Главная страница
Навигация по странице:

  • Общий замысел позитивного синтеза наук. Социология.

  • Социология как всеобщая история прогресса разума. Принцип детерминизма.

  • Статика и динамика . Социальная статика

  • Социальная динамика

  • Человеческая природа. Эгоизм и альтруизм.

  • Понятия Позитивизм

  • 1 Позитивизм. Социология Конта. Конта всеобщая история прогресса разума


    Скачать 32.02 Kb.
    НазваниеКонта всеобщая история прогресса разума
    Дата23.10.2022
    Размер32.02 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файла1 Позитивизм. Социология Конта.docx
    ТипЗадача
    #750743

    Конта – всеобщая история прогресса разума

    Позитивизм (транслитерация французского positivisme, от лат. positivus, положительный) – наименование, данное своей философии французским мыслителем Огюстом Контом, учение которого стало отправным пунктом возникшего одноименного направления мысли. «Программно-сциентистский пафос» этого направления, ставшего к середине XIX века интернациональным, заключался в отрицании познавательной ценности «метафизики», в строгой методологической ориентации построения наук об обществе по образцу естественных наук и не исчерпал себя полностью по настоящее время.

    Конт Огюст (1798-1857). Исходный импульс философии Конта – очевидный для многих мыслителей первой половины XIX столетия кризис европейского общества, побуждающий к поиску нового, устойчивого и безопасного, «органически-цельного» социального порядка. Упорядоченность, устойчивость и единство отдельного общества и всего человечества достижимы исключительно на основе практического применения социальной науки: только она, согласно Конту, может быть источником рациональных принципов, имеющих универсальное значение.

    Общий замысел позитивного синтеза наук. Социология. Задача создания такой науки последовательно выполнялась Контом в течение всей его творческой деятельности. Первый этап самостоятельной работы (после службы у Сен-Симона) Конт посвятил написанию брошюр по социальной философии; их содержание впоследствии найдет свое место также в конце четвертого тома «Системы позитивной политики». В малых работах мыслитель дает характеристику своей эпохи с привязкой к учению о трех исторических типах общества. Речь идет о трех последовательных стадиях развития человеческого духа. Для первой, теологической (фиктивной) характерно пребывание в границах постановки вопросов о первоосновах всего существующего, первой и конечной (целевой) причинах мира и ответов на них в форме догматически оформляемого абсолютного религиозного понимания. Здесь явления рассмотрены антропоморфно, наделены абсолютизированными свойствами самого человека, они объяснены через узнавание в них существ и сил, подобных человеку. Последовательные формы первой фазы – фетишизм, политеизм и монотеизм. Последняя форма реализует возможность осознания – в Боге – универсальной связи всех явлений; данный случай – пограничный, здесь появляется возможность перехода к метафизической фазе, где теологию заменяет метафизика (спекулятивная философия), взыскующая выявить или постулирующая, а затем онтологизирующая некую абстрактную первосущность, абсолют. Философия – это, по сути, секуляризованная, схематизированная и упрощенная теология. На третьей позитивной (реальной) стадии происходит преодоление метафизики научной критикой; позитивная наука вытесняет метафизические спекуляции, отказываясь от претензий на абсолютную истину и рассматривая рациональное предвидение в качестве своей единственной цели. Позитивной науке свойственна специфическая установка на имманентность бытия (т. е. рассмотрение только того, что дано непосредственно, в потоке явлений – вне связи с трансцендентными, внешними по отношению к явлениям метафизическими сущностями и мифическими ипостасями), сосредоточение на задаче описания и упорядочения действительных фактов. Наблюдение, согласно Конту, очищает любое событие от налета фантазии, вычленяя его подлинный объективный смысл и превращая в научный факт. К факту неприменим вопрос почему?; но в связи с его наблюдением может быть поставлен поставлен вопрос как нечто произошло? Соответственно, только предложение, которое просто фиксирует факты, может быть научным; и наоборот, предложение, которое недоступно превращению в точное изъяснение частного или общего факта, не представляет никакого реального и понятного смысла. Из этого Конт делал вывод о необходимости терапии языка, лечения его от антропоморфизма, очищения от абстрактных понятий, представляющих собой плод человеческой фантазии. Накопив достаточное количество фактов, исследователь может выявить регулярности и корреляции. Повторяемость фактов, выраженная математически, становится законом позитивной науки. Согласно такому пониманию научного факта и закона, причинно-следственные связи не являются предметом научного усмотрения, а понятия «причина» и «следствие» представляют собой антропоморфный аналог отношений между родителями и детьми: причины порождают следствия.

