учебник кп. Конституционное право университетский курс
Скачать 2.15 Mb.
|
Монократический режим. Этот вид тоталитарного режима почти всегда отождествлялся с фашизмом. Без достаточной аргументации в юридической и политологической литературе делаются выводы, что фашизм был характерным в 60-70 годы прошлого столетия для таких стран Латинской Америки, как Гаити, Доминиканская Республика, Никарагуа. Однако, как это убедительно показал Н. Н. Разумович, там существовал монократический политический режим, известный под названием «каудилизм». Монократия в дословном переводе означает власть одного человека. Как политический режим она представляет собой открытую, лишенную всякой социальной базы, тотальную, всеохватывающую диктатуру одного лица, опирающегося главным образом на насилие. Если фашизм можно представить в виде пирамиды, где основание будет социальной базой режима, то монократия - это та же пирамида, но перевернутая основанием вверх. Все социальные силы выступают против такой власти, давят на нее всей массой общественно-политической пирамиды. Лишенный социальной опоры, режим постоянно шатается, прибегает для своего спасения к тотальному насилию, государственному террору. Монократический режим опирается только на армию, держится при ее поддержке. Однако армия редко бывает лояльной к диктатору, особенно если он вышел не из ее среды. Поэтому непрерывно перетасовывается высший командный состав армии, уничтожаются либерально настроенные офицеры. Таким путем режим пытается предотвратить попытки военного переворота, удержаться у власти. Для идеологического обоснования монократического режима широко используется социальная демагогия и всяческое восхваление личности диктатора. Так, например, в Доминиканской Республике диктатор Р. Л. Трухильо (1930— 1961 гг.) и его подручные создали за более чем тридцатилетиий период своего господства миф об «эре Трухильо», прочность, незыблимость и политическое совершенство которой якобы не имеет себе равных в истории. «Эра Трухильо, - говорил сын диктатора, - не может исчезнуть, пока существует Доминиканская Республика, поскольку эта эра является составной частью Республики». В целях укрепления тоталитарного режима была создана марионеточная Демократическая партия Доминиканской республики, которая состояла из приближенных диктатора и безропотной, послушной массы малограмотных людей. Она достигла внушительных успехов лишь на поприще безудержного восхваления своего партийного лидера, вождя. В ее аппарате была разработана «Теоретическая программа экономического развития Доминиканской Республики», согласно которой страна должна достигнуть процветания под руководством «единственного верховного вождя». Хотя Р. Л. Трухильо воевал только со своим народом, Конгресс присвоил ему воинское звание генералиссимуса, наградил всеми высшими орденами страны. Он обладал титулами адмирала флота, благодетеля отечества, восстановителя независимости, освободителя нации, покровителя изящных искусств и литературы. Соревнуясь в угодничестве диктатору, его провозгласили почетным студентом, первым врачом, мудрым учителем, доктором наук. Схожий, вплоть до полного совпадения, тоталитарный режим существовал на Гаити при кровавой диктатуре семейства Дювалье (1957-1986 гг.) и в Никарагуа в период правления А. Самосы (1936- 1979 гг.). При монократическом режиме наблюдается абсолютный разрыв между юридической и фактической конституциями. Так, по Конституции Никарагуа 1950 г., государственный строй этой страны был провозглашен республиканским, демократическим и представительным (ст. 8), государственная власть в соответствии с классической доктриной разделения властей делилась на законодательную, исполнительную и судебную (ст. 10), а Президент Республики должен был избираться прямым народным голосованием (ст. 81). Фактически же страна в течение сорока лет управлялась исключительно династией Самосы. Власть по существу переросла в наследственную. Конституция Гаити провозглашала страну единой, неделимой, суверенной, независимой, демократической и социальной республикой (ст. 1), где суверенитет принадлежит всем гражданам в их совокупности (ст. 32). В действительности реальная власть принадлежала династии Дювалье, которая правила страной открыто насильственными, террористическими методами. Монократический режим в несколько смягченной, более либеральной форме утвердился в таких африканских странах, как Бурунди, Габон, Зимбабве, Камерун, Малави, Того и в ряде других. Президенты в этих странах избираются, но суть режима остается прежней, поскольку ведущая роль в осуществлении государственной власти принадлежит одному лицу. Монократический