контрольная работа человек и культура. Контрольная работа человек и культура 1 курс м2. Контрольная работа по дисциплине человек и культура модуль 2 вариант 1 Выполнилa студенткa
Скачать 59.33 Kb.
|
ФГБОУ ВО ОрГМУ Минздрава России КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ЧЕЛОВЕК И КУЛЬТУРА» МОДУЛЬ № 2 ВАРИАНТ № 1 Выполнилa студенткa 110-2 сдип группы 1 курсa Фaкультетa: Высшее сестринское дело Ф.И.О: Азимова Мэри Кандиевна Проверила: Балышева Наталья Викторовна Оренбург, 2021 г. Теоретический блок Задание №1 Приведите примеры 5 определений понятия «профессиональная этика». Ответ: 1 Профессиональная этика - система моральных принципов, норм и правил поведения специалиста с учетом особенностей его профессиональной деятельности и конкретной ситуации. Профессиональная этика должна быть неотъемлемой составной частью подготовки каждого специалиста. Профессиональная этика – это совокупность определенных обязанностей и норм поведения, поддерживающих моральный престиж профессиональных групп в обществе. Профессиональная этика – это нравственные нормы, которые регулируют взаимоотношение людей в трудовой деятельности и отношение человека к своим профессиональным обязанностям, долгу. Под профессиональной этикой понимается совокупность норм, принципов, идеалов, а также форм практического поведения и механизмов, способствующих их передаче (ритуалы, обычаи, обряды, традиции и т.п.). 5. Содержанием профессиональной этики являются кодексы поведения, предписывающие определенный тип нравственных взаимоотношений между людьми и способы обоснования данных кодексов. 2. Задание: Составьте план-конспект на тему «Профессиональная этика как наука и практика поведения». I. Организационная часть. Задание. Какие условия необходимы для предпринимательской деятельности (нужное подчеркнуть)? Свобода в принятии решений. Ориентация на достижение коммерческого успеха. Полная экономическая ответственность за результаты деятельности. Наличие предпринимательских способностей. Наличие денежных средств. Свобода в выборе направления и методов деятельности. II. Объяснение нового материала. Каждый человек в своем поведении, действиях руководствуется определенными моральными, т.е. нравственными, нормами (правилами). Древнейшее золотое правило нравственности звучит так: не поступай по отношению к другому так, как ты не хотел бы, чтобы он поступил по отношению к тебе. Об этом же говорит и русская пословица: «Чего в другом не любишь, того сам не делай».(Выявить точку зрения детей) Мораль — это особая форма общественного сознания и вид отношений между людьми в данном обществе. Мораль регулирует действия человека в обществе. (Конспектирование) Нормы морали распространяются на все сферы жизни людей, в том числе и профессиональную. Профессиональной этикойпринято называть: во-первых, специфические нормы поведения, характерные для данного рода профессиональной деятельности людей; во-вторых, способы обоснования этих норм с точки зрения общественной морали. (Конспектирование) Историческая справка. Выяснить происхождение профессиональной этики - это проследить взаимосвязь моральных требований с разделением общественного труда и возникновением профессии. На эти вопросы, много лет назад обращали внимание Аристотель, затем Конт, Дюркгейм. Они говорили о взаимосвязи разделения общественного труда с моральными принципами общества. Впервые материалистическое обоснование этих проблем дали К. Маркс и Ф. Энгельс. Возникновение первых профессионально-этических кодексов относится к периоду ремесленного разделения труда в условиях становления средневековых цехов в XI-XII вв. Именно тогда впервые констатируют наличие в цеховых уставах ряда нравственных требований по отношению к профессии, характеру труда, соучастникам по труду. Однако ряд профессий, имеющих жизненно важное значение, для всех членов общества, возникли в глубокой древности, и поэтому, такие профессионально-этические кодексы, как "Клятва Гиппократа", нравственные установления жрецов, исполнявших судебные функции, известны гораздо раньше. Появление профессиональной этики во времени предшествовало созданию научных этических учений, теорий о ней. Повседневный опыт, необходимость в регулировании взаимоотношений людей той или иной профессии приводили к осознанию и оформлению определенных требований профессиональной этики. Профессиональная этика, возникнув как проявление повседневного морального сознания, затем уже развивалась на основе обобщенной практике поведения представителей каждой профессиональной группы. Эти обобщения содержались как в писаных, так и в неписаных кодексах поведения, так и в форме теоретических выводов. Таким образом, это свидетельствует о переходе от обыденного сознания к теоретическому сознанию в сфере профессиональной морали. Большую роль в становлении и усвоении норм профессиональной этики играет общественное мнение. Нормы профессиональной морали не сразу становятся общепризнанными, это бывает связано с борьбой мнений. Взаимосвязь профессиональной этики и общественного сознания существует и в форме традиции. Различные виды профессиональной этики имеют свои традиции, что свидетельствует о наличии преемственности основных этических норм, выработанных представителями той или иной профессии на протяжении столетий. Общие признаки профессиональной этики работника: трудолюбие, профессиональная совесть, гордость, честь, обязательность, профессиональный долг.