Контрольная работа гимнастика. КР ГИМНАСТИКА. Контрольная работа гимнастическая терминология
Скачать 105.24 Kb.
|
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «НАЦИОНАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ, СПОРТА И ЗДОРОВЬЯ ИМЕНИ П.Ф.ЛЕСГАФТА, САНКТ-ПЕТЕРБУРГ» Кафедра теории и методики гимнастики Дисциплина : « Гимнастика» БОГАЧЕВ ОЛЕГ СЕРГЕЕВИЧ Контрольная работа ГИМНАСТИЧЕСКАЯ ТЕРМИНОЛОГИЯ Направление подготовки 49.03.01 – Физическая культура (спортивная подготовка в избранном виде спорта) Факультет: единоборств и НВС Курс 1 Группа 107 Заочная форма обучения Проверил _____________ Дата _________________ Количество балов ______ Санкт-Петербург 2019 ОглавлениеГлава 1 Общая характеристика гимнастических средств…………………………………3 1.1 Строевые упражнения…………………………………………………………………...6 1.2 Общеразвивающие упражнения………………………………………………………..10 1.3 Прикладные упражнения………………………………………………………………..12 1.4 Вольные упражнения……………………………………………………………………14 1.5 Упражнения художественной гимнастики…………………………………………….18 1.6 Акробатические упражнения…………………………………………………………...19 1.7 Прыжковые упражнения………………………………………………………………..21 Глава 2 Правила записи гимнастических упражнений…………………………………...22 Глава 3 Комплекс общеразвивающих упражнений…………………………....................24 Список литературы…………………………………………………………………………26 1. Общая характеристика гимнастических средств. Гимнастика - система специально подобранных физических упражнений, методических приёмов, применяемых для укрепления здоровья, гармонического физического развития и совершенствования двигательных способностей человека, силы, ловкости, быстроты движений, выносливости и др. Объём применяемых упражнений позволяет воздействовать на весь организм в целом и развивать отдельные группы мышц и органы, регулировать нагрузку с учётом пола, возраста, уровня физической подготовленности. Гимнастическая терминология очень интересна начинающим гимнастам. Старшие спортсмены уже привычно говорят сложные для восприятия фразы из коротких слов, крича в зале «сед», «мах», а их подопечные безропотно воплощают их в сложнейшие телодвижения. Короткие — потому что трюки делаются в связках по несколько штук, каждый элемент длиться доли секунд, и здесь профессиональная речь приспособлена к тяжелым будням гимнастов. Терминам обучают в спортивных учебных заведениях, потом їх повторяют на квалификациях, курсах переквалификации. В гимнастике и сопутствующих видах спорта изучение терминологии имеет значение при соблюдении техники безопасности, поэтому специальные названия в этом виде спорта имеют большую разницу в произношении, что позволяет избегать непонимания даже при кратких не очень четких командах. Термины делятся на: общие, которые применяются для общих понятий, как вольные, силовые упражнения; основные, которые еще называют конкретными — они определяют признаки движений, как вис, оборот; дополнительные — конкретизируют способ, которым нужно выполнять упражнение, направление движения — например дугой, разгибом, также можно их дополнить еще и словами, характеризующими динамику — быстро, мягко и так далее. Исходное положение сокращенно именуется и.п. — это позиция, стойка, которыми начинается упражнение. Стойка — основная стойка сокращенно называется о.с., это совершенно ровная позиция, которая характерна для строя, также существуют другие виды стоек — ноги врозь, узкая, скрестная, на одном колене, на носках, также существует термин «встать», при котором с позиции на коленях встают в позицию стоя. Сед — спортсмен сидит на полу, снаряды. Бывают таких видов — простой сед, ноги врозь, согнувшись и другие. Присед — занятие на согнутых ногах. Виды — полуприсед, полуприсед с наклоном, присед, напоминающий «старт пловца» и другие. Выпад — спортсмен выставляет впереди ногу, которую сгибает, на эту ногу переносится вес тела и она становится опорной. Виды — наклонный выпад, глубокий выпад, выпад влево с наклоном и другие. Упор — положение спортсмена, при котором плечи находятся над точкой опоры. Виды — упор присев, упор лежа на предплечьях и другие. Круг — движения любыми частями тела — головой, руками, ногами, туловищем по круговой траектории, круг может быть совершен как на ковре, так и над снарядом. Наклон — сгибание тела. Равновесие — стойка на одной ноге при удержании равновесия — боковое, заднее, с захватом, шпагатом. Предметом гимнастики (т.е. круг явлений, которые ею изучаются) является педагогический процесс формирования гармонически развитой личности, готовой к трудовой, оборонной, общественной и спортивной деятельности. Методы – это способы применения средств гимнастики с целью получения специально запланированного педагогического или оздоровительного воздействия на занимающихся. Задачами гимнастики являются: 1. Укрепление здоровья занимающихся, формирование их правильной осанки, содействие физическому развитию и подготовленности. 