режим не имеет единой идеологии. В странах Латинской Америки для обоснования закономерностей возникновения режима использовалась идеология кассицизма, а в странах Африки - местные религиозные верования, обычаи и традиции. Кассик - глава латифундийского семейства в странах Латинской Америки, который бесконтрольно распоряжался своими вотчинами, домочадцами, крестьянами и вооруженными отрядами. Единственный закон, который признавал кассик, - это право сильного. На основе этого закона рассматривались земельные и имущественные споры, осуществлялось управление хозяйством, отправлялось правосудие. Поэтому официальные средства массовой информации монократических государств путем идеологического воздействия на сознание людей формировали стереотипы, что диктатор это большой касик, обладающий бесспорным правом на неограниченную власть в стране. Военно-диктаторский режим. Этот режим утверждается лишь в результате военного переворота, когда директивными актами путчистов приостанавливается действие конституции, распускаются законодательные (представительные) органы государственной власти, запрещаются политические партии, оппозиционные средства массовой информации, учреждаются чрезвычайные суды, проводятся превентивные аресты и политические репрессии в отношении противников режима. Его характерные признаки заключаются в том, что власть в стране осуществляется исключительно методами внеправового принуждения, способами тотального господства над всеми социальными слоями общества, диктаторскими приемами в форме приказов и одновариантных решений, средствами вооруженного подавления противников режима армейскими подразделениями. При военно-диктаторском режиме выборы в органы государственной власти и всенародные референдумы не проводятся, что исключает его легитимное утверждение. Во второй половине прошлого века военно-диктаторские режимы существовали в Ираке, Пакистане, Гвинее, Нигерии, Судане, Аргентине, Бразилии, Парагвае, Чили и в некоторых других странах. В настоящее время один из таких режимов сохранился в Мьянме. Расистский политический решим. Он утверждается на основе исключительно реакционной идеологии, включающей иррациональные теоретические положения о физической и психической неравноценности человеческих рас и о решающем влиянии расовых различий на историю и культуру общества. Согласно теориям расизма самой природой, ее объективными законами предопределено разделение людей на высшую и низшую расы. Первая из них является единственной созидательной силой мировой цивилизации, призванной к господству, осуществлению верховной власти. Вторая, низшая раса, не способна к созиданию и даже к усвоению достояний высокой культуры и обречена на вечную эксплуатацию и подчинение. Расизм в своем классическом виде существовал в Южной Родезии и ЮАР. В этих странах вся полнота государственной власти принадлежала европеоидной расе, которую она осуществляла принудительными методами, применяя способы сегрегации и дискриминации. Сегрегация в данном случае означает принудительное разделение граждан страны во всех сферах жизни общества и государства по расовому принципу. Правовыми запретами и предписаниями регулировались схемы расселения жителей страны, порядок раздельного обучения детей, перевозок пассажиров транспортными средствами, пользования учреждениями культуры, торговли и быта и т. д. В ЮАР прежде всего производилось разделение населения в территориальном разрезе. Белому меньшинству отходило 87% территории страны с лучшими сельскохозяйственными угодьями, лесами и всеми месторождениями полезных ископаемых, а коренным народам - африканцам всего лишь 13% с бесплодными землями. Цветным и индейцам выделялись территории внутри «белой» ЮАР. В пределах территории, отграниченной для коренного населения ЮАР, создавались специальные резервации, куда насильно загонялись африканцы. Покидать их можно было только с разрешения властей. За самовольное оставление резерваций грозили крупный денежный штраф и тюремное заключение. В соответствии с Конституцией ЮАР 1976 г. сегрегация распространялась и на властные структуры. Она предусматривала формирование трехпалатного парламента, каждая из которых предназначалась для представителей одного цвета кожи. Были созданы палаты для белых, для цветных и для индийцев. Учреждение палаты для африканцев, составляющих подавляющее большинство населения страны, не допускалось. На конституционном уровне в Южной Родезии и ЮАР нормативно закреплялась дискриминация граждан по расовым мотивам, которая выражалась в лишении коренных жителей страны политических, социально-экономических и гражданских прав. Государство