Главная страница
Навигация по странице:

  • Самара 2022 Содержание

  • Актуальность данной темы

  • Понятие: диссидентское движение Диссиденты.

  • Совокупность движений, групп, текстов и отдельных действий, разнородных и разнонаправленных по своим целям и задачам, но очень близких по своим основным принципам

  • По формам социальной активности

  • И по используемым инструментам

  • Правозащитное движение в СССР

  • 4)Возникновение диссидентства Диссидентская власть оппозиции.

  • Направления диссидентского движения В диссидентском движении можно выделить три основных направления

  • Этапы диссидентского движения

  • Усилия властей в борьбе с инакомыслием в этот период были в основном сосредоточены на

  • Этапы и формы диссидентского движения.

  • Основными формами диссидентской деятельности являлись

  • В диссидентском движении можно выделить три основных направления

  • 70-е годы были отмечены

  • реферат 2. Контрольная работа по дисциплине История


    Скачать 41.23 Kb.
    НазваниеКонтрольная работа по дисциплине История
    Дата12.03.2022
    Размер41.23 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлареферат 2.docx
    ТипКонтрольная работа
    #393637

    Контрольная работа

    по дисциплине «История»

    Студента: Конакова А.А.

    Группа: ЭН – 1-81

    Преподаватель: Кожуханова Е.В.

    Самара 2022

    Содержание:

    1. Введение

    2. Понятие: диссидентское движение

    3. Правозащитное движение в СССР

    4. Возникновение диссидентства

    5. Направления диссидентского движения

    6. Этапы и формы диссидентского движения

    7. Заключение

    8. Список литературы



    Введение

    Победа в Великой Отечественной войне изменила психологию советского народа. Люди чувствовали свою силу и значимость. Миллионы советских людей уехали за границу, и то, что они там увидели, сильно подорвало веру в мифы, навеянные сталинской пропагандой о неизбежном кризисе капитализма, нищете и эксплуатации трудящихся. Возросло чувство собственного достоинства и патриотизма, проявился большой интерес к культурным ценностям. Победа давала основание надеяться на прекращение борьбы с внутренними и внешними врагами. В обществе царил дух надежды на улучшение жизни (ведь худшее уже позади), на свободу, завоеванную кровью. Каждый понимал лучшую жизнь по-своему: одни ожидали освобождения репрессированных, другие-роспуска колхозов, третьи-свободы слова, альтернативных выборов и прочих гражданских свобод.

    В годы правления Сталина были приняты жесткие меры по борьбе с инакомыслием. Система власти по - прежнему была жестко централизована. Сталинское руководство, опасаясь потери контроля над страной, стремилось возродить атмосферу страха и идеологического диктата, характерную для конца 1930-х годов.

    Сведения о настроениях народа, поставляемые агентством, жалобы рабочих, адресованные в партийные и правительственные органы, газеты, лично И. В. Сталину, свидетельствовали о неблагополучии в обществе, росте недовольства. Но реальной оппозиции после войны, с сформулированной программой оппозиции правительству и силами для ее осуществления, не было. Только после смерти Сталина наступает период расслабления, приход к власти Никиты Сергеевича Хрущева запомнился "оттепелью", во время которой появилось диссидентство.

    Я хотел бы получить более полную картину того периода советской истории и найти ответы на следующие вопросы: оказало ли диссидентское движение влияние на развитие культуры того времени, на политическое развитие и имеет ли это значение сегодня? Диссидентское и правозащитное движение в СССР будет рассмотрено в этом очерке.

    Цель работы-глубже проникнуть в тайны такого интересного раздела истории СССР, как диссидентское движение, узнать историю возникновения этого движения, его причины. Подробно рассмотреть идеи правозащитного и диссидентского движения, познакомить вас с этой темой.

    Задачи:

    • Изучение дополнительного материала

    • Анализ прочитанного материала

    • Формулировка работы

    • Изложение заключения

    Актуальность данной темы:

    Актуальность темы исследования обусловлена пристальным вниманием мировой и отечественной общественности к одной из наиболее острых проблем современности - проблеме защиты прав человека. Идея приоритета прав человека все больше укореняется в общественном сознании, становится идеалом и целью практической деятельности миллионов людей. Как отмечают многие ученые и политики, права человека и их обеспечение-это та высота, которую должна будет занять современная цивилизация в ходе своего поступательного развития. Но для того, чтобы обеспечить права человека, нужно знать, как защищались права в прошлые века, в частности в XX веке.



    1. Понятие: диссидентское движение

    Диссиденты.