2. Обогащение занимающихся специальными знаниями в области гимнастики, обучение новым видам движений, обогащение занимающихся двигательным опытом, формирование организаторских умений и навыков. 3. Развитие двигательных качеств (силы, быстроты, выносливости, гибкости и координации) и психических способностей (ощущения, восприятия, представления, внимание, память на движения и др.) 4. Воспитание эстетических, волевых и нравственных качеств. 5. Подготовка высококвалифицированных спортсменов по спортивной, художественной гимнастике и акробатике как самостоятельным видам спорта. Различают следующие методические особенности гимнастики: 1. Возможность разложить каждое упражнение на части и изучать его сначала по этим частям, а затем и в целом. 2. Разностороннее воздействие на организм человека. С помощью гимнастических упражнений успешно совершенствуются функции всех органов и систем организма человека. 3. Применение широкого круга физических упражнений, точно обусловленных по способу исполнения, что обеспечивает гармоническое развитие всех физических качеств. 4. Возможность определять пульсовую стоимость каждого включенного в урок упражнения, на ее основе составлять примерную кривую физиологической нагрузки и управлять ею в ходе урока. 5. Строгая регламентация учебного процесса и точное регулирование физической нагрузки. 1.1 Строевые упражнения Строевые упражнения - неотъемлемая часть каждого урока. С их помощью формируется правильная осанка, достигается сосредоточение внимания учащихся на предмет занятий. Путем применения строевых упражнений у учащихся воспитываются: организованность, дисциплинированность, чувство ритма и темпа, а также формируются навыки совместных действий. Для удобства пользования строевыми упражнениями границы гимнастического зала имеют условные обозначения. Они определяются относительно правой границы зала, вдоль которой обычно строится учебная группа перед началом занятий. Противоположная сторона носит название "левой". Со стороны правофлангового короткая сторона носит название "верхней границы", а противоположная "нижней". Средние поперечная и продольная линии образуют при пересечении с крайними правую, левую, верхнюю и нижнюю середины, а пересекаясь между собой - центр зала. Боковые линии, соединяясь между собой, образуют следующие углы: правый-верхний, левый-верхний, правый-нижний, левый-нижний. Разновидности строя, элементы строя. 1. Строем называется установленное размещение занимающихся для их совместных действий. 2. Шеренгой называется строй, в котором занимающиеся размещены один возле другого на одной линии. 3. Флангом называется правая и левая оконечность строя. При поворотах названия флангов не изменяются. 4. Фронт - сторона строя, в которую занимающиеся обращены лицом. 5. Тыл - сторона строя, противоположная фронту. 6. Интервалом называется расстояние по фронту между занимающимися, 7. Ширина строя - расстояние между фронтами. 8. Колонной называется строй, в котором занимающиеся стоят в затылок друг к другу. 9. Дистанцией называется расстояние в глубину между занимающимися. 10. Глубина строя - это расстояние от впереди стоящего (от первой шеренги) до позади стоящего занимающегося (до последней шеренги) в колонне. 11. Двухшеренговый строй - занимающиеся одной шеренги расположены в затылок занимающихся другой шеренги. 12. Ряд - занимающиеся, стоят в двухшеренговом строю в затылок один другому. 13. Направляющий - занимающийся, двигающийся в указанном направлении первым в колонне. 14. Замыкающий - занимающийся, двигающийся последним в колонне. Основные правила произношения команд. 1. Команды разделяются на предварительную и исполнительную / "Шагом - Марш!", "Направо!"/ Но есть команды только исполнительные / "Равняйсь!", "Смирно!"/. 2. По всякой предварительной команде занимающиеся принимают положение стойки "Смирно!". 3. При подаче команд для перестроения необходимо вначале назвать строй, затем направление движения и способ исполнения. Все строевые упражнения можно подразделить на следующие группы: 1. Построения. 2. Строевые приемы на месте. 3. Перестроения на месте. 4. Способы передвижения. 5. Перемена направления движения. 6. Перестроения в движении. 7. Размыкание и смыкание. Построения. 1. Для начала занятий группу необходимо построить. Для этого существуют определенные команды: 1) Построение в шеренгу. Для построения в шеренгу преподавателю необходимо встать лицом к фронту в положение "смирно", в той точке, где должен стоять правофланговый и подать команду " в одну / две, три и т. д./ шеренгу- становись"! Группа выстраивается слева от него. 2) Построение в колонну. Подается команда: "В колонну по одному / два, три и т. д./-становись!". Преподаватель одновременно с подачей команды становится в положение "смирно" на расстоянии одного шага оттого места, где должен стоять направляющий. Группа выстраивается за преподавателем. 