возлагало на них лишь тяжелые обязанности. В настоящее время расистские режимы в мире не существуют, они политически обанкротились и потерпели крушение. Южная Родезия превратилась в монократическое государство Зимбабве, а в ЮАР в результате коренных реформ по демонтажу апартеида, проводимых в 1989 г. по инициативе Президента страны Ф. де Клерка, утвердился национально-демократический режим. Однако отдельные свойства расизма дают о себе знать во многих странах мира, в том числе демократических. Это выражается в дискриминации граждан в сфере труда и занятости, в совершении убийств по расовым мотивам. Теократический политический режим. По своей сущности этот режим представляет собой сложившийся в обществе порядок осуществления принадлежащей духовенству политической власти, сочетающей методы, способы и средства воздействия на волю и сознание людей с целью реализации религиозных предписаний и норм во всех сферах жизни общества и государства, включая частную жизнь человека, личности и гражданина. Правящую элиту в теократических государствах составляют наиболее видные и влиятельные представители духовенства и религиозных кругов. В государстве-городе Ватикане в нее входит католическое духовенство, а в Иране и Саудовской Аравии - лидеры мусульманской общины (уммы). В- теократических государствах политический режим, как правило, является легитимным. Его легитимность периодически подтверждается в ходе выборов главы государства или в порядке наследования власти. В Ватикане Папа Римский избирается «по вдохновению» коллегией кардиналов (конклавом) путем тайного голосования большинством в две третьих голосов. Он занимает пост Верховного главы католической церкви, Суверена государства пожизненно. В Иране высшим должностным лицом является религиозный лидер - Рахбар (руководитель). Он избирается Советом экспертов, в состав которого входят крупнейшие исламские богословы - муджтахиды и факихи. К кандидату на пост Рахбара Ирана предъявляются требования компетентности в деле вынесения фетв (официальных суждений) по различным вопросам мусульманского права, справедливости, набожности, правильности мировоззрения. В Саудовской Аравии главой государства и главой мусульманской общины является король. Отсюда следует вывод, что духовная власть в стране переходит в порядке престолонаследия, который придает теократическому режиму свойство легитимности. Экономической основой публичной власти в теократических странах служит государственная собственность. В Ватикане она формируется за счет взносов, поступающих от католических церквей различных стран мира, доходов от туризма и от реализации обширной печатной продукции. В Иране и Саудовской Аравии в связи с внедрением в национальные экономики исламских принципов в их структурах преобладают компании с высокой долей государственного капитала. Частный капитал присутствует в них на паях с государственным. Признание в странах с теократическим режимом государственной собственности в качестве ведущей предполагает реализацию норм религиозного права в интересах всех верующих и каждого из них. Решающая роль в этом отводится государству, которое призвано покончить с экономическим неравенством, улучшить положение обездоленных. В странах с теократическим режимом национальной идеологией является религия, которой конституционными нормами придается статус государственной. В Ватикане согласно Договору между Святым престолом и Королевством Италия 1929 г. единственной религией государства является католическая, апостольская, римская религия (ст. 1). Конституционный статус государственной религии Саудовской Аравии закреплен правовыми нормами Указа короля Фахда «Основы системы власти» (1992). В соответствии с его положениями «Королевство Саудовская Аравия - суверенное арабское государство. Его религия - ислам, конституция - книга Всевышнего Аллаха и Сунна его Пророка, да благословит его Аллах» (ст. 1). В Иране конституционный статус государственной религии раскрывается при характеристике Исламской Республики, которая «основана на вере в Аллаха и его всеобъемлющую власть, в божественное откровение, предопределяющее любые законы, а также в ответственность человека перед Аллахом» (ст. 2). Возведение религии в статус государственной, безусловно, является одним из важнейших признаков теократического режима, но этого явно недостаточно, чтобы квалифицировать его именно в таком качестве. В современном мире существует более 30 стран, в которых на конституционном уровне религия провозглашается государственной или официальной. Соответствующие положения имеются в конституциях Алжира, Брунея, Джибути, Иордании, Йемена, Египта, Кувейта. ОАЭ, Сомали, Туниса