(Конспектирование) Нормы профессиональной этики распространяются, как правило, на те виды профессиональной деятельности, объектом труда в которых является человек. Например, существует управленческо-административная, медицинская, педагогическая, правовая этика, профессиональная этика инженерно-технических работников, этика науки и искусства, предпринимательская этика. Управленческо-административная этикатребует от работников ответственности и сознательности, деловитости и компетентности, добросовестности, честности, глубокой порядочности. Существуют, к сожалению, примеры несоблюдения профессиональной этики в управленческо-административной системе, к ним относятся бюрократизм-это имитация исполнительности, искусственное разделение работников на высших и низших, формализм и угодничество. Заповеди медицинской этики(точка зрения детей) выражаются формулой «не навреди». В медицине должна быть исключена возможность злоупотребления властью над больными. Врач, должен направлять свою деятельность на сохранение телесного и духовного здоровья пациента, не считаясь при этом с трудностями, а в исключительных случаях и с собственной безопасностью. Медицинский работник должен принять ответственность за разумный риск в освоении новых методов лечения больных. Решения по таким вопросам, как границы сохранения врачебной тайны, эксперименты над больными, условия трансплантации жизненно важных органов и т.п., должны приниматься коллективно, вместе с больными, их близкими и коллегами, медицинской и культурной общественностью. Медицинская этика осуждает случаи нарушения равенства в медицинском обслуживании, негуманное использование профессиональных знаний и власти. От представителей права(точка зрения детей)профессиональная этика требует верности духу и букве закона, неподкупности и принципиальности в отстаивании интересов государства, его организаций, групп и отдельных лиц, обеспечение в юридической практике равенства как каждого гражданина, так и государства перед законом. Требования правовой этики находят свое выражение в кодексах различных видов права, в правилах деятельности милиции, следствия, прокуратуры, судейских работников, сотрудников исправительно-трудовых учреждений. Общий принцип этики сотрудников права — признание самоценности человека. Закон является лишь инструментом, помогающим эту самоценность охранять. Профессиональная этика инженерно-технических работников (точка зрения детей)подразумевает гуманное отношение к природе, направленность на сохранение экологии, экономное и рациональное использование природных ресурсов, готовность к новому инженерно-техническому мышлению. Профессиональная этика в сфере науки (точка зрения детей)требует высокой оценки науки в жизни общества, сохранения и развития культуры, готовности отстаивать истину, добиваться использования научных достижений на благо людей. Необходимое этическое качество ученого — способность правильно воспринимать критику, пересматривать ошибочные представления, сочетать добросовестность и личную ответственность исследователя. Неизменно в науке осуждаются карьеризм, корыстолюбие, плагиат (присвоение авторских прав). От работников сферы искусства и средств массовой информации(точка зрения детей)(журналистов, писателей, художников, работников радио и телевидения и др.) профессиональная этика требует правдивого изображения действительности, преданности своему делу, терпимости и милосердия. Она нацелена против фальши, ханжества, приспособленчества, ремесленничества, зависти, тщеславия и прочих пороков. Педагогическая этика(точка зрения детей)этика базируется на гуманистических, моральных принципах, осуждает антигуманистическую направленность процесса обучения и воспитания; регулирует поведение воспитателя, учителя в интересах ребенка, обеспечивает единство усилий педагогического коллектива, общественности и семьи. Профессиональная этика работников сферы обслуживаниясвязана в первую очередь с культурой общения и призвана смягчать конфликты, пресекать мошенничество, нарушение правил торговли и обслуживания. Главное правило их профессиональной этики: «Клиент всегда прав». Четкое соблюдение норм этики является необходимым условием для успешной профессиональной деятельности, служит оздоровлению общественного сознания, а также способствует развитию общества и человека. Общение человека многообразно. С ростом культуры, духовного уровня людей увеличивается потребность в общении. Выделяют анонимное, служебное (функционально-ролевое), неформальное, интимно-семейное общение. Анонимное общение — взаимодействие между незнакомыми людьми. Это любые временные связи, например между жителями одного города, пассажирами поезда, посетителями музея. Люди встречаются, общаются и расходятся, как правило, не познакомившись. Они анонимны, безымянны по отношению друг к другу. Служебное общение (функционально-ролевое) — постоянное контактирование людей, связанных общими интересами и делами (учитель — ученик, покупатель — продавец, врач — пациент, руководитель — подчиненный). В наше время широкий размах приобретают различные виды неформального общения. Особенно это характерно для молодежных группировок, объединений по интересам (спортивных, музыкальных, туристических). Неформальное общение может происходить и между сослуживцами, если оно не касается служебных дел (культпоходы, туристические поездки). Интимно-семейное общение — контакты между близкими людьми, членами семьи. Любое общение связано с этикетом. Этикет (в пер. с фр. — ярлык, церемониал, форма обхождения) — это совокупность норм и правил, призванных регулировать взаимоотношения людей (обхождение с окружающими, формы обращения и приветствий, поведение в общественных местах, манеры, одежда). Этикет — составная часть внешней культуры общества (культуры поведения). В него входят те требования, которые приобретают характер строго регламентированного церемониала и в соблюдении которых имеет особое значение определенная форма поведения. В конечном счете, этикет выражает содержание основных принципов нравственности. (конспект). Знание и соблюдение норм и правил этикета способствует гармоничному общению в любой деятельности, в том числе и в профессиональной. Культуру служебного общения принято называть служебным этикетом. Общественная дисциплина требует усвоения и выполнения правил этикета, которые распространяются и на взаимоотношения в коллективе. Вот некоторые из них: Не забывайте здороваться. Вошедший, в помещение после других обязан (независимо от ранга) первым приветствовать присутствующих. А присутствующие отвечают не