    Диссиденты (лат. dissidens-несогласные) - термин, который сначала западная, а затем советская пресса с середины 70-х гг. применяла к лицам, открыто спорившим с официальными доктринами в определенных сферах общественной жизни СССР.

    Диссиденты в СССР-это граждане СССР, открыто выражавшие свои политические взгляды, существенно отличавшиеся от коммунистической идеологии и практики, господствовавших в обществе и государстве, за что многие из них подвергались преследованиям со стороны властей.

    В рамках исследовательской программы, начатой в конце 1990-х годов Научно-исследовательским центром "Мемориал" по изучению истории диссидентской деятельности и правозащитного движения в СССР, было дано следующее определение диссидентства (диссидентство):

    Совокупность движений, групп, текстов и отдельных действий, разнородных и разнонаправленных по своим целям и задачам, но очень близких по своим основным принципам:

    • Ненасилие;

    • Публичность;

    • Реализация основных прав и свобод путем " явочной процедуры»;

    • Требование соблюдать закон;

    По формам социальной активности:

    • Создание текстов без цензуры;

    • Объединение в независимые (чаще всего-неполитические по своим целям) общественные объединения;

    • Изредка-публичные акции (демонстрации, раздача листовок, голодовки и т. д.).

    И по используемым инструментам:

    • Распространение литературных, научных, правозащитных, информационных и иных текстов через самиздат и западные средства массовой информации;

    • Петиции, адресованные советской официальной власти, и "открытые письма", адресованные общественному мнению (советскому и зарубежному); в конце концов петиции, как правило, также попадали в самиздат и/или публиковались за рубежом.

    Особое место в диссидентском мире занимало правозащитное движение, объединившее разрозненные проявления самостоятельной гражданской и культурной инициативы в единое целое. Правозащитники создали единое информационное поле, поддерживаемое самой диссидентской активностью, что радикально отличало ситуацию 1960-1980-х годов от разрозненных попыток создания политического подполья в 1950-х годах. С середины 1960-х до начала 1980-х годов эта тенденция независимого гражданского активизма полностью доминировала на общественной сцене.



    1. Правозащитное движение в СССР

    Правозащитное движение - часть диссидентского движения в СССР, ориентированная прежде всего на защиту гражданских прав и свобод граждан, гарантированных Конституцией СССР (свобода слова, печати, демонстраций, объединений и т. д.), независимо от их принадлежности к каким-либо социальным, национальным или идеологическим группам (в отличие от других фракций диссидентского движения, отстаивавших определенные общественно-политические проекты-монархические или левосоциалистические, требовавших самоопределения и отделения отдельных территорий и т. д.). Правозащитная деятельность в основном понималась как деятельность, направленная на защиту прав других людей выражать свое мнение и жить по своему усмотрению, даже если это мнение и этот образ жизни не совпадают с мнениями и образом жизни самих правозащитников.

    4)Возникновение диссидентства

    Диссидентская власть оппозиции.

    В конце 1950-х годов в Советском Союзе началось явление, которое через несколько лет превратится в диссидентство. Диссидентами были те представители общества, которые открыто выражали несогласие с общепринятыми нормами жизни в стране и предпринимали конкретные действия, подтверждающие их позицию. Диссидентство как социально-политическое явление было продуктом самой системы организации советского общества. И это было одно из самых ярких направлений морального сопротивления тоталитаризму. Существовало несколько направлений диссидентских движений, самым крупным из которых было движение за права человека, а также религиозные и национальные движения. Особенно активными в 60-е годы были молодые люди, они хотели знать правду об истории террора в Советской России, требовали открытых дискуссий на политические темы. В некоторых вузах страны проводились встречи с пережившими годы репрессий, новое поколение стремилось понять ошибки своих предшественников. Диссиденты 1960-х годов по своему поколенческому составу довольно четко делятся на два потока. Первый поток - маргинальная молодежь начала 1960 - х годов, формирование которой произошло в первые годы после ХХ съезда, а первые публичные публичные проявления-Маяковка, СМОГ-в начале 1960-х. Второй поток-это средний и верхний слой интеллигенции "военного" и старшего поколения, которые уже вошли в систему. Пассивное, но категорическое неприятие идеологического официоза" старшими диссидентами "сформировалось задолго до выступлений "молодых маргиналов", еще в 1940 - е годы, но большинство из них включились в активную оппозицию режиму чуть позже- только с середины 1960-х. Вторая половина 1960-х годов была временем, когда оба поколенческих потока слились в единую диссидентскую среду, основанную на опыте противостояния "маргиналов" и ценностей "старших". Следующее диссидентское поколение, последнее-это "диссидентская наследственность" молодежи второй половины 1970-х годов, которая не была вовлечена в развитие диссидентской системы ценностей, а получила ее в готовом виде и начала создавать своего рода герметическую субкультуру ("котел культуры"). По данным известных исследователей в 1967 г. На территории СССР действовало более 400 неофициальных студенческих групп различного направления (от либералов и народников до неофашистов), которые фактически находились в оппозиции к режиму. Во второй половине 60-х годов также сформировалась такая форма протеста, как создание фондов материальной помощи политзаключенным и их семьям.  С 1969 года диссидентское движение приняло более четкие организационные формы. В мае того же года было создано первое в СССР открытое общественное объединение, не контролируемое властями, - Инициативная группа (ИГ) по защите прав человека (существовала до 1972 года) в СССР. Деятельность ИГ ограничивалась расследованием фактов и составлением обзоров нарушений прав человека, требованием освобождения узников совести и узников специальных больниц. Большим практическим результатом деятельности ИГ стала публикация данных о политических преследованиях в СССР. Появление ИГ стимулировало возникновение и деятельность подобных объединений и кружков в других городах и республиках.