3) Для построения в круг произносится: "Встаньте в круг". Строевые приемы на месте. 1. "Равняйсь!" Все, кроме правофлангового по этой команде поворачивают голову направо, чтобы каждый видел грудь четвертого человека, считая себя первым. 2. "Смирно!". По этой команде нужно стоять в строю прямо, без напряжения, пятки вместе, носки развернуты по линии фронта на ширину ступни. 3. "Вольно!" По этой команде нужно стоять свободно, ослабив в колене правую, или левую ногу, но не сходить с места и не разговаривать. 4. "Правой/левой/- Вольно!". Эта команда применяется в разомкнутом строю. Занимающиеся отставляют названную ногу на шаг в сторону, распределяя тяжесть тела на обеих ногах и кладут руки за спину. 5. "Отставить!" Поданной команде применяется предшествующее положение. 6. "Нале- во!". Занимающиеся поворачиваются в сторону левой руки на левой пятке и правом носке /раз/ и приставляют правую к левой, опускаясь на полную ступню /два/. 7. "Направо!". Занимающиеся поворачиваются в сторону правой руки на правой пятке и левом носке /раз/ и приставляют левую к правой /два/. 8. "Кругом!" Поворот осуществляется в сторону левой руки на левой пятке, правом носке на 180 /раз/ и приставляют правую ногу к левой /два/. Перестроения на месте. 1.Перестроение из одной шеренги в две. Вначале подается команда: "На первый- второй- расчитайсь!". Затем подается команда: "В две шеренги - стройся!". По этой команде вторые номера делают шаг левой назад /раз/ правой вправо за первые номера /два/ и приставляют левую /три/. При обучении необходимо давать подсчет 1,2,3. При обратном перестроении подается команда: "В одну шеренгу - стройся!". По этой команде вторые номера делают шаг левой в сторону /раз/, правой вперед /два/ и приставляют левую /три/. 2. Перестроение из одной шеренги в три. Подается команда: " По три -рассчитайсь!" Затем вторая команда: "В три шеренги - стройся!" По этой команде вторые номера стоят на месте, первые номера делают шаг правой вперед / раз/, левой е сторону /два/ и, приставляя правую к левой /три/, становятся перед вторыми номерами. Третьи номера делают шаг левой назад /раз/, правой в сторону /два/ и, приставляя левую ногу /три/, становятся в затылок вторым номерам. Для обратного перестроения подается команда: "В одну шеренгу стройся!". Перестроение происходит в обратном порядке. 3. Перестроение из шеренги "уступами". В зависимости от того, сколько шеренг надо построить и подается соответствующая команда: "На 9, 6,3 на месте - расчитайсь!". - Вторая команда: "По расчету шагом - марш!" Занимающиеся выходят на положенное им по расчету количество шагов и приставляют ногу. Преподаватель делает подсчет до того момента, когда первая шеренга приставит ногу /делая подсчет 7, или 10/. Для обратного построения подается команда: "Кругом!", а затем: "На свои места шагом -марш!". По этой команде, все выходившие из шеренги, поворачиваются кругом, идут на свои места в одну шеренгу и делают поворот кругом. 4. Перестроение из одной колонны в три "уступом". После предварительного расчета по три подается команда: "Первые номера два/три, четыре и т.д./ шага вправо, третьи номера два/три, четыре и т.д./ шага влево шагом марш!" Перестроение выполняется приставными шагами. Для обратного перестроения подается команда: "На свои места шагом- марш!" Перестроение выполняется приставными шагами. 1.2 Общеразвивающие упражнения. Общеразвивающие упражнения – ОРУ – это создаваемые аналитическим путем упражнения, включающие в себя движения отдельными частями тела или их сочетания, и оказывающие всестороннее воздействие на организм. ОРУ – просты и доступны в исполнении, они дают возможность воздействовать избирательно на нужные группы мышц, а также позволяют строго дозировать нагрузку в занятии (Попова, Е.Г., 1999). С уществуют специальные термины (обозначения), для того, чтобы назвать положения тела или движения, входящие в состав упражнения. Основными положениями тела, из которых исполняются физические упражнения, являются следующие: Типовые общеразвивающие упражнения без предмета. Наиболее распространенные упражнения, которые являются основой для построения других ОРУ – с предметами, на снарядах и др. – это упражнения без предмета. Для удобства их лучше всего рассматривать по анатомическому признаку: упражнения для мышц шеи, плечевого пояса, для спины, для боковой поверхности туловища, для ног и др. 1.3 Прикладные упражнения. Прикладные упражнения (п.у) - одна из групп гимнастических упражнений, направленных на овладение прикладными двигательными навыками. К ним относятся: ходьба, бег, лазание, равновесие, метания и ловля, поднимание и переноска груза, переползания, преодоление препятствий. П. у. имеют большое значение в жизни каждого человека и являются обязательными в подготовке к трудовой и оборонной деятельности. П. у. способствуют не только овладению прикладными двигательными навыками, но и получению всесторонней физической подготовки, развивая силу, ловкость, быстроту, выносливость. П.