хором, как в классе, а только те, кто ближе сидит, кому удобно. Не обязательно при встрече большой группы знакомых каждому жать руку. Но уж если остановились и подали руку знакомому, который разговаривает с одним или двумя незнакомыми вам людьми, будьте добры —приветствуйте так же всех, называя себя как при первом знакомстве. Стало традицией, что первыми приветствуют начальника подчиненные, а вот руку для пожатия первым предлагает начальник. Женщину начальник приветствует первым, независимо от ее служебного положения. В то же время молодой девушке не зазорно поздороваться первой со своим начальником. Очень приятно, когда начальник первым приветствует ветерана труда, старшего по возрасту. Но случается и так, что руководитель не отвечает на приветствия подчиненных. Такое поведение неизбежно подрывает его авторитет. Поэтому, придя на работу, приветствуйте своих коллег, дайте им понять, что вы рады начать с ними трудовой день, что они могут рассчитывать на вашу помощь. Улыбайтесь людям. Известно, что от настроения зависят уровень производительности труда и характер взаимоотношений на производстве. А настроение, в свою очередь, зависит от обстоятельств повседневного бытия и способности управлять своим настроением. Улыбка и утреннее приветствие оказываются мощным стимулятором хорошего настроения. Но уже утро оно может быть испорчено — в дороге, в городском транспорте могут возникнуть поводы для раздражения, а значит, и падение настроения. Помните, чему вас учили в детстве: толкнул кто-то — извинись первым. Любая зарождающаяся ссора может быть погашена улыбкой. Поэтому, научитесь управлять своим поведением в любых условиях. Будьте приветливыми и вежливыми. Улыбайтесь людям. Стремитесь поддержать хорошее настроение у себя, и у окружающих. На равных правах. Собрания, заседания, совещания — коллективные формы управления. Их эффективность достигается тогда, когда поставленные вопросы рассматриваются на равных условиях, независимо от должностного положения, возраста, стажа работы. Поэтому проявляйте максимум доброжелательности к участникам совещаний. Научитесь терпеливо слушать других, не перебивать, не отвергать выдвинутые высказывания и предложения только потому, что вы с ними не согласны, дайте высказаться другим. Просьба и приказ. Желая убедить человека что-то сделать, постарайтесь прежде возбудить в нем желание это делать. Те, кому это удается, пользуются всеми благами мира. «Не загоняй теленка в сарай, пиная его ногами; лучше положи ему палец в рот, он будет его сосать, и сам охотно пойдет за тобой». Помните, что поручения лучше воспринимаются в форме просьбы, а не приказа. Понять и помочь. Обвиняя человека в чем-либо, вы только вызываете в нем внутренний протест. Вместо того чтобы обвинять людей, постарайтесь понять их и по возможности помочь. Дайте человеку возможность удовлетворить свое тщеславие. Пусть благодаря вам он почувствует себя значительным, нужным, интересным... Он будет всегда благодарен вам и сделает для вас очень много. Искренне цените и хвалите достоинства других людей. А эти достоинства есть даже у самого маленького человека. Критика и этика. Часто можно слышать: критику никто не любит. Да, критикой нельзя злоупотреблять, как нельзя и пренебрегать. Критика - могучее средство воздействия на людей, которым надо пользоваться умело и осторожно. Не злоупотребляйте критикой, не унижайте достоинства людей, не допускайте перерастания ее в ссору. Подлежит безоговорочному осуждению. В служебных отношениях, как и во всех других формах взаимоотношений, важно развивать и поддерживать чувство собственного достоинства каждого человека, творческий подход к делу. Поэтому цените самостоятельных людей, избегайте навязчивых услуг подхалимов. Этим вы будете способствовать укреплению здорового психологического климата в коллективе. Это далеко не полный перечень основных правил общения людей. Соблюдение норм этикета, служебного в том числе, — одно из важнейших условий успешной жизнедеятельности, как отдельного человека, так и всего коллектива. Умение правильно общаться формируется, совершенствуется на протяжении всей жизни человека. Недопустимо недооценивать его важность в жизни человека и влияние на успешность профессиональной деятельности, личных взаимоотношений. *СЛОВАРЬ. (Основные понятия). Мораль • Нравственность • Профессиональная этика • Культура общения • Этикет • Служебный этикет. Мораль — это особая форма общественного сознания и вид отношений между людьми в данном обществе. Мораль регулирует действия человека в обществе. Мораль (лат. moralis - нравственный, от mos, множественное число mores - обычаи, нравы, поведение), нравственность, один из основных способов нормативной регуляции действий человека в обществе; особая Профессиональной этикой принято называть: во-первых, специфические нормы поведения, характерные для данного рода профессиональной деятельности людей; во-вторых, способы обоснования этих норм с точки зрения общественной морали Этикет (в пер. с фр. — ярлык, церемониал, форма обхождения) — это совокупность норм и правил, призванных регулировать взаимоотношения людей (обхождение с окружающими, формы обращения и приветствий, поведение в общественных местах, манеры, одежда). Культуру служебного общения принято называть служебным этикетом Творческий блок 3. Задание: Выполните творческое задание в соответствии с предложенной темой: «Значение профессиональной этики в деятельности специалиста в области сестринского дела». В современном обществе одним из важнейших качеств человека, как и основным компонентом образования высококвалифицированного специалиста, является его профессионализм, который нераздельно связан с понятием профессиональной этики. Итак, этикой называют философскую науку, которая исследует вопросы морали и нравственности. Переходя к понятию профессиональной этики, прежде всего, стоит отметить, что она сложилась в тех профессиях, которые охраняют жизнь, здоровье и свободы человека: медицине, юриспруденции и педагогике. Одним