для Японии - живым воплощением учения о божественной миссии Императорской армии, подымающейся над миром вместе с «восходящим Солнцем», для Италии - началом возрождения великого Рима за счет аннексии территории средиземноморских стран. На этой идеологической основе проводилась милитаризация фашистских стран, которая сопровождалась перенесением форм и методов военной организации в область гражданских отношений, распространением чрезвычайных законов и воинской дисциплины на отдельные отрасли производства или на всю экономику. Фашистская идеология проникнута духом волюнтаризма и субъективизма. Она полностью игнорирует экономические законы общественного развития, достижения точных наук. По мнению А. Гитлера, идеи, мощь духа, героизм и единство нации куда важнее, чем законы экономики, которые вообще являются выдумкой интеллектуалов. «Не материальные свойства, а исключительно идеальные качества, - считал он, - ведут к созданию государства». Только в редких случаях внутренняя сила государства совпадает с так называемым экономическим расцветом. Одним из центральных пунктов фашистской идеологии является учение о единстве государства, народа, партии и вождя. В фашистской Германии эта мысль выражалась лаконичной формулировкой: «Единое государство, единый народ, единая партия, единый фюрер». Любовь к фюреру, народу и отечеству - превыше всего. Таким образом, идеология фашизма несла на себе явственный отпечаток средних слоев населения. Идеи национализма, насилия и агрессивности были характерны для «маленького человека», которому условия жизни не позволили выбраться наверх, занять подобающее место в обществе, приобщиться к власти. В этой среде формировались антидемократические и антилиберальные настроения. Представители средних слоев населения выступали за установление жесткой диктатуры, за создание монолитной государственной системы, способной навести порядок в стране. В системе социального регулирования отношений власти в фашистских государствах ведущая роль принадлежала не конституции и закону, а партийным директивам и нормативным правовым актам правительства страны. В Италии такой порядок регулирования властеотношений был установлен Законом «О праве исполнительной власти издавать юридические нормы» (1926 г.). Он наделил Совет Министров правом обнародовать декреты и вводить их в силу, не дожидаясь утверждения в законодательном порядке. В фашистской Германии порядок правового регулирования отношений по осуществлению публичной власти в стране, установленный действующей тогда Конституцией Германской империи (Веймарской) 1919 г., был ликвидирован Законом «В целях устранения бедствий народа и государства» (1933 г.). В соответствии с его предписаниями государственные законы могли издаваться Правительством Германии. Они должны были «облекаться в надлежащую форму Рейхсканцлером Германии» и вступать в силу, если в них не указано иное, на следующий день после опубликования. Такие законы могли «уклоняться от имперской Конституции». На них не распространялась и конституционная процедура принятия и вступления в силу парламентских законов (ст. 1-3). В фашистской Японии нормативные правовые акты Правительства, имеющие силу закона, оформлялись указами императора. В странах с фашистским режимом государственная власть отличалась своим структурным единством. В каждой стране она принадлежала одной корпорации, что полностью исключало разделение ее на относительно самостоятельные ветви. В то же время жесткая централизация в системе государственного управления не оставляла места и для разделения власти в территориальном разрезе. Отмеченная закономерность, характерная для всех фашистских государств, наиболее четко проявилась в Германии. Так, сразу после смерти Президента Германии П. фон Гинденбурга был принят Закон «О верховном главе Германской империи», который в нормативном порядке объединил посты Рейхспрезидента и Рейхсканцлера. В этой связи правомочия Президента империи перешли к вождю (фюреру) и Рейхсканцлеру - А. Гитлеру. Он имел право назначать своего заместителя (п. 1 ст. 9). Теоретическое обоснование такой метаморфозы было дано ведущим специалистом по конституционному праву фашистской Германии Э. Р. Хубертом. «Пост фюрера, - писал он, - берет начало в национал-социалистическом движении. По своему происхождению данный пост не является правительственным. Чтобы понять нашу позицию, крайне важно учитывать это обстоятельство. Все общественные властные полномочия как в государстве, так и в движении проистекают от фюрера. Поэтому правильным обозначением политической власти в «Народном Рейхе» будет не «власть государства», но «власть фюрера». Дело обстоит именно таким образом, поскольку политическая власть реализуется не посредством абстрактной сущности - «государства», но осуществляется фюрером как исполнителем объединенной воли народа». В целях укрепления вертикали исполнительной власти в фашистской Германии Законом «О переустройстве империи» (1934 г.) были упразднены законодательные органы земель - народные представительства. Сохранились лишь исполнительные органы власти земель, которые перешли в непосредственное подчинение Правительству Германии. Кроме того, в каждую землю страны назначался имперский наместник, за деятельностью которого министр внутренних дел Германии должен был осуществлять административный надзор (ст. 1-3). Тем самым в Германии был ликвидирован сам принцип территориального разделения государственной власти. В фашистских государствах народ был по существу отстранен от участия в осуществлении публичной власти. Не было конкуренции в борьбе за власть и между политическими партиями, поскольку все они были запрещены. Законом Германии против образования новых партий (1933 г.) было установлено, что в империи существует в качестве единственной политической партии Национал-социалистическая германская рабочая партия. За попытку учредить новую партию