и других стран. Конституция Мавритании 1991 г. провозглашает ислам «религией народа и государства» (ст. 5). Конституция Марокко 1992 г. устанавливает, что положение о государственном характере ислама не может быть пересмотрено (ст. 101). В ст. 4 Конституции Египта 2012 г. говорится, что ислам - государственная религия, шариат - главный источник законодательства в его суннитском истолковании, религиозные каноны христиан и иудеев - их источник для персонального статуса и религиозных дел. Однако объявление ислама государственной или официальной религией зачастую лишено юридического смысла и по существу означает, что большинство населения страны исповедует ислам и государство признает его в качестве ведущего вероучения и вероисповедной практики. Исключительно четко это положение сформулировано в ст. 1 Конституции Судана 1998 г., где сказано: «Государство Судан является страной расовой и культурной гармонии и религиозной терпимости. Ислам является религией большинства населения, а христианство и традиционные религии имеют большое распространение». Совсем иная ситуация сложилась в теократических государствах, где религия представлена одним вероучением, монопольно претендующим на абсолютную истинность. В этом случае религиозные принципы и нормы пронизывают всю политическую систему, положены в основу организации и деятельности органов государственной власти, определяют содержание многочисленных институтов национальной системы права, в том числе институт прав и свобод человека и гражданина. В первую очередь это характерно для Афганистана, Ватикана, Ирана, Катара, Омана, Саудовской Аравии и в известной мере для Пакистана. Во всех перечисленных странах религиозные принципы и нормы являются неотъемлемым элементом механизма правового регулирования политической системы общества. Наглядным примером тому может служить Конституция Ирана, ведущим началом которой является исламский принцип «вилайат-е факих», закрепленный в самом общем виде в преамбуле. В буквальном переводе он означает «власть, полномочия факиха». Однако в Иране сложилась конституционно-правовая практика, согласно которой факих не только осуществляет функции верховного религиозного и государственного руководства, но и обеспечивает надзор за работой всех органов государства, общественных объединений и поведением граждан. На основе этого принципа должна быть обеспечена реализация норм мусульманского права, регулирующего поведение верующих, включая чисто нравственные вопросы и личную жизнь граждан. Принципы и нормы религиозного права в системном единстве с нормами национальных конституций теократических государств устанавливают порядок формирования и деятельности органов государственной власти. В Ватикане в соответствии с Основным законом Государства-Города Ватикан (1929 г.) Папа Римский, Верховный глава Церкви самостоятельно назначает всех высших должностных лиц государства, а также судей Священной Римской Роты и Верховного суда Сигнатуры (ст. 7-9). Конституция Ирана нормативно предписывает, чтобы все ключевые посты в государстве замещались лицами из числа факихов - крупных знатоков мусульманского права. Кандидаты должны обладать глубокими знаниями норм ислама, духовным и интеллектуальным потенциалом, вести благочестивый образ жизни, проявлять воздержанность, иметь безупречную нравственную репутацию. Кадровый состав Высокого Совета Правосудия состоит только из муджтахидов, признанных знатоков исламского права из числа духовенства, получивших право на самостоятельное формулирование новых правил поведения на основе Корана и Сунны. В системе правового регулирования отношений по осуществлению государственной власти, обеспечению прав и свобод личности приоритет во всех странах с теократическим режимом отдается религиозным нормам. Так, в соответствии с Законом №2 об источниках права (1929 г.) в Ватикане применяются законы и постановления Италии, при условии, если они не противоречат «предписаниям божественного права, основным принципам католического права» (ст. 3). Согласно ст. 3 Конституции Афганистана в стране «ни один закон не может противоречить убеждениям и положениям священной религии Ислама». На сходных принципах в теократических государствах обеспечивается охрана прав и свобод личности. В их конституциях и актах текущего законодательства закрепляются преимущественно естественные права и свободы человека, дарованные ему Богом от рождения. Государство берет на себя обязательство лишь защищать их всеми законными способами. Об этом прямо говорится в Указе Короля Саудовской Аравии Фахда «Основы системы власти» (1992), установившего, что государство