    С каждой формой развития духа у Конта коррелирует определенная модель социальной организации. Фетишизму соответствует примитивная организация, которая ограничена пределами семьи, кровно родственного объединения и господствует до 1300 года приблизительно. Теологическая форма зиждется на господстве жречества, которое сначала подчиняет племенных вождей, образуя теократию, а затем обеспечивает слияние духовной и светской власти, что одновременно ведет к доминированию военной деятельности в общественной жизни; этот период составляет 1300 – 1800 гг. В результате Реформации, Просвещения и Революции возникает нынешняя позитивная стадия. Ей соответствует индустриальное общество, в котором в наиважнейшие элементы его организации и существования превращаются наука и искусство. Именно их творцы и носители обладают теперь наивысшим духовным авторитетом (это проявляется в чрезвычайной значимости для данного типа общества образования и прессы) и образуют группу, представляющую теперь новый интеллектуальный и моральный стержень общества; именно они теперь продуцируют и культивируют идеи, служащие основой социального порядка и господствующего образа мысли. Если интеллектуалы заменяют в обществе нового типа жрецов-теологов, то все, кто связан с индустрией (предприниматели, управляющие, финансисты), – военных. Тотальная победа научного мышления будет означать обессмысливание войны, превращение ее в анахронизм 1; сфера противоборства ограничится взаимодействием с природой в рамках рационального извлечения естественных ресурсов. В эволюционной перспективе все это необходимо приведет к тому, что и основать, и возглавить (силою своего авторитета) такое общество в его универсально-образцовом варианте должны будут позитивные философы и люди искусства, которые станут в нем новыми священниками, культивирующими позитивную религию.

    Контовский план преобразования общества – план интеллектуальной реформы. В основе такого видения исторической перспективы, как и у многих его современников, лежит констатация кризисного характера времени. Но противоречия и кризисы – это лишь внешняя сторона социальной динамики, ее частные проявления, не отвечающие структурным характеристикам целого, необходимо определяющим будущее.

    Социология как всеобщая история прогресса разума. Принцип детерминизма. В качестве своих ближайших предшественников, оказавших решающее влияние на становление его социологи, Конт называет прежде всего Монтескье, Кондорсе и Боссюэ. Влияние Монтескье сказалось в восприятии Контом идеи детерминизма исторических явлений, выраженной определением: «Законы суть необходимые отношения, вытекающие из природы вещей». Вторым основоположением для социологии стала идея неодолимого прогресса разума как источника исторического развития, заимствуемая у Кондорсе. Наконец, результатом синтеза детерминизма с идеей прогресса у Конта стал историцизм2, или телеологическое понимание истории как необходимого «унифицированного движения к последнему этапу развития разума человека и обществ». Наиболее значительный образец такого понимания Конт обнаруживал в провиденциализме Боссюэ.

    Наличие «замысла», обнаруживаемого в истории, делает ее необходимой и единой, – неважно идет ли речь о божественном предопределении, как у Боссюэ, или о неотвратимом действии законов общественного развития. В последнем случае источник единства и неизбежности эволюции – в неизменной природе человека. Весьма существенной чертой социологии Конта, т. о., является то, что она обосновывает принцип закономерной упорядоченности истории, единого внешнего порядка, которому человек подчинен (и обязан подчиниться) и которому он не способен (и не должен) искать окончательного (метафизического) объяснения.