у. обогащают двигательный опыт занимающихся, содействуя подготовке к спортивной деятельности. П. у. - важное средство физического воспитания в школе, в занятиях основной гимнастикой и в спортивно-вспомогательной гимнастике многих видов спорта. Прикладные упражнения можно выполнять в условиях естественной местности, с использованием различных предметов; оборудование занятий не сложно и не дорого. Во время активного отдыха прикладные упражнения наряду с другими средствами могут успешно применяться спортсменами самой высокой квалификации. Прикладные упражнения могут включаться во все части занятия, а обучение основным упражнениям проводится в основной его части. Классификация прикладных упражнений: Ходьба; Бег; Упражнения в равновесии; Упражнения в лазании; Упражнения в перелазании и преодолении препятствий; Упражнения в метании и ловле; Упражнения в поднимании и переноске груза; Упражнения в переползании; Простые прыжки. Ходьба - сложное по координации движений упражнение, вовлекающее в работу мышцы ног, туловища, плечевого пояса и рук. Разновидности ходьбы: на носках, пятках, внутренней и внешней стороне стопы, перекатом с пятки на носок, приставные, скрестные, в приседе, полуприседе и др. Бег - более динамичное упражнение, его влияние на сердечно сосудистую и дыхательную системы гораздо значительнее, чем при ходьбе. Разновидности бега: высокий, сгибая ноги назад, с взмахом прямых ног, галопом, скрестный и др. Упражнения в равновесии подразделяются на упражнения на месте и в движении. На месте: все виды стоек от обычной на двух ногах, до самой необычной на одном колене, повороты, наклоны, приседания с различными положениями рук и головы, с открытыми и закрытыми глазами, переходы из высокого положения в более низкое, в положение лежа и наоборот. В движении: все разновидности ходьбы и бега, танцевальных шагов с различными движениями руками, головой и туловищем, с остановками, поворотами, наклонами, преодолением препятствий, подбрасыванием и ловлей предметов и т.п. Упражнения в лазании - это передвижение по гимнастическому снаряду в простых и смешанных висах и упорах. Для лазания можно использовать канат, шест, гимнастическая стенка и скамейка, деревянная и веревочная лестницы. Упражнения в лазании классифицируются следующим образом: лазание в смешанных висах или упорах; лазание в простых висах или упорах; лазание с остановками (завязывания на канате); лазание с грузом или партнером на плечах; перелазания. Лазание выполняется в вертикальном, горизонтальном и наклонном направлениях. Упражнения в перелезании и в преодолении препятствий широко применяются со всеми возрастными группами. Преодолевать препятствия можно: прыжками, перелазанием, подлезанием и пролезанием. Упражнения в метании и ловле способствуют развитию силы, быстроты, ловкости, координации движений. Эти упражнения классифицируются на метание на дальность, метание в цель, подбрасывание и ловля, перебрасывание. Упражнения в поднимании и переноске груза выполняются с различными предметами и с самими занимающимися. В качестве упражнений применяются: передача набивных мячей; переноска набивных мячей; переноска гимнастических снарядов. Упражнения с занимающимися могут быть в виде переноски одного партнеры двумя или одним. Простые прыжки. К ним относятся прыжки на месте, в высоту, длину, в глубину, далеко-высокие, с подкидного мостика, через скакалку. Каждый из них может состоять из разбега, толчка одной или обеими ногами, полета и приземления. 1.4 Вольные упражнения Вольные упражнения проходят на «ковре» — квадратном помосте, размерами 12 на 12 метров с дополнительным бордюром безопасности шириной 1 метр. Помост должен обладать определённой эластичностью для смягчения приземления спортсмена при выполнении акробатических прыжков. Специальное покрытие ковра должно исключать ожоги кожи при трении об него. Вольные упражнения входят в программу как женских, так и мужских турниров. В современной программе Олимпийских игр проводятся соревнования по вольным упражнениям, в которых разыгрывается комплект медалей; также эти соревнования входят в программу командного и абсолютного первенства. Вольные упражнения длятся, как правило, 70 секунд у мужчин и 90 секунд у женщин. Женские вольные упражнения — единственный вид программы спортивной гимнастики, выполняющийся под музыку. Выступление спортсмена оценивается по сложности выполненных элементов, их чистоте, отсутствию ошибок. В женских соревнованиях судьи также учитывают уровень хореографической подготовки. Акробатические элементы вольных упражнений включают в себя кувырки, сальто, шпагаты, стойки на руках и другие, а также их связки. Характерным элементом вольных упражнений является акробатическая связка — серия прыжков и кульбитов, выполняемая по диагонали