из видов профессиональной этики является медицинская этика, которая участвует в регуляции взаимодействий между врачами - «по горизонтали», между пациентом и врачом – «по вертикали» и между врачом и родственниками пациента – «по диагонали». Качественной характеристикой этической составляющей медицины является деонтология, которая определяет соответствие какого-либо действия установленным правилам. В медицинской деонтологии в первую очередь поднимаются вопросы исполнения врачами своего профессионального долга, нравственные нормы работников медицинских учреждений и особенности их взаимодействия между собой и с пациентами. История создания требований, предъявляемых к врачам, берет свое начало до нашей эры, когда был принят свод правил «Законы Хаммурапи». Они были достаточно жестоки по сравнению с ныне существующими. Так, например, если врач случайно наносил вред больному, согласно документу, созданному Вавилонским царем, ему надлежало отрезать руку. Однако и поощрения со стороны вылеченных пациентов были достаточно щедрыми. Если врачу удавалось успешно провести операцию, то вылеченный или его семья должны были выплатить медицинскому работнику сумму, на которую можно было бы год кормить несколько человек. В дальнейшем Гиппократом создаются нормы медицинской этики, именуемые «Клятвами», в которых он придерживался трех базовых этических установок: высоконравственный облик врача распространяется не только на профессиональную деятельность, врач не имеет права совершать деяния, угрожающие жизни пациента, медицина – бескорыстное служение обществу. В рассвет эпохи Возрождения происходит пересмотр базисов медицинской этики, на первый план выходит новая парадигма – «делай добро». Гарантом профессиональный этичности, по мнению Парацельса, выступает патернализм (от лат.paternus – отеческий), регулирующий взаимодействие врача с пациентом, коллегами и родственниками больного. Главный кризис медицинской этики порождается капиталистической моделью общественных отношений, когда качество оказания медицинской помощь напрямую зависит от уровня достатка пациента и его социального статуса. И лишь в конце ХХ века появляется документ, определяющий круг его ответственности врача перед пациентами, другими врачами и окружающими людьми, указывающий на права и обязанности пациентов – Этический кодекс врача Российской Федерации. В преамбуле вышеназванного кодекса говорится о его создании на основе клятвы Гиппократа, с учетом документов международного уровня аналогичного содержания и законов, принятых на территории Российской Федерации. Особое внимание уделяется целям его создания, которые включают в себя определение положения врача в обществе, здравоохранении, в его отношениях с больными. Отмечается наличие ответственности медицинского работника за деятельность, совершаемую во время работы, а также ответственность самого медицинского общества за входящих в него членов. Для объединения вышеназванных положений и их раскрытия был создан Этический кодекс российского врача. Что касается его структуры, он включает в себя пять разделов: «Общие положения (врач и общество)», «Врач и права пациента», «Отношения с коллегами и другим медицинским персоналом», «Врач и прогресс медицины», «Пределы действия этического кодекса, порядок его пересмотра и ответственность за его нарушения». Кодекс представлен двадцатью двумя положениями, которые регламентируют главную цель профессиональной деятельности врача, условия его врачебной деятельности. В соответствии с данным документом запрещается злоупотребление своим положением и знаниями, не допускается причинение вреда пациенту, определяется ответственность медицинского работника за качество медицинской помощи, оглашается право врача быть свободным и отказываться от работы с больным. В этическом кодексе российского врача определяются права пациента на свободу и независимость личности, получение сведений о собственном здоровье и соответствующей помощи, которая ничем не будет ограничена, на лечение или отказ от всех его видов, на соблюдение лечащим врачом тайны его болезни, на собственную психическую и физическую целостность, на достойную смерть и свободный выбор врача. В документе определяются такие обязанности врача, как сохранение и поддержание благородных традиций медицинского общества, взаимоуважение в общении с коллегами. Любые исследования должны проводиться исключительно с добровольного согласия пациента и при условии одобрения их этическим комитетом, врачу следует соблюдать максимальную осторожность при использовании новых методов. Заключительные статьи повествуют о территории, на которой действует данный кодекс, о его толковании и пересмотре, об ответственности врача за какие-либо нарушения профессиональной этики. Основной задачей врача является обеспечение сохранности жизни других людей и улучшение ее качества. Особенно важен уровень профессиональной компетентности специалиста, который достигается путем длительного обучения в медицинских высших учебных заведениях, а также регулярного повышения квалификации. При этом необходимо получать не только наиболее актуальные и современные научные знания, но и повышать уровень владения информацией по вопросам медицинской этики. Каждый медицинский работник должен обладать определенными качествами, которые будут ему позволять устанавливать доверительные отношения с пациентом, способствующие развитию их максимальной результативности. К таким качествам относятся следующие: доброта, сострадание, понимание, сопереживание, участие в проблемах пациента и внимание к больному. При этом совершенно недопустимым для врача считается причинение как физического, так и морального вреда больному. Врачу следует излагать пациенту факты о его болезни на понятном для больного уровне и в позитивном ключе, объяснять все возможные последствия лечения патологии и бездействия по отношению к ней. Пациент должен быть осведомлен о положительных и отрицательных сторонах назначенного лечения, его стоимости. При оказании помощи