    Благодаря открытию социологией законов истории станет, по-видимому, возможным сократить сроки и уменьшить издержки исторического утверждения позитивизма. Однако, по мере удаления от мира физических закономерностей и перехода в мир закономерностей исторических, принцип жесткой детерминации явлений подвергается все большей эрозии, но он отнюдь не отменяется 3. В процессе социальных изменений источником необходимости перехода от одного этапа развития общества к другому, деконструкции одной системы и замены ее другой выявляется противоречие между разными сферами жизни общества. В зависимости от конкретных условий непосредственным источником, могут быть политика, экономика или разум. И тем не менее, решающая роль разума неизменна. В конечном счете, содержание различных этапов развития человечества определяется способами мышления; высшей же ступенью эволюции является этап всеобъемлющего позитивизма. Но в каждом из способов, предшествующих полностью позитивному способу мысли – в фетишизме, теологии и метафизике – также обнаруживается решающий источник становления, все возрастающий сегмент позитивной мысли.

    Противоречия порождаются дисфункциями внутри социальных систем. Для выявления функциональной структуры общества и уяснения характера социальных изменений Конту необходимо подразделить социологию, или «социальную физику» по образцу членения физики на статику и динамику.

    Статика и динамика.

    Социальная статика исследует то, что Конт называл общественным консенсусом, равновесное состояние общественного организма, взятого в синхроническом срезе. Иными словами, статика изучает функциональную согласованность, связность элементов социального организма как целого, т. е. его структуру. Конт рассматривал функционирование основных социальных институтов, обеспечивающих интеграцию общества, – семьи, государства, религии; разделение труда и его кооперацию он считал фактором утверждения «всеобщего согласия». Социальная статика выявляет, с одной стороны, структуру общества в конкретный исторический момент, а с другой, производит анализ элементов, определяющих консенсус, т.е. превращающих совокупность индивидов в общность и образующих из множества институтов социальное единство. В конечном счете, она занимается поисками главных (структурных) органов любого общества, исследуя основания порядка любого общественного строя.

    Социальная динамика («социальная кинетика») изучает различные изменения в общественных организмах, их эволюцию, поступательное развитие, проходящее через определенные этапы, и должна быть общей теорией естественного прогресса человечества. Динамика не просто описывает эти этапы, но обозревает последовательные и необходимые моменты становления разума человека и общества, рассматривает общие законы социальных изменений. В этом социальная динамика отличается от истории, которую описывают историки, просто собирающие разнообразные детали и факты или наблюдающие за преемственностью и изменениями учреждений и порядков.

    Если статика рассматривает основной порядок любого общества, то динамика воспроизводит метаморфозы, которые пережил этот фундаментальный в своих началах порядок, прежде чем он вышел на завершающую позитивную стадию. Динамика в известном смысле подчинена статике в уяснении того, что такое общество: ведь ясность в этом вопросе возникает при постижении порядка на любой его стадии развития. Статика и динамика соотносятся с понятиями порядка и прогресса соответственно, что может быть выражено краткой формулой: прогресс – это развитие порядка.

    Человеческая природа. Эгоизм и альтруизм. Конт рассматривает человеческую природу как всегда и везде узнаваемую структуру и в то же время полагает возможность ее развития, поскольку с ходом истории модифицируется соотношение двух ее частей, разумной и чувственной. На вопрос о том, сможет ли разум в исторической перспективе превратиться в инстанцию, всецело определяющую поведение человека, он отвечает отрицательно. Однако речь не идет о принижении значимости разума, функциями которого являются понимание и выражение. Конт считает, что между величиной силы и высотой нравственного достоинства, или благородством, соотношение обратно пропорциональное. Самый слабый – наиболее благороден. В этом случае разум становится носителем всего морально-возвышенного, воспаряющего над силой. Вместе с тем, и сами чувства подразделяются на эгоистические и альтруистические, располагаемые в порядке все более широких кругов со-общительности (привязанность на основе равенства, почтение, доброта). Сталкиваясь с добротой, мы уже имеем дело с наиболее универсальным чувством, и оно предназначено к тому, чтобы стать основой религии человечества. Еще одна характеристика, входящая в определение природы человека, – способность к действию, которой свойственны мужество, благоразумие и твердость, или упорство в достижении цели.

    Представленная таким образом природа человека неизменна и определяет структуру общества.