ковра от одного угла до другого. У женщин в программу входят отдельные танцевальные па, схожие с упражнениями из художественной гимнастики. Грубыми ошибками считаются падения и выход спортсмена за пределы ковра. В ходе выступления спортсмен должен максимально использовать площадь ковра. Множество элементов, используемых в вольных упражнениях, трудно уложить в стройную научную классификацию, подобную естественной классификации маховых элементов на снарядах. Тем не менее с целью облегчения процесса обучения на основании закономерностей техники определена классификация элементов вольных упражнений. Охарактеризуем особенности отдельных групп элементов, боль часть которых носит динамический характер, а меньшая статический. Прыжки. Это типичная для вольных упражнений обширная группа элементов с ярко выраженной полетной фазой после толчка ног или руками. В нее входят все акробатические прыжки и прыжки гимнастического и хореографического характера. Прыжки с ног на ноги без переворачивания через голову" выполняются на месте и с продвижея в различных направлениях, с поворотами и без них, с двух ног и с од ноги на две ноги и одну ногу (прыжки прогнувшись, согнувшись, ноги врозь, махом ноги вперед и назад, с поворотом на 360° и т. п.). Существенное отличие вольных упражнений от комплексов ОРУ — слитность всех движений, объединенных композиционно и единую комбинацию, которая должна выполняться в соответствии с принятым в гимнастике стилем и оценивается по качеству исполнения. В связи с этим особое значение имеет сочетание движений с музыкой. В спортивных видах гимнастики вольные упражнения выполняются на специальном ковре — настиле размером 12x12 м и включают в себя акробатические элементы и соединения, прыжки, равновесия, повороты, движения хореографического характера, элементарные движения частями тела и позы. Вольные упражнения в начальной подготовке гимнастов могут носить спортивный или учебный характер. Вольные упражнения в спортивных видах гимнастики — это твердо установленные комбинации классификационной программы (обязательные упражнения) и произвольные композиции — комбинации, составляемые индивидуально в соответствии с требованиями правил соревнований. Велико значение вольных упражнений в овладении школой движений, в воспитании физических качеств: силы, быстроты, выносливости, подвижности в суставах, ловкости. В условиях более простых и естественных, чем при упражнениях на снарядах, гимнасты получают представления о таких характеристиках движений, как направление, амплитуда, темп, ритм, силовые оттенки, точность положений тела и его частей, чистота линий, осанка, пластичность и выразительность. С этой целью, особенно на этапе начальной спортивной подготовки и в занятиях основной гимнастикой, применяются учебные комбинации вольных упражнений. Это небольшие комплексы различной сложности, используемые е целью развития координации движений, создания двигательной базы для последующего овладения более сложными упражнениями, развития творческих способностей занимающихся. В каждом занятии преподаватель может предлагать занимающимся комплекс несложных для запоминания и в техническом отношении движений в новом сочетании. Как правило, это комбинации на 8, 16, 32 счета, которые должны выполняться слитно, без остановки, под счет или музыку. Благодаря серии таких занятий занимающиеся овладевают значительным объемом движений и способами их соединения. Содержание вольных упражнений в сравнении с другими видами гимнастических упражнений весьма многообразно. Это обусловлено большим количеством простых и сложных движений и практически неограниченной возможностью их сочетания. В содержание вольных упражнений начальной подготовки входят элементы различных групп. Приведем примеры основных и наиболее распространенных движений и поз (динамических и статических упражнений). Упражнения статического характера. Элементарные положения рук: вперед, в сторону, вверх, перед грудью, за голову, к плечам, на пояс, за спину; асимметричные положения — одна рука вперед, другая в сторону; одна вверх, другая на пояс и т. п.; положения рук в промежуточных направлениях: руки вверх - в стороны, вперед - в стороны; скрестно перед грудью. Элементарные положения ног - основная стойка, полуприсед, присед, стойка на носках, стойка ноги врозь; стойка на одной (другая на носок или поднята вперед, назад, в сторону); стойка на коленях, широкая стойка ноги врозь (с наклоном), выпады вперед, назад, в сторону. Смешанные упоры, седы: упор лежа (лежа на бедрах), упор лежа боком (ноги врозь), упор на предплечьях, сидя на пятках, стоя на коленях (на одном колене), присед (на одной, другая в сторону, назад); сед с наклоном, с захватом ног, ноги врозь, углом, на пятках, полушпагат, шпагат, мост, стойка на лопатках. Равновесия на ногах: стойка на носке (другая нога вперед, на зад, в сторону), равновесие на одной («ласточка»), фронтально равновесие с захватом, боковое равновесие, «арабеск», «аттитюд». Равновесия на руках: стойка на руках, стойка на голове, стоим на голове и предплечьях, горизонтальный упор на локте, угол, высокий угол, упор ноги врозь вне. Упражнения динамического характера. Элементарные движения руками имеют массу разновидностей, связанных со способами выполнения: по степени участия в движениях звеньев рук — движения кистями, предплечьями, всей рукой; по форме движений: поднимания, опускания, круговые движения, сгибания, разгибания, повороты, хлопки, волны, захваты, скрещения; направлению: однонаправлено, разнонаправлено, вперед, назад, в сторону, в промежуточных направлениях, симметрично и асимметрично; по характеру движений во времени: одновременно, разновременно (поочередно, последовательно), равномерно, (в одном темпе), неравномерно (с ускорением, с замедлением), быстро, медленно; по степени мышечных усилий: плавно, резко, силой, расслабленно. Такие же большие возможности имеются для разнообразных движений ногами и другими частями тела, а также для их сочетания. Хореографические элементы вольных упражнений характерны позициями рук, ног, стилизацией движений в соответствии с принятыми в хореографии правилами. Основные группы хореографических элементов — передвижения и прыжки. Передвижения: шаги — приставной, переменный, вальса, русский, галопа вперед и в сторону, польки, мазурки, танца «модерн», пробежка. Прыжки: на месте (ноги врозь, согнувшись, согнув ноги назад), согнув ногу коленом наружу; со взмахом ноги вперед, назад, в сторону. То же с поворотом на 90—360°; то же с продвижением вперед, назад, в сторону; перекидной прыжок с шага; прыжок шагом; шпагатом; со сменой положения ног; подбивной вперед, назад, в сторону; кольцом; полушпагатом; прогибаясь, то же в сторону. В число основных элементов вольных упражнений различной спортивной сложности входят многочисленные элементы акробатического и гимнастического характера. Акробатические прыжки и перевороты: переворот вперед, назад, в сторону; вперед с опорой головой и руками; сальто вперед и назад в группировке. Темповой подскок (вальсет) и темповой прыжок с рук на ноги (курбет), темповой переворот с поворотом кругом (рондат). Перекаты и кувырки: перекат через грудь со стойки на руках в упор лежа; перекат вперед со стойки на руках в сед и со вставанием ноги врозь или вместе; кувырки вперед, назад в группировке; кувырок вперед с прыжка; кувырок назад из седа в стойку на руках. Повороты: на носке на 180—720° (другая нога назад, в сторону, согнута вперед), переступанием на носках на 360—1080е, кругом скрестно; на 180—360° прыжком, в равновесии на 90—180°, в приседе на одной; повороты в стойке на руках на 45—360° в упор лежа. Вольные упражнения в основной, спортивной и художественной гимнастике выполняются также и с различными предметами: мячами, палками, скакалками, булавами, легкими гантелями, обручами и т. д. Владение предметом развивает координацию движений. Упражнения с предметами предполагают координацию движений в связи с формой, фактурой, объемом и весом предмета. При этом приобретается умение управлять движениями кистью, что имеет прикладное значение, так как связано с повседневными трудовыми и бытовыми навыками. 1.5 Упражнения художественной гимнастики. Художественная гимнастика — вид спорта, выполнение под музыку различных гимнастических и танцевальных упражнений без предмета, а также с предметом (скакалка, обруч, мяч, булавы, лента). Все упражнения идут под музыкальное сопровождение. Раньше выступали под фортепиано или один инструмент. Теперь используются оркестровые фонограммы. Выбор музыки зависит от желаний гимнастки и тренера. Но каждое упражнение должно быть не более полутора минут. Соревнования проходят на гимнастическом ковре размером 13х13 метров. Классическое многоборье (4 упражнения) — олимпийская дисциплина. Кроме многоборья гимнастки, выступающие в индивидуальном первенстве, традиционно разыгрывают комплекты наград в отдельных видах упражнений (кроме Олимпийских игр). Выступления оцениваются по двадцатибалльной системе. 1.6 Акробатические упражнения. Акробатические упражнения развивают силу, ловкость, быстроту реакции, ориентировку в пространстве и являются отличным средством тренировки вестибулярного аппарата. Навыки, приобретенные на занятиях акробатическими упражнениями, отличаются выраженной прикладностью и могут быть использованы в самых неожиданных спортивных и жизненных ситуациях. Акробатические упражнения широко представлены в основной гимнастике для детей школьного возраста, используются в массовых гимнастических выступлениях. Для занятий акробатическими упражнениями не требуется сложного оборудования. Использование средств акробатики в подготовке спортсменов различных специализаций приобретает все больший размах. Это объясняется тем, что установлена прямая