    В 1970 году в Москве был создан Комитет по правам человека в СССР. Инициаторами выступили физик В. А. Твердохлебов и академик А. Д. Сахаров. Комитет стал первой независимой общественной организацией по правам человека, получившей официальное признание: в июле 1971 года он стал филиалом Международной лиги по правам человека, неправительственной организации со статусом консультативного органа при Организации Объединенных Наций, ЮНЕСКО и МОТ. Во второй половине 60-х годов также сформировалась такая форма протеста, как создание фондов материальной помощи политзаключенным и их семьям.

    Национальные движения были особым явлением 60-х и 70-х годов. Их характерные черты: массовость, наличие признанных лидеров, конкретные программы достижения главной цели-национального освобождения, связи с зарубежными центрами, достаточно широкий социальный состав и реальные результаты деятельности.

    В середине 60-х годов в Ленинграде был основан Всероссийский социал-христианский союз освобождения народов (ВСХСОН) во главе с Н. Огурцовым, члены которого утверждали, что существующий строй представляет собой разновидность государственно-монополистического капитализма и тоталитаризма, вырождающегося в крайнюю форму деспотизма.  ВСХСОН видел единственный способ освободить народ от коммунизма - вооруженный, поэтому в 1967 - 1968 годах прошли массовые суды над подпольными социал-христианами.



      1. Направления диссидентского движения

    В диссидентском движении можно выделить три основных направления:

    • Первое-это гражданские движения ("политики"). Самым крупным из них было правозащитное движение. Его сторонники заявляли: "Защита прав человека, его основных гражданских и политических свобод, защита открытыми, законными средствами, в рамках существующих законов-вот главный пафос правозащитного движения… Отталкивание от политической деятельности, подозрительное отношение к идеологически окрашенным проектам социальной реконструкции, неприятие любой формы организации-вот тот комплекс идей, который можно назвать правозащитной позицией";

    • Второе - религиозные движения (верующие и свободные адвентисты седьмого дня, евангельские христиане-баптисты, православные, пятидесятники и др.);

    • Третье - национальные движения (украинцы, литовцы, латыши, эстонцы, армяне, грузины, крымские татары, евреи, немцы и др.).



      1. Этапы диссидентского движения

    Сами члены движения первыми предложили периодизацию движения, в которой они увидели четыре основных этапа.

    Первый этап (1965-1972) можно назвать периодом становления.

    Эти годы были отмечены:

    • Кампания писем в защиту прав человека в СССР; создание первых кружков и групп правозащитной направленности;

    • Организация первых фондов материальной помощи политзаключенным;

    • Активизация позиций советской интеллигенции не только по отношению к событиям в нашей стране, но и в других государствах (например, в Чехословакии в 1968 году, Польше в 1971 году и др.);

    • Публичный протест против ресталинизации общества; обращение не только к властям СССР, но и к мировому сообществу (в том числе к международному коммунистическому движению);

    • Создание первых программных документов либерально-западнического (работа А. Д. Сахарова "Размышления о прогрессе, мирном сосуществовании и интеллектуальной свободе") и почвеннического ("Нобелевская лекция" А. И. Солженицына) направлений;

    • Начало публикации " Хроники текущих событий";

    • 28 мая 1969 года было создано первое в стране открытое общественное объединение - инициативная группа по защите прав человека в СССР;

    • Массовый размах движения (по данным КГБ за 1967-1971 годы было выявлено 3096 "групп политически вредного характера"; предотвращено 13602 человека, входивших в их состав; география движения в эти годы впервые обозначила всю страну);

    • Движение охватывает, по существу, все социальные слои населения страны, включая рабочих, военнослужащих, работников совхозов.