    Понятия

    Позитивизм (франц. positivisme, от лат. positivus, положительный) – философия, возникшая в XIX столетии. В качестве универсальной интеллектуальной практики, соответствующей обществу индустриальной эпохи и представляющей собой философию науки, охватывающую собой математику и естественные дисциплины, социальную теорию (включая осмысление политики и религии), позитивизм был основан О. Контом. Главная методологически-сциентистская установка позитивизма – стремление создать объективную социальную науку, основанную лишь на эмпирических фактах и прибегающую лишь к основанным на имманентном законе (являющимся результатом строго выверенных и верифицируемых обобщений) объяснениям, – тем самым исключая метафизическое мышление из данной области. История позитивизма разбивается на 4 этапа. «Первый» позитивизм начал оформляться в 30-х гг. XIX в. на основе работ О. Конта, последователями которого стали Д.С. Милль и Г. Спенсер. «Второй» позитивизм (эмпириокритицизм) возникает в 70-90-е гг. XIX столетия в Австрии и Швейцарии (Р. Авенариус, Э. Мах, И. Петцольд и др.). «Третий» позитивизм (неопозитивизм) возникает в 20-е г. XX в. (Б. Рассел, Р. Карнап, М. Шлик, О. Нейрат, Г. Рейхенбах и др.). К 40-м гг. XX в. позитивистская программа исчерпала себя, на смену ей пришел постпозитивизм.

    Историцизмтелеологическое понимание истории как необходимого «унифицированного движения к последнему этапу развития разума человека и обществ» 4. Например, у Конта с идеей прогресса стал наиболее значительный образец такого понимания, который Конт обнаруживал в провиденциализме Боссюэ. Вариант И. - квазиэсхатологическое понимание истории, в рамках которого будущее мотивирует настоящее – подобно логике теистической схемы, где средоточие смысла исторического существования заключено в будущем и является результатом не столько рационального познания, сколько исполненного надежд утопического ожидания, «иллюзии», в том специфическом значении, в котором употреблял данное понятие З.Фрейд в работе «Будущее одной иллюзии». Речь идет о концепциях прогресса, выдвигавшихся позитивистами XIX века.

    Сам термин был предложен К.Поппером, который понимал И. как точку зрения, согласно которой настоящее определяется прошлым посредством неукоснительного действия законов истории (ср вульгарный Марксизм). В XX в. представление о предопределенности настоящего будущим и идея действующих с «железной» необходимостью законов истории утрачивают остатки прежнего влияния.

    1 Согласно Конту, исторически война была необходима как средство понуждения к регулярному труду людей, для создания больших государственных образований, объединяющих и организующих обширные пространства, вплоть до возникновения Римской империи, принявшей христианство в качестве государственной религии, из универсализма которой в конце концов в результате прогрессивной эволюции произрастет позитивиный дух. Но с XIX в. общественный порядок определяется прежде всего ценностями индустриального труда.

    2 Историцизм – телеологическое понимание истории как необходимого «унифицированного движения к последнему этапу развития разума человека и обществ». Например, у Конта с идеей прогресса стал наиболее значительный образец такого понимания, который Конт обнаруживал в провиденциализме Боссюэ. Вариант И. - квазиэсхатологическое понимание истории, в рамках которого будущее мотивирует настоящее – подобно логике теистической схемы, где средоточие смысла исторического существования заключено в будущем и является результатом не столько рационального познания, сколько исполненного надежд утопического ожидания, «иллюзии», в том специфическом значении, в котором употреблял данное понятие З.Фрейд в работе «Будущее одной иллюзии». Речь идет о концепциях прогресса, выдвигавшихся позитивистами XIX века. Сам термин был предложен К.Поппером, который понимал И. как точку зрения, согласно которой настоящее определяется прошлым посредством неукоснительного действия законов истории (ср. вульгарный Марксизм). В XX в. представление о предопределенности настоящего будущим и идея действующих с «железной» необходимостью законов истории утрачивают остатки прежнего влияния.

    3 По Конту, чем выше мы поднимаемся по лестнице существ от простейших к самым сложным, тем больше расширяется поле свободы, поле возможной модификации фатальности.

    4 Арон Р. Этапы развития социологической мысли. М., 1992. С. 103.


    написать администратору сайта