зависимость между акробатической подготовкой спортсменов и спортивным мастерством в тех видах спорта, которые предъявляют повышенные требования к ловкости, смелости и решительности, ориентировке в пространстве, вестибулярной устойчивости и навыкам самостраховки. Все акробатические упражнения подразделяются на три большие группы: прыжки, балансирования, бросковые упражнения. Акробатические прыжки. Эту группу составляют прыжковые упражнения с частичным или полным вращением тела, т. е. опорные и безопорные перевороты. Акробатические прыжки подразделяются на пять подгрупп. Перекаты — упражнения, характеризующиеся вращательным движением тела с последовательным касанием опоры без переворачивания через голову. Они выполняются вперед, назад и в стороны, в группировке, согнувшись и прогнувшись. Перекаты используются как самостоятельные упражнения и как подготовительные при изучении более сложных упражнений. Они применяются в вольных упражнениях как связующие элементы некоторых соединений. Кувырки — вращательные движения тела с последовательным касанием опоры и переворачиванием через голову. Они выполняются вперед, назад и в сторону; в группировке, согнувшись и прогнувшись, Кувырки вперед могут выполняться и с полетом после толчка ногами. Перевороты — вращательные движения тела с полным переворачиванием и промежуточной опорой. Данная подгруппа включает в себя следующие разновидности: а) собственно перевороты с фазой полета (одной или двумя). Выполняются вперед, назад, с разбега и с места; б) перевороты колесом с последовательной опорой каждой рукой и ногой без фазы полета. Выполняются вперед, назад и в стороны; в) перекидки, характеризующиеся медленным, равномерным вращением тела с одновременной опорой руками, рукой, без фазы полета. Выполняются вперед и назад с варьированием исходных и конечных положений. Полуперевороты. В отличие от переворотов не содержат полного вращения. Выполняются вперед и назад прыжком с одной части тела на другую. Сальто — наиболее сложные акробатические прыжки. Это безопорные вращения в воздухе вперед, назад или в сторону с полным переворачиванием через голову. Некоторые виды сальто выполняются с поворотами. Например: полпируэта, пируэт, двойной пируэт, твист. Балансирования. Данная группа объединяет акробатические упражнения, в основе которых лежит сохранение собственного равновесия или уравновешивание одного или нескольких партнеров. Упражнения в балансировании подразделяются на три подгруппы. Одиночные упражнения — стойки, мосты и шпагаты. Парные упражнения, — один партнер (нижний) не только сохраняет собственное равновесие в различных положениях, но и уравновешивает другого (верхнего) партнера. Групповые упражнения — пирамиды втроем, вчетвером, впятером и т. д. Бросковые упражнения. В основе этой группы упражнений лежит бросок и ловля одного партнера другим или несколькими партнерами. 1.7 Прыжковые упражнения. Опорный прыжок — один из видов упражнений в спортивной гимнастике. При исполнении опорного прыжка спортсмен разбегается по дорожке, затем отталкивается при помощи специального наклонного пружинящего мостика и совершает прыжок, в ходе которого он должен произвести дополнительное отталкивание от снаряда (это может быть гимнастический конь или специальный снаряд). Прыжок ноги врозь относится к наиболее простым опорным прыжкам (особенно через козла). Невысокий подъем общего центра тяжести тела при этом прыжке позволяет почти всякому новичку перепрыгнуть через козла без особой предварительной подготовки. В качестве подготовительных упражнений к прыжку ноги врозь можно использовать некоторые упражнения на полу, например: 1. Прыжок с места или с разбега, отталкиваясь двумя ногами, с разведением ног врозь. 2. Из упора лежа, отталкиваясь носками, поднять таз вверх и перейти в упор стоя ноги врозь. 1. Прыжок ноги врозь с разбега характеризуется сильным толчком ногами и последующим разведением их в стороны. Руками отталкиваться о снаряд тогда, когда тело движется по восходящей кривой. В фазе полета надо резко поднять руки вперед, таз быстро подать вперед, а ноги, слегка согнутые в тазобедренных суставах, выпрямить. 2. Вскок на козла на колени, соскок ноги врозь без помощи рук. 3. Прыжок ноги врозь через козла, поставленного вкось. 4. Прыжок ноги врозь с опорой на одну руку. 5. Прыжок ноги врозь с предварительным взмахом ногами назад. 6. Прыжок ноги врозь через козла и веревочку, протянутую за козлом. В отличие от прыжка ноги врозь прыжку согнув ноги могут предшествовать вскоки на снаряд. Подготовительными упражнениями могут служить: а) прыжок на месте с подтягиванием ног к груди; б) из упора присев, колени вместе, быстро вставая, прыгнуть вверх и приземлиться в исходное положение; в) из упора лежа, отталкиваясь носками, перейти в упор присев, колени вместе, и в полуприсед. 