    Усилия властей в борьбе с инакомыслием в этот период были в основном сосредоточены на:

    • Об организации в КГБ специальной структуры (Пятого управления), ориентированной на обеспечение контроля над менталитетом и "профилактику" инакомыслящих;

    • Широкое использование возможностей психиатрических больниц для борьбы с диссидентами;

    • Изменения советского законодательства в интересах борьбы с диссидентами;

    • Подавление связей диссидентов с зарубежными странами.

    Второй этап (1973-1974) принято считать периодом кризиса движения. Это условие связано с арестом, следствием и судом П. Якира и В. Красина, в ходе которого они согласились сотрудничать с КГБ. В результате были произведены новые аресты участников и некоторое угасание правозащитного движения. Власти начали наступление на самиздат. Многочисленные обыски, аресты и судебные процессы прошли в Москве, Ленинграде, Вильнюсе, Новосибирске, Киеве и других городах.

    Третий этап (1974-1975) считается периодом широкого международного признания диссидентского движения. Этот период включает в себя создание советского отделения международной организации "Международная амнистия"; депортацию А. Солженицына из страны; присуждение Нобелевской премии А. Сахарову; возобновление издания "Хроники текущих событий".

    Четвертый этап (1976-1981) называется Хельсинкским этапом. В этот период была создана группа по содействию реализации Хельсинкских соглашений в СССР во главе с Ю. Орлов (Московская Хельсинкская группа - Московская Хельсинкская группа). Основное содержание своей деятельности группа видела в сборе и анализе имеющихся в ее распоряжении материалов о нарушениях гуманитарных статей Хельсинкских соглашений и информировании о них правительств стран-участниц. Ее работа была болезненно воспринята властями не только потому, что способствовала росту правозащитного движения, но и потому, что после Хельсинкской встречи с диссидентами стало гораздо труднее бороться прежними методами. Важно было также, чтобы МГГ установила связи с религиозными и национальными движениями, прежде всего не связанными друг с другом, и начала выполнять некоторые координирующие функции. В конце 1976-начале 1977 года на базе национальных движений были созданы украинская, литовская, грузинская, армянская и Хельсинская группы. В 1977 году в МХГ была создана рабочая комиссия по расследованию использования психиатрии в политических целях.



      1. Этапы и формы диссидентского движения.

    Сами участники движения были первыми, кто предложил периодизацию движения, в котором они видели четыре основных этапа.

    Первый этап (1965 - 1972 г.г.) можно назвать периодом становления.

    Эти годы ознаменовались:

    - «кампанией писем» в защиту прав человека в СССР; созданием первых кружков и групп правозащитной направленности;

    - организацией первых фондов материальной помощи политзаключенным;

    - активизацией позиций советской интеллигенции не только в отношении событий в нашей стране, но и в других государствах (например, в Чехословакии в 1968 году, Польше в 1971 году и т.д.);

    - общественным протестом против ресталинизации общества; апеллированием не только к властям СССР, но и к мировой общественности (включая и международное коммунистическое движение);

    - созданием первых программных документов либерально-западнического (работа А.Д. Сахарова "Размышления о прогрессе, мирном сосуществовании и интеллектуальной свободе") и почвеннического ("Нобелевская лекция" А.И. Солженицына) направления;

    - началом выхода в свет "Хроники текущих событий";

    - созданием 28 мая 1969 года первой в стране открытой общественной ассоциации - Инициативной группы защиты прав человека в СССР;

    - массовым размахом движения (по данным КГБ за 1967 - 1971 годы было выявлено 3096 "группировок политически вредного характера"; профилактировано 13602 человека, входящих в их состав; география движения в эти годы впервые обозначила всю страну);

    - охватом движения, по существу, всех социальных страт населения страны, включая рабочих, военнослужащих, рабочих совхозов,

    Усилия властей в борьбе с инакомыслием в этот период были в основном сосредоточены:

    - на организации в КГБ специальной структуры (Пятого управления), ориентированной на обеспечение контроля за умонастроениями и "профилактику" диссидентов;

    - широком использовании для борьбы с инакомыслящими возможностей психиатрических лечебниц;

    - изменении советского законодательства в интересах борьбы с диссидентами;

    - пресечении связей диссидентов с заграницей.

    Второй этап (1973 - 1974 годы) обычно считается периодом кризиса движения. Это состояние связывают с арестом, следствием и судом над П. Якиром и В. Красиным, в ходе которых они согласились сотрудничать с КГБ. Результатом этого стали новые аресты участников и некоторое затухание правозащитного движения. Было проведено наступление властей на самиздат. Многочисленные обыски, аресты и суды прошли в Москве, Ленинграде, Вильнюсе, Новосибирске, Киеве и других городах.