пациенту на первом месте для врача должны быть интересы больного, ему следует ставить диагноз и назначать дальнейшее лечение опираясь на собственный опыт. В обязанности врачей входит хранение медицинской тайны. Недопустимо разглашение результатов обследований без особых причин, обнародование факта обращения пациента в медицинское учреждение. Летальный исход не является основанием для снятия с работника медицинской сферы обязательства хранения медицинской тайны. Наиболее важной особенностью, характеризующей профессиональную этику врача, по сравнению с этическими нормами людей других профессий, является выраженность таких человеческих качеств как нравственность и справедливость. При следовании научно обоснованным принципам врачебной этики и обладая вышеназванными качествами, работник медицинской сферы будет максимально верно ориентирован в своей профессиональной деятельности. Особое значение в процессе подготовки будущих медицинских работников имеет область практической профессиональной этики, которая регламентирует требования к профессиональной деятельности врачей. Она базируется на принципах гуманизма и регулирует особенности морально-этического выбора и поведения медика в конкретных ситуациях. Безусловно, основополагающими критериями готовности будущих медицинских работников к профессиональной деятельности являются медицинские компетенции и самокритичность поведения, но стоит отметить и высокую значимость нравственно-этических установок в формировании личности высококвалифицированного специалиста. Практический блок 4. Задание: Представьте в виде таблицы «Этические принципы и нормы в профессиональной деятельности». Структура общения Учитывая сложность общения, необходимо обозначить его структуру, с тем, чтобы затем возможен был анализ каждого элемента. Г.М. Андреева предлагает характеризовать структуру общения путем выделения в нем трех взаимосвязанных сторон: коммуникативной, интерактивной и перцептивной. Коммуникативная сторона общения, или коммуникация в узком смысле слова, состоит в обмене информацией, в данном случае между врачом и пациентом, интерактивная заключается в организации взаимодействия между коммуникаторами, перцептивная (лат. perceptio – восприятие) – в общении как процессе восприятия партнерами друг друга и установлении определенного уровня взаимопонимания. Интерактивная сторона заключается в организации взаимодействия между общающимися индивидами, т.е. в обмене не только знаниями, идеями, но и действиями, направленными на установление определенных отношений между врачом и пациентом с целью повышения эффективности лечения. Перцептивная сторона общения означает процесс восприятия и познания друг друга партнерами по общению и установления на этой основе взаимопонимания. Задачей терапии с точки зрения влияния врача на самосознание больного является улучшение его способности к сознательному целенаправленному управления психической саморегуляцией, активному противодействию болезни. Естественно, что все эти термины весьма условны. В реальности мы имеем дело с процессом общения как единым целым. 5. Задание: Разработайте приемы эффективного взаимодействия в профессиональной деятельности специалиста в области сестринского дела. Психологические особенности пациента в условиях лечебных взаимоотношений и взаимодействия приходят в соприкосновение с психологическими особенностями медицинского работника. Кроме того, лицами, вовлеченными в контакт с пациентом, могут быть: врач, психолог, медицинская сестра, социальный работник. В лечебной деятельности формируется особая связь, особые отношения между медицинскими работниками и пациентами, это отношения между врачом и больным, медицинской сестрой и больным. Образуется по словам И. Харди связь «врач, сестра, больной». Повседневная лечебная деятельность многими нюансами связана с психологическими и эмоциональными факторами. Отношения между врачом и больным являются основой любой лечебной деятельности. (И. Харди). Целью же контактов между пациентом и медицинским работником является медицинская помощь, оказываемая одним из участников общения по отношению к другому. Отношения между врачом и пациентом обусловлены в определенной мере и условиями, в которых ведется лечебная деятельность. Исходя из основной цели лечебного взаимодействия, можно предположить неоднозначность важности контактов в системе взаимодействия медицинский работник-пациент. Однако, не следует понимать, что существует заинтересованность в таком взаимодействии лишь со стороны пациента. Медицинский работник, по идее, в не меньшей степени заинтересован в оказании помощи больному, ведь эта деятельность является его профессией. У медицинского работника есть собственные мотивы и интересы взаимодействовать с пациентом, которые и позволили ему выбрать медицинскую профессию. Для того, чтобы процесс взаимоотношений пациента и медицинского работника был эффективным, необходимо изучать психологические аспекты подобного взаимодействия. Для медицинской психологии интересны мотивы и ценности врача, его представление об идеальном пациенте, а также определенные ожидания самого пациента от процесса диагностики, лечения, профилактики и реабилитации, поведения врача или медицинской сестры. Можно говорить о значимости для эффективного и бесконфликтного взаимодействия пациента с медицинскими работниками такого понятия, как коммуникативная компетентность. Под этим термином понимают способность устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми. Этот процесс подразумевает достижение взаимопонимания между партнерами по общению, лучшее понимание ситуации и предмета общения. Коммуникативная компетентность может рассматриваться также как система внутренних ресурсов, необходимых для построения эффективного общения в определенном спектре ситуаций межличностного взаимодействия. Следует отметить, что коммуникативная компетентность является профессионально значимой характеристикой врача и медицинской сестры. Однако, несмотря на то, что в условиях