2 Правила записи общеразвивающих упражнений в гимнастике. При записи отдельного упражнения надо указать его название (если оно имеется), исходное положение (для туловища, ног, рук), название движения, направление его и конечное положение. Исходное положение пишется сокращенно ― и. п., цифрами обозначается счет. Например: «Растягивание резины». И. п.: узкая стойка ноги врозь, руки перед грудью. 1 ― руки в стороны; 2 ― и. п. Для краткости принято не указывать некоторые положения, движения и их детали. Опускаются следующие слова: туловище ― при наклонах; нога ― при выставлении ее на носок, ладони внутрь ― в положении руки вниз, вперед, назад, вверх; ладони вниз ― в положении руки в стороны, влево (вправо); носки (носок) оттянуть поднять, опустить выставить ― при движении ногами, руками; вперед, спереди―при указании направления, если выполняется кратчайшим, единственно возможным путем; прогнувшись ― если техника выполнения предопределяет это положение; хват сверху ― как наиболее распространенный; дугами вперед ― если руки поднимаются или опускаются движением вперед. Путь рук (ног) и туловища указывается лишь в тех случаях, когда движение выполняется не кратчайшим путем. Исходное положение обозначается только в начале упражнения. Не записываются положения ног, носков, рук, ладоней, если исходное положение ног ― основная стойка, а положение рук иное, то указывается только положение рук (например, руки на поясе). Если исходное положение рук ― основная стойка, а ног другое, то обозначается только положение ног (например, «стойка ― ноги врозь»). Правила записи должны выполняться независимо от того, в какой возрастной группе воспитатель составляет план-конспект физкультурного занятия, утренней гимнастики. Некоторые термины пишутся сокращенно: основная стойка ― о. с; правая рука (нога) ― пр. рука (нога); левая рука (нога) левая рука (нога). При записи нескольких движений, выполняемых одновременно, сначала указывают основное движение (туловищем, ногами), затем остальные (сгибая правую, наклон влево, руки вверх). Несколько движений, выполняемых неодновременно (хотя бы и на один счет), записываются в той последовательности, в которой они протекают. Если движение сочетается с другим не на всем протяжении, но выполняется слитно, надо записывать элементы один за другим, соединяя союзом и (наклон прогнувшись, руки в стороны и поворот головы вправо). Если движения выполняются одновременно, то следует применять предлог с (наклон прогнувшись, руки в стороны с поворотом головы вправо). Когда движение выполняется не в обычном стиле (резко, стремительно, расслабленно, мягко, плавно и т. д.), то это должно быть отражено в записи (например, руки плавно в стороны, кисти расслаблены). Комплекс общеразвивающих упражнений
Список литературы. 1. Артамонова И.Е. Организация и проведение соревнований по художественной гимнастике: учеб.-метод. пособие для студентов вузов физ. культуры/И. Е. Артамонова. - Малаховка: [б. и.], 2011.-56 с. 2. Бобырева Н.Н. Терминология художественной гимнастики: структурно-семантическое сопоставление в русском и английском языках [Электронный ресурс]: монография/Н. Н.Бобырева; Чайковский гос. ин-т физ. культуры. - Электрон. дан.-Казань: Изд-во Казан. ун-та,2013.-1 электрон. опт. диск (CD-ROM). 3. Вера: кн.-альбом/сост.: А. Мулик, М. Понетаева, Е. Бреусов. - Омск: Золотой тираж, 2013.-140 с.: ил. 4. Винер-Усманова И.А. Интегральная подготовка в художественной гимнастике: автореф. дис. д-ра пед. наук/И. А. Винер-Усманова. - СПб., 2013.-47 с. 5. Власова О.П. Развитие гибкости при обучении элементам без предмета на этапе начальной подготовки в художественной гимнастике: автореф. дис. канд. пед. наук/О. П. Власова. - Омск,2011.-23 с. 6. Власова О.П. Развитие гибкости при обучении элементам без предмета на этапе начальной подготовки в художественной гимнастике: дис. канд. пед. наук/О. П. Власова. - Омск,2011.-161 с. 7. Котова Е.А. Ведущие показатели компонентов спортивной формы у высоквалифицированных спортсменок-студенток, занимающихся художественной гимнастикой: автореф. дис. канд. пед. наук/Е. А. Котова. - М.,2013.-24 с. 8. Овчинникова Е.И. Моделирование учебно-воспитательного процесса по физической культуре у девочек 8-9 лет, занимающихся художественной гимнастикой в специализированном спортивном классе:автореф. дис. канд. пед. наук/Е. И. Овчинникова. - Улан-Удэ, 2010. - 20 с. 9. Открытые Всероссийские соревнования по художественной гимнастике: XХVI мемориал Галины Горенковой/Всерос. Федерация худож. гимнастики.- Омск: [б. и.],2011.-12 с. : ил. 10. Пшеничникова Г.Н. Обучение элементам без предмета на этапе начальной подготовки в художественной гимнастике: учеб. пособие для студентов вузов по направлению 034300.62 "Физ. культура" при прохождении дисциплины "Теория и методика избр. вида физ.-спорт. деятельности"/Г. Н. Пшеничникова, О. П. Власова; Сибирский гос. ун-т физ. культуры и спорта. - Омск: Изд-во СибГУФК, 2013.-187 с. |