    Третий этап (1974 - 1975 годы) принято считать периодом широкого международного признания диссидентского движения. На этот период приходятся создание советского отделения международной организации «Amnisty International»; депортации из страны А. Солженицына; присуждении Нобелевской премии А. Сахарову; возобновление выпуска «Хроники текущих событий».

    Четвертый этап (1976 - 1981 годы) называют Хельсинским. В этот период создается группа содействия выполнению хельсинских соглашений в СССР во главе с Ю. Орловым (Московская Хельсинская Группа - МХГ). Главное содержание своей деятельности группа видела в сборе и анализе доступных ей материалов о нарушении гуманитарных статей Хельсинских соглашений и информировании о них правительств стран - участниц. Ее работа болезненно воспринималась властями не только потому, что способствовала росту правозащитного движения, но и из-за того, что после Хельсинского совещания расправиться прежними методами с диссидентами становилось намного сложнее. Важным было и то, что МХГ установило связи с религиозными и национальными движениями, прежде всего не связанными друг с другом, и стала выполнять некоторые координирующие функции. В конце 1976 - начале 1977 г.г. на базе национальных движений были созданы Украинская, Литовская, Грузинская, Армянская, Хельсинская группы. В 1977 году при МХГ была создана рабочая комиссия по расследованию использования психиатрии в политических целях.

    Основными формами диссидентской деятельности являлись:

    1) сбор и распространение запрещенной властями информации (самиздат), которые начинались с перепечатки и распространения отдельных запрещенных художественных произведений (И.А. Бунина, М.В. Цветаевой, А.А. Ахматовой, М.А. Булгакова и др.). Затем появились стенограммы судебных процессов, стали выходить литературно-художественные, общественно-политические, религиозные и др. журналы, содержавшие произведения А.И. Солженицына, А.Д. Сахарова, Р.А. и Ж.А. Медведевых, В. Гавела и др. Наибольшую известность получил информационный бюллетень «Хроника текущих событий», издававшийся с апреля 1968г.;

    Заключение

    Изучив материал, можно сказать, что диссидентское движение является наиболее радикальным, зримым и смелым выражением инакомыслия.

    Начало диссидентскому движению в его классическом варианте было положено в 1965 году арестом Синявского и Даниэле.

    В диссидентском движении можно выделить три основных направления:

    • Гражданское движение;

    • Религиозные движения;

    • Национальное движение.

    Существует четыре стадии диссидентского движения.

    Наиболее активные формы протеста были характерны в основном для трех слоев общества: творческой интеллигенции, верующих и некоторых национальных меньшинств.

    70-е годы были отмечены:

    • Ряд очевидных успехов КГБ в борьбе со всеми формами диссидентства;

    • Непрерывное падение международного авторитета СССР в результате репрессий.

    Все эти тенденции и формы протеста будут признаны и расцветут в период "гласности".

    В конце 1979 года началось "общее наступление" властей на оппозицию. За короткое время (конец 1979-1980 годов) были арестованы и осуждены почти все руководители правозащитных, национальных и религиозных организаций. Вынесенные приговоры стали гораздо более суровыми. Многие диссиденты, отбывшие 10-15-летние сроки, получили новые максимальные сроки. Ужесточился режим содержания политзаключенных. С арестом 500 видных лидеров диссидентское движение было обезглавлено и дезорганизовано. После эмиграции духовных лидеров оппозиции творческая интеллигенция затихла. Однако ухудшение социально-экономической ситуации и продолжение войны в Афганистане усилили оппозиционные настроения в широких слоях общества. В первой половине 80-х годов продолжалась публикация Хроники текущих событий, создавались независимые общественные группы. Власти, несмотря на беспрецедентные репрессивные меры, не смогли искоренить инакомыслие и оппозицию, которые подорвали неосталинистский режим и сформировали в общественном сознании убежденность в необходимости радикальных перемен.

    Список литературы

    1. Алексеева А. А. История инакомыслия в СССР. М., 1992 г.

    2. Верт Н.История Советского государства. 1900-1991. Москва, 1998.

    3. Геллер М. История России, 1917-1995, Москва, 1996.

    4. Панова М. А. А. Д. Сахаров и правозащитное движение в СССР, 1955-1989.

    5. Политическая история России / под ред. Журавлева В. В., М., 1998.

    6. Советское общество в 70-е годы: опыт, проблемы, М., 1988 г.


    написать администратору сайта