предусматривалась уголовная ответственность (п. 1-2). Аналогичная ситуация сложилась и в Италии, где легально действовала только Национальная партия фашистов во главе с Б. Муссолини. По своей организационной структуре фашистские партии были партиями вождистского типа. Рядовые члены партий не играли никакой роли в принятии политических решений, поскольку это было прерогативой вождя. Что касается Японии, то там вообще не было политических партий. Контроль за осуществлением государственной власти установили ультранационалистические силы и военная аристократия страны. При фашистском режиме роль коллегиальных органов законодательной и исполнительной власти была сведена на нет, превращена в бутафорию. В фашистской Германии высший орган законодательной власти - Рейхстаг, иностранные журналисты окрестили самым высокооплачиваемым мужским хором страны. Все функции депутатов сводились к тому, чтобы петь государственный гимн до и после заседаний. Бессменный председатель Рейхстага Г. Геринг на одном из первых его заседаний предостерег депутатов от чрезмерного увлечения дискуссиями. «...В третьей империи есть фюрер. И мы здесь собрались не для того, чтобы обсуждать его решения, а для того, чтобы выслушивать его приказы и исполнять их как можно лучше!» С 1934 г. Кабинет Министров Германии практически не собирался на свои заседания. Все вопросы государственного управления решались фюрером и руководителями могущественных министерств - Герингом, Гиммлером, Геббельсом и Леем. Произошло полное слияние партийного и государственного аппарата, установление фашистской диктатуры. В фашистских государствах отсутствовали конституционные гарантии прав и свобод граждан. Вместо конституционных норм применялись акты чрезвычайного законодательства. Так, Декретом Рейхспрезидента Германии «Во имя защиты народа» (1933 г.) гестапо было предоставлено право подвергать «превентивному аресту» любого человека и содержать его в заключении без права на судебное разбирательство в течение неопределенно долгого времени. Вторым Декретом - «Об измене германскому народу и против изменческих действий» (1933 г.) - в уголовное законодательство было введено понятие «государственные» преступления. Изменой считались не только переход на сторону врага или выдача государственной тайны, но и такие уголовно наказуемые деяния как нарушение расовых законов, неуважительное отношение к фюреру. Последующими декретами преступлениями были признаны: «распространение злостных слухов», «злонамеренные измышления против государства и партии». Для рассмотрения государственных и политических преступлений фашистские режимы учреждали специальные трибуналы и вводили упрощенную процедуру судопроизводства, разбирательства уголовных дел. Из ведения Верховного Суда Германии, например, были изъяты дела по обвинению в измене родине и переданы специально учрежденному Народному суду, состоящему из двух преданных А. Гитлеру судей и пяти партийных функционеров, назначаемых фюрером в качестве народных заседателей. В фашистской Италии для рассмотрения уголовных дел по так называемым политическим преступлениям был создан особый трибунал по защите государства. Он рассматривал уголовные дела в закрытых судебных заседаниях, без участия адвокатов подсудимых. Вынесенные трибуналом приговоры обжалованию не подлежали и приводились в исполнение немедленно. При характеристике каждого вида политического режима требуется обращать внимание, как на практике учитываются интересы меньшинств при принятии политических решений, каково фактическое положение СМИ в государстве, имеются ли реальные механизмы привлечения высших должностных лиц страны к политической и юридической ответственности за правонарушения, совершенные ими в период своей деятельности. Но применительно к фашистскому режиму эти вопросы лишены всякого смысла. Политические, национальные, религиозные и иные меньшинства в фашистских государствах находились в бесправном положении или уничтожались в концлагерях, из всех СМИ легально действовали только официальные и лояльные к режиму печатные и электронные средства информации. Созданная режимом система исключала какую-либо возможность привлечения к ответственности национальными инстанциями высших должностных лиц фашистских государств, поскольку именно им и принадлежала вся полнота власти. В системе методов осуществления государственной власти в странах с фашистским режимом целиком и полностью доминируют методы прямого воздействия на волю людей. Властеотношения регулировались в основном методом предписаний, которые носили директивный и однозначный характер. Они не оставляли исполнителям возможности выбора вариантов поведения, достижения поставленных целей. Предписания облекались в форму декретов или указов главы государства, постановлений правительства и ведомственных актов. Если даже принимались законы, то они по своему содержанию и уровню детализации приближались к приказам. Для осуществления контроля за выполнением предписаний во всех фашистских государствах создавался огромный бюрократический аппарат. В Германии, например, на содержание госаппарата в среднем выделялось 30-35% ассигнований от общих бюджетных расходов страны, что явилось отражением обилия новых постов и должностей, создаваемых для управленческой и партийной бюрократии. В структуре прямых методов осуществления государственной власти в фашистских странах преобладают методы принуждения. Широко применялись превентивные аресты, полицейские расправы, массовые политические репрессии. Государственное убеждение сводилось преимущественно к социальной демагогии и тотальной идеологической обработке населения. Фашистский политический режим отошел в историю, не сохранился ни в одной стране мира. Однако без знания его конституционных признаков нельзя понять и смежные с ним виды тоталитарных режимов, что делает изучение фашизма в курсе конституционного права весьма актуальным. |