защищает права и свободы человека в соответствии с исламским шариатом, а саудовское общество строится на основе строгого следования всех его членов воле Аллаха (ст. 5). В теократических государствах проводится дискриминация личности по религиозным мотивам. Так, согласно ст. 9 Конституции Республики Мальдивы «лицо, не являющееся мусульманином, не может приобрести гражданство Мальдив» (п. d). В целях осуществления тотального контроля за деятельностью органов государственной власти, общественных объединений и поведением граждан (подданных) на предмет соответствия их религиозным нормам в странах с теократическим режимом создаются многочисленные надзорные и карательные органы. В структуре Меджлиса (парламента) Ирана создан Наблюдательный совет, в состав которого входят богословы - факихи и исламские юристы, призванные не допустить нарушения высшим законодательным органом страны «заповедей ислама и Конституции». Без заключения Наблюдательного совета Меджлис Ирана не в-праве принимать ни один законопроект к своему рассмотрению. Последующий контроль за соответствием законов и иных нормативных правовых актов Меджлиса положениям ислама и Конституции Ирана осуществляет Совет по охране Конституции. Совет рассматривает все решения Меджлиса, а также осуществляет контроль за выборами совета экспертов, президентскими выборами, выборами в Меджлис и за проведением общенародных референдумов. Однако в странах с теократическим режимом контроль за соблюдением религиозных норма осуществляется не только в сфере законотворчества, но и в сфере исполнительной власти. Так, в ст. 3 Конституции Ирана сформулирована бланкетная норма, согласно которой «в интересах достижения целей Исламской Республики правительство наделяется всеми полномочиями, гарантирующими утверждение исламских ценностей, ориентирующихся на веру и благочестие». Для обеспечения реализации религиозно-правовых предписаний и пресечения в обществе любого инакомыслия в теократических государствах создаются идеологический аппарат и общественно- политические организации, наделенные функциями принуждения. В Иране существует Министерство исламской ориентации, которое осуществляет жесткую цензуру за всеми средствами массовой информации и формирует видеотеки, после чего они допускаются к показу по национальному телевидению. Учреждение негосударственных СМИ запрещено во всех странах с теократическим режимом. В основном полицейскими функциями по отношению к населению страны наделены такие общественно-политические организации, как Корпус стражей Исламской революции и Организация по борьбе с нарушениями исламской морали (полиция нравов) в Иране и Лига охраны веры и нравственности в Саудовской Аравии. В их задачи входит направлять народ к лучшему, как на земле, так и в ином мире, не допускать соблазнов и искушений современной цивилизации, проистекающих от иностранной культуры. В этой связи они осуществляют контроль за точной реализацией норм шариата в семье, общественных местах, в трудовых коллективах, за выполнением религиозных обязанностей во время молитвы, в священный месяц Рамадан. Виновных в нарушении норм шариата подвергают суровым наказаниям. Важным инструментом сохранения теократического режима служит система религиозных судов, юрисдикция которых распространяется не только на граждан (подданных) страны, но и на всех временно находящихся на ее территории. При рассмотрении религиозными судами уголовных дел зачастую нарушаются процессуальные права подсудимых, поскольку судебное разбирательство осуществляется в упрощенном порядке. За совершение преступлений против религии и общественной нравственности суды обычно назначают довольно суровые наказания. В исламских теократических государствах к числу таких преступлений относятся: вероотсупничество, богохульство, несоблюдение поста в священный месяц Рамадан, употребление спиртных напитков, прелюбодеяние, гомосексуализм и др. Таким образом, в теократических государствах осуществляется тотальный контроль за поведением личности на предмет соответствия его религиозным образцам, что достигается в первую очередь за счет подавления гражданских прав и свобод. Как считал Г. Гегель, в «теократическом великолепии личность заглушается в бесправии». Личность, в конечном счете, не признается обладателем разума и свободной воли, творцом собственной судьбы, способным также создавать государство и право. В лучшем случае, за людьми признается право толковать нормы ниспосланного Богом закона или, при наличии глубоких и обширных религиозных знаний, - устанавливать новые правила поведения, но лишь при соблюдении божественных и непременно в их развитие. |