клиники пациент вынужден обращаться за помощью к врачу, коммуникативная компетентность важна и для самого больного. Все это важно, потому что некомпетентность в общении хотя бы одной стороны в процессе общения способна нарушить диагностический и лечебный процесс. Поэтому лечебный процесс может и не привести к желаемым результатам. А неумение пациента наладить контакт с медицинским работником столь же негативно, сколь и нежелание медицинского работника установить эффективный контакт с любым пациентом. Однако вышеизложенное не позволяет снять ответственность за эффективное взаимодействие с пациентом с самого медицинского работника. При хорошем контакте с врачом пациент скорее выздоравливает, а применяемое лечение имеет лучший эффект, гораздо меньше побочных действий и осложнений. Выделяют следующие виды общения (СИ. Самыгин): 1. «Контакт масок» — это формальное общение. Отсутствует стремление понять и учитывать особенности лич-ности собеседника. Используются привычные маски (вежливости, учтивости, скромности, участливости и др.). Набор выражений лица, жестов, стандартных фраз, позволяющих скрыть истинные эмоции, отношение к собеседнику. В рамках диагностического и лечебного взаимодействия он проявляется в случаях малой заинтересованности врача или пациента в результатах взаимодействия. Это может происходить, к примеру, при проведении обязательного профилактического осмотра, в котором пациент чувствует себя несамостоятельным, а врач — не имеющим необходимых данных для проведения объективного и всестороннего обследования и вынесения обоснованного заключения. 2. Примитивное общение. Оценивают другого человека, как нужный или мешающий объект, если нужен — то актив-но вступают в контакт, если мешает — отталкивают. Подобный вид общения может встречаться в рамках манипулятивного общения врача и пациента в случаях, когда целью обращения к врачу становится получение каких-либо дивидендов. Например, больничного листа, справ ки, формального экспертного заключения и др. С другой стороны, формирование примитивного вида общения может происходить по желанию врача — в случаях, когда пациент оказывается человеком, от которого может зависеть благополучие врача. Например, руководитель. Интерес к участнику контакта в подобных случаях пропадает сразу вслед за получением желаемого результата. 3. Формально-ролевое общение. Регламентированными оказываются и содержание, и средства общения, и вместо знания личности собеседника обходятся знанием его социальной роли. Подобный выбор вида общения со стороны врача может быть обусловлен профессиональной перегрузкой. Например, у участкового врача на приеме. 4. Деловое общение. Общение, учитывающее особенности личности, характера, возраста, настроения собеседника при нацеленности на интересы дела, а не на возможные личностные расхождения. При общении врача с пациентом такой вид взаимодействия становится неравным. Врач рассматривает проблемы больного с позиции собственных знаний, и он склонен директивно принимать решения без согласования с другим участником общения и заинтересованным лицом. 5. Духовное межличностное общение. Подразумевает возможность затронуть в беседе любую тему, поделиться любой интимной проблемой каждому из участников общения. Диагностическое и лечебное взаимодействие не подразумевает такого контакта, по крайней мере, не предусматривает в силу профессиональной направленности исповедание медицинского работника. 6. Манипулятивное общение. Также, как и примитивное направлено на извлечение выгоды от собеседникас использованием специальных приемов. Многим может быть известен манипулятивный прием, чаще называемый «ипохондризацией пациента». Суть его заключается в преподнесении заключения врача о состоянии здоровья пациента в русле явного преувеличения тяжести обнаруженных расстройств. Целью такой манипуляции может быть: 1) снижение ожиданий пациента в успехе лечения в связи с избеганием медицинским работником ответственности в случае неожиданного ухудшения здоровья пациента; 2) демонстрация необходимости дополнительных иболее квалифицированных воздействий со стороны медицинского работника с целью получения вознаграждения. Общение медицинского работника и пациента, в принципе, можно назвать вынужденным общением. Так или иначе, но основным мотивом встреч ибесед больного человека с медицинским работником становится появление у одного из участников такого взаимодействия проблем со стороны здоровья. Со стороны врача имедицинской сестры существует при этом вынужденность выбора субъекта общения, которая обусловлена его профессией, его социальной ролью. И если обращение пациента к врачу, обусловлено, как правило, поиском медицинской помощи, то заинтересованность врача в пациенте объясняется соображениями его профессиональной деятельности. Взаимодействие между пациентом иврачом не есть нечто навсегда заданное. Под воздействием различных обстоятельств они могут изменяться, на них могут повлиять более внимательное отношение к больному, более глубокое внимание к его проблемам. При этом сами хорошие отношения пациента имедицинского работника способствуют и большей эффективности лечения. И наоборот — положительные результаты лечения улучшают взаимодействие между пациентом и медицинским работником, В настоящее время многие специалисты считают, что необходимо постепенно из процесса общения илексикона вывести такие понятия, как «больной», заменив понятием пациент, ввиду того, что само понятие «больной» несет определенную психологическую нагрузку. А обращения к заболевшим людям типа: «Как Ваши дела, больной?», применять недопустимо, и необходимо стараться повсеместно заменять такого рода обращения к пациенту обращениями по имени, имени отчеству, тем более, что само имя для человека, его произношение, является психологически комфортным. 2. Тактика медицинского работника Общение с пациентом — важнейший элемент процесса лечения. Одной из основ лечебной деятельности является умение медицинского работника понять больного человека. В процессе лечебной деятельности важную роль играет умение выслушать пациента, что представляется необходимым для формирования контакта между ним и медицинским работником, в частности, врачом. Умение выслушать больного человека не только помогает определить - диагносцировать заболевание, которому он может быть подвержен, но и сам по себе процесс выслушивания оказывает благоприятное взаимодействие на психологический контакт врача и пациента. Важно отметить, что необходимо учитывать и особенности (профильность) заболевания при контакте с пациентом, поскольку в распространенных в клинической медицине терапевтических отделениях находятся больные самого различного профиля. Это, например, пациенты с заболеваниями сердечно-сосудистой системы, желудочно-кишечного тракта, органов дыхания, почек и др. И нередко их болезненные состояния требуют длительного лечения, что оказывает влияние и на процесс взаимоотношений медицинского работника и больного. Длительный отрыв от семьи и привычной профессиональной деятельности, а также тревога за состояние своего здоровья вызывают у пациентов комплекс различных психогенных реакций. Но не только эти факторы сказываются на психологической атмосфере и состоянии пациента. В результате психогений может усложняться течение основного соматического заболевания, что, в свою очередь, ухудшает психическое состояние больных. И кроме того, в терапевтических отделениях на обследовании и лечении находятся больные с жалобами на деятельность внутренних органов, нередко даже не подозревая того, что эти соматические нарушения психогенного характера. В клинике внутренних болезней специалисты имеют дело с соматогенными и психогенными нарушениями. И в тех, и других случаях больные высказывают большое число различных жалоб и очень настороженно относятся к своему состоянию. Соматогенно обусловленные психические нарушения чаще возникают у тревожно-мнительных больных с ипохондрической фиксацией на своем состоянии. В их жалобах, помимо обусловленных основным заболеванием, много неврозоподобных. Например, жалобы на слабость, вялость, быструю утомляемость, головную боль, нарушение режима сна, страх за свое состояние, чрезмерную потливость, сердцебиение и др. Отмечаются также различные аффективные нарушения в виде периодически возникающей тревоги и тоски различной степени выраженности. Такие нарушения часто наблюдают у больных с гипертонической болезнью, ишемической болезнью сердца, у лиц, страдающих язвенной болезнью желудка и двенадцатиперстной кишки, а неврозоподобная симптоматика часто может маскировать клинику основного заболевания. В результате этого феномена больные люди обращаются к специалистам различного профиля. В обиходе часто приходится слышать о «хорошем» или «правильном» обращении с пациентом, и в противовес этому, к сожалению, приходится слышать о «бездушном», «плохом» или «холодном» отношении к больным людям. Важно отметить, что различного рода жалобы, возникающие этические проблемы свидетельствуют об отсутствии необходимых психологических знаний, а также практики соответствующего общения с пациентами со стороны медицинских работников. Различия взглядов медицинского работника и больного. Различия точек зрения медицинского работника и пациента могут быть обусловлены их социальными ролями, а также и другими факторами. Например, врач склонен искать, прежде всего, объективные признаки заболевания. Он старается ограничить анамнез до определения предпосылок для дальнейшего соматического исследования и т.д. А для пациента в центре внимания и интересов всегда стоит его субъективное, личное переживание болезни. В связи с этим, врач должен рассматривать эти субъективные ощущения как реальные факторы. Он должен также постараться прочувствовать или уловить переживания больного, понять и оценить их, отыскать причины тревог и переживаний, поддерживать их положительные стороны, также использовать их для более эффективного содействия больному при его обследовании и лечении. Различия же во взглядах и точках зрения врача (медицинской сестры) и пациента вполне закономерны и предопределены, в данной ситуации, их различными социальны ми ролями. Однако, врачу (медицинской сестре) необходимо следить за тем, чтобы эти различия не перешли в более глубокие противоречия. Поскольку эти противоречия могут поставить под угрозу взаимоотношения медицинского персонала и больного, и тем самым затрудняя оказание помощи больному, затрудняя лечебный процесс. Для преодоления различий во взглядах медицинскому работнику необходимо не только выслушивать с большим вниманием пациента, но и постараться как можно лучше его понять. Что происходит в душе, мыслях больного человека? Врач должен откликнуться на рассказ пациента со всеми своими знаниями, разумом во всей полноте своей личности. Реакция медицинского работника должна быть резонансом на услышанное. Особенности личности медицинского работника. Следует отметить, что предпосылкой возникновения положительных психологических отношений идоверия между медицинскими работниками и больными является квалификация, опыт иискусство врача имедицинской сестры. При этом результатом расширяющихся и углубляющихся сведений в современной медицине является повышенное значение специализации, а также создание различных ответвлений медицины, направленных на определенные группы заболеваний в зависимости от локализации, этиологии и способов лечения. Можно отметить, что при этом специализация несет с собой определенную опасность суженного взгляда врача на больного. Сама медицинская психология может помочь выровнять эти отрицательные стороны специализации благодаря синтетическому пониманию личности больного и его организма. А квалификация является только инструментом, больший или меньший эффект применения которого зависит от других сторон личности врача. Можно отметить определение доверия больного к врачу, данное Гладким: «Доверие к врачу — это положительное динамическое отношение больного к врачу, выражающее предыдущим опытом обусловленное ожидание, что врач имеет способности, средства и желание помочь больному наилучшим образом», Для проявления доверия к медицинскому работнику имеет значение первое впечатление, возникающее у пациента при встрече с ним. При этом значение для человека имеет актуальная мимика медицинского работника, его жестикуляция, тон голоса, выражения лица, вытекающие из предыдущей ситуации и не предназначенные для больного, употребление сленговых речевых оборотов, а также его внешний вид. Например, если больной человек видит врача неопрятного, заспанного, то он может потерять веру в него, часто считая, что человек, не способный заботиться о себе, не может заботиться ио других. Различные отклонения в поведении иво внешнем виде пациенты склонны прощать только тем медицинским работникам, которых они уже знают ик которым испытывают доверие. Медицинский работник приобретает доверие больных в том случае, если он как личность гармоничен, спокоен иуверен, но не надменен. В основном, в тех случаях, когда его манера поведения — настойчивая ирешительная, сопровождающаяся человеческим участием и деликатностью. Следует отметить, что, принимая серьезное решение, врач должен представлять себе результаты такого решения, последствия его для здоровья и жизни пациента иповышать в себе чувство ответственности. Особые требования к медицинскому работнику предъявляет необходимость быть терпеливым и владеть собой. Он должен всегда предусмотреть различные возможности развития заболевания ине считать неблагодарностью, неохотой лечиться или даже личным оскорблением со стороны больного, если состояние здоровья пациента не улучшается. Бывают ситуации, когда уместно проявить чувство юмора, однако без тени насмешки, иронии и цинизма. Такой принцип, как «смеяться вместе с больным, но никогда — над больным», известен многим. Однако некоторые больные не переносят юмора даже с добрым намерением и понимают его как неуважение и унижение их достоинства. Имеются факты, когда люди с неуравновешенными, неуверенными ирассеянными манерами постепенно гармонизировали свое поведение по отношению к другим. Это достигалось как путем собственных усилий, так и при помощи других людей. Однако, это требует определенных психологический усилий, работы над собой, определенного критического отношения к себе, которая для медицинского работника есть и должна быть сама собой разумеющейся. Отметим, что медицинский работник — молодой специалист, о котором больные знают, что он обладает меньшим жизненным опытом и меньшей квалификацией, находится при поиске доверия больных в более невыгодном положении по сравнению со своими старшими коллегами, имеющими опыт работы. Но молодому специалисту может помочь сознание того, что этот недостаток преходящий, который можно компенсировать добросовестностью, профессиональным ростом и опытом. Несмотря на развитие положительных взаимоотношений врача к больному, эти отношения могут осложнять некоторые неблагоприятные черты темперамента врача, о влиянии которого говорилось выше. Например, невыдержанные психологические проявления с избытком эмоциональности, например, гнева, или наоборот, замкнутость со слабыми эмоциональными реакциями изамедленность. Так или иначе, но основой положительных взаимоотношений являются свойства личности врача. Пациент теряет доверие, а медицинский работник теряет авторитет, если у больного создается впечатление, что медицинский работник является тем, что называют в обиходе «плохой человек». Такое впечатление может возникнуть из различных наблюдений пациента. Например, больной слышит, как медицинский работник говорит о своих коллегах, видит, как он надменно относится к подчиненным: и заискивает перед начальством, наблюдает недоступность критике, болтливость и т.д. Тщеславность может проявляться, например, в том, что врач не просит о консультации более опытного коллегу или даже преувеличивает больному тяжесть его заболевания, чтобы получить после выздоровления больного большее признание ивосхищение, психологические дивиденды. Следует отметить, что личные недостатки медицинского работника могут привести пациента к мысли, что врач или медицинская сестра с такими качествами не будут добросовестными и надежными и при исполнении своих непосредственных служебных обязанностей. Вообще, уравновешенная личность медицинского работника является для пациента комплексом гармонических внешних стимулов, влияние которых принимает участие в процессе его лечения, выздоровления, реабилитации. Медицинский работник может воспитывать и формировать свою личность, в том числе и наблюдая за реакцией на свое поведение непосредственно. Скажем, по разговору, оценке мимики, жестов больного. Также и косвенно, когда о взгляде на свое поведение он узнает от своих коллег. Да и он сам может помогать своим коллегам направлять их поведение в сторону более эффективного психологического взамодействия с пациентами. 6. Список использованной литературы. Гусейнов А.А. История этических учений [Электронный ресурс]: учебник для вузов/ А.А. Гусейнов [и др.]. – М.: Академический Проект, Трикса, 2015. – 880 c. – Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/36377.html. – ЭБС «IPRbooks» Козьякова М.И. Исторический этикет [Электронный ресурс]/ М.И. Козьякова. – М.: Согласие, 2016. – 280 c. – Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/60793.html. – ЭБС «IPRbooks» Курс лекций по дисциплине "Человек и культура": учеб. пособие для студентов факультета "Лечебное дело"/ ОрГМА; сост.: В. В. Вялых, Г. П. Николаева, Н. В. Пономаренко. -Оренбург, 2013, 130 с. Хрусталев, Ю. М. Биоэтика. Философия сохранения жизни и сбережения здоровья [Электронный ресурс]: учебник / Ю. М. Хрусталев. - М. : ГЭОТАР-Медиа, 2017. -400с.-ISBN 987-5-9704-4093-3- Режим доступа: http://www.studmedlib.ru/book/ISBN9785970440933.html Шамов, И.А. Биомедицинская этика [Электронный ресурс] / И.А. Шамов. – М. : ГЭОТАР-Медиа, 2014. – Электрон. текстовые данные. – Режим доступа: http://www.studmedlib.